Дипломная работа

«Проектная деятельность как средства повышения учебной мотивации младших школьников»

  • 70 страниц
Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8

1.1 Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения 8

1.2 Проектная деятельность учащихся как средство развития мотивации учения: цели и задачи 16

1.3 Классификация и основные требования к проекту 27

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 40

2.1 Организация и методики исследования 40

2.2 Анализ и интерпретация результатов использования проектной деятельности 45

Оценочный лист проекта 52

2.3 Методические разработки проектной деятельности в начальной школе, направленные на повышение мотивации к обучению 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

Введение

Актуальность исследования выражается усилением социально-экономических проблем, которое привело к ухудшению демографической ситуации и к увеличению числа малокомплектных школ и классов с маленькой наполняемостью. Количество таких школ становится больше. Процесс образования в малокомплектных школах строится по традиционному образцу. Чаще качество образования в таких школах ниже, чем в городских. Выпускники малокомплектных школ менее конкурентоспособны. Поэтому сегодня учитель малокомплектной школы должен не только сформировать у учеников знания, умения и навыки, но и научить применять их в практической деятельности, как в школе, так и в своей жизни. Для достижения этих результатов необходимо применять новые подходы к построению изучения школьных предметов.

Таким вариантом решения проблем современного школьного образования становится проектная деятельность. Такой вид деятельности является ключевым в формировании у учащихся практической деятельности. Так в начальной школе дети учатся находить цель деятельности, выбирать оптимальные пути ее решения, анализировать и оценивать конечный продукт.

Таким образом, в ходе анализа теоретических исследований и практического опыта по изучаемой проблеме выявлено противоречие между:

- введением ФГОС НОО и связанные с этим изменения в работе малокомплектных школ;

- организацией проектной деятельности в малокомплектных школах и ее недостаточным научно-методическим обеспечением.

Выявление названных противоречий позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у учащихся умений, способствующих организации проектной деятельности в малокомплектной школе при изучении курса «Окружающий мир»?

Существующие противоречия, проблема и недостаточная теоретическая разработанность, а также практическая значимость определяют актуальность темы нашего исследования: «Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» младшими школьниками в малокомплектной школе».

Цель исследования: выявить возможности использования проектной деятельности в малокомплектной школе при изучении курса «Окружающий мир» с младшими школьниками.

Объектом исследования: образовательный процесс в начальных классах малокомплектной школе.

Предмет исследования: проектная деятельность в малокомплектной школе в рамках курса «Окружающий мир».

На основе анализа, педагогической литературы, научных исследований и результатов практической деятельности сформулирована гипотеза исследования: результативность использования проектной деятельности в малокомплектной школе повысится, если:

- будут учитываться особенности организации проектной деятельности в малокомплектной школе;

- при организации проектной деятельности будут созданы условия для формирования адекватной самооценки и умения сотрудничать, развития творческих способностей и познавательной активности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и исходя из целей и гипотезы исследования, для реализации проекта были поставлены следующие задачи:

1) проследить историю возникновения, рассмотреть сущность проектной деятельности в малокомплектной школе;

2) провести опытно-педагогическую работу по определению уровня самооценки, коллективизма, познавательной активности, творческой способности младших школьников;

3) организовать проектную деятельность с младшими школьниками в малокомплектной школе и составить рекомендации для учителей начальных классов, работающих в малокомплектных школах, по организации проектной деятельности.

Методологической основой исследования является: системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов), компетентностный подход (Г. Э. Белицкая, Л. И. Берестова, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А.В. Хуторской и др.), проблемно-поисковый подход (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер и др.)

Теоретической основой исследования является: теории проектной деятельности Дж. Дьюи, Х. Килпатрика, С. Т. Шацкого, теории проектного обучения В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, теория учебной деятельности В. В. Давыдова.

В ходе исследования была использована система взаимодополняющих, корректирующих друг друга методов исследования:

- теоретические методы: теоретический анализ, обобщение литературы;

- методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, анкетирование;

- статистические методы обработки данных опытно-экспериментальной проверки, графическое представление результатов.

Этапы исследования:

- на первом этапе проведен теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы, посвященной проблеме проектной деятельности;

- на втором этапе были диагностированы уровни самооценки, коллективизма, познавательной активности, творческой способности;

- на третьем этапе организована проектная деятельность с младшими школьниками на уроке окружающего мира по теме «Как человек знакомится с окружающим миром» и проведен анализ опытно-экспериментальной работы, выделены результаты и сделаны выводы.

Базой исследования являлось МКОУ «НОШ д. Темяково».

Апробация и внедрение результатов: выступление на педагогическом совете школы по теме «Проектная деятельность младших школьников» 15.10.2012 года, статья «Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в социальной сети работников образования «Наша сеть» (свидетельство № ).

Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия «проектная деятельность», выделении особенностей организации проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир», выделении особенностей работы малокомплектной школы с введением ФГОС НОО.

Практическая значимость заключается в определении уровней самооценки, познавательной активности, творческих способностей, коллективизма и составлении рекомендаций для учителей по организации проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир» в малокомплектной школе.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссариев и приложений.

В первой главе прослежена история развития метода проектов, рассмотрена сущность проектной деятельности, выделены особенности работы малокомплектной школы с введением ФГОС НОО и особенности организации проектной деятельности в малокомплектной школе при изучении курса «Окружающий мир».

Во второй главе расписан процесс проведения диагностики уровня сформированности самооценки, коллективизма, познавательной активности, творческой способности младших школьников; показаны особенности организации проектной деятельности в малокомплектной школе по теме «Как человек знакомится с окружающим миром?», проведен анализ опытно-педагогической работы по организации проектной деятельности и даны рекомендации по организации проектной деятельности в малокомплектной школе.

В заключении изложены основные выводы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения

В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

• словесные

• наглядные и практические методы

• репродуктивные и поисковые методы

• методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Далее рассмотрим более подробно пути и средства повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.

Усвоение языка будет происходить успешнее, если сообщить этому процессу дополнительную мотивацию – использование языковых средств в целях общения. Включение языка в деятельность речевого общения, по-видимому, может изменить цели и мотивы изучения языка в школе: усвоение языковых сведений становится средством решения речевых задач. Мы считаем, что о речевой деятельности можно говорить только тогда, когда у человека есть потребность в устной или письменной форме передать кому-то свою мысль. Только создание собственного текста можно считать речевой деятельностью. Только создавая текст, ученик применяет и усваивает правила. Если дать учащимся возможность читать вслух на уроке свои работы (или их фрагменты), то произойдут очень серьёзные изменения. Иным станет отношение к своей работе: одно дело положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту работу никто не увидит и не услышит, и совсем другое - представлять свои мысли на суд одноклассников, чьё мнение для подростков очень важно. Постепенно это приведёт к тому, что исчезнут списанные сочинения, тексты самым тщательным образом будут редактироваться их авторами, появиться необходимость проверять написание многих слов и предложений.

Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности. Например, «Линия времени».

Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

• «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

• «Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

• «Фантазёр»

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

- Вот видите, как важно…

• «Кумир»

На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

• «Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

• В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.

В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:

Чего не случиться, если я буду писать грамотно?

Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?

Что случится, если я буду писать грамотно?

Что случиться, если я не буду писать грамотно?

• Образовательная стратегия.

- Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?

- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.

• Создание ситуации успеха также позволяет промотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

• Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему….

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

(Не правда ли, звучит как открытие!)

Проблемность обучения.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:

▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.

Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи:

Бревно лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк….

(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;

подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;

работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).

▪ вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;

▪ вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.

▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору).

▪ Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.

▪ Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов – один из действенных методов обучения и развития учащихся.

Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.) Важно учитывать, что в подростковом возрасте особое место начинают занимать взаимоотношения сверстников через их общения между собой.

Не случайно, Д.Б. Эльконин назвал общение ведущей деятельностью подросткового возраста. Кроме этого, в настоящее время принцип деятельностного подхода в образовании становится ведущим, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Поэтому, на наш взгляд, особое место должна занять организация общения сверстников, чему могут способствовать особые (например, проектные) формы организации учения. В чем же суть обучения учащихся в форме проектной деятельности?

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят (класс, учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.). Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников. Отметим, что вопросы организации проектной деятельности (содержание, методика, формы организации, оценка результативности) подробно рассмотрены в специальной литературе, посвященной данной теме.

Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы.

Примерные темы проектов: "Берёза - символ России" - основой этого коллективного проекта является изучение темы "Родная природа в произведениях русской литературы"; возможна разработка индивидуальных проектов, например по русскому языку - "Имя прилагательное" и т.п.

Таким образом, развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д. Вместе с тем, очень важно, на наш взгляд, обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы

1.2 Проектная деятельность учащихся как средство развития мотивации учения: цели и задачи

Русский писатель Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся в той или иной области знаний, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, отбирать только ту информацию, которая позволила бы решить основные задачи проекта, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, как индивидуальную, так и работу в группах.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

развитию творческих способностей и активности учащихся;

формированию проектного мировоззрения и мышления;

адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно .

Проекты охватывают огромное количество задач.

Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы:

Индивидуальные навыки:

- Определять задачи, которыми стоит заниматься.

Формировать независимые суждения.

- Развивать личный интерес и углублять знания в определённой области.

Приобретать навыки самоорганизации.

- Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё.

-Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное.

- Развивать способность справляться с новыми проблемами.

Собирать и анализировать новую информацию.

- Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач).

Учиться анализировать и оценивать чужую работу.

- Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.

Междисциплинарные навыки:

- «Выходить» за пределы одного предмета.

- Интегрировать знания, получаемые из различных источников.

- Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах.

- Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям.

Навыки работы в группах:

- Учиться работать в группах.

- Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч.

-Участвовать в процессе принятия решений. Приобретать навыки сотрудничества.

- Развивать чувство такта и дипломатичность.

- Руководить и направлять деятельность в процессе проекта.

Работа с самосознанием:

- Изучать свои сильные и слабые стороны.

Получать чувство удовлетворения от проделанной работы.

- Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче. Добиваться чувство автономии и свободы.

Навыки общения:

- Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно).

- Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации.

- Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.

- Учиться писать понятный и грамотный отчёт о проделанной работе.

Для чего нужен проект?

Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной работе.

Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

Принимать самостоятельные аргументированные решения.

Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Как сделать так, чтобы каждый ученик учился охотно?

Надо, чтобы то, чему учат ученика было понятно и занимательно и чтобы его душевные силы были в самых выгодных условия. Основу содержания образования в рамках традиционного обучения составляют способы решения конкретных типовых задач. Где учитель выступает организатором процесса усвоения и представляет школьникам знания в обработанном «готовом» виде с исчерпывающими обозначением и разъяснением предмета усвоения. Учащийся движется вслед за мыслью учителя, оставаясь целиком и полностью в рамках программы действий, заданной для него из вне. Традиционное обучение требует от учащихся глубокой мыслительной деятельности, произвольности восприятия и памяти, но познавательная деятельность школьников при этом характеризуется активностью воспроизводящего типа.

При этом отклонение от заданного образца действий будет рассматриваться как помеха на пути к достижению поставленной цели. Мне кажется, что система традиционного обучения, обладая мощным информационным потенциалом, одновременно обеднена творчески-созидательным потенциалом.

Поэтому мы решили изучить возможности системы обучения с тем, чтобы выявить как влияет проектная деятельность учащихся на развитие мотивации учения при подготовке проекта по предмету с использованием информационно - компьютерных технологий (средствами Power Point).

При реализации метода проектов на уроке необходимо опираться на важные теоретические положения учебной деятельности, разработанные Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым.

1. Деятельность учителя имеет следующие структурные элементы:

цель, в которой формируется образ того объекта, который должен быть создан в процессе деятельности;

объект или предмет деятельности, на которые направлена активность субъекта деятельности;

орудия деятельности – те материальные предметы, которыми пользуется субъект;

материальные условия, в которых деятельность совершается;

результат деятельности.

Заключение

В результате проведенного теоретического анализа по данной теме, было выяснено, что мотивация рассматривается как универсальное значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности и др.

Проблема развития повышения мотивации младших школьников актуальна в настоящее время и активно изучается многими современными авторами.

На формирование мотивации к учению оказывает влияние ряд факторов, а именно: специальным образом организованная деятельность; деятельность, которая носит творческий характер; деятельность, имеющая определенный уровень сложности (в зоне ближайшего развития); а также деятельность, к которой у учащихся должным образом сформирована мотивация.

Такие условия могут быть обеспечены за счет включения в образовательный процесс активных методов обучения, групповой работы детей. Одним из них является методов проектов. Данный метод широко используется при обучении в средней и старшей школе. Но возможности использования его в начальной школе еще не до конца изучены современными авторами.

При организации проектной деятельности с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Анализ соответствующей литературы позволил сделать вывод, что овладение проектной деятельностью доступно для младших школьников, более того данный метод будет наиболее эффективным для целенаправленного развития мотивации к обучению.

Анализ различных проектов, представленных в психолого-педагогической литературе позволил сделать вывод, что во многих из них мотивация выделяется как отдельный этап, однако способы и приемы организации мотивации в процессе проектной деятельности недостаточно раскрыты в литературе.

Исходя из этого, в работе были представлены возможные способы и приемы организации повышения мотивации к обучению использование которых, позволит учителю начальных классов обеспечить условия, направленные на развитие мотивации младших школьников, а также будут способствовать формированию интереса детей к самопознанию и саморазвитию. Процедура развития мотивации к обучению может быть организована по-разному, в зависимости от формы, содержания и количества участников.

Было проведено опытно-экспериментальное исследование, с целью апробации и выявления эффективности использования настоящих приемов и способов работы для развития мотивации к обучению младших школьников. Была разработана и предложена модель учебного проекта на 2012-2013 учебный год.

На основе анализа теоретического материала, проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы: если при организации процесса обучения используются адекватные формы организации образовательного процесса и используется проектная деятельность младших школьников, то это способствует развитию мотивации к обучению.

Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что представленные материалы опытно-экспериментального исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя начальных классов, в частности на уроках литературного чтения и во внеурочное время в качестве средства развития рефлексивных способностей младших школьников в педагогической практике общеобразовательных школ.

Покупка готовой работы
Тема: «Проектная деятельность как средства повышения учебной мотивации младших школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика