Курсовая работа

«Сравнительный анализ самооценки младших подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях»

  • 61 страниц
Содержание

Введение….….…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКСИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ….….6

1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки….….…6

1.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте….….12

1.3. Влияние типа семьи на самооценку подростков….….….20

Вывод по первой главе ….….….26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ .…28

2.1.Организация и методики исследования….….….28

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования….30

Вывод по второй главе ….38

Заключение….39

Список использованной литературы.….….….41

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность исследования. Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критическим, представляет собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, без всяких сомнений, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Это период, когда ребенок подросткового возраста задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. Начинает формироваться характер, идет и нравственное развитие, формируются убеждения. Таким образом, главная особенность подросткового периода– это формирование самооценки, которую можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

В формировании самооценки юношей и девушек значительную роль играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый ценностными ориентациями родителей, установками, отношением к ребенку. Особенности восприятия матери и отца ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение подростками основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.Именно поэтому мы считаем, что изучение самооценки младших подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях, является актуальным и значимым в наше время.

Цель исследования – осуществить сравнительный анализ самооценки младших подростков, воспитывающих в полных и неполных семьях.

Объектом исследования является самооценка младших подростков.

Предмет исследования – самооценка младших подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка младших подростков, воспитывающихся в полных семьях отличается от самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семьях.

Задачи исследования:

1. Изучить подходы отечественных и зарубежных авторов к определению самооценки

2. Рассмотреть особенности самооценки в подростковом возрасте.

3. Проанализировать влияние типа семьи на самооценку подростков.

Методологическая основа.

Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, в зарубежной - У. Джемса, Э. Эриксон, К. Роджерса и др. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.

В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Теоретические(анализ специальной литературы по исследуемой проблеме).

2. Эмпирические методы (стандартизированные психодиагностические методики):

1) исследование самооценки Т. Дембо — С.Я. Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан);

2) тест на самооценку личности (С.А. Будасси);

3) экспресс-диагностика выявления самооценки.

3. Математико-статистические методы обработки результатов (критерий Манна-Уитни).

Описание выборки. В качестве испытуемых выступили 60 человек, из них 30 учащихся из полных семей, 30 учащихся из неполных семей.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 с. Иглино Иглинского района республики Башкортостан.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы психологами, педагогами, специалистами дошкольных образовательных учреждений для проведения индивидуальной и групповой работы.

Структура работы.Работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных авторов

к изучению самооценки

В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. Изучение данного понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки. Часто исследователи самооценки при ее изучении употребляют, казалось, такие тождественные термины: самосознание, самоотношение, самоуважение и собственно самооценка. Однако, несмотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить собственно термин «самооценка».

В самых общих чертах отметим, что термин «самооценка» в психологической литературе понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. «Самооценка может быть разного уровня осознанности» [16, с. 343]. В современной психологической науке существует ряд теоретических подходов, связанных с проблемой самооценки, с природой ее формирования и развития.

Отечественная наука в контексте фундаментальных положений теории Л.С. Выготского рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми» [18, с. 174]. В трудах исследователей советского периода Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания и самооценки в контексте развития личности.Данные авторы понимают самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного), являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности. А.Н. Леонтьев при этом добавляет к когнитивному компоненту эмоциональный аспект, предлагая осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций» [26, с. 304]. Данную связь когнитивного и эмоционального компонентов формулирует И.И. Чеснокова, раскрывая самооценку как обобщенные результаты познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе, выделяет общую самооценку как синтез и обобщение отдельных самооценок, в которой отражается понимание личностью ее сущности. «Переживания, связанные с самосознанием, обобщаются в эмоционально-ценностное отношение к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностное отношение к себе закрепляется в самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих мотивов» [36, с. 89]. В работах И.И. Чесноковой, В.В. Столина, С.Р. Пантелеева и ряда других авторов самооценка называется центральным звеном сферы самосознания личности, выполняющим, прежде всего, регуляторные функции в поведении. Развитие этой функции исследователи обоснованно связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая СО выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение.

По мнению большинства авторов (Захарова; Столин; Берне и др.) действенная природа СО проявляется в единстве двух ее компонентов - когнитивного и эмоционального. М.И. Лисина и другие исследователи отмечают, что существуют принципиальные различия в генезисе этих двух психических образований. Когнитивная часть образа (как и представление о своих возможностях) возникает в основном в результате опыта индивидуальной деятельности ребенка, аффективная - благодаря опыту общения и взаимодействия, где происходит ассимиляция ребенком отношения к нему окружающих людей (хотя в общении рождаются и важные когнитивные элементы образа).

Наиболее продуктивная позиция в изучении развития самосознания детей представлена в исследованиях М.И. Лисиной и ее учеников. Характеризуя структуру самосознания ребенка, М.И. Лисина подчеркивала, что отражение отдельных качеств находится на периферии образа Я, а место его центрального, ядерного образования, называемого «общей самооценкой», занимает «целостное отношение ребенка к себе», которое имплицитно базируется на отношении близких взрослых к ребенку. В тех случаях, когда взрослые не выражают своего отношения к младенцу, а ограничиваются физическим уходом (как это, например, бывает в домах ребенка), ребенок не выделяет себя, а его самосознание остается неразвитым [31].

Рубинштейн добавляет, что самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность [29]. Из современных разработок несомненно представляет интерес теория

О.А. Белобрыкиной, автор выделяет общую самооценку - как базовое ядро личности, включающее в себя устойчивую совокупность знаний о себе и частные самооценки, формирующиеся на основе выполнения определенных деятельностей личностью [4]. Также достойна внимания теория Р. Азимовой, где самооценка понимается как действующая динамичная система, определяющая положительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности [36, с. 99]. Зарубежные психологи Бернс и Куперсмит рассматривают самооценку как эмоциональный компонент Я-концепции (содержательной структуры самосознания), связанный с отношением к себе или отдельным своим качествам [11]. И определяют ее как степень отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. В рамках ценностной организации личности рассматривает самооценку Т. Шибутани: «Если личность -это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка» [37, с. 220]. Автор данного термина У. Джемс понимает самооценку как оценку своего положения в обществе, своего успеха или неуспеха в жизни. «Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в обществе - его успех или неуспех» [36, с. 86]. Также Джемс выделяет самоуважение как более кратковременный аспект самооценки, связывая его с уровнем притязаний личности. «Самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которых числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель наши притязания» [8, с. 91]. На основе этих рассуждений У. Джемс вывел формулу:

Самоуважение = Успех/Уровень притязаний.

При увеличении числителя или уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Отказ от притязаний дает нам такое же желаемое облегчение, как и осуществление их на деле. Наше самочувствие, повторяю, зависит от нас самих. «Представители символического интеракционизма Д. Мид и Ч. Кули рассматривают самооценку как результат взаимодействия индивида и группы: «Индивид оценивает и воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие» [36, с. 52].

Традиционно в западной литературе выделяются пять основных подходов к пониманию глобальной самооценки (общего самоуважения, самоотношения) и ее структуры.

1. Самоотношение - как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.

2. Самоотношение - как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости. Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку. Однако прямых доказательств обоснованности соответствующих представлений не получено. В определенной степени это связано с неразработанностью понятия субъективной значимости и возможностью существования взаимодействия между значимостью и самооценкой. Так, Узле и Дж. Марвелл считают, что если низкая самооценка по отдельному качеству вступает в противоречие с потребностью иметь высокое общее самоуважение, то одним из возможных механизмов является снижение значимости тех аспектов, по которым субъект себя низко оценивает. М. Розенберг получил подтверждение этой идеи: он обнаружил, что более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен. В исследовании Ходжа и Маккарти была предпринята попытка прямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки. На основании полученных результатов они пришли к выводу, что интегральная самооценка частных аспектов и общее самоуважение - это разные «конструкты», за которыми надо искать различное психологическое содержание. В целом, как считают исследователи, результаты этих экспериментов заставляют усомниться в утверждении глобальной самооценки как самооценки, интегрированной из частных составляющих.

3. Самоотношение - как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное «Я», которое находится на верху иерархии. Так, Р. Щавельзон предложил модель такого рода: обобщенная самооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена на академическую и неакадемическую (связанную или не связанную с успехами в учебе). Последняя подразделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты. Однако структура обобщенногосамоотношения остается неясной. Существует множество сфер, в которых проявляется личность, так что сведение психологической структуры самоотношения к структуре сфер самооценивания ничего не прояснит. Теоретические установки, согласно которым самооценка и общее самоуважение есть эмоциональная реакция на то или иное содержание образа себя, оказываются сводимы к тем сферам личности и жизнедеятельности, которые могут быть объектами осознавания и оценки. Именно это выражено в концепции Р. Щавельзона, который на основе анализа исследований, разводящих когнитивную и оценочную компоненты Я-концепции, пришел к выводу, что данное разграничение не имеет большого смысла (так как в его пользу нет достаточных аргументов). Отсюда Я-концепция и обобщенная самооценка - это просто одно и то же.

4. Самоуважение понимается как самостоятельная переменная, имеющая свою особую природу. Так, С. Куперсмит и М. Розенберг рассматривают самоотношение как своеобразную личностную черту, малоизменяющуюся от ситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости общего самоуважения, как предполагается, лежат два основных внутренних мотива: мотив самоуважения и потребность в постоянстве образа. Мотив самоуважения определяется как «личная потребность» сделать максимальным переживание положительных и минимальным отрицательных установок по отношению к себе.

5. Самоотношение - как чувство, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие и т.п.). Исследователи Л. Уэлс и Дж. Марвелл, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, выделили три основных понимания самоотношения:

1. Любовь к себе.

2. Самоприятие.

3. Чувство компетенции.

К. Роджерс рассматривает самоприятие как приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств, а также выделяет самооценку - отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств. Однако если в обзоре Уэлса и Марвелла представлены различные понимания глобальной самооценки как единого и целостного образования, то К. Роджерс рассматривает само-приятие и самооценку как два аспекта самоотно-шения, которые разбиваются на две подсистемы: самооценочную и эмоциональную. В то же время большинство исследователей представляют аффективный процесс как оценочный, описанный в терминах эмоций [10].

Таким образом, обзор выделенных нами подходов в определении природы самооценки позволяет определить сложность данной проблемы, ее многоплановость и противоречивость.

Заключение

В результате подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:

1. Изучены подходы отечественных и зарубежных авторов к определению самооценки.

2. Рассмотрены особенности самооценки в подростковом возрасте.

3. Проанализировано влияние типа семьи на самооценку подростков.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления, границы которого совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, хотя может наступать на год раньше или позже.

У подростков формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем, появляется чувство взрослости.

Влияние родителей в подростковом возрасте ограничивается, молодые люди в большей степени ценят мнение сверстников.

Важную роль в становлении личности подростка занимает формирование самооценки.

Традиционно структуру самооценки представляют в виде неразрывного единства ее когнитивного и эмоционального компонентов.

Самооценка проявляется уже в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер.

На формирование самооценки влияет множество факторов, действующие уже в раннем детстве, в том числе отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Самооценка включает осмысление своих реакций на окружающее. Она может быть неадекватной – заниженной или завышенной – и адекватной, соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка

Формирование самооценки во многом зависит от отношений ребенка с родителями. В подростковом периоде взаимоотношения между родителями и детьми приобретают очень сложный и напряженный характер. Их успешность зависит от многих факторов, в частности, от стиля семейного воспитания; различают демократический, авторитарный и попустительский стили воспитания. При демократическом воспитании отношения между подростками и родителями складываются более удачно. Крайние же типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной семейной политики, дают плохие результаты.

Список литературы

1. Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа [Текст]/ Л.И. Авдеева - Автореферат канд. психол. наук. М., 2005.

2. Азимова Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект [Текст] / Р.Н. Азимова- Известия АПАз ССР. - 1969. - № 3.

3. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка[Текст]/ Ш.А. Амонашвили- М.: Знание,1980.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г. Ананьев. -. Л.,1968.

5. Афанасьева, Т. М. Семья [Текст] / Т. М. Афанасьева. – М. : Пр., 2007.

6. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток[Текст]/ Р.Т. Байярд. - М.: Просвещени, 1991. С.63.

7. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я[Текст]/ Е.З. Басина. //Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. С.56-65.

8. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза [Текст] / О.А. Белобрыкина - Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.

9. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст]/ Р. Берне - М.,1986.

10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.,1968.

11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович. // Вопросы психологии. - 1979. - № 4.

12. Замесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности[Текст] / Г.Е. Замесский. - М.: Мысль, 1976.

13. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков[Текст] / А.И. Захаров. - Л.,1982.

14. Захарова А.В. Психология формирования самооценки[Текст] / А.В. Захарова. - Минск,1993.

15. Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки / А. В. Захарова // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 3–8.

16. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления[Текст] / В.Г. Казанская. -Спб.: Питер,2008.

17. Кариенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь[Текст] / Л.А. Кариенко, А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1981.

18. Кле М. Психология подростка [Текст] / М. Кле. - М., 1989.

19. Кон И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. – М., 1978

20. Кон И.С. Психология юношеского возраста[Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989.

21. Кульчицкая, Е. И. Воспитание чувств детей в семье [Текст] / Е.И. Кульчицкая. – Киев :Рад.школа, 2003. – 120 с.

22. Марова, 3. Ребенка воспитывает одна мать [Текст] / З. Марова // Воспитание детей в неполной семье. – М. : Прогресс, 2006. – С. 6.

23. Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности [Электронный ресурс] / Е.А. Маслова. Режим доступа: h**t://w*w.uroki.r*/met_ rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm)

24. Ольшанский В.Б. Старшеклассник в изменяющемся мире: социол. исслед. [Текст] / В.Б. Ольшанский // Народное образование. -№3 -2000.- С.117-120.

25. Психологический словарь [Текст] / под ред. Зинченко В.П., Мещеряковой Б.Г. - М., 2001.

26. Психология самосознания. Хрестоматия – Самара, 2003.

27. Психология человека от рождения до смерти[Текст] // Под ред. А.А. Реана. Спб.: Прайм-Еврознак.,2002, С. 656. (серия «Психологическая энциклопедия»)

28. Психология. Словарь [Текст] / Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М: Политиздат, 1990.-494с.2.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - В 2 т. М.,1989.

30. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 1978.

31. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / Хрестоматия./ Ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара: БАХРАХ-М.,2003.- С.656.

32. Столин В.В. Самосознание личности[Текст] / В.В.Столин. - М., 1983.

33. Сушинских С. Подростковый возраст. Психологические особенности[Текст] / С. Сушинский//Журнал практического психолога.-№3-1999.

34. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе[Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика,1989.

35. Хорни К. Самосзнание[Текст] / К. Хорни. - М.,1996.

36. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова. - М.,1977.

37. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности[Текст] / Т .Шибутани. -Самара., 2003.

38. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М. ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 928 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Сравнительный анализ самооценки младших подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 61
Цена: 1700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика