Курсовая работа

«Трансформация социальной политики»

  • 35 страниц(ы)
фото автора

Автор: fialta

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУЩНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5

1.1 Социальная политика и ее уровни 5

1.2 Аспекты трансформации социальной политики 8

1.3 Трансформация социальной политики России 12

2 УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ РОССИИ 18

2.1 Основные приоритеты деятельности Российского государства 18

2.2 Проблема качества человеческого потенциала страны 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы в связи с реформированием Российского государства и всех сфер его жизни, на передний план наряду с экономической, политической сферами выходит социальная сфера государства и человеческой жизни. Для понимания сути построения отношений в социальной сфере, характера управления данной сферой, результатов преобразований и механизмов её жизнедеятельности важным становится вопрос о понимании сущности социальной политики.

В условиях быстро изменяющегося и глобализирующегося мира, вступающего в новый этап своего развития, остро встают вопросы о том, какую роль сможет играть Россия на международной арене, какое место будет определено ей в системе международного разделения труда. Перспективы страны, ее возможные траектории среднесрочного и долгосрочного развития зависят прежде всего от того, сможет ли она занять достойное место в новой мировой системе, не оказавшись при этом на ее периферии, не став «сырьевым придатком» более развитых стран.

Эти вопросы напрямую связаны с процессом модернизации России, трансформацией ее экономики и российского общества в целом. Всовременных условиях потенциальное место России в глобализирующемсямире связано как с проводимыми на макроуровне экономическими и социальными реформами, так и с качеством ее человеческого потенциала. И здесь огромную роль призвана играть реализуемая государством социальная политика. Именно она, рассматриваемая не как привычная система социального обеспечения, а как инвестиционный механизм, формирующий главную составляющую богатства страны в современном мире – человеческий капитал, является одним из важнейших факторов, определяющих, насколько успешно Россия может справиться с вызовами, стоящими перед ней на современном этапе.

Одна из основных особенностей государственной социальной политики в современной России заключается в явном отсутствии в ней (по крайней мере, до последнего времени) долгосрочного социального компонента. Стратегия социального развития нередко заменяется социальным мифотворчеством или политикой «латания дыр». И хотя представители практически всех ведущих политических партий, многочисленные эксперты довольно часто высказываются о приоритетных моделях социальной политики российского государства, дают развернутые оценки хода реформ в социальной сфере, ощущается явный дефицит включенности самого общества в осмысление и обсуждение тех социальных приоритетов, которые бы в полной мере соответствовали ожиданиям и потребностям населения страны. Весьма редко «голос масс» публично звучит и по поводу реализации социальных реформ, степени их эффективности и неэффективности. Вот почему данная работа посвящена анализу взглядов россиян на ключевые проблемы социальной политики государства, реальной ситуации с основными составляющими человеческий потенциал страны компонентами и влиянию социальной политики на эту ситуацию.

Целью данной работы является изучение проблем и направлений трансформации социальной политики России.

В ходе выполнения работы предстоит решить следующие задачи:

- изучить сущность трансформации социальной политики;

- изучить основные направления трансформации социальной политики РФ:

- изучить основные приоритеты деятельности РФ в области социальной защиты страны;

- изучить проблемы качества человеческого потенциала страны.

Социальные процессы в общественной сфере жизни общества развиваются под воздействием многих факторов — экономических, политических, культурно-исторических и т.п. Однако сама социальная сфера является основой для утверждения и стабильности политической, экономической и других подсистем. Поэтому можно говорить одновременно и о стихийности, и об управляемости социальных процессов. Но изучение социальной истории человечества говорит о том, что стихийность развития социальных процессов была характерна для периодов становления новых общественных систем. Со становлением современных общественных систем возникает и понимание того, что их стабильность несовместима со стихийным характером развития социальных отношений, т.е. в них начинает вводится элемент управляемости.

Понимание необходимости активной роли государства в управлении социальными процессами происходит не сразу, но это управление достаточно быстро достигает в некоторых странах своих высших форм — социальной инженерии. Утверждается категория социальной безопасности современного государства, активно формируются и развиваются в зависимости от национально-исторической специфики механизмы прямого или косвенного управления социальными процессами как составная часть регулирования социальной сферы современного общества.

Таким образом, практически одновременно с формированием современного государства начинает создаваться социальная сфера как объект целенаправленного воздействия трех субъектов: государства, гражданского общества и частного бизнеса. Эти три компонента и составляют современную социальную политику. В зависимости от времени, национально-исторических особенностей и традиций акцент делался на каком-либо из этих компонентов социальной политики. Поэтому когда мы говорим о кризисах социальной политики, то, скорее всего, речь идет о кризисах его преобладающего в данный момент компонента. Ведь ни в коем случае нельзя говорить о гармоничности этих компонентов. Во многих случаях преобладание того или иного компонента являлось (или является) своеобразной компенсацией отсутствия или недостаточности других компонентов.

В отдельных странах государство предпочитало вручать «кон-тролируемые полномочия» в социальной сфере субъектам гражданского общества (например, в Италии — католической церкви). Вообще, компонент социальной политики, содержащийся в функционировании гражданского общества, традиционно силен и значителен даже сейчас, когда государство и частный бизнес вытеснили его из многих направлений этой политики. Социальная самоорганизация общества делает его важнейшим фактором социальной политики. И если раньше она проявлялась в благотворительности (которая на определенном этапе заменяла или подменяла почти всю социальную политику), то в дальнейшем, благодаря социальной солидарности, начали создаваться группы давления, становящиеся важнейшим фактором развития социальной политики государства и частного сектора [5, с. 103].

Однако каждый компонент общей политики в социальной сфере имеет свои «физические пределы». Размах социальной деятельности гражданского общества напрямую зависит от уровня благосостояния общества, степени его самоорганизации и т.д. Во всяком случае, заменить социальную политику в целом оно способно лишь на некоторое время и на определенном этапе. И дело не только и не столько в отсутствии материальных средств — струк-туры гражданского общества способны аккумулировать и перераспределять общественные средства, сопоставимые со статьями государственного бюджета Дело в том, что на определенном этапе объекты социальной деятельности гражданского общества психологически перестают воспринимать благотворительность как форму удовлетворения своих социальных прав.

Идея социального государства, как и государства всеобщего благосостояния, возникла неслучайно. Данный тип государства с присущим ему вниманием к проблематике социальной политики является отражением объективного запроса определенного этапа общественного развития, и прежде всего экономики, предъявляющего массовый спрос на рабочую силу высокого качества. Именно поэтому, а отнюдь не только из гуманистических соображений, модель государства всеобщего благосостояния получила в последние десятилетия распространение в мире. Даже в быстроразвивающихся государствах Юго-Восточной Азии, где гуманитарная функция социальной политики, включая проблемы пенсионного обеспечения, находится на периферии общественного внимания, ее инвестиционная функция встречает полное понимание и необходимое государственное финансирование.

Большое внимание уделяет обеим основным функциям социальной политики и население России. При этом старшее поколение и относительно менее квалифицированные слои населения в большей степени акцентируют гуманитарную, а более молодые и квалифицированные слои населения - инвестиционную функцию социальной политики, успешная реализация которой может обеспечить для России более достойное место в международном разделении труда, нежели статус «сырьевой сверхдер-жавы». Однако реализация инвестиционной функции социальной политики, обеспечивающей на десятилетия вперед конкурентоспособность страны на международной арене за счет определенного качества ее человеческого капитала, предполагает и осознанный выбор государством соответствующих приоритетов, моделей и инструментов реализации этой политики. Пока же, судя по имеющимся эмпирическим данным, при развитии многих негативных тенденций, свидетельствующих об относительном ухудшении человеческого потенциала страны в целом, как реализуемые, так и намечаемые в сфере социальной политики меры способны скорее способствовать консервации этих негативных тенденций, нежели их преодолению.

1. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. – М., 2009.

2. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш Рамон; Пер. с англ. – М., 2008.

3. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. – СПб., 2010.

4. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учебное пособие. – М., 2010.

5. Дурова Л.И. Институционализация региональной социальной политики. – М., 2009.

6. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. – М., 2009.

7. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. – М., 2008.

8. Лаврененко И.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации. – М., 2010.

9. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие для вузов. – М., 2009.

10. Попов В.Г., Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. – М., 2008.

11. Российская социологическая энциклопедия. – М., 2009.

12.Социальная политика. Перевод с польского. / Под редакцией А. Райкевича. – М., 2010.

13.Социальная политика: Учебник для вузов. / Под общ. редакцией Н.А.Волгина. – М., 2009.

14.Социальная политика в период перехода к рынку: Проблемы и решения. Сб.ст. / Ред. А. Ослунда и М.Дмитриева. – М., 2011.

15.Социальная политика и проблемы подготовки кадров. – М., 2009

16. Социальная политика в России: история и современность. – Новочеркасск,2009.

Покупка готовой работы
Тема: «Трансформация социальной политики»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика