Дипломная работа
«Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его психологическая профилактика»
- 117 страниц
Введение…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….….7
1.1. История исследования феномена эмоционального выгорания.7
1.2. Факторы, способствующие возникновению синдрома эмоцио-нального выгорания….….….…12
1.3. Стадии, симптомы и следствия профессионального выгорания.19
1.4. Особенности профессионального выгорания у педагогов ….23
1.5. Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости педагога в условиях преподавательской деятельности…30
1.6. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педаго-гов…40
Выводы по главе I….47
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ….…49
2.1. Организация и методы исследования….49
2.2. Анализ результатов исследования….…54
2.3. Программа профилактики эмоционального выгорания у педаго-гов… 66
Выводы ….…68
Заключение….71
Список литературы…75
Приложение….…
Актуальность проблемы. Проблема психологического здоровья личности, живущей в изменяющемся, нестабильном мире, сложных, экстремальных социоэкологических условиях, приобрела в конце XX начале XXI вв. особую актуальность.
В последнее время в нашем обществе происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и сохранять здоровье участников образовательного процесса.
Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек – че-ловек», которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмо-ционального состояния в процессе профессиональной деятельности. Большая эмоциональная напряженность в профессиональной деятельности педагога связана с нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда. От педагогов требуется освоение нового содержания учебных предметов, новых методов и форм преподавания. Педагоги постоянно находятся в поисках эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, а при этом существует необходимость учитывать быстрые изменения, которые происходят в обществе и информационном поле преподаваемого предмета. Все это может быть под силу только психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. От здоровья учителей во многом зависит и психологическое здоровье их учеников.
Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у учителей чувство неудовлетворенности, которое постоянно нарастает, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию. Как результат этих процессов, снижается эффективность профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться с обязанностями, теряет творческий подход по отношению к предмету и продукту своего труда, деформирует свои профессиональные отношения и роли.
Педагоги относятся к группе специалистов наиболее подверженных влиянию синдрома эмоционального выгорания, который в настоящее время удостоен диагностического статуса. Синдром эмоционального выгорания наносит значительный ущерб здоровью учителя и ведет к появлению чувства бессмысленности существования, низкой оценке своей профессиональной компетентности, к проблемам в сфере межличностных коммуникаций.
«Быть эффективным» педагогу без особых навыков психологической работы, достаточно проблематично. В то же время, почти никакого внимания не обращается на действующие психолого-педагогические и медицинские технологии, которые могут оказаться вполне эффективными в процессе профилактики и коррекции данного синдрома. Они направлены на сохранение здоровья педагога, снижение риска формирования синдрома эмоционального выгорания и появления кризиса профессии в целом.
Противоречие между значимостью своевременной диагностики, про-филактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов и недостаточной разработанностью комплексных мер по предупреждению данного синдрома составило проблему нашего исследования.
Цель исследования: изучить особенности профессионального выгорания педагогов и способы его профилактики.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у педагогов.
Гипотеза исследования: мы предположили, что уровень эмоционального выгорания педагогов взаимосвязан со степенью их толерантности к организационному стрессу, типом личности А и копинг-стратегиями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать историю исследования феномена эмоционального выгорания в психологии.
2. На основании теоретического анализа выявить факторы, способствующие возникновению синдрома эмоционального выгорания, его симптомы, стадии и следствия.
3. Теоретически проанализировать и эмпирически исследовать осо-бенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
4. Эмпирически исследовать особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
5. Разработать программу психологической профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, К. Маслач, С. Джексон, Т.В. Форманюк, К.Чернис, Столяренко Л.Д.
Методики исследования:
I. Теоретические: анализ научной литературы.
II. Эмпирические: тестирование. В качестве методов сбора эмпириче-ской информации использовались следующие методики:
1. Опросник «Профессиональное выгорание» К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой;
2. Копинг-тест Р. Лазаруса;
3. Шкала организационного стресса Маклина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой;
4. Методика диагностики типов личности Н.Е. Водопьяновой;
III. Методы математической обработки данных: критерий ранговой корреляции rsСпирмена.
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №34 г.Уфы. В нем приняли участие 50 учителей со стажем профессиональной деятельности от 2 до 25 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его ре-зультаты могут быть использованы в работе психологов образовательных учреждений для своевременной профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Апробация работы: результаты исследования докладывались на заседании секции «Развитие личности в деятельности и общении» в рамках Фестиваля молодежной науки факультета психологии БГПУ им. М.Акмуллы.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы из 56 источников, 4 приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. История исследования феномена эмоционального выгорания
Проблема профессионального здоровья относится к первостепенным в общем перечне научных задач психологии здоровья. Профессия является одной из самых главных составляющих в жизни человека, которой он уделяет достаточно большое количество времени.
Зарубежные и отечественные социологические исследования показы-вают, что профессиональная сфера оказывает самое сильное и далеко не всегда благоприятное влияние на человека среди всех сфер его жизнедеятельности. Трудовая деятельность – один из факторов образа жизни, занимающий главное место в отрицательном влиянии на здоровье.
Стоит отметить, что в отечественной литературе понятие «профессио-нальное выгорание» появилось сравнительно недавно, а за рубежом данный феномен активно исследуется уже четверть века (Маслач, Джонс, Фрейденбергер). Сам синдром профессионального выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, образующих его.
В 1970-х – начале 1980-х годов медиков заинтересовала проблема хронической усталости. Удивляла необъяснимая социальная избирательностью нового «вируса», – примерно 75% заболевших либо относились к «белым воротничкам», либо являлись членами их семей. Особенно заболеванию были подвержены представители профессий, которые связаны с обслуживанием клиентов и руководители компаний. На тот момент времени ученые не могли прийти к единому мнению о происхождении синдрома хронической усталости, но ими была доказана прямая связь между стрессами на работе, профессиональными перегрузками и ростом численности заболевших.
Термин «выгорание» (burnout – в переводе с греческого – прекращение горения) появился в научной литературе в 1974 году. Его впервые употребил американский психолог Х.Дж.Фрейденбергер в статье, которую он опубликовал в «Журнале социальных взглядов». Данный термин в этой статье был представлен в контексте концепции, характеризующей психологическое состояние здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами и пациентами в атмосфере эмоциональной нагруженности [39]. Ранее это понятие было использовано в концепции рабочего стресса и представлялось, как отсутствие способности справляться со стрессом. Все это приводило к состоянию фрустрации, снижению эффективности и результативности деятельности.
Работы К.Маслач и ее коллег А.Пайнс и С.Джексон заняли главную позицию в развитии выгорания как научной концепции. Ими были разработаны модели выгорания, которые стали базой для проведения дальнейших исследований по изучению феномена, а понятие феномена множество раз изменялось.
К.Маслач в 1976 г. определила выгорание как реакцию на связанный с работой стресс, приводящий к эмоциональному отдалению от клиента, негуманному отношению к нему, снижению эффективности в работе. В 1981 г. К.Маслач и С.Джексон предложили следующее определение: выгорание – синдром эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми, и приводит к развитию негативного отношения к своим клиентам. Также в своих работах в 1986 г. К.Маслач говорит о том, что работники сферы услуг и образовательных учреждений, исходя из условий профессии, вынуждены находиться длительное время в тесном взаимодействии с другими людьми [22].
А.Пайнс рассматривает феномен с другой точки зрения, а именно как результат постепенного процесса разочарования в неудачном поиске смысла жизни, который проявляется в состоянии физического, эмоционального и психологического истощения [39]. Эта модель экзистенциальная и в какой-то мере свойственна представителям всех типов профессий.
По мнению В.В.Бойко, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравматические воздействия [6]. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения и позволяет человеку экономично использовать свои энергетические ресурсы с одной стороны, а с другой – выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с людьми.
Профессиональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и творческих ресурсов работающего человека. Данный синдром опасная профессиональная болезнь особенно для тех, кто работает с людьми, а это: учителя, социальные работники, психологи, менеджеры, врачи, журналисты, бизнесмены и политики [34].
Н.Е.Водопьянова определяет эмоциональное выгорание, как долговременную стрессовую реакцию, возникающую вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней эффективности [9].
Состояние эмоционального выгорания обычно сопровождается сле-дующими чувствами, мыслями, действиями:
– чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
– мысли: о несправедливости действий относительно себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оценнености окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
– действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незамеченным, стремление делать все очень хорошо или совсем не стараться.
Некоторые личностные характеристики можно отнести к факторам риска в плане появления профессионального выгорания.
Главный фактор – снижение чувства собственного достоинства и соответственно стрессовыми для таких людей являются ситуации социального сравнения. Внешне проявляться может как неудовлетворенность статусом, раздражение, которое сложно скрыть, особенно по отношению к социально более успешным людям. Свои достижения оценивают, как случайные [9].
Такие проявления, как трудоголизм, высокая мотивация успеха, стремление все делать лучше всех, во многом зависят именно от сниженного самоуважения. Если у такого человека снизятся результаты труда, пусть по объективным причинам, скорее всего это вызовет неадекватную реакцию: от ухода в себя, в депрессивные переживания до поисков виновного и резких агрессивных вспышек в его сторону.
Еще одна особенность – интровертированность, когда интересы на-правлены на свой внутренний мир. Внешне такие люди эмоционально закрыты, их контакты носят формализованный характер. Сильную тревогу вплоть до агрессии может вызвать ситуация, когда необходимо выйти из привычной роли [9]. Таким людям сложно перестроить жизненные планы, стереотипы, и как следствие им трудно самостоятельно справиться с проблемой эмоционального выгорания, а ведь последующим его этапом может стать появление психосоматических заболеваний.
В англоязычной литературе к 1982 г.опубликовано более тысячи статей по проблеме эмоционального сгорания, а представленные в них исследования были описательного, эпизодического характера. Изначально к подверженным эмоциональному сгоранию были отнесены сотрудники медицинских учреждений и благотворительных организаций. В 1982 г. Р.Шваб расширил группу профессионального риска: учителя, полицейские, юристы, политики, тюремный персонал, менеджеры. К.Маслач – ведущий специалист по исследованию эмоционального выгорания, утверждает, что деятельность таких профессионалов весьма различна, но их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать длительное время.
Из современных данных следует, что психическое выгорание понимается как состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере. И он включает три основные составляющие, выделенные К.Маслач: эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Под деперсонализацией предполагается циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере проявляется как бесчувственность, негуманность по отношению к клиентам, проходящим лечение, консультирование. Устанавливаются скорее формальные, обезличенные контакты, возникают негативные установки скрытого характера, которые проявляются в сдерживаемом раздражении, а затем прорывается наружу, и приводят к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений – это возникающее у работ-ника чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Благодаря исследованиям последних лет существенно расширилась сфера этой структуры. В нее включены профессии, которые не связаны с социальной сферой, что несколько модифицирует понятие «выгорание» и его структуру. Под психическим выгоранием понимается профессиональный кризис, связанный с работой в целом и его основными компонентами являются: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность [22]. Согласно данным позициям понятие деперсонализации означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная сфера оказывает самое сильное и далеко не всегда благоприятное влияние на человека среди всех сфер его жизнедеятельности. На сегодняшний день, многие специалисты подвержены синдрому эмоционального выгорания, который проявляется в действиях, мыслях и чувствах работающего человека. Особенно это характерно для специалистов, работающих с сфере профессий типа «человек-человек».
Разделяя точку зрения В.В. Бойко, под эмоциональным выгоранием мы понимаем выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравматические воздействия. Основными показателями профессионального выгорания являются эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений (К.Маслач).
В выпускной квалификационной работе нами был рассмотрен феномен эмоционального выгорания в психологии, его история, факторы, способствующие возникновению, симптомы, стадии и следствия. Мы теоретически проанализировали и эмпирически исследовали особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов, а также разработали программу его психологической профилактики.
Профессия учителя, которая относится к сфере профессий типа «человек – человек» отличается интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния в процессе профессиональной деятельности. От педагогов требуется освоение нового содержания учебных предметов, новых методов и форм преподавания, им приходится искать эффективные пути воспитания, реализации гуманистической парадигмы, учитывать быстрые изменения, которые происходят в обществе и информационном поле преподаваемого предмета. Только психологически здоровый, профессионально компетентный педагог способен на это.
Различные эмоциогенные факторы вызывают у учителей чувство на-растающей неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Все это может привести к профессиональным кризи-сам, стрессам, истощению и в итоге к выгоранию. В результате педагогам сложно справляться со своими обязанностями, они теряют творческий под-ход по отношению к профессиональной деятельности, а профессиональные отношения деформируются.
В нашем исследовании мы изучили особенности профессионального выгорания педагогов и способы его профилактики, тем самым достигли поставленной цели.
С помощью выбранных нами методик, мы решили следующие задачи во время исследования: выявили уровень профессионального выгорания у педагогов, определили особенности преодоления педагогами организационного стресса, выявили тип личности педагогов, исследовали доминирующие копинг-стратегии педагогов, подобрали методы профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Было выявлено, что чем лучше развиты у педагога способность к самопознанию, гибкость поведения и активность, тем он менее подвержен редукции личностных достижений. То есть, педагог менее подвержен негативной оценке себя, занижению своих профессиональных достижений и успехов, если он обладает богатством духовной жизни, разносторонностью, способен видоизменять свое поведение, чтобы получать или обеспечивать какой-то ответ от другого человека, а также, если занимает активную жизненную позицию. Возможно развиваясь, будучи активным и разносторонним, педагог оценивает себя лучше. Но в то же время педагоги с высокой гибкостью поведения быстрее эмоционально истощаются. То есть, видоизменяя свое поведение, педагог способен испытывать снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное перенасыщение. Это можно связать с тем, что зачастую довольно сложно подстраивать свое поведение под поведение другого человека, а педагогам изо дня в день приходится быть гибкими при обще-нии со своими учениками.
Также мы выяснили, что педагоги с высоким принятием ценностей других и принятием себя менее подвержены деперсонализации. Деперсона-лизация, как показатель эмоционального выгорания, связана с деформацией отношений с другими людьми. Вполне объяснимо, что если педагог терпим к окружающим, то он не будет настроен негативно по отношению к ученикам, и не отнесется с цинизмом к их установкам и чувствам.
Педагоги, обладающие способностью к самопознанию, принятием ценностей других, гибкостью и активностью менее подвержены эмоциональному выгоранию. То есть, если педагог обладает богатством духовной жизни, разносторонностью, способен видоизменять свое поведение, чтобы получать или обеспечивать какой-то ответ от другого человека, а также занимает активную жизненную позицию, то у него, скорее всего не понизиться эмоциональный фон, не проявится равнодушие или эмоциональное перенасыщение. Возможно, это связано с тем, что благодаря имеющимся качествам его жизнь будет динамична, интересна, наполнена различными событиями, а здесь нет места равнодушию или понижению эмоционального фона.
Нами выявлено, что редукция личных достижений тем ниже, чем выше способность к планированию и выше способность к положительной переоценке ситуации. Таким образом, планируя решение проблемы, предпринимая попытки ее урегулирования, педагог не склонен негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, ведь он занимает активную позицию по изменению ситуации и фокусируясь на росте собственной личности, он скорее будет искать положительное в своем поведении.
Мы выяснили, что эмоциональное истощение быстрее наступает при дистанцировании и избегании проблем, и реже при их положительном переформулировании. То есть, при непосредственном или мысленном избегании субъективно сложных ситуаций, а также при когнитивных усилиях отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, педагоги эмоционально истощаются быстрее. Это может быть связано с тем, что при подобном поведении, скорее всего человек будет испытывать опустошенность и бессилие, ведь он старается избежать решения проблем.
Мы можем утверждать, что гипотеза о том, что уровень эмоционального выгорания педагогов взаимосвязан с их способностью к преодолению организационного стресса, типом личности А и копинг-стратегиями подтвердилась.
В данной работе не был учтен профессиональный стаж опрошенных педагогов. В последующих исследованиях следует учесть этот показатель, и тогда мы сможем определить, как влияет профессиональный стаж на формирование синдрома эмоционального выгорания.
Полученные нами результаты могут быть использованы в работе психологов образовательных учреждений для своевременной профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Ведь наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, ориентация на осознание и конструктивное использование внутренних и социальных ресурсов, потенциалов личности педагога для самовосстановления и накопления как личностных, так и средовых ресурсов совладания.
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии // Психологический практикум/ – СПб.: Речь. – 166с.
2. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий // Психологический журнал. 2001. № 4.Том 17.
3. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей// Вопросы психологии. 1988. №5.
4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272с.
5. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А. Бикеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 348с.
6. Бодалев А.А. Актуальные проблемы изучения взрослых // Мир психологии. 1999. №2. С. 34-45.
7. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/ Бойко В.В.– СПб.: Питер, 2005.– 105с.
8. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. №2. C. 96-105.
9. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивные методы диагностики в системе образования //Вопросы психологии. 1997. №5. С. 28-43.
10. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Водопьянова Н.Е.– СПб.: Питер, 2005. – 212с.
11. Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью. Монография. – Иркутск, 2009. – 382с.
12. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.,1997. – 263с.
13. Гринберг Д. Управление стрессом.– СПб: Питер, 2002. – 315с.
14. Демьянчук Р.В. Как не сгореть у учительского стола: Советы психолога / Под.ред. проф. Л.М. Шипициной. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. – 93с.
15. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М.:Просвещение, 1989. – 289с.
16. Завязкин О.В. Самоконтроль и саморегуляция. – Д.: Сталкер,1998. – 320с.
17. Иевлева С.В., Шаталова Т.Ф. Когда обожжены нервы. 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. – 221с.
19. Киршбаум Э.И. , Еремеева А.И. Психологическая защита. – М.: Смысл, 2000. – 181с.
20. Колесников Л.Ф. Эффективность образования / Колесников Л.Ф., Тур-ченко В.Н., Борисова Л. Г. – М.: Педагогика 1991. – 123с.
21. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: кн. для учителя / Ю.Л. Львова. – М.: Просвещение, 1992. – 223с.
22. Лукьянова, М.И. Педагог сегодня: особенности, трудности, риски, возможности / М. Лукьянова // Народное образование. 2009. №8. С. 265-272.
23. Мальцева Н.В. проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя: дис. … канд. псих. н. – Екатеринбург, 2005. – 190с.
24. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 352с.
25. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Электронный ресурс]. Режим доступа
26. Мерзлякова Д.Р. Влияние педагога с синдромом профессионального "выгорания" на учеников // Начальная школа + До и После. 2007. №8. С. 90-91.
27. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. №6. С. 47.
28. Митина Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика // Школа здоровья. 1995. Т.2. №1. С.25-43.
29. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Флинта, 2001. – 413с.
30. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М.,1986. – 225с.
31. Нартова-Бочавер. "Copingbehavior" .В системе понятий психологии личности. 1997. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://psychlib.r*/mgppu/periodica/PJ051997/NCB-020.HTM
32. Орел В.Е. синдром психического выгорания личности: монография. – Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 330с.
33. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование // Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. Т 22. № 1. С. 90-101.
34. Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессио-нальный статус // Педагогика. 1999. №7. С.60-68.
35. Петров А.И. Зависимость от работы. «Выгорание»: меры совладания. Профилактика и коррекция // Педагогический родник. 2009. №2.
36. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184с.
37. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога // Психологическая наука и образование. №2. 2008. С.103
38. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и ред. Л.В.Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – 512с.
39. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1. С.45-54.
40. Резапкина Г.В., Резапкина З.В. Психологический портрет учителя // Психология в школе. 1999. №2. С.24-30.
41. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Посо-бие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом – М.: Владос, 1998. – 496с.
42. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С.85-95.
43. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология: сборник текстов /Айсмонтас Б.Б. – М.: Наука, 2003. – С.150-153.
44. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.,1982. – 212с.
45. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицин-ские новости. 2002. №7. С.22-25.
46. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. № 1. С. 156-162.
47. Трунов Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. № 8. С.84-89.
48. Тумалев В.В. Учительство в ситуации социальных перемен (социологический анализ). – СПб., 1995.
49. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. 2003. № 36. С. 45–50.
50. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 54-67.
51. Хобфолл С. Стресс, культура и коммуникации. – СПб.: Речь, 1998. – 239с.
52. Цикл занятий и упражнений для психологической разгрузки детей и педагогов // Школьный психолог. 2009. №5. С.24 – 26.
53. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет: Статья. 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t:// w*w.edinorog.boom.r* 65.
54. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224с.
55. Юдина Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании // Психологическая наука и образование. 2001. №1. С.89-100.
56. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя // Народное образование. 2009. №2. С.127-137.
Тема: | «Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его психологическая профилактика» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 117 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимосвязь копинг-стратегий и синдрома профессионального «выгорания» у педагогов
Дипломная работа:
Профессиональное выгорание педагогов
Дипломная работа:
Исследование стратегий совладающего поведения у сотрудников с различным уровнем эмоционального выгорания
Дипломная работа:
Разработка информационной системы исследования эмоционального выгорания педагогов сош с. октябрьский
Отчет по практике:
Эмоциональне выгорание у педагогов