Дипломная работа
«Взаимосвязь уровней самооценки и выбора стратегии реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в полных семьях»
- 78 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ…6
1.ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ И СТРАТЕГИЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ….11
1.1. Подходы к рассмотрению самооценки личности в современной психологической науке….11
1.2 Стратегии реагирования в конфликтных ситуациях как психологическая проблема….16
1.3. Особенности психо-социального развития подростков и особенности подростков социальных сирот….34
Выводы….37
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У ПОДРОСТКОВ - СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ И ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ….39
2.1. Методология, методы и организация исследования….39
2.2. Эмпирическое изучение самооценки у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях…43
2.3. Эмпирическое изучение способов реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях….45
2.4. Выявление взаимосвязи самооценки и способов реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях….48
Выводы….….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Проблема конфликта всегда была очевидной реальностью в кризисном подростковом возрасте. Кризисность подросткового возраста, по мнению И.С. Кона, В.К. Мягер, Э. Фромма и др., связана с переживаниями по поводу происходящих соматических, психологических и социальных изменений и осложняется неопределенностью социального статуса, интенсивной умственной работой. Повышение интереса к окружающим людям, стремление к новизне и желание самоутвердиться, обращение к своему внутреннему миру, желание осознавать свои потребности и мотивы поведения создает почву для возникновения внутриличностных и межличностных конфликтов, что определяет актуальность изучения проблемы конфликтного поведения в этот возрастной период.
Регуляция поведения личности происходит с помощью самооценки, т. к. самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Формирование личной идентичности является центральным процессом подросткового возраста, который и определяет содержание самооценки, где на первый план выходит когнитивный компонент, принимающий на себя функцию регулятора эмоций. Самооценка все более реалистична, стабильна, дифференцирована, во многом определяется половой принадлежностью. Самооценка осуществляется путем сравнивания идеального «Я» с реальным, но в подростковом возрасте идеальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности может вызвать внутреннюю неуверенность в себе. Наиболее полно особенности этого возраста отражены в исследованиях И.С.Кона, Р. Бернса, Э. Эриксона, а также в работах по самооценке студентов: О.М. Анисимовой, B.C. Магуна, М.Ю. Авдониной, A.M. Ахмедханова, А.Р. Петрулите.
Данное исследование посвящено проблеме изучения взаимосвязи уровней самооценки и выбора стратегии реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях.
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровней самооценки и выбора стратегии реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях.
Цель исследования обусловила задачи исследования:
1) Провести теоретико-методологический анализ проблем самооценки и стратегий реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях;
2) подобрать и апробировать диагностический инструментарий для изучения самооценки и стратегий реагирования в конфликтных ситуациях у подростков;
3) изучить самооценку у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях;
4) изучить способы реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях;
5) изучить взаимосвязь самооценки и стратегий реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях.
Объект исследования – самооценка и стратегии поведения в конфликте.
Предмет исследования – взаимосвязь уровней самооценки и выбора стратегии реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях.
Гипотеза исследования – существует взаимосвязь уровней самооценки и выбора стратегии реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Основные методологические принципы:
- принцип развития,
- принцип системности,
- принцип детерминизма,
- принцип повышения надежности и достоверности исследования,
- принцип объективности,
- личностный принцип,
- принцип единства сознания и деятельности.
Методологическую основу исследования составили научные концепции:
- изучение самооценки (И.Я. Киселев);
- изучение особенностей проявления самооценки в подростковом возрасте (И.С. Кон, Э. Эриксон, О.М. Анисимова, В.С. Магун);
- изучение конфликта в зарубежной (З. Фрейд, К. Лоренц, К. Левин,
Д. Мид, А. Адлер) и в отечественной психологии (Л.А. Петровская, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов);
- стратегии поведения в конфликтных ситуациях (К. Томас и Р. Киллмен, Н.В. Гришина).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов:
1. Общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.)
2. Метод сбора эмпирических данных – психологическое тестирование:
- методика исследования самооценки (И.Я. Киселев);
- методика определения стиля поведения в конфликтных ситуациях (разработанная К. Томасом и Р. Киллменом, в адаптации Н.В. Гришиной).
3. Методы статистической обработки (оценка взаимосвязи исследуемых признаков и статистическая обработка научной гипотезы при помощи ранговой корреляции Спирмена).
Научная новизна исследования.
Изучением различных аспектов психологии конфликта занимались многие исследователи. Проблема конфликта всегда была очевидной реальностью в кризисном подростковом возрасте. Научная новизна данного исследования заключается в использовании полученных результатов в психо-коррекционной работе социальными педагогами и психологами в школах и социальных приютах.
Практическая значимость.
Данное исследование посвящено проблеме изучения взаимосвязи уровней самооценки и выбора стратегии реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях, так как понимание содержания, структуры и закономерностей данной проблемы, позволит определить пути коррекции взаимодействия участников в конфликте и использовать полученные результаты для расширения базы психодиагностических и психотерапевтических приемов для социально-психологической поддержки подростков.
Эмпирическая база исследования:
ГУО гимназия №3, Борисов, ул. Стахановская, 81. Испытуемых было 35 человек, из них 17 девочек и 18 мальчиков подросткового возраста от 12 до 15 лет - подростки, воспитывающиеся в семьях.
Березинская школа-интернат, г. Березино, ул. Победы, 45. Испытуемых взято также 35 человек, из них 17 девочек и 18 мальчиков подросткового возраста от 12 до 15 лет – подростки – социальные сироты.
Структура дипломной работы: титульный лист, оглавление, введение, общая характеристика работы, основная часть, заключение, список использованных источников (50 наименований), 8 таблиц, 12 рисунков, 4 приложения. Объем дипломной работы составляет 56 страниц.
Подводя итоги проведенного дипломного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения человека.
2. В подростковом возрасте самооценка связывается с его оценочными функциями, вбирающими в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Все в большей мере поведение переориентируется с оценки на самооценку.
3. Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
4. Существует пять основных стилей реагирования в конфликтных ситуациях: соперничества, избегания, приспособления, сотрудничества и компромисса. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой человек хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).
5. Подростковый возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений. В этом возрасте важной сферой самостоятельности являются собственные взгляды, оценки, мнения и стремление их отстаивать. Тип реагирования подростка в сложной конфликтной ситуации зависит от типа его личности и ее составляющих компонентов.
6. Эмпирическое изучение самооценки показало, что у подростков, воспитывающихся в семьях преобладает адекватная самооценка 26% (8 человек); завышенная самооценка – 17% (12 человек) и низкая самооценка – 7% (5 человек). У подростков социальных сирот преобладает низкая самооценка 27% (19 человек); завышенная самооценка – 4% (6 человек) и адекватная характерна для 14% (10 человек).
7. Эмпирическое изучение показало, что наибольшее число подростков, воспитывающихся в семьях, склонны к сотрудничеству в конфликтных ситуациях (21%). Наименьшее количество испытуемых используют такие стили поведения, как соперничество (7%), избегание (6%) и приспособление(6%). А наибольшее число социальных сирот используют такой стиль поведения, как соперничество (27%).
8. В результате полученных данных расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена можно заключить, что изучаемые признаки самооценка и стиль конфликтного поведения по выборке подростков социальных сирот находятся в статистически значимой взаимосвязи: отрицательной, умеренной между низкой самооценкой и соперничеством (R=-0,4 при р<0,05), т.е. чем ниже самооценка, тем чаще в конфликтной ситуации они будут использовать такой стиль поведения, как соперничество.
9. В результате полученных данных расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена можно заключить, что изучаемые признаки самооценка и стиль конфликтного поведения по выборке подростков социальных сирот находятся в статистически значимой взаимосвязи: отрицательной, умеренной между низкой самооценкой и соперничеством (R=-0,4 при р<0,05), т.е. чем ниже самооценка, тем чаще в конфликтной ситуации они будут использовать такой стиль поведения, как соперничество
10. Подростки, воспитывающиеся в семьях практически всегда ощущают поддержку и любовь своих близких, в первую очередь родителей. Поэтому у них преобладает адекватная самооценка и следовательно, в конфликтной ситуации подростки, воспитывающиеся в семьях чаще всего выбирают сотрудничество, т.е. они активно участвуют в разрешении конфликта, отстаивая свои интересы, но при этом стараются сотрудничать с другим человеком.
11. Кризисная ситуация, пережитая в детстве, является для подростков социальных сирот фактором-предикатором формирования пограничной личностной организации, характеризующийся диффузией идентичности, низким уровнем когнитивной оснащенности образа «Я». Накопленный отрицательный опыт общения переносится на отношения подростка с социальным окружением, находя выражение в агрессии, направленной вовне, на окружающих людей и в том числе на собственную личность.
12. Выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем самооценки и выбором стратегии реагирования в конфликтных ситуациях у учащихся подросткового возраста подтверждена.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.
2. Альбуханова, К.А. Проблема исследования индивидуального сознания / К.А. Альбуханова, М.И. Воловикова, В.А Елисеев // Психологический журнал. - 2001.- Т.2.- №4. - С. 27-30.
3. Бандура, А. Подростковая агрессия / Бандура А. ,Уолтерс Р. - М., 1999. – 512 с.
4. Болотова, А.К. Прикладная психология: Учебник для ВУЗОВ / А.К. Болотова, И.В. Макарова. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 383 с.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания / Р. Бернс. – М.: ИНФРА, 1998. – 178 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
7. Божович, Л.И. Особенности самосознания подростков / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 2005.- №1.- С. 15-17.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.
9. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик и др.: Под общей редакцией М.В. Гамезо. – М.: Наука, 2004. – 407 с.
10. Драгунова, Т.В. Особенности самосознания подростка. Проблемы возрастной педагогики / Т.В. Драгунова. - Спб.: Союз, 2002. - 349 с.
11. Дубровина, И.В. Возрастные особенности старшеклассников / Под ред. И.В. Дубровиной.– М.: Просвещение, 1999.- 198 с.
12. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной.– М.: Просвещение, 2000. – 235 с.
13. Журавлев А.Л., А.А. Вахин Социально – психологические аспекты исследования конфликта//Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.,2001 с. 357-372
14. Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт: Учебное пособие / Ю.Г. Запрудский.- Ростов-на-Дону, 1998. – 230 с.
15. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликтов: Учебник для ВУЗОВ / А.Г. Здравомыслов. – М.: Наука, 2002. – 104 с.
16. Зеркин Д.П. «Основы конфликтологии» Курс лекций, Ростов н/Д: «Феникс».1998.-480с
17. Козырев, Г.И. Внутриличностные конфликты / Г.И. Козырев
// Социально-гуманитарное знание. – М.: 1999. № 2. – С. 108.
18. Кон, И.С. Психология ранней юности: Учебное пособие / И.С. Кон.– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 1999. – 362 с.
19. Кон, И.С. Психология старшеклассника: Учебное пособие / И.С. Кон.– М.: Просвещение, 1998.–78 с.
20. Кон, И.С. Социология личности: Учебное пособие для ВУЗОВ / И.С.Кон. – М.: Просвещение,1999. – 259 с.
21. Коряк, Н.М. Внимание: конфликт / Н.М. Коряк, Ф.М. Бородкин. – СПб.: Изд-во «Академия», 2001. - 140 с.
22. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 1999. – 358с.
23. Кушнир, Н.Я. Организация и методика научно-исследовательской работы в процессе переподготовки психологов / Я.Н. Кушнир, О.И. Пашкевич, О.В. Шапошникова.- Мн.: РИПО, 2005. - 73 с.
24. Лишин, О.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / О.В. Лишин.–М.: Просвещение, 2002. – 176с.
25. Маринина, Е. Подросток в «стае»/ Маринина Е., Воронов Ю. //Воспитание школьников. – М.: Москва, 1994. – № 6. – С. 42-43.
26. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Можгинский Ю.Б. – СПб.: Питер, 1999.
27. Мудрик, А.В. В поисках своего “Я”/ А.В. Мудрик // Семья и школа.–№8.– 2003. – С. 12-15.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебное пособие / В.С. Мухина. – М.: Наука, 2000. – 380 с.
29. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Паренс Г. – М., 1997 г.
30. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 195 с.
31. Петровский, А.В. Индивид и его потребность быть личностью / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - №3. – 2005. – С. 4-7
32. Потанин, Г.М. Конфликтная борьба, сотрудничество, взаимодействие / Г.М. Потанин. - Белгород, 2005. – 93 с.
33. Преториус, Р. Теория конфликта / Р. Преториус // Политические исследования.– 2005.–№5. – С. 6-9
34. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Ремшмидт X. – М., 1994.
35. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка: Учебное пособие / А.А. Рояк.– СПб.: Изд-во «Академия», 2002. – 260 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии: Учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Изд-во «Речь», 1999. – 235 с.
37. Савина, О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте» // h**t:// w*w.new.psychol.ras.r*/conf/savina.htm
38. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Семенюк Л.М. – М.: Москва, 1996. – 254с.
39. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 113 с.
40. Скот, Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления / Д.Г. Скот. – Киев, 2001. – 78 с.
41. Стволыгин, К.В. Организация научного исследования в социальной сфере / К.В. Стволыгин. – Мн.: ЗАО «Пропилен», 2005. – 68 с.
42. Столин, В.В. Самосознание личности: Учебное пособие / В.В. Столин. – М.: Наука, 2003. – 178 с.
43. Суходольский, Г.В. Основы математической статистики для психологов / Г.В. Суходольский. – СПб.: Изд-во «Речь», 1991. – 176 с.
44. Тюрин, Ю. Н. Статистический анализ данных на компьютере / Ю.Н. Тюрин, А. А. Макаров. – М.: ИНФРА, 1998. – 178 с.
45. Фельдштейн, Д.И. Возрастная психология. Хрестоматия / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Просвещение, 2003. – 405 с.
46. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / Фурманов И.А. – Мн.: Ильин В.П., 1996.- 192с.
47. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: ИНФРА, 2001. – 301 с.
48. Шашок, В.Н. Психологическая диагностика личности: Практикум для студ-тов, обучающихся по специальности 030301.65 - психология / В.Н. Шашок, Н.В. Смирнова. – Мн.: Частн. Ин-т упр и предпр., 2008. – 160 с.
49. Шибутани, Т. Социальная психология: Учебное пособие / Т. Шибутани. - М.: Наука, 1996. – 295 с.
50. Яричевская, О. И. Ценности личности и структура самоотношения у подростков во взаимосвязи с социальным климатом в их семье / О.И. Яричевская // Материалы V Междунар. студенческой науч. конф. «Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века», 24апр. 2008 г., Минск ф-л РГСУ. – Минск: Изд. БГУ, 2009. – С. 106-109.
Тема: | «Взаимосвязь уровней самооценки и выбора стратегии реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в полных семьях» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 78 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Сравнительный анализ самооценки младших подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях
Дипломная работа:
Социально-педагогическая поддержка детей из семей "группы риска" в школе
Дипломная работа:
Личностные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Реферат:
Публичный спор, его специфика и задачи
Курсовая работа:
Исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков