Дипломная работа

«Факторы, способствующие адаптации первоклассников к учебной деятельности»

  • 144 страниц(ы)
  • 1221 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение… 3

Глава 1. Теоретические исследования особенностей адаптации первоклассников к учебной деятельности….7

1.1. Определение содержания понятия школьная адаптация …. 7

1.2. Структура и характеристика учебной деятельности…. 17

1.3. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте…. 22

1.4.Факторы, способствующие школьной адаптации первоклассников к учебной деятельности…30

Вывод по главе 1…. 44

Глава 2. Экспериментально – практическая работа по изучению уровня адаптации первоклассников в учебной деятельности…46

2.1. Организация и методы исследования… 46

2.2. Анализ результатов …. 51

Выводы по главе 2… 62

Заключение…. 66

Список литературы…68

Приложения… 72

Актуальность исследования

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.

Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.

Объект исследования: школьная адаптация первоклассников.

Предмет исследования: факторы, способствующие адаптации первоклассников к учебной деятельности.

Цель данной работы – выявить факторы, способствующие адаптации первоклассников к учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. раскрыть понятие школьной адаптации, выделить характеристики и уровни школьной адаптации;

2. выделить особенности учебной деятельности младших школьников;

3. выявить факторы успешной адаптации первоклассника к учебной деятельности;

4. изучить, исследовать один из факторов адаптации – уровень готовности к школе.

Гипотеза: готовность к школьному обучению является фактором, способствующим адаптации первоклассника к учебной деятельности.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в нашей работе использованы следующие методы: тесты, анкеты для изучения фактора адаптации – уровня готовности к школе; методы математической статистики, обеспечивающие качественный и количественный анализ результатов. Для обработки и интерпретации эмпирических данных применялся метод количественного и качественного анализа, математико-статистические методы.

Для проведения эмпирического исследования использованы следующие методики:

1. Тест « Готов ли ребёнок к школе?»;

2. Тест «Готовности ребенка к школе»;

3. Тест «Мотивационная готовность» (диагностирующий внутреннюю позицию школьника по Т.Д.Марцинковской);

4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” (определяющий общий уровень адаптации первоклассников);

5. Анкета для родителей, разработанная Овчаровой Р.В. (определяющая уровень адаптаций первоклассников);

6. Анкета для учителя, разработанная Овчаровой Р.В. (определяющая уровень адаптаций первоклассников);

7. Диагностика «Изучение адаптации ребенка в школе» (для учителя).

Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проводилось среди детей подготовительной группы к образованию в школе МБ ДДУ села Тастуба и села Дуван Дуванского района Республики Башкортостан и этих же самых детей после поступления в МБ ОУ СОШ села Тастуба и села Дуван Дуванского района Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 60 детей, 32 девочки и 28 мальчиков в возрасте 6-7 лет на протяжении шести месяцев с августа 2010 года по февраль 2011 года.

Практическая значимость исследования заключается в том, что адекватные представления о факторе адаптации – уровне готовности к школе позволят сформулировать научно обоснованные рекомендации для психологов, логопедов, воспитателей, педагогов и администрации образовательных учреждений, направленные на помощь в образовательном процессе. Результаты исследования используются в диагностической, консультативной и коррекционной работе при подготовке детей к учебной деятельности.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы из 57 наименований и приложения. Общий объём работы составил 71 страницу, с приложением 156 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Определение содержания понятия школьная адаптация

Адаптация - (от лат. Adaptio - приспособление) - понятие в различных гуманитарных и общественных науках, что позволяет относить его к числу универсальных понятий. В настоящее время существует целый ряд определений адаптации. В философской литературе адаптация рассматривается как «вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников»

Адаптация - 1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза.

2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки. Адаптация может быть психологическая, сенсорная, социальная.

Социальная адаптация является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса[54,с.128].

В психологию понятие «адаптация» пришло к нам из биологии, где она понимается как приспособление организма к окружающим условиям. Применительно к человеку адаптация имеет несколько уровней - физиологический, нейрофизиологический, психологический, функционально-психологический, социально-психологический.

Личностную адаптацию следует определить как процесс установления личностью оптимальных взаимоотношений с окружающей социальной средой в целях удовлетворения своих потребностей, сопровождающийся изменением в подструктурах и компонентах, психологической структуры личности (самоопределение, самооценка, направленность личности, её взгляды, идеалы, ценностная ориентация, я- концепция и др.)

Человек не только приспосабливается к среде, но и среду приспосабливает к себе. Это взаимное приспособление зависит и от особенности среды, и от особенности личности. В связи с этим велика роль адаптивности и адаптивных способностей человека.

Адаптивность всегда индивидуальна, обеспечивается активностью личности и находит своё выражение в достигнутом результате деятельности. Она может рассматриваться как внутренняя способность личности к изменчивости.

Характеристика адаптивных способностей личности может производиться по следующим параметрам:

1) диапазон распространения: узкий (способность личности адаптироваться только в одной сфере), широкий (способность адаптироваться как в макро, так и микросоциальным условиям);

2) прочность и стабильность;

3) скорость, то есть период времени, который необходим конкретной личности для выживания в новые условия.

Кроме того, ход и результат социально-психологической адаптации зависит от следующих наиболее значительных качеств личности:

- от стадии развития личности (по мнению А.Ф.Лазурского, в зависимости от своего психического развития личность по разному взаимодействует со средой: на нижнем уровне развития психики личность полностью насильственно приспосабливается средой; человек среднего уровня развития психики имеет возможность приспособиться, может выбрать соответствующую его склонности деятельности; на высшем уровне напряжённость и интенсивность душевной жизни заставляет не только приспосабливаться, но и активно преобразовывать среду);

- от свойства нервной системы – пластичности, подвижности, силы (так сангвиники легко и быстро входят в новые условия жизни; флегматики, как правило, люди замкнутые, психические процессы у них замедлены, поэтому они адаптируются медленно);

- от социальной позиции личности;

- от пластичности установок, внушаемости (так, Э. Берн, считает, что «от способности изменить свои образы, приводить их в соответствие с действительностью, зависит адаптация, успех в жизни»);

- от информации о новой среде, её полноты и разносторонности для формирования адекватных образов;

- от уровня самооценки личности;

- от особенностей саморегуляции личности и т.д. [15,с.238].

В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку.

Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.

Адаптация школьная — процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Адаптация учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, организация режима дня, питания, учебных занятий в школе и дома и т.д.)[27]. Понятие школьной адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой - спецификой учебного материала. Главную трудность "предметной" адаптации для начинающего школьника представляет освоение содержания обучения - грамоты и математических представлений.

Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:

1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.

2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.

4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей[8].

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы:

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе также можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма:

Первый этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две-три недели).

Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий:

1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить те его формы, знание которых позволит реализовать идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной школы [38].

1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.

2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его "взрослости", предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).

3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).

А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению[18,с192]:

1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:

1. Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды.

2. Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т. д.

Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с не успешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.

Если изменение в компонентах психологической структуры личности в процессе адаптации происходит дисгармонично, то следует говорить о дезадаптации.

Понятие «дезадаптация» стало употребляться в психиатрии и психология в связи с патогенными и психическими нарушениями и отклонениями в поведении людей (В.П. Кащенко, В.В. Ковалёв, П.Б. Ганнушкин, К. Леонград, А.Е.Личко и д.р.). В наше время это понятие активно применяется и в психиатрии, и в психологии (функциональной и социальной).

О дезадаптации могут свидетельствовать симптомы в неприятии человека группой, его социально – психологической изоляции в социальной среде, психологическом состоянии фрустрированности и подавленности, неадекватности коммуникативных навыков и поведенческой дезорганизации, внутренней скованности, застенчивости.

Соответственно трём видам адаптации, К.К.Платонов[38] различает следующие виды дезадаптации: физиологическую, проявляющуюся в более или менее резко выраженной психологической адаптацией и отклоняющимся поведении; психологическую, проявляющуюся, например, в состоянии напряжённости или стресса « как отклоняющееся поведение и как синдром физиологических (вегетативных и двигательных) и психических отношений, вызванных новизной или сложностью условий деятельности»; социально-психологическую.

По мнению Р.В. Овчаровой, главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Другая причина дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учёбе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребёнку и его учёбе в семье [28]. Демонстративно отрицательное отношение педагога к какому-либо ребёнку формирует аналогичное отношение к нему со стороны одноклассников, в результате чего такой ребёнок оказывается в изоляции, а это препятствует нормальному развитию его интеллектуальных способностей и формирует у него нежелательные черты характера.

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод. Школьная адаптация – это процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Период адаптации к школьному обучению у каждого первоклассника протекает по разному. Венгер А.Л. выделяет три уровня адаптации - высокий, средний, низкий. Соответственно помощь ребенку оказывается на всех уровнях, каждому учащемуся учитель оказывает как групповую, так и индивидуальную помощь, совместно с родителями. Совместная помощь учащемуся в период адаптации очень важна, он чувствует поддержку окружающих, чувствует себя уверенным, не задумываясь, ставит перед собой цель и идёт к её достижению. Обратной стороной адаптации ребенка первоклассника является проблема школьной дезадаптации, которая обычно ставится в связи с не успешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками.

действия контроля процесса усвоения, действия оценки степени усвоения.

Представленная работа посвящена проблеме факторов, способствующих адаптации ребенка к учебной деятельности. В ней мы изучали и исследовали факторы, способствующие адаптации и саму адаптацию первоклассников к учебной деятельности.

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет нам сформировать теоретическую позицию, согласно которой школьная адаптация – это процесс приспособления школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Период адаптации к школьному обучению у каждого первоклассника протекает по разному. А.Л.Венгер выделяет три уровня адаптации - высокий, средний, низкий. Обратной стороной адаптации ребенка первоклассника является проблема школьной дезадаптации, которая обычно ставится в связи с не успешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками.

Учебная деятельность – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, направленный на усвоение ими знаний, умений и навыков. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте способствует возникновению и развитию психологических новообразований в этом возрасте таких как, мышление, память, речь, внимание, восприятие, воображение. У учащихся формируется интерес к учебн6ой деятельности, к процессу учения, к результату своего труда, также формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность и многое другое. Совместная учебная деятельность способствует высокому уровню развития всех психических процессов.

Факторы, способствующие школьной адаптации первоклассников можно разделить на две группы: благоприятные - адекватная самооценка своего положения ребенком, готовность к школьному обучению, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в семье конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, положительный стиль отношения к детям учителя и другие и не благоприятные - неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса, неполная семья и другие. Одним из главных факторов способствующих адаптации первоклассников к учебной деятельности является уровень готовности ребенка 6-7 лет к школе. Основными компонентами школьной готовности выделяют: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую готовность к школе и готовность к общению с одноклассниками и учителем.

Результаты, полученные в ходе исследования, не подтверждают гипотезу, о том, что готовность к школьному обучению является фактором, способствующим адаптации первоклассника к учебной деятельности.

Адаптация к школьному обучению происходит постепенно и зависит от многих условий, от методов воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, методов обучения, индивидуальных особенностей ребенка, от его физического и психологического развития.

Выполненное исследование вносит определенный вклад в решение проблемы адаптации первоклассников к учебной деятельности. Вместе с тем остается осознание нерешенности еще многих проблем в исследовании факторов адаптации первоклассников, поиск путей, решения которых должен быть продолжен. Перспективными являются исследования и разработки в области факторов адаптации ребенка к школе, которые в дальнейшем помогут в учебной деятельности многим педагогам.

1. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей - М.:Ось-89, 2001.

3. Анастази А. Психологическое тестирование: Т.2, – М., 1992,с.210.

4. Аминникова Н. С. Адаптация первоклассников к школьным условиям / Психологический центр «Адалин» сайт-h**t://adalin.mospsy.r* – 2010.

5. Арина Г.А., Кирсанова М.А. ст. Варианты переживания стрессовых ситуаций у детей первоклассников / Психология в школе №4, 2005, с.73-90.

6. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционо – развивающего обучения. – М.: Айрис – пресс, 2005.

7. Бардин К.В. Подготовка ребёнка к школе. – М., 1998.

8. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М. 1997.

9. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? – М., Просвещение, 1991.

10. Бережковская Е., Козлина А. Психологические основы организации обучения детей на уроках в 1 классе / Школьный психолог №37, 2004,с.106-110.

11. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998.

12. Битянова М.Г. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

13. Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования / Начальная школа № 1, 2002. с. 101.

14. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности / Начальная школа № 2, 2004.

15. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005

16. Варданян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся / Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности.- Уфа,1995.

17. Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. – Питер, 2009.

18. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994, с. 192.

19. Глассер У. Школа без неудачников, Прогресс, 1991.

20. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.

21. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М., Педагогика, 1986, с. 240.

22. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

23. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.,1996.

24. Дубровина И.В. Школьная психологичесая служба. – М.,1991.

25. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям) / Дошкольное воспитание № 3, 2005.

26. Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М., 1991.

27. Ильичёва Л.Ф. Философский энциклопедический словарь.- М.,1983.

28. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / Вопросы психологии № 4, 1984.

29. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983., с. 56.

30. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе / Дошкольное воспитание, №7, 2001, с. 81-84.

31. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе / Дошкольное воспитание, 2009г., №8, с. 50-54.

32. Кумарина Г.М. Методика отбора детей в коррекционные классы. Методическое пособие. – М.: Академия педагогических наук СССР. Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики, 1990.

33. Ковалёва Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. / Начальная школа. - № 7. – 1996.

34. Лусканова Н.Г., Коробейников И.А. Диагностика школьной дезадаптации. – М., 1993.

35. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику,- М.:2001.

36. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? / Семья и школа, 2007, №4, с.25-27.

37. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.- М.:Владос, 2001

38. Никоненко В. К. Адаптация первоклассников к школе. / Интернет-ресурс: Net parents.r*, 02.10 2006

39. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996

40. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера - М. 1988

41. Павлов И.В. Первый класс- это класс! Советы и рекомендации, как правильно подготовить детей к школе / Школьный психолог №28, 2010.

42. Платонова А.А. Успешное завтра, будущего первоклассника / Начальная школа, 2005, № 5.

43. Рахимов А. 3. Психодиагностика творчества. – Уфа, 2003.

44. Рахимов А.З. Философия психодидактики. - Уфа,2008,с.77.

45. Рахимов А.З. Педагогические технологии творческого развития. Уфа,2003,с 26.

46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996. – с. 529.

47. Репкин В.В., Репкин Н.В. Развивающее обучение теория и практика.- Томск, 1997, с.288.

48. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? /Дошкольное воспитание. 2005г, №8, с.25-28.

49. Семенов И.Н., Степанов СЮ. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества. - М.: Речь, 1983. - с.254.

50. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Центр психологической поддержки учителя, 1992, с.72.

51. Сушинскас Л.Л. Тесты для детей: готовимся к школе.- Ростов на Дону: Феникс, 2010.

52. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.,1974.

53. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989, – с. 287.

54. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — с.128.

55. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. М.: Академия, 1975, с.395.

56. Школьная дезадаптация. / Школьный психолог № 12, 2000.

57. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие. –Гродно: ГрГУ, 2002. – с.119.

Покупка готовой работы
Тема: «Факторы, способствующие адаптации первоклассников к учебной деятельности»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 144
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика