Дипломная работа
«Факторы, способствующие адаптации первоклассников к учебной деятельности»
- 144 страниц
Введение… 3
Глава 1. Теоретические исследования особенностей адаптации первоклассников к учебной деятельности….7
1.1. Определение содержания понятия школьная адаптация …. 7
1.2. Структура и характеристика учебной деятельности…. 17
1.3. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте…. 22
1.4.Факторы, способствующие школьной адаптации первоклассников к учебной деятельности…30
Вывод по главе 1…. 44
Глава 2. Экспериментально – практическая работа по изучению уровня адаптации первоклассников в учебной деятельности…46
2.1. Организация и методы исследования… 46
2.2. Анализ результатов …. 51
Выводы по главе 2… 62
Заключение…. 66
Список литературы…68
Приложения… 72
Актуальность исследования
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.
Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями.
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.
Объект исследования: школьная адаптация первоклассников.
Предмет исследования: факторы, способствующие адаптации первоклассников к учебной деятельности.
Цель данной работы – выявить факторы, способствующие адаптации первоклассников к учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие школьной адаптации, выделить характеристики и уровни школьной адаптации;
2. выделить особенности учебной деятельности младших школьников;
3. выявить факторы успешной адаптации первоклассника к учебной деятельности;
4. изучить, исследовать один из факторов адаптации – уровень готовности к школе.
Гипотеза: готовность к школьному обучению является фактором, способствующим адаптации первоклассника к учебной деятельности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в нашей работе использованы следующие методы: тесты, анкеты для изучения фактора адаптации – уровня готовности к школе; методы математической статистики, обеспечивающие качественный и количественный анализ результатов. Для обработки и интерпретации эмпирических данных применялся метод количественного и качественного анализа, математико-статистические методы.
Для проведения эмпирического исследования использованы следующие методики:
1. Тест « Готов ли ребёнок к школе?»;
2. Тест «Готовности ребенка к школе»;
3. Тест «Мотивационная готовность» (диагностирующий внутреннюю позицию школьника по Т.Д.Марцинковской);
4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” (определяющий общий уровень адаптации первоклассников);
5. Анкета для родителей, разработанная Овчаровой Р.В. (определяющая уровень адаптаций первоклассников);
6. Анкета для учителя, разработанная Овчаровой Р.В. (определяющая уровень адаптаций первоклассников);
7. Диагностика «Изучение адаптации ребенка в школе» (для учителя).
Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проводилось среди детей подготовительной группы к образованию в школе МБ ДДУ села Тастуба и села Дуван Дуванского района Республики Башкортостан и этих же самых детей после поступления в МБ ОУ СОШ села Тастуба и села Дуван Дуванского района Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 60 детей, 32 девочки и 28 мальчиков в возрасте 6-7 лет на протяжении шести месяцев с августа 2010 года по февраль 2011 года.
Практическая значимость исследования заключается в том, что адекватные представления о факторе адаптации – уровне готовности к школе позволят сформулировать научно обоснованные рекомендации для психологов, логопедов, воспитателей, педагогов и администрации образовательных учреждений, направленные на помощь в образовательном процессе. Результаты исследования используются в диагностической, консультативной и коррекционной работе при подготовке детей к учебной деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы из 57 наименований и приложения. Общий объём работы составил 71 страницу, с приложением 156 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Определение содержания понятия школьная адаптация
Адаптация - (от лат. Adaptio - приспособление) - понятие в различных гуманитарных и общественных науках, что позволяет относить его к числу универсальных понятий. В настоящее время существует целый ряд определений адаптации. В философской литературе адаптация рассматривается как «вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников»
Адаптация - 1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза.
2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки. Адаптация может быть психологическая, сенсорная, социальная.
Социальная адаптация является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса[54,с.128].
В психологию понятие «адаптация» пришло к нам из биологии, где она понимается как приспособление организма к окружающим условиям. Применительно к человеку адаптация имеет несколько уровней - физиологический, нейрофизиологический, психологический, функционально-психологический, социально-психологический.
Личностную адаптацию следует определить как процесс установления личностью оптимальных взаимоотношений с окружающей социальной средой в целях удовлетворения своих потребностей, сопровождающийся изменением в подструктурах и компонентах, психологической структуры личности (самоопределение, самооценка, направленность личности, её взгляды, идеалы, ценностная ориентация, я- концепция и др.)
Человек не только приспосабливается к среде, но и среду приспосабливает к себе. Это взаимное приспособление зависит и от особенности среды, и от особенности личности. В связи с этим велика роль адаптивности и адаптивных способностей человека.
Адаптивность всегда индивидуальна, обеспечивается активностью личности и находит своё выражение в достигнутом результате деятельности. Она может рассматриваться как внутренняя способность личности к изменчивости.
Характеристика адаптивных способностей личности может производиться по следующим параметрам:
1) диапазон распространения: узкий (способность личности адаптироваться только в одной сфере), широкий (способность адаптироваться как в макро, так и микросоциальным условиям);
2) прочность и стабильность;
3) скорость, то есть период времени, который необходим конкретной личности для выживания в новые условия.
Кроме того, ход и результат социально-психологической адаптации зависит от следующих наиболее значительных качеств личности:
- от стадии развития личности (по мнению А.Ф.Лазурского, в зависимости от своего психического развития личность по разному взаимодействует со средой: на нижнем уровне развития психики личность полностью насильственно приспосабливается средой; человек среднего уровня развития психики имеет возможность приспособиться, может выбрать соответствующую его склонности деятельности; на высшем уровне напряжённость и интенсивность душевной жизни заставляет не только приспосабливаться, но и активно преобразовывать среду);
- от свойства нервной системы – пластичности, подвижности, силы (так сангвиники легко и быстро входят в новые условия жизни; флегматики, как правило, люди замкнутые, психические процессы у них замедлены, поэтому они адаптируются медленно);
- от социальной позиции личности;
- от пластичности установок, внушаемости (так, Э. Берн, считает, что «от способности изменить свои образы, приводить их в соответствие с действительностью, зависит адаптация, успех в жизни»);
- от информации о новой среде, её полноты и разносторонности для формирования адекватных образов;
- от уровня самооценки личности;
- от особенностей саморегуляции личности и т.д. [15,с.238].
В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку.
Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.
Адаптация школьная — процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Адаптация учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, организация режима дня, питания, учебных занятий в школе и дома и т.д.)[27]. Понятие школьной адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой - спецификой учебного материала. Главную трудность "предметной" адаптации для начинающего школьника представляет освоение содержания обучения - грамоты и математических представлений.
Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:
1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.
2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.
4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей[8].
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы:
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе также можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма:
Первый этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две-три недели).
Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.
Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.
Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий:
1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.
Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить те его формы, знание которых позволит реализовать идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной школы [38].
1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.
2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его "взрослости", предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).
3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).
А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению[18,с192]:
1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:
1. Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды.
2. Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т. д.
Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с не успешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.
Если изменение в компонентах психологической структуры личности в процессе адаптации происходит дисгармонично, то следует говорить о дезадаптации.
Понятие «дезадаптация» стало употребляться в психиатрии и психология в связи с патогенными и психическими нарушениями и отклонениями в поведении людей (В.П. Кащенко, В.В. Ковалёв, П.Б. Ганнушкин, К. Леонград, А.Е.Личко и д.р.). В наше время это понятие активно применяется и в психиатрии, и в психологии (функциональной и социальной).
О дезадаптации могут свидетельствовать симптомы в неприятии человека группой, его социально – психологической изоляции в социальной среде, психологическом состоянии фрустрированности и подавленности, неадекватности коммуникативных навыков и поведенческой дезорганизации, внутренней скованности, застенчивости.
Соответственно трём видам адаптации, К.К.Платонов[38] различает следующие виды дезадаптации: физиологическую, проявляющуюся в более или менее резко выраженной психологической адаптацией и отклоняющимся поведении; психологическую, проявляющуюся, например, в состоянии напряжённости или стресса « как отклоняющееся поведение и как синдром физиологических (вегетативных и двигательных) и психических отношений, вызванных новизной или сложностью условий деятельности»; социально-психологическую.
По мнению Р.В. Овчаровой, главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Другая причина дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учёбе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребёнку и его учёбе в семье [28]. Демонстративно отрицательное отношение педагога к какому-либо ребёнку формирует аналогичное отношение к нему со стороны одноклассников, в результате чего такой ребёнок оказывается в изоляции, а это препятствует нормальному развитию его интеллектуальных способностей и формирует у него нежелательные черты характера.
Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод. Школьная адаптация – это процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Период адаптации к школьному обучению у каждого первоклассника протекает по разному. Венгер А.Л. выделяет три уровня адаптации - высокий, средний, низкий. Соответственно помощь ребенку оказывается на всех уровнях, каждому учащемуся учитель оказывает как групповую, так и индивидуальную помощь, совместно с родителями. Совместная помощь учащемуся в период адаптации очень важна, он чувствует поддержку окружающих, чувствует себя уверенным, не задумываясь, ставит перед собой цель и идёт к её достижению. Обратной стороной адаптации ребенка первоклассника является проблема школьной дезадаптации, которая обычно ставится в связи с не успешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками.
действия контроля процесса усвоения, действия оценки степени усвоения.
Представленная работа посвящена проблеме факторов, способствующих адаптации ребенка к учебной деятельности. В ней мы изучали и исследовали факторы, способствующие адаптации и саму адаптацию первоклассников к учебной деятельности.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет нам сформировать теоретическую позицию, согласно которой школьная адаптация – это процесс приспособления школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Период адаптации к школьному обучению у каждого первоклассника протекает по разному. А.Л.Венгер выделяет три уровня адаптации - высокий, средний, низкий. Обратной стороной адаптации ребенка первоклассника является проблема школьной дезадаптации, которая обычно ставится в связи с не успешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками.
Учебная деятельность – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, направленный на усвоение ими знаний, умений и навыков. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте способствует возникновению и развитию психологических новообразований в этом возрасте таких как, мышление, память, речь, внимание, восприятие, воображение. У учащихся формируется интерес к учебн6ой деятельности, к процессу учения, к результату своего труда, также формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность и многое другое. Совместная учебная деятельность способствует высокому уровню развития всех психических процессов.
Факторы, способствующие школьной адаптации первоклассников можно разделить на две группы: благоприятные - адекватная самооценка своего положения ребенком, готовность к школьному обучению, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в семье конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, положительный стиль отношения к детям учителя и другие и не благоприятные - неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса, неполная семья и другие. Одним из главных факторов способствующих адаптации первоклассников к учебной деятельности является уровень готовности ребенка 6-7 лет к школе. Основными компонентами школьной готовности выделяют: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую готовность к школе и готовность к общению с одноклассниками и учителем.
Результаты, полученные в ходе исследования, не подтверждают гипотезу, о том, что готовность к школьному обучению является фактором, способствующим адаптации первоклассника к учебной деятельности.
Адаптация к школьному обучению происходит постепенно и зависит от многих условий, от методов воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, методов обучения, индивидуальных особенностей ребенка, от его физического и психологического развития.
Выполненное исследование вносит определенный вклад в решение проблемы адаптации первоклассников к учебной деятельности. Вместе с тем остается осознание нерешенности еще многих проблем в исследовании факторов адаптации первоклассников, поиск путей, решения которых должен быть продолжен. Перспективными являются исследования и разработки в области факторов адаптации ребенка к школе, которые в дальнейшем помогут в учебной деятельности многим педагогам.
1. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей - М.:Ось-89, 2001.
3. Анастази А. Психологическое тестирование: Т.2, – М., 1992,с.210.
4. Аминникова Н. С. Адаптация первоклассников к школьным условиям / Психологический центр «Адалин» сайт-h**t://adalin.mospsy.r* – 2010.
5. Арина Г.А., Кирсанова М.А. ст. Варианты переживания стрессовых ситуаций у детей первоклассников / Психология в школе №4, 2005, с.73-90.
6. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционо – развивающего обучения. – М.: Айрис – пресс, 2005.
7. Бардин К.В. Подготовка ребёнка к школе. – М., 1998.
8. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М. 1997.
9. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? – М., Просвещение, 1991.
10. Бережковская Е., Козлина А. Психологические основы организации обучения детей на уроках в 1 классе / Школьный психолог №37, 2004,с.106-110.
11. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998.
12. Битянова М.Г. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
13. Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования / Начальная школа № 1, 2002. с. 101.
14. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности / Начальная школа № 2, 2004.
15. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005
16. Варданян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся / Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности.- Уфа,1995.
17. Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. – Питер, 2009.
18. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994, с. 192.
19. Глассер У. Школа без неудачников, Прогресс, 1991.
20. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
21. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М., Педагогика, 1986, с. 240.
22. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
23. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.,1996.
24. Дубровина И.В. Школьная психологичесая служба. – М.,1991.
25. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям) / Дошкольное воспитание № 3, 2005.
26. Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М., 1991.
27. Ильичёва Л.Ф. Философский энциклопедический словарь.- М.,1983.
28. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / Вопросы психологии № 4, 1984.
29. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983., с. 56.
30. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе / Дошкольное воспитание, №7, 2001, с. 81-84.
31. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе / Дошкольное воспитание, 2009г., №8, с. 50-54.
32. Кумарина Г.М. Методика отбора детей в коррекционные классы. Методическое пособие. – М.: Академия педагогических наук СССР. Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики, 1990.
33. Ковалёва Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. / Начальная школа. - № 7. – 1996.
34. Лусканова Н.Г., Коробейников И.А. Диагностика школьной дезадаптации. – М., 1993.
35. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику,- М.:2001.
36. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? / Семья и школа, 2007, №4, с.25-27.
37. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.- М.:Владос, 2001
38. Никоненко В. К. Адаптация первоклассников к школе. / Интернет-ресурс: Net parents.r*, 02.10 2006
39. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996
40. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера - М. 1988
41. Павлов И.В. Первый класс- это класс! Советы и рекомендации, как правильно подготовить детей к школе / Школьный психолог №28, 2010.
42. Платонова А.А. Успешное завтра, будущего первоклассника / Начальная школа, 2005, № 5.
43. Рахимов А. 3. Психодиагностика творчества. – Уфа, 2003.
44. Рахимов А.З. Философия психодидактики. - Уфа,2008,с.77.
45. Рахимов А.З. Педагогические технологии творческого развития. Уфа,2003,с 26.
46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996. – с. 529.
47. Репкин В.В., Репкин Н.В. Развивающее обучение теория и практика.- Томск, 1997, с.288.
48. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? /Дошкольное воспитание. 2005г, №8, с.25-28.
49. Семенов И.Н., Степанов СЮ. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества. - М.: Речь, 1983. - с.254.
50. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Центр психологической поддержки учителя, 1992, с.72.
51. Сушинскас Л.Л. Тесты для детей: готовимся к школе.- Ростов на Дону: Феникс, 2010.
52. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.,1974.
53. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989, – с. 287.
54. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — с.128.
55. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. М.: Академия, 1975, с.395.
56. Школьная дезадаптация. / Школьный психолог № 12, 2000.
57. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие. –Гродно: ГрГУ, 2002. – с.119.
Тема: | «Факторы, способствующие адаптации первоклассников к учебной деятельности» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 144 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников в процессе развития математических представлений
Дипломная работа:
Подготовка к школе как фактор успешной адаптации
Дипломная работа:
Учебная деятельность младших школьников по формированию универсальных учебных действий при изучении окружающего мира
Дипломная работа:
Психологические и психофизиологические особенности адаптации студентов-иностранцев к обучению в вузе
Дипломная работа:
Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности