Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Значение научно-технической революции» - Реферат

  • 24 страниц(ы)
фото автора

Автор: navip

Содержание

1. Социально-экономическое положение стран мира на кануне НТР 3

2. Научно-техническая революция и ее значение 5

3. НТР в обществе и искусстве 12

4. Новейшая революция в естествознании 17

Литература 23


Введение

1.1 Социально-экономическое положение стран мира на кануне НТР.

Прогрессом можно называть только такое развитие, при котором возрас-тает число возможностей, открытых перед людьми, или, иными словами, при котором возрастает степень их свободы. Если принять такое определение прогресса, то прилагательное ''технический'' перед словом ''прогресс'' стано-вится избыточным, поскольку только технический прогресс является истин-ным прогрессом. Так называемый ''моральный прогресс'', при котором чело-век накладывает на свое поведение дополнительные ограничения, или ''социальный прогресс'', при котором все больше проблем перед обществом решаться социально-психологическими способами, не могут считаться на-стоящим прогрессом, ибо ведут к ограничению свободы. Научный и техни-ческий прогресс впервые начали сближаться в 16-18 веках, когда мануфак-турное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теорети-ческого и экспериментального решения практических задач.

Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века, в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Наука и техника начали взаим-но стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общест-ва, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.

1.2 Предпосылки НТР.

Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта: самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстры-ми паровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отда-ленной глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых стран. Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая ни-щета и отсталость, да впрочем, в метрополиях все было далеко не так благо-получно. В связи с развитием техники и транспорта мир познал, что такое безработица и кризис перепроизводства, засилье только что появившихся монополий. К тому же, ряд государств (к примеру, Германия) не успели к разделу колоний, и начало крупномасштабных войн было лишь вопросом времени. Научно-технический прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу. Создаются все более разрушительные виды вооружений, которые сначала были опробованы в локальных конфликтах (таких как русско-японская война), а затем применены во время первой Ми-ровой Войны. Первая Мировая произвела огромный переворот в обществен-ном сознании.

Всеобщий оптимизм начала ХХ века под влиянием ужасов войны, по-нижения уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и голода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств, падение значения духовных ценностей - все это было свойст-венно не только Германии, проигравшей войну, но и странам-победительницам.

Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после войны и революцией в России, привело к небывалой до этого демократиза-ции.

Однако вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия. Не-правильная экономическая политика приводит многие страны мира сначала к биржевому, а затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности этот кризис не имел себе равных: в США за 4 года производство сократилось на треть, а каждый четвертый стал безработным. Все это привело к очеред-ному всплеску пессимизма и разочарования. Демократическая волна уступи-ла место тоталитаризму и росту государственного вмешательства. Фашист-ские режимы, установившиеся в Германии и Италии, увеличив число воен-ных заказов, избавили свои страны от безработицы, чем завоевали огромную популярность в народе. Униженная Германия увидела в Гитлере лидера, спо-собного поднять страну с колен. Окрепший Советский Союз также начал ак-тивную милитаризацию и был готов ликвидировать унизительные последст-вия Брестского мира. Таким образом, очередной глобальный конфликт был неизбежен. Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества.

В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75 миллионов человек, то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствия еще долго будут влиять на жизнь последующих поколений, но, как это не па-радоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, именно с изо-бретения разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в раз-витии человечества.

2. Научно-техническая революция и ее значение

2.1 НТР.

Научно-техническая революция, коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор раз-вития общественного производства. В ходе НТР, начало которой относится к середине XX в., бурно развивается и завершается процесс превращения нау-ки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, струк-туру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.

Научно-техническая революция является закономерным этапом челове-ческой истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к комму-низму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны.

2.2 Составляющие НТР:

а) Процесс интеграции науки и производства.

Во-первых, научно-техническая революция характеризуется глубоким процессом интеграции науки и производства, притом такой интеграции, что производство постепенно превращается как бы в технологический цех науки. Формируется единый поток - от научной идеи через научно-технические раз-работки и опытные образцы к новым технологиям и массовому производст-ву. Повсеместно идет процесс инновации, возникновение нового и его бы-строе продвижение в практику. Резко усиливается процесс обновления и производственного аппарата, и выпускаемой продукции. Новые технологии и новые изделия становятся воплощением все более современных достижений науки и техники. Все это приводит к кардинальным изменениям в факторах и источниках экономического роста, в структуре экономики и ее динамизме.

Когда говорят о научно-технической революции, то в первую очередь подразумевают именно процесс интеграции науки и производства. Однако было бы неправильно все сводить только к этой, на наш взгляд, первой со-ставляющей современной НТР.

б) Революция в подготовке кадров.

Во-вторых, понятие «научно-техническая революция» включает в себя революцию в подготовке кадров по всей системе образования. Новая техника и технология требуют нового работника — более культурного и образован-ного, гибко приспосабливающегося к техническим нововведениям, высоко дисциплинированного, имеющего к тому же навыки коллективного труда, что является характерной чертой новых технических систем.

в) Революция в организации труда в системе управления.

В-третьих, важнейшей составляющей НТР является подлинная револю-ция в организации производства и труда, в системе управления. Новой тех-нике и технологии соответствует и новая организация производства и труда. Ведь современные технологические системы обычно базируются на взаимо-связанной цепочке оборудования, на котором работает и которое обслужива-ет довольно разносторонний коллектив. В связи с этим выдвигаются новые требования к организации коллективного труда. Поскольку процессы иссле-дования, конструирования, проектирования и производства неразрывно свя-заны между собой, переплетаются и взаимно проникают друг в друга, перед управлением стоит сложнейшая задача - связать воедино все эти этапы. Сложность производства в современных условиях многократно возрастает, и чтобы соответствовать ему, само управление переводится на научную основу и на новую техническую базу в виде современной электронно-вычислительной, коммуникационной и организационной техники.

2.3 Требования НТР.

Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и орга-низованности работников. Об этом свидетельствуют следующие факты: чис-ленность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 году достиг-нет 10 миллионов человек; в настоящее время в вузах обучается 70 миллио-нов студентов. Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к ре-гулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную кон-цепцию, известную как непрерывное образование. Также тенденцией в об-ласти образования становится его гуманизация . Это во многом вызвано за-меной человека машиной в монотонном процессе промышленного производ-ства и его переориентировкой на более творческие виды деятельности.

2.4 Повышение темпов экономического роста.

В результате НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста ВНП в 1945-1970 годах объясняется ростом производительности труда и лишь 32% ростом трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономи-ческого роста (см. табл.). Во многом именно благодаря этому фактору на западе смогли построить так называемое государство благоденствия, когда при сохранении демократических прав и свобод и рыночной экономики гражданам гарантируется определенный уровень социального обеспечения и благосостояния. Во многих капиталистических странах мира это привело к росту роли государства, которое, по мнению сформировавшемуся в обществе после войны, должно взять заботу о своих нуждающихся гражданах на себя.


Заключение

Научно-технический переворот революционизирует сельскохозяйствен-ное производство, превращая сельскохозяйственный труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способ-ствует интенсивной урбанизации7, а развитие средств массовой коммуника-ции и современного транспорта способствует интернационализации культур-ной жизни.

В процессе НТР в новую фазу вступают отношения общества и природы. Неконтролируемое воздействие технической цивилизации на природу приво-дит к серьёзным вредным последствиям. Поэтому человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени, должен превра-титься в подлинного хозяина природы, заботящегося о сохранении и умно-жении её богатств. Перед человечеством во весь рост встала так называемая "экологическая проблема", или задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания.

В условиях НТР возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие обществен-ных, естественных и технических наук, их органическое единство, которое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности общественного производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ НТР.

Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе НТР в различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, воз-можности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсив-но развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой Научно-техническая революция, с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий, как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.

Подлинным носителем НТР выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным клас-сом, заинтересованным в последовательном, полном развитии НТР. При ка-питализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капита-листических отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития НТР в интересах всех трудящихся.

НТР создаёт предпосылки для коренного изменения характера производ-ства и функций главной производительной силы - трудящихся. Она предъяв-ляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллек-туальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и лич-ной ответственности в труде. Содержанием труда постепенно станет кон-троль и управление производством, раскрытие и использование законов при-роды, разработка и введение прогрессивной технологии, новых материалов и видов энергии, орудий и средств труда, преобразование среды жизни людей. Необходимым условием этого является социальное освобождение трудящих-ся, развитие человеческого фактора НТР - повышение образования и общей культуры всех членов общества, создание неограниченного простора для все-стороннего развития человека, которое может быть обеспечено только в про-цессе построения коммунизма.


Список литературы

1. Бердяев Н.А. Человек и машина. (Проблема философии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. N. 3.

2. Горелов А.А. Концепции Современного естествознания, Москва. 1997

3. Долан Д. Макроэкономика. Санкт-Петербург. Литера плюс .1996

4. История: Большой справочник для школьников и поступающих в ву-зы/В. Н. Амбаров, П. Андреев, С. Г. Антоненко и др. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.

5. Кун Т., Структура научных революций, М., Прогресс, 1977

6. Материалы газеты «Известия» за октябрь-декабрь 1997

7. Медведев В.А. Политическая экономия. - М.: Финансы и статистика 1990. - 388 с.

8. Печенкин А.А., Обоснование научной теории. Классика и современ-ность., М., Наука, 1991

9. Порус В.Н., Рыцарь Ratio//Вопросы философии, 1995, №4, стр.127-134

10. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания, Москва, 1997

11. Фонотов А.Г. От мобилизационного общества к инновационному. М.: Наука, 1993.

12. Фонотов А.Г. Ресурсный потенциал: планирование, управление. М.: Экономика, 1985.

13. Человек и Общество. Современный мир. Учебник для 11 класса. Под редакцией В.И. Купцова .Москва . Просвещение. 1994

14. Эзер Э., Динамика теорий и фазовые переходы//Вопросы философии, 1995, №10, стр.37-44

15. Экономикс. Р.Макконнел, Л.Брю .11-е издание. Москва. Издательство «Республика» . 1995.


Тема: «Значение научно-технической революции»
Раздел: Экономика
Тип: Реферат
Страниц: 24
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика