Дипломная работа

«Технологии изучения джазовой музыки в школе»

  • 72 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ….….….7

1.1. История возникновения и развития джазовой музыки….7

1.2. Изучение джазовой музыки в школе как педагогическая проблема….24

Выводы по первой главе….….37

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.….39

2.1. Анализ современных программ по музыке….….39

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….46

Выводы по второй главе….55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.….59

ПРИЛОЖЕНИЕ….….66

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время обучение музыке в общеобразовательной школе характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания образования: появляются разнообразные авторские методики, многие школы стремятся работать в режиме инновационных идей, проектируют новые формы эстетического воспитания, создают разветвленную систему музыкально-эстетического образования.

Данные процессы свидетельствуют об осознании обществом огромной роли музыкального искусства в формировании человека, о которой говорили ещё выдающиеся деятели образования и культуры, такие как Б.В.Асафьев, Б.Л.Шацкая, Б.Л.Яворский и др.

Воспитательный потенциал музыкального искусства важно использовать методически правильно. В связи с поставленными образовательными и воспитательными задачами для каждого возраста важно правильно подбирать музыкальный материал для изучения. К примеру, дети подросткового возраста проявляют значительный интерес к музыке различных современных стилистических направлений. С этой точки зрения, с целью развития и воспитания детей данной возрастной группы важно использовать музыкальные произведения современных стилевых направлений.

Однако широкое распространение современной музыки в подростковой среде, с одной стороны, и почти полное отсутствие ее в школьных учебных программах по музыке, с другой, создает определенные трудности для учителя музыки, который зачастую не может рассказать учащимся о современных произведениях, звучащих в радиоэфире, с экранов телевизора, бытующих в юношеской среде. При этом учитель музыки все же должен быть в курсе наиболее значимых достижений в сфере современной музыки должен обладать необходимыми знаниями в области этой музыки, разбираться в присущих ей выразительно-изобразительных приемах и средствах. Только хорошо зная современную музыку и понимая ее воспитательное значение, учитель музыки сможет определить критерии отбора ее высокохудожественных образцов для уроков музыки.

Среди огромного количества современных музыкальных направлений, особо выделяется джазовая музыка. Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX-XXI веков, является по происхождению фольклорным творчеством, поднявшимся до уровня профессионального искусства, занимает в современной музыкальной культуре, промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой. Благодаря этой особенности джазовая музыка может быть эффективно использована в процессе музыкального воспитания, выступая в качестве обновляющего материала и связующего звена между уже сформировавшимися интересами учащихся и теми интересами, которые желательно воспитать в подрастающем поколении. По нашему мнению, знакомство школьников с джазовым искусством может способствовать расширению их общехудожественного и музыкального кругозора, эмоционального мира, позволит более глубоко воспринимать произведения искусства.

С этой точки зрения, назрела необходимость внести серьезные изменения в содержание уроков музыки в школе. Они должны, с одной стороны, отвечать запросам современных подростков, с другой стороны, оказывать на них воспитательное воздействие, способствуя формированию музыкального вкуса. Мы полагаем, что в данном процессе важно использовать воспитательный потенциал джазовой музыки.

Однако в педагогической литературе эта проблема получила недостаточное освещение.

Проблему изучения джазовой музыки в общеобразовательной школе рассматривали Е.С.Горская, В.О.Озеров. Вопросы специфики джазовой музыки раскрыты в музыковедческих трудах В.Д.Конен, В.Н.Холоповой, М.И.Шинкаревой и др.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в научной литературе позволили сформулировать тему работы: «Педагогические технологии изучения джазовой музыки в общеобразовательной школе».

Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогическую технологию изучения джазовой музыки в общеобразовательной школе.

Объект исследования – процесс общего музыкального образования в школе.

Предмет исследования – педагогическая технология изучения джазовой музыки в старших классах общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

- изучить научно-методическую литературу по истории джаза, его основные направления, стилевые особенности;

- выявить этапы педагогической технологии изучения джазовой музыки в общеобразовательной школе;

- рассмотреть педагогические проблемы изучения джазовой музыки;

- проанализировать содержание современных программ по музыке в общеобразовательной школе;

- определить формы и методы внедрения джазовой музыки в условиях общеобразовательной школы.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

- труды социологов, посвященные социальным аспектам функционирования массовой музыки в обществе (Л.М.Кадцын, И.С.Кон, А.Н.Сохор);

- использование методологии музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Н.В.Кузьмина);

- использование теория музыкального образования в школе (М.С.Красильников, В.С.Попов, Л.В.Школяр);

- исследования в области эстрадно-джазовой культуры (Д.Коллиер, В.Д.Коннен, Н.И.Минх, Е.В.Овчинников, В.Ю.Озеров);

Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор системы методов:

1)теоретические: анализ литературы по теме, учебных программ по музыке, обобщение педагогического опыта;

2)эмпирические: анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что охарактеризован джаз как явление музыкальной массовой культуры и теоретически обоснованы педагогические технологии изучения джаза на уроках музыки, выявлены содержание, формы и методы работы учителя музыки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что научные положения и практические материалы, полученные в ходе эксперимента, могут применяться в практике обучения и воспитания школьников, в ходе подготовки студентов педагогических вузов, а также на этапе повышения квалификации специалистов музыкально-педагогического профиля.

Структура выпускной квалификационной работы включает две главы, введение, заключение, список использованной литературы и приложение.

Фрагмент работы

Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению педагогической технологии изучения джазовой музыки в общеобразовательной школе

2.1. Анализ современных программ по музыке

Введение джаза в обучение школьников направленно на расширение музыкального кругозора учащихся, на развитие осознанного восприятия музыки академического стиля, на формирование способности адекватной оценки музыкальных явлений прошлого и современности.

Джазовый стиль обладает широким спектром специфических возможностей в области музыкального языка, которые могут быть эффективно использованы в обучении в целях расширения знаний учащихся о музыке XX века и обогащения двигательного, сенсорного и коммуникативного музыкального опыта ребенка. Джазовая музыка развивает у учащихся гармонический, мелодический, тембровый слух, чувства метроритма, творческие способности.

Джазовая музыка воспитываю вкус, музыкальную разносторонность, вносит в школьную работу радость.

Авторами программ по предмету «Музыка» являются Д.Б.Кабалевский, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Л.В.Школяр, В.О.Усачева, Т.И.Науменко и др.

Созданная в 70-е годы XX века программа Д.Б.Кабалевского по предмету «Музыка», дала мощный импульс к разработке основ педагогики искусства, среди которых выделяются художественность, творческая активность, взаимосвязь искусств, системность и целостность. Педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского глубоко затронула основы художественной дидактики и музыкальной педагогики, и процесс их исследования по сей день набирает силу и выявляет все новые направления. По-прежнему остаются актуальными проблемы формирования музыкальной культуры школьников, развития их музыкальности, музыкально-эстетического вкуса и потребности общения с классической и популярной музыкой. Подчеркнутая Д.Б.Кабалевским воспитательная направленность музыкального образования школьников, в настоящее время конкретизируется в динамике формирования ценностного отношения к музыкальному искусству в разных школьных программах таких авторов, как: В.В.Алеева, Ю.Б.Алиева, Е.Д.Критской, Т.И.Науменко, Г.П.Сергеевой, Л.В.Школяр и др.

В новой редакции программы Д.Б.Кабалевского для 1-8 классов, переизданный уже неоднократно, прослежены содержательные линии включения в программу таких направлений музыкального искусства, значительно расширен материал золотого фонда классики и современной джазовой музыки.

Джазовая музыка в школьной программе Д.Б.Кабалевского изучается в восьмом классе во второй и третьей четверти. Тематика второй четверти «Музыка “серьезная” и музыка “легкая”», где после усвоения различий между двумя значениями термина «легкая музыка» (музыка, легкая для восприятия, и музыка, легкая по содержанию) на материале классической и популярной музыки XX века учителю рекомендуется обратиться к джазу и его истокам. Учащиеся знакомятся с жанрами афро-американского фольклора (спиричуэл и блюзом) на примере «Молитвы» в исполнении М.Джексон, одной из классических исполнительниц спиричуэл. Образцом инструментальной музыки является «Блюз Западной окраины» в исполнении джаз-оркестра под руководством Л.Армстронга.

В качестве дополнительного материала для слушания предлагаются произведения «Любимый мой», «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Д.Гершвина, джазовые композиции в исполнении отечественных и зарубежных ансамблей (по выбору учителя).

Из отечественного джаза для исполнения рекомендуются произведения «Звуки джаза» А.Цфасмана и «Спасибо, музыка!» из кинофильма «Мы из джаза» М.Минкова, а также просмотр фрагментов видеофильма «Мы из джаза».

Тематика третьей четверти «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки». Здесь углубляются представления школьников о взаимосвязи разных сфер музыки. Одним из ярких примеров является изучение творчества Д.Гершвина и уяснение особенностей симфоджаза как одного направлений музыки XX века. При прослушивании Первой части Концерта для фортепиано с оркестром Д.Гершвина особое внимание школьников рекомендуется обратить на то, как сопоставляется, а иногда и объединяется негритянский джаз с европейским симфонизмом. В качестве дополнительного материала рекомендуется слушание «Рапсодии в блюзовых тонах» Д.Гершвина.

В программе «Музыка», разработанной Ю.Б.Алиевым, в седьмом классе наряду с творчеством А.Берга, К.Дебюсси, М.Равеля, А.Шенберга рекомендуется изучение творчества Д.Гершвина и И.Стравинского. Автор считает, что музыка именно этих композиторов дает представление о джазе и его роли в современном музыкальном искусстве, тесно связанном с традициями негритянского фольклора, а также помогает сформировать представления учащихся о влиянии джаза на творчество разных композиторов.

Несмотря на то, что в программах Ю.Б.Алиева и Д.Б.Кабалевского был сделан шаг вперед в обновлении содержания уроков музыки, изменения коснулись главным образом академической музыки, а жанры, стили современной классической и популярной музыки отражены в них фрагментарно. В связи с этим возникла необходимость в создании факультативного курса эстрадной, джазовой, поп и рок-музыки, который может проводиться в средних классах параллельно с уроками музыки (или в 9 классе) как в образовательных учреждениях, так и в детских музыкальных школах и школах искусств.

Программа для факультативных занятий «История джаза и популярной музыки» составленная Т.А.Айзикович. Ценность факультативного курса заключается в том, что в нем четко прослеживается процесс исторического развития и взаимодействия джаза и популярной музыки. Он состоит из двух разделов: первый раздел посвящен изучению джазовой музыки, второй – истории развития популярной музыки. Каждый из двух разделов курса содержит вводную тему, где дается обобщенная характеристика изучаемого музыкального явления.

Особый интерес представляет первый раздел, посвященный истории развития джазовой музыки. Структура первого раздела основана на региональном, хронологическом и жанрово-стилевом принципах. В связи с тем, что американский джаз – «золотой фонд» мировой джазовой музыки, наиболее сложный и многообразный в жанровом и стилевом отношении, он представлен наиболее полно в данной программе.

В теме «Джаз как явление культуры» дается общая характеристика джаза как уникального сплава европейских и африканских традиций, раскрываются происхождение термина «джаз», круг идей, образов джазового искусства, взаимодействие джаза с фольклором разных народов, с другими видами искусства: литературой, театром, кино, изобразительным искусством. Использование выразительных средств и приемов джаза в академической музыке раскрывается на примере Сюиты «1922», Рэгтайма П.Хиндемита и «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Д.Гершвина. Особое внимание в теме обращено на изучение специфических черт афро-американской музыки и джаза, его блюзовой традиции, метроритмики, импровизации как основного метода творчества, специфики игры, инструментария, разнообразия видов ансамблей и оркестров.

Вторая тема «Истоки джаза» посвящена изучению древней разновидности афро-американский фольклора уорк-сонгу (трудовой песне), спиричуэлу, блюзу и рэгтайму. Для слушания предлагаются произведения классическойи джазовой музыки: симфония «Из Нового Света», первая часть, вторая побочная партия А.Дворжака (цитата из спиричуэла «Свинг Лав»), «Рапсодия в блюзовых тонах» Д.Гершвина, «Кукольный кейкуок» из фортепианного цикла «Детский уголок» К.Дебюсси, рэгтайм «Кленовый лист» С.Джоплина.

В третьей теме «Традиционный джаз (архаический и классический)» учащиеся узнают об исторических, социальных, культурных предпосылках возникновения джаза, этапах и стилях развития в классический период, таких как: новоорлеанский стиль, чикагский стиль, диксиленд. Для слушания рекомендуются образцы классического джаза: рэгтайм «Кленовый лист» С.Джоплина, «Блюз западной окраины» Л.Армстронга, блюз «Большая медведица», в исполнении «Оливер Креол Джаз-Бэнд».

Четвертая тема «Свинг» посвящена дальнейшему периоду развития диксилендового стиля у чикагских белых музыкантов, возникновению негритянских биг-бэндов под управлением Б.Моутена, Ф. Хендерсона, Д.Эллингтона, а также развитию свит-музыки в 20-30-х гг. XX века, появлению и развитию свит-джаза, как популярно-развлекательной танцевальной разновидности джаза, а также появлению мюзикла и симфоджаза. Особое внимание в этой теме уделяется особенностям инструментального состава биг-бэнда, группировки инструментов, исполнительской техники, возникновению свинговых комбо, а также виднейшим представителям стиля свинг. Существовали ркестры под управлением Б.Гудмена, Д.Эллингтона, «Куинси» Джонса. В качестве музыкального репертуара предлагается: «Моутен-свинг» Б.Моутена, фантазии на темы популярных мелодий П.Уайтмена, Песня «Хэлло, Долли» из мюзикла «Хэлло, Долли» Д.Гершвина.

Пятая тема «Современный джаз» помогает учащимся получить целостное представление о джазовых стилях и направлениях с конца 30-х гг. XX века до настоящего времени, к характерным чертам относятся: усиление фольклорных элементов, модернизация блюзовых традиций, более широкое использование выразительных средств академической музыки, усиление роли солиста-импровизатора. Учащиеся изучают основные стили современного джаза: би-боп, хард-поп, кул-джаз, боссанова джаз (синтез бразильской самбы, свит-музыки и кул-джаза), прогрессив, фри-джаз (свободный джаз). Музыкальными иллюстрациями темы станут произведения «Чехарда»Ч.Паркера, «Жалоба» Д.Джонса, «Дай пять» Д.Брубека, «Алабама» Д.Колтрейна , «Фри джаз» О.Коулмена.

Тема «Распространение джаза за пределами США» помогает учащимся осознать влияние джаза на развитие музыкальных культур разных стран мира, узнать о появлении центров европейского джаза в Париже, Брюсселе и Лондоне, широком распространении джаза и возникновении национальных школ во второй половине XX века в странах Европы, Азии, Латинской Америки, в Австралии, Канаде, России. Для слушания рекомендуются произведения «Ориджинел рэг» С.Джоплина, «Ритмы румбы» Ф.Эмилио, «Хочу обнять тебя» Д.Гершвина.

На основе выше сказанного, следует отметить, что джазовая музыка включается в современные школьные программы и факультативы как значимый компонент содержания музыкального образования школьников, представляет особый путь приобщения к современной музыкальной культуре и обладает огромным воспитательным и духовными потенциалом.

Помимо учебных программ по музыке, включающих джазовые произведения, существуют различные учебные пособия, в которых широко и разнообразно представлены образцы джазовой музыки. Например, учебное пособие «Allegro. Фортепиано. Интенсивный курс» Т.И.Смирновой, состоящее из 20 тетрадей. В которых включены произведения русских и зарубежных композиторов. Тетради содержат как классическую, так и джазовую музыку, что дает возможность освоить помимо классического и другой музыкальный синтаксис – ритмы, гармонию, мелодику привлекательной джазовой музыки. Сборники предназначены для учащихся младших, средних и старших классов. Джазовый репертуар вошёл в тетради 3,6,9,11,12,16.

Пьесы выстроены в порядке возрастания сложности и требуют от ученика ярких образных представлений и определенного мастерства в передаче различных эмоций. Цель сборников — ознакомить учащихся с различными стилистическими особенностями джазового исполнительства. Здесь представлены блюз, буги-вуги, рэгтайм и другие джазовые пьесы. Знакомство с разнохарактерными произведениями, несомненно, обогащает эмоционально-образный мир детей и помогает понять и прочувствовать удивительный мир джаза.

Заключение

Уровень музыкальной культуры учащегося определяется уровнем его общего развития — его интеллектуальными способностями, интересом к художественной литературе и другим видам искусства.

Музыкальная культура школьников является интегративным многоуровневым качеством личности, которое проявляется в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в учебной и досуговой деятельности и содержит ряд взаимозависимых компонентов: мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностный.

Джазовый стиль, сочетающий в себе свойства развлекательной и академической музыки, является одним из возможных средств в современном обучении, которое может использоваться для выведения музыкальных интересов, вкуса и качества восприятия музыки на более высокий уровень развития, средством достижения осознанного отношения детей к произведениям классико-романтического наследия.

Введение в обучение детей музыкальных стилей, которые занимают в музыкальной культуре как бы промежуточное положение между серьезной и развлекательной музыкой, т. е. заключают в себе свойства академического и массового искусства, является одним из путей выведения музыкальных интересов и практических возможностей учащихся в область серьезной, содержательной музыки через последовательное формирование и развитие способности ее целостного восприятия.

В контексте традиционного обучения джазовый стиль может выступать как ценный учебный музыкальный материал, своего рода промежуточное, а значит и связующее звено между развлекательной и академической музыкой, которое обладает рядом свойств развлекательной музыки.

Введение элементов джазового стиля в музыкально-теоретическое обучение ведет к обогащению сенсорного, двигательно-динамического и коммуникативного музыкального опыта учащихся, что благотворно отражается на качестве развития музыкального восприятия и обеспечивает подготовку учащихся к осознанию содержательно-выразительных особенностей академической музыки.

Результаты экспериментального обучения подтверждают эффективность разработанной педагогической технологии изучения джазовой музыки в общеобразовательной школе.

Обучение по педагогическому эксперименту показало, что в ходе музыкально-теоретического обучения с джазовым компонентом у учащихся повысился уровень знаний в области джазовой музыки, уровней развитости музыкальных способностей учащихся, в частности чувства ритма, и уровня эмоциональной отзывчивости на музыку и заинтересованности джазом.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования // Учебное пособие к спецкурсу «Основы методологической культуры учителя музыки». - М., 1990. – 186 с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.

3. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 336с.

4. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки. М.: Владос, 2000.- 334с.

5. Айзикович Т.Л. История джаза и популярной музыки. Программы средней общеобразовательной школы: Факультативные курсы. – М.: Просвещение, 1990. – 14с.

6. Айзикович Т. Современная музыка. История джаза и популярной музыки: Программа (проект) для детских музыкальных школ (эстрадная специализация). - М., 1986.

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М.: «Музыка», 1973.-144 с.

8. Баташев А.Н. Советский джаз. — М.: Музыка, 1972.

9. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. – М.: Академия, 2002. – 314 с.

10. Билькис Е. Джаз — музыка XX века. // Музыка и ты. Вып. 8. — М.: Советский композитор, 1989.

11. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1978.

12. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. №4.– 5с.

13. Горская Е.С. Развитие музыкального вкуса как педагогическая проблема. Материалы П Всероссийского симпозиума молодых ученых. -М.: Институт эстетического воспитания, 1970.-337 с.

14. Двойнина Г.Б. Методы обучения музыке в современной школе // Интернет-журнал "Эйдос". – 2005. - h**t://w*w.eidos.r*/journal/2005/0529-05.htm.

15. Джоэлл Д. Герцог: Портрет Дюка Эллингтона;пер. с англ. Ю. Т. Верменича — Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2007.

16. Дощечко Н., Касаткин В., Муханова Е., Норинская А. Развитие джазовой музыки в коллективах художественной самодеятельности. -М.:Наука, 1989.- 143с.

17. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. Библиотека для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.

18. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. 1992.- № 1. -С. 11–18.

19. Кадцын Л.М. Массовое музыкальное искусство ХХ столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи): Учебное пособие. - Екатеринбург, 2006. - 424с.

20. Коллиер Д. Становление джаза. Пер. с англ. М.:Педагогика, 1984.-312с.

21. Коллиер Дж.Л. Луи Армстронг. Американский гений. М., 1987.

22. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-225с.

23. Конен В.Д. Блюзы и XX век. М.: Музыка, 1980. - 80с.

24. Конен В.Д. Легенда и правда о джазе // Конен В. Этюды о зарубежной музыке. - М., 1968. -с. 213-227

25. Конен В.Д. Предпосылки блюза // Муз. жизнь, 1979, №22. -с. 22-23

26. Конен В.Д. Пути американской музыки. Изд.3-е, (с прилож. очерка Л.Переверзева «От джаза к рок-музыке»). М.: Сов. композитор, 1977.-445

27. Конен В.Д. Рождение джаза. -2-е изд. -М.: «Просвещение», 1990.- 412с.

28. Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования. // Музыка в школе. – 2000. – № 1 –89с.

29. Кудоярова Л.К. Джазовое образование в России: история и современность. Сб. статей. – Уфа, УГАИ им. З. Исмагилова, 209. -120с.

30. Кузьмина Н.В. Методы системного и педагогического исследования: Учеб. пособие. JL, 1980.

31. Массовые виды искусства и современная художественная культура. /Ред. Вартанов А.С. -М.: Эдвис, 2006.-422с.

32. Минх Н.И. Джаз /Музыкальная энциклопедия. - Т.2. -М.: «Академия», 1974. - 211с.

33. Минх Н.И. Размышления о джазе // Советская музыка.- 1958. -№2.- 42с.

Мысовский В., Фейертаг В. Джаз. Краткий очерк. — Л.: Гос. муз. изд-во, 1960.-68 с.

34. Новиков A.M. Методология образования / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2002. - 320с.

35. Овчинников Е.В. Джаз и культура. Методическая разработка для эстрадных отделений музыкальных училищ и вузов.- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989.-74с.

36. Овчинников Е.В. Джаз как явление музыкального искусства: К истории вопроса - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 64 с.

37. Овчинников Е.В. История джаза. Учебник: В 2-х вып.- Вып. 1. - М.: Музыка, 1994.-240 с.

38. Овчинников Е.В. От классического джаза к свингу. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987.-64 с.

39. Овчинников Е.В. Традиционный джаз. -М.:ГМПИ им.Гнесиных, 1986.-40 с.

40. Озеров В.Ю. Джаз. США. Учебно-справочное пособие. Ч. 1. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990.-160 с.

41. Озеров В. Некоторые вопросы методики и практики джазового обучения за рубежом. Информцентр по вопросам культуры и искусства // Музыка, вып. 1. - М., 1984. -с. 9-15

42. Панасье Ю. История подлинного джаза / Пер. с фр. Л. Никольской. — Л.: Музыка, 1978.-128 с.

43. Педагогическая техника. Программа для педвузов. М: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. -18 с.

44. Педагогическая технология. Программа учебного курса. М.: Прометей, 1991. -29 с.

45. Панасье Ю. История подлинного джаза. — Л.: Музыка, 1978.

46. Переверзев Л.Б. Из истории джаза. Очерки // Музыкальная жизнь, 1966, №3 -с. 20-21; №5 -с. 22-23: №9 с, 22-23: №12 - с. 22-23.

47. Переверзев Л.Б. Из истории джаза // Музыкальная жизнь, 1966. JST» 22 с.

48. Переверзев Л.Б. Путь музыки. — М.: Знание, 1981. Переверзев Л. Из истории джаза // Музыкальная жизнь, 1966. № 3,5,9,12.

49. Переверзев Л.Б. От джаза к рок-музыке // Предисловие к книге «Пути Американской музыки» В.Дж. Конен. М.: «Советский композитор», 1977.-455 с.

50. Переверзев Л. Лица джаза // Музыкальная жизнь, 1984.- №4.

51. Петров А.С. Джазовые силуэты. М., Музыка, 1996. - 236 с.

52. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. М., Владос, 2000.-175 с.

53. Попова О.В. «Джазовый компонент в системе музыкально-теоретического обучения», Москва, 2003

54. Попова О.В. Джаз в системе музыкального образования // Актуальные проблемы социогуманитарного знания Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск XXI. - М.: «Прометей», 2003. - 176 с.

55. Программы средней общеобразовательной школы. Мировая художественная культура. IX – XI классы. Под общ.ред. Г.В. Наполовой. – Минск,2010.–201с.

56. О.П.Радынова Методическое, учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры»; «Слушаем музыку». – М., 2009. - 38с.

57. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования. Автореф. докт.дис.- М., 1991. -34 с.

58. Саркитов Н.Д. Беседы о популярной музыке в средней школе. // Воспитание музыкой. Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М.: «Просвещение»,2011.-326с.

59. Саульский Ю. Немного об эстрадных, джазовых составах и рок-музыке /Книга о музыке: 2-е изд. -М.: «Просвещение», 2009. – 290с.

60. Смирнова Е.С. - Экспериментальное исследование С.Н. Беляевой-Экземплярской "Музыкальное переживание в дошкольном возрасте»

61. Смирнова И.Н. О соотношении национального и интернационального в музыкальной системе джаза /Художественная деятельность: эстетика, психология и методические проблемы. Тезисы докладов. -Петрозаводск, 1985.–70с.

62. Советский джаз: Проблемы. События. Мастера. Сборник статей / Сост. и ред. А. Медведев, А. О. Медведева. - М.: Советский композитор, 1987. -592 с.

63. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сборник статей. В 3 т. — Л.: Советский композитор, 1980—1981.

64. Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. — Л.: Музыка, 1964.

65. Степняк Ю.В. Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки/ Дисс. канд. пед. наук. -М., 2000. – 354с.

66. Строкова, Е.В. Джаз в контексте массового искусства: К проблеме классификации и типологии искусства: диссертация кандидата искусствоведения, М.:, 2012 - 211c.

67. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

68. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М., 1978.

69. Тубельский А.Н. Школа самоопределения / А.Н. Тубельский // Школьные технологии. 1997. - №1. - С.48- 54.

70. Тубельский А.Н. Трансформация педагогической деятельности: от традиционного обучения к продуктивному / А.Н. Тубельский // Школьные технологии. 1999. - №4. - С.71- 76.

71. УсачёваВ.О., ШколярЛ.Б. Учебное пособие по предмету «Музыка, - М.:Вентана-Граф, 2011.

72. Ушаков К. А. Особенности эволюции джаза и его влияние на процесс инноваций в российской музыкальной культуре/ Дисс. канд. культурол. — Кемерово, 2009. – 242с.

73. Фейертаг В.Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. - СПб.:Издательство «Скифия», 2007.—564 с.

74. Фейертаг В.Б. Становление советского джаза (1922-1941): метод.разработка. М.: ЦНМК МК РСФСР, 1986. 74 с.

75. Холопова В.Н. «Музыкальный ритм» - М.,1980.

76. Хуторской A.B. Развитие одаренности школьников. Методикапродуктивного обучения: Пособие для учителя / A.B.

77. Хуторской A.B. Ключевые компетенции. Технология проектирования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. - №5. - С. 55-60.

78. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская. Томск: Пелинг, 1993.-268с.

79. Чернов А. Бялик Н. О легкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе.-М.: «Музыка», 1965.-156 с.

80. Шапиро Н. Послушай, что я тебе расскажу… История джаза, рассказанная людьми, которые её создавали.— Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006, 301с.

81. Шинкарева М.И. От теории элементов музыки к музыкологии // Проблемы музыкальной педагогики в контексте художественной культуры XXI века. - М.: МГУКИ, 1999.-124 с.

82. Юрченко И.В. Джазовый свинг: Явление и проблема/Дисс. канд. искусс-я. - М.: «Просвещение»,2006. – 325с.

Покупка готовой работы
Тема: «Технологии изучения джазовой музыки в школе»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 72
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика