Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Дипломная работа

«Изучение джазовой музыки как способ формирования музыкально-творческой активности школьников»

  • 70 страниц(ы)
фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ…8

1.1. История появления и развития джазового искусства….8

1.2. К проблеме музыкально-творческой активности школьников….23

ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ….35

2.1. Формы и методы изучения джазовой музыки как способ формирования музыкально-творческой активности школьников….35

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты…51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…67


Введение

Двадцатый век стал веком поистине революционного обновления художественной культуры человечества. Дело даже не в сложностях собственно политической и общественной истории, повлиявшей на содержательную сторону всех видов искусств, а в том, что бурный технический прогресс породил не только целый ряд новых способов эстетического самовыражения, но и существенно изменил бытование традиционных эстетических традиций.

Так, аудио-технические средства вызвали к жизни настоящую индустрию музыкальных развлечений, для которой стали важны, прежде всего, коммерческие свойства музыкального искусства. На протяжении всего ХХ века и в настоящее время развлекательная музыка становится все более массовой и в итоге просто количественно подавляет любые альтернативные музыкальные традиции. По общему объему «продукции» музыкальный «бизнес» давно превосходит все остальные стили вместе взятые, не исключая и академическое искусство.

Важно отметить, какие именно свойства музыкального текста дают возможность для его максимального тиражирования, в современной терминологии, «коммерциализации». В первую очередь это – нацеленность такого рода музыки исключительно на развлечение публики, удовлетворение потребности современного человека в досуге. Музыка превращается в фон, выполняет только обслуживающую функцию, становится своеобразным оформлением различных жизненных ситуаций.

Именно на этом фоне и идет в наше время абсолютно стихийное, неконтролируемое формирование и развитие музыкальных предпочтений, слушательского опыта и эстетического вкуса детей. Стабильный, сформировавшийся интерес к легкодоступной (как в плане распространенности, так и в плане эстетического восприятия) музыке, конечно, отрицательно сказывается на развитии современных школьников.

Оставляя в стороне общеэстетические и интеллектуальные последствия таких музыкальных пристрастий, обратимся к их результатам в области музыкального образования. Во-первых, одно из самых негативных последствий такого рода эстетического воспитания состоит в том, что у детей не возникает должного отношения к музыке как к виду искусства. Как следствие – блокируются музыкально-слуховые навыки к общению с более содержательной и эстетически значимой музыкой.

Во-вторых же, массовая, коммерческая музыка (или поп-музыка) задает очень невысокий «потолок» эстетических оценок, а следовательно, мешает развитию адекватных представлений об эстетической ценности художественного произведения. В этих условиях собственные творческие способности учащихся не только не развиваются, они фактически теряют свою творческую природу. Такое восприятие ориентировано на повторение и бездумное варьирование наиболее ходовых формально-содержательных музыкальных схем и абсолютно не способно стать основой для подлинно созидательной деятельности.

Эта ситуация ставит современную систему музыкального образования перед целым рядом специфических проблем и вопросов. Так, очевидно, что разрыв между содержанием академического музыкального обучения и обстоятельствами эстетического развития современных детей, остальными условиями бытования современного искусства стал слишком велик. Причина создавшегося положения, прежде всего в том, что концепция музыкального образования в своих основах была заложена еще в 1920-х годах и всегда была ориентирована исключительно на знакомство учеников с академическим искусством.

Однако сегодня цели, задачи и, главное, содержание школьного музыкального обучения и сформированные к моменту его начала интересы и вкусы школьников не соответствуют друг другу настолько, что перестают работать самые важные механизмы и принципы обучения: практическая ориентированность, личная заинтересованность и т.д.

Как решить эту проблему? Это – один из самых животрепещущих вопросов современной педагогики (не только музыкальной – с подобными сложностями знакомы все сферы образования). Конечно, речь не идет о том, чтобы ориентировать детей на «образцы» поп-культуры наших дней, но качественное обновление содержательной части устоявшейся в ХХ веке модели музыкального образования представляется нам необходимым.

Важно найти способ помочь детям разобраться в сложной и отчасти противоречивой системе музыкального искусства, дать им понятные критерии различия настоящего произведения искусства от подделки, рассчитанной на шумную, но мгновенную славу. Эта актуальнейшая задача определяет и актуальность выбранной нами темы.

Именно джаз как одно из самых влиятельных и распространенных (за исключением все той же вездесущей поп-музыки) стилевых направлений современной музыки может, на наш взгляд помочь в решении указанной выше проблемы.

Дело тут, прежде всего, в его специфическом происхождении: являясь, по сути, ответвлением афроамериканского песенного фольклора, этот стиль долгое время функционировал именно как стиль поп-музыки, однако сумел подняться до уровня профессионального искусства. Такое происхождение делает его естественным и, по большому счету, единственным промежуточным звеном между развлекательной и академической музыкой.

В плоскости музыкального образования это означает, что джазовая музыка может стать своего рода эстетическим «мостом» между сформированными современной культурной ситуацией интересами учеников и целями академического музыкального образования. Поиск возможных путей использования уникальной промежуточной природы джаза с целью стимулирования творческих способностей учащихся определяет и главную цель предлагаемой к рассмотрению выпускной квалификационной работы, тогда как конкретные задачи заключаются в описании различных аспектов и результатов включения джаза в музыкальное образование, а также возможных форм такого включения.

Относительная новизна рассматриваемой проблемы служит причиной сравнительно слабой ее разработки в современном музыковедении. Так, опыт преподавания джаза в немецкой системе музыкального образования обобщен в статье «Популярная музыка, джаз, рок в педагогической теории и практике Германии»В. Озерова, многие положения которой вполне могут найти применение и в отечественных условиях. Совершенствованию мелодической, ритмической джазовой мысли посвящена монография «Блюз, джаз, рок. Развитие мелодического мышления, развитие ритмического мышления» О. Степурко. Необходимо также отметить пособия «Джазовое сольфеджио» и «Учебник джазовой импровизации» О. Хромушина.

Также невозможно обойти фундаментальный труд (правда, посвященный вузовской проблематике преподавания джаза), «Гармония в джазе» Ю. Чугунова, главная цель которого, по собственному признанию автора, ‒ развить у учащихся «умения слышать, анализировать, а также выработать чувство стиля джазовой музыки».(Чугунов, 1980)

Наконец, одним из последних известных нам трудов, появившихся в интересующей нас области, является учебное пособие А.Г. Рогачева «Системный курс гармонии джаза». Главной задачей целью своего курса ученый считает воспитание у учеников необходимых профессиональных навыков в области джазовой аранжировки и импровизации, то есть как раз в наиболее творческих аспектах музыкального образования.

Методологически предлагаемая работа опирается на анализ соответствующей теме научной литературы, а также на результаты педагогического эксперимента, поставленного с целью проверки теоретических положений о востребованности и целесообразности введения джазового материала в процесс музыкального образования.

Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и описания педагогического эксперимента, которое дается в Приложении.

Во Введение дается первоначальное описание проблематики, определяется актуальность, цели и задачи работы.

В первом параграфе первой главы «Джазовая музыка и музыкально-творческая активность школьников» дается исторический обзор возникновения и развития джаза. Второй параграф содержит в себе описание основных принципов воспитания творческого мышления детей.

Во второй главе «Формы и методы изучения джазовой музыки как способ формирования музыкально-творческой активности школьников» дается аналитическое описание тех свойств музыкальной структуры джаза, которые являются особо значимыми для формирования и развития креативных способностей учащихся, а также обзор возможных форм и способов введения джаза в учебный процесс.

В Заключении даются обобщенные теоретические выводы по всей работе, тогда как приложение как раз описывает ход и результаты поставленного нами педагогического эксперимента.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

1.1. История появления и развития джазового искусства

В настоящее время не только в Европе, но и в Соединенных Штатах Америки критики, сами музыканты и общественность полностью сошлись во мнении, что негры сыграли большую роль в истории американской музыки. Именно им принадлежит пальма первенства в нахождении самобытных граней всего современного афроамериканского искусства. Оно представляет собой довольно сложный исторически обусловленный культурный феномен.

Первые форты людей в Гвинейском заливе на побережье Западной Африки возникли еще в 1482 году. Ровно десять лет спустя произошло знаменательное событие – открытие Колумбом Америки. В 1620 году на современной территории США появились первые чернокожие рабы, которых удобно было переправлять на кораблях через Атлантический океан именно из Западной Африки, и в последующие сто лет их число выросло там уже до ста тысяч, а к 1790 году это число увеличилось в десять раз.

Негритянская музыка, появившаяся вместе с рабами на южном побережье Северной Америки в XVII – XVIIIвеках со свойственными ей африканскими ритмами и мелодиями вступила на новом континенте в контакт с гармоническо-мелодическими музыкальными системами Запада, с западной инструментовкой, с христианской религией и английским языком. А также небывалым разнообразием фольклора многих народов, бросившихся осваивать открытое жизненное пространство. Из этого слияния возник новый музыкальный стиль, которому и предназначалось в дальнейшем получить мировую известность.

В настоящее время очень сложно найти ту временную границу, когда архаичные формы афроамериканской музыки начали называться джазом. Возникает ряд предложений и любопытных вопросов. Важно подчеркнуть, что появление первоначальных стилевых сплавов привело к возникновению в конце XIX века собственно искусства джаза у негров, многие из которых уроженцами Африки уже не были. То были главным образом американские потомки африканцев, лишь изредка слышавшие африканскую музыку в ее традиционном виде. Основные ритмические и вокальные пра-элементы, свойственные музыке их отчизны, хранились в их памяти, в глубине подсознания нескольких поколений.

Слияние двух музыкальных культур (в соединении африканской песни-рассказа с тональной системой и западными инструментами) начало выражаться в игре первых пионеров джаза, имевшие мощное территориальное сосредоточение на Юге, и конкретно в Новом Орлеане.

Там был теплый климат, и возникнуть джаз, скажем, в Миннесоте и других северных штатах не мог, т.к. большая часть черной диаспоры просто не могла существовать в холодной климатической зоне. Кроме того в штате Луизиана и некоторых других южных районах с наличием достаточного количества испанского и французского населения отношение к неграм было более лояльным. Новый Орлеан был портом в Мексиканском заливе, своего рода. Воротами США, и все корабли мира, военные, торговые и экспедиционные, боролись за право рейда именно у новоорлеанского берега. Это был, наверное, самый музыкальный город в Америке, практически тотально музыкальный, где музыка звучала круглосуточно и круглогодично. В нем было самое величайшее из мировых портов сосредоточение ресторанов, кабаков, баррел-хаусов, да и публичных домов. И этой музыкой стал джаз, что наложило впоследствии на него все негативные оценки белого населения США – от презрительного расового эпитета «музыка черномазых» до предположения отдельными христианскими кругами дьявольского происхождения блюза и танцев. И до конца XXвека в американской глубинке, в сельских районах, в маленьких и провинциальных городках джаз оставался музыкой неприемлемой и непопулярной. Только Нью-Йорк, Чикаго, Канзас-Сити, Детройд, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Бостон, Филадельфия, Питсбург, столицы штатов, крупные центры и города юга являются местами сосредоточения религиозных джазовых школ.

Все герои прошлого – безымянные и широко известные (от трубачей Бадди Болдена, Фредди Кеппарда целой плеяды креольских мастеров до Луи Армстронга), почитаемые в народе и у белых последователей – участвовали в развитии афроамериканской культуры. Эволюция джазового искусства продолжалась у белых музыкантов, которые, в свою очередь, ассимилировали его и способствовали созданию новых направлений, например, стилей рэгтайма.

Другая проблема возникает при подходе к джазу с точки зрения синтеза искусства. Одним из важных доказательств наличия в джазовом искусстве тенденции к полихудожественности является генетическое родство джаза с театром и танцем. Эта тенденция проявляется и в способе сосуществования разнообразных составляющих джаза, которые постоянно нарушают свои границы. Музыкант-исполнитель в джазе приближается к образу актера: ему свойственно сценическое движение, чаще проявляемое в виде жеста, особой мимики; в некоторых случаях он пользуется гримом, в чем можно увидеть попытку переключения музыки в визуальное искусство. Большое внимание музыканты уделяют костюму; зачастую не только играют на инструменте, но и с ними, как с вещью, подобно актеру. Джазовый текст подчиняется задачам театрального искусства, т.к. не только пропевается. Таким образом, при исполнении джазовой музыки присутствуют и две составляющих игры: действие и перевоплощение. Часто помещение, в котором исполняется джаз, оформляется в соответствии с театральными запросами. Им же повинуется слушатель джазовой музыки.


Заключение

В ходе решения поставленных задач на основе изучения философских, психолого-педагогических, искусствоведческих, культурологических, музыкально-педагогических трудов музыкально-творческая активность определена, как основополагающая на уроках музыки, что обусловило необходимость поиска форм и методов ее развития на основе изучения джазовой музыки.

Творческая деятельность и джазовое искусство представлены в тесной взаимосвязи, так как овладение джазовой культурой невозможно без творчества, которое, в свою очередь, является фундаментом джаза.

В выпускной квалификационной работе выявлено существенное место джазового искусства в современноймузыкальной культуре, установлено его значение, как желательного компонента в системе общего музыкально-педагогического образования.

Опытно-экспериментальное исследование включало в себя знакомство с эстрадно-джазовым искусством с опорой на джазовый музыкально-теоретический и музыкально-исполнительский материал, что дало возможность охватить современную музыкальную культуру в наиболее полном объеме и расширить поле музыкально-творческой активности школьников.

Основой обучения стал выделенный блок джазовых направлений, способствующих формированию творческих умений и навыков: основы джазовой гармонии, джазовой ритмики, джазовой мелодики,импровизации и исполнительства.

Определенные успехи, достигнутые в проведении опытно-экспериментальной работы, а также новые проблемы и задачи, решить которые в рамках данного исследования не представляется возможным, открывают перспективы для дальнейших научных исследований.


Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1983.

2. Алеев В.В., Кичак Т.Н., Науменко Т.И. Музыка. Рабочая программа.- М.: Дрофа, 2010.

3. Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыка. Учебник для 5-8 классов общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2010.

4. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки.- М.: Владос, 2000.

5. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1990.

6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- М.: Музыка, 1973.

7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.- Л.: Музыка, 1971.

8. Аскинази В.А. Эстрадная музыка. К вопросу об определении понятия (Обзорная лекция).- СПб.: изд-во Гос. академии культуры, 1995.

9. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.: Музыка, 1974.

10. Баташев А. Советский джаз. Исторический очерк.- М.: Музыка, 1972.

11. Верменич Ю.Т. Джаз. История. Стили. Мастера. 2-е изд. стер.- С.-Пб.: Лань, 2009.

12. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М.: Просвещение, 1968.- С. 146- 149.

13. Восприятие музыки. Сборник статей. Под ред. В.Н. Максимова.- М.: Музыка, 1980.

14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

15. Выготский JI.C. Психология музыкального искусства.- М.: Искусство, 1968.

16. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. стер.- М.: Академия, 1998.- С. 179- 185.

17. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента.- М.: Знание, 1975.

18. Кабалевский Д.Б. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы.- М.: Просвещение, 2007.

19. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.- М.: Просвещение, 1984.

20. Клейтон П. Джаз. Притворись его знатоком.- СПб.: Амфора, 2001.

21. КоллиерДж.Л. ДюкЭллингтон.- М.: Радуга, 1991.- 8 с.

22. КоненВ.Дж. Джаз и культура Нового света.//Этюды о зарубежной музыке.- М.: Музыка, 1975.

23. КоненВ.Дж. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века.- М.: Музыка, 1994.- 160с.

24. КоненВ.Дж. Рождение джаза.- М.: Советский композитор 1990.- 319с.

25. КоненВ.Дж. Блюзы и XX век.- М.: Музыка, 1982.

26. Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования.//Музыка в школе, 2000.- №1.

27. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ.- М.: Музыка, 1982.- 224с.

28. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы.- М.: Музыка, 1985.

29. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности.- Л.: Музыка, 1988.

30. Музыкальное восприятие школьников. Сборник статей. Под ред. В.К. Белобородовой, Ю.Б. Алиева и др.- М.: Педагогика, 1975.

31. Норинская Л.Д. Рэгтайм, блюз, буги-вуги (фортепианные жанры предджазового периода): учебное пособие.- М.: МГУК, 1997.

32. Овчинников Е.В. История джаза. Вып.1.- М.: Музыка, 1994.

33. Озеров В.Ю. Популярная музыка, джаз, рок в педагогической теории и практике Германии.//Музыка в школе, 2001.- №5.

34. О музыке XX века.- Л.: Музыка, 1982.

35. Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос, 1996.- 631с.

36. Поп-музыка. Взгляды и мнения. Сборник статей. Под ред. Э. Фрадкина.- Л.: Советский композитор, 1977.

37. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской 1-4 классы.- М: Просвещение, 2011.

38. Ригина Г.С. Музыка. Рабочая программа по музыке для 1-4 класса(система развивающего обучения.Л.В.Занкова).- Самара, 2008.

39. Римский-Корсаков H.A. О музыкальном образовании в России.//Полн. собр. соч. Т.2.- М.: Музгиз, 1963.- 280с.

40. Рогачев А.Г. Системный курс гармонии джаза. Теория и практика: Уч. пособие для муз.училищ и колледжей.- М.: Владос, 2000.- 128с.

41. Ростовский Я. Педагогика музыкального восприятия.- Киев, 1997.

42. Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика.- М.: Музыка, 1987.- 296с.

43. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2010.

44. Степурко О. Блюз, джаз, рок. Развитие мелодического мышления, развитие ритмического мышления.- М.: 1994.

45. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М.: Акад. пед. наук, 1967.- 335с.

46. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыка. 1-4 классы.- М.: Вентана – Граф, 2009.

47. Ушаков К. А. Искусство джазовой импровизации как перспективное направление в отечественной музыкальной педагогике.//Тезисы докладов и выступлений Росс.научно-практического семинара.- Владимир, 1999.- 96с.

48. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. В 2 ч.- М.: МО РФ, 2004.

49. Фейертаг В.Б. Джаз XX век.- СПб.: Скифия, 2001.

50. Формирование музыкальных вкусов учащихся общеобразовательных школ.- Киев: Кабинет воспит. работы, 1983.

51. Фрадкина Э. Сопереживание. Первые встречи маленьких слушателей с Большой музыкой.//Искусство в школе, 2003.- №2.

52. Хромушин О. Джазовое сольфеджио.- СПб.: Композитор, 1998.- 55с

53. Хромушин О. Учебник джазовой импровизации.- СПб.: Композитор, 1998.- 44с.

54. Чугунов Ю. Гармония в джазе. Учебно-методическое пособие.- М.: Советский композитор, 1980 -152с.

55. Шиткова Р.Г. Интеграция жанрово-стилевых систем в музыке XX века.//Проблемы музыкального образования. Сб. ст.- СПб.: Образование, 1994.

56. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций.- М.: Флинта, 1999.

57. Школяр Л.В. Проблема становления урока музыки как урока искусства //Теория и методика музыкального образования детей. Сб. ст.- М.: Флинта, 1999.

58. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. В 2 т.//Под ред. Д.Д. Шостаковича.- М.: Советский композитор, 1972.


Тема: «Изучение джазовой музыки как способ формирования музыкально-творческой активности школьников»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика