Дипломная работа

«Учебная деятельность младших школьников по формированию универсальных учебных действий при изучении окружающего мира»

  • 48 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7

1.1. Основы понятия УУД в свете реализации ФГОС 7

1.2. Организация и содержание учебной деятельности младших школьников 14

1.3. Возможности реализации учебной деятельности младших школьников по формированию УУД при изучении окружающего мира 20

Вывод по первой главе 27

ГЛАВА II.ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 29

2.1. Особенности диагностических методик по выявлению уровня сформированности УУД у младших школьников 29

2.2.Система работы по формированию деятельности младших школьников в рамках курса «окружающий мир» 34

2.3. Анализ результата опытно - педагогической работы 36

Вывод по второй главе 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

ЛИТЕРАТУРА 41

Введение

Актуальность исследования. За последние несколько лет в обществе произошло немало изменений в целях образования и путях их реализации. Если раньше знания, умения и навыки являлись основными итогами образования, сейчас произошел переход и понимание обучения - это процесс подготовки учащихся к реальной жизни; готовности для решения жизненных задач, для занятия активной позиции, сотрудничать и работать в группе, уметь быстро переучиваться при обновлении знаний и требований рынка труда.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС начального общего образования ответственность существенно возрастает.

На сегодняшний день вместо обычной передачи ЗУН от учителя к ученику главной целью образования в школе становится развитие способности ученика уметь ставить учебные цели самостоятельно, находить пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть ученик формирует умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Актуализация исследования в формировании у младших школьников универсальных учебных действий выявил ряд противоречий:

- между потребностями у младшего школьника УУД в общении с окружающими людьми и невозможностью образовательного учреждения в полной мере удовлетворить их.

- между требованиями Федерального государственного стандарта у младших школьников формировать универсальных учебных действий на уроках и отсутствия полного программного учебного комплекта.

- между тем, что у младшего школьника есть потенциал формирования УУД и отсутствие необходимых педагогических условий и методик приводит к затруднению обучения младшего школьника.

С учетом данных противоречий определена проблема исследования, – каковы условия формирования универсальных учебных действий по курсу «окружающий мир» у младших школьников

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить экспериментально возможности организации учебной деятельности младших школьников по формированию УУД при изучении окружающего мира.

Объект исследования – процесс организации учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования – процесс организации учебной деятельности младших школьников по формированию УУД при изучении окружающего мира.

Гипотеза исследования – эффективность организации учебной деятельности младших школьников по формированию УУД существенно повысится при условии:

- учитывать возрастные особенности младших школьников на уроках;

- на уроке использовать групповые, парные формы работы, постановку проблемных вопросов для совместного сбора информации;

- вооружение учителя начальных классов теоретическими основами и практическими навыками организации учебной деятельности.

Для экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1)изучить состояние проблемы организации учебной деятельности младших школьников по формированию УУД;

2)определить содержание и методику организации учебной деятельности младших школьников по формированию УУД;

3) выявить и экспериментально проверить педагогические условия способствующие повышению эффективности организации учебной деятельности по формированию УУД.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

-фундаментальные положения философии и методологии образования (Л.С.Выготский,К.Д. Ушинский, С.Рубинштейн и др.);

-концептуальные идеи и теоретические разработки в области учебной деятельности (А.Н.Леонтьева)

-методологии и методики внеурочной деятельности (Н.К.Бакланова, Н.В.Кузьмина, В.В.Туев, В.И.Черченко)

Методы исследования: теоретический анализ психолого - педагогической литературы; опытно - экспериментальная работа по внедрению учебной деятельности; тестирование, опрос, анкетирование младших школьников, беседа с родителями; качественный и количественный анализ результатов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем определены и сформированы основные тенденции теории и практики учебной деятельности младших школьников по формированию УУД при изучении окружающего мира.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана диагностическая методика, конспекты уроков, а также методические рекомендации по учебной деятельности по формированию УУД.

Этапы исследования:

-на первом этапе проведен теоретический анализ психолого - педагогической литературы, посвященной проблеме использования учебной деятельности в образовательном пространстве, дана оценка состояния проблемы, исследования, определены цели и задачи исследования;

-второй этап – определены содержание, методические основы учебной деятельности по формированию УУД, разработана методика проведения исследования;

-третий этап – проведен эксперимент по внедрению учебной деятельности по формированию УУД при изучении окружающего мира, уточнены и оформлены основные результаты и выводы исследования, разработаны методические рекомендации по формированию УУД.

Экспериментальной базой исследования выбраны ученики 4А класса МБОУ Башкирский лицей №48 Орджоникидзевского района г.Уфы.

Структура работы: ВКР состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы - страниц.

Во введение раскрывается актуальность исследования учебной деятельности по формированию УУД при изучении окружающего мира. Выявляются противоречия и проблемы. Сформированы тема, цели, задачи, объект и предмет исследования. Определена научная новизна работы и ее практическая, теоретическая значимости.

В первой главе изучаются основы понятия УУД в свете реализации ФГОС и содержание и организация учебной деятельности. Анализируется ФГОС НОО и возможности реализации учебной деятельности младших школьников.

Во второй главе описывается опытно - педагогическая работа по организации учебной деятельности младших школьников в рамках курса «Окружающий мир». Проведен анализ сформированности учебных универсальных действий младших школьников в ходе эксперимента

Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы и возможности внедрения результатов данной работы в перспективы исследования по данной теме. Разработана программа и методические разработки по учебной деятельности в начальных классах.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1.1. Основы понятия УУД в свете реализации ФГОС

Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.

В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?

В основу Стандарта положен системно - деятельностный подход, он предполагает:

- развитие и воспитание личностных качеств, которые отвечают инновационным требованиям экономики, информационного общества, задачам строения демократического гражданского общества на основе толерантности и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- направленность на образовательные результаты стандартного компонента, где личностное развитие обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира составляет основной результат и цель образования;

- принятие решающей роли образовательного содержания, способов строения образовательной деятельности и действия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся ( переход от классно - урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и проектным формам работы);

- учет индивидуальных психологических, физиологических и возрастных особенностей обучающихся, значения и роли видов деятельности, а также форм общения для определения образовательных и воспитательных целей и путей их достижения;

- различие форм организации и учета индивидуальных особенностей обучающихся, которые обеспечивают рост творческого потенциала, мотивов познания;

- гарантийность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, это создает основу для самостоятельного хорошего усвоения новых знаний, умений, видов и способов деятельности обучающимися.

Важной задачей системы современного образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику осуществлять самостоятельную деятельность учения, ставить цели в учебе, искать и использовать средства и способы необходимые для их достижения, уметь оценивать учебную деятельность и результаты, а также контролировать их. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое подразумевает полное освоение компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором эффективности повышения освоения предметных знаний учащимися, умений и формирования компетенций, мирового образа и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:

1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

2.Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно собрать в четыре основных группы:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные учебные универсальные действия учащимся обеспечивают организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включили в себя:

логические, общеучебные, постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— формулировка и выделение самостоятельно познавательной цели;

—выделение и поиск информации которая необходима; применение методов поиска информации, также с компьютерными средствами;

— структурирование знаний;

—произвольное осознанное построение высказывания речи в письменной и устной форме;

— выбор способа наиболее эффективного решения задач зависящих от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, оценка и контроль результатов и процесса деятельности;

—чтение по смыслу как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

—формулировка и постановка проблемы, создание алгоритмов деятельности самостоятельно при решении творческих и поисковых проблем.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным УУД относятся:

— планирование сотрудничества со сверстниками и учителем;

— Формулировка вопросов;

— решение конфликтных ситуаций;

— управление поведением партнера;

— умение точно и полно выражать мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями коммуникации;

К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?

Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт.

Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик.

Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм.

Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия.

Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.

В итоге изучения всех предметов у выпускников на этапе начального общего образования будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Изменения, которые происходят сейчас в социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Нынешние дети изменились по сравнению с прошлым временем очень сильно, когда создавалась ныне действующее системное образование. Возникли определенные проблемы в воспитании и обучении современного молодого поколения. На изучении некоторых из них остановимся:

 происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;

 вызывает тревогу ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;

 выросла информированность детей очень резко. Раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

 современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;

 для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;

 категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.

Начальному образованию требуются новые подходы, которые есть в федеральных государственных стандартах второго поколения.

Теперь система образования должна быть направлена на формирование интеллектуальной, высокообразованной личности с представлением целостной картины мира. Образование в начальной школе это фундамент будущего образования.

В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?

Главное то, что образовательный стандарт нового поколения ставит новые цели. Сейчас в начальной школе учитель учит ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить новые умения (две группы). Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

Изучая различные предметы в начальной школе, ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования, на уровне возрастных возможностей

Многим учителям придется перестроить свое мышление, исходя из новых задач, их ставит современное образование. Не сильно меняется содержание образования, но реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, при этом задумываясь о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без них ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Успешное обучение в начальной школе не будет возможно без формирования у младших школьников учебных умений, они вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. Каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

1.2. Организация и содержание учебной деятельности младших школьников

«Учебная деятельность» этот термин не новый в психологии и педагогике. В 40-х гг. им достаточно активно пользовались. Можем опереться на одну из лучших работ А.Н. Леонтьева «К вопросу о сознательности учения» [26], которая написана в 1944 г.; фундаментальный труд выдающегося психолога С. Рубинштейна «Основы общей психологии» [39]. Несмотря на это изучение учебной деятельности предпринято только в 60-е годы. И первые попытки фундаментально исследовать, проанализировать эту деятельность человека встретили довольно скептически. Это обусловлено тем, что в отличие от труда, игры, учебная деятельность представляла из себя искусственную конструкцию

В конце 50-х годов Д. Б. Эльконин выдвинул гипотезу строение учебной деятельности, о значении в психическом развитии ребенка. Д. Б. Эльконин выделил два типа ведущей деятельности: деятельность в системе «ребенок — вещественный предмет» и деятельность в системе «ребенок — взрослый», где усваиваются цели, мотивы деятельности, нормы человеческих взаимоотношений. По периодизации психического развития ребенка учебная деятельность относится к группе деятельностей, «внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предмете те или иные их стороны. Это деятельности в системе «ребенок — общественный предмет»[56].

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте (7—10 лет). Особенность состоит в том, что ее результатом является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Дальнейшее развитие эта гипотеза получила в работах Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова и их сотрудников при изучении возрастных возможностей усвоения знаний.

Рассмотрим определения учебной деятельности, учения, которые выдвинутые исследователями.

Главный результат учебной деятельности формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. От сформированности теоретического мышления, которое приходит на смену эмпирическому мышлению, зависит характер знаний приобретаемых в ходе обучения [44,355].

Более полный анализ учебной деятельности есть в коллективной монографии сотрудников кафедры педагогики и педагогической психологии МГУ. По определению И. И. Ильясова, деятельность учения есть само изменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся [20,14].

Заключение

Универсальный характер универсальных учебных действий проявляется тем, что они носят метапредметный, надпредметный характер; реализуют целостность личностного, познавательного и общекультурного развития, и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося несмотря на ее специально-предметное содержание.

В ходе опытно-экспериментальной работы были проведены следующие методики («Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (модификация А.Д.Андреева), «Узор под диктовку», «Нахождение схем к задачам» (по А.Н.Рябинкиной), «Анкетирование учащихся» (сост. Н.Ю.Яшина)) для выявления уровня сформированности универсальных учебных действий.

Для формирования универсальных учебных действий у учащихся 4 класса были проведены уроки на тему «Покорение силы», «Как человек использует свойства воды», «Как человек использует свойства воздуха» и т.д. Целью данных уроков формировать сплоченность коллектива в парной, групповой форме работы. Умение взаимодействовать время выполнения задания, выслушивать мнение друг друга, грамотно и доступно для других излагать информацию, развивать активность словарного запаса.

После проведения формирующего опытно – педагогической работы был проведен контрольный эксперимент для выявления его эффективности, были использованы эти же методики, что и в констатирующем эксперименте.

Таким образом, анализ результатов привел нас к выводу о том, что проведение уроков по формированию универсальных учебных действий было успешным, и привело к развитию знаний по курсу «окружающий мир» у младших школьников.

Изменения, происходящие в жизни современного общества, требуют от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно реагировать на них, для чего необходимо быть готовым к внутренним изменениям, активации творческого потенциала, уметь прогнозировать и предвидеть, выстраивать программу поведения.

Важнейшим условием и необходимым, обеспечивающим развитие ребенка выступает максимальное развертывание каждого компонента из комплекса педагогических условий, среди которых: осознание педагогами значимости развития научно-познавательной деятельности детей; понимания необходимости участия каждого из них во внеурочной деятельности; созданий условий для организации и проведения системы развивающих познавательных занятий, содержательной основой которых являются творческие задания и жизненные ситуации; творческие игры и упражнения с использованием методов активизаций воображения; приоритета поисково-исследовательских методов; включения детей в процесс преодоления проблем; поиск нестандартных решений; вариативность.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения и воспитания детей в школе. Интерес школьника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа организации внеурочной работы по окружающему миру.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса, новые стандарты образования диктуют педагогу необходимость выбирать более интересные, эффективные, нестандартные средства обучения и воспитания, на основе современных методах и новых интегрированных технологиях. Такую возможность дает внеурочная деятельность.

Значение учебной деятельности по окружающему миру состоит в том, что в ходе его школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенции: умения использовать разные методы познания: соблюдать правила поведения в природе и обществе: способность оценивать свое место в окружающем мире: участвовать в его созидании и др.

Анализ полученного теоретического материала дает возможность сформулировать следующие методические рекомендации по организации учебной деятельности по окружающему миру:

1.Подходить творчески к любой работе ученика.

2.Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.

3.Развивать самостоятельность в поиске информации.

4.Избегать прямых направлений.

5.В процессе работы обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.

6.Тесно сотрудничать с родителями.

7.При оценке лучше 10 раз похвалить даже за незначительные успехи, чем 1 раз ни за что раскритиковать.

Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс,2003. – 384с. - ISBN 5-7834-01066-1.

2. Асмолова А.Г., Бурменская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. – 367 с. - ISBN 57-9854-3850-3

3. Батыршев, А.В. Организационные и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батаршев – Таллин: УИСТ, 2001. - 108 с. - ISBN 5-7824-01066-1.

4. Бахтин, М.М. Этика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин - М.: Искусство, 2002. - 448 с. - ISBN 8-7824-01066-1.

5. Белинская, Е.П. Социальная психология личности. Учебное пособие [Текст] / Е.П. Белинская – М.: Аспект, 2002. – 304 с. - ISBN: 978-5-7695-5883-2.

6. Белорыбкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О.А. Белорыбкина – Ярославль: Наука, 2000. – 270 с. - ISBN: 2345-5-7695-5883-2.

7. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. [Текст] / Г.В. Бобровская // Начальная школа – 2003. - №4. – с. 10-15.

8. Бодалев, А.А. О коммуникативном ядре личности. [Текст] / А.А. Бодалев // Сов. педагогика. - 2000. - №5. – с. 24- 29.

9. Болотова, А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов [Текст] / А.К. Болотова – М.: Аспект, - 2001.– 383 с. - ISBN 5-7567-0150-8.

10. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 2000. – 460 с. - ISBN 5-9567-0150-8

11. Буева, А.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / А.П. Буева – М.: Педагогика, 2001. – 135 с. - ISBN 5-7567-6180-8.

12. Богакова, С.Е., Князькова, Т.Н., Плоскина, О.В., Лысюк, С.Н. Диагностика коммуникативных способностей [Текст] / под ред. С.Е.Богакова – Кемерово: Педагогика, 2001. – 250с. - ISBN 7-3567-6180-0.

13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. М.: Просещение, 2000. – 236 с. - ISBN 5-6767-6180-8.

14. Болотова, А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов [Текст] / А.К. Болотова - М.: Аспект, 2001 – 478 с. - ISBN 5-3567-6180-5.

15. Власова, А.А. Утром – практика, вечером – теория [Текст] / А.А. Власова // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11.

16. Воюшина, М.Л. Формирование умения анализировать художественные произведения как средство литературного развития младших школьников [Текст] / М.Л. Вьюшина - СП б.: АКБ, 2000. – 345с. - ISBN 5-7367-6180-6.

17. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М., 1995. – Т. 3: Проблемы развития психики. – С. 2-328.

18. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты) [Текст] / И.А. Гришанова – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. – 267 с. - ISBN 8-3654-6890-5.

19. Дашкин, М.Е. Коммуникативные умения специалистов «Человек-человек» [Текст] / М.Е. Дашкин – М.: Педагогика, 2000. – 256 с. - ISBN 5-5678-6450-5.

20. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе [Текст] / Н.И. Дереклеева – М.: Аспект Пресс, 2005. – 345 с. - ISBN 5-7334-36890-9.

21. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей младших школьников [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Пресс, 2008. – 374 с. - ISBN 7-3654-6890-35.

22. Жирова, Н.А. Текстовая деятельность в обучении студентов [Текст] / Н.А. Жирова – М.: Просвещение, 2001. – 265 с. - ISBN 5-3334-36590-1.

23. Жуков Ю.М., Петровская О.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие в общении [Текст] / Ю.М. Жуков – Киров: Наука, 2000. – 142с. - ISBN 5-3654-6890-8

24. Зимняя И.А., Путиловская, Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи [Текст] / И.А. Зимняя, Т.С. Путиловская – М.: Просвещение, 2004. – 543 с. – ISBN 67-3334-3640-0.

25. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: Учебное пособие для студентов пед. уч. Заведений [Текст] / О.М. Казарцева – М.: Наука, 2002. – 234 с. - ISBN 5-3634-3890-9.

26. Капустин, Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы [Текст] / Н.К.Капустин – М.: Академия, 2001. – 344 с. - ISBN 4-3654-6890-3.

27. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и её совершенствование [Текст] / А.А. Кидрон – СПб: Наука, 2000. – 165 с. – ISBN 7-3654-6890-0.

28. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина – Ярославль: Академия развития, 2000. – 485 с. - ISBN 5-3654-6890-67.

29. Ковалева, Г.С., Логинова О. Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. [Текст] / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2011. – 235 с. - ISBN 8-3634-3890-34.

30. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2010. – 453 с. - ISBN 6-3634-3890-4.

31. Козлова, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010. – 132 с. - ISBN 7-3654-3850-9

32. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании [Текст] / А.А. Купаевцев // Педагогика – 2005. - №10 – С. 27-33.

33. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста [Текст] / В.А. Кухаренко – М.: Аспект Пресс, 2001. – 173 с. - ISBN 8-3634-3090-3.

34. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев - М.: Наука, 2000. – 456 с. - ISBN 3-3634-37890-4.

35. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев – М.: Наука, 2000. – 674 с. - ISBN 7-3654-6890-6.

36. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии/ Методологические проблемы социальной психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов – М.: Просещение, 2000. – 567 с. - ISBN 9-1634-3890-1.

37. Львова, С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя [Текст] / С.И. Львова - М.: Просвещение, 2000. – 462с. - ISBN 7-3634-3890-6.

38. Лямскина, Н.А. Формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача [Текст] / Н.А. Лямскина – Курск: Пресс, 2000. – 365 с. - ISBN 9-7634-3790-4.

39. Мали, Д.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Уроки развития речи [Текст] / Д.Д. Мали - М.: Наука, 2006. – 447 с. - ISBN 4-7544-3790-43.

40. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик– М.: Просвещение, 2000. – 457 с. - ISBN 6-7634-3790-2.

41. Пассов, Е.И. Коммуникативная методика [Текст] / Е.И. Пассов - М.: АРКТИ, 2005. - 28 с. - - ISBN 1-5634-3790-3.

42. Петруссинский, В.В. Игры для интенсивного обучения [Текст] / В.В. Петрусинский – М.: Просвещение, 2000. – 234 с. - ISBN 6-3654-6890-2.

43. Путиловская, Т.С. Возрастные особенности решения коммуникативных задач учащимися в педагогическом общении [Текст] / Т.С. Путиловская – М.: Наука, 2004. – 125с. - ISBN 9-3634-3896-6.

44. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997. - . – Режим доступа: h**t://w*w.rsl.r*, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

45. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст ] / А.И. Савенков - М.: «Сентябрь», 2003. – с.204 - ISBN 43-3654-6890-67.

46. Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста [Текст] / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 36-43.

47. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 200. – 256 с. - ISBN 8-4654-6290-8.

48. Сергеев, И.С., Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие [Текст] / И.С. Сергеев – М.:АРКТИ, 2007. – 132с. – ISBN 9-3654-6890-0.

49. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников [Текст] / В.А. Синицын // Начальная школа. – 2003. - №2. – с. 23-29.

50. Соловейчик, М.С., Сергеева, Н.Н. Русский язык в начальных классах [Текст] / М.С. Соловейчик – М.: Просвещение, 2003. – 347 с. - ISBN 9-6734-3856-2.

51. Стернин, И.А. Типы коммуникативных действий и коммуникативное поведение человека [Текст] / И.А.Стернин - М.: Просвещение, 2001. – 456 с. - ISBN 8-8634-3840-3.

52. Сулимова, Т.О. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов [Текст] / Т.О. Сулимова – М.: Артс – Пресс, 2000. – 356 с. - ISBN 5-3654-6890-6.

53. Трофимова, Г.С. Русский язык и культура речи [Текст] / Г.С. Трофимова – М.: Наука, 2005. – 564 с. - ISBN 4-3634-3890-0.

54. Уварова, Т.В. Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом [Текст] / Т.В. Уварова // Начальная школа. – 2001. - №10. – с. 36-42.

55. Фомичёва, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф. Фомичева - М.: Просвещение, 2001. – 235с. - ISBN 1-3654-3890-4.

56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Тест]. – введ. 2010 – 12 – 17. – Москва: М-во образования и науки Рос. Федерации; М.: Просвещение, 2010. – 28 с.

57. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст] / Т.А. Фотекова – М.: Просвещение, 2000. – 254с. - ISBN 1-3654-3890-4.

58. Хвостова, Е.В. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников в учебной и внеурочной деятельности [Текст] / Е.В. Хвостова - Екатеренбург: Педагогика, 2005. – 168 с. - ISBN 4-3654-6890-3.

59. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [Текст] / Г.А. Цукерман – Томск: Пеленг, 2000. – 346 с. - ISBN 5-3654-6890-9.

60. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Н.А. Якимов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №1. – С. 48-51.

Покупка готовой работы
Тема: «Учебная деятельность младших школьников по формированию универсальных учебных действий при изучении окружающего мира»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 48
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика