Дипломная работа
«Поликультурное воспитание в условиях многонациональной школы»
- 74 страниц
Введе-ние….3
Глава I Теоретические аспекты проблемы поликультурного вос-питания школьников…8
1.1. Поликультурное воспита-ние…9
1.2. Патрио-тизм….16
1.3. Толерантность….23
Вывод к главе I….29
Глава II….31
2.1.Воспитание патриотизма …31
2.2. Формирование толерантности в школе….36
2.3. Итоги экспериментальной работы по формированию толерантности на уроках ИЯ….50
Вывод к главе II….52
Заключе-ние…55
Библиогра-фия….57
Приложение….60
Актуальность проблемы
Небывалое по своим масштабам на всей территории бывшего СССР привело к чрезвычайной актуализации проблем поликультурного воспитания. Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональные отношения одна из сложнейших, если не самая сложная, сторона общественного развития не только в Российской Федерации и государствах СНГ, но и во многих странах мира.
Организация Объединенных наций и ЮНЕСКО всегда вкладывали в понятие «стремление к миру» более широкий позитивный смысл, нежели просто отсутствие войны. Так, в учредительной декларации ЮНЕСКО отмечается, что мир, основанный лишь на политических и экономических соглашениях правительств, не сможет завоевать прочной поддержки народов, для этого он «должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». Это положение нашло отражение и в Уставе ЮНЕСКО, где указываются пути, ведущие к миру: взаимопонимание народов и уважение достоинства человеческой личности, международное сотрудничество во всех областях научной и культурной деятельности.
Формирование культуры представляется как целостная система, со-стоящая из двух взаимосвязанных звеньев: 1) развития национального самосознания учащихся на базе своей культуры, языковой среды; 2) овладения достижениями мировой культуры, системой общечеловеческих ценностей.
Среди нынешнего молодого поколения некоторых народов России, когда долгие годы молодежь нерусских народов не имела возможности для полного национально – культурного самовыражения и саморазвития, существует необходимость формирования у личности здорового самосознания и достоинства, чувства привязанности к своему народу, уважения его истории, культуры, знания языка. К сожалению значительная часть подрастающего поколения нерусских народов во многих регионах России, не имеют навыков и умений употребления родной речи, знаний и представлений об историческом прошлом своего народа. Преодоление подобного состояния является одной из важнейших педагогических задач нашего времени.
Наиболее актуальная задача поликультурного воспитания в многонациональных регионах России, каковым является и Республика Башкортостан, основу которой составляют три наиболее многочисленных (башкиры – 29, 9 % , русские – 39, 9 %, татары – 28, 4 %) народов.
Такая структура общества, а следовательно и подрастающего поколения, создает специфические условия поликультурного воспитания, требует оригинальных методов и подходов воспитания личности.
Как известно в условиях общеобразовательной школы закладываются основы поликультурного воспитания. Именно в школьный период происходит формирование зародыша этничности в душе и сознании любого человека. Так, в многонациональных школах наибольшую воспитательно-педагогическую нагрузку при формировании поликультурного воспитания несет на себе предмет ИЯ через который учащиеся больше узнают культуру различных народов и наций, формирует образовательный фундамент национального самосознания и терпимости по отношению к другим народам, которые помогают через чужую культуру узнать свою культуру получше. Поэтому, воспитание в человеке невозможно без создания образовательных программ, методик, посвященных изучению поликультурного воспитания в целом.
Цель исследования. На основе изучения имеющейся педагогической литературы и использования личного опыта преподавания в школе, исследовать поликультурное воспитание у учащихся многонациональной городской школы.
Объект исследования. Процесс формирования поликультурного воспитания у учащихся средней школы.
Предмет исследования. Педагогические условия поликультурного воспитания в процессе преподавания гуманитарной дисциплины в многонациональной городской школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что поликультурное воспитание представляет собой процесс формирования гармонично развитой устойчивой личности. При этом создание теоретико-информационной основы глубокоосмысленного основанного на достоверных знаниях поликультурного воспитания возможно только в рамках системного изучения всего комплекса информации, относящейся к феномену культуре межнациональных отношений и культуре различных народов, толерантности, патриотизму.
Задачи исследования:
- Осуществить методологический и теоретико-педагогический анализ основных проблем, относящихся к процессу поликультурного воспитания;
- На основе изучения отечественных учебников, педагогических журналов, авторских методик выявить эффективность сложив-шейся в современной школе структуры поликультурного воспи-тания;
- Исследовать особенности и преимущественные методы поликультурного воспитания в курсе изучения И. Я. в средней школе;
- Разработать конкретные методические рекомендации по поли-культурному воспитанию в процессе преподавания И. Я. в сред-ней школе.
Методологическая основа исследования. Методологической осно-вой исследования выступает идея об обязательном правовом характере регулирования межнациональных отношений на основе баланса интересов в поликультурной среде.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования является достижения психолого-педагогической мысли о развитии личности, учение о соотношении национального и общечеловеческого в жизни народа.
Методы исследования. В качестве основных методов исследования использовались комплексно как способы теоретического анализа (изучение психологической и педагогической литературы), так и эмпирические методы (изучение массового передового опыта, наблюдение, изучение школьных и программных документов, анкетирование).
Опытно – экспериментальная база. Экспериментальной базой ис-следования явилась средняя школа № 2 г. Белебея в которой был за-действован 10 «А» класс.
Исследование проводилось поэтапно с 2003 по 2005 гг.
На первом этапе 2003 г. была проанализирована научно – методиче-ская литература по проблемам поликультурного воспитания. Был проведен анкетный опрос.
На втором этапе 2004 г. в связи с плохими результатами ответов учащихся были разработаны учебные и игровые занятия со школьниками на уроках ИЯ, и с целью проверки был проведен во второй раз тот же самый анкетный опрос.
На третьем этапе 2005 г. подведение конечных итогов, сформулированы выводы.
Теоретическая значимость исследования определяется, прежде всего, поставленными и задачами, и могут быть сведены к следующим положениям:
1. Осуществлен анализ исследования проблемы поликультурного воспитания.
2. Изучено содержание и приведена своя интерпретация основных понятий, относящихся к педагогике поликультурного воспитания, таких как «патриотизм» «толерантность» «культура межнациональных отношений» и др.
3. Выявлена и определена степень эффективности сложившейся в средней школе структуры поликультурного воспитания в процессе преподавания ИЯ
4. Теоретически разработаны основные методы и формы, способные обеспечить поликультурное воспитание.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- результаты, полученные в ходе работы над поликультурным воспитанием использовались для углубленного изучения проблем различных культур и народов и межнациональных отношений другими школами как: Чувашская гимназия, Башкирская гимназия, Татарская гимназия.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные теоретические выводы и практические результаты изложенные в работе «поликультурное воспитание в условиях городской многонациональной школы» прошли апробацию в следующих формах: содержание, выводы и обобщения, которые докладывались на педагогических совещаниях, семинарах, школьно – методических собраниях г. Белебея.
Структура ВКР Работа состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения и приложений.
Глава I Теоретические аспекты проблемы поликультурного вос-питания школьников
Непрофессиональные, импульсивные призывы к упразднению воспитания, попытки «очистить» общественное сознание от советского наследия, противопоставить всему просоветскому систему общечеловеческих ценностей привели к негативному отношению властей к традиционно проводившейся в стране воспитательной работе. Практически прекратился общественный и административный контроль за решением задач воспитания.
Сложившаяся критическая ситуация подтолкнула руководство страны, деятелей науки, культуры, образования к поиску общенациональной, общероссийской объединительной идеи. В ходе ее публичного обсуждения сталкиваются самые различные, порой противоположные позиции. Объединяющей основой одни признают полузабытые ценностные ориентиры (монархизм, соборность и т. д.), другие предлагают решать проблемы федерации военным путем.
Ряд общественно-политических движения предъявляют друг другу обвинения в развале «великой мировой державы», разрушении «дружбы народов и толерантности». Спекулируя на ностальгии по прошлому, они призывают граждан «объединить народы на основе державного патриотизма и религиозных ценностей». Возникли две угрозы: справа - ультрапатриотизм, перерастающий в фашизм, слева - военный коммунизм. Все это приводит к оживлению различных мировоззрений националистического и шовинистического толка. В последнее время многие государственные и общественные деятели, ученые, служащие религиозных конфессий основной идеей, способной сплотить российское общество, укрепить единство и целостность федеративного государства, считают идею российского патриотизма и дружбы народов и толерантность по отношению к ним.
Между тем работники школ, вузов, широкая педагогическая общест-венность с тревогой отмечают запущенность воспитательной работы, полагая, что самой острой для семьи, школы, общества и государства стала проблема воспитания новых поколений россиян. В программе развития воспитания в системе образования России (утверждена приказом Мин. образования Р. Ф. от 18. 10. 1999 г. за # 574) говорится о том, что «главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи». В ней подчеркивается, что гражданское патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании.
Сегодня требуются новые подходы к разработке методологии и теории воспитания. Думается, основным препятствием на пути выполнения учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ социального заказа федеративного государства по воспитанию детей, молодежи, населения в духе патриотизма, дружбы народов, толерантности является отсутствие теории, разработанной с учетом перемен, происшедших в последние годы.
Для создания такой теории необходимо интегрировать знания, накопленные языкознанием, формировании национальных, гражданско-патриотических и общечеловеческих чувств и сознания, этнологией. Педагогическая интеграция знаний этих наук и воспитания людей разных наций в духе взаимоуважения дают возможность исследовать проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, толерантности, создать логически взаимосвязанную, целостную систему знаний.
Рассмотрим одно из этих проблем воспитания.
1.1 Поликультурное воспитание: сущность, структура, основ-ные направления совершенствования
Поликультурная программа деятельности педагогов, обеспечивающая единство и взаимосвязь поликультурного воспитания школьников, опирается на следующие принципы: идейность всей воспитательной работы; раскрытие гуманистического характера, предполагающего воспитание не только любви и уважение к человеку вне зависимости от его расовой и национальной принадлежности, но и непримиримости ко всем проявлениям национального эгоизма, местничества, фетишизации старых обычаев и традиций, народность которая в современных условиях сближается с чувством общенациональной гордости людей.
Таким образом, поликультурное воспитание – это сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни.
Поликультурное воспитание связано со всеми учебными предметами в школе. Важную роль призвано сыграть здесь изучение иностранных языков как средства коммуникации между людьми, представляющими разные страны и народы. Лидирующее место среди иностранных языков в мире принадлежит английскому. По данным Британского Совета, на английском говорят 800 миллионов человек, на нем осуществляется 75 % международных почтовых отправлений, телексов, факсов. Система Интернет также работает в основном на английском языке. Он же – ведущий язык бизнеса, финансов, один из шести рабочих языков ООН.
Языковая культура – неотъемлемая часть культуры человека в целом. А одной из важнейших целей обучения иностранным языкам в школе названо формирование у школьников уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.
Для содержания и стиля английского языка характерно особое уваже-ние к собеседнику, желание не нанести ему обиды, не подчеркнуть превосходства говорящего. В английском языке отсутствует местоимение «ты», это предполагает, что люди обращаются друг к другу только на «вы».
Многие английские слова и выражения характеризуют бережное отношение к индивидуальной, частной жизни человека. Специальный термин «privacy» (личная, частная жизнь) «Мой дом – моя крепость» отражают уважение к частной, семейной жизни.
Таким образом, перед учителем должна остро стоять задача – ярко и аргументировано пропагандировать преимущества сближения всех национальностей, раскрыть содержание духовного потенциала каждой нации, глубоко раскрыть характер людей. Для этого на уроках иностранного языка соблюдаются все праздники как башкирские, татарские, русские, так и английские, где учитель подробно рассказывает о них, для того чтобы у ребенка возник интерес через свои национальные праздники, традиции к английским праздникам.
Он не только оставляет в сердце ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает. Праздник – душа народа. Так было во все времена. Праздник воспитывает нравственным содержанием. Каждый педагог не раз задумывался о существе праздника. Но вряд ли он пытался соединить два понятия - «педагогика» и «праздник». Мы привыкаем к словам, и по сложившемуся восприятию серьезное и академическое - «педагогика» и звонкое эмоциональное - «праздник» кажутся не сочетаемыми. Но это лишь на первый взгляд. Праздники рождают в душе ребенка светлые благородные чувства. Вот основные из них:
Christmas Day (Первый день Рождества). Этот праздник отмечается 25 декабря. Люди украшают свои рождественские елки, идут в церковь, открывают рождественские подарки, кушают рождественскую пищу.
Boxing Day (Второй день Рождества, день рождественских подарков). Этот праздник отмечается 26 декабря. В этот день люди дарят друг другу подарки.
Good Friday (Великая/страстная пятница). Этот праздник отмечается перед пасхой. В этот день люди кушают булочки. На Пасху люди дают друг другу шоколад, пасхальные яйца.
Но как бы нам не хотелось, их праздники не могут проникнуть в русскую душу, в русский дух, что нельзя говорить о наших русских праздниках, с которыми мы живем, такие как:
Вербная неделя. Это праздник весны. На вербной неделе в столи-цах учреждены детские базары. Освещенная верба у нас в России то же, что пальмовая ветвь Палестины, уважается высоко и сохраняется у рус-ского народа в течение целого года.
Святая Пасха празднуется торжественным образом во всех христианских странах. Яйцо от одного христования считается «наисвященнейшим», и его сохраняют целый год до нового христования.
Масленица. Во всю масленицу пекут блины, оладьи. В эти дни русский человек предается широкому разгулу. Это последний зимний праздник - Прощеное Воскресенье. Сцены русской масленицы заключается провожанием ее и прощением. На Масленице русские посещают друг друга, целуются, прощают, мирятся. По окончании Масленицы все идут в баню.
Рождество Христово. Оно приходится на 25 декабря / 7 января. В этот день церковь отмечает рождение Иисуса Христа. В канун Рождества в церквях совершаются службы, царские часы (в 3, 6 и 9 часов утра и в 3 часа дня). Обязательным блюдом трапезы является кутья. Скромная пища не допускается. По окончании трапезы часто остававшиеся кутьи дети разносили по домам бедняков. Затем устраиваются гадания.
Башкирский народ должен быть горд, потому что живет в Башкирии, а из этого следует, что мы должны быть вдвойне рады, так как башкирские праздники нигде не отмечаются кроме Башкирии. Получается, что люди, живущие здесь, отмечают два праздника, и башкирские и российские.
Но мы должны признаться, что башкирские праздники нам дороже, потому что мы выросли в их окружении. Эти праздники праздновались, празднуются и будут праздноваться из поколения в поколение.
Перечислим основные из них:
Сабантуй - является народным праздником. Это праздник плуга, который праздновался перед началом пахоты, после посевных работ, перед сенокосом. Постепенно он стал главным народным праздником башкир, и в наши дни отмечается в начале июня после завершения посевных работ. Традиционно на Сабантуе устраиваются различные состязания: в беге, скачке на лошадях, лазании по столбу и т.д. На поле готовятся кушанья: мясо, колбаса, бишбармак. Праздник затихает под вечер. Все это точно также проходило и в ранние времена.
Ураза Байрам (Праздник Разговления) - это второе по значению торжество (после праздника жертвоприношения), длящееся три первых дня месяца Шавваль. Оно знаменует собой окончание поста в течение всего месяца Рамазан. Устав праздника Разговления был учрежден самим Пророком Мухаммедом и с тех пор остается неизменным. Он начинается с раздачи нуждающимся и неимущим милостыни на разговление (деньгами, продуктами или готовой пищей), ибо, по завету Пророка, без этой милостыни Аллах не зачтет времени поста. Затем на совместной полуденной праздничной молитве и проповеди верующие прощаются с месяцем Рамазан и благодарят Всевышнего за дарованную твердость в воздержании от соблазнов нарушить пост. После чего мусульмане посещают могилы родных и близких. Заканчивается день взаимными подарками и разговлением - праздничной трапезой в кругу семьи.
Курбан Байрам (Праздник Жертвоприношения). Этот праздник по - другому называется Великим праздником. Он продолжается с 10 по 13 день месяца Зуль - хиджжа, празднуют его дома.
После утренней молитвы и полуденной жертвенной проповеди, главное событие праздника, давшее ему название. Третья часть мяса жертвенного животного выделяется на праздничную трапезу жертвователя, его семьи и гостей, а остальные две трети передаются для угощения бедным. В жертву приносится корова, теленок, верблюд, баран, овца. Традиционный обряд заклания сопровождается произнесением посвящений, словословий и чтением молитв. После чего мусульмане посещают могилы родных и близких и с гостинцами и подарками навещают родственников и друзей.
Все перечисленные русские и башкирские праздники и традиции создают атмосферу чего-то возвышенного и родного чего нельзя сказать об иностранных праздниках.
Таким образом, на уроке происходит очень эффективный взаимообмен информации, что помогает детям лучше усвоить характер, содержание к изучаемому языку.
В нашей стране на основе успехов в создании общества создаются новые благоприятные предпосылки для формирования и развития человека.
Центральным звеном любой воспитательной системы является соответствующий педагогический процесс. В современной теории педагогики он рассматривается как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение стоящих перед системой задач.
Целью осуществления процесса поликультурного воспитания яв-ляется формирование межнациональных убеждений личности, опреде-ляющих всю структуру ее ценностных ориентаций, установок и чувств, побуждающих и направляющих ее общественно – политическую, познавательную активность.
Важнейшими задачами поликультурного воспитания учащихся в современных условиях является следующее:
- создание у школьников в процессе обучения целостной системы этнических знаний;
- вооружение школьников основными навыками и умениями обществен-но политической деятельности, обеспечивающими их активно-деятельную позицию в процессе поликультурного воспитания;
Решение сложных задач поликультурного воспитания учащихся, обеспечиваются прежде всего правильным определением содержания этого процесса. Рассматривая поликультурное воспитание можно определить следующие основные требования к отбору и построению его содержания:
- соответствие содержания всей воспитательной работы с учащимися принципам патриотизма;
- обеспечение единства поликультурного и патриотического воспитания, развитие у школьников уважение к деятельности каждой нации и народности по подъему культуры;
- последовательная реализация намеченного реформой школы совершенствования преподавания, нацеленного «на формирование высоких нравственных качеств, и гордости за свою страну».
Несомненно, что в содержании поликультурного воспитания в каждый конкретный период всегда будет выделяться ведущее направление организации всей межнациональной работы школьников. Сегодня нет на Земле более актуальной проблемы, чем сохранение мира, обеспечение мирного будущего всем народам. В современных условиях необходимо добиваться того, чтобы формы, методы организации поликультурной работы с учащимися не только обеспечивали постоянное воздействие на формирование у них необходимого уровня культуры, но и определяли позицию каждого участника всех коллективных дел. Важнейшим условием формирования такой позиции является гармоничное сочетание в деятельности педагога массовых и индивидуальных форм работы. Необходимо учитывать, что в любой воспитательной деятельности определяются знанием и умением педагога использовать возрастные особенности каждого учащегося. В индивидуальном подходе нуждается каждый школьник, а не только тот, кто чем-то выделяется в положительном или негативном плане из общей массы. Индивидуализация педагогического процесса не означает, однако, что надо слепо следовать за интересами, возможностями, склонностями воспитанников. Надо уметь организовать интересы ребят, из всей массы интересов, целесообразных и нецелесообразных – всяких, надо уметь выбрать те интересы, которые важны для той цели, которая имеется в виду.
Таким образом, в поликультурном воспитании выделяются следующие направления: обеспечение мировоззренческого потенциала, использова-ние разнообразных средств и методов поликультурного воспитания и педагогически целесообразное, последовательное сочетание массовых и индивидуально – дифференцированных форм в осуществлении поликультурной деятельности школьников.
Таким образом воспитание патриотизма, а также формирование толерантности осуществляется в процессе многообразной учебно-воспитательной деятельности проводимой школой. В школе воспитание патриотизма и формирование толерантности приобретает более плано-мерный, широкий, разносторонний характер. Этот процесс осуществляется успешно, если педагогическое руководство проявляется в единстве мотивационного, ориентационного, исполнительского и оценочного элементов, смысл которого состоит в том, чтобы обеспечить целенаправленное, скоординированное функционирование всех составных частей педагогической системы. Но это единство достигается в том случае, если субъекты воспитания к каждому из названных элементов подходят как к сложным структурам. Так, ориентационный элемент, выражающийся в целеполагании и планировании толерантской и патриотической работы, наиболее полно проявляется в органическом единстве перспективного, календарного и текущего планирования; исполнительский - в овладении субъектами программой - системой и соответствующей методикой, выработке положительной мотивации, обобщении и распространении передового педагогического опыта, материальном и организационном обеспечении развертывания толерантской работы в школе. Оценочный элемент включает количественные и качественные, суммарные и личностные, итоговые, промежуточные и разовые критерии и показатели, отражающие интеллектуальную - действенно - практическую и мотивационную стороны уровня воспитанности школьников. Только в совокупности все они дают возможность относительно верно судить об эффективности системы формировании толерантности и патриотического воспитания.
Что касается понятия культуры межнациональных отношений прежде всего нужно иметь в виду, что в лексическом значении слово культура обозначает «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, совершенное умение». С этой точки зрения культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и разви-тия этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого - либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.
Следует отметить, что раньше, когда существовал Советский союз как единое государство, в педагогике речь шла обычно о воспитании советского патриотизма и интернационализма, причем последние мыслились как дружба между народами, строящими социалистическое общество. Как видели, понятия эти были слишком политизированы. Теперь же они приобрели свой истинный этнический смысл, и в настоящее время более правильно говорить о воспитании патриотизма и культуры межнациональных отношений как нравственных качествах личности.
К содержанию патриотизма относится чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
К содержанию литературы межнациональных отношений относится: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.
Таким образом, воспитание патриотизма и культуры межнацио-нальных отношений представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.
На формирование у подрастающего поколения стремления и го-товности к защите, к любви Родины оказывают влияние самые разнооб-разные воздействия. И нужный результат воспитательной работы может быть достигнут лишь при условии, что эти воздействия осуществляются в определенной системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательного процесса. Наличие такой системы позволяет исключить противоречивость влияний на школьника, избежать дублирования, создать условия для организации комплексных воздействий, которые, взаимодополняя друг друга, дадут наилучший педагогический эффект.
Ведущим признаком поликультурного воспитания является ее структура как функциональное единство компонентов, находящихся во взаимосвязи и во взаимодействии. Чем более четко структурирована система поликультурного воспитания, более точно определены ее цель и функции, тем эффективнее процесс формирования патриотов Родины. Но происходит это только в том случае, если в систему включаются в силу их специфики наиболее активные компоненты. Их взаимодействие, взаимопроникновение выступают одним из основных условий эффективного функционирования системы поликультурного воспитания. Одним из основных элементов системы поликультурного воспитания является учебный процесс. Успешное его функционирование, влияющее и на другие компоненты педагогической системы, происходит при условии наиболее полного и всестороннего использования заложенных в учебном процессе и только ему присущих возможностей целенаправленного, постоянного и все усложняющегося влияния на формирование у школьников стремления к толерантности. Это условие реализуется благодаря органическому единству содержательных и методических решений при достаточном матери-альном обеспечении учебного процесса.
Итак, система поликультурного воспитания - это совокупность определенного содержания, методов, направлений, обеспечивающих при условии максимальной плотности связей между собой наиболее успешное, целенаправленное и последовательное формирование у школьников – толерантности.
Развитие практики поликультурного воспитания школьников, уг-лубление специфики его целей, задач, содержания позволяет сформули-ровать целостную специфическую систему научных знаний, адекватно отражающих реальные пути и способы успешного формирования у школьников толерантности.
Акбулатов И.М. Праздники в Исламе. – У.: Литера, 1992. – 48 С.
2. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1953. – 406 С.
3. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. // Педагогика 2001. – № 4. – С.
4. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. – М.: Просвещение, 1986. – 208 С.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Педагогика, 1998. – 555 С.
6. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. – М.: Просвеще-ние, 1984.- 567 С.
7. Зубайраев А.Л. Патриотическое воспитание. – М.: Педагогика, 1990. – 205 С.
8. Исламова З.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Уфа.: БГПУ, 2002. – 202 С.
9. Кленова Н.А. Что нужно знать о толерантности. // Образование в современной школе. – 2003. – № 7 – с. 13 – 17 С.
10. Конжиев Н.М. Система патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986. – 144, 1991.- 325 С.
11. Культура межнационального общения. – М.: Педагогика, 2003. – 325 С.
12. Лебедева О. В. История школы педагогики. – М.: Педагогика, 2003. – 108 С.
13. Мубина З.Ф. Воспитание национального самосознания межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе. – У.: Педагогика, 1998. – 23 С.
14. Пряникова В.Г. Межнациональное воспитание в коллективе школьников. – М.: Просвещение, 1987. – 128 С.
15. Роков Г.О. Национальное патриотическое воспитание. – М.: Просвещение, 2000. – 208 С.
16. Рубинштейн М.М. Идеал воспитания. – М.: Просвещение, 1989. – 402 С.
17. Румянцев Н.А. Социально-гражданское воспитание с педагогической точки зрения. – М.: Просвещение, 2001. – 198 С.
18. Савин Ю.А. Учить школьников на традициях патриотизма. // Дидактика – 2002. – № 5 – с. 49 – 52.
19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 С.
20. Словарь современного русского литературного языка. – М.: Педагогика, 1959. – 296 С.
21. Средин Г.В. Основы патриотического воспитания. – М.: Просвещение, 1988. – 192 С.
22. Степанов П.О. Воспитание в духе толерантности. // Классный руководитель – 2002 – № 2 – с. 18 – 19.
23. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.: Педагогика, 1979. – 356 С.
24. Феномен толерантности. // Классный руководитель – 2004. – № 3 – с.5 – 15.
25. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека. // Директор школы – 2004. –№ 2. – с. 43 – 50.
26. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. – М.: Молодая гвардия, 1980. – 167 С.
27. Фролова Г.И. Организация и методика работы с детьми и подростками.- М.: Просвещение, 1986. – 160 С.
28. Фролов Н.М. Филосовский словарь. – М.: Просвещение, 1986. – 358 С.
29. Черный Г.И. Торжественно, красиво, памятно. Массовые праздники. – М.: Просвещение, 1989. – 191 С.
30. Himunina T.N. Great Britain. – Л.: Просвещение, 1974. – 295 С.
31. Nesterova N.M. England. – М.: Феникс, 2001. – 320 С.
32. Tenson I.A. Voitova G.A. Habits and Ways in Great Britain. – М.: Просвещение, 1979. – 214 С.
Тема: | «Поликультурное воспитание в условиях многонациональной школы» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 74 | |
Цена: | 2170 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Система деятельности социального педагога в условиях сельской школы
Курсовая работа:
Формирование поликультурной компетентности у учащихся старших классов методами диалога культур в условиях общеобразовательной школы
Курсовая работа:
Воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современной школе
Дипломная работа:
Организация художественно-эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования
Дипломная работа:
Методические особенности обучения математике в сельской малокомплектной школе