Дипломная работа
«Речевая деятельность младших школьников на уроках русского языка»
- 81 страниц
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАГА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
Речь как вид деятельности 8
1.2. Понятие развитие речи и особенности речевой деятельности младшего школьника 19
1.3. Пути повышения эффективности развития речевой деятельности на уроках русского языка в начальной школе 36
Выводы по первой главе 45
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОРАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 46
2.1.Характеристика УМК по русскому языку «Школа XXI века» с точки зрения темы исследования 46
2.2.Методы и приемы речевого развития младших школьников на уроке русского языка 53
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы 65
Выводы по второй главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
Актуальность исследования. В связи с введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов к образованию и процессу обучения стали предъявляться совершенно новые требования. Разработка образовательного стандарта по русскому языку направлена на переосмысление целей исодержания обучения. Среди целей изучения русского языка названы такие, как развитие и воспитание учащихся средствами словесности, освоение норм общества и ценностей культуры, то есть его социализация; овладение русским языком во всех его функциях (функциях общения, сообщения, воздействия).
Федеральный государственный стандарт второго поколения отражает требования, одним из которых является метапредметный.Данное требование включаетосвоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начальногообщегообразования должны отражать:
1) использование активно речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи,организации и интерпретации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
3) овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
4) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
5) готовность слушать собеседника и вести диалог;
6) признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь;
7) излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Свободная речевая деятельность закладываются в начальных классах и предполагают овладение речевыми умениями во всех видах речевой деятельности – чтении и письме, говорении и слушании.Поэтому перед школьной методикой стоит задача расширить возможности обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы изучения массового опыта свидетельствует о том, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточно полный материал по формированию речевой деятельности младших школьников. Поэтому противоречие, выявленное в процессе анализа трудов современных методистов в области начального языкового образования, а также анализа учебно-методических пособий по русскому языку, заключается между потребностью практики в научно-методическом обеспечении для проведения уроков по развитию речевой деятельности младших школьников и недостаточной разработанностью данного вопроса в современной педагогической науке.
Проблема исследования заключается в поиске и научном обосновании внедрения в современный образовательный процесс уроков и занятий по развитию речи младших школьников.
В связи с вышеизложенным был сделан выбор темы выпускной квалификационной работы «Речевая деятельность младших школьников на уроках русского языка».
Цель исследования:выявить педагогические условия организации речевой деятельности и выявление эффективных приемов развития речи у младших школьников на уроке русского языка.
Объект: речевая деятельность младших школьников.
Предмет:развитие речи младших школьников на уроках русского языка.
Задачи:
изучить теоретические аспекты психолого-педагогической литературы по теме исследования;
разработать и апробировать эффективные методы развития речевой деятельности младших школьников;
разработать критериальный аппарат для осуществления педагогической диагностики уровня развития речи;
разработать педагогические рекомендации по развитию речевой деятельности младших школьников.
Гипотеза: развития речевой деятельности младших школьников будет осуществляться успешно, если:
содержание и формы работы учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей;
использовать упражнения, направленные на развитие речи;
оценивать результативность развития речи в соответствии критериями речи.
Теоретической основой исследования. В основе данной выпускной квалификационной работы компетентносный подход; одним из условий активизации возможностей личности ребёнка, является деятельностный подход.
Также в исследование работы послужили труды ученых:
по теории личностно-деятельностного подхода к обучению: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя
по теории речевой деятельности: Л.С. Выготский, Н.И. Житкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, М.Р. Львов.
Методологическую основу исследования составили следующие положения:
закон «Об образовании»
Концепции федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения формирование универсальных учебных действий учащихся.
Для реализации целевых установок исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
теоретические методы: теоретический анализ трудов по педагогике, психологии, методике преподавания русского языка с целью объемного, всестороннего освещения избранной темы выпускной квалификационной работы;
эмпирические методы: педагогический эксперимент в виде апробации разработанных и проведенных уроков по русскому языку в экспериментальном классе,обработанные результаты которого сравниваются с контрольным классом, наблюдение;
методы математической обработки и статистики:обработка полученной информации с помощью методов сравнительного анализа;метод статистической обработки информации, основанный на балльно-количественной системе.
Этапы исследования:
1 этап (март-июль 2012 г.) – подготовительно-аналитический. В данный период формировались исходные позиции исследования; изучалась педагогическая, психологическая, методическая литература по проблеме исследования; устанавливалась сущность процесса работы над развитием речи. Также анализировались современные подходы к проведению уроков русского языка с применением упражнений, направленных на развитие речи в начальном классе, формировалась рабочая гипотеза, разрабатывался проект опытно-экспериментальной программы исследования, обрабатывался понятийно-категориальный аппарат.
2 этап (август – сентябрь 2012 г.) –поисковый. Разрабатывался сценарий уроков русского языка с применением упражнений, направленных на развитие речи; проходил сбор необходимый информации, шел поиск заданий, разработка условий эффективной опытно-педагогической работы.
3 этап (сентябрь – ноябрь 2012 г.) – проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности использования упражнений, направленных на развитие речи; обработка и анализрезультатов эксперимента. Обобщение результатов исследования, оформление работы.
Научная новизна исследования состоит в раскрытии содержания и методов организации речевой деятельности младших школьников на уроке русского языка, разработке критериального аппарата для осуществления педагогической диагностики с целью выявленияуровня речевой деятельности у младших школьников и эффективных упражнений, направленных на развитие речи у младших школьников.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе раскрыты речевые понятия «речевая деятельность», «виды речи», «говорение», «чтение», «письмо», «аудирование». Раскрыты условия реализации и успешного функционирования обучения с использованием упражнений, направленных на развитие речи на уроках русского языка. Разработан критериальный аппарат оценки результатов уровня развитие речи младшего школьника.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы классными руководителями, педагогами-предметниками средних и высших профессиональных педагогических образовательных учреждений для решения задач развития речи.
База исследования и апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробированы для педагогического коллектива на базе МОУ СОШ № 9 г. Надым Ямало-ненецкий автономный округа во 4 «а» и 4 «в» классах.
Достоверность результатов исследования обеспечена теоретико-методической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, количественным и качественным анализом фактов материалов опытно-экспериментальной работы, реально отражающих теоретические и практические стороны исследуемой проблемы; обработкой и обсуждением результатов, использованием объективных и доказательственных методов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащие пять параграфов, заключения, списка использованной литературы, глоссария по категориальному аппарату и по персоналиям, приложения.
Во введение обосновывается актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость работы, определяется объект, предмет, цель и задачи, гипотеза, методы исследования, а также теоретико-методическая основа.
В первой главе «» раскрываются понятия «речевая деятельность», «говорение», «письмо», «чтение», «аудирование». Рассматриваются особенности речевой деятельности младших школьников, выделяются требования к речи, их критерия. Охарактеризовав урок русского языка, выявили требования к современному уроку.
Во второй главе «» описывается опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития речи младших школьников на констатирующем этапе, по повышению уровня речевой деятельности путем формирующего эксперимента и проведение итогов работы на контрольном эксперименте. Даются методические рекомендации по развитию речи младших школьников.
В заключении делаются основные выводы по теме выпускной квалификационной работы.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОРАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1.Характеристика УМК по русскому языку «Школа XXI века» с точки зрения темы исследования
В данном параграфе рассмотрели особенности построения курс «Русский язык» в учебно-методическом комплексе «Школа XXI века».
Русские языки занимает центральное, важное место среди общеобразовательных предметов общеобразовательнойшколы. В школьной общеобразовательной системе многих стран мира изучение родного языка занимаются главенствующее положение. Это, прежде всего, связано с той ролью, которую языки играет в жизни людей: ведь именно при помощи языка происходит общение людей.
Научитьсяобщению – это не значит научиться языку, и изучение языка совсем не предполагаетсямеханическое улучшение общения между людьми.
Пониманиебольшой значимости изучение, русского языка до сих пор идут споры. Чему учить и как учить.
Авторами учебно-методического комплекса по русскому языку «Школа XXI века» Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, считаются, что в основе обучение русскому языку в школе лежат три цели:
1. Познакомиться учащихся с базой лингвистических знаний;
2. Сформироваться навыками грамотного, безошибочного письма;
3. Сформироваться навыками правильного использования языковых средств. В различных речевых ситуациях (развитие устной и письменной речи) [19; 54].
Практически все существующие в настоящее время учебные программы изучение русского языка выделяютсяданные три центральные цели обучения и воспитания.
В последнее время тема развития речи младших школьников необыкновенноактуальна. Она находитсяотражение и в научных статьях, и в пособиях, и конечно в школьных учебниках по русскому языку. К сожалению, среди последователей и практиков нет единства пониманий того, что такое речь и как следует развивать речи. С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова (авторы комплекта) придерживают той точки зрения, которая была высказана в начале двадцатого века швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром[36; 93].Точка зрения, которая легла в основу современной лингвистики: речи представляется собой реализацию языка в конкретной ситуации.
Отсюда два принципиальных замечания:
1. языки и речи не одно и то же;
2. по своей природе речи ситуативна.
Эти два замечаний, не позволяется подходить к развитию речи так, как происходит в настоящее время на практике и в теории. Только в конкретной речевой ситуации могут быть сформированы умение, которые помогают учащимся правильно создавать собственные свои тексты. Ведь именно это – правильное создания собственных текстов – и является, в конечном счете, главной целью занятий по развитию речи младших школьников на уроке русского языка.
Традиционно принято говоритьсяоб одновременных методах развитии как устной, так и письменной речи. Однако этоопять-таки противоречит научным представлениям по данной теме. Дело в том, что письменные речи не является просто переводом устной речи в письменные знаки, а овладение письменной речью – это не простое усвоение техники письма. Поэтому авторовкомплекта считаются совершенно необходимым разделения работы по развитию речи учащихся на два предмета: письменная речь развивается на уроках русского языка, а устная – на уроках риторики [11; 84].
Каждую поставленных целей обучению русскому языку должна достигаться в рамках отдельногоконкретного урока. Это значит, что и уроков по развитию речи обучающихся детей должны включать материалы. Которые связаны с изучением единиц языка и правописания. Только при соблюдении принципиального, с точки зрений С.В. Иванова и других условия, возможна полная, а главных, правильная, точная реализация целей обучения на уроках русского языка, о которых говорят и пишут авторы учебно-методического комплекса [4; 201].
Уроки русского языка должны в первую очередь,необходимы для того, что сформироваться у младшего школьника умения правильно, без ошибок создавать собственные тексты. Причем как устные, так и письменные. Упражнения, которые предлагаются в школьном учебном пособии, призваны развивать способности учащегосяиз начальной школы, связанные с письменной речью.
Работа по развитию письменной речи начинается со знакомства с текстом, которое является центральным понятием в данной теме. Учителя должны в первую очередь научить учащихся начальных классов,видеть тексты как цельную по форме организацию авторским замыслом. Необходимообратить вниманиемладших школьников на последовательности предложений в тексте, на способности текста члениться (делиться), на типы текстов. Необходимо познакомить учащихся со всеми типами текстов:описание, повествование, рассуждения. Педагогитакже должны познакомить учащихся с планом текста. Научить составлять план текста и писать текст по заданному плану. Другими словами, уже во втором классе учащимися четкоотрабатывает структура текста. Работа с текстом по культуре высказывания начинается в третьем классе. При этом необходимоотработать с детьми такие понятия, как правильность, логичность, четкость, богатство, выразительность, лаконичность речи. Это направление работе по развитию речи можно называется работой по культуре речевого высказывания учащихся.
Работа жанрами письменной речи. К ним относятся и учебные жанры – изложение, сочинение, рецензия, отзыв, реферат. К ним относятся и бытовые жанры – записка, поздравление, письмо это следующее направление. Учащиеся начинают знакомиться с такими жанрами как изложение и сочинение в третьем классах, которые направлены в первую очередь на развитие связной речи.
В работе над развитием речьглавное, чтобы учащиеся имели возможность сравнить собственные свои тексты с текстом товарища по парте или с другими текстами в классе.Важно, чтобы учащиеся объективно проанализировали, чей текст и почему лучше. Иначе никаких качественных изменений в их собственной работе текстом не произойдет. Учителя будет постоянно что-то задавать и исправлять. При этом учащиеся, добросовестно выполняя задания и устраняя недочет, все-таки будут «топтаться на месте» [48; 293].Причина всего этого потому, что не с чем было сравнивать свою собственную работу. В данном случае в конкретной ситуации классические тексты, отрывки из произведений – не самый хороший пример для подражания. А классические тексты, отрывки из произведений так пусть и классическими остаются. Ведь предназначены классические тексты, отрывки из произведенийпробуждать эстетические чувства у учащихся, любовь к прекрасному слову человечества. Такие тексты, прежде всего, должны служить неким идеалом, примером того, как человек может использовать богатство русского языка для создания прекрасных текстов, произведений, а не толькообразцовой работой для учащихся. Поэтому в разделе материале «Развитие речи» включены много учебных текстов, во многих стилизованных под работы учащихся и адаптированных для их восприятия. Также в этом разделе есть такие тексты, которые напечатаны с какими-либо нарушениями: с перепутанными предложениями, с подходящими абзацами или заголовками,или нет окончания произведения, а иногда ни начала,окончания. Данные упражнения направлены для того, чтобы ставить учащихся в определенную речевую ситуацию: в этом случаи ситуацию корректирования конкретного текста.
Во втором и в третьем классе УМК «Школа XXI века» русские языки делится на три блока:
«Как устроены наши языки»,
«Правописания»,
«Развитие речь».
Цели урока по развитию речи – научить учащихся создавать собственные свои тексты. В третьем классе продолжается работа над структурой и типами текстов, новым для учащихся будет знакомство с письмом (бытовой жанр письменной речи), изложением и сочинением (жанр письменной речи).
После повторения изученного во втором классе учащиеся знакомятся с письмом как бытовым жанром речи. Работа носит практический характер и не включаеттеоретических положений упражнения по данной конкретной теме. Учащиеся знакомятся с разнообразными типами приветствия и прощанияпри написании письма.
Упражнения уроков по развитию речи знакомят учащихсянадособенностями текстов. Следует сказать, что традиционно работа стилем начинается с характеристики типовой ситуации общения:
где говорят (официальная обстановка / неофициальная),
с кем говорят (один человек / много),
с какой целью говорят
Говорят с целью общение, говорят с целью сообщение, говорят с целью воздействие.
Учащимся даются теоретические сведения о типовой ситуации общения, а предлагается учащимся, опираясь на собственныйопыт общения со сверстниками и взрослыми, самим увидеть нарушения текстах, то есть работа направлена на развитие языкового чутья.
В упражнениях раздела, которая называется «Учимся писать письма». Работа начинается не с того, «как надо», а наоборот, «как не надо писать письма». Учащиесясамостоятельно учатся создавать правильный текст[41; 351]. Работу над развитием речи строятся попринципужанрово-ситуативному. Пример, есть ситуация неофициально письменной речи для такой ситуацииписьмо. Какие могут быть допущенаошибка при написании письма? Какие образцы писем можно взять для примерного написания? Этоодин из аспектов работы над написанием писем. Предлагается также опору на языковое чутье младших школьников, на и речевой опыт исправление (редактирования) текстов.
Работа по исправлениеошибок опирается не только на языковое чутье учащихся. Но и на то, что известношкольнику второго класса. Понятия, с которым познакомились учащиеся во втором классе (синонимы и фразеологизмы), осваиваются на уровне практической работы. Редактирования текстов, в которых неверно используется синонимы и фразеологизмы.
Введется работа в данном учебно-методическом комплексе и над изложением и сочинением.
Изложение и сочинение относятся к учебным жанрам письменной речи. Также это вид учебной работы.
Изложения учится реферировать текст (передавать данные текста своими словами), сочинение правильно, излагать собственные мысли создания своего письменного текста. Работая над изложением и сочинением,учащимся продолжают знакомиться со структурой текста. Учащиеся выполняют задания, которые уже выполнили во втором классе: подбираются заголовки. Делятся текст на абзацы, составляют план текста, определяют тип текста и т.д. Чтоб написать любой текст (основываясь исходной текст, либо сочиняя собственный текст), в первую очередь необходимо представить структуру. Поэтому обучение написанного изложения и сочинения строится на анализе структуры текста. В первых, осуществляет повторение изученного материала во втором классе, во вторых начинаетовладение новый вид речевой деятельности написанием изложений и сочинений.
Рекомендуется увеличивать количество творческих заданий. Важно то, что и о чем учащийся пишет, важно, как он пишет. Необходимоотслеживать малейшие неудачи, сбои, ошибки. Учить школьников исправлять ошибки.
В учебных пособиях третьего класса предлагают не только небольшие тексты, только фрагменты крупных текстов, но и объемные тексты.
Текстов некоторых упражнений тематически объединены, они повествуют о людях и природе, большинство связаны с содержанием школьного курса «Окружающий нас мир». Что позволяется расширить работу текст. Пусть учащиеся увидятся текст с сторон: как источники информации и художественные произведения.
В четвертом класс продолжается работа, которая началась во 2-3 классах. Учащихся продолжаются подбирать заголовки, делиться текст на абзацы, составлять план текста, определять типы текстов. Учащимся учатся создавать собственные тексты, писать изложения и сочинения.
В дипломных работах были рассмотрены понятие развитие речи, речевая деятельность и ее виды, особенности речевой деятельности младшего школьника, требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к деятельности младшего школьника.
Анализ психолингвистической и психолого-педагогической литературы свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме развития речи у младших школьников и подтверждает необходимость разработки специальной системы учебных заданийпо ее развитию.
Была проведена опытно-педагогическая работа, которая показала уровеньразвития речи у младших школьников в ходе констатирующего и контрольного экспериментов. Данные диагностики на констатирующем этапе показали, что у основной части участвующих экспериментальной работе учащихся недостаточно представлен уровень развития речи у младших школьников, существенно преобладает и низкий уровень. Скорее это свидетельствует о том, учащихся имеют слабые, поверхностные знания. Это показывает отсутствие систематической и последовательной работы в этом направлении.
После организации формирующего эксперимента, на контрольном этапе были выявлены результаты внедрения разработанной системы заданий по развитию речи у младших школьников. Данные контрольного среза показали переход некоторой части учащихся с низкого уровнябазовый. Ис базового на уровни развития речевой деятельности. Результаты контрольного этапа исследования подтверждают возможность развития речи в процессецеленаправленноорганизованной деятельности учащихся.
Установлено, осуществлять оценку развития речи следует на основе выявленных критериев речи у младших школьников.
Анализ опытно-экспериментальной работы подтвердил правильность определения объекта, предмета, цели исследования. Задачи исследования решены. Цель работы достигнута.
Подтверждена гипотеза о том, чтоорганизация речевой деятельности младших школьников по развитию речи будет осуществляться успешно, если: содержание и формы работы учитывают и индивидуальные особенности детей;использовать упражнения, направленные на развитие речи;оценивать результативность развития речи в соответствии критериями речи.
Также разработаны методические рекомендациипо организации речевой деятельности младших школьников по развитию речи.
Методические рекомендации для учителей начальных классов по развитию речи у младших школьников:
1. Работа по развитию речи может осуществляться на любом уроке, но особые возможности для этого представляются уроки по русскому языку.
2. Процесс развития речи быть целенаправленнымв определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысливание речевогоопыта учащихся.
3. Работа над развитием речи младших школьников на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование культуры всесторонне развитой, социально активной личности.
4. Специфическая структура уроков по языку по развитию речи предполагает создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативнооправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.
5. Структура уроков развития речи определяется необходимостью сформировать коммуникативно-речевые умения, обеспечить возможность полноценной речевой коммуникации, используя новейшие технологии и методы работы.
6. Речь подразделяется внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь подразделяется на четыре вида: говорение, слушанье, письмо и чтение.
Проведенное исследование доказало научную обоснованность и научную значимость положений гипотезы в организации речевой деятельности младших школьников по развитию речи. Вместе с тем результаты исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы, предполагая дальнейшую практическую работу над темой.
Тема: | «Речевая деятельность младших школьников на уроках русского языка» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 81 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование языковых компетенций младших школьников
Дипломная работа:
Развитие фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников на уроках русского языка
Дипломная работа:
Технология организации проектной деятельности в начальном языковом образовании
Дипломная работа:
Пути и средства формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка
Дипломная работа:
Проектирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по системе " Школа России ".