Курсовая работа

«Трансформация социальной политики»

  • 35 страниц
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУЩНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5

1.1 Социальная политика и ее уровни 5

1.2 Аспекты трансформации социальной политики 8

1.3 Трансформация социальной политики России 12

2 УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ РОССИИ 18

2.1 Основные приоритеты деятельности Российского государства 18

2.2 Проблема качества человеческого потенциала страны 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы в связи с реформированием Российского государства и всех сфер его жизни, на передний план наряду с экономической, политической сферами выходит социальная сфера государства и человеческой жизни. Для понимания сути построения отношений в социальной сфере, характера управления данной сферой, результатов преобразований и механизмов её жизнедеятельности важным становится вопрос о понимании сущности социальной политики.

В условиях быстро изменяющегося и глобализирующегося мира, вступающего в новый этап своего развития, остро встают вопросы о том, какую роль сможет играть Россия на международной арене, какое место будет определено ей в системе международного разделения труда. Перспективы страны, ее возможные траектории среднесрочного и долгосрочного развития зависят прежде всего от того, сможет ли она занять достойное место в новой мировой системе, не оказавшись при этом на ее периферии, не став «сырьевым придатком» более развитых стран.

Эти вопросы напрямую связаны с процессом модернизации России, трансформацией ее экономики и российского общества в целом. Всовременных условиях потенциальное место России в глобализирующемсямире связано как с проводимыми на макроуровне экономическими и социальными реформами, так и с качеством ее человеческого потенциала. И здесь огромную роль призвана играть реализуемая государством социальная политика. Именно она, рассматриваемая не как привычная система социального обеспечения, а как инвестиционный механизм, формирующий главную составляющую богатства страны в современном мире – человеческий капитал, является одним из важнейших факторов, определяющих, насколько успешно Россия может справиться с вызовами, стоящими перед ней на современном этапе.

Одна из основных особенностей государственной социальной политики в современной России заключается в явном отсутствии в ней (по крайней мере, до последнего времени) долгосрочного социального компонента. Стратегия социального развития нередко заменяется социальным мифотворчеством или политикой «латания дыр». И хотя представители практически всех ведущих политических партий, многочисленные эксперты довольно часто высказываются о приоритетных моделях социальной политики российского государства, дают развернутые оценки хода реформ в социальной сфере, ощущается явный дефицит включенности самого общества в осмысление и обсуждение тех социальных приоритетов, которые бы в полной мере соответствовали ожиданиям и потребностям населения страны. Весьма редко «голос масс» публично звучит и по поводу реализации социальных реформ, степени их эффективности и неэффективности. Вот почему данная работа посвящена анализу взглядов россиян на ключевые проблемы социальной политики государства, реальной ситуации с основными составляющими человеческий потенциал страны компонентами и влиянию социальной политики на эту ситуацию.

Целью данной работы является изучение проблем и направлений трансформации социальной политики России.

В ходе выполнения работы предстоит решить следующие задачи:

- изучить сущность трансформации социальной политики;

- изучить основные направления трансформации социальной политики РФ:

- изучить основные приоритеты деятельности РФ в области социальной защиты страны;

- изучить проблемы качества человеческого потенциала страны.

Фрагмент работы

Социальные процессы в общественной сфере жизни общества развиваются под воздействием многих факторов — экономических, политических, культурно-исторических и т.п. Однако сама социальная сфера является основой для утверждения и стабильности политической, экономической и других подсистем. Поэтому можно говорить одновременно и о стихийности, и об управляемости социальных процессов. Но изучение социальной истории человечества говорит о том, что стихийность развития социальных процессов была характерна для периодов становления новых общественных систем. Со становлением современных общественных систем возникает и понимание того, что их стабильность несовместима со стихийным характером развития социальных отношений, т.е. в них начинает вводится элемент управляемости.

Понимание необходимости активной роли государства в управлении социальными процессами происходит не сразу, но это управление достаточно быстро достигает в некоторых странах своих высших форм — социальной инженерии. Утверждается категория социальной безопасности современного государства, активно формируются и развиваются в зависимости от национально-исторической специфики механизмы прямого или косвенного управления социальными процессами как составная часть регулирования социальной сферы современного общества.

Таким образом, практически одновременно с формированием современного государства начинает создаваться социальная сфера как объект целенаправленного воздействия трех субъектов: государства, гражданского общества и частного бизнеса. Эти три компонента и составляют современную социальную политику. В зависимости от времени, национально-исторических особенностей и традиций акцент делался на каком-либо из этих компонентов социальной политики. Поэтому когда мы говорим о кризисах социальной политики, то, скорее всего, речь идет о кризисах его преобладающего в данный момент компонента. Ведь ни в коем случае нельзя говорить о гармоничности этих компонентов. Во многих случаях преобладание того или иного компонента являлось (или является) своеобразной компенсацией отсутствия или недостаточности других компонентов.

В отдельных странах государство предпочитало вручать «кон-тролируемые полномочия» в социальной сфере субъектам гражданского общества (например, в Италии — католической церкви). Вообще, компонент социальной политики, содержащийся в функционировании гражданского общества, традиционно силен и значителен даже сейчас, когда государство и частный бизнес вытеснили его из многих направлений этой политики. Социальная самоорганизация общества делает его важнейшим фактором социальной политики. И если раньше она проявлялась в благотворительности (которая на определенном этапе заменяла или подменяла почти всю социальную политику), то в дальнейшем, благодаря социальной солидарности, начали создаваться группы давления, становящиеся важнейшим фактором развития социальной политики государства и частного сектора [5, с. 103].

Однако каждый компонент общей политики в социальной сфере имеет свои «физические пределы». Размах социальной деятельности гражданского общества напрямую зависит от уровня благосостояния общества, степени его самоорганизации и т.д. Во всяком случае, заменить социальную политику в целом оно способно лишь на некоторое время и на определенном этапе. И дело не только и не столько в отсутствии материальных средств — струк-туры гражданского общества способны аккумулировать и перераспределять общественные средства, сопоставимые со статьями государственного бюджета Дело в том, что на определенном этапе объекты социальной деятельности гражданского общества психологически перестают воспринимать благотворительность как форму удовлетворения своих социальных прав.

Заключение

Идея социального государства, как и государства всеобщего благосостояния, возникла неслучайно. Данный тип государства с присущим ему вниманием к проблематике социальной политики является отражением объективного запроса определенного этапа общественного развития, и прежде всего экономики, предъявляющего массовый спрос на рабочую силу высокого качества. Именно поэтому, а отнюдь не только из гуманистических соображений, модель государства всеобщего благосостояния получила в последние десятилетия распространение в мире. Даже в быстроразвивающихся государствах Юго-Восточной Азии, где гуманитарная функция социальной политики, включая проблемы пенсионного обеспечения, находится на периферии общественного внимания, ее инвестиционная функция встречает полное понимание и необходимое государственное финансирование.

Большое внимание уделяет обеим основным функциям социальной политики и население России. При этом старшее поколение и относительно менее квалифицированные слои населения в большей степени акцентируют гуманитарную, а более молодые и квалифицированные слои населения - инвестиционную функцию социальной политики, успешная реализация которой может обеспечить для России более достойное место в международном разделении труда, нежели статус «сырьевой сверхдер-жавы». Однако реализация инвестиционной функции социальной политики, обеспечивающей на десятилетия вперед конкурентоспособность страны на международной арене за счет определенного качества ее человеческого капитала, предполагает и осознанный выбор государством соответствующих приоритетов, моделей и инструментов реализации этой политики. Пока же, судя по имеющимся эмпирическим данным, при развитии многих негативных тенденций, свидетельствующих об относительном ухудшении человеческого потенциала страны в целом, как реализуемые, так и намечаемые в сфере социальной политики меры способны скорее способствовать консервации этих негативных тенденций, нежели их преодолению.

Список литературы

1. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. – М., 2009.

2. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш Рамон; Пер. с англ. – М., 2008.

3. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. – СПб., 2010.

4. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учебное пособие. – М., 2010.

5. Дурова Л.И. Институционализация региональной социальной политики. – М., 2009.

6. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. – М., 2009.

7. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. – М., 2008.

8. Лаврененко И.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации. – М., 2010.

9. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие для вузов. – М., 2009.

10. Попов В.Г., Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. – М., 2008.

11. Российская социологическая энциклопедия. – М., 2009.

12.Социальная политика. Перевод с польского. / Под редакцией А. Райкевича. – М., 2010.

13.Социальная политика: Учебник для вузов. / Под общ. редакцией Н.А.Волгина. – М., 2009.

14.Социальная политика в период перехода к рынку: Проблемы и решения. Сб.ст. / Ред. А. Ослунда и М.Дмитриева. – М., 2011.

15.Социальная политика и проблемы подготовки кадров. – М., 2009

16. Социальная политика в России: история и современность. – Новочеркасск,2009.

Покупка готовой работы
Тема: «Трансформация социальной политики»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика