Дипломная работа

«Здоровьесберегающие технологии в организации вокально-хоровой деятельности учащихся»

  • 80 страниц
Содержание

Введение…1

Глава 1 Психолого-педагогические основы здоровьесберегающих технологий в организации вокально-хоровой деятельности учащихся…8

1.1 Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы….8

1.2 Специфика вокально-хоровой деятельности учащихся в системе дополнительного музыкального образования…17

Выводы по первой главе….26

Глава 2 Экспериментальная работа по реализации здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности учащихся….27

2.1 Содержание, формы и методы реализации здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности учащихся…27

2.2 Организация педагогического эксперимента и его результаты…34

Выводы по второй главе….48

Заключение….…51

Список используемой литературы….…52

Приложение 1….57

Приложение 2….72

Введение

Актуальность темы. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя» [51, 49].

На современном этапе, рассматривая проблемы сохранения здоровья детей, В.Г.Алямовская, А.С.Галанов, М.Ю.Картушина, В.Т.Кудрявцев, М.И.Чистякова констатируют, что она не только не теряет своей актуальности, а более того имеет тенденцию к нарастанию.

По данным Института возрастной физиологии РАО существующая система школьного образования создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней [1].

Музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом. Музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. Об этом писали еще древнегреческие ученые, философы. Аристотель, Платон, Пифагор считали музыку средством воздействия на психику человека, способом его гармонизации с общественной жизнью.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Этому посвящено много трудов. К примеру, Л.П.Новицкая, А.Я.Дорман отмечали влияние музыки на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие. Исследования В.И.Петрушина, И.М.Гриневой, выявили положительное влияние музыки на эмоциональную сферу человека.

Особое значение в этом процессе приобретают занятия вокалом, уроки пения. Пение не только развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус, но и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, расширяет детский кругозор, развивает социально-личностные и коммуникативные качества, помогает организовать и объединить детский коллектив. Коллективное пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения.

Здоровьесберегающей организации вокально-хоровой деятельности посвящены достаточное количество трудов. К примеру, воспитанию и охране детского голоса – В.А.Багадурова, Е.М.Малининой, В.В.Емельянова, формированию певческих навыков – Н.Д.Орловой, Г.П.Стуловой, Л.А.Венгрус [38, 50].

В научных трудах С.А.Шушарджан, М.С.Осенневой, Л.А.Безбородовой отмечено, что регулярные занятия вокалом, уроки пения укрепляют организм ребенка, формируют правильное дыхание, правильную осанку, развивают легкие и голосовой аппарат, воспитывают такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего развития ребенка [8, 58].

Итак, огромный воспитательный потенциал музыки в формировании здоровой, всесторонне развитой личности, с одной стороны, а с другой – недостаточная разработанность здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности учащихся свидетельствуют о высокой степени актуальности выдвинутой проблемы.

По нашему мнению, необходимо так организовать вокально-хоровую работу, чтобы педагог на каждом музыкальном занятий не только способствовал сохранению здоровья учащихся, но и формировал это здоровье. Для этого следует максимально раскрыть возможности педагогики в аспекте здоровьесбережения, показать теоретические основы здоровьесберегающей педагогики, а также направления внедрения их в практику современной школы.

Исходя из актуальности, мы определили тему нашего исследования: «Здоровьесберегающие технологии в организации вокально-хоровой деятельности учащихся».

Цель исследования – выявить содержание, формы и методы реализации здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности учащихся.

Объектом исследования является процесс дополнительного музыкального образования.

Предметом исследования является здоровьесберегающие технологии в организации вокально-хоровой деятельности учащихся.

Для достижения цели поставлены задачи:

1. раскрыть психолого-педагогические основы здоровьесберегающих технологий, вокально-хоровой деятельности учащихся;

2. выявить специфику вокально-хоровой деятельности учащихся в системе дополнительного образования;

3. разработать содержание, формы и методы реализации здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности учащихся;

4. подвести итоги эксперимента и проанализировать результаты.

Гипотеза исследования состоит в том, что охрана и развитие голоса у учащихся будет успешной, если в процесс вокально-хоровой деятельности будут внедрены здоровьесберегающие технологии, в том числе валеологические песни, дыхательная и артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, музыкотерапия и игровой массаж.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- теории личностно-ориентированного подхода (Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков и др.);

- теории здоровьесберегающего подхода (В.И.Ковалько, Н.К.Смирнова, В.В.Сериковой и др.);

- теории и методики музыкального образования (Д.Б.Кабалевского, Л.В.Школяр);

- методы вокально-хоровой работы с учащимися (Л.А.Безбородовой, Л.Г.Дмитриевой, В.М.Никитиной, Г.П.Стуловой, Н.М.Черноиваненко и др.);

- теории охраны и развития детского голоса (Е.И.Алмазова, Е.М.Барвинской).

Методами исследования данной работы является теоретический анализ литературы, описательный метод, метод обобщения, метод наблюдения, эксперимент, беседа.

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании содержания, форм и методов реализации здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты эксперимента, разработанный комплекс упражнений может быть применён преподавателями, учителями на уроках музыки в общеобразовательных школах и на музыкальных занятиях в учреждениях дополнительного образования.

Структура выпускной квалификационной работы: Работа включает введение, две главы, заключения к главам, список использованной литературы и приложения.

Фрагмент работы

Глава I Психолого-педагогические основы здоровьесберегающих технологий в организации вокально-хоровой деятельности учащихся

1.1 Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

Состояние здоровья ребенка, процесс социально-психологической адаптации, нормального роста и развития в первую очередь зависят от среды, в которой живет ребенок. Для человека от 6 до 17 летнего возраста данной средой является система образования. В образовательных учреждениях ребенок проводит более 70 % времени своего бодрствования [1].

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

• стрессовая педагогическая тактика;

• несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

• несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

• недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

• провалы в существующей системе физического воспитания;

• интенсификация учебного процесса;

• функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

• частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

• отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [1].

Анализируя школьные факторы риска, можно сделать вывод о том, что многие проблемы здоровья учеников могут решаться в процессе ежедневной практической деятельности учителя, то есть непосредственно связано с его профессиональной деятельностью. Для этого учитель должен находит резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся [12, 24].

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению И.Г.Абрамовой, здоровьезатратным считается такое обучение, которое ведет к перегрузке обучаемых и обучающих, к ослаблению их здоровья [2, 145].

По определению Н.К.Смирнова, здоровьесберегающие технологии – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью [46, 17].

К.В.Петров к основным функциям здоровьесберегающих технологий относит следующие:

1.Формирующая функция реализовывается на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. Формирование личности зависит от наследственных факторов, определяющих индивидуальные физические и психические свойства.

2.Информативно-коммуникативная функция способствует трансляции опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

3.Диагностическая функция предполагает мониторинг развития учеников для прогноза и контроля усилий и направленности действий учителя в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

4.Рефлексивная функция переосмысление предшествующего личностного опыта, для сохранения и приумножения здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

5.Интегративная функция объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения [40, 21].

Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:

• комплексность;

• системность;

• целостность;

• динамичность (повторяемость);

• репрезентативность;

• методическое единство.

В соответствии с поставленными задачами рассмотрим данные принципы более подробно.

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика.

Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования.

Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников.

Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов учащихся.

Методическое единство – непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.

Существуют различные виды здоровьесберегающих технологий, поэтому выделяется их классификация.

Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К.Смирновым. Классифицировать здоровьесберегающие технологии используемые в образовательной системе можно на основании использования различных подходов к охране здоровья, разных методов и форм работы:

• медико-гигиенические технологии (МГТ)

• физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

• экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

• технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

• здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);

ЗОТ подразделяются на 3 три подгруппы:

• организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

• психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

• учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей [46, 45].

По мнению Н.К.Смирнова, отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

• социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

• лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

В.С.Попов выделяет иную классификацию здоровьесберегающих технологий, где основанием для этого является характер действия.

По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

• защитно-профилактические;

• компенсаторно-нейтрализующие;

• стимулирующие;

• информационно-обучающие [42, 240].

Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение 2 типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических [25, 18].

Главными задачами организационных технологий является создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезадаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки.

К главным задачам, решаемым с помощью психолого-педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий относятся все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого-педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:

• объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;

• необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;

• ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

• целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;

• содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Заключение

Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности.

Вопросы организации здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении и внедрения здоровьесберегающих технологий актуальны для педагогов. Исследования современных ученых доказывают позитивное влияние музыки на развитие личности.

В вокально-хоровой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка.

Здоровьесберегающие технологии реализуются через валеологические песни, дыхательную и артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения и др.

Анализ теоретической и методической литературы позволил разработать цикл вокально-хоровых занятий с использованием здоровьесберегающих технологий. Экспериментальная работа проводилась с учащимися от 8 до 12 лет в количестве 17 человек.

На констатирующем этапе проведена диагностика по выявлению уровня формирования и развития певческих способностей учащихся, уровня охраны и сохранения здоровья вокального голоса.

На формирующем этапе определены цели и задачи, описано содержание вокально-хоровой работы с использованием здоровьесберегающих технологий, проведены вокально-хоровые занятия.

На контрольном этапе проведена повторная диагностика. Интерпретация и анализ результатов показал повышение уровня знаний и умений учащихся в области вокально-хоровой деятельности, развитие певческих способностей учащихся.

Это свидетельствует об эффективности применения и реализаций здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности для развития вокально-хоровых навыков.

Список литературы

1. Абрамова И.Г. Риск в профессии учителя. - СПб.: Образование, 1994.- 336 с.

2. Алмазов Е.И. Об анатомо-физиологических особенностях детского певческого возраста //Дошкольное воспитание. - 1991. -№5.-С.31-32.

3. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. - Н.Новгород, 1999. - 126 с.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.

5. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. -100с.

6. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М., 2000. - 147 с.

7. Барвинская Е.М. Сборник упражнений для развития голоса на начальном этапе обучения: в 2х частях (I ч. - 52 е., II ч. - 85 с.) - Липецк, 2007. - 137 с.

8. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М.:Академиа, 2002. - 193 с.

9. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - №4. – 47 с.

10. Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова. - Мн.: Книжный дом, 1999. - 217 с.

11. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. - М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001. - 144 с.

12. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. - 2004. - №1. - С.21-26.

13. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное пение. - СПб: Музыка, 2000. - 321 с.

14. Галанов А.С. Игры для укрепления здоровья малышей. – М.: Стрекоза, 2012. - 64 с.

15. Глинка М.И. Упражнения для уравнения и совершенствования гибкости голоса. - М., 1988. - 98 с.

16. Гринева И. М. Изучение особенностей музыкального восприятия у детей. - Л., 1991. - 118 с.

17. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1989. - 216 с.

18. Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. - Санкт-Петербург: Лань. Планета музыки, 2007. - 112 с.

19. Долматов Н. А. Система относительной сольмизации, применяемая кафедрой теории и истории музыки. – М.: МПГИ им. Ленина, 1983. – 35с.

20. Дорман А.Я., Головина Е.В. «Влияние когнитивно-стилевых характеристик на показатели сенсорного исполнения» // Современная психология: состояние и перспективы. Том 1. Изд-во «Институт психологии РАН». - М., 2002. - C .100-102

21. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 1997. - 315 с.

22. Жданова Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1980. - Вып. 13. - 267 с.

23. Калиш И.В. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000

24. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 63 с.

25. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Учебное пособие - Москва: «ВАКО», 2004. - 193 с.

26. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе. - 2005.-№5.-С.50-55.

27. Косинова Е.М. Артикуляционная гимнастика. - М.: Эксмо, 2007. – 64 с.

28. Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления.- М.: Линка-Пересс, 2000. - 174 с.

29. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005. - 289 с.

30. Лазарев М.Л. Здравствуй: Оздоровительно-развивающая программа. - М.: Издательство «Мнемозина», 2004. - 118 с.

31. Лобанова Е.А. Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки//Образование в современной школе. - 2005. - №9. - С.44-57.

32. Маслов А.М., «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики» - М., 1983. - 78 с.

33. Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей / Под ред. Д.Б.Кабалевского. - М., 1980. - 201 с.

34. Музыкальное образование в школе. Под ред. Л.В. Школяр.- М.:Академиа, 2001. - 149 с.

35. Никитина В.М. Учимся музыке Репертуар для хора и для фп.: Для учителей музыки общеобразоват. шк. - СПб., 1996. - 316 с.

36. Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал. 1997. № 6. - С. 65-69 С.

37. Огородов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. Методическое пособие. - М. , 1982 г. - 168 с.

38. Орлова Н.Д., Алиев Ю.Б. Хоровое пение. В кн.: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. - М., 1981. - 145 с.

39. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академиа, 2001.- 318 с.

40. Петров К.В. Здоровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников. - 2005. - №2.-С.19-22.

41. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2002. - 432 с.

42. Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодко М.Р. Хоровой класс / Сборник примерных образовательных программ для педагогов дополнительного образования по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып. 40., Ч.1./ Под общ.ред. Минько Н.Г. - М., 2004. - 374 с.

43. Рубинштейн Л.С. Психология: учебник, кн. 2 М: Психология образования.,1998г. - 352 с.

44. Садыкова Р.Ш, Шепаева С.А. Возможности музыкального искусства в реализации здоровьесберегающих технологий. - ЮКГУ: Шимкент, 2006. - 31 с.

45. Сериков В.В. Лисностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Монография.- М., 1998. - 118 с.

46. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002. -121с.

47. Соколов В.Г. Работа с хором. 2-е изд. - М., 1993. - 148 с.

48. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика. Альманах «ФИС: Золотая библиотека здоровья.» «Физкультура и спорт», 2003. - 129 с.

49. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., 1998. - 329 с.

50. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 171 с.

51. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М.: Политическая литература, 1982 - с.270

52. Толкачев Б. С. Физкультура против недуга. М., «Физкультура и спорт», 1993. - 69 с.

53. Тютюнникова Т.Э «Уроки музыки. Система Карла Орфа». - М.: АСТ, 2000. - 118с.

54. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. - 1997. - №1. - С. 30-32.

55. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002. - 197 с.

56. Черноиваненко Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности. - М., Просвещение, 1989. – 173 с.

57. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990. - 74 с.

58. Шушарджан С. В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека: Дис. . канд. мед. наук. - М., 1994. - 239 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в организации вокально-хоровой деятельности учащихся»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 80
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика