Реферат
«Значение научно-технической революции»
- 24 страниц
1. Социально-экономическое положение стран мира на кануне НТР 3
2. Научно-техническая революция и ее значение 5
3. НТР в обществе и искусстве 12
4. Новейшая революция в естествознании 17
Литература 23
1.1 Социально-экономическое положение стран мира на кануне НТР.
Прогрессом можно называть только такое развитие, при котором возрас-тает число возможностей, открытых перед людьми, или, иными словами, при котором возрастает степень их свободы. Если принять такое определение прогресса, то прилагательное ''технический'' перед словом ''прогресс'' стано-вится избыточным, поскольку только технический прогресс является истин-ным прогрессом. Так называемый ''моральный прогресс'', при котором чело-век накладывает на свое поведение дополнительные ограничения, или ''социальный прогресс'', при котором все больше проблем перед обществом решаться социально-психологическими способами, не могут считаться на-стоящим прогрессом, ибо ведут к ограничению свободы. Научный и техни-ческий прогресс впервые начали сближаться в 16-18 веках, когда мануфак-турное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теорети-ческого и экспериментального решения практических задач.
Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века, в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Наука и техника начали взаим-но стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общест-ва, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.
1.2 Предпосылки НТР.
Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта: самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстры-ми паровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отда-ленной глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых стран. Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая ни-щета и отсталость, да впрочем, в метрополиях все было далеко не так благо-получно. В связи с развитием техники и транспорта мир познал, что такое безработица и кризис перепроизводства, засилье только что появившихся монополий. К тому же, ряд государств (к примеру, Германия) не успели к разделу колоний, и начало крупномасштабных войн было лишь вопросом времени. Научно-технический прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу. Создаются все более разрушительные виды вооружений, которые сначала были опробованы в локальных конфликтах (таких как русско-японская война), а затем применены во время первой Ми-ровой Войны. Первая Мировая произвела огромный переворот в обществен-ном сознании.
Всеобщий оптимизм начала ХХ века под влиянием ужасов войны, по-нижения уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и голода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств, падение значения духовных ценностей - все это было свойст-венно не только Германии, проигравшей войну, но и странам-победительницам.
Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после войны и революцией в России, привело к небывалой до этого демократиза-ции.
Однако вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия. Не-правильная экономическая политика приводит многие страны мира сначала к биржевому, а затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности этот кризис не имел себе равных: в США за 4 года производство сократилось на треть, а каждый четвертый стал безработным. Все это привело к очеред-ному всплеску пессимизма и разочарования. Демократическая волна уступи-ла место тоталитаризму и росту государственного вмешательства. Фашист-ские режимы, установившиеся в Германии и Италии, увеличив число воен-ных заказов, избавили свои страны от безработицы, чем завоевали огромную популярность в народе. Униженная Германия увидела в Гитлере лидера, спо-собного поднять страну с колен. Окрепший Советский Союз также начал ак-тивную милитаризацию и был готов ликвидировать унизительные последст-вия Брестского мира. Таким образом, очередной глобальный конфликт был неизбежен. Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества.
В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75 миллионов человек, то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствия еще долго будут влиять на жизнь последующих поколений, но, как это не па-радоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, именно с изо-бретения разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в раз-витии человечества.
2. Научно-техническая революция и ее значение
2.1 НТР.
Научно-техническая революция, коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор раз-вития общественного производства. В ходе НТР, начало которой относится к середине XX в., бурно развивается и завершается процесс превращения нау-ки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, струк-туру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.
Научно-техническая революция является закономерным этапом челове-ческой истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к комму-низму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны.
2.2 Составляющие НТР:
а) Процесс интеграции науки и производства.
Во-первых, научно-техническая революция характеризуется глубоким процессом интеграции науки и производства, притом такой интеграции, что производство постепенно превращается как бы в технологический цех науки. Формируется единый поток - от научной идеи через научно-технические раз-работки и опытные образцы к новым технологиям и массовому производст-ву. Повсеместно идет процесс инновации, возникновение нового и его бы-строе продвижение в практику. Резко усиливается процесс обновления и производственного аппарата, и выпускаемой продукции. Новые технологии и новые изделия становятся воплощением все более современных достижений науки и техники. Все это приводит к кардинальным изменениям в факторах и источниках экономического роста, в структуре экономики и ее динамизме.
Когда говорят о научно-технической революции, то в первую очередь подразумевают именно процесс интеграции науки и производства. Однако было бы неправильно все сводить только к этой, на наш взгляд, первой со-ставляющей современной НТР.
б) Революция в подготовке кадров.
Во-вторых, понятие «научно-техническая революция» включает в себя революцию в подготовке кадров по всей системе образования. Новая техника и технология требуют нового работника — более культурного и образован-ного, гибко приспосабливающегося к техническим нововведениям, высоко дисциплинированного, имеющего к тому же навыки коллективного труда, что является характерной чертой новых технических систем.
в) Революция в организации труда в системе управления.
В-третьих, важнейшей составляющей НТР является подлинная револю-ция в организации производства и труда, в системе управления. Новой тех-нике и технологии соответствует и новая организация производства и труда. Ведь современные технологические системы обычно базируются на взаимо-связанной цепочке оборудования, на котором работает и которое обслужива-ет довольно разносторонний коллектив. В связи с этим выдвигаются новые требования к организации коллективного труда. Поскольку процессы иссле-дования, конструирования, проектирования и производства неразрывно свя-заны между собой, переплетаются и взаимно проникают друг в друга, перед управлением стоит сложнейшая задача - связать воедино все эти этапы. Сложность производства в современных условиях многократно возрастает, и чтобы соответствовать ему, само управление переводится на научную основу и на новую техническую базу в виде современной электронно-вычислительной, коммуникационной и организационной техники.
2.3 Требования НТР.
Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и орга-низованности работников. Об этом свидетельствуют следующие факты: чис-ленность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 году достиг-нет 10 миллионов человек; в настоящее время в вузах обучается 70 миллио-нов студентов. Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к ре-гулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную кон-цепцию, известную как непрерывное образование. Также тенденцией в об-ласти образования становится его гуманизация . Это во многом вызвано за-меной человека машиной в монотонном процессе промышленного производ-ства и его переориентировкой на более творческие виды деятельности.
2.4 Повышение темпов экономического роста.
В результате НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста ВНП в 1945-1970 годах объясняется ростом производительности труда и лишь 32% ростом трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономи-ческого роста (см. табл.). Во многом именно благодаря этому фактору на западе смогли построить так называемое государство благоденствия, когда при сохранении демократических прав и свобод и рыночной экономики гражданам гарантируется определенный уровень социального обеспечения и благосостояния. Во многих капиталистических странах мира это привело к росту роли государства, которое, по мнению сформировавшемуся в обществе после войны, должно взять заботу о своих нуждающихся гражданах на себя.
Научно-технический переворот революционизирует сельскохозяйствен-ное производство, превращая сельскохозяйственный труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способ-ствует интенсивной урбанизации7, а развитие средств массовой коммуника-ции и современного транспорта способствует интернационализации культур-ной жизни.
В процессе НТР в новую фазу вступают отношения общества и природы. Неконтролируемое воздействие технической цивилизации на природу приво-дит к серьёзным вредным последствиям. Поэтому человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени, должен превра-титься в подлинного хозяина природы, заботящегося о сохранении и умно-жении её богатств. Перед человечеством во весь рост встала так называемая "экологическая проблема", или задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания.
В условиях НТР возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие обществен-ных, естественных и технических наук, их органическое единство, которое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности общественного производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ НТР.
Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе НТР в различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, воз-можности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсив-но развивающихся сферах труда.
Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой Научно-техническая революция, с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий, как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.
Подлинным носителем НТР выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным клас-сом, заинтересованным в последовательном, полном развитии НТР. При ка-питализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капита-листических отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития НТР в интересах всех трудящихся.
НТР создаёт предпосылки для коренного изменения характера производ-ства и функций главной производительной силы - трудящихся. Она предъяв-ляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллек-туальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и лич-ной ответственности в труде. Содержанием труда постепенно станет кон-троль и управление производством, раскрытие и использование законов при-роды, разработка и введение прогрессивной технологии, новых материалов и видов энергии, орудий и средств труда, преобразование среды жизни людей. Необходимым условием этого является социальное освобождение трудящих-ся, развитие человеческого фактора НТР - повышение образования и общей культуры всех членов общества, создание неограниченного простора для все-стороннего развития человека, которое может быть обеспечено только в про-цессе построения коммунизма.
1. Бердяев Н.А. Человек и машина. (Проблема философии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. N. 3.
2. Горелов А.А. Концепции Современного естествознания, Москва. 1997
3. Долан Д. Макроэкономика. Санкт-Петербург. Литера плюс .1996
4. История: Большой справочник для школьников и поступающих в ву-зы/В. Н. Амбаров, П. Андреев, С. Г. Антоненко и др. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.
5. Кун Т., Структура научных революций, М., Прогресс, 1977
6. Материалы газеты «Известия» за октябрь-декабрь 1997
7. Медведев В.А. Политическая экономия. - М.: Финансы и статистика 1990. - 388 с.
8. Печенкин А.А., Обоснование научной теории. Классика и современ-ность., М., Наука, 1991
9. Порус В.Н., Рыцарь Ratio//Вопросы философии, 1995, №4, стр.127-134
10. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания, Москва, 1997
11. Фонотов А.Г. От мобилизационного общества к инновационному. М.: Наука, 1993.
12. Фонотов А.Г. Ресурсный потенциал: планирование, управление. М.: Экономика, 1985.
13. Человек и Общество. Современный мир. Учебник для 11 класса. Под редакцией В.И. Купцова .Москва . Просвещение. 1994
14. Эзер Э., Динамика теорий и фазовые переходы//Вопросы философии, 1995, №10, стр.37-44
15. Экономикс. Р.Макконнел, Л.Брю .11-е издание. Москва. Издательство «Республика» . 1995.
Тема: | «Значение научно-технической революции» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Научная деятельность М.В. Ломоносова и его вклад в становление научно-технической интеллигенции
Курсовая работа:
Научно-техническа революция
Контрольная работа:
Научно-технический прогресс в развитии туристской отрасли. Спортивно-оздоровительные комплексы при средствах размещения, нормы площадей.
Реферат:
Экологизация техники и технических наук
Аттестационная работа:
Особенности перевода технического текста