Дипломная работа

«Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его психологическая профилактика»

  • 117 страниц(ы)
  • 1782 просмотров
  • 1 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….….7

1.1. История исследования феномена эмоционального выгорания.7

1.2. Факторы, способствующие возникновению синдрома эмоцио-нального выгорания….….….…12

1.3. Стадии, симптомы и следствия профессионального выгорания.19

1.4. Особенности профессионального выгорания у педагогов ….23

1.5. Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости педагога в условиях преподавательской деятельности…30

1.6. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педаго-гов…40

Выводы по главе I….47

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ….…49

2.1. Организация и методы исследования….49

2.2. Анализ результатов исследования….…54

2.3. Программа профилактики эмоционального выгорания у педаго-гов… 66

Выводы ….…68

Заключение….71

Список литературы…75

Приложение….…

Актуальность проблемы. Проблема психологического здоровья личности, живущей в изменяющемся, нестабильном мире, сложных, экстремальных социоэкологических условиях, приобрела в конце XX начале XXI вв. особую актуальность.

В последнее время в нашем обществе происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и сохранять здоровье участников образовательного процесса.

Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек – че-ловек», которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмо-ционального состояния в процессе профессиональной деятельности. Большая эмоциональная напряженность в профессиональной деятельности педагога связана с нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда. От педагогов требуется освоение нового содержания учебных предметов, новых методов и форм преподавания. Педагоги постоянно находятся в поисках эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, а при этом существует необходимость учитывать быстрые изменения, которые происходят в обществе и информационном поле преподаваемого предмета. Все это может быть под силу только психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. От здоровья учителей во многом зависит и психологическое здоровье их учеников.

Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у учителей чувство неудовлетворенности, которое постоянно нарастает, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию. Как результат этих процессов, снижается эффективность профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться с обязанностями, теряет творческий подход по отношению к предмету и продукту своего труда, деформирует свои профессиональные отношения и роли.

Педагоги относятся к группе специалистов наиболее подверженных влиянию синдрома эмоционального выгорания, который в настоящее время удостоен диагностического статуса. Синдром эмоционального выгорания наносит значительный ущерб здоровью учителя и ведет к появлению чувства бессмысленности существования, низкой оценке своей профессиональной компетентности, к проблемам в сфере межличностных коммуникаций.

«Быть эффективным» педагогу без особых навыков психологической работы, достаточно проблематично. В то же время, почти никакого внимания не обращается на действующие психолого-педагогические и медицинские технологии, которые могут оказаться вполне эффективными в процессе профилактики и коррекции данного синдрома. Они направлены на сохранение здоровья педагога, снижение риска формирования синдрома эмоционального выгорания и появления кризиса профессии в целом.

Противоречие между значимостью своевременной диагностики, про-филактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов и недостаточной разработанностью комплексных мер по предупреждению данного синдрома составило проблему нашего исследования.

Цель исследования: изучить особенности профессионального выгорания педагогов и способы его профилактики.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у педагогов.

Гипотеза исследования: мы предположили, что уровень эмоционального выгорания педагогов взаимосвязан со степенью их толерантности к организационному стрессу, типом личности А и копинг-стратегиями.

Задачи исследования:

1. Проанализировать историю исследования феномена эмоционального выгорания в психологии.

2. На основании теоретического анализа выявить факторы, способствующие возникновению синдрома эмоционального выгорания, его симптомы, стадии и следствия.

3. Теоретически проанализировать и эмпирически исследовать осо-бенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

4. Эмпирически исследовать особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

5. Разработать программу психологической профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, К. Маслач, С. Джексон, Т.В. Форманюк, К.Чернис, Столяренко Л.Д.

Методики исследования:

I. Теоретические: анализ научной литературы.

II. Эмпирические: тестирование. В качестве методов сбора эмпириче-ской информации использовались следующие методики:

1. Опросник «Профессиональное выгорание» К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой;

2. Копинг-тест Р. Лазаруса;

3. Шкала организационного стресса Маклина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой;

4. Методика диагностики типов личности Н.Е. Водопьяновой;

III. Методы математической обработки данных: критерий ранговой корреляции rsСпирмена.

Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №34 г.Уфы. В нем приняли участие 50 учителей со стажем профессиональной деятельности от 2 до 25 лет.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его ре-зультаты могут быть использованы в работе психологов образовательных учреждений для своевременной профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Апробация работы: результаты исследования докладывались на заседании секции «Развитие личности в деятельности и общении» в рамках Фестиваля молодежной науки факультета психологии БГПУ им. М.Акмуллы.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы из 56 источников, 4 приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. История исследования феномена эмоционального выгорания

Проблема профессионального здоровья относится к первостепенным в общем перечне научных задач психологии здоровья. Профессия является одной из самых главных составляющих в жизни человека, которой он уделяет достаточно большое количество времени.

Зарубежные и отечественные социологические исследования показы-вают, что профессиональная сфера оказывает самое сильное и далеко не всегда благоприятное влияние на человека среди всех сфер его жизнедеятельности. Трудовая деятельность – один из факторов образа жизни, занимающий главное место в отрицательном влиянии на здоровье.

Стоит отметить, что в отечественной литературе понятие «профессио-нальное выгорание» появилось сравнительно недавно, а за рубежом данный феномен активно исследуется уже четверть века (Маслач, Джонс, Фрейденбергер). Сам синдром профессионального выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, образующих его.

В 1970-х – начале 1980-х годов медиков заинтересовала проблема хронической усталости. Удивляла необъяснимая социальная избирательностью нового «вируса», – примерно 75% заболевших либо относились к «белым воротничкам», либо являлись членами их семей. Особенно заболеванию были подвержены представители профессий, которые связаны с обслуживанием клиентов и руководители компаний. На тот момент времени ученые не могли прийти к единому мнению о происхождении синдрома хронической усталости, но ими была доказана прямая связь между стрессами на работе, профессиональными перегрузками и ростом численности заболевших.

Термин «выгорание» (burnout – в переводе с греческого – прекращение горения) появился в научной литературе в 1974 году. Его впервые употребил американский психолог Х.Дж.Фрейденбергер в статье, которую он опубликовал в «Журнале социальных взглядов». Данный термин в этой статье был представлен в контексте концепции, характеризующей психологическое состояние здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами и пациентами в атмосфере эмоциональной нагруженности [39]. Ранее это понятие было использовано в концепции рабочего стресса и представлялось, как отсутствие способности справляться со стрессом. Все это приводило к состоянию фрустрации, снижению эффективности и результативности деятельности.

Работы К.Маслач и ее коллег А.Пайнс и С.Джексон заняли главную позицию в развитии выгорания как научной концепции. Ими были разработаны модели выгорания, которые стали базой для проведения дальнейших исследований по изучению феномена, а понятие феномена множество раз изменялось.

К.Маслач в 1976 г. определила выгорание как реакцию на связанный с работой стресс, приводящий к эмоциональному отдалению от клиента, негуманному отношению к нему, снижению эффективности в работе. В 1981 г. К.Маслач и С.Джексон предложили следующее определение: выгорание – синдром эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми, и приводит к развитию негативного отношения к своим клиентам. Также в своих работах в 1986 г. К.Маслач говорит о том, что работники сферы услуг и образовательных учреждений, исходя из условий профессии, вынуждены находиться длительное время в тесном взаимодействии с другими людьми [22].

А.Пайнс рассматривает феномен с другой точки зрения, а именно как результат постепенного процесса разочарования в неудачном поиске смысла жизни, который проявляется в состоянии физического, эмоционального и психологического истощения [39]. Эта модель экзистенциальная и в какой-то мере свойственна представителям всех типов профессий.

По мнению В.В.Бойко, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравматические воздействия [6]. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения и позволяет человеку экономично использовать свои энергетические ресурсы с одной стороны, а с другой – выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с людьми.

Профессиональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и творческих ресурсов работающего человека. Данный синдром опасная профессиональная болезнь особенно для тех, кто работает с людьми, а это: учителя, социальные работники, психологи, менеджеры, врачи, журналисты, бизнесмены и политики [34].

Н.Е.Водопьянова определяет эмоциональное выгорание, как долговременную стрессовую реакцию, возникающую вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней эффективности [9].

Состояние эмоционального выгорания обычно сопровождается сле-дующими чувствами, мыслями, действиями:

– чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

– мысли: о несправедливости действий относительно себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оценнености окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

– действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незамеченным, стремление делать все очень хорошо или совсем не стараться.

Некоторые личностные характеристики можно отнести к факторам риска в плане появления профессионального выгорания.

Главный фактор – снижение чувства собственного достоинства и соответственно стрессовыми для таких людей являются ситуации социального сравнения. Внешне проявляться может как неудовлетворенность статусом, раздражение, которое сложно скрыть, особенно по отношению к социально более успешным людям. Свои достижения оценивают, как случайные [9].

Такие проявления, как трудоголизм, высокая мотивация успеха, стремление все делать лучше всех, во многом зависят именно от сниженного самоуважения. Если у такого человека снизятся результаты труда, пусть по объективным причинам, скорее всего это вызовет неадекватную реакцию: от ухода в себя, в депрессивные переживания до поисков виновного и резких агрессивных вспышек в его сторону.

Еще одна особенность – интровертированность, когда интересы на-правлены на свой внутренний мир. Внешне такие люди эмоционально закрыты, их контакты носят формализованный характер. Сильную тревогу вплоть до агрессии может вызвать ситуация, когда необходимо выйти из привычной роли [9]. Таким людям сложно перестроить жизненные планы, стереотипы, и как следствие им трудно самостоятельно справиться с проблемой эмоционального выгорания, а ведь последующим его этапом может стать появление психосоматических заболеваний.

В англоязычной литературе к 1982 г.опубликовано более тысячи статей по проблеме эмоционального сгорания, а представленные в них исследования были описательного, эпизодического характера. Изначально к подверженным эмоциональному сгоранию были отнесены сотрудники медицинских учреждений и благотворительных организаций. В 1982 г. Р.Шваб расширил группу профессионального риска: учителя, полицейские, юристы, политики, тюремный персонал, менеджеры. К.Маслач – ведущий специалист по исследованию эмоционального выгорания, утверждает, что деятельность таких профессионалов весьма различна, но их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать длительное время.

Из современных данных следует, что психическое выгорание понимается как состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере. И он включает три основные составляющие, выделенные К.Маслач: эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Под деперсонализацией предполагается циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере проявляется как бесчувственность, негуманность по отношению к клиентам, проходящим лечение, консультирование. Устанавливаются скорее формальные, обезличенные контакты, возникают негативные установки скрытого характера, которые проявляются в сдерживаемом раздражении, а затем прорывается наружу, и приводят к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений – это возникающее у работ-ника чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Благодаря исследованиям последних лет существенно расширилась сфера этой структуры. В нее включены профессии, которые не связаны с социальной сферой, что несколько модифицирует понятие «выгорание» и его структуру. Под психическим выгоранием понимается профессиональный кризис, связанный с работой в целом и его основными компонентами являются: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность [22]. Согласно данным позициям понятие деперсонализации означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная сфера оказывает самое сильное и далеко не всегда благоприятное влияние на человека среди всех сфер его жизнедеятельности. На сегодняшний день, многие специалисты подвержены синдрому эмоционального выгорания, который проявляется в действиях, мыслях и чувствах работающего человека. Особенно это характерно для специалистов, работающих с сфере профессий типа «человек-человек».

Разделяя точку зрения В.В. Бойко, под эмоциональным выгоранием мы понимаем выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравматические воздействия. Основными показателями профессионального выгорания являются эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений (К.Маслач).

В выпускной квалификационной работе нами был рассмотрен феномен эмоционального выгорания в психологии, его история, факторы, способствующие возникновению, симптомы, стадии и следствия. Мы теоретически проанализировали и эмпирически исследовали особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов, а также разработали программу его психологической профилактики.

Профессия учителя, которая относится к сфере профессий типа «человек – человек» отличается интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния в процессе профессиональной деятельности. От педагогов требуется освоение нового содержания учебных предметов, новых методов и форм преподавания, им приходится искать эффективные пути воспитания, реализации гуманистической парадигмы, учитывать быстрые изменения, которые происходят в обществе и информационном поле преподаваемого предмета. Только психологически здоровый, профессионально компетентный педагог способен на это.

Различные эмоциогенные факторы вызывают у учителей чувство на-растающей неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Все это может привести к профессиональным кризи-сам, стрессам, истощению и в итоге к выгоранию. В результате педагогам сложно справляться со своими обязанностями, они теряют творческий под-ход по отношению к профессиональной деятельности, а профессиональные отношения деформируются.

В нашем исследовании мы изучили особенности профессионального выгорания педагогов и способы его профилактики, тем самым достигли поставленной цели.

С помощью выбранных нами методик, мы решили следующие задачи во время исследования: выявили уровень профессионального выгорания у педагогов, определили особенности преодоления педагогами организационного стресса, выявили тип личности педагогов, исследовали доминирующие копинг-стратегии педагогов, подобрали методы профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Было выявлено, что чем лучше развиты у педагога способность к самопознанию, гибкость поведения и активность, тем он менее подвержен редукции личностных достижений. То есть, педагог менее подвержен негативной оценке себя, занижению своих профессиональных достижений и успехов, если он обладает богатством духовной жизни, разносторонностью, способен видоизменять свое поведение, чтобы получать или обеспечивать какой-то ответ от другого человека, а также, если занимает активную жизненную позицию. Возможно развиваясь, будучи активным и разносторонним, педагог оценивает себя лучше. Но в то же время педагоги с высокой гибкостью поведения быстрее эмоционально истощаются. То есть, видоизменяя свое поведение, педагог способен испытывать снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное перенасыщение. Это можно связать с тем, что зачастую довольно сложно подстраивать свое поведение под поведение другого человека, а педагогам изо дня в день приходится быть гибкими при обще-нии со своими учениками.

Также мы выяснили, что педагоги с высоким принятием ценностей других и принятием себя менее подвержены деперсонализации. Деперсона-лизация, как показатель эмоционального выгорания, связана с деформацией отношений с другими людьми. Вполне объяснимо, что если педагог терпим к окружающим, то он не будет настроен негативно по отношению к ученикам, и не отнесется с цинизмом к их установкам и чувствам.

Педагоги, обладающие способностью к самопознанию, принятием ценностей других, гибкостью и активностью менее подвержены эмоциональному выгоранию. То есть, если педагог обладает богатством духовной жизни, разносторонностью, способен видоизменять свое поведение, чтобы получать или обеспечивать какой-то ответ от другого человека, а также занимает активную жизненную позицию, то у него, скорее всего не понизиться эмоциональный фон, не проявится равнодушие или эмоциональное перенасыщение. Возможно, это связано с тем, что благодаря имеющимся качествам его жизнь будет динамична, интересна, наполнена различными событиями, а здесь нет места равнодушию или понижению эмоционального фона.

Нами выявлено, что редукция личных достижений тем ниже, чем выше способность к планированию и выше способность к положительной переоценке ситуации. Таким образом, планируя решение проблемы, предпринимая попытки ее урегулирования, педагог не склонен негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, ведь он занимает активную позицию по изменению ситуации и фокусируясь на росте собственной личности, он скорее будет искать положительное в своем поведении.

Мы выяснили, что эмоциональное истощение быстрее наступает при дистанцировании и избегании проблем, и реже при их положительном переформулировании. То есть, при непосредственном или мысленном избегании субъективно сложных ситуаций, а также при когнитивных усилиях отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, педагоги эмоционально истощаются быстрее. Это может быть связано с тем, что при подобном поведении, скорее всего человек будет испытывать опустошенность и бессилие, ведь он старается избежать решения проблем.

Мы можем утверждать, что гипотеза о том, что уровень эмоционального выгорания педагогов взаимосвязан с их способностью к преодолению организационного стресса, типом личности А и копинг-стратегиями подтвердилась.

В данной работе не был учтен профессиональный стаж опрошенных педагогов. В последующих исследованиях следует учесть этот показатель, и тогда мы сможем определить, как влияет профессиональный стаж на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Полученные нами результаты могут быть использованы в работе психологов образовательных учреждений для своевременной профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Ведь наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, ориентация на осознание и конструктивное использование внутренних и социальных ресурсов, потенциалов личности педагога для самовосстановления и накопления как личностных, так и средовых ресурсов совладания.

1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии // Психологический практикум/ – СПб.: Речь. – 166с.

2. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий // Психологический журнал. 2001. № 4.Том 17.

3. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей// Вопросы психологии. 1988. №5.

4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272с.

5. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А. Бикеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 348с.

6. Бодалев А.А. Актуальные проблемы изучения взрослых // Мир психологии. 1999. №2. С. 34-45.

7. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/ Бойко В.В.– СПб.: Питер, 2005.– 105с.

8. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. №2. C. 96-105.

9. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивные методы диагностики в системе образования //Вопросы психологии. 1997. №5. С. 28-43.

10. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Водопьянова Н.Е.– СПб.: Питер, 2005. – 212с.

11. Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью. Монография. – Иркутск, 2009. – 382с.

12. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.,1997. – 263с.

13. Гринберг Д. Управление стрессом.– СПб: Питер, 2002. – 315с.

14. Демьянчук Р.В. Как не сгореть у учительского стола: Советы психолога / Под.ред. проф. Л.М. Шипициной. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. – 93с.

15. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М.:Просвещение, 1989. – 289с.

16. Завязкин О.В. Самоконтроль и саморегуляция. – Д.: Сталкер,1998. – 320с.

17. Иевлева С.В., Шаталова Т.Ф. Когда обожжены нервы. 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. – 221с.

19. Киршбаум Э.И. , Еремеева А.И. Психологическая защита. – М.: Смысл, 2000. – 181с.

20. Колесников Л.Ф. Эффективность образования / Колесников Л.Ф., Тур-ченко В.Н., Борисова Л. Г. – М.: Педагогика 1991. – 123с.

21. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: кн. для учителя / Ю.Л. Львова. – М.: Просвещение, 1992. – 223с.

22. Лукьянова, М.И. Педагог сегодня: особенности, трудности, риски, возможности / М. Лукьянова // Народное образование. 2009. №8. С. 265-272.

23. Мальцева Н.В. проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя: дис. … канд. псих. н. – Екатеринбург, 2005. – 190с.

24. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 352с.

25. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Электронный ресурс]. Режим доступа

26. Мерзлякова Д.Р. Влияние педагога с синдромом профессионального "выгорания" на учеников // Начальная школа + До и После. 2007. №8. С. 90-91.

27. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. №6. С. 47.

28. Митина Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика // Школа здоровья. 1995. Т.2. №1. С.25-43.

29. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Флинта, 2001. – 413с.

30. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М.,1986. – 225с.

31. Нартова-Бочавер. "Copingbehavior" .В системе понятий психологии личности. 1997. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://psychlib.r*/mgppu/periodica/PJ051997/NCB-020.HTM

32. Орел В.Е. синдром психического выгорания личности: монография. – Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 330с.

33. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование // Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. Т 22. № 1. С. 90-101.

34. Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессио-нальный статус // Педагогика. 1999. №7. С.60-68.

35. Петров А.И. Зависимость от работы. «Выгорание»: меры совладания. Профилактика и коррекция // Педагогический родник. 2009. №2.

36. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184с.

37. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога // Психологическая наука и образование. №2. 2008. С.103

38. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и ред. Л.В.Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – 512с.

39. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1. С.45-54.

40. Резапкина Г.В., Резапкина З.В. Психологический портрет учителя // Психология в школе. 1999. №2. С.24-30.

41. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Посо-бие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом – М.: Владос, 1998. – 496с.

42. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С.85-95.

43. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология: сборник текстов /Айсмонтас Б.Б. – М.: Наука, 2003. – С.150-153.

44. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.,1982. – 212с.

45. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицин-ские новости. 2002. №7. С.22-25.

46. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. № 1. С. 156-162.

47. Трунов Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. № 8. С.84-89.

48. Тумалев В.В. Учительство в ситуации социальных перемен (социологический анализ). – СПб., 1995.

49. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. 2003. № 36. С. 45–50.

50. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 54-67.

51. Хобфолл С. Стресс, культура и коммуникации. – СПб.: Речь, 1998. – 239с.

52. Цикл занятий и упражнений для психологической разгрузки детей и педагогов // Школьный психолог. 2009. №5. С.24 – 26.

53. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет: Статья. 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t:// w*w.edinorog.boom.r* 65.

54. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224с.

55. Юдина Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании // Психологическая наука и образование. 2001. №1. С.89-100.

56. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя // Народное образование. 2009. №2. С.127-137.

Покупка готовой работы
Тема: «Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его психологическая профилактика»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 117
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика