Курсовая работа

«Сравнительный анализ самооценки младших подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях»

  • 61 страниц(ы)
  • 1645 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение….….…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКСИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ….….6

1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки….….…6

1.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте….….12

1.3. Влияние типа семьи на самооценку подростков….….….20

Вывод по первой главе ….….….26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ .…28

2.1.Организация и методики исследования….….….28

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования….30

Вывод по второй главе ….38

Заключение….39

Список использованной литературы.….….….41

ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критическим, представляет собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, без всяких сомнений, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Это период, когда ребенок подросткового возраста задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. Начинает формироваться характер, идет и нравственное развитие, формируются убеждения. Таким образом, главная особенность подросткового периода– это формирование самооценки, которую можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

В формировании самооценки юношей и девушек значительную роль играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый ценностными ориентациями родителей, установками, отношением к ребенку. Особенности восприятия матери и отца ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение подростками основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.Именно поэтому мы считаем, что изучение самооценки младших подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях, является актуальным и значимым в наше время.

Цель исследования – осуществить сравнительный анализ самооценки младших подростков, воспитывающих в полных и неполных семьях.

Объектом исследования является самооценка младших подростков.

Предмет исследования – самооценка младших подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка младших подростков, воспитывающихся в полных семьях отличается от самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семьях.

Задачи исследования:

1. Изучить подходы отечественных и зарубежных авторов к определению самооценки

2. Рассмотреть особенности самооценки в подростковом возрасте.

3. Проанализировать влияние типа семьи на самооценку подростков.

Методологическая основа.

Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, в зарубежной - У. Джемса, Э. Эриксон, К. Роджерса и др. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.

В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Теоретические(анализ специальной литературы по исследуемой проблеме).

2. Эмпирические методы (стандартизированные психодиагностические методики):

1) исследование самооценки Т. Дембо — С.Я. Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан);

2) тест на самооценку личности (С.А. Будасси);

3) экспресс-диагностика выявления самооценки.

3. Математико-статистические методы обработки результатов (критерий Манна-Уитни).

Описание выборки. В качестве испытуемых выступили 60 человек, из них 30 учащихся из полных семей, 30 учащихся из неполных семей.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 с. Иглино Иглинского района республики Башкортостан.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы психологами, педагогами, специалистами дошкольных образовательных учреждений для проведения индивидуальной и групповой работы.

Структура работы.Работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения и списка литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных авторов

к изучению самооценки

В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. Изучение данного понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки. Часто исследователи самооценки при ее изучении употребляют, казалось, такие тождественные термины: самосознание, самоотношение, самоуважение и собственно самооценка. Однако, несмотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить собственно термин «самооценка».

В самых общих чертах отметим, что термин «самооценка» в психологической литературе понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. «Самооценка может быть разного уровня осознанности» [16, с. 343]. В современной психологической науке существует ряд теоретических подходов, связанных с проблемой самооценки, с природой ее формирования и развития.

Отечественная наука в контексте фундаментальных положений теории Л.С. Выготского рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми» [18, с. 174]. В трудах исследователей советского периода Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания и самооценки в контексте развития личности.Данные авторы понимают самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного), являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности. А.Н. Леонтьев при этом добавляет к когнитивному компоненту эмоциональный аспект, предлагая осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций» [26, с. 304]. Данную связь когнитивного и эмоционального компонентов формулирует И.И. Чеснокова, раскрывая самооценку как обобщенные результаты познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе, выделяет общую самооценку как синтез и обобщение отдельных самооценок, в которой отражается понимание личностью ее сущности. «Переживания, связанные с самосознанием, обобщаются в эмоционально-ценностное отношение к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностное отношение к себе закрепляется в самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих мотивов» [36, с. 89]. В работах И.И. Чесноковой, В.В. Столина, С.Р. Пантелеева и ряда других авторов самооценка называется центральным звеном сферы самосознания личности, выполняющим, прежде всего, регуляторные функции в поведении. Развитие этой функции исследователи обоснованно связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая СО выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение.

По мнению большинства авторов (Захарова; Столин; Берне и др.) действенная природа СО проявляется в единстве двух ее компонентов - когнитивного и эмоционального. М.И. Лисина и другие исследователи отмечают, что существуют принципиальные различия в генезисе этих двух психических образований. Когнитивная часть образа (как и представление о своих возможностях) возникает в основном в результате опыта индивидуальной деятельности ребенка, аффективная - благодаря опыту общения и взаимодействия, где происходит ассимиляция ребенком отношения к нему окружающих людей (хотя в общении рождаются и важные когнитивные элементы образа).

Наиболее продуктивная позиция в изучении развития самосознания детей представлена в исследованиях М.И. Лисиной и ее учеников. Характеризуя структуру самосознания ребенка, М.И. Лисина подчеркивала, что отражение отдельных качеств находится на периферии образа Я, а место его центрального, ядерного образования, называемого «общей самооценкой», занимает «целостное отношение ребенка к себе», которое имплицитно базируется на отношении близких взрослых к ребенку. В тех случаях, когда взрослые не выражают своего отношения к младенцу, а ограничиваются физическим уходом (как это, например, бывает в домах ребенка), ребенок не выделяет себя, а его самосознание остается неразвитым [31].

Рубинштейн добавляет, что самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность [29]. Из современных разработок несомненно представляет интерес теория

О.А. Белобрыкиной, автор выделяет общую самооценку - как базовое ядро личности, включающее в себя устойчивую совокупность знаний о себе и частные самооценки, формирующиеся на основе выполнения определенных деятельностей личностью [4]. Также достойна внимания теория Р. Азимовой, где самооценка понимается как действующая динамичная система, определяющая положительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности [36, с. 99]. Зарубежные психологи Бернс и Куперсмит рассматривают самооценку как эмоциональный компонент Я-концепции (содержательной структуры самосознания), связанный с отношением к себе или отдельным своим качествам [11]. И определяют ее как степень отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. В рамках ценностной организации личности рассматривает самооценку Т. Шибутани: «Если личность -это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка» [37, с. 220]. Автор данного термина У. Джемс понимает самооценку как оценку своего положения в обществе, своего успеха или неуспеха в жизни. «Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в обществе - его успех или неуспех» [36, с. 86]. Также Джемс выделяет самоуважение как более кратковременный аспект самооценки, связывая его с уровнем притязаний личности. «Самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которых числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель наши притязания» [8, с. 91]. На основе этих рассуждений У. Джемс вывел формулу:

Самоуважение = Успех/Уровень притязаний.

При увеличении числителя или уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Отказ от притязаний дает нам такое же желаемое облегчение, как и осуществление их на деле. Наше самочувствие, повторяю, зависит от нас самих. «Представители символического интеракционизма Д. Мид и Ч. Кули рассматривают самооценку как результат взаимодействия индивида и группы: «Индивид оценивает и воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие» [36, с. 52].

Традиционно в западной литературе выделяются пять основных подходов к пониманию глобальной самооценки (общего самоуважения, самоотношения) и ее структуры.

1. Самоотношение - как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.

2. Самоотношение - как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости. Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку. Однако прямых доказательств обоснованности соответствующих представлений не получено. В определенной степени это связано с неразработанностью понятия субъективной значимости и возможностью существования взаимодействия между значимостью и самооценкой. Так, Узле и Дж. Марвелл считают, что если низкая самооценка по отдельному качеству вступает в противоречие с потребностью иметь высокое общее самоуважение, то одним из возможных механизмов является снижение значимости тех аспектов, по которым субъект себя низко оценивает. М. Розенберг получил подтверждение этой идеи: он обнаружил, что более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен. В исследовании Ходжа и Маккарти была предпринята попытка прямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки. На основании полученных результатов они пришли к выводу, что интегральная самооценка частных аспектов и общее самоуважение - это разные «конструкты», за которыми надо искать различное психологическое содержание. В целом, как считают исследователи, результаты этих экспериментов заставляют усомниться в утверждении глобальной самооценки как самооценки, интегрированной из частных составляющих.

3. Самоотношение - как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное «Я», которое находится на верху иерархии. Так, Р. Щавельзон предложил модель такого рода: обобщенная самооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена на академическую и неакадемическую (связанную или не связанную с успехами в учебе). Последняя подразделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты. Однако структура обобщенногосамоотношения остается неясной. Существует множество сфер, в которых проявляется личность, так что сведение психологической структуры самоотношения к структуре сфер самооценивания ничего не прояснит. Теоретические установки, согласно которым самооценка и общее самоуважение есть эмоциональная реакция на то или иное содержание образа себя, оказываются сводимы к тем сферам личности и жизнедеятельности, которые могут быть объектами осознавания и оценки. Именно это выражено в концепции Р. Щавельзона, который на основе анализа исследований, разводящих когнитивную и оценочную компоненты Я-концепции, пришел к выводу, что данное разграничение не имеет большого смысла (так как в его пользу нет достаточных аргументов). Отсюда Я-концепция и обобщенная самооценка - это просто одно и то же.

4. Самоуважение понимается как самостоятельная переменная, имеющая свою особую природу. Так, С. Куперсмит и М. Розенберг рассматривают самоотношение как своеобразную личностную черту, малоизменяющуюся от ситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости общего самоуважения, как предполагается, лежат два основных внутренних мотива: мотив самоуважения и потребность в постоянстве образа. Мотив самоуважения определяется как «личная потребность» сделать максимальным переживание положительных и минимальным отрицательных установок по отношению к себе.

5. Самоотношение - как чувство, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие и т.п.). Исследователи Л. Уэлс и Дж. Марвелл, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, выделили три основных понимания самоотношения:

1. Любовь к себе.

2. Самоприятие.

3. Чувство компетенции.

К. Роджерс рассматривает самоприятие как приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств, а также выделяет самооценку - отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств. Однако если в обзоре Уэлса и Марвелла представлены различные понимания глобальной самооценки как единого и целостного образования, то К. Роджерс рассматривает само-приятие и самооценку как два аспекта самоотно-шения, которые разбиваются на две подсистемы: самооценочную и эмоциональную. В то же время большинство исследователей представляют аффективный процесс как оценочный, описанный в терминах эмоций [10].

Таким образом, обзор выделенных нами подходов в определении природы самооценки позволяет определить сложность данной проблемы, ее многоплановость и противоречивость.

В результате подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:

1. Изучены подходы отечественных и зарубежных авторов к определению самооценки.

2. Рассмотрены особенности самооценки в подростковом возрасте.

3. Проанализировано влияние типа семьи на самооценку подростков.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления, границы которого совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, хотя может наступать на год раньше или позже.

У подростков формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем, появляется чувство взрослости.

Влияние родителей в подростковом возрасте ограничивается, молодые люди в большей степени ценят мнение сверстников.

Важную роль в становлении личности подростка занимает формирование самооценки.

Традиционно структуру самооценки представляют в виде неразрывного единства ее когнитивного и эмоционального компонентов.

Самооценка проявляется уже в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер.

На формирование самооценки влияет множество факторов, действующие уже в раннем детстве, в том числе отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Самооценка включает осмысление своих реакций на окружающее. Она может быть неадекватной – заниженной или завышенной – и адекватной, соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка

Формирование самооценки во многом зависит от отношений ребенка с родителями. В подростковом периоде взаимоотношения между родителями и детьми приобретают очень сложный и напряженный характер. Их успешность зависит от многих факторов, в частности, от стиля семейного воспитания; различают демократический, авторитарный и попустительский стили воспитания. При демократическом воспитании отношения между подростками и родителями складываются более удачно. Крайние же типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной семейной политики, дают плохие результаты.

1. Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа [Текст]/ Л.И. Авдеева - Автореферат канд. психол. наук. М., 2005.

2. Азимова Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект [Текст] / Р.Н. Азимова- Известия АПАз ССР. - 1969. - № 3.

3. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка[Текст]/ Ш.А. Амонашвили- М.: Знание,1980.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г. Ананьев. -. Л.,1968.

5. Афанасьева, Т. М. Семья [Текст] / Т. М. Афанасьева. – М. : Пр., 2007.

6. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток[Текст]/ Р.Т. Байярд. - М.: Просвещени, 1991. С.63.

7. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я[Текст]/ Е.З. Басина. //Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. С.56-65.

8. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза [Текст] / О.А. Белобрыкина - Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.

9. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст]/ Р. Берне - М.,1986.

10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.,1968.

11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович. // Вопросы психологии. - 1979. - № 4.

12. Замесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности[Текст] / Г.Е. Замесский. - М.: Мысль, 1976.

13. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков[Текст] / А.И. Захаров. - Л.,1982.

14. Захарова А.В. Психология формирования самооценки[Текст] / А.В. Захарова. - Минск,1993.

15. Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки / А. В. Захарова // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 3–8.

16. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления[Текст] / В.Г. Казанская. -Спб.: Питер,2008.

17. Кариенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь[Текст] / Л.А. Кариенко, А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1981.

18. Кле М. Психология подростка [Текст] / М. Кле. - М., 1989.

19. Кон И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. – М., 1978

20. Кон И.С. Психология юношеского возраста[Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989.

21. Кульчицкая, Е. И. Воспитание чувств детей в семье [Текст] / Е.И. Кульчицкая. – Киев :Рад.школа, 2003. – 120 с.

22. Марова, 3. Ребенка воспитывает одна мать [Текст] / З. Марова // Воспитание детей в неполной семье. – М. : Прогресс, 2006. – С. 6.

23. Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности [Электронный ресурс] / Е.А. Маслова. Режим доступа: h**t://w*w.uroki.r*/met_ rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm)

24. Ольшанский В.Б. Старшеклассник в изменяющемся мире: социол. исслед. [Текст] / В.Б. Ольшанский // Народное образование. -№3 -2000.- С.117-120.

25. Психологический словарь [Текст] / под ред. Зинченко В.П., Мещеряковой Б.Г. - М., 2001.

26. Психология самосознания. Хрестоматия – Самара, 2003.

27. Психология человека от рождения до смерти[Текст] // Под ред. А.А. Реана. Спб.: Прайм-Еврознак.,2002, С. 656. (серия «Психологическая энциклопедия»)

28. Психология. Словарь [Текст] / Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М: Политиздат, 1990.-494с.2.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - В 2 т. М.,1989.

30. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 1978.

31. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / Хрестоматия./ Ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара: БАХРАХ-М.,2003.- С.656.

32. Столин В.В. Самосознание личности[Текст] / В.В.Столин. - М., 1983.

33. Сушинских С. Подростковый возраст. Психологические особенности[Текст] / С. Сушинский//Журнал практического психолога.-№3-1999.

34. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе[Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика,1989.

35. Хорни К. Самосзнание[Текст] / К. Хорни. - М.,1996.

36. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова. - М.,1977.

37. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности[Текст] / Т .Шибутани. -Самара., 2003.

38. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М. ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 928 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Сравнительный анализ самооценки младших подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 61
Цена: 1700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика