Дипломная работа

«Проектирование программ внеурочной деятельности по обществознанию»

  • 64 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ 9

1.1. Внеурочная деятельность в образовательной организации: понятие и содержание 9

1.2 Программа внеурочной деятельности образовательной организации как основной документ воспитательной работы 23

ГЛАВА 2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 31

2.1. Формы и виды внеурочной деятельности 31

2.2. Особенности организации внеурочной деятельности школы в условиях реализации ФГОС ООО 44

ГЛАВА 3.ПРОЕКТ "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 51

3.1.Описание проекта 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 58

Введение

Столь распространенные сегодня идеи и проводимые на их основе изменения во всех сферах жизни общества в большинстве своем касаются тем общественного и государственного прогресса, поступательных или же скачкообразных действий в улучшении всего и вся. Базисом для осуществления всевозможных преобразований считаются практические вопросы социально-экономического развития и преобразования, достижение чего является основой для дальнейших изменений, в том числе, и по социальным и духовным вопросам. Государство и общество посредством принимаемых нормативно-правовых документов, утверждаемых программ и концепций развития устанавливает повестку сегодняшнего и завтрашнего дня, где большое внимание уделяется вопросам и проблемам образовательной системы, причем Российская Федерация как современное демократическое и правовое государство, заботящееся о своем статусе на международной арене и своем социально-экономическом благополучии на арене внутренней здесь не является исключением. Образование как процесс и результат, осуществляемый и достигаемый при помощи функционирования системы образования в стране рассматривается сегодня как ключевой фактор развития страны, особенно если речь идет об образовательных процессах применительно к подрастающему поколению или же молодежи как потенциального будущего страны и залога ее успешной и эффективной жизнедеятельности.

Принимаемые сегодня и уже принятые документы в сфере образования со всей очевидностью отмечают необходимость изменения системы российского образования для соответствия их все более возрастающим потребностям страны и общества, а также для их соответствия постоянно изменяющимся стандартам в области международного образования. Следствием обращения внимания на эти вопросы и проблемы, а также одним из промежуточных итогов описываемой деятельности стало принятие федеральных государственных образовательных стандартов по всему уровням и видам образовательных отношений. Федеральные государственные образовательные стандарты, как требования к содержанию и оформлению образовательных процессов в стране стали основополагающими документами в современной российской образовательной парадигме, своего рода путеводными нитями и проводниками важнейших идей и мнений со стороны как общества, так и государства.

Одним из важнейших элементов содержания федеральных государственных образовательных стандартов стало новое рассмотрение учебной деятельности. которая теперь официально подразделяется на урочную и внеурочную, причем именно содержание последней, а также цели ее организации и претворения в образовательную действительность любой образовательной организации стало новшеством сегодняшних изменений в системе российского образования. Реализуемая в рамках учебного плана по предметным областям на учебных занятиях, внеурочная деятельность в первую очередь направлена на устранение прежних ограничений в возможностях образовательной организации развивать востребованные сегодня качества современного человека, к которым мы можем отнести гибкое мышление, творчество, мотивацию к самообразованию, культуру выбора образовательных предложений, открытость к переменам, ориентацию на достижение результата и достижение полноразмерной компетентности по всем направлениям и видам образовательной деятельности, причем делая это в рамках учебных занятий, которые существенным образом отличаются от прошлых стандартов классно-урочной системы, что нередко вызывает определенного рода вопросы и проблемы основ организации такой деятельности, ее содержательного наполнения и дальнейшей результативной реализации. Существующие сегодня веяния и тенденции сами по себе выдвигают необходимость изменения самого содержания и организационных основ образования в школе, в частности, в области изменения сущности проводимой внеурочной деятельности, которая сегодня рассматривается специалистами и самим законодателем как неотъемлемый элемент для достижения поставленного результата, который необходимо разрабатывать и улучшать, в частности, по конкретным учебным предметам, что будет способствовать, среди всего прочего, появлению адекватных и объективных идей необходимости связи внеурочной деятельности с ранней профессионализацией, погружением в практическую деятельность, выполнением первых профессиональных проб, то есть, быть максимально приближенным к реальной жизни, что делает внеурочную деятельность сегодня полноправной часть учебно-воспитательного процесса в школе, для чего необходимо грамотно подходить к вопросам проектирования программ по внеурочной деятельности непосредственно в образовательных организациях.

Таким образом, актуальность темы исследования заключается в самом изменении модели современной образовательной организации, при которой проектирование программ внеурочной деятельности является частью задач учебного процесса в образовательных организациях для осуществления непосредственно процесса обучения, что находит свое прямое отражение закрепление в федеральных государственных образовательных стандартов относительно закрепленных там требований к формируемым и достигаемым результатам воспитательной деятельности.

Цель работы - изучение основ и общих процессов проектирования программ внеурочной деятельности по обществознанию и выявление особенностей данной конструктивной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- раскрыть содержание понятия «внеурочная деятельность» и выявить ее основные содержательные основы;

- проанализировать характер и значение, роль программы внеурочной деятельности применительно к вопросам функционирования образовательной организации в целом.

Объектом выпускной квалификационной работы является процесс проектирования программ внеурочной деятельности как совокупность взаимосвязанных этапов и элементов.

Предметом исследования являются специфические моменты и характерные особенности проектирования программы внеурочной деятельности по обществознанию в теоретическом и практическом планах.

Источниковая база ВКР. В ходе работы были проанализированы и использованы в качестве нормативно-правовой базы следующие нормативно-правовые акты, а именно Федеральный закон «Об образовании», федеральные государственные образовательные стандарты и многое другое. Что касается научной базы выпускной квалификационной работы, то здесь стоит отметить научную литературу, затрагивающую основные вопросы разработки, теоретического содержания и практического применения как программ внеурочной деятельности в целом, так и программ внеурочной деятельности конкретно по учебной дисциплине «Обществознание», основы проектирования и работы с результатами деятельности по проектированию. Также в ходе работы были использованы тематические периодические издания и электронные ресурсы соответствующего содержания.

Степень научной разработанности исследуемой проблемы в контексте рассмотрения ее теоретического содержания и вопросов практического проектирования и применения программ внеурочной деятельности как в целом по различным представителям общего спектра учебных предметов в школе, так и непосредственно относительно учебного предмета «Обществознание» следует признать недостаточной, учитывая отсутствие комплексных разработок по данной теме и превалирующий характер наличия методических рекомендаций по затрагиваемым вопросам и проблемам. В качестве действующих специалистов в области исследования положительного характера и позитивных эффектов применения внеурочной деятельности в школе в целом, а также информации относительно законодательного отражения необходимости организации внеурочной деятельности в школе мы можем выделить таких авторов, как: Колесникову Т.А., рассматривающая основные вопросы, посвященные социальному воспитанию школьников посредством внеурочной деятельности; Аникину О.Н., занимающаяся изучением влияния внеурочной деятельности в качестве фактора развития воспитательного пространства школы, а также иные авторы и материалы. Вопросам проектирования программ внеурочной деятельности посвящены работы таких авторов, как Игнатьева А.С., занимающаяся данной деятельностью применительно к ее осуществлению в начальной школе, а также исследования Белорыбкиной Е.А., касающиеся вопросов рассмотрения имеющихся подходов к проектированию программ внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования. В качестве основных авторов, занимающихся вопросами разработки методических рекомендаций по составлению и проектированию программ внеурочной деятельности следует отметить Вьюгину Н.А., а также иных авторов, представленных в списке использованных при написании данной работы источников и литературы, помимо имеющихся в образовательном законодательстве самостоятельных рекомендаций по проектированию и содержанию программ внеурочной деятельности по предметам. Вопросам же организации внеурочной деятельности по обществознанию посвящены материалы Шихалиевой М.Г., Куршиевой Б.М., а также Соболевой О.Б., занимающиеся рассмотрением системности данной деятельности и вариантов ее наиболее эффективного преподнесения.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод познания, базирующийся на системном изучении объекта исследования в сочетании с частнонаучными методами, использованием законов формальной логики, методов доктринального и сравнительного исследования, научного анализа и синтеза теоретических концепций и практики правоприменения.

Новизна исследования заключается в исследовании основных вопросов и проблем построения программы внеурочной деятельности по обществознанию, содержательных и структурных элементов данной программы, а также вариантов и путей ее практического применения в образовательной организации, систематизации имеющейся информации теоретического характера, синтеза имеющихся методических рекомендаций по созданию и применению программ внеурочной деятельности как в целом, так и по учебному предмету «Обществознание» непосредственно.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения исследованных материалов и построенных на их основе выводов, заключений и достигнутых практических результатов в дальнейших научных исследованиях как непосредственно относительно программ внеурочной деятельности по обществознанию, так и по смежным предметам гуманитарного цикла. Кроме этого, достигнутые практические результаты данной работы могут быть при необходимости доработаны и применены по своему прямому назначению в образовательной организации.

Структура выпускной квалификационной работы определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, в которых отражено основное содержание работы, а также заключения и списка использованной литературы и источников.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ

1.1 Внеурочная деятельность в образовательной организации: понятие и содержание

На сегодняшний момент времени, как уже описывалось во введении, перед государством и обществом встала необходимость решения целого нового ряда проблем, связанного с текущими веяниями и тенденциями относительно происходящих изменений во всех сферах жизни общества. Необходимость изменения содержания и формы образовательных процессов, необходимость соответствия международным стандартам качества, отразилась в первую очередь на школе, перед которой встала важная задача необходимости смены векторов своего собственного развития и функционирования.

В первую очередь, это касается предъявления современным обществом и государством новых образовательных требований перед выпускниками школы, потому как описываемые структуры и институты сегодня как никогда нуждаются в успешном молодом поколении, которое было бы ориентировано на эффективную профессиональную деятельность, имело бы активную жизненную позицию, могло бы осуществлять полноценное и полноразмерное социальное сотрудничество, а также обладало необходимыми компетенциями в плане проектирования своего собственного будущего и жизни в целом. Именно поэтому современные российские образовательные структуры, подчиняясь требованиям свыше и самостоятельно видя необходимость кратковременных и долговременных изменений, начали деятельность по реформированию текущей образовательной ситуации.

Стоит сказать о том, что внеурочная деятельность в самой своей основе имеет весьма богатые ретроспективные исторические традиции, ведь в период с 1917-1992 гг. она носила название внешкольной работы, которая проводилась в свободное время с целью развития интересов и способностей детей. Внутри данного обобщенного периода можно выделить следующие периоды:

1) с 1920 по 1970 гг., когда организовывалась так называемая «внеклассная работа» как составная часть УВР школы, проводимая в свободное время для социализации учащихся;

2) 1970-1990 гг., когда «внеурочная» и «внеучебная» работы объединяли в себе все виды деятельности школьников относительно воспитания и социализации;

3) период с 1992 г. по 2009 г., когда описываемая деятельность рассматривалась в качестве дополнительного образования детей и находилась за пределами ФГОС;

4) период с 2009 г. когда внеурочная работа была включена в состав ФГОС .

Современная же внеурочная деятельность стала одной из основополагающих инноваций Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, став обязательным элементом школьного образования и поставившая перед школой, ее администрацией и педагогическими работниками задачу организации полноценной воспитательной развивающей среды для обучающихся.

В рассматриваемом ФГОС было конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием, а именно: воспитание на сегодняшний момент времени в общей образовательной системе имеет статус целенаправленной миссии образования, являясь одновременно с этим и ценностно-ориентированный процессом.

Заключение

Столь распространенные сегодня идеи и проводимые на их основе изменения во всех сферах жизни общества в большинстве своем касаются тем общественного и государственного прогресса, поступательных или же скачкообразных действий в улучшении всего и вся. Базисом для осуществления всевозможных преобразований считаются практические вопросы социально-экономического развития и преобразования, достижение чего является основой для дальнейших изменений, в том числе, и по социальным и духовным вопросам. Государство и общество посредством принимаемых нормативно-правовых документов, утверждаемых программ и концепций развития устанавливает повестку сегодняшнего и завтрашнего дня, где большое внимание уделяется вопросам и проблемам образовательной системы, причем Российская Федерация как современное демократическое и правовое государство, заботящееся о своем статусе на международной арене и своем социально-экономическом благополучии на арене внутренней здесь не является исключением. Образование как процесс и результат, осуществляемый и достигаемый при помощи функционирования системы образования в стране рассматривается сегодня как ключевой фактор развития страны, особенно если речь идет об образовательных процессах применительно к подрастающему поколению или же молодежи как потенциального будущего страны и залога ее успешной и эффективной жизнедеятельности.

Таким образом, принимаемые сегодня и уже принятые документы в сфере образования со всей очевидностью отмечают необходимость изменения системы российского образования для соответствия их все более возрастающим потребностям страны и общества, а также для их соответствия постоянно изменяющимся стандартам в области международного образования. Следствием обращения внимания на эти вопросы и проблемы, а также одним из промежуточных итогов описываемой деятельности стало принятие федеральных государственных образовательных стандартов по всему уровням и видам образовательных отношений. Федеральные государственные образовательные стандарты, как требования к содержанию и оформлению образовательных процессов в стране стали основополагающими документами в современной российской образовательной парадигме, своего рода путеводными нитями и проводниками важнейших идей и мнений со стороны как общества, так и государства.

Одним из важнейших элементов содержания федеральных государственных образовательных стандартов стало новое рассмотрение учебной деятельности. которая теперь официально подразделяется на урочную и внеурочную, причем именно содержание последней, а также цели ее организации и претворения в образовательную действительность любой образовательной организации стало новшеством сегодняшних изменений в системе российского образования. Реализуемая в рамках учебного плана по предметным областям на учебных занятиях, внеурочная деятельность в первую очередь направлена на устранение прежних ограничений в возможностях образовательной организации развивать востребованные сегодня качества современного человека, к которым мы можем отнести гибкое мышление, творчество, мотивацию к самообразованию, культуру выбора образовательных предложений, открытость к переменам, ориентацию на достижение результата и достижение полноразмерной компетентности по всем направлениям и видам образовательной деятельности, причем делая это в рамках учебных занятий, которые существенным образом отличаются от прошлых стандартов классно-урочной системы, что нередко вызывает определенного рода вопросы и проблемы основ организации такой деятельности, ее содержательного наполнения и дальнейшей результативной реализации. Существующие сегодня веяния и тенденции сами по себе выдвигают необходимость изменения самого содержания и организационных основ образования в школе, в частности, в области изменения сущности проводимой внеурочной деятельности, которая сегодня рассматривается специалистами и самим законодателем как неотъемлемый элемент для достижения поставленного результата, который необходимо разрабатывать и улучшать, в частности, по конкретным учебным предметам, что будет способствовать, среди всего прочего, появлению адекватных и объективных идей необходимости связи внеурочной деятельности с ранней профессионализацией, погружением в практическую деятельность, выполнением первых профессиональных проб, то есть, быть максимально приближенным к реальной жизни, что делает внеурочную деятельность сегодня полноправной часть учебно-воспитательного процесса в школе, для чего необходимо грамотно подходить к вопросам проектирования программ по внеурочной деятельности непосредственно в образовательных организациях.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.p**vo.gov.ru. 08.03.2019.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83 // Режим доступа: URL: http://www.pr**o.gov.ru. 07.03.2019.

3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 // Режим доступа: URL: http://www.p**vo.gov.ru. 07.03.2019.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) // Режим доступа: URL: http://www.p**vo.gov.ru. 07.03.2019.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 // Режим доступа: URL: http://www.pr**o.gov.ru. 07.03.2019.

+ еще 40 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Проектирование программ внеурочной деятельности по обществознанию»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 64
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика