Дипломная работа

«Содержание психолого-педагогической деятельности по пропаганде здорового образа жизни школьников»

  • 63 страниц
Содержание

Введение…3

Глава I. Теоретические основы проблемы психолого-педагогической деятельности формирования здорового образа жизни

1.1 Понятие, структура и факторы пропаганды здорового образа жизни школьников….7

1.2 Особенности формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве современной школы…18

1.3 Формы и методы работы педагога общеобразовательной школы по пропаганде здорового образа жизни школьников…23

Выводы по первой главе….31

Глава II. Описание опыта работы педагога общеобразовательной школы по пропаганде здорового образа жизни школьников

2.1 Общее состояние проблемы пропаганды здорового образа жизни в МБОУ СОШ № 1 Иглинского района РБ…33

2.2 Программа и содержание работы по пропаганде здорового образа жизни школьников….43

Выводы по второй главе….50

Заключение….52

Список литературы….56

Введение

Актуальность исследования. Одним из важнейших прав ребенка, закрепленного в основополагающих документах нашего государства, является право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь (Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.). Деятельность по сохранению, укреплению и развитию здоровья подрастающего поколения рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества. Правительством Российской Федерации утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», одним из приоритетов которой является пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) школьников. Концепцией модернизации российского образования РФ определены направления по сохранению, укреплению и развитию здоровья обучающихся в образовательных учреждениях.

В современной науке особую остроту приобретает проблема пропаганды, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Это вызвано возрастанием и изменением характера нагрузок на организм детей в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Высокий уровень заболеваемости, увеличение распространенности функциональных расстройств у детей приводят к тому, что сохранение здоровья среди детского населения становятся крайне важной социальной проблемой. Многолетняя тенденция ухудшения здоровья школьников влечет за собой в последующем на общее снижение здоровья во всех возрастных группах и сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений и т.д.

Именно в школе дети проводят основное время, поэтому учителя, классные руководители, психологи и социальные педагоги должны уделять больше внимания пропаганде здорового образа жизни школьников, которая основывается на позиции сохранения, укрепления здоровья. Пропаганда здорового образа жизни и воспитание общей культуры здоровья выступают как важнейшая часть проблемы человека в современном мире. Процесс охраны здоровья школьников требует выявления особенностей здоровья, специфики педагогического воздействия, а также продуманной системы прививания школьникам ценностного отношения к своему здоровью на уроках, мероприятиях, проводимых в школе.

Особое внимание вызывает тот факт, что общая заболеваемость в детском возрасте выше, чем у взрослых. Данную позицию исследователь Рубанович В.Б. разъясняет следующим образом что, на 2011 год было отмечено, что в первом классе до 50 % учащихся имеют различные психосоматические отклонения, а половина из них – хронические заболевания. К окончанию школы процент здоровых детей составляет не более 10 – 15%: распространены болезни органов дыхания (до 42%), органов пищеварения (до 21%), нервно-психические расстройства (до 16%) и травмы (10%) [50,с. 114].

Брехман И.И. анализируя результаты исследования констатирует о том, что особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем отмечается в школах нового типа (гимназии, колледжи, лицеи, школы с углубленным изучением предметов и др.), в которых учебный процесс характеризуется повышенной интенсивностью. К концу года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%, появления повышенной невротизации у 55% - 83% обучающихся [10,с. 63].

По мнению Вайнера Э.Н. социально-экономические проблемы российского социума привели к тому, что заметно возросла заболеваемость среди детей и подростков. Данные результаты им были получены в результате анализа профилактических осмотров, в которых констатируется 94,5% зарегистрируемых заболеваний, а также у 3% учащийся молодежи заболевания ограничивают выбор профессий [14,с. 23].

Над проблемой пропаганды здорового образа жизни школьников работали российские ученые, которые внесли значительный вклад развитие валеологической науки – Брехман И.И., Вайнер Э.Н., Горбушина С.Н., Ишухина Е.В., Касаткин Н.В., Куценко Г.И., Ю.П.Лисицын, Митяева А.М., Рубанович В.Б., Соковня-Семенова И.И., Чумаков Б.Н. и т.д. Однако в трудах ученых в недостаточной степени раскрыта проблема пропаганды здорового образа жизни среди школьников. Поскольку пропаганда здорового образа жизни школьников не является основным направлением в работе педагога, психолога, социального педагога, и поэтому ей не уделяется должное внимание. Пропаганда здорового образа жизни школьника должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, психолога и социального педагога, работающих с детьми школьного возраста, т.к. отсутствие решения этой проблемы может отразиться на процессе социализации и воспитания школьников.

Цель работы – выявить содержание психолого-педагогической деятельности по пропаганде здорового образа жизни школьников.

Объект исследования – процесс психолого-педагогической деятельности.

Предмет – содержание психолого-педагогической деятельности по пропаганде здорового образа жизни школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие, структуру и факторы пропаганды здорового образа жизни школьников.

2. Определить особенности формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве современной школы.

3. Раскрыть формы и методы работы педагога общеобразовательной школы по пропаганде здорового образа жизни школьников.

4. Описать опыт работы педагога общеобразовательной школы по пропаганде здорового образа жизни школьников.

Методы исследования: анализ психологической, педагогической и социально-педагогической литературы по теме исследования (анализ, синтез, обобщение); эмпирический (наблюдение, беседа, обобщение практического опыта, изучение документации и продуктов деятельности); диагностический (метод экспертной оценки, наблюдение, тестирование).

Теоретической основой исследования составили комплекс идей и научных положений, обусловленных валеологической концепцией (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Б.Н. Чумаков и т.д.); теоретические разработки в области медицины и гигиены (И.И. Брехман, С.Н. Горбушина, Ю.П. Лисицын, Е.Н. Назарова и т.д.); теоретические положения о сущности деятельности социального педагога (Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, М.В. Шакурова, П.А. Шептенко, Т.А. Шишковец и т.д.).

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материала по проблеме психолого-педагогической деятельности образовательного учреждения по пропаганде здорового образа жизни школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что определено содержание деятельности педагога по пропаганде здорового образа жизни школьников; результаты работы могут быть использованы в работе социальных педагогов, воспитателей, психологов образовательных учреждений.

Базой исследования является МБОУ СОШ №1 с.Иглино Республики Башкортостан.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы проблемы психолого-педагогической деятельности формирования здорового образа жизни

1.1. Понятие, структура и факторы пропаганды здорового образа жизни школьников

Для того, чтобы разобраться в проблеме формирования и стимулирования ЗОЖ подростков младшего школьного возраста необходимо рассмотреть определение здоровья. Российская педагогическая энциклопедия определяет здоровье детей как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких- либо болезненных изменений. Согласно определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье - состояние телесного, душевного и социального благополучия.

По определению краткого словаря по социологии, здоровье населения - это термин, обозначающий:

1. Состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;

2. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов;

3. Естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких – либо болезненных изменений;

4. Состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности, в сферах социальной практики.

Определение всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным».

Понятие «здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния не случайно Р.Энельс в свое время сделал очень простое определение здоровья; «Здоровье – это то, о чем мы вспоминаем, когда его нет». На самом деле – это из важнейших категорий человеческого бытия. Известный отечественный патофизиолог академик И. В. Давыдовский писал, что установить четкую грань между здоровьем и болезнью невозможно. Поэтому при медицинских заключениях самым расхожим определением является «практически здоров».

Философ Клод Гельвеций в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству».

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: “Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства”. В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний.

С.С.Боткин видел здоровье человека, прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии.

В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья “Охрана детского здоровья” отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против “алкогольного змия” [12,с. 112].

Лисицын Ю.П. считал, что здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие [39,с. 66].

Брехман И.И. основоположник науки о здоровье говорил, что валеология определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации [10,с. 79].

В социальном плане понятие «Здоровье», «оздоровление» тесно связаны с понятием «здоровый образ жизни ребенка являются: учеба, быт, общественная и культурная деятельность, различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Для научных разработок и практического использования эта категория здоровье должна иметь более четкое определение. И таких определений предложено много. Например, Е. Гольдсмит 1980г: «Здоровье-способность сохранять, соответственно возрасту, устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». А.Я. Иванюшкин (1982) предлагает три уровня ценностного смысла «здоровья» и « болезни»:

1) биологический - изначальное здоровье – это:

• совершенство саморегуляции организма;

• гармония физиологических процессов;

• максимум адаптации, как следствие.

2) социальный – это:

• мера социальной активности;

• деятельное отношение к миру.

3) личностный, психологический – здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее в смысле преодоления, т.к. здоровье – не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека» [32,с. 18].

В литературе предложены различные точки зрения, отражающие признаки здоровья, которые позволяют судить об общем состоянии человека. Приведем точку зрения, изложенную Березовской Р.А. о признаках здоровья: специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития; функциональное состояние и резервные возможности организма; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок [6,с. 78].

Таким образом, здоровье человека может быть определено как, оптимальное состояние его организма, обеспечивающее реализацию генетических программ, безусловно-рефлекторной, инстинктивной, генеративной функции и умственной деятельности.

Наиболее полную взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражает понятие «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни один из основных факторов формирования и сохранения здоровья. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни – комплекс оздоровительных мероприятий, форм и способов повседневной, культурной жизнедеятельности личности, который проявляется в двигательной активности, закаливающих процедурах, соблюдении режимов питания, сна, труда и отдыха, отказе от вредных привычек, умении управлять собой, своими эмоциями и своим здоровьем [40,с. 90].

Здоровый образ жизни – это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных медико-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия, то есть это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей .

Здоровый образ жизни определяется как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха [7,с. 40].

Ю.П. Лисицын и Г.И. Царегородцев дают следующее определение понятию «здоровый образ жизни». По их мнению – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни [67,с. 11].

Исследователь Б.Н.Чумаков характеризует здоровый образ жизни, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [63,с. 23].

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека. Исходя из выделенных признаков здоровья, Березовская Р.А. сформулировала понятие раскрывающее сущность здорового образа жизни. Под понятием «здоровый образ жизни» понимается «рационально- организованный, физиологически оптимальный труд (учеба), нравственно – гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований психогигиены, рационального питания и личной гигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физической культурой, эффективное закаливание, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек» [8,с. 48].

Анализ теоретической литературы позволил выявить структуру здорового образа жизни, которая состоит из следующих компонентов (видов):

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Образ жизни воплощает в себе исторически возникший и социально обусловленный комплекс видов деятельности, посредством которых люди удовлетворяют свои потребности, а также комплекс отношений, возникающих в процессе этой деятельности. Он включает в себя четыре категории:

– экономическую (уровень жизни) – характеризует количественную сторону условий жизни;

– социологическую (качество жизни) – определяет оценку разнообразных сторон жизни индивидуума (бытовые условия, уровень комфорта, качество питания, удовлетворенность работой, общением и т.д.);

– социально-психологическую (стиль жизни) – основывается на индивидуальных особенностях поведения;

– социально-экономическую (уклад жизни) – порядок общественной жизни, быт, культура, регламентирующие жизнь человека [19,с. 8].

Указанные категории людей являются активными субъектами усилия, которых направлены на формирование культуры ведения здорового образа жизни. В этом процессе значимая роль отводиться факторам направленные на создание условий для пропаганды здорового образа жизни в современном обществе. Рассмотрим данные факторы.

Первым фактором пропаганды здорового образа жизни является отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ). Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.

Следующий фактором пропаганды здорового образа жизни – двигательный режим. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования дети вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей.

Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями. На уроках физкультуры в школе ученики разделены на три группы: основная, подготовительная и специальная. Последние две группы выделяются по медицинским показаниям (различные заболевания в стадии компенсации, субкомпенсации и прочее). В основную группу автоматически попадают учащиеся, не относящиеся к этим группам, и именно с ними проводятся занятия по утвержденным программам. Это так называемые «практически здоровые дети». В то же время истинное их состояние здоровья практически не определяется, в лучшем случае о нем судят по показателям физического развития детей, что малоинформативно.

Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

Третьим фактором пропаганды здорового образа жизни, влияющий на сохранение здоровья человека – проблема питания.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Четвертый фактор пропаганды здорового образа жизни – закаливание. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву.

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции.

Пятым фактором пропаганды здорового образа жизни – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой, посещение бани, должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активного отдыха.

Шестым фактором пропаганды здорового образа жизни является положительные эмоции. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни. Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Таким образом, рассмотрев условия, необходимые для пропаганды здорового образа жизни сделаем вывод о том, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать, необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Российский ученый Вайнер Э.Н. в своем учебном пособии «Валеология» отразил иные факторы пропаганды здорового образа жизни. Предложенные им факторы отличаются от факторов рассмотренных ранее нами. В пропаганде здорового образа жизни человека определенное значение имеют следующие факторы:

1. Медицинское обеспечение (оказывает влияние на формирование здоровья на 10%) - неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

2. Генетические факторы (оказывает влияние на формирование здоровья на 20%) – каждый имеет определённый уровень здоровья, заложенный генетически, который может быть реализован со временем; однако с генетической точки зрения могут быть заложены заболевания и патологии, и человек автоматически попадет в зону риска приобрести заболевание, которое было у родителей или родственников.

3. Состояние окружающей среды (оказывает влияние на формирование здоровья на 20%) – сталкиваемся с проблемами загрязнения воды, воздуха, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения, что негативно влияет на рост развитие и существование человека в целом.

4. Условия и образ жизни людей (оказывает влияние на формирование здоровья на 50%) – курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации наносят вред, носящий пагубный характер [14,с. 39].

Таким образом, проанализировав теоретическую литературу, мы считаем, что для осуществления работы по пропаганде ЗОЖ школьников специалисту необходимо четко понимать понятие и сущность здорового образа жизни, учитывать его структуру, а также четко знать факторы ЗОЖ.

Заключение

В настоящее время проблема ухудшения здоровья детей и подростков стоит как никогда остро. Особую тревожность вызывает тот факт, что общая заболеваемость в детском возрасте выше, чем у взрослых людей.

На основе анализа научной литературы раскрыли сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Под здоровьем мы понимаем состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Как мы выяснили, в основе здоровья человека лежат такие факторы как медицинское обеспечение, генетические факторы, состояние окружающей среды, условия и образ жизни самого человека.

Здоровый образ жизни мы будем подразумевать как способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условие и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни. Здоровый образ жизни характеризуется соблюдением таких условий как достаточная двигательная активность; правильное питание; наличие чистого воздуха и воды; постоянное закаливание организма; возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим труда и отдыха, а также высокая мотивация здоровья.

В литературе современное состояние здоровья учащихся обусловлено наличием заболеваний костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, ухудшением зрения, заболеваний эндокринной и дыхательной системы. В основе этих заболеваний лежат следующие причины:

– снижение качества питания, не соблюдение его режима;

– нарушение режима дня детей и подростков;

– нарушение гигиенических требований;

– увеличение учебных нагрузок;

– наличие стрессов;

– злоупотребление психоактивными веществами среди учащихся (курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания).

Сбережение здоровья учащихся как один из ведущих принципов государственной политики в сфере образования раскрывается в Законе РФ «Об образовании». Жизнь и здоровье человека рассматриваются в качестве приоритетных направлений деятельности государства. Охрана здоровья обучающихся относится к компетенции государственных органов Российской Федерации, субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования.

Значение педагога по пропаганде ЗОЖ детей и подростков очень велико. Цель педагога в образовательном учреждении состоит в формировании у учащихся ценности своего психологического, физического здоровья.

В рамках деятельности по пропаганде ЗОЖ педагоги используют: диагностические методы (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, анализ документов), методы воспитания (убеждение, внушение, приучение, поощрение и наказание, положительный пример, личный пример), социально-психологические методы (тренинги, игры). Основные формы, которые использует педагог: индивидуальные (беседа, консультация), групповые (консультация, тренинги, игры), коллективные (собрания, игры, мероприятия, организация праздников, экскурсии).

В МБОУ СОШ №1 с.Иглино РБ к проблеме пропаганды ЗОЖ детей и подростков отводят особое место. В образовательном учреждении осуществляется организация охраны, питания, медицинского обслуживания, как условие сохранения жизни и здоровья учащихся.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, медицинский работник осуществляют основную часть работы по охране здоровья детей и подростков. Медицинский работник проводит лечебно-профилактическую и санитарно-просветительскую работу с учащимися школы, родителями учащихся, педагогическим коллективом, работниками столовой, техническим персоналом.

Большое внимание уделяется физкультуре и спорту. Проводятся огромное количество мероприятий для укрепления подрастающего поколения. Помимо этого в школе созданы спортивные секции, которые успешно работают.

Проанализировав учебное расписание, мы выявили, что в расписании среднего звена (на примере девятых класса) занятия проходят не более шести уроков в день, продолжительность урока не превышает 45 минут. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности между уроками перемена составляет 15 минут. Максимальное количество часов за неделю составляет 32, что не превышает нормы.

Одним из основных направлений деятельности педагогов является пропаганда ЗОЖ детей и подростков. Для осуществления этой деятельности педагоги работают в трех основных направлениях:

– Работа с учащимися (санитарно-гигиеническое воспитание школьников: воспитание ценностного отношения к здоровью, выработка у школьников привычки здорового образа жизни; организационные мероприятия: помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления, организация турпоходов, поездок, посещение выставок, музеев и т.д.; профилактика употребления табака, алкоголя и наркомании; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма).

– Работа с родителями и (или) с законными представителями учащихся (ознакомление родителей с правами детей об охране здоровья, о возможных путях решения проблем, возникающих при воспитании детей и т.д.).

– Работа с педагогическим коллективом (консультативная помощь педагогам по вопросам воспитания ценностного отношения к здоровью; подбору материала для классных часов и внеклассных мероприятий; составление методических рекомендаций по проведению профилактических мероприятий, направленное на охрану и укрепление здоровья учащихся и т.д.).

Из анализа деятельности педагогов видно, что ведется комплексная работа по пропаганде здорового образа жизни детей и подростков с использованием различных форм и методов (беседы, конкурсы, игры, лекции, беседы, показ кинофильмов, игры, конкурсы, круглый стол, викторина, собрания и др.).

Список литературы

Айзман, Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации. Интегральный подход к формированию здоровья человека [Текст] / Р.И.Айзман. - Новосибирск.: 2000. - 36 с.

2. Алишев, А.В., Зайцев, Г.К., Колбанов, В.В., Татарникова, Л.Г. Основные направления школьной валеологии [Текст]/ А.В. Алишев, Г.К. Зайцев, В.В.Колбанов, Л.Г.Татарникова. - В Сб.: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт, т. 2, 1998.

3. Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова: Алгоритм здоровья. Человек и общество[Текст]/ Н.М. Амосов. – М.; Донецк., 2002. – 461 с.

4. Базарный В.Ф. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней: Методическое пособие для школьников[Текст]/В.Ф.Базарный. — М.: Академия, 2001. — 318 с.

5. Бароненко,В.А., Рапопорт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента[Текст]/ В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт. - М.:2003.

6. Белова, Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи [Текст]/ Н.И. Белова// СОЦИС. 2008. – № 4. – С. 84-86.

7. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе[текст]/ Воспитание школьников, 1994, № 2. – С.205.

8. Березовская Р.А., Никифоров Г. С. Отношение к здоровью // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: 2009. – С. 100 – 110

9. Болотова, Е.Л. Права ребенка в школе [Текст] / Е.Л. Болотова. –2-е изд., стер. – М.: Арсенал образования, 2011. – 92 с.

10. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье[Текст]/ И.И.Брехман. 2-е изд. - М.:1990. - 208 с.

11. Брехман И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. - JI., 1987-125 с,

12. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии[Текст]/В.М.Бехтерев. - М.: 1994. -398 с.

13. Валентик Ю.В. Характеристика состояния здоровья школьников за годы обучения в вузе. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей[Текст]/ Ю.В.Валентик. – Ижевск.:2008 - 40 – 41с.

14. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Создание валеологического пространства России как насущная задача обеспечения здоровья его граждан // Педагогические и медицинские проблемы валеологии,- Новосибирск, 1999. -С.60-62.

15. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья[Текст]/ . – СПб.: 2003. - 269 с.

16. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П.[Текст]/ – СПб., 2009.

17. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – М.: Академия, 2001. – 352 с.

18. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – М.: Академия, 2001. – 352 с.

19. Василькова, Т.А. Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие/ Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.

20. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни[Текст]/П.А.Виноградов, А.П.Душанин, В.И.Жолдак. – Москва.:1998.

21. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

22. Гигиена детей и подростков [Текст]/ Авт.: Г.Н. Сердюковская, А.Г. Сухарев, Е.М. Белостоцкая и др.; Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986. – 496 с

23. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни [Текст]/ Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. С.И.Горчак. - Кишинев.: 2009. – 19-39с.

24. Горбушина С.Н. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст]: учебное пособие/ С.Н. Горбушина. – Уфа: Восточный университет, 2000. – 152 с.

25. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория[Текст]/ В.В.Давидович, А.В. Чекалов. Валеология. - 1997, №1.

26. Дерюгина М.Ю. Педагогические условия формирования здоровья.

27. Журнал «Воспитание школьников»,№10, 2009.

28. Журнал «Педагогика», №1, 2009.

29.За здоровый образ жизни. Программа для учащихся общеобразовательных школ, учителей, родителей [Текст]/Амиров Н.Х., Иванов А.В., Давлетова Н.Х., Морозов Р.Г., Галеев К.А. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. – 72 с.ого образа жизни учащихся: Автореф., – М., 2007. – 15 с.

30. Змановская, Е.В. Девиантология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.В. Змановская. –М.: Академия, 2003. – 288 с.

31. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимашина. – М.: Академия, 2004. – 224 с.

32. Иванюшкин А.Я. Здоровье и болезнь [Текст]/А.Я.Иванюшкин. - Вестник АМН СССР.-М.: 1990 Т. 45,- N° 4,- С. 21-27.

33. Ишухина Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников[Текст]/ Е.В. Ишухина. - Автореф., Шуя, 2000.-24 с.

34. Казакова Т. Технология здоровьясбережения в образовательном учреждении: методическое пособие[Текст] / Татьяна Казакова. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.

35. Касаткин В.Н. Медико-психолого-педагогические программы укрепления здоровья детей: Автореф. дис. д-ра, мед. Наук[Текст]/В.Н.Касатин. - М.: 1999.-56 с.

36. Коростелев, Н.Б. Воспитание здорового школьника [Текст]: пособие для учителя/ Н.Б. Коростелев. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.

37. Куценко, Г.И. Книга о здоровом образе жизни [Текст]/ Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. – М.: Профиздат, 1987. – 256 с.

38. Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности : сб. науч. тр. участников Всерос. конф. [с междунар. участием] «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности», 12—13 сентября 2006 г., г. Балашов / под ред. А. В. Тимушкина. — Балашов : Николаев, 2006. — 196 с.

39. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения[Текст]/Ю.П.Лисицын. - М.: 1973.-455 с.

40. Маланцева О. Здоровье школьной среды [Текст]/ О. Маланцева// Социальная педагогика. – 2009. – № 2. – С. 85-87.

41. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.М. Митяева. – М.: Академия, 2008. – 144 с.

42. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации[Текст]/ Всероссийский конкурс проектов «Здоровая Россия»

43. Назарова Е.Н. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни [Текст]; учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2012. – 192 с.

44. Никифорова Г. С. Диагностика здоровья. Психологический практикум[Текст]/Г.С.Никифорова. - СПб.: Речь, 2007. - 950 с.

45. Никифорова Г. С. Практикум по психологии здоровья[Текст]/Г.С.Никифорова. – М.: 2005. – 352 с.

46. Перевозчикова Е.В. Педагогические основы формирования здорового образа жизни будущего учителя: Автореф.[Текст]/Е.В.Перевозчикова. – Шуя, 2001. – 20 с.

47. Петленко В. П. Формирование здорового образа жизни[Текст]/ В.П.Петленко. - Физкультура в школе. 2001, № 2. С. 55 - 57.

48. Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»// ОвД. Межведомственный информационный бюллетень, № 1, 2004.

49. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31.08.2006 № 30 «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях»// Российская газета, № 201 от 09.09.2006.

50. Рубанович В.Б. Основы здорового образа жизни [Текст]: учебное пособие/ В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 256 с.

51. Словарь по социальной педагогике [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

52. Словарь-справочник по педагогике [Текст]/ Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.

53. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.

54. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования [Текст]/А.Д.Степанов,Д.А.Изуткин. - Здравоохранение.: 1991.- № 5.

55. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.И. Соковня-Семенова. – М.: Академия, 2000. – 208 с.

56. Ушакова Т. Мы - за здоровый образ жизни.[Текст]/т.Ушакова. - Молодежная газета. - 2005. - № 38

57. Феррон Л. Формирование персональных ресурсов здоровья школьников [Текст]/ Л. Феррон// Социальная педагогика. – 2009. – № 2. – С. 69-76.

58. Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст]: учебно-методическое пособие/ Авт.-сост.: Л.В. Баль, С.Ф. Барканов, И.В. Звездина и др. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 192 с.

59. Черникова Е.Б. Управление развитием мотивации здорового образа жизни современного школьника[Текст]/Е.Б.Черникова. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе: Сборник материалов научной сессии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МГПУ. М.: Изд. Перспектива, 2007. С. 123-129. (0,35 п.л.).

60. Черникова Е.Б. Управление развитием мотивации здорового образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений // Взаимодействие педагогиче-ской науки и практики в обеспечении эффективности и качества образова-ния: Сборник материалов Х международной научно-практической конферен-ции. В 2 ч. Смоленск – Москва: Смоленский областной институт усовершен-ствования учителей, 2007. Ч. 1.С. 266- 273. (0,35 п.л.)

61. Черникова Е.Б. Об особенностях потребностно-мотивационной сферы здорового образа жизни школьников // Ресурсы развития современного уро-ка. Материалы XI международной научно-практической конференции в 4 ч. Киров: КИПКиПРО, 2008. Ч.2. С. 212-218. (0,35 п.л.).

62. Черникова Е.Б. Комплексный подход в системе управления развитием мо-тивации здорового образа жизни учащейся молодежи // Материалы Междуна-родной научной конференции «Воспитательная работа в ВУЗе: состояние, проблемы, перспективы развития». М.: МАНПО; Ярославль: Ремдер, 2009. С. 540-543. (0,25 п.л.).

63. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни [Текст]: учебное пособие/ Б.Н. Чумаков. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 416 с.

64. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений/ М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

65. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

66. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 класса [Текст]/ Т.А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с.

67. Царегородцев Г.И. Социально-гигиенические проблемы научно-технического прогресса [Текст]/Г.И.Царегородцев. - Диалектика в науках о природе и человеке: человек, общество, природа в век НТР,- М.: 1983. - 409-414с.

Покупка готовой работы
Тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по пропаганде здорового образа жизни школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 63
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика