Дипломная работа

«Особенности детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей»

  • 89 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

1. Особенности взаимоотношений в семье в зарубежной и отечественной литературе 7

2. Классификация стилей воспитания в психологии 14

3. Личностные особенности родителей в воспитании 17

4. Семья как фактор психического развития ребенка 20

Выводы по I главе 25

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ 27

2.1. Организация и методы исследования 27

2.2. . Анализ результатов исследования 32

2.3. Программа тренинга детско-родительских отношений для детей и родителей 52

Выводы по II главе 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Введение

Актуальность исследования. Семья - это небольшая социальная группа (ячейка общества), основанная на супружеском союзе и родственных связях. Семью образуют два взрослых родителя и их дети. О количестве детей в семье родители договариваются между собой в процессе внутрисемейных отношений. Но сколько бы детей в семье ни было, выстраивать с ними отношения приходится родителям, которые часто по-разному представляют отцовство и материнство. Если супружеская пара принимает решение быть родителями более, чем одного ребенка, то выстраивать взаимоотношения необходимо еще и между детьми. Вся ответственность детских отношений также ложится на плечи родителей, которые обязаны, кроме этого, обеспечивать материальную сторону своих детей. Соответственно, каждый член семьи ждет от семейных отношений чего-то своего и представляет их по- разному. Родители часто жалуются на усталость и нехватку времени, единственный ребенок в семье страдает от гиперопеки, дети, имеющие брата или сестру, возмущаются несправедливостью отношения к ним, когда малышам разрешается больше, чем старшим, дети из семей, где воспитывается трое и более детей, иногда говорят о потребности побыть единственным ребенком в семье и получить внимание родителя только для себя. Таким образом, можно прийти к мысли о том, что в семьях с разным количеством детей свои, особенные, потребности и проблемы существуют как у родителей, так детей.

Специфика детско-родительских отношений, соответственно,

заключается в том, что такие отношения бинарны, причем обе стороны (родитель и ребенок) активно формируют систему отношений. Эти отношения изначально неравны, но стремятся к равенству на пике своего развития. Продуктом этих отношений является сформированная личность ребенка.

Также актуальность исследования обусловлена тем, что многие психологи разных направлений уже давно обращают внимание на чрезвычайную важность детско-родительских отношений в семьях с разным

3

количеством детей, так как очень важную роль для развития ребенка играют отношения с близким взрослым. Поэтому данное исследование представляет собой обзор основных современных подходов к изучению детско-родительских отношений, изучению специфики родительских отношений в семьях с разным количеством детей.

Таким образом, возникает проблема, которая заключается в условии реализации детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей.

Цель исследования: исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей.

Объект исследования: детско-родительские отношения.

Предмет исследования: особенности отношений родителей с детьми в семьях с разным количеством детей.

Гипотезы исследования: предполагаем, что будут выявлены различия детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей.

Задачи исследования:

1) рассмотреть теоретические основы изучения проблемы взаимоотношений в семье;

2) проанализировать и представить подходы к изучению стилей родительского воспитания;

3) изучить детско-родительские отношения в зарубежной и отечественной психологии;

4) эмпирически исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей;

5) разработать программу тренинга детско-родительских отношений. Теоретико-методологическая основа исследования:

- вопросы, связанные с проблемой детско-родительских отношений учеными, рассматривались А.С.Спиваковской, Н.А.Обуховой, Э.Х.Эриксоном на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.В.Дубровина, М.И.Лисина, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина и многие другие;

- теоретико-методологические подходы к исследованию типов, стилей, видов семейного воспитания (Л.Д.Андреева, Н.И.Агибалова, А.Я.Варга, Т.Л.Николаева, В.В.Онуфриева, Н.С.Борзилова, А.С.Горина, Г.Н.Селезневой, Р.В. Овчарова, В.Н.Цапкин, Э.Эйдемиллер, В Юстицкис).

Методы и методики исследования:

1. Теоретические методы: анализ и синтез научной литературы.

II. Эмпирические: тестирование. В процессе исследования были использованы следующие методики:

1) Опросник «Тест семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис);

2) Тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман);

3) Опросник «Мера заботы» (Г. П. Шарифуллина);

4) Детская методика «Завершение предложения» (вариант В. Михала).

III. Математическая обработка результатов исследования

производилась с помощью программы SPSS Statistic 17.0, достоверность различий установлена по Н-критерию Краскела - Уоллиса.

Научная новизна исследования заключается в том, что изучив семьи младших школьников с разным количеством детей, установили, что типы семейных отношений различаются в зависимости от количества детей в семье.

Теоретическая значимость исследования: обобщенные теоретические сведения, собранные нами на первом этапе исследования, расширят представления об особенностях детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей.

Практическая значимость исследования: результаты данного

исследования могут быть использованы психологами в работе с детьми младшего школьного возраста и родителями для коррекции детско- родительских отношений. Также нами была разработана программа тренинга детско-родительских отношений, которая включала пять занятий, на которых присутствуют родители и дети.

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №4 с. Раевский Альшеевского района.

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 56 детей в возрасте 9-10 лет, 29 девочек, 27 мальчиков и 56 родителей (мамы).

Положения, выносимые на защиту:

1. Семьям с одним ребёнком свойственна детоцентристская структура семьи, гиперпротекция, фобия утраты ребёнка.

2. В семьях с двумя детьми преобладают расширение сферы родительских чувств и недостаточность запретов.

3. В семьях с тремя и более детьми адекватная мера заботы, а также чрезмерность требования обязанностей.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась научно-методологической обоснованностью исследования, применением разнообразных и адекватных методов организации исследования, сбора и статистической обработки полученных данных, репрезентативностью эмпирической выборки.

Апробация и внедрение работы: основные положения и результаты исследования докладывались на педагогическом совете, родительских собраниях МБОУ СОШ №4, заседании кафедры возрастной и социальной психологии БГПУ им М.Акмуллы, а также были опубликованы в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Молодые учёные России» (Пенза, 2020), в XI Международной научно-практической конференции «Научные достижения и открытия современной молодёжи» (Пенза, 2020).

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы из 68 источников и приложения. Работа изложена на 70 страницах машинописного текста, включающая 4 таблицы, 2 диаграмм и 2 приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

1.1. Особенности взаимоотношений в семье в зарубежной и отечественной литературе

Значимость детско-родительских отношений в жизни человека трудно переоценить. Качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребёнка, но и на его установки и поведение на стадии взрослости [28,c.64]. Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку - родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, И.М. Марковская, М.В. Полевая, А.С. Спиваковская, Т.В. Якимова и др.).

Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, что с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому [15,c.136]. А.С. Спиваковская пишет о внутренней конфликтности детско- родительских отношений: взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и взросления. И наконец, существенная особенность детско- родительских отношений заключается в постоянном их изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Те отношения, которые сложились в младенчестве, неприемлемы для ребенка трех лет и тем более на последующих возрастных этапах [17,c.57]. Основываясь на работах отечественных исследователей (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев), детско- родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними [23,c.34]. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом.

Таким образом, анализ работ специалистов позволяет выявить основные характеристики детско-родительских отношений: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях (баланс полярных позиций); изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка;

потребность родителей в заботе о ребенке и родительская ответственность.

Теоретический анализ разработанности проблемы детско-родительских отношений и их формирования на сегодняшний день показал, что в целом существующие взгляды и концепции можно объединить в три больших методологических подхода, в рамках которых ведутся исследования:

функциональный, структурный и феноменологический [20,c.117]. В рамках функционального подхода детско-родительские отношения рассматриваются с точки зрения их воспитательной функции. Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.И.Лисина, Д.Б. Эльконин). Концепции, отнесённые нами к данному подходу, концентрируются на итоговом выражении этих отношений, фиксируя, разные формы его отклонений, препятствующих полноценному функционированию семьи (С. Минухин, В. Сатир, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.). Функциональное рассмотрение детско-родительских отношений предполагает их анализ с точки зрения действия - родители (мать, отец) включены в последовательную координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую какой-то цели, достижение которой принесёт им определённый результат. А.Я.Варга выделяет типологию детско-родительских отношений: принимающее - авторитарное, отвергающее с явлениями инфантилизации, симбиотическое отношение и симбиотически - авторитарное, отличающееся от предыдущего типа наличием гиперконтроля [11, с.124]. Таким образом, функциональный подход в направлении исследования детско-родительских отношений рассматривает эти отношения сквозь призму их основного предназначения - обеспечения успешного психосоциального развития ребёнка в семье. В рамках данного подхода изучают механизмы влияния этих отношений на различные сферы жизнедеятельности детей, выявляют качественные особенности детско-родительских отношений в обеспечении успешности ребёнка в различных видах деятельности, анализируют возможные нарушения в этих отношениях [20, с.119].

Заключение

Целью нашего исследования было изучение теоретических и эмпирических данных об особенностях детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей.

Данное исследование представляет собой обзор основных современных подходов к изучению детско-родительских отношений, изучению специфики родительских отношений в семьях с разным количеством детей.

Исходя из теоретического исследования у нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

Эмпирически исследованы у детей взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребёнка и отношения детей к родителям. А также изучение влияния родителей и воспитательная позиция у родителей. Данные полученные по каждой из выбранных нами для эмпирического анализа методик проходили проверку на наличие значимых различий.

Это позволило нам утверждать, что выдвинутая в начале работы гипотеза подтвердилась. Гипотеза исследования о различиях детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей подтвердилась.

Разработанная и апробированная тренинговая программа направлена на создание доверительной базы для отношений детей-родителей в семьях с разным количеством детей; повысит удовлетворенность родителей и детей от общения друг с другом; развивает эмоциональную близость и взаимопонимание в отношениях между родителями и детьми и семьями с разным количеством детей; создаёт здоровый климат внутри семьи; выстроить новые правила внутрисемейного совместного отдыха.

Семья - это система, нарушение в одном звене непременно искажает другие, поэтому коррекцию отклонений в развитии эмоциональной сферы ребёнка необходимо проводить совместно с родителями. Совместная работа родителей с детьми в игровой деятельности даёт возможность создать ситуацию доверительного общения, открывает большие возможности для воздействия на внутренний мир взрослого и ребёнка.

Типы семейных отношений различаются в зависимости от количества детей в семье: в семьях с одним ребенком преобладают снисходительность и гиперпротекция в результате преклонения перед интересами детей единственного ребенка в семье, в семьях с двумя детьми преобладают расширение сферы родительских чувств, чрезмерные требования ответственности, отсутствие запретов, а в семьях с тремя детьми - перенапряжение чрезмерных требований и санкций в знак признания того, что в многодетной семье есть потребность в четко очерченных границах, обязанностях, правилах для всех детей ради общего блага.

Принимая во внимание степень заботы родителей о детях, мы пришли к выводу, что на степень заботы влияет количество детей в семьях: семьи с одним ребенком часто характеризуются детским центром и выявлением желаний ребенка в первую очередь, семьи с тремя и более детьми характеризуются более легким подходом к нормам и стандартам воспитания и более четким разграничением границ и обязанностей в семье.

Список литературы

1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания [Текст] / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 с.

2. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии [Текст] / А.Адлер. - М.: Когито-центр, 2002. - 219 с.

3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы [Текст] / Ю.Е.Алешина // Вестник МГУ. Психология - сер. 14. - 2007. - № 2. - С. 60-72.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 375 с.

5. Андреева, Т.В. Психология семьи. Учебное пособие [Текст] / Т.В.Андреева. - СПб.: Речь, 2010. - 384 с.

+ еще 64 источника

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 89
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика