Дипломная работа

«Особенности физической подготовки баскетболистов»

  • 70 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.…. 3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…. 5

1.1. Особенности баскетбола как средства физического воспитания…5

1.2. Анатомо-физиологические и морфофункциональные особенности юных баскетболистов…11

1.3. Физическая подготовка юных баскетболистов… 25

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…. 40

2.1. Методы исследования…. 40

2.2. Организация исследования….…. 41

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 50

3.1. Анализ результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента…50

3.2. Результаты исследования и их обсуждение на контрольном этапе эксперимента….…52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….… 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…. 62

ПРИЛОЖЕНИЯ… 66

Введение

Актуальность. За последнее время всё большее значение приобретает проблема физиологической незрелости детей. Число таких детей постоянно растёт. Это доношенные дети, родившиеся в срок, с нормальным весом (3-3.5 кг.) и длиной тела (50-52 см), но функционально незрелые. Основным признаком физиологической незрелости детей является мышечная гипотония (тонкие и слабые мышечные волокна с низким мышечным тонусом), которая сопровождается пониженной двигательной активностью (Солодков А.С, Сологуб Е.Б.).

Физические способности людей проявляются в различного рода движениях. Движения, например гребца, тяжелоатлета или баскетболиста оказывают разное влияние на организм. В процессе выполнения движений по-разному проявляется роль различных физических данных человека. Быстрые движения в спорте большей частью выполняются с проявлением весьма большой мышечной силы, часто называемой «взрывной» силой.

Современный баскетбол - это атлетическая игра и требования, предъявленные к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств и их отдельных компонентов, в частности, скоростно-силовых.

Данная тема выбрана не случайно, поскольку очень велико влияние баскетбола на физическое развитие детей и весь организм. В наше время очень трудно удивить современных детей, увлечь их чем-то интересным и полезным для их же здоровья. Поэтому в последнее время стало особенно важным внедрение в практику новых форм двигательной активности с оздоровительной целью.

Баскетбол - это не только стимуляция сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, но и возможность улучшить координацию движений, выправить осанку, сделать походку более элегантной. Для баскетбола характерна основная цель - содействовать стремлению занимающихся к приобретению здоровья и психического благополучия посредством тренировок (Горбачёва Г.В., Куценко И.П.).

Цель работы: исследовать и определить особенности физической подготовленности детей занимающихся баскетболом.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по баскетболу с детьми 10-11 лет.

Предмет исследования: физическая подготовленность детей занимающихся баскетболом в условиях школы.

Задачи исследования:

1.Выявить но данным литературных источников влияние баскетбола на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста;

2.Определить особенности физической подготовленности детей занимающихся баскетболом по программе общей физической подготовки;

3.Доказать эффективность программы общей физической подготовки в развитии физических качеств на секционных занятиях по баскетболу в практике общеобразовательной школы.

Гипотеза: можно предположить, что в общеобразовательной школе методика развития физических качеств на секционных занятиях по программе общей физической подготовки способствует повышению функциональной работоспособности мальчиков 10-11 лет занимающихся баскетболом.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Особенности баскетбола как средства

физического воспитания

Баскетбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по моему мнению, и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития.

Кстати, баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И, тем не менее, мне кажется, что в этом пособии имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобретенной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным.

Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм и воспитание молодежи, а потому дальше по тексту я привожу наиболее характерные особенности баскетбола.

В основе баскетбола лежат естественные движения - бег, прыжки, броски, передачи. Им легко обучать детей, подростков и взрослых. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов, а игры с мячами - с двухлетнего возраста.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремленности.

Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств.[35]

Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.

Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у баскетболистов, умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями.

Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитание у занимающихся творческой инициативы. В общем, не следует забывать о том, что из всех командных видов спорта баскетбол более других предрасположен к тому, чтобы выставлять на показ индивидуальные способности и дриблинг, а также, порою, в одиночку решать исход того или иного матча.

Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований.

Эта особенность имеет наибольшее значение для воспитания дружбы и товарищества, и вырабатыванию привычки подчинять свои действия интересам команды.

Баскетбол получил широкое распространение во всем мире, с каждым годом возрастает интерес к занятиям этим видом спорта, усиливается конкуренция на международной арене. Последнее вызывает необходимость совершенствования методики спортивной тренировки с учетом тенденций развития баскетбола. [18]

Многообразие двигательных действий спортсменов во время игры весьма затрудняет количественное описание их компонентов. Современный тренировочный процесс настоятельно выдвигает необходимость разработки методов интегративного качественно-количественного описания организма спортсмена как большой системы с целью рационального моделирования его состояния.

Моделирование игровых ситуаций весьма сложно. Однако в баскетболе можно выделить такие двигательные компоненты, которые поддаются детальному изучению и описанию. Это одна из разновидностей броска мяча в корзину.

Изучение двигательной и информативной деятельности организма, являющихся решающими при реализации навыков в баскетболе, обусловленности этих видов деятельности общим функциональным фоном, интеграции указанных факторов в единую функциональную систему для обеспечения высокой надежности бросков мяча в корзину должно иметь широкий выход в практику как в плане методических рекомендаций по совершенствованию спортивного мастерства, так и для тестирования функциональной готовности спортсменов. Наиболее фундаментальные исследования, в какой-то мере касающиеся вышеуказанных аспектов, проводили В.Г. Луничкин, 1969 А.Ш. Касымов, 1973; СВ. Голомазов, 1973, Р.С. Мозола. Однако в доступной нам литературе недостаточно точно охарактеризованы динамика и взаимосвязь временных компонентов и результативности бросков, что обеспечивает надежность. Весьма слабо изучено влияние информации, поступающей из 5 сенсорных систем, на параметры навыков и результативность при их реализации. Имеющаяся педагогическая литература (учебники, учебные пособия, методические указания и др.) базируется в основном на эмпирическом опыте тренеров (Б. Коузи, Ф. Пауэр, 1975; И.Н. Преображенский, А.Я. Гомельский, 1986 и др.).

Сущность игры состоит в том, что игроки каждой команды, перемещаются по площадке с мячом или без мяча и, преодолевая сопротивление противника, стараются, как можно больше забросить мячей в корзину соперника и препятствовать им в овладении мячом и бросках в корзину. Мяч можно передавать вести, бросать, отбивать, соблюдая правила игры. Выигрывает команда, на счету которой после окончания игры окажется больше очков.

Заключение

Полученный теоретический и практический материал подтверждает нашу гипотезу о том, что в общеобразовательной школе методика развития физических качеств на секционных занятиях по программе общей физической подготовки способствует повышению функциональной работоспособности мальчиков 10-11 лет занимающихся баскетболом.

В ходе исследовательской работы был определены особенности физической подготовленности детей занимающихся баскетболом и также исходный уровень развития физических качеств детей 10-11 лет занимающихся в секции баскетбола по шести представленным тестам. Дальнейшая работа складывалась в разработке и апробировании программы ОФП для экспериментальной группы с направленностью на развитие общих физических качеств юных баскетболистов.

В ходе эксперимента на формирующем этапе применялась программа ОФП с детьми экспериментальной группы.

Анализ полученных результатов, проведенных после формирующей работы и контрольных испытаний по тем же тестам, позволил сделать следующие выводы: количественный и качественный анализ результатов заключительного, контрольного этапов эксперимента показал нам положительную динамику роста развития полученных результатов.

В заключение надо сказать, что, являясь составной частью физической культуры, воспитание и развитие двигательных способностей содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества.

Познание себя самого является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности специалиста в условиях современных воздействий внешней среды. Формирование физической культуры личности немыслимо без умения рационально корректировать свое состояние средствами физической культуры и двигательной деятельности.

Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек может осуществлять трудовую деятельность, общаясь с другими людьми, заниматься спортом и т.д. При этом организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температуры, влажности, давления, силы воздействия солнечной радиации. Под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды.

Экспериментальные данные подчеркивают стимулирующее влияние оптимально организованной двигательной активности на уровень физической и умственной работоспособности. Таким образом, можно сделать заключение, что двигательная функция - основная функция человеческого организма, которую следует постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности, в том числе и умственной.

Список литературы

1. Апанасенко Г.Л. Здоровье, которое мы выбираем. - Киев: Знания, 1989. - 211 с.

2. Аксельрод СЛ. Спорт и здоровье. - М: Физкультура и спорт, 1988. - 256 с.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

4.Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 243 с.

5. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М: Физкультура и спорт, 1990

6. Безруких М.М. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А.Фарбер. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 416 с.

7. Вайцеховский СМ. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1981.

8. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. - М.: МГУ, 1986.

9. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1993.- №5-6. - С. 32-37.

10. Воробьев А.Н. Семья спортивная - М.: Физкультура и спорт, 1987

11. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. -М.: Медицина, 1985.

12. Выпускная квалификационная работа по физической культуре: метод рекомендации / сост. А. Ю. Костарев, В. И. Щемелинин - Уфа: БГПУ, 2008. -38 с.

13. Васильева В.В. Физиология человека - М.: Физкультура и спорт, 1984. -312 с.

14. Гладышева А.А., Никитюк Б.А. Анатомия и спортивная морфологи (Практикум): Учебное пособие для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1989. 311с.

15. Гусалов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. - М.: Физкультура спорт, 1987

16. Годик М.А. Спортивная метрология. Учеб. для институтов физ. культ. - М.: ФИС, 1998.- 192 с.

17. Дубровский В.И. Спортивная физиология: учеб. для сред, и высш. учеб. по физ. Культуре. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 192 с.

18. Дулин А. Л. Баскетбол в школе - Ижевск, 1996

19. Еремин И. В. О прыгучести баскетболистов в различных видах прыжков // Теория и практика физической культуры, № 12, 2006. - с. 38.

20. Железняк Ю. Д. Портнов Ю. М. Спортивные игры. М. 2001.

21. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М: Физкультура и спорт, 1980.

22. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник - М.: Гардарики, 1999.-412 с.

23. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

24. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - №7. - С. 28-34.

25. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - №1.-41-48.

26. Костикова Л. В. Баскетбол. Азбука спорта. М. 2002.

27. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - №2. - С. 37-45.

28. Ланда Б. X. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся. Москва. Педуниверситет «Первое сентября», 2008 г.- 84 с.

29. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Матвеева Л.П. - Т. 1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

30. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

31. Коваленко В.А. Физическая культура: Учебное пособие - Изд-во АСВ, 2000.-298 с.

32. Карасева А.В. Энциклопедия физической подготовки - М.: Лептос, 1994. -456 с.

33. Нестеровский Д. И. Баскетбол: теория и методика обучения. - М. 2004.

34. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1988.

35. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

36. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера М. Аст Астрель, 2004.

37. Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру. - Москва, Физкультура и спорт, 1990.

38. Петров П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы. - М.: Изд. Владос - Пресс, 2003. - 112 с.

39. Синяков А. Ф. Познать себя. - Москва, Физкультура и спорт, 1990.

40. Синяков А. Ф. Самоконтроль физкультурника. Москва, Физкультура и спорт, 1987.

41. Солодков А.С,Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная.: Учебник. - М.: Терра - Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 549 с.

42. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед вузов / М. Р .Сапин, 3. Г. Брыксина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.

43. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. - М.: Спорт - Академия Пресс,2001. - 172 с.

44. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1994.

45. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 112 с.

46. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности физической подготовки баскетболистов»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика