Дипломная работа

«Взаимосвязь детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника»

  • 95 страниц(ы)
  • 1474 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение ….… 3

Глава I. Теоретический анализ работ зарубежных и отечественных психологов по проблеме эффективности учебной деятельности младшего школьника

1.1. Психолого-педагогические особенности эффективной учебной деятельности младшего школьника ….….11

1.2. Интерес и мотивация к учению как условие эффективной учебной деятельности младшего школьника …24

Выводы по главе I….….….31

Глава II. Теоретические подходы в работах зарубежных и отечественных психологов к пониманию проблемы детско-родительских отношений

2.1. Психологические подходы и характеристика детско-родительских отношений ….….…34

2.2. Детско-родительские отношения и родительские установки….….41

Выводы по главе II….….57

Глава III. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений на эффективность учебной деятельности младшего школьника

3.1. Организация и описание методов исследования…59

3.2. Анализ результатов исследования ….67

3.3. Математическая обработка полученных результатов …86

Выводы по главе III. ….94

Заключение …99

Список литературы….…102

Актуальность исследования: В последнее время в России навсех уровнях управления разрабатываются и внедряются программы поддержки семьи. Эти программы в большой степени решают социально-экономические проблемы семьи, a отношения супругов к психологическим аспектaм родительства оcтаются без внимания со стороны государства.

Родители оказывают большое влияние на развитие ребенка. У детей, выросших в атмосфере любви и понимания, меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. Нарушение детско-родительских отношений, как правило, ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, по изучению отношений родителей к ребенку в частности типов взаимоотношений, таких авторов, как Д.Боулби, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, М.Эйнсуорт, и др., исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений Д.Боулби, И.Ландгмеер, З.Матейчик, М.В.Соколова, М.Эйнсуорт.

В семейной психологии характеристики типов семейного воспитания являются наиболее изученными Е.В.Голубева, С.В.Ковалев, Г.Г.Кравцов, Л.Н.Кузнецова, Д.И.Фельденштейн, Р.С.Хамматова и др., особенности влияния семьи и отдельных родителей (матери, отца) на развитие ребенка Д.В.Берко, Г.Г.Вылегжанина, Г.И.Захаров, Н.Т.Колесник, Е.В.Куфтяк, М.В.Лысогорская, И.М.Марковская, М.В.Сапоровская.

В отечественной литературе детско-родительские взаимоотношения изучали: А.Я.Варга, В.В.Столин, А.С.Спиваковская и др. Также, учеными предложена широкая классификация стилей семейного воспитания в работах А.Е.Личко, Э.Г.Эйдемиллер.

Отечественными исследователями О.Зверевым, И.Коном, а также зарубежными исследователями Ж.Бруком, А.Маслоу, К.Роджерсом, Э.Фроммом, Ф.Энгельсом, были разработаны основные направления семейного воспитания, основывающиеся на принципе гуманистических отношений. Детско-родительским отношениям отводится первостепенная роль. Современная школа и общество нуждаются в новых подходах, формах и методах семейного воспитания.

Для построения эффективной педагогической системы необходимо ориентация общества на успех. В основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.

При содействии повышается возможность достижения успеха как результата, т.е. стремление к достижению успеха как у школьника (в учебно-познавательной деятельности и общении), так и у педагога (в его профессиональном труде) способствует эффективности учебной деятельности ребенка.

Очевидным становится противоречие между наиболее изученными в семейной психологии характеристиками детско-родительских отношений, особенностями влияния семьи развитие ребенка и проблемой взаимосвязи детско-родительских отношений с эффективностью учебной деятельности младших школьников.

Рассматривая детско-родительские отношения одним из главных факторов развития эффективности учебной деятельности младшего школьника, зарубежные исследователи выделяли для изучения такие показатели, как: возраст, в котором от ребенка ожидается самостоятельность; степень позитивного подкрепления, даваемое родителями за достижения ребенка; уровень требовательности родителей в отношении достижений ребенка.

В связи с различными методологическими подходами, целями исследований, возраста испытуемых, результаты этих исследований носят противоречивый характер. Поэтому, мы не можем ясно сказать, какие именно аспекты дестко-родительских отношений взаимосвязаны с параметрами эффективности учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Стремление разрешить данные противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане – это проблема выявления и обоснования понятия конструктивных детско-родительских отношений. В практическом – разработка рекомендаций родителям для формирования конструктивных детско-родительских отношений взаимосвязанных с эффективной учебной деятельностью младшего школьника.

Цель исследования: выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника.

Объект исследования: учебная деятельность младшего школьника.

Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что конструктивные детско-родительские взаимоотношения (характеризующиеся как адекватные представления о личностных особенностях ребенка, его потребностях, умеренного контроля и адекватных санкций, умения самостоятельно и продуктивно разрешать возникшие проблемные ситуации), взаимосвязаны с эффективностью учебной деятельности младшего школьника (характеризующиеся как успеваемость, отношение к обучению в школе, школьная мотивация).

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «эффективность учебной деятельности младшего школьника», и «конструктивные детско-родительские отношения».

2. Выявить наличие взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и эффективностью учебной деятельности младшего школьника.

3. Разработать рекомендации родителям по вопросам воспитания и построения конструктивных отношений с детьми для повышения эффективности учебной деятельности младшего школьника.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- Расширенно научное представление о понятии «конструктивные детско-родительские отношения» (конструктивные детско-родительские отношения – это такие межличностные отношения в системе «родители–ребенок», которые характеризуются адекватными представлениями о личностных особенностях ребенка, его потребностях, умеренного контроля и адекватных санкций, умения самостоятельно и продуктивно разрешать возникшие проблемные ситуации);

- выявлено, какие именно показатели конструктивных детско-родительских отношений взаимосвязаны с эффективностью учебной деятельности младшего школьника;

- разработаны рекомендации психологического просвещения родителей по вопросам воспитания и построения конструктивных отношений с детьми для повышения эффективности учебной деятельности младшего школьника.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрытие содержания понятий «эффективность учебной деятельности младшего школьника» и «детско-родительские отношения» на теоретической основе определили необходимые психолого-педагогические условия формирования конструктивного родительского отношения к детям, находящимся на начальном этапе обучения в школе. Результаты исследования расширят научные представления о возможностях семьи как образовательной системы в оказании помощи младшим школьникам.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование деятельности психолого-педагогической службы образовательных учреждений в работе с семьями по формированию конструктивного родительского отношения к младшим школьникам. Положения и выводы, сделанные в работе могут быть полезными при разработке формирующих и развивающих программ работы с родителями, для повышения эффективности учебной деятельности младшего школьника. Разработаны и используются психолого-педагогические рекомендации для родителей, имеющих детей младшего школьного возраста, способствующие повышению эффективности учебной деятельности младшего школьника.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Детско-родительские отношения, определяются со стороны родителей адекватными представлениями о личностных особенностях ребенка, его потребностях, умеренного контроля и адекватных санкций, умения самостоятельно и продуктивно разрешать возникшие проблемные ситуации.

2. Эффективность учебной деятельности определяется успеваемостью, отношением к обучению в школе, школьной мотивацией младшего школьника.

3. Существует взаимосвязь между эффективностью учебной деятельности младших школьников и такими компонентами детско-родительских отношений, как: общее эмоционально положительное или эмоционально отрицательное отношение к ребенку, сотрудничество с ребенком, контроль поведения ребенка, отношение к неудачам ребенка, гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные психолого-педагогические теории, современные подходы к изучению психолого-педагогических условий, сложившиеся в отечественной системе образования, мотивации к обучению, системы взаимоотношений родителя и ребенка в возрасте младшего школьника, а также взгляды современных исследователей на формирование и развитие личности.

Степень разработанности проблемы исследования: Изучение семьи - одно из традиционных направлений в психологической науке, осуществлялось как зарубежными Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж Ж. Руссо, Р.Бернс, Л.Бельямин, А.Болдуин, Д.Боумрид, М.Кордуэлл, Э.Эриксон, так и отечественными исследователями Т.В. Андреева, А.Я.Варга, А.И.Захаров, А.Г.Лидерс, А.Г.Личко, В.С.Мухина, Р.В. Овчарова, А.С.Спиваковская, Шнейдер Л.Б. Э.Г.Эйдемиллер и др. Психолого-педагогические исследования в области семейного воспитания, педагогики детства, семьи и семейных отношений Ю.П.Азаров, И.В.Бестужев-Лада, В.Г.Бочарова, И.В.Гребенников, И.Ф.Дементьева, В.М.Минияров, А.С.Спиваковская и др.;

Ведущие подходы к исследованию успешности обучения Л.И. Божович, Дж. Брунер, А.А.Вербицкий, А.К. Дусавицкий, А.Н.Леонтьев, В.Г.Леонтьев, А.К.Маркова, М.В.Матюхина, К. М. Обуховский, Л.М.Фридман, труды зарубежных исследователей по проблеме социализации ребенка в школе Гидденс Ф.

Методы исследования:

1) теоретические: теоретико-методологический анализ, обобщение, анализ научной литературы по теме исследования;

2) эмпирические:

1. Тест родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин;

2. Методика «Анализ семейного взаимоотношения» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис;

3. Детская проективная методика для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений Рене Жиля;

4. Анализ учебной успеваемости младшего школьника (анализ классного журнала)

5. Методика "Отношение ребенка к обучению в школе"[84, с.171]

6. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

3) математические: методы математической и статистической обработки данных коэффициент ранговой корреляции Спирменаrs.

Эмпирическая база исследования: в исследованииприняли участие учащиеся младших классов с. Архангельское и их матери. Общее количество испытуемых 74 человека, из которых 37 – ученики 4-х классов, и 37 испытуемых это матери данных детей.

Этапы исследования:

1. Анализ научной литературы, опыта работы психологов и педагогов по проблеме взаимосвязи детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младших школьников, исследований, близких по тематике нашей работе, позволили обосновать проблему исследования, его объект, предмет, цель и задачи. Результатом явилось определение теоретических и методологических подходов к проведению исследования.

2. Осуществлялся подбор комплекса методик позволяющих определить особенности детско-родительских отношений испытуемых, эффективности учебной деятельности младшего школьника. Результатом этого этапа явилась разработка психолого-педагогических рекомендаций для родителей, имеющих детей младшего школьного возраста, способствующие повышению эффективности учебной деятельности младшего школьника.

3. Обобщались и систематизировались результаты исследования. Теоретическое осмысление результатов послужило основой для определения взаимосвязи детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника. Результатом этапа явилось оформление текста диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, её соответствием поставленной проблеме; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, объекту и предмету исследования; использованием различных методик; сочетанием количественной и качественной оценки и интерпретации результатов; возможностью повторения экспериментальной работы; внедрением результатов в практику.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные теоретические положения и полученные результаты исследования были изложены автором в статьях, тезисах докладов и материалах на Всероссийской научно практической конференции «Психолого-педагогическое образование: развитие профессиональных, общекультурных и социально-личностных компетенций» - X Психологические чтения БГПУ (Уфа, 2013), опубликованы статьи в научно-аналитическом журнале «Научная перспектива» (март, май 2013).

Разработанные рекомендации были предоставлены педагогу психологу МОБУ СОШ села Архангельское, и родителям, принимавшим участие в программе исследования.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Работа включает введение, первую главу, посвященную анализу теоретических аспектов по проблеме эффективности учебной деятельности младшего школьника, вторую главу, посвященную анализу теоретических аспектов детско-родительских отношений, третью главу, содержащую описание экспериментальной работы и интерпретацию результатов исследования, заключение, библиографию. Общий объем диссертации –ХХХ страниц. Список литературы содержит ХХХ наименований. Текст рукописи иллюстрирован ХХ таблицами, и ХХ графиками.

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

3.1. Организация и описание методов исследования

Целью исследования является изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и эффективности обучения младшего школьника. В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов:

1 этап: Изучить эффективность обучения младших школьников, с использованием следующих методик:

1. Методика "Отношение ребенка к обучению в школе"

2. Анкета уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой

3. Анализ учебной успеваемости ребенка (анализ классного журнала)

2 этап: Изучить детско-родительские отношения, с использованием следующих методик:

1. Тест родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин

2. Методика «анализ семейного взаимоотношения»

3. Детская проективная методика для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений Рене Жиля;

3 этап: выявить взаимосвязь между детско-родительским отношением и эффективностью учебной деятельности младшего школьника с помощью методов математической статистики.

4 этап: сделать выводы.

Методика отношение ребенка к школе.

Цель использования методики в нашем исследовании: выявить отношение младших школьников к обучению в школе.

Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

Наряду с другими психологическими факторами, отношение ребенка к учению может помочь выявить уровень эффективности обучения ребенка, его готовность к обучению в школе. При отсутствии интереса к обучению в школе, даже если познавательные и коммуникативные процессы соответствуют возрастному развитию, ребенок умеет взаимодействовать с педагогами, сверстниками в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. В таком случае, ребенка принимают в школу, но с условием, что в процессе первых месяцев обучения его негативное отношение к школе начнет, или полностью изменится в позитивную сторону. Здесь имеется в виду, присутствие у ребенка желания приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III

Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника, мы проводили на базе МОБУ СОШ №2 села Архангельское с учащимися 4х классов и их родителях. Всего в исследовании приняло участие 74 человека, 37 изкоторых сами ученики, и, соответственно 37 их родители, а именно матери. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе, с помощью методик:"Отношение ребенка к обучению в школе", анкеты уровня школьной мотивации Н. Лускановой, анализа учебной успеваемости ребенка (анализ классного журнала), мы изучили на сколько эффективным является обучение каждого из ученика. На втором этапе мы изучили детско-родительские отношения, с использованием следующих методик: тест родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина, методика «анализ семейного взаимоотношения», методика Рене-Жиля.

Третий, заключительный этап включал в себя выявление взаимосвязи между эффективностью учебной деятельности и такими показателями детско-родительских отношений, как:

- принятие-отвержение ребенка,

- кооперация,

- симбиоз,

- контроль,

- отношение к неудачам ребенка,

- гиперпротекция,

- гипопротекция,

- потворствование,

- игнорирование потребносте й ребенка,

- неустойчивость стиля воспитания,

- расширение сферы родительских чувств,

- отношение ребенка к семье.

Для этого мы использовали методы математической статистики, а именно коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

Гипотеза «При конструктивных детско-родительских взаимоотношениях (таких как адекватные представления о личностных особенностях ребенка, его потребностях, умеренного контроля и адекватных санкций, самостоятельно и продуктивно разрешать возникшие проблемные ситуации), эффективность учебной деятельности (таких как успеваемость, отношение к обучению в школе, школьная мотивация) повышается», а взаимосвязь была выявлена не на всех уровнях, то мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично.

Так как используемые нами методики не имеют шкалу лжи, мы не можем с полной уверенностью говорить честности ответов обследуемых семей. Также, на наше исследование могла повлиять субъективность педагога в оценивании уровня знаний учащихся (анализ классного журнала).

Учебная деятельность – неоднозначное понятие. Существуют три основные трактовки данного понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике: как синоним учения, научения, обучения; как ведущий фактор деятельности в младшем школьном возрасте; как один из типов деятельности школьников.

В психологии концепция учебной деятельности является одним из подходов к процессу учения, дающим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Сложилась она на базе основного диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения.

Учебная деятельность это прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте , это деятельность по самоизменению.

Структура учебой деятельности определяется характером взаимодействия ее элементов. До сих пор нет единого мнения относительно основных структурных элементов учебной деятельности в педагогической психологии. По нашему мнению, в структуру учебной деятельности входят: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки.

У детей младшего школьного возраста формируется структура учебной деятельности. В данном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности (игровой, художественной, спортивной и др.).

Эффективность учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста как мы доказали в нашем исследовании, зависит от межличностных внутрисемейных отношений. Исследования литературы по данной проблеме показали, что определенная часть родителей не знает особенностей развития своего ребенка, и не понимают влияния внутрисемейных отношений на успеваемость ребенка. Родители иногда проявляют повышенную требовательность, а иногда не обращают внимания на ребенка, в результате чего и происходит снижение его успеваемости.

Проблема взаимосвязи детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника чрезвычайно актуальна, поскольку развитие личности протекает в русле общего процесса жизнедеятельности ребенка, в его потребности в общении. Потребности в контакте с себе подобным, в общении, что и является вечной и главной движущей силой формирования и развития личности, непременно проходит сквозь учебную деятельность школьника, закладывающуюся при поступлении в школу и в дальнейшем ее развитии.

Нами было выявлено, что существует достаточно большое количество аспектов во взаимоотношениях родителей и детей, оказывающих влияние на эффективность учебной деятельности ребенка: автономия – контроль отвержение – принятие требовательность, степень эмоциональной близости, привязанности, строгость, непоследовательность – последовательность.

В большинстве исследований заостряется больше внимания на семьях с неблагоприятным типом воспитания, чем семьях с нормальным типом воспитания, благополучно влияющих на развитие ребенка. Считается, что у ребенка из семьи с неблагополучным стилем семейного воспитания кроме проблем в становлении тех или иных психических функций, могут возникнуть отклонения в поведении такие как агрессивность, застенчивость, упрямство, капризы, тревожность и страхи. Мы же, в рамках нашей исследовательской работы не ставили задачу разделять семьи, учавствовавшие в исследовании на типы детско-родительских отношений, нам было важно выявить только наличие взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и эффективности учебной деятельности младшего школьника, что в ходе проделанной работы нам удалось.

Подводя итог нашей работы, можем сказать, что гипотеза « При конструктивных детско-родительских взаимоотношениях (таких как адекватные представления о личностных особенностях ребенка, его потребностях, умеренного контроля и адекватных санкций, самостоятельно и продуктивно разрешать возникшие проблемные ситуации), эффективность учебной деятельности (таких как успеваемость, отношение к обучению в школе, школьная мотивация) повышается», частично подтвердилась.

1. Акмеологический словарь / Под ред. Деркач А.А. – М.: РАГС, 2005.

2. Алешина Л. Как оценивать успехи школьников Здоровье детей. – 2005. - № 1. – С. 18-13.

3. Андреева И.С. Семья: Книга для чтения [Текст] / Андреева И.С. Гулыга А.В. - М.,1990. – 692 с.

4. Белкин А.С. Нравственность. Здоровье. Семья [Текст] / А.С. Белкин. - Екатеринбург., 2000. – 277 с.

5. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать?. – М., 1998.

6. Бене Е. Детский тест Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 14 – 41.

7. Бенин В.Л. Педагогическое зло [Текст] / В.Л. Бенин // Культура и образование / Под ред. В.Л.Бенин. – Вып. 4. - Уфа: БГПУ, 2002. – 10с

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400с.

9. Битянова М. Успеваемость и успешность// Школьная психология. – 2003. - № 40. – С. 4.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский – М., 1991. – 480 с.

12. Гарбузов В.И. От младенца до подростка [Текст] / В.И. Гарбузов. - СПб, 1999. – 319 с.

13. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века [Текст] / Б.С.Гершунский. – М., 1998. – 697 с.

14. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. - №2. – С. 186 – 187.

15. Голод С.И. Стабильность семьи. – Л.: Наука, 1984. – 136с.

16. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. 150с.

17. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1976. – 40с.

18. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1996. - №4. – С. 17 – 29

19. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. – М., 1997. – 528 с.

20. Загвязинский В. И. «Личностно-социальный подход в воспитании» // журнал «Педагогика»-№ 3, 2006г.

21. Захарова Л. Дитя в очереди за лаской [Текст] / Л.Захарова. – М., 2009. – 219 с.

22. Зборовский Г.Е. Образование: от ХХ к ХХI веку [Текст] / Г.Е. Зборовский – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. пед. ун-та, 2000. - 301 с

23. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.пособие для студентов вузов [Текст] / О.Л. Зверева, А.Н.Ганичева. – М.: Академия, 2000. – 160с.

24. Земская М.Р. «Семья и личность», М.: изд. «Прогресс»,2006 г.

25. Ковалёв С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М., 1988. – 208 с.

26. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье [Текст] / Л.Е. Ковалева. – М., 1999. – 351 с.

27. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред.пед. учеб. Заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с.

28. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

29. Костицкий В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 1979. - №8. – С. 32.

30. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] /Т.А. Куликова. - М., 1999. – 232 с.

31. Лопатин А. Р. Встречные усилия, успех – неуспех в образовательном процессе// Педагогика. – 2003. - № 8. – С. 41-48.

32. Лопатин А. Р. Создание ситуации успеха – основа гуманизации образовательного процесса// Народное образование. – 2004. - № 8. – С. 143

33. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети [Текст] / Л.И. Маленкова. - М., 1999. – 245 с.

34. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000. – 150с.

35. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2001. – 240с.

36. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.

37. Мир детства: дошкольник [Текст] / Под ред. А.Г.Хрипковой; Отв. ред. А.В.Запорожец. – М.: Педагогика, 1987. – 256с.

38. Навайтес Г. Семья в психологической консультации. – М.-В., 1999. – 224с.

39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – 360 с.

40. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы [Текст] / Р.Ф. Овчарова. - М., 1996. – 247 с.

41. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник., 1997. – 944 с.

42. Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 288с.

43. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. – 380с.

44. Першина Л.А. «Возрастная психология», М.: изд. «Академический проект», 2005г.

45. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание. 1981. – С. 95.

46. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. – М., 1989. – 380с.

47. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1998. 672с.

48. Психологический словарь [Текст] / Под ред. Давыдова В.В. - М., 1983. – 375 с.

49. Психологические тесты [Текст] , в Т.2 / Под ред. А.А Карелина.– М.: ВЛАДОС, 1999. – 248с.

50. Психология. Учебник. – М.: Проспект, 1998. – 584с.

51. Райгорский В.С. Психология семейных отношений [Текст] / В.С. Райгорский. – Самара, 2002. – 672 с.

52. Рапацевич Е.С «Педагогика»: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич Е.С, М., 2005г.

53. Роджерс К.И. Сбор. Сочинения // Хрестоматия по истории образования и педагогической мысли / Под ред. Б.П. Джуринского [Текст] – М., 1998.

54. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 2000. – 283с.

55. Сластёнин В.А. «Педагогика», М.: изд. «Школьная пресса», 2002г.

56. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.

57. Справочник социального педагога [Текст] / Под ред Т.А. Шишковец.– М.: ВАКО,2005. – 208 с.

58. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей [Текст] / С.С. Степанов. - М., 1996. – 154 с.

59. Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика» - М., 2005г.

60. Теория личности в западно-европейской и американской психологии./Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1996. – 480с.

61. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М., 1997. – 160 с.

62. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160с

63. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб., 1996. – 365с.

64. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Н.В. Александрова. - СПб., 2000. – 512 с.

65. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М., 1994. – 96с.

66. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства [Текст] / Ф.Энгельс // К.Маркс, Ф. Энгельс; Избранные произведения: в 3-х т. Т.3. - М., 1986. – 639 с.

67. Зимняя И. А. З-62 Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.

68. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

69. Габай

70. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946—1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1981.

71. h**t://slovari.yandex.r*

72. h**t://ru.wikipedia.org/

73. h**t://shkola3000.r*/NEW_Shkola-detskoy-radosti.html

74. Амонашвили Ш.А. Школа жизни Издательский дом Шалвы Амонашвили; ISBN: 5—89147—020—9; 1998.- 76 с.

75. Макаренко А.С. Книга для родителей.- М.: Лениздат, 1981.-319 с.

76. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990

77. Смирнова Е. В., Мещерякова С. Ю., Ермолова Т. В. Игры и игрушки для детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей. — М.: МГППУ, 2004. — 72 с.

78. Венгер Л.А., Марциновская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. -М: Знание. 1994-192с.

79. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990

80. Титова Т. Е. Мотивация успеха: советы родителям первоклассников Начальная школа. – 2007. - № 10. – С. 11-12.

81. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 992 с., ил.

82. Житникова Л. «Учите детей запоминать.» М.: Просвещение, 1985

83. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье.- М., 1999, 295 с.

84. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - СПб.: Реноме, 2012. - 428 с. Марчукова О.Ю. «проблема эффективности учебной деятельности»

85. Психология современной семьи // Андреева Т.В. / Речь год: 2005, С.: 436

86. Г.: 1999, Поливаева Н.П., Красова Е.Ю.// Психология семьи и брака// ВГПУ, с.: 108.

87. Берко Дмитрий Васильевич «Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек» / Педагогическая психология/ АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук /Ставрополь 2000г.

88. Куфтяк Е. В. Психология семейного совладания : монография [Текст] / Е. В. Куфтяк. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 320 с. (13,5 п.л.)

89. Сапоровская М.В. Исследование межпоколенных связей в семейном контексте [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: h**t://psystudy.r*

90. Марковская И. М. //Тренинг взаимодействия родителей с детьми //. — СПб.: Речь, 2005. — 150с, илл.

91. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

92. Волков Б.С. Психология младших школьников./ Б.С. Волков - М, 2002-396 с.

93. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М, 2006-274 с.

94. Ковалева Е., Синицина Е. Готовим ребенка к школе. / Е. Ковалева., Е. Синицина - М.: Лист-Нью, - 2000. - 336 с.

95. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников./ А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Просвещение. - 2001-367 с.

96. Волков Б.С. Психология младших школьников./ Б.С. Волков - М, 2002-396 с.

97. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний./ Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М, 2004-384 с.

98. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. - Волгоград, 1992. С. 62-73.

99. М. В. Матюхина, Т. Ф. Иванова «Мотивация достижения и настойчивость младших школьников» // h**t://psychology.net.r*

100. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград, 1976. С. 53-60.

101. Обухова Л.Ф. “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г.

102. Битянова М. «Мотивация и профанация» «Школьный психолог № 2, 2000 год

103. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград, 1976. С. 53-60.

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимосвязь детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 95
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика