Дипломная работа

«Личностные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома»

  • 72 страниц(ы)
  • 1308 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение….

Глава 1. Научно-теоретические основы изучения личностных особенностей подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

1.1. Основные направления и подходы к изучению проблемы личности в отечественных и зарубежных исследованиях….

1.2. Особенности личностного развития в подростковом возрасте.

1.3. Роль семьи в формировании личностных качеств подростков.

1.4. Характеристика детского дома как образовательно-воспитательного учреждения…

1.5. Личностные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома…

Выводы по первой главе…

Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей подростков, воспитывающихся в условиях детского дома

2.1. Организация и методы исследования….

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования….

Выводы по второй главе…

Заключение…

Литература….

Актуальность исследования. Настоящая работа посвящена острой, актуальной и все еще мало разработанной теме - особенностям личностного развития подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, а также подготовке воспитанников детских домов к взаимодействию с социумом.

В настоящее время в России с большой динамикой социальных процессов меняется структура общества и семьи в целом. Актуален, становится вопрос о том, как эти тенденции влияют на развитие личности подростка и на его социализацию. В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей и подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. Результаты исследований В.С. Мухиной [27]; М.К. Бардышевской [5]; A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых[36] и др. показали, что общее физическое, психологическое развитие детей и подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, отличаются от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психологического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: неадекватная самооценка, проявление эгоцентризма, ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Все это чревато серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Вместе с тем специфика личностных причин, усугубляющих их дезадаптацию и отклоняющееся поведение, с должной полнотой не исследована.

Психические и личностные особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома, специфическая социальная ситуация развития ставят задачу поиска и разработки таких форм психологической работы, которые позволили бы создать условия, необходимые для их позитивного личностного развития и социализации.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии личности особенно выделяются работы А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева и К. К. Платонова [1]. Для конкретизации личностного развития подростков мы использовали концепцию динамической структуры личности К.К. Платонова. За основу исследования мы взяли социально-обусловленные особенности развития личности подростка.

Объект исследования: личностные особенности подростков.

Предмет исследования: социально обусловленные особенности личности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и подростков, воспитывающихся в семье.

Цель исследования: выявить различия личностных особенностей подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и подростков, воспитывающихся в семье.

Гипотеза исследования: смысложизненные ориентации, мотивация, самооценка, толерантность, социально-психологическая приспособленность подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, отличаются от особенностей личности подростков, воспитывающихся в семье.

В соответствии с поставленной гипотезой исследования предусмотрено решение следующих задач:

1.Выделить основные подходы к изучению особенностей личности подростка.

2.Определить значение роли семьи в развитии личностных качеств подростка;

3.Выделить особенности работы детского дома, как воспитательно-образовательного учреждения;

4.Эмпирически выявить различие смысложизненных ориентаций, мотивации, самооценки, толерантности, социально-психологической приспособленности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и в семье.

Методологическая и теоретическая база исследования: работы по теории и структуры личности Л.И. Божович, А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, Э. Эриксона, работы в области психологии сиротства А. Прихожан, Н. Толстых.

Практическая значимость определяется возможностью использования полученных теоретических сведений в практике работы узких специалистов, сопровождающих детей и подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и других учреждений интернатного типа.

Методы исследования: методы теоретического исследования (анализ, синтез), методы эмпирического исследования (тестирование, опрос), методы статистической обработки данных.

Методики исследования:

1. «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) (Д.А. Леонтьев).

2. Опросник для измерения мотивации достижения (А. Мехрабиан).

3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

4. Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).

5. Шкала социально-психологической приспособленности.

Эмпирическая база исследования: воспитанники Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Белебеевский детский дом в количестве 23 чел. в возрасте 12-16 лет и учащиеся Татарской гимназии с отделением искусств г. Белебей в возрасте 14-15 лет в количестве 23 чел. По 17 мальчиков и 6 девочек.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической исследования), выводов по главам, заключения, списка литературы из 54 источников.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

1.1. Основные направления и подходы к изучению проблемы личности в отечественных и зарубежных исследованиях

Известно, что тема личности является для современной психологии весьма актуальной. Об этом свидетельствует огромная научная литература, посвященная концепциям и теориям личности, насчитывает несколько сотен наименований. «Темп развития психологии личности, - пишет А. Асмолов, - станет более ощутимым, если привести следующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности, - проблему «Я». Если в 1969 г. этой проблеме было посвящено около четырехсот публикаций, то в 1980 г. их количество перевалило за тысячу» [4].

Подобный интерес к психологическому изучению личности, конечно, не случаен. Через идею личности манифестируют себя и современный человек, и культура, и творчество. Все это происходит на фоне обострения внимания ко всему циклу гуманитарных тем, в центре которого, безусловно, лежат проблемы культуры и личности.

Обращаясь к изучению личности, психологи надеются понять человека, с одной стороны, как целое, соединить, «конфигурировать» различные представления о нем, полученные в разных психологических теориях, с другой - как уникальное и индивидуальное субъективное образование.

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).

Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).

Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).

И. С. Кон обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

Б. Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации.

А. В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.

К. К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Структура личности – концепция личности, обобщающая процессуально – иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

Первый отечественный подход к изучению проблемы личности в психологии характеризуется достаточно широким кругом явлений, относимых к психологии личности. Этот подход представлен и реализован в трудах С.Л. Рубинштейна и его последователей, в частности в работах Е.В. Шороховой, К.А. Абульхановой-Славской.

Для Рубинштейна главными, смыслообразующими, если можно так сказать, при разработке проблем личности были две идеи. Первая идея - это утверждение тезиса об общественной, социальной природе личности. Вторая идея связана с преодолением механистической концепции в психологии. Ведя борьбу с механизмом в психологии, Рубинштейн и предложил такое определение личности (именно психологическое, а не социологическое), согласно которому личность есть целостная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия [41].

Ленинградский психолог В.Н. Мясищев внес большой вклад в исследование личности и предложил свою интерпретацию, свою версию того, что есть личность как конкретное образование. Центральным понятием у него было понятие «отношение». Именно отношения человека к окружающему миру, к людям и самому себе, по мнению Мясищева, наиболее полно и всесторонне характеризуют личность конкретного человека.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения тенденции личности [28].

Существенный вклад в разработку проблемы личности внесли представители школы грузинской психологии – Д.Н. Узнадзе и его последователи. В рамках этой школы центральным явилось понятие «установка», с помощью которого исследователи пытались выразить наиболее существенное в личности человека.

Очень важная работа по систематизации и критическому переосмыслению исследований установки была проделана А.Г. Асмоловым. В частности, было четко показано, что необходимо различать виды установок и уровни установки. По-видимому, только один класс установочных явлений – так называемые смысловые установки – относится собственно к области личности, и ни в коей мере нельзя связывать с личностью все установочные явления [41].

В школе А.Н. Леонтьева строение личности рассматривается в виде «3х членной схемы» (В.В. Петухов, В.В. Столин): природный субъект (природный индивид), социальный субъект (социальный индивид), культурный субъект (личность) [46].

Для социальной психологии оказалась эвристичным предложенное в школе А.Н. Леонтьева общепсихологическое понятие личности, в свете которого по – иному раскрываются три основные «сферы» социализации личности (деятельность, общение, самосознание), поскольку в концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений личность понимается не как пассивный продукт воздействия «общества» на «индивиды», а как результат активного освоения субъектом новых видов деятельности в процессах личностного выбора, в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности [46].

Тенденция к более узкой трактовке понятия «личность» представлена в трудах отечественного психолога Л.И. Божович.

Основным среди признаков, характеристики личности для Божович является способность управлять своим поведением и деятельностью. Это по существу, выражение другими словами той же самой мысли о сознательной личности, потому что управлять своим поведением и деятельностью личность может лишь на основе самосознания [10].

«…Целостная структура личности, - пишет Л.И. Божович, - определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности, согласно нашей точки зрения, лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивую личность» [51, с.71].

В рамках типологического направления психология личности понимается как учение о типах личности, а основной характеристикой конкретного человека считается его принадлежность к определенному типу.

Внутри типологического направления, в свою очередь, выделяются некоторые его виды, варианты. Так, достаточно широкое распространение получила попытка связать типологические особенности личности с типом организма, типом строения тела.

Представителем этой тенденции выступает У. Шелдон. До Шелдона эта идея была представлена в работах Эрнста Кречмера. Вторым вариантом типологического подхода к изучению личности является точка зрения Ганса Юргена Айзенка. В отличие от Шелдона, Он стремился связать личностные характеристики с некоторыми динамическими особенностями функционирования нервной и гормональной систем организма [54].

Типологические исследования личности, как правило, ориентируются на биологические основы, биологические предпосылки развития личности и уделяют недостаточное внимание социально-культурным аспектам, а также межличностным отношениям как факторам и условиям формирования личности отдельного человека. Это относится и к концепции Айзенка, и – в еще большей степени – к концепции Шелдона.

Второе направление исследований личности, которое остается достаточно популярным и сегодня, связано с изучением черт личности. Это направление представлено, в частности, работами Джеймса Кеттела. Теорию Кеттела так и называют – теория черт личности [54].

Данная теория, как и направление в целом, характеризуется следующим основным постулатом: личность конкретного человека может быть адекватно описана путем ее локализации в системе шкал, совокупность которых представляет собой набор черт личности.

В психоаналитической теории личности выделяют два аспекта психоаналитической концепции личности. Один аспект касается трактовки развития личности в онтогенезе, второй аспект связывается с динамикой функционирования личности на каждом этапе ее развития. Это, конечно, условное различение, тем не менее, оно работает [41].

В последние годы достаточно популярной становится социально-когнитивное направление в теоретическом осмыслении проблемы личности. Его представляют, в частности, социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры и теория социального научения Джулиана Роттера.

Предметом исследования здесь становятся не устойчивые и всеобщие характеристики личности, а характеристики ситуативные, изменчивые. В рамках этого направления основное внимание уделяется изучению податливости, изменчивости поведения и методам направленного изменения поведения. Эти теории, по существу, в наибольшей степени впитали в себя традиции бихевиоризма.

Значительное направление исследований личности связано с анализом культуры, т.е. влияния социального опыта на индивидуума. Влияние культуры на конкретного человека в рамках данного направления конкретизируется через понятие роли. Роль – это некая система социальных функций, которые должен выполнять человек, система ожиданий, связанная с выполнением этих функций, это то, чего ждут от человека, если он принимает данную социальную позицию. Требования к одной и той же роли варьируются в различных культурах [54].

Положительным моментом этого направления являются попытки преодолеть достаточно популярную биологическую ориентацию в исследовании типов личности, выйти за рамки физиологического подхода и обратиться к социально-культурным факторам.

Однако данный подход имеет одно существенное ограничение: сама культура, социальность понимается в его рамках достаточно узко. Здесь внимание концентрируется, как правило, на ближайшей социальной среде, на ближайшем социальном окружении. Если речь идет об онтогенезе, то это отношения с родителями, с ближайшими друзьями, соседями и т.д. Это, конечно, важная часть социальных факторов. Но она не должна, ни в коей мере затенять более широкий класс социальных влияний, факторов, связанных с включением человека в реальный производительный труд, в систему производственных отношений. Этот момент не учитывается в рамках данного направления.

Экспериментальные исследования личности можно выделить как особое направление, характеризующееся сознательной ориентацией на эмпирическое изучение отдельных проявлений личности. Это само по себе важно и интересно, но, естественно, не приводит к созданию новых теорий личности. В результате оказывается, что экспериментальные подходы к личности нуждаются во все большем дополнении теорией.

Весьма интересна теория развития личности Э. Эриксона, которого относят к числу наиболее крупных фигур в западной психологии. Э. Эриксон рассматривает развитие личности, ее самосознания как последовательную смену стадий, имеющих не только свои соматические, но и качественные эмоциональные особенности. На каждой стадии психосоциального развития индивид неизбежно испытывает определенный кризис, означающий новый поворотный пункт в его формировании как члена общества. Перспективы благоприятного личностного развития неизбежно зависят от того, с каким психологическим багажом ребенок, подросток вступает в следующую стадию своего жизненного пути [54].

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии личности особенно выделяются работы А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева и К. К. Платонова.

А. Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

• темперамента (структуры природных свойств),

• направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

• способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

Концепция динамической структуры личности (К. К. Платонов) является ярким образцом реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

В этой системе автор выделяет 4 подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются:

- отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

-внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

-каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

-объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

-исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности:

• личность как сумма психических свойств,

• личность как опыт человека,

• биологизация личности,

• социализация личности.

Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры:

1. Подструктура направленности и отношений личности, которая проявляется в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это –

формы проявления направленности, в которой проявляются отношения личности. Однако К.К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как атрибут сознания, наряду с переживаниями и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К.К. Платонову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.

2. Подструктура опыта, который «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности». К.К. Платонов признает, что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обуславливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Что касается эмоций и ощущений, то они свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое влияние на их развитие биологического фактора.

Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

• определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

• динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

• статус и социальные функции – роли;

• мотивация поведения и ценностные ориентации;

• структура и динамика отношений [2].

Таким образом, личность – это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Ее наиболее общей структурой является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности: социально обусловленные особенности, личный опыт, индивидуальные особенности различных психических процессов, биологически обусловленные особенности [1]. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами. Ее мы и взяли за основу нашего исследования.

Теоретический анализ по существующей проблеме свидетельствуют о своеобразной, качественно иной картине личностного развития подростка, воспитывающегося в условиях детского дома, о его отличии от подростка, воспитывающегося в семье. Многими авторами подчеркивается негативный характер таких отличий. Поэтому нашей задачей, являлось сравнение личностного развития «семейных» детей и воспитанников детского дома.

Анализ литературы показывает, что в условиях детского дома многие личностные характеристики формируются так, что адекватная социализация развивающейся личности существенно затрудняется. Можно сказать, что практически все психические и личностные особенности детей-сирот обусловлены теми условиями, которые характеризуют жизнь каждого подростка воспитывающегося в условиях детского дома. Существующая там специфическая система межличностных отношений, организация жизнедеятельности, досуга и образовательного процесса оказывает огромное влияние на развитие когнитивной, эмоциональной, личностной сфер воспитанника.

Эмпирическое исследование, проведенное в рамках нашего исследования, показало, что подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, характеризуются меньшей целеустремленностью, чем их сверстники, воспитывающиеся в семьях, отсутствием в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Они менее удовлетворены своей жизнью в настоящем, воспринимают процесс своей жизни как неинтересный, эмоционально ненасыщенный и незаполненный смыслом. Воспитанники детского дома в большей степени склонны к мысли о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Они не удовлетворены прожитой частью жизни, считают прожитую часть своей жизни непродуктивной и неосмысленной. У них недостаточны представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле, контролировать события собственной жизни. Им менее свойственна убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убеждены в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю. Подростки склонны избегать неудачи, не склонны к риску. Они не в полной мере реализуют свои способности и реже достигают поставленных целей, т.к. не учатся на своих ошибках, медленнее находят оптимальные решения. Воспитанники детского дома менее терпимы к людям. Они плохо переносят им неприятных или неприемлемых, по их мнению, психических состояний и поступков партнёров по взаимодействию. Таким образом, была подтверждена гипотеза о том, что смысложизненные ориентации, мотивация, самооценка, толерантность, социально-психологическая приспособленность подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, отличаются от особенностей личности подростков, воспитывающихся в семье.

Значение нашего исследования заключается в том, что в работе изучается наименее разработанный аспект процесса развития личности в подростковом возрасте – её развитие в условиях детского дома. Установленные в ходе исследования факты и закономерности могут быть использованы для построения психокоррекционных программ для работы с воспитанниками детских образовательных учреждений интернатного типа.

1. Аверин В.А. Психология личности. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах человекознания. – М.: Наука, 1977.

3. Аникеев М.В. Мифы современного общества о жизни и воспитании детей-сирот, или как увидеть реальность и помочь ребенку // Журнал практического психолога. 2008. № 3, С. 169-177.

4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. 2002.

5. Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3-6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. – М., 1995.

6. Барковская Е. Современный подросток – кто он?// Школьный психолог. 2008. № 10, С.18-23.

7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.

8. Бобылева И.А., Гурова Е.В. О разработке мониторинга качества жизни воспитанников детского дома // Журнал практического психолога. 2008. № 3, С. 174-185.

9. Богатырева М.Б. Психологические особенности «образа Я» подрост-ков, проживающих вне семьи. - М., 2007.

10. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

11. В помощь специалисту по опеке и попечительству. Методическое пособие. Выпуск № 1. / Составитель Сорока Н.А. – Уфа – 2008.

12. Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004.

13. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. – М.: Генезис, 2007.

14. Внедрение инновационных моделей устройства детей-сирот в семьи граждан. Сборник материалов. – Архангельск: Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2003.

15. Войтенко Т.П., Миронова М.Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах // Вопросы психологии. 1999. № 2, С. 118-120.

16. Все дети – наши: Сб. материалов II Всероссийских педагогических Католиковских чтений. – М., 1998.

17. Грибанова Г.В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома // Дефектология. 1993. № 6. С. 13-18.

18. Гуткина Н.И. Л.И. Божович: вехи биографии и основные понятия концепции формирования личности // Вопросы психологии. 2008. № 5, С. 134.

19. Дементьев И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000.

20. Евстешина О.И. Сеть социальных контактов в решении социально-психологических проблем воспитанников приютов для детей и подростков // Журнал практического психолога. 2007. № 4, с. 187.

21. Карпова О. П. Особенности психического развития подростков-воспитанников детских учреждений интернатного типа // Медицина сегодня и завтра: Периодический сборник научных работ молодых учёных и специалистов. — Харьков, 1998. — Вып. 3. — С. 58–59.

22. Католиков А.А. Дом моих детей. Сборник/Сост. Л.В. Плаксиной. Предисл. А.А.Лиханова. – М.: Издательство Российского детского фонда «ДОМ», 1997.

23. Кравцова М.В. Влияние сиблинговых отношений на эмоциональное состояние подростков, лишенных родительского попечения // Журнал практического психолога. 2006. № 6, С. 20-25.

24. Кривцова В.С. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997.

25. Ладохина Л.В. Проблемы семей выпускников интернатных учреждений //Детский дом. 2007. № 2. С. 25–32.

26. Лубовский Д.В. Понятие «внутренняя позиция личности» в работах Л.И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования // Журнал практического психолога. 2008. № 5, С. 157.

27. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 32-39.

28. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

29. Низамова Ю.Ш. Как общаться с подростком // Учитель Башкортостана. - 2008. - № 2. С. 89.

30. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.– М.: Издат.центр «Академия», 2003.

31. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006.

32. Павлова М.К. Взаимосвязи между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2008. № 3, С. 46.

33. Пантелеева В. О самореализации личности // Школьный психолог. 2008. № 2, С. 31-34.

34. Поварницына В.А. Воспитателю о развитии личности ребенка (материалы в помощь педагогическим работникам интернатных учреждений по проблеме социально-трудовой адаптации воспитанников). – Курган: «Гармония», 1995.

35. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Развитие личности в условиях психической депривации // Формирование личности в онтогенезе. – М., 1991. С.78-79; 99-104.

36. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007.

37. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990.

38. Психолог в учреждении сиротского типа: опыт практической работы. Сост. Пашина А.Х. – М.: Эслан, 2000.

39. Психологические барьеры, возникающие в патронатной семье // Вопросы психологии. 2008. № 3, С.155-160.

40. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. 2000. № 3, С. 23-33.

41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психология. СПб., 1998.

42. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: дис. д-ра психол. наук. М., 2004.

43. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. – М.: Айрис-пресс, 2004.

44. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие для специалистов, работающих с детьми-сиротами интернатных учреждений / Под ред. Н.М. Иовчук. М., 2003.

45. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. 2000. № 5, С. 132-136.

46. Солдатова. Психология развития и возрастная психология. – М.: Феникс, 2004.

47. Соломатина Г.Н. Психологические барьеры, возникающие в патронатной семье в период адаптации // Вопросы психологии. 2008. № 3, С. 155-160.

48. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов. Исполнительная дирекция Президентской программы «Дети-сироты». – Курган: ПО «Исеть», 1997.

49. Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. 2008. № 2, С.41.

50. Толстых Н.Н. Теория личности: от структурной модели к функциональной // Журнал практического психолога. 2008. № 5, С. 66-83.

51. Толстых Н.Н. Формирование личности как становление субъекта развития // Вопросы психологии. 2008. № 5, С. 134.

52. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.

53. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд-е. – СПб.: Питер, 2007.

54. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005.

Покупка готовой работы
Тема: «Личностные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 72
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика