Дипломная работа

«Морально-нравственное воспитание школьников на уроках музыки»

  • 105 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА….….7

1.1. Морально-нравственные качества школьника и их развитие ….…7

1.2. Урок музыки как форма морально-нравственного воспитания школьника….…25

Выводы по первой главе….….37

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА….….38

2.1. Формы и методы морально-нравственного воспитания школьника

на уроках музыки.….….….….….38

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты ….…49

Выводы по второй главе….….62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….….64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….….….66

ПРИЛОЖЕНИЕ….….71

Введение

Актуальность исследования

Современные идеи об организации воспитания детей в школе уходят своими корнями в тысячелетнюю историю человечества. Идея становления морально-нравственного облика школьника проходит красной нитью через все системы воспитания. Особенно рельефно эта идея рассматривается в трудах отечественных педагогов ХХ века (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.). Мораль и нравственность как основа идеологического воспитания школьников – ведущий мотив педагогических работ этого периода.

Сегодня термин "идеологическое воспитание" не используется в педагогической теории и практике. Но необходимость морально-нравственного воспитания школьника этим не снимается так же, как не ограничивается рамками идеологического воспитания. Морально-нравственное воспитание включает в себя много аспектов и выражается в отношениях личности к себе, к своему окружению, к своей деятельности, к окружающей среде и пр., т.е. прочно соприкасаются с проблемой формирования системы ценностей школьника.

Следовательно, проблема морально-нравственного воспитания школьников актуальна и по сей день. Но свое особое звучание данная проблема приобретает в отношении урока музыки. И это вполне объяснимо и закономерно.

Мысль об этическом значении музыки, о глубоком воздействии ее на весь духовный мир личности, в том числе на ее нравственность, поднималась на протяжении всей истории развития музыкального искусства как философами, педагогами, психологами, так и творцами музыки – композиторами.

Нацеленность музыки на нравственное совершенствование личности, на то, чтобы сделать людей лучше, отмечалась великими музыкантами с давних пор, что подтверждено музыкальной практикой, и сохраняет актуальность до наших дней в связи с тем, что музыка обладает уникальной способностью воздействовать на мышление и чувства людей, вызывая определенные душевные переживания.

Как известно, в отличие от изобразительных средств живописи, музыкальные средства, выражающие и передающие преимущественно определенные душевные состояния (радость, горе, грусть и др.), называются выразительными.

Так, в частности, нравственные понятия получают воплощение в системе музыкально-выразительных средств, которая определяется контекстом произведения, ведь, как отмечает В.В. Медушевский, "восприятие эмоциональных движений, выраженных в музыке, вызывает многообразные телесные реакции. На гневные сфорцандо мы отвечаем мысленным сильным мышечным импульсом, на плавную, ласковую, сыгранную легато фразу – таким же мягким мысленным движением" [28, 66–67].

В зависимости от контекста музыкального произведения, раскрывающего различные нравственные понятия, набор выразительных средств музыки, приведенных в органическое единство и взаимодействие, будет различным.

Изучив, таким образом, современное состояние проблемы морально-нравственного воспитания школьников на уроках музыки, мы выявили в ней следующее противоречие: несмотря на актуальность решения проблемы морально-нравственного воспитания школьников, педагогические условия решения данной проблемы средствами музыкального искусства в современном контексте формирования ценностных ориентаций личности решена недостаточно.

Исходя из противоречия, мы определи цель и задачи исследования проблемы морально-нравственного воспитания личности на уроках музыки.

Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность решения данной проблемы в условиях современной школы.

Объект исследования: морально-нравственное воспитание школьников на уроках музыки.

Предмет исследования: формы и методы морально-нравственного воспитания школьников с использованием произведений музыкального искусства.

Задачи:

- сопоставить основные теоретические подходы к решению проблемы;

- определить условия организации музыкальной и учебно-познавательной деятельности школьников на уроках музыки как основной формы морально-нравственного воспитания школьников в контексте формирования ценностных ориентаций личности;

- выявить взаимосвязь между используемыми учителем музыки педагогическими условиями морально-нравственного воспитания и уровнем воспитанности школьников.

В соответствии с целью и задачами исследования была сформулирована гипотеза о том, что морально-нравственное воспитание школьников на уроках музыки будет эффективным, если:

- будет обобщен передовой теоретический и практический опыт решения проблемы морально-нравственного воспитания школьников;

- будут сформулированы основные принципы целенаправленного осуществления морально-нравственного воспитания на уроках музыки;

- будет разработана ценностно-ориентированная модель учебно-познавательной и музыкальной деятельности школьников на уроках музыки.

В решении проблемы мы исходили из положений личностного, деятельностного, культурологического подхода в образовании, идей морально-нравственного воспитания школьников, различных теорий развития личности, исследований музыкальной психологии в области восприятия музыки, теорий эстетического познания.

Методологическую основу исследования составляют: философские положения о роли искусства в духовном формировании личности, о педагогической значимости искусства, учения о взаимодействии этического и эстетического, этосе музыки, аффектах, выразительно-эмоциональной сущности музыки, нравственно-воспитательной ценности музыкального искусства, катарсическом воздействии музыки.

В ходе исследования использовались методы теоретического анализа, наблюдения, моделирования, эксперимент.

Новизна исследования: определены условия морально-нравственного воспитания на уроках музыки в контексте формирования ценностных отношений личности.

Теоретическая значимость: был изучен и систематизирован теоретический материал по проблеме исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что она содержит методические рекомендации по организации морально-нравственного воспитания на уроках музыки в соответствии с современными требованиями к общему образованию.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

1.1. Морально-нравственные качества школьника и их развитие

В ХХ веке и, особенно, в XXI веке интерес к проблеме морально-нравственного развития личности сам по себе значительно возрос. Существенный вклад в изучение данной проблемы внесли И.А. Ильин, Ю.М. Лотман, JI.H. Столович. Наиболее активно проблемы нравственности разрабатывали В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский, В.Н. Шердаков и др. В психологической практике накоплен большой опыт развития нравственных сторон личности: в детском возрасте (Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.); у взрослого человека (Б.Г. Ананьев, К.А., А.А. Бодалев, А.А. Деркач, B.C. Мерлин); в образовательном пространстве (Д.А. Андреев, JI.M. Попов); в профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков); в так называемой со-бытийной деятельности (JI.M. Аболин); в культуре и обществе (B.C. Библер, В.В. Кандинский, Д.В. Колесов, В.В. Петухов).

В отечественной психологической науке нравственность рассматривалась в теории моральных отношений личности (В.Н. Мясищев), самосознания личности (И.С. Кон, В.В. Столин и др.). Нравственность изучалась в связи с проблемами правды и лжи (В.В. Знаков), как высшее чувство (Р.С. Немов).

В зарубежной психологической науке нравственность изучалась в психоаналитических (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм и др.), поведенческих (Э. Торндайк, Джон Б.Уотсон и др.), гуманистических (А. Маслоу, К.Р. Роджерс и др.) концепциях, в концепции развития нравственного сознания (Л. Колберг и др.).

Духовность, нравственность и мораль являются также предметом изучения в религии, философии (С.Н. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.) и педагогике (В.И. Андреев, Ш.А. Амонашвили, В.А. Василенко, В.П. Вахтеров, А.А. Мильграм, А.Н. Новиков и др.).

Те или иные аспекты проблемы нравственности подвергнуты глубокому научному анализу в ряде диссертаций, защищенных в последнее время: психическое и психологическое здоровье (С.В. Борисова, P.M. Хусаинова); нравственное самопознание (Н.С. Ильина, А.К. Бровченко); роль коммуникаций в процессе духовного развития личности (А.Р. Каримова, Е.Ю. Шабалина); развитие духовности личности в деятельности (Л.Н. Антилогова, Х.Х. Валиахметов); духовно-практическая компетенция (В.О. Волкова).

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Как известно, понятие нравственности приравнивается к понятию морали. "Мораль (от лат. moralis – нравственный) – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм" (44, 831).

В структуру нравственности входят:

- нравственное сознание;

- нравственная позиция;

- нравственная активность.

С древнейших времен была замечена огромная воспитательная сила воздействия искусства и, в частности, музыки и то, что определенная музыка могла оказывать не только положительное влияние на нравы, но и отрицательное.

Еще в старинных древнекитайских трактатах поднимались вопросы использования музыки как средства воспитания и улучшения человеческих нравов, устанавливалась связь эстетического принципа с этическим: "Музыка – это благоуханный цветок добродетели" [12, 70].

В литературных источниках Китая и других древневосточных цивилизаций неоднократно отмечалось, что музыка отображает не только гармонию природы, но и моральные основы человеческого общества, а музыкальное начало лежит в основе законов Вселенной, которыми управляет.

В Древнем Китае музыка являлась важнейшим элементом воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. Наличие музыкального инструмента считалось видовым признаком "благородного мужа" (цзюнь-цзы) – человека образованного, наделенного всеми качествами высокого достоинства – знанием ритуала, чувством долга, проявлением человечности.

Древний китайский мыслитель Конфуций (Кун-цзы) выдвинул мысль об активной роли искусства в жизни человека, рассматривая искусство (в частности, музыку и поэзию) в качестве большой общественной силы, которая может оказывать серьезную помощь даже в деле управления государством.

Философ особенно подчеркивал связь искусства с моралью, способностью нравственного воздействия на людей, утверждая, что оно может быть хорошим средством морального воспитания [35, 35; 36, 10].

Он, в частности, писал: "Если хотите знать, как страна управляется и какова ее нравственность – прислушайтесь к ее музыке" [9, 107].

Известно, что сам Конфуций в минуты крайней опасности играл на цине, демонстрируя непоколебимую твердость духа и самообладание перед лицом смертельной угрозы.

Эстетические взгляды Конфуция нашли преломление в учении о музыке крупнейшего музыкального авторитета Древнего Китая Гунсунь Ни-цзы, некоторые положения которого близки учению древнегреческих пифагорейцев.

Воздействие культуры Китая, Египта, Ассиро-Вавилонии и других древнейших средиземноморских цивилизаций в известной мере обусловило становление греческой музыкальной эстетики, подытожившей их достижения.

Известно, что в Древней Греции общественное воспитание (педагогическое, эстетическое, интеллектуальное) основывалось прежде всего на музыкальном воспитании, которое непременно получал каждый "образованный" (или "мусический") человек эпохи античности.

Достаточно вспомнить систему Афинского воспитания, сложившуюся в VII–V вв. до н.э., в которой уделялось значительное место музыке в процессе разностороннего (умственного, нравственного, физического /гимнастического/ и эстетического /так называемого мусического/) воспитания человека. К примеру, непременным атрибутом образованного человека в Афинах было владение им искусством кифаредики (аккомпанирования пению и декламации).

Другой древнегреческой системой воспитания, распространенной в Спарте в VIII–IV вв. до н.э., было Спартанское воспитание, также уделявшее большое место музыке и, в особенности, хоровому пению.

Широкую известность получило в свое время учение о музыкальном этосе или о нравственно-воспитательном значении музыки, явившееся главным достижением античной музыкальной эстетики, согласно которому устанавливалась причинная связь между характером музыки и вызываемыми ею душевными переживаниями.

Заключение

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что берущее начало в глубокой древности учение об этическом воздействии искусства и, в частности, музыки, постоянно находилось в процессе развития на протяжении всей эволюции человеческого общества и философской мысли.

Выдающиеся философы, мыслители разных эпох, а также известные педагоги и психологи рассматривали использование музыки не только в целях обучения музыкальному искусству, но и в целях воспитания, что представляет особую значимость для нашего исследования, которое подтверждает мысль о колоссальной роли музыки в нравственном воспитании человека. Это непосредственно связано с тем, что этическая ценность является необходимым атрибутом истинного искусства (в том числе и музыкального), ибо все моральные принципы имеют прочную идейную основу, одновременно затрагивая и область чувств, эмоций. Именно эти и объясняется способность музыки влиять на формирование духовного мира личности.

Одной из отличительных черт современной социальной действительности является деформация национального самосознания, когда наиболее насущной проблемой становится проблема использования воспитательного потенциала музыкального искусства, остающегося до сих пор неиспользованным резервом.

Так, Ардаширова Э.Т. отмечает, что "резерв собственного духовного перерождения, выявляемый и порожденный катарсическим влиянием музыкального искусства, остается еще не реализованным в теории и практике педагогики, как в процессе обучения, так и воспитания" (АЭТ. Муз. и-во в подготовке учителя, с. 6).

Общеизвестно, что каждый вид искусства (музыка, живопись, литература, театр, кино и т.д.) обладает разнообразными воспитательными возможностями и сообразно своей специфике влияет на духовное формирование личности.

Музыкальное искусство, в частности, способствует повышению уровня нравственно-музыкальной воспитанности школьников, что объясняется колоссальным морально-нравственным потенциалом, заложенным в произведениях народной и профессиональной музыки, обладающей способностью этически воздействовать на растущую личность, на формирование ее духовного мира.

Музыкальные произведения способны наиболее активно и мощно воздействовать на духовно-нравственный облик личности, что является особенно важным в деле морально-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Предметом предпринятого нами в данной работе анализа явилось изучение средств и методов морально-нравственного воспитания школьников с использованием выразительно-эмоциональной сущности музыки и ее нравственно-воспитательной ценности.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 336 с.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И.Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.

3. Античная музыкальная эстетика / Вступит. очерк и собрание текстов А.Ф.Лосева. – М.: Музгиз, 1960. – 304 с.

4. Античные мыслители об искусстве / Общ. ред. В.Ф.Асмуса. – М.: Искусство, 1938.

5. Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория "катарсис" в педагогике. – М.: ТОО "Интел Тех", 1994. – 32 с.

6. Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика. – Уфа: БГПИ, 1998. – 141 с.

7. Брандт Г.А., Лобок А.М. Преодоление морали, или Парадоксы "нравственного искусства". – М.: Знание, 1990. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Эстетика"; № 5).

8. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 168 с.

9. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 1992. – 335 с.

10. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 341 с.

11. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 тт. Т. 1. – М.: Искусство, 1968.

12. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. – М.: Музыка, 1965. – 485 с.

13. Данаилов Г. Не убить Моцарта!: Пер. с болг. – М.: Педагогика, 1986 – 128 с.

14. Друскин М.С. История зарубежной музыки. Вып. 4: Учебник для консерваторий. – 4-е изд. – М.: Музыка, 1976. – 528 с.

15. Духовная музыка: Россия и запад. "Бессмертие вечного". Программа 1-4 классы начальной школы. Сб. № 1 / авторы Кошмина И.В., Алеев В.В. – Издательство МП "Брат", 1993.

16. Запесоцкий А.С. Музыка и молодежь. – М.: Знание, 1988. 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Эстетика"; № 11).

17. Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2 тт. Т. 2. – М.: Искусство, 1973. – 368 с.

18. Из прошлого и настоящего музыкальной культуры: Межвузовский сборник статей. Вып. 3 / Сост. Е.Б.Долинская. Магнит. гос. консерватория, Моск. гос. консерватория им. П.И.Чайковского. – Магнитогорск: Издательство МаГК, 1997. – 320 с.

19. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

20. Карцева С.А. Музыкальная фонотека в школе. – М.: Просвещение, 1976. – 144 с.

21. Кашапова Л.М. Башкирская национальная музыкальная культура: Программа экспериментального курса / МО РБ, БИПКРО. – Уфа, 1995. – 45 с.

22. Кларин. М.В. Обучение на основе целостного личностного опыта// Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Тез.докл. Ч.1. – М., 1993.

23. Коменский Я.А. Всеобщего совета об исправлении дел человеческих. IV Пампедия // Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1989.

24. Крупская Н.К. Избранные педагогические сочинения. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. – 868 с.

25. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.

26. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993. – 959 с.

27. Лукин Ю.А. Ленин и теория социалистического искусства. – М.: Искусство, 1973. – 328 с.

28. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 256 с.

29. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. – 192 с.

30. Музыкальная культура Древнего мира / Под редакцией и с вступительной статьей Р.И.Грубера. – Л.: Музгиз, 1937. – 259 с.

31. Музыкальное воспитание в современном мире: Материалы IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). – М.: Советский композитор, 1973. – 416 с.

32. Музыкальное искусство в подготовке учителя (программа с методическими рекомендациями для спецкурсов и специальности "Педагог дополнительного образования") / Составитель: Э.Т.Ардаширова. – Уфа: БГПУ, 2000. – 38 с.

33. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – 672 с.

34. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1984. – 336 с.

35. Основы марксистско-ленинской эстетики / Ред. А.Сутягин. – М.: Гос. изд-во политической литературы, 1961. – 640 с.

36. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

37. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 144 с.

38. Программа по предмету "Музыка" для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий / Сост. Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова. – Уфа: Китап, 2011.

39. Программа по современной музыке для IX-XI классов общеобразовательных школ / Сост. Харитонюк Л.Ф., Бухарова Е.В. – Уфа, 1996.

40. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Музыка 1-8 классы / Сост. Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.В. Николаева, Б.С. Рачина, С.Л. Старобинский. Под общ.ред. Ю.Б. Алиева. – М., 1993.

41. Роллан Р. Жизнь Бетховена. – М., 1937.

42. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация "Логос", 1999. – 272 с.

43. Сиразетдинова Р.Ф. Музыкальное искусство в контексте нравственного воспитания будущего учителя: Дисс. … канд. пед. наук. – Уфа, 2002.

44. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 1600 с.

45. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. – Л.: Музгиз, 1962. – 62 с.

46. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). – М.: Наука, 1979. – 192 с.

47. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л.: Издательство АПН РСФСР, 1947. – 336 с.

48. Шевеленкова Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире // Психология личности в условиях социальных изменений. – М., 1993.

49. Штейнер Р. / Автор-сост. А.А. Грицанов. Мн.: Книжный Дом, 2009. – 576 с.

50. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М., 1964.

51. Гайтанджиев Г.С. Масовото музикално възпитание: Принципы, идеи, проблеми. – София: Нар. Просвета, 1980. – 231 с.

52. Copland Aaron. What to listen for in music. – N.Y., 1972. – 192 p.

Покупка готовой работы
Тема: «Морально-нравственное воспитание школьников на уроках музыки»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 105
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика