Курсовая работа

«Конфликтность и особенности ее проявления у подростков, проживающих в приюте и семье»

  • 45 страниц
Содержание

Введение …. 3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей проявления конфликтности у подростков, проживающих в приюте и в семье.5

1.1.Общие представления о конфликтах и конфликтности в трудах отечественных и зарубежных авторов….5

1.2.Особенности подросткового возраста и проявление конфликтности

у подростков….15

1.3.Специфические особенности подростков- воспитанников приюта.20

Глава 2. Эмпирическое исследование конфликтности у подростков, проживающих в приюте и в семье.25

2.1. Организация и методы исследования.25

2.2. Этапы исследования.27

2.3. Обработка и анализ результатов.29

Заключение .41

Библиография.43

Приложение.45

Введение

Последствия рыночных реформ, осуществляемых в России на протяжении целого ряда лет и приведших страну к системному кризису, катастрофичны во всех областях жизни, но особенно в области детства.

Негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в российском обществе вызывают значительный рост социальных девиаций и, особенно, среди несовершеннолетних и молодежи. Статистика показывает, что наиболее криминогенной частью населения являются подростки. Многие наши города захлестнула волна детской безнадзорности и беспризорности. По официальным данным, отраженным в государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации», число детей, брошенных семьей на произвол судьбы, социально дезадаптированных, имеющих девиантное поведение, не только не уменьшается, но, наоборот, возрастает, их проблемы усугубляются, а спектр этих проблем становится все более широким. Брошенные дети, «социальные сироты» пребывают как бы в статусе «ничейных». В связи с этим появляются специфичные проблемы.

Фактически такие дети утратили связи с семьей, многие оказались на улице, приобрели негативный социальный опыт, попали в руки криминальных элементов, которые используют их в своих преступлениях, приучают к пьянству, наркотикам, принуждают к половым связям. Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей, искажает процесс их социализации. Примитивизация сознания ведет к жестокости. Агрессивность становится одной из черт современного молодого человека. Имеет место тенденция к омоложению преступности, увеличению преступности среди девочек подросткового возраста, роста числа несовершеннолетних правонарушителей с психическими отклонениями.

Происходящие изменения повлекли за собой изменения связанные с взаимоотношениями и общением личности. Произошли изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возросло число межгрупповых и межличностных конфликтов, которые отрицательно сказываются на формировании личности вообще и личности подростка в особенности.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека, т.к. в этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Осуществляется переход от детства к взрослости. Не случайно в подростковом возрасте проявляется целый комплекс проблем разного характера и содержания, и конфликтность их в том числе.

Проблеме конфликта посвящены работы таких авторов как: Майерс Д., К. Томас, Скотт Дж., Курт Левин, Дружинин В., Леонов Н.И., Кричевский Р.Л., и Дубовская Е.М., Бернс Р., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н. и многие другие. Изучением подросткового периода занимались Личко А.Е., Петровская Л.А., Исаев Д.Д., Исаев Д.Н., Ковалёв А.Г., Кон И.С., Кондрашенко В.Т., Потанин Г.М., Раис Ф., Степанов С.С., Кулагин Л.Г.

Вопросам проявления конфликтности в подростковом возрасте посвятили свои исследования Фельдштейн Д.И., Драгунова Т.В.и другие….

Актуальность выбранной нами темы связана именно с особенностями развития современного подростка в новых социально-экономических условиях. Проблема особенностей проявления конфликтности является актуальной проблемой времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и практических рекомендаций по решению конфликтов.

В данной работе рассматривается понятие конфликта в социальной психологии, особенности развития личности подростка, проявление конфликтности как свойства личности подростков, воспитывающихся в семьях и «социальных сирот» - проживающих в приюте.

Цель нашей работы – изучить особенности проявления конфликтности у подростков, проживающих в приюте и семье

Задачи работы:

1. Изучить литературу по проблеме конфликтности подростков;

2. Выявить особенности проявления конфликтности в подростковом возрасте;

3. Рассмотреть особенности подростков-социальных сирот, проживающих в приюте;

4. Разработать и провести сравнительное исследование особенностей проявления конфликтности в подростков, проживающих в семье и приюте.

Объект исследования – подростки 14-18 лет.

Предмет - особенности проявления конфликтности в подростков, проживающих в семье и приюте.

В своей работе мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме конфликтов, опрос, беседа, тестирование, метод сбора и анализа результатов исследования.

Методики:

1. методика К. Томаса, по определению стиля поведения в конфликте ( для подростков),

2. метод математической обработки.

Заключение

Теоретическое исследование конфликтности подростков было начато с изучения понятия конфликта в социальной психологии. Было выяснено, что существуют различные подходы к изучению проблемы конфликта, а также в определение конфликта и его типологии.

Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Поведение человека в конфликте индивидуально, но не столь разнообразно и сводится к пяти стилям поведения в конфликте: компромиссу, сотрудничеству, соперничеству, приспособлению или избеганию.

Подростковый возраст представляет собой один из узловых, кризисных моментов в процессе становления личности; поведение подростка внутренне конфликтно, что само но себе вызывает трудности в воспитании и др.

Рассматривая проявление конфликтности у подростков, пришли к выводу, что этому возрасту характерно множество противоречий, что обуславливает его как наиболее конфликтный. Конфликты и кризисы часто возникают как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности. Непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка.

характера подростка.

Емельянов С.М. описывает пять основных типов конфликтных личностей: демонстративная, ригидная, неуправляемая, сверхточная и бесконфликтная. Предполагается исследовать особенности проявления конфликтности у подростков, проживающих в приюте и семье

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

4. Бодалев А. А, Особенности межличностного общения как фактор возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М, 1986. - С. 18-25.

5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., 1988

6. Брудный В.И., Семенов В.А. Психолого-педагогические основы управления производством. - Одесса, 1972. Ч.1.-С.68-74.

7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.

8. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2000. - 224 с.

9. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967.

10. Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. –464

11. Здравомыслов А.Г. Четыре точки зрения на причины социального конфликта//социология конфликтов. М, 1996

12. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением

13. Донцов А. И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). — М., 1984. — С. 19—25.Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976.

14. Джини Грехем Скотт Конфликты. Пути их разрешения. Киев, Внешторгиздат, 1991. - 192 с.

15. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов// Социальная психология и социальное планирование. -Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1973.-С.33-39.

16. Ершов А. А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе, их разрешение). —Л., 1976.

17. Иващенко Т.М. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности

18. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. М., 1972. 371 с.

19. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков Вопр. психол. 1997. № 3. С. 33 — 42. Корнилова Т.В., С.Д. Смирнов, Е.Л. Григоренко Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения

20. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.

21. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. - 350 с.

22. Кле М. Психология подростка. М., 1991.

23. Клейберг Ю.А. Конфликты и отклонения в социальных системах. Кемерово, 1995.

24. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь, 1998.

25. Кичеев А.Г. Межличностные конфликты: циклы и ритмы в их характеристике. / 116 с.

26. Кичеев А.Г. Психика межличностных отношений. // управление персоналом. 2000. № 3 стр. 31-37.

27. Кох И.А. Конфликты и их регулирование. - Екатеринбург, 1997. - 48 с.

28. Леонов Н.И. Онтологическая сущность конфликтов. //

29. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1996. — с 278-284; 356-363.

30. Мелибруда Е. Поведение в ситуации конфликта .//Я-Ты- МЫ:психологические возможности улучшения общения, М.Прогресс,1986

31. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков Вопросы психологии №3-1988

32. .Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.-С. 102-114.

33. К.Н. Поливанова Психологическое содержание подросткового возраста //вопросы психологии

34. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопр. психол. 1994. № 1.

35. Першанина Е Проблема профилактики педагогической запущенности подростков, журнал «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141

36. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.

37. Робер М. А., Тильман Ф. Понятие и классификация групп в социальной психологии // Хрестоматия по социальной психологии. - М., 1994. - С. 128-131.

38. Рычкова Н.A. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. М., 2000.

39. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.

40. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. М., 1996.

41. Соснин В.А. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов.

42. Славина Л. С. Дети с аффектным поведением. М., 1966. 149 с.

43. Современная зарубежная социальная психология: тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. — М„ 1984. - С. 50-54; 92-96; 138-141; 169-172.

44. Толстых Н Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопр. психол. 1984. № 3. С. 79— 86.

45. Толстых Н.Н. Отношение к будущему // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. С. 42—65.

46. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

47. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления»)//Вопр. психол. 1993. № 1.

48. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1985. № 6. С. 26—30.

49. Фелъдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., Воронеж, 1996.

50. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. М., 2001.

51. Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 316—337.

52. Шульга Т.Н., Олифиренко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997.

53. Эльконин Б.Д. Психология развития. М., 2004.

54. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4.

57.Ядов В.Я. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методол. проблемы соц. психол. М.: Наука, 1975. С. 89-105.151

Покупка готовой работы
Тема: «Конфликтность и особенности ее проявления у подростков, проживающих в приюте и семье»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 45
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика