Дипломная работа

«Пути повышения эффективности обучения математики в школе на основе использования новых информационных технологий»

  • 65 страниц(ы)
  • 2817 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ….3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ….6

1.1. Характеристика технологий обучения….6

1.2. Психолого-педагогические аспекты обучения по применению информационных технологий с использованием компьютерных продуктов учебного назначения…25

1.3. Использование информационных компьютерных продуктов учебного назначения на отдельных этапах обучения математике в средней школе…33

Выводы….44

Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…48

2.1.Критерии оценки использования информационных технологий в процессе изучения математики с использованием компьютерных продуктов учебного назначения…48

2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по применению информационных технологий в процессе изучения математики с использованием компьютерных продуктов….59

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация.61

Выводы…62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….65

Актуальность исследования. В современном мире новые технологии все больше внедряются в нашу жизнь. Использование компьютеров, средств наглядности и электронных систем чаще применяются в обучение учащихся всех возрастов. Компьютер в обучении выполняет следующие функции: технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические); дидактические (компьютер как тренажёр, репетитор, ассистент, устройство, моделирующее определённые ситуации; компьютер как средство, выполняющее функции: оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; компьютер как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, её активизации и стимулирования). Новые информационные технологии на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем: повышается интерес, мотивация учебной деятельности; осуществляется дифференцированный подход; каждый ученик становится субъектом процесса обучения; за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший; облегчается процесс контроля и оценки знаний; развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

К положительным моментам использования ИТ в образовании можно отнести:

• большая адаптация обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей развития самого обучения;

• возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета, поддержка адаптивных методов обучения;

• регулирование интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

• самоконтроль;

• возможности доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня

• наглядная форма представления изучаемого материала;

• модульный принцип построения учебного материала, позволяющий тиражировать отдельные части.

Отрицательные последовательности ИТ в образовании:

• психобиологические, влияющие на физического и психологическое состояние учащегося и формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;

• культурные, угрожающие самобытности обучаемых;

• социально-экономические, создающие нервные возможности получения качественного образования;

• политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;

• этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.

Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности обучения математики в школе с внедрением в учебный процесс информационных технологий.

Предмет исследования: пути повышения эффективности обучения математике на основе внедрения в образовательный процесс информационных технологий с использованием компьютерных продуктов.

Объект исследования: процесс обучения математике в школе.

Задачи исследования:

• Анализ методической, психолого-педагогической и математической литературы

• Выявить направления обучения в данной школе;

• Уточнить понятие компьютерный продукт учебного назначения и возможность применения их в обучении математике;

• Выявить эффективные пути применения на разных этапах урока математике информационных технологий;

• Экспериментально проверить эффективность применения информационных технологий в обучении математике на различных этапах урока.

Для решения сформулированных цели и задач исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической, методической и научно-математической литературы по проблеме исследования; анализ нормативно-правовой документации и учебных пособий; анкетирование; проведение эксперимента по проверке основных положений работы и статистические методы обработки его результатов.

Практическая значимость работы состоит в том, что уточнена методика применения информационных технологий с использованием компьютерных продуктов учебного назначения на разных этапах обучения математики.

Структура выпускной квалификационной работы определена логикой и последовательностью решения цели и задач исследования. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

1.1. Характеристика технологий обучения

Главной проблемой методики преподавания математики можно считать проблему правильного использования информационных технологий в обучении математике.

Информатизация, иными словами - внедрение компьютерных технологий во всевозможные сферы деятельности, является одним из основных факторов, вызванных развитием современной цивилизации. Впервые японскими учеными К.Коямой и И. Масудой в 70-х годах XX века, была выдвинута идея информатизации общества, ядром которой была возможность обеспечить людям доступ к верным источникам информации и достичь высокого уровня автоматизации производства с помощью компьютерных технологий. Предпосылкой создания такого информационного общества являются процессы, связанные с созданием и развитием информационных технологий, которые влекут за собой коренные изменения в сфере труда и занятости, в производстве и экономике, в социальной сфере и образовании. Основные этапы процесса информатизации были определены еще в начале 90-х гг. [19].

М.Ю.Тихонов отмечает: «Воздействие информатизации на судьбы человечества шире, чем воздействие промышленной революции и индустриализации, поскольку информатизация охватывает не только производительные силы, систему производства, но и духовную жизнь, культуру, науку, инженерно-проектировочную деятельность, в сущности, всю материальную, социальную и духовную сферы общества. Информатизация - это ответ на возрастающую сложность общения человека с Природой, на возрастающую сложность общественных отношений между людьми, на необходимость подчинения лавинообразных потоков информации смыслу и потребностям развития всей цивилизации»[37].

Владение информацией, ее содержание и объем, информационные технологии, информационные ресурсы и деятельность в сфере информации сегодня во многом определяют место и роль той или иной страны. И именно связка «образование (обучение и воспитание) – наука», в сущности, оказывается ведущим фактором в процессе информатизации современного общества, хотя эффективное управление процессом становления этой системы во многом сегодня остается теоретически неизученным явлением[37]. Важность процесса информатизации образования обуславливается тем, что системы образования призваны способствовать осуществлению основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Здесь чрезвычайно важна роль школы как базового звена образования. Школа является гарантом развития общества на перспективу.

«Информатизация образования» и «информатизация обучения» совершенно разные понятия. Первое, гораздо более широкое понятие, подразумевает применение компьютерной техники не только в качестве средства обучения или объекта изучения, но и для выполнения различных функций непосредственно не связанных с процессом обучения (ведение бухгалтерии, составление расписания и т.п.).

Проблема информатизации образования достаточно широко исследована в литературе. Эти вопросы изучают философы, педагоги, психологи, историки, специалисты в отдельных отраслях. Анализ литературы показывает, что во многих сферах образования произошли серьезные изменения, вызванные внедрением новых информационных технологий в учебный процесс.

Широкое внедрение компьютеров в процесс обучения различным учебным дисциплинам в школе обуславливается двумя основными причинами:

1. К органичному вхождению компьютерной техники в повседневную жизнь каждого человека надо готовиться еще в школе.

2. Внедрение компьютерной техники в учебный процесс является фактором существенного повышения его качества.

В свою очередь включение компьютеров в учебный процесс зависит от двух групп факторов.

Первая группа включает в себя факторы, определяющие состояние базы, на которой ведется подготовка специалистов:

политика, проводимая в сфере образования;

новые компьютерные технологии;

технические возможности компьютеров.

Но использование в учебном процессе даже самых современных компьютеров невозможно без соответствующих программных продуктов и методических разработок. Поэтому ко второй группе факторов, определяющей эффективность использования компьютеров в обучении, следует отнести:

разработка методик использования компьютеров в учебном процессе;

опыт применения компьютеров при обучении (в частности, математике);

состояние рынка образовательных программ.

В настоящее время, несмотря на ограниченное применение компьютеров, большинство исследователей, педагогов и методистов отмечают перспективы использования компьютерной техники не только для поиска информации, но и для реализации таких важных учебных целей как индивидуализация обучения, проведение контролирующих и тренировочных упражнений, активизация познавательных действий и т.д.

Проведенное исследование позволило подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы, согласно которой методически грамотное использование подготовленными учителями информационных технологий и качественных компьютерных продуктов учебного назначения позволит повысить эффективность процесса обучения учащихся математике и, следовательно, качество их знаний, а также является компонентой опережающего развития образования.

1. Автоматизированные обучающие средства на базе ЭВМ / под ред. д-ра техн. наук А.Э.Чернявского - Минск: Изд-во БГУ, 1980. - 197 с.

2. Антонова Т., Харитонов А. Новые возможности мультимедийного курса истории России // Тезисы VII международной конференции "Математика. Компьютер. Образование". М.: Прогресс-Традиция, 1999. - С.19.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 190 с.

5. Боревский Л.Я. Методические основы обучающих компьютерных программ // Математика. - 2002. - №31. - С. 14-17.

6. Брановский Ю.С. Новая дисциплина "Введение в педагогическую информатику в структуре многоуровневого педагогического образования" //Педагогическая информатика, - 1995. -№ 2. - С. 18-28.

7. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). - М., "Информ Пресс- 94", 1995.-220 с.

8. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

9. Глазков Ю.А. Программа-тренажер "Призмы" //Математика в школе. - 1993. - №5. - С.48-49.

10. Голубятников И.В. Основные принципы проектирования и применения мультимедийных обучающих систем. - М., Машиностроение, 1999. - 318 с.

11. Гришина О, Павлова О. Электронный "Курс математики" // Математика. - 2002. - №43. -С. 19-20.

12. Гурьева Т.Н. Школа на пути к мировому информационному пространству //Информатика и образование. - 1996. - №3. - С. 98-102.

13. Демушкин A.C., Кириллов А.И., Сливина H.A., Чубров Е.В., Кривошеев А.О., Фомин С.С. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование. - 1995. - №3. - С. 15-22.

14. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М. Индивидуальность школьника и компьютер/ Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология", М.: Знание, 1990. -№9.-80 с.

15. Зуев Д.Д. Проблема программирования активизации дидактических функций современного школьного учебника в процессе его создания // Проблемы школьного учебника. - М., 1980. - Вып.8. - С.282-283.

16. Ковальская Е. Математика-абитуриенту. //Математика. - 2002. - №7. - С.4.

17. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Федорова Н.Е. О создании курса математики для школ и классов экономического направления. //Математика в школе. - 1993. - №3. - С.43-45.

18. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник / под ред. Гриценко В.И., Довгялло A.M., Савельева А.Я. - Киев: "Наукова думка", 1999. - 213 с.

19. Концепция информатизации образования //Информатика и образование. - 1990. - №1. - С.3-9.

20. Кругликов С. Компьютерная программа "Курс математики 2000" и новые возможности в учебном процессе // Математика. - 2001. - № 33. - С.27-28.

21. Лаутербах Р., Фрей К. Программное обеспечение процесса обучения // "Перспективы". - 1988. - №4. - С.70-79.

22. Лычагин М.В., Мирокосецкий Н.Б., Перфильев A.A. Электронный учебник по управлению предприятием // межвуз. сборник научных трудов "ЭВМ в учебном процессе". - Новосибирск, НГУ, 1990. - С. 110-125.

23. Ляудис В.Я., Тихомиров O.K. Психология и практика автоматизированного обучения //Вопросы психологии. - 1983. - №6. - С. 16-27.

24. Макаренко A.C. Избранные педагогические произведения. - М.: Учпедгиз, 1946. - Т.1. - С. 262-340.

25. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

26. Микрокомпьютеры в системе школьного образования США // Новости науки и техники. Обзор. М., 1985.

27. Мирская А., Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика // Информатика и образование. - 1987. - №6. - С.49-53.

28. Монахов В.М. Перспективы разработки и внедрения НИТ обучения на уроках математике // Математика в школе. - 1991. - №3. - С.58-61.

29. Нельсон Т. Информационные системы будущего // Информационный поиск: сб. материалов. - М.: Воениздат, 1970. - С. 217-288.

30. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: "Школа-Пресс", 1994.-205 с.

31. Розов Н.Х., Савин А.П. Лабораторные работы. по геометрии? Да! // Математика в школе. - 1994. - №6. - С.52-54.

32. Саранцев Г.И. Система задач на геометрические преобразования в курсе математики восьмилетней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1972. - 19 с.

33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

34. Соколов A.B. Тема равенство треугольников обрабатывается на компьютере //Математика в школе. - 1993. - №5. - С.51.

Примечания к работе

К работе прилагается презентация.

Покупка готовой работы
Тема: «Пути повышения эффективности обучения математики в школе на основе использования новых информационных технологий»
Раздел: Математика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 65
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика