Реферат
«Социальная поддержка как фактор воспроизводства человеческого потенциала»
- 16 страниц
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Заключение
Приложения:
(Прил.1)
(Прил. 2)
(Прил. 3)
Литература:
«Сегодня государство обеспечивает только социальные
программы и больше ничего.
В нашем бюджете 73% – это социальные расходы.
В этом году будет 75%,
в следующем году – 77%. Но эти 77 % – это наши социальные обязательства.»
(Из ответов на вопросы в ходе прямого эфира на
Башкирском спутниковом телевидении 4 сентября 2013 г.)
Рустэм Хамитов
В условиях современной экономики все более общепризнанным становится тот факт, что человеческий потенциал является доминирующим фактором экономического роста и социального развития, поскольку он определяет темп и уровень развития национальной экономики. В настоящее время человеческий потенциал является основным богатством и наиболее ценным ресурсом любого общества, а главным критерием социально-экономического прогресса выступают достижения в области развития человека и удовлетворения его потребностей. Развитие человеческого потенциала становится приоритетной стратегической задачей. Уровень человеческого развития определяет степень развития страны. Поэтому проблема формирования, сохранения и развития человеческого потенциала входит в разряд первоочередных задач государственной социально-экономической политики и заключается в разработке программ управления процессом становления человека как профессионала и гражданина, развивающего и реализующего свой потенциал в социально приемлемых формах.
Прежде чем раскрыть тему «Социальная поддержка как фактор воспроизводства человеческого потенциала», надо дать определения понятиям «социальная поддержка» и «человеческий потенциал».
Термин «социальная поддержка» появился в общественно-политической практике в РФ еще в начале 90-х годов ХХ века. Принятие указа Президента РФ от 26 декабря 1991 года № 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году» позволило образовать республиканский и территориальный фонды социальной поддержки населения, средства которого расходовались органами социальной защиты населения на оказание материальной помощи нуждающимся (лицам, имеющим среднедушевой совокупный доход ниже установленного прожиточного минимума), улучшение социального обслуживания и др. Фонды социальной поддержки рассматривались в качестве дополнительных (резервных) источников финансирования мероприятий по социальной защите.
Вместе с тем единства в определении понятия «социальная поддержка» нет. На сегодняшний день сложились следующие подходы к определению понятия «социальной поддержки»: социальная поддержка – система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, права защиты и введения иных льгот. Социальная поддержка сводится к оказанию помощи и, т.о., отождествляется с термином «социальная помощь»; социальная поддержка – деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения. Часто социальная поддержка рассматривается как нематериальный, информационный ресурс (содействие в поиске работы, трудоустройстве, получении профессии, обучении, поиску способов по выходу из сложившейся трудной жизненной ситуации и т.п.).
В Республике Башкортостан проживают более 4 млн. человек, практически каждый третий житель является получателем какой-либо меры социальной поддержки. (Прил. 1)
Человеческий потенциал (ЧП) – это системная совокупность способностей индивида, социальных групп и общества к действиям, взаимодействиям и отношениям, обеспечивающая их жизнедеятельность и его воспроизводство. В определённых условиях, при наличии необходимых ресурсов ЧП реализуется в труде. Величина ЧП и его изменения оцениваются количественными и качественными характеристиками.
Изучение особенностей процесса воспроизводства человеческого потенциала позволило сформулировать принципы, на которых должно основываться управление этой сложной подсистемой организации.
1. Принцип долгосрочности означает, что для достижения уровня развития человеческого потенциала соответствующего требованиям современной экономики необходим значительный период времени. Этот организационный ресурс накапливается годами, и сам в значительной степени определяет свое развитие.
Результаты влияния развития человеческого потенциала на эффективность функционирования организации также проявляются в течение длительного времени и в различных формах. Управление человеческим потенциалом требует учета постепенности, эволюционного характера его развития, объективных организационных законов, в частности, «закон наименьших», в силу которого прочность цепи определяется наиболее слабым ее звеном, а возможности развития человеческого потенциала наиболее слабым ее элементом.
2. Принцип ситуативности требует предварительной диагностики сложившихся конкретных условий в организации, применение различных исходных этапов управления развитием человеческого потенциала в зависимости от сложившейся ситуации.
Результаты диагностики человеческого потенциала предопределяют подходы к его дальнейшему развитию. Методы воздействия на человеческий потенциал будут различными, в зависимости от уровня развития наиболее слабого элемента.
3. Принцип отрицания силового воздействия предполагает, что человеческий потенциал не поддается простому манипулированию, а способен развиваться лишь в условиях, способствующих формированию творческих начал.
4. Принцип комплексности оценки предполагает, что оценка воздействия человеческого потенциала на деятельность экономической системы должна учитывать не только прямое воздействие на эффективность организации, но и множество неявных направлений его влияния.
В Республике Башкортостан идет процесс формирования системы социального и трудового права, касающегося социальной защиты отдельных категорий граждан. Приняты Трудовой кодекс Республики Башкортостан, законы «О занятости населения в Республике Башкортостан», «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан», «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил» и другие законодательные акты о мерах по социальной защите малообеспеченных групп населения, участников локальных войн и конфликтов, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, беженцев и вынужденных переселенцев, детей и многодетных семей, молодежи и т.д.
Ежегодно в республике разрабатывается и утверждается Комплексная программа социальной поддержки населения, охватывающая главным образом наиболее социально уязвимые слои с целью предотвращения их дальнейшего обеднения.
Иванова Л. Х. (министр труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан): «2014 год стал переломным для системы социальной поддержки. Территориальные органы были ликвидированы и создано новое учреждение с тем же функционалом – Республиканский центр социальной поддержки населения. В наших планах продолжить реформирование системы в рамках нового федерального закона о социальном обслуживании населения, вовлечение в эту сферу негосударственного сектора, переход к «реабилитационным сертификатам», а также полная информатизация отрасли. Особое внимание – профилактике семейного неблагополучия. Продолжится совершенствование оплаты труда работников учреждений, двигаемся к заключению эффективных контрактов. Развитие мер социальной поддержки направлено на усиление адресности и упрощения процедур их получения для граждан, внедрение социального контракта. Перспективу работы Республиканского центра социальной поддержки населения мы видим в централизации выплат на уровне аппарата и создания на местах клиентских служб в 2015 году. Повышение качества жизни пожилых людей через продление активного долголетия является отражением эффективности начатых программ. Предстоит совершенствовать качество обучения пенсионеров, развивать возможности социального туризма с софинансированием сертификатов со стороны благотворителей. Доступная среда становится по-настоящему государственной идеологией. В ближайшие годы с помощью федеральных субсидий планируем увеличить долю инклюзивных школ до 15 %, довести число адаптированных объектов социальной инфраструктуры до 50 %, открыть реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста, основным профилем которого будет профессиональная реабилитация и дальнейшее трудоустройство.»
Задачей Республиканского центра является осуществление государственных функций по предоставлению гражданам, мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством (всего порядка 80), то есть практическое их предоставление. Наряду с этим Центр будет осуществлять организационную и аналитическую работу по направлениям деятельности, являться держателем информационной базы получателей мер социальной поддержки. Республиканский центр социальной поддержки населения имеет в своей структуре аппарат, который обеспечивает организацию и координацию работы учреждения по всей территории республики, и 18 филиалов, не являющихся юридическими лицами. В структуру филиалов центра входят отделы, осуществляющие работу с населением на соответствующей территории. Таким образом, в каждом муниципальном районе и городском округе функционирует структурное подразделение центра социальной поддержки. Руководство Центром осуществляет директор по принципу единоначалия, который назначается на должность министром труда и социальной защиты населения. Создание Республиканского Центра социальной поддержки населения было обусловлено, в первую очередь, необходимостью совершенствования методов управления системой социальной поддержки и технологии работы в ней, обеспечения организационного единообразия на всей территории республики по предоставлению населению мер социальной поддержки, а также усилением контроля за их предоставлением. В текущем году Центром планируется организовать прием населения по принципу «клиентской службы», централизовать выплату всех пособий: на первом этапе – на уровне филиалов, а в дальнейшем – на уровне аппарата Центра. Этому будет способствовать внедренный в настоящее время программный продукт «Адресная социальная помощь». (Прил. 2)
Ежегодно в республике разрабатывается и утверждается Комплексная программа социальной поддержки населения, охватывающая главным образом наиболее социально уязвимые слои с целью предотвращения их дальнейшего обеднения.
Появляются новые законы, например :
1. Закон «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» (в ред. Законов РБ от 27.10.2008 N 35-з, от 17.12.2008 N 80-з, от 27.12.2013 N 29-з)
2. Закон «О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан»
(в ред. Законов РБ от 06.12.2005 N 255-з, от 28.06.2007 N 442-з, от 10.12.2007 N 495-з, от 17.12.2008 N 81-з, от 13.07.2009 N 155-з)
3. Закон «О социальной поддержке инвалидов в Республике Башкортостан»
(в ред. Законов РБ от 24.05.2006 N 318-з, от 24.11.2008 N 67-з, от 30.04.2010 N 255-з, от 17.12.2011 N 472-з, от 28.04.2012 N 532-з, от 29.05.2014 N 109-з)
4. Закон «О вознаграждении, причитающемся приемным родителям и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье»
(в ред. Законов РБ от 28.12.2006 N 398-з, от 10.12.2007 N 500-з, от 17.12.2008 N 79-з, от 05.12.2011 N 462-з, от 03.07.2012 N 550-з, от 29.11.2013 N 15-з, от 01.12.2014 N 159-з)
В республике проводится большая работа по улучшению социальной защиты материнства, детства, социальной защиты пожилых людей и инвалидов (детей-инвалидов и инвалидов взрослых). Приняты и действуют Семейный кодекс, законы «Об охᴘẚʜᴇ семьи, материнства, отцовства и детства», «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан», «О ветеранах войны, труда и вооруженных сил», Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 октября 2007 «Концепция развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007-2011 годы и на период до 2015 года» № 296, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 15 января 2007 года № 5 «О государственных стандартах социального обслуживания населения в Республике Башкортостан» и ряд других нормативных правовых акᴛᴏʙ, защищающих права и интересы семьи и инвалидов.
Помимо законодательного закрепления прав и свобод, государство обеспечивает их обязательное соблюдение. К сожалению, в условиях всеобщего кризиса и хаоса имеет место нарушение некоторых прав и свобод человека (задолженность по оплате труда, пенсиям и пособиям, направление работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска и т.д.).
1.Баймурзина Г.Р. Реализация принципов концепции достойного труда в России: региональный аспект (на примере республики Башкортостан) / Г.Р. Баймурзина, Р.М. Валиахметов, Р.П. Колосова. – Уфа, 2012. – 215 с.
2.Гумерова Л.С. О социальной политике Республики Башкортостан // Социал. работа. - 2014. - № 2. - С. 2.
3.Кабанова О.Н. Предоставление мер социальной поддержки в Республике Башкортостан // Социал. работа. - 2014. - № 2. - С. 5-6.
4.Кузнецова А.Р. Кадровый потенциал и социальная защита населения Республики Башкортостан / А.Р. Кузнецова, Р.З. Саитова. – Астана, 2014. – 269 с.
5.Чинаев Т.В. О некоторых аспектах социальной защиты населения в Российской Федерации и Республике Башкортостан / Т.В. Чинаев, К.С. Нестерова // Единое экономическое пространство: новые вызовы и решения: сб. науч. ст. II молодеж. науч. форума, 10 дек. 2013 г. / Уфим. гос. ун-т экономики и сервиса ; [ред. кол. Р.И. Маликов и др.]. - Уфа, 2013. - С.265-267.
6.Официальный сайт «Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан».
Тема: | «Социальная поддержка как фактор воспроизводства человеческого потенциала» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 16 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Управление процессами социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов в МО Динской район (преддипломная практика)
Дипломная работа:
Подготовка к школе как фактор успешной адаптации
Контрольная работа:
Предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан
Курсовая работа:
Внебюджетные социальные фонды как основные источники финансирования мероприятий по социальной защите населения
Курсовая работа:
Трансформация социальной политики