Шпаргалка
«Информатика в экономике»
- 255 страниц
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
ГЛАВА 1. ИНФОРМАТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА
1.1. Цель, задачи, предмет и метод информатики
1.2. Основные понятия и определения
1.3. Информационные системы и системы управления
1.4. Информационные процессы и технологии
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРЕ
2.1. Кодирование и измерение информации
2.2. Позиционные системы счисления
2.3. Арифметические и логические операции
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 3. АППАРАТНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
3.1. Состав и назначение основных элементов компьютера. Принципы его работы
3.2. Выполнение программы процессором
3.3. Вычислительные системы
3.4. Понятие, назначение, отличительные особенности, архитектура и классификация персональных компьютеров
3.5. Критерии выбора персонального компьютера
3.6. Перспективы и направления развития персонального компьютера
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 4. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
4.1. Назначение программных средств, их состав и классификация
4.2. Системное программное обеспечение
4.3. Понятие, назначение и состав прикладного программного обеспечения
4.4. Технология программирования
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 5. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ
5.1. Понятие и архитектура компьютерных сетей
5.2. Классификация компьютерных сетей
5.3. Эталонная модель взаимодействия открытых систем
5.4. Архитектура «клиент-сервер
5.5. Локальные вычислительные сети
5.6. Понятие, назначение, структура и компоненты корпоративной сети
5.7. Назначение, структура и состав сети Интернет. Административное устройство Интернета
5.8. Порталы
Контрольные вопросы и задания
Часть 2. РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА
ГЛАВА 6. МОДЕЛИ КАК ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ
6.1. Информационное моделирование экономических процессов
6.2. Алгоритмы и формы их представления
6.3. Структуры и модели данных
6.4. Базы знаний
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 7. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА
7.1. Режимы работы пользователя на компьютере
7.2. Базы данных и системы управления базами данных
7.3. Содержание типовых информационных процессов
7.4. Методы компьютерного решения экономических задач
7.5. Этапы компьютерного решения экономических задач
Контрольные вопросы и задания
Часть 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ЭКОНОМИКЕ
ГЛАВА 8. РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В СРЕДЕ MS OFFICE
8.1. Табличные вычисления в среде MS Excel
8.2. Постановка и решение экономической задачи в среде MS Excel
8.3. Общие сведения и организация вычислений в среде MS Access
8.4. Постановка и решение экономических задач в среде MS Access
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 9. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В СРЕДЕ MS NAVISION
9.1. Общие сведения о MS Navision
9.2. Хранилища данных и их применение для аналитической обработки данных
9.3. Постановка и решение аналитической задачи
для формирования решений в среде MS Navision
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 10. СЕРВИС И ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТА
10.1. Поиск информации в Интернете
10.2. Электронная почта
10.4. Создание Web-страниц
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 11. СОЗДАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
11.1. Основные сведения о системе презентаций MS PowerPoint
11.2. Создание презентации
11.3. Использование презентаций, эффекты анимации
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 12. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ
12.1. Методы и средства защиты информации
12.2. Криптографические методы защиты информации
12.3. Организация защиты данных в среде MS Access
Контрольные вопросы и задания
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ЛИТЕРАТУРА
Информатизация, сопровождающая коренные преобразования современного общества, все больше занимает умы ученых – стало вполне очевидно, что от ее развития во многом зависит будущее человечества. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [ФЗ-149, 2006].
Информатика, предназначенная для методологической и теоретической поддержки информатизации общества, – сравнительно молодая наука. Ее особенность как научной дисциплины, с одной стороны, и как отрасли экономики – с другой, состоит в том, что ее прикладная составляющая оказывается востребованной во всех сферах человеческой деятельности, и в том числе экономической. Именно «пользовательский» уровень понимания и применения компьютеров получил широкое распространение в современном обществе. Материализуется данный уровень в информационных технологиях – конечном продукте научных исследований.
Благодаря быстрому прогрессу информационных технологий они стали превращаться в стандартизированные инструменты и уже доступны многим миллионам пользователей. Сегодня они рассматриваются в качестве необходимого, но далеко не достаточного условия для получения конкурентных преимуществ.
Пользовательский уровень применения компьютеров в практике управления получил массовое распространение за счет развитого интерфейса, уже нет необходимости знать многие детали в работе операционной системы и прикладных программ. В результате многие пособия по информатике ограничиваются рассмотрением лишь общих принципов работы важнейших участков компьютера и сосредоточиваются на практических аспектах его применения.
Данное учебное пособие написано для экономистов, использующих, как правило, уже готовые прикладные программы. Поэтому математические основы работы компьютера сведены к минимуму, а основное внимание уделено следующим вопросам:
• Как решить задачу экономического характера, пользуясь известными инструментальными средствами?
• Как сформулировать решение, выполнение которого поможет достичь поставленной цели?
• Как пользоваться сетью Интернет?
• Каким образом можно организовать презентацию? И многое другое.
Учебник состоит из 3 частей и 12 глав. Первая часть содержит теоретические основы информатики. В ней излагаются цели, задачи, предмет и метод информатики, а также аппаратная и программная реализация информационных процессов.
В гл. 1 раскрывается сущность информатизации и информатики, анализируются основные понятия и определения. Здесь следует отметить, что сегодня не существует единого мнения по поводу даже главных положений в этой сфере деятельности: нет общепринятых определений для информатики, информации, информационных систем, задач, знаний и т.д. Поэтому согласимся с напутствием Исаака Ньютона, считавшего, что «при изучении наук примеры полезнее, чем правила». В учебнике приведено большое число примеров, обеспечивающих понимание фундаментальных понятий.
Большинство учебников и учебных пособий, на наш взгляд, предлагают различающиеся определения одного из главных понятий информатики «информационной системы», связывая его с компьютерной техникой. Вполне очевидно, что информационные системы существуют с тех времен, как только появилась потребность в управлении. И не важно, существовала ли в те далекие времена компьютерная техника. Поэтому в настоящем учебнике предлагается определение из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» как более общее и поэтому, на наш взгляд, более правильное.
Глава 2 содержит материал, который, по замыслу авторов, позволит читателям изучить способы представления информации в памяти компьютера. В изложении авторы умышленно пошли на упрощение, ориентируясь именно на пользовательский уровень. Здесь предлагается ряд формальных конструкций для представления приемов кодирования измерения информации. Для облегчения восприятия текст иллюстрируется подробными схемами и примерами. Потребность в данном параграфе диктуется последующим материалом, где описываются процессы постановки задач и их решения на компьютере.
В гл. 3 и 4 изложена программная и аппаратная реализация информационных процессов. Они необходимы для понимания основ работы компьютера, как в автономном режиме, так и в среде глобальной и локальной сетей. Читателям предлагается ряд схем, иллюстрирующих работу основных устройств компьютера и организацию их взаимодействия с помощью программного обеспечения.
Особое внимание уделено в гл. 5 компьютерным сетям. Здесь достаточно трудным для понимания без специальной подготовки является материал, касающийся открытых систем, к которым относится глобальная сеть. В процессе изложения использованы рисунки, отражающие взаимосвязь различных уровней в организации передачи данных в сети.
Часть 2 учебника предназначена для обучения пользователей самостоятельному решению конкретных задач. Для этого в гл. 6 излагаются основы моделирования информационных процессов, рассматриваются простейшие методы отражения информационных потоков, циркулирующих на предприятии в форме информационных моделей, предлагаются примеры, иллюстрирующие типовые формы представления алгоритмов, а также структур и баз данных.
В гл. 7 объясняется сущность таких распространенных понятий, как режимы работы пользователя с компьютером, базы данных и системы управления ими; детально описываются этапы и методы решения экономических задач. Понимание данного материала тесным образом связано со знанием двух современных базовых концепций решения экономических задач: первая касается оперативной, повседневной, рутинной обработки данных (OLTP-технология), вторая – аналитической обработки данных, предназначенной для формирования управленческих решений (OLAP-технология).
Значительный объем учебника занимает часть 3, подробно представлен практический материал, касающийся среды MS Office: приведены общие сведения о данной системе, рассматривается организация вычислений, способы графического представления данных в средах MS Excel и MS Access. На наш взгляд, это те разделы, которые сегодня должен знать каждый экономист.
Материал гл. 8 выгодно отличается от подобных текстов из других учебников тем, что он содержит постановку и решение конкретной экономической задачи (из области учета поставок) в средах MS Excel и MS Access. Достаточно подробное описание постановки и решения данной задачи может служить образцом для решения подобных задач в компьютерном классе или в качестве контрольных работ, выполняемых дома.
Глава 9 предназначена для изучения современных информационных систем класса ERP. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности и полноте информации, предназначенной для финансовой, маркетинговой, производственной, логистической и другой деятельности, поэтому в данной главе представлен материал, касающийся ERP-систем, воплощенных в среде MS Navision. Хранилища данных и выполнение на их основе аналитических расчетов, предназначенных для формирования экономических решений, разработаны сегодня с помощью ОLAР-технологий (см. ниже). Основные идеи аналитической обработки, материализованные в хранилищах данных, и их возможности демонстрируются в процессе формирования управленческих решений. Предлагаемые примеры позволяют экономистам разного профиля применять перечисленные технологии без знания большего числа деталей.
Так же как и в предыдущей главе, авторы предлагают читателям постановку аналитической задачи и ее решение на основе хранилища данных в среде MS Navision. Здесь подробно описываются все этапы постановки задачи, иллюстрируемые с помощью примера из области управления торговлей.
Глава 10 знакомит читателя с технологиями, используемыми в среде Интернет. В ней содержится важный материал, касающийся сервиса, предоставляемого сетью: поиск информации, электронная почта, порталы, создание web-страниц, подробно описываются инструментальные средства, необходимые для поиска необходимой информации. Читатель может здесь найти как общее описание тех или иных средств, так и подробные инструкции для их применения.
Глава 11 знакомит студента со средствами, помогающими в подготовке выпускной квалификационной работы. В главе содержатся основные сведения о средствах создания и использования презентаций: излагаются особенности MS PowerPoint, подробно описываются этапы создания презентаций и их демонстрации. Уделяется также внимание и элементам анимации.
Последняя гл. 12 пополнит знания в области информационной безопасности. Сегодня, когда многие достижения информатики могут подвергнуться атакам со стороны криминальных элементов, знания из области безопасности должен иметь каждый. Поэтому в главе уделяется особое внимание средствам защиты информации, в частности с помощью криптографического кодирования и антивирусных программ.
Каждая глава завершается списком контрольных вопросов, позволяющих выявить пробелы в изучении материала. В конце пособия приведен список сокращений.
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
ГЛАВА 1. ИНФОРМАТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА
1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИНФОРМАТИКИ
Эволюция человечества, которая сопровождается коренными преобразованиями в производстве, образовании, культуре и т.д., движется в направлении того типа общества, которое принято называть информационным. Сущность информатизации состоит в изменении жизни людей за счет повышения эффективности применения знаний, накопленных человечеством в процессе управления в различных сферах его деятельности. Цель информатизации заключается в максимальном удовлетворении информационных потребностей отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций и т.д. за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций.
Методологической основой информатизации служит наука информатика, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования информационных связей между объектами реальной действительности. Кроме того, информатика создает фундаментальные основы для эффективного осуществления информационных процессов, предназначенных для получения, передачи, приема и обработки информации в соответствии с представлениями о единстве информационных связей в естественных и искусственных системах.
Технической платформой практической реализации научных идей, полученных информатикой, служат средства компьютеризации и связи, объединяемые в различных конфигурациях в информационные системы. Информационные системы используются в качестве инструментальных средств, необходимых для внедрения результатов исследований информатики не только в практику управления различными процессами или объектами, но и в гуманитарной сфере (культуре, образовании, медицине, быту и т.д.).
Термин «информатика» предложен в 1960-е гг. французской академией для обозначения науки о компьютерной обработке информации. В англоязычных странах используется понятие «компьютерная наука» (computerscience), а в нашей стране применяется термин «информатика», содержание которого включает две взаимозависимые составляющие: науку о методах моделирования информационных процессов (передачи, хранения, обработки и т.д. информации) и отрасль экономики, которая обеспечивает общество компьютерами и необходимыми для их функционирования атрибутами: средствами коммуникаций, стандартами и технологиями. На рис. 1.1 показано двойственное содержание информатики.
В поле зрения информатики как науки попадают вычислительные науки, изучающие принципы и методы организации вычислительных процессов, локальных и глобальных компьютерных сетей, с одной стороны, а также когнитивные науки, предназначенные для изучения мыслительных средств человека с целью повышения «интеллектуальных» параметров компьютеров, с другой. Среди главных задач научной составляющей информатики можно выделить:
1. Создание единой теории информационных процессов, протекающих в природе и обществе.
2. Создание теории информационного моделирования и выявление закономерностей отражения этих моделей в памяти компьютера.
3. Поиск законов взаимной адаптации естественных, социальных и искусственных информационных систем.
Рассматривая информатику как отрасль экономики, выделяют три группы производств: базовые, первичные и вторичные. Первая группа создает элементную базу современных компьютеров и средств коммуникаций (интегральные микросхемы, печатные платы, магнитные и оптические накопители, процессоры и т.д.). Вторая группа выпускает собственно компьютеры и технику связи, а третья – программное обеспечение, которое все более ориентируется на международные стандарты. Стандарты касаются стыковки программных продуктов, предназначенных для эксплуатации компьютеров с различными платформами.
Первая группа производств в информатике (как науке) поставляет для второй результаты фундаментальных исследований и методологии информационного моделирования, теории баз данных и знаний, когнитологии (науки о знаниях), лингвистики, психологии и т.д., вторая – информирует первую о потребностях практики управления, корректирует направления фундаментальных исследований. Происходит постоянное взаимовлияние обеих частей, что обеспечивает развитие науки информатики.
В зависимости от природы информационных связей, изучаемой информатикой, ее можно делить по отраслям деятельности (рис. 1.2). Отраслевое деление информатики является вполне естественным, так как возникающие в отраслях моделируемые информационные связи (отношения) имеют специфические отличия, что, безусловно, влияет на методы и средства их обработки. Особенно важным является внедрение информатики в экономику в ответ на настоятельную потребность в использовании средств обработки информации дня все усложняющейся хозяйственной, производственной и другой деятельности. Можно указать на широкое распространение средств информатики в следующих направлениях экономической практики:
• бухгалтерский учет и аудиторская деятельность;
• производственный, торговый и банковский менеджмент;
• бюджетный процесс в государственных и муниципальных учреждениях;
• менеджмент казначейства, торговых бирж и аукционов;
• электронная коммерция и электронное предпринимательство.
В соответствии с классификацией по отраслевому признаку выделяется понятие «экономическая информатика». Данное направление призвано на основе сопоставления затрат, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей пользователей, и результатов разработать принципы и подходы к определению экономической эффективности использования средств информатизации в экономике.
Под экономической информатикой понимается наука, занятая формированием теоретических основ моделирования деятельности хозяйствующих субъектов, а также государственных, региональных и муниципальных образований.
Цель экономической информатики вытекает из цели экономики. Если полагать, что цель функционирования экономики заключается в постоянном стремлении общества к повышению ее эффективности, то тогда цель экономической информатики заключается в обеспечении хозяйственных субъектов, а также государственных и муниципальных служб и организаций эффективными информационными технологиями. Связь между целями экономической информатики и экономики представлена на рис. 1.3.
Для достижения своих целей экономическую информатику интересуют прежде всего методы, позволяющие повысить эффективность управления в экономике. Поэтому в сферу ее интересов входят следующие направления:
• определение необходимости и достаточности информационного обеспечения всех этапов принятия решений на микро- и макроэкономических уровнях управления в обществе;
• обеспечение полноты отражения в информационных технологиях принципов сбалансированного управления экономическими субъектами и представление аппарату управления эффективных средств для принятия решений;
• обеспечение адекватности отображения смысла (семантики) производственно-хозяйственных, банковских, торговых и других операций в памяти компьютера;
• обеспечение аккумулирования индивидуальных знаний специалистов экономического профиля и их обобщение в форме систем искусственного интеллекта;
• обеспечение интеграции осознанных и неосознанных (ассоциативных, интуитивных) знаний человека с целью создания антропоморфных интеллектуальных компьютерных систем.
Необходимость в изучении перечисленных направлений определяет предмет экономической информатики: закономерности информационного моделирования и методы предоставления данных и знаний об экономической деятельности предприятий (организаций) хозяйствующему и другому субъекту, а также внедрение информационных технологий в практику управления.
Цель и предмет в свою очередь определяют множество методов, применяемых в процессе изучения и моделирования экономических процессов. Все методы делятся на общенаучные и специфические. Общенаучные включают: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, абстрагирование, конкретизацию, что позволяет выявлять закономерности в устойчивых информационных процессах или явлениях.
Специфические методы ориентированы на определенный круг информационных явлений, отражающих экономические процессы. К наиболее популярным методам относятся:
• информационно-логические: графы, диаграммы и графики, стандартизированные и визуальные средства представления бизнес-процессов и информационных потоков;
• математические: имитационное, стохастическое, детерминированное, сетевое и оптимизационное моделирование; нечеткая математика; системный, математический, регрессионный, факторный и другие виды анализа.
Класс информационно-логических методов используется для отражения и изучения связей между объектами с помощью графических и аналитических средств. В основе создания моделей данного класса лежит теория графов, предназначенная для изучения некоторого множества точек и соединяющих их линий (возникающих между ними отношений). Данная теория позволила создать различные способы визуального воспроизведения информационных связей, например целевое управление объектом или диаграммы потов данных, широко применяемые в практике моделирования бизнес-процессов [Фигурнов, 2002; Острейковский, 2004].
Класс математических методов предназначен для воспроизведения реальных процессов или объектов с помощью их абстрактных аналогов – математических объектов, которые отражают их некоторые свойства. В настоящее время существует большое количество математических методов, используемых в экономике, подробное описание которых можно найти в [Айден и др., 1998].
Экономическая информатика, будучи теоретико-прикладным научным направлением, является связывающим звеном между другими научными дисциплинами. Учитывая это, для ее развития можно использовать многие достижения из таких смежных областей, как экономика, математика, логика, лингвистика, психология, семантика, когнитология, социология, юриспруденция и т.д. В процессе их взаимовлияния и взаимопроникновения создается то «разнообразие» средств управления, которое, по мнению У.Р. Эшби, является обязательным условием эффективного воздействия на управляемый объект.
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Любая наука или учебная дисциплина начинается с определения круга рассматриваемых проблем и понятий, обеспечивающих однозначное понимание терминов. Определение новых терминов можно получить двумя путями: аксиоматическим и сравнительным. Аксиоматический путь принят, например, в математике: в виде постулатов или аксиом вводится множество исходных понятий, а через них выводятся все последующие. Сравнительный путь не так строг: некоторое понятие соотносится с другим, более высокого уровня абстракции и указываются его специфические свойства, отражаемые в вводимом понятии. Новое понятие можно соотнести и с понятием более низкого уровня абстракции и с его помощью перечислить свойства объекта. В любом случае, новое всегда интерпретируется (объясняется) через старое. Далее будет применяться второй путь, так как для вывода не будет использоваться математический аппарат.
В информационном обществе основой развития становится информационный ресурс, а также средства его обработки и доставки потребителю. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» приводится следующее определение информационных ресурсов: информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других системах), созданные, приобретенные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ [ФЗ-149, 2006]. Иными словами, информационные ресурсы общества представляют собой сведения различного характера, материализованные в виде документов, баз данных и баз знаний.
Сегодня известны следующие государственные информационные ресурсы [Фролов, Фролов, 2001]:
1. Ресурсы государственной системы экономической и научно-технической информации (адрес в Интернете: w*w.rosinf.r*).
2. Ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности (адрес в Интернете: w*w.minfin.r*).
3. Ресурсы Банка России (адрес в Интернете: w*w.cbr.r*).
4. Ресурсы государственного таможенного комитета (адрес в Интернете: w*w.gtk.r*).
5. Информация о природных ресурсах, явлениях, процессах (ответственным за данный ресурс является Министерство природных ресурсов РФ, которое создало «Единую информационную систему недропользования»).
6. Ресурсы Государственной системы статистики (адрес в Интернете: w*w.gks.r*).
Контрольные функции по отношению ко всем государственным ресурсам осуществляют соответствующие министерства и ведомства. Информационные ресурсы служат исходным сырьем для создания информационных продуктов.
Информационный продукт – результат обработки информационного ресурса с помощью информационных технологий, используемый для целей управления (формирования решений). Он также фиксируется на материальных носителях (документах, базах данных и т.д.).
Для существования и распространения информация должна иметь материальный носитель, без которого она не может передаваться, обрабатываться и восприниматься. Под материальным носителем понимается материальный объект или среда, которые служат для представления и передачи информации (бумага, магнитный или лазерный диск, электромагнитное поле и т.д.).
Информация об объектах, событиях и процессах, используемая человеком в повседневной жизни и трудовой деятельности, в большинстве случаев представляется в форме сообщений. Сообщение – информационное отражение реальных событий в символьной, графической или мультимедийной форме. Если сообщения отражают какие-либо факты, то они называются данными.
В общем случае под данными будут пониматься сообщения об объектах и процессах, представленные в структурированной либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажные документы, магнитные диски). Для того чтобы данные могли быть обработаны компьютером, над ними должен быть выполнен ряд операций по их вводу: вначале они рассматриваются как результат наблюдений или измерений, затем они фиксируются на материальном носителе (бумажные документы, сигналы и т.д.) и, наконец, данные переносятся в компьютер, где структурируются и находятся в виде баз данных или других формированных средств.
Так как данные рассматриваются в большинстве случаев с ориентацией на их компьютерную обработку, сначала устанавливается их тип: числовой, символьный, графический, звуковой, видеоинформация. Тип определяет способ представления данных в компьютере и допустимые для их обработки операции. Например, числовой тип позволит выполнять арифметические операции, а символьный нет.
Данные отражают факты в той последовательности, в которой они появляются, поэтому они не систематизированы в соответствии с потребностями управленческого персонала. Для того чтобы Данные могли быть использованы в целях управления, они должны превратиться в информацию. Для этого должны выполняться следующие условия:
• существует субъект управления у которого имеется цель и потребность в информации;
• должны быть средства, с помощью которых данные превращаются в полезную для субъекта информацию.
Первое условие важнее: если нет потребности, то и нет информации, а второе – вспомогательное, улучшающее качество информации. При этом неважно, используется для этого компьютер или нет. Поэтому под информацией будет пониматься результат обработки данных, адресованный конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений. Можно воспользоваться и более общим определением: под информацией понимаются сведения об объектах и процессах в окружающей среде, которые снижают неопределенность и позволяют адекватно реагировать на происходящее.
Не существует четкой границы между понятиями «данные» и «информация», так как в одном случае данные могут восприниматься в качестве информации, т.е. использоваться без какой-либо дополнительной обработки (систематизации), а в другом – они должны быть предварительно обработаны.
Соотношение между данными и информацией следующее: данные – некоторая форма существования информации, а информация – полезное содержание данных. Извлечение информации из данных происходит в соответствии с потребностями, зависящими от целей управления. Информация имеет смысл только в приложении к конкретному человеку. Связь между целью, данными и информацией приведена на рис. 1.4.
Экономическая информатика изучает свойства экономической информации, возникающей в процессе производственно-хозяйственной деятельности или управления государственными или муниципальными организациями. В большинстве случаев экономическая информация фиксируется, а затем обрабатывается и, наконец, поставляется потребителю в форме управленческих документов. Как правило, управленческие документы имеют вид таблиц, например, накладная, наряд, требование и т.д. Управленческие документы содержат экономические показатели, по которым можно однозначно определить состояние управляемого объекта, а также оценить эффективность того или иного экономического процесса.
В экономике принято выделять макро- и микроэкономические показатели. Макроэкономические показатели характеризуют состояние экономики (хозяйства) в целом. Примерами таких показателей могут служить величина валового внутреннего продукта (ВВП), валового национального продукта (ВНП), уровень инфляции, объем экспорта, импорта в целом, а также по отраслям, объем уплаченных налогов и т.д. Микроэкономические показатели описывают состояние отдельных хозяйственных и других единиц (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, затраты и т.д.).
Экономический показатель имеет фундаментальное значение в сфере управления экономическими объектами, так как в нем однозначно указывается место и время осуществления какого-либо производственного, хозяйственного, финансового или другого процесса. Показатель является минимальным по объему сообщением, сохраняющим информативность, т.е. содержательность.
Материальные объекты и реальные процессы имеют качественные и количественные характеристики, которые в экономических показателях или документах называются реквизитами. Все реквизиты в экономических показателях делятся на:
• реквизиты-признаки, отражающие качественные характеристики объекта, процесса, явления;
• реквизиты-основания, отражающие количественную характеристику объекта, процесса или явления.
В состав экономического показателя всегда входит лишь один реквизит-основание и один или несколько реквизитов-признаков. Циркулирующие в организации управленческие документы (акты, наряды, накладные, счета и т.д.) состоят из одного или более экономического показателя.
Необходимость в выделении из документов экономических показателей, а также перечисленных видов реквизитов диктуется необходимостью правильной формализации расчетов и выполнения логических операций. Это становится возможным за счет существующего однозначного взаимного соответствия между понятиями "экономический показатель» и «переменная с индексами». В большинстве случаев в качестве переменной служат реквизит-основание, а индексов – реквизиты-признаки. Например, в показателе «Фактическая стоимость товара «Столы офисные», поступившие 01.09.2006 г. от поставщика – фирмы «Восход», составила 250 тыс. руб.», содержится в качестве:
а) реквизита-основания словосочетание «Фактическая стоимость», которое можно обозначить как S;
б) реквизитов-признаков, как правило, несколько: «товар» обозначим t; «поставщик» – р и «единица измерения» – е.
Тогда смысл переменной с индексами Stpe состоит в следующем: фактическая стоимость (S) товара t-го, поставленного поставщиком р-м, измеряемой единицей е-й, может быть использована для формализации процессов обработки данных. Величина S обрабатывается с помощью арифметических операций, а индексы t, р, е используются для выполнения логических операций (сравнения, сортировки, поиска, группировки и т.д.).
Экономическая информация может фиксироваться не только в виде управленческих документов, где находятся финансовые, производственные, хозяйственные и другие показатели, но и в виде временных рядов, отражающих периодически обновляющиеся характеристики деятельности предприятия или его структурных подразделений. Примером может служить динамика роста поставок офисной мебели, представленная в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Динамика роста поставок офисной мебели фирмой «Рассвет» в 2000-2006 гг., руб.
Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Офисная мебель общего назначения 40 44 47 52 85 78 92
Офисная мебель специального назначения 11 13 18 21 24 25 28
По функциям управления информация делится на прогнозную, плановую, учетную, нормативную, справочную, регулирующую, аналитическую. Прогнозная информация отражает вероятностные утверждения о том или ином будущем событии. Плановая информация имеет директивный характер, она указывает на процессы или факты, которые должны иметь место в планируемом периоде. Учетная информация фиксируется в бухгалтерских и других документах и отражает фактически происшедшие события. Нормативная предназначена для сравнения имеющегося уровня запасов материалов и других компонентов производства, справочная – для расшифровки используемых в документации кодов, регулирующая – для корректировки плановых показателей в процессе функционирования предприятия и аналитическая – для поиска управляющих воздействий на структурные подразделения.
По уровню стабильности информация делится на переменную – разового использования, возникающую в процессе фиксации каким-либо способом производственно-хозяйственных, финансовых и других операций, и условно-постоянную – многоразового использования, не меняющуюся в течение относительно длительного периода (нормативы, нормы, тарифы, ставки и т.д.).
По источнику возникновения информация делится на: внешнюю, отражающую состояние экономики вне предприятия (рынка, конкурентов, ценовой и другой ситуации в регионе и стране) и внутреннюю, генерируемую внутри предприятия (офиса).
По характеру использования для принятия решения информация делится на: транзакционную (рутинную, ежедневную) и аналитическую.
Транзакционная информация отражает ежедневные производственные и хозяйственно-финансовые факты, а аналитическая – интегрированные, специальным образом подготовленные и пригодные для принятия решений данные.
Следующим важным понятием, которое используется совместно с предыдущими (данные и информация), является понятие «знания». Оно относится к базовым категориям искусственного интеллекта и стало популярным вследствие широкого распространения в практике управления результатов исследований в области искусственного интеллекта. Появившиеся экспертные системы базировались на понятии «знания», что послужило стимулом для развития специального научного направления в искусственном интеллекте, известном как инженерия знаний.
Знания – проверенный практикой результат изучения реальной действительности, отражающий содержание объектов, процессов и явлений. Знания являются неотъемлемой частью современных интеллектуальных компьютерных средств. С точки зрения психического отражения окружающей среды различают знания осознанные и неосознанные человеком (рис. 1.5).
Осознанные знания материализуются в различных носителях (книги, базы данных, документы и т.д.). В соответствии со взглядами Б. Рассела, осознанные знания делятся на те, что получают путем восприятия (декларативные), и те, что получают путем рассуждения (процедурные).
Декларативные знания отражают факты или наличие свойств у объектов, субъектов, предметов. Примером отражения факта может служить следующее сообщение: «ООО «Рассвет» производит арматуру», а примером наличия свойств – следующая констатация: «арматура – это товар», или «ООО «Восход» – это поставщик».
Процедурные знания не зависят от происходящих событий, зафиксированных в форме декларативных знаний. Они зависят от целей обработки знаний и способов их представления. Примером такого рода знаний может служить следующее правило: если прибыль снизилась на 5%, то следует прекратить выпуск товара. Процедурные знания часто представляются в форме правил, используемых для принятия решений. Неосознанные знания играют немаловажную роль в деятельности человека. Их можно разделить на нейролингвистические, ассоциативные и интуитивные (подробно описанные в [Информатика, 2001]).
Соотношения между знаниями и информацией такое же, как и между данными и информацией. Данные и знания всегда первичны, информация – вторична. Так же как и данные, знания в большинстве случаев должны быть обработаны для того, чтобы получить необходимую информацию для управления (принятия решений). Вместе с тем данные и знания существенно различаются по сути: если первые являются одной из форм фиксации фактов или событий, то вторые – результатом осмысленного изучения типовых связей между объектами и процессами с последующей разработкой логических и других правил, предназначенных для получения нужной информации. Связь между знаниями и информацией приведена на рис. 1.6.
Таким образом, и знания служат исходным материалом для получения информации. Используемые при этом процедуры зависят от целей управления, которые меняются в зависимости от внешних и внутренних факторов (рис. 1.7).
Следующим важным, но трудно определяемым понятием, без которого невозможно применять компьютеры в практике управления, является задача. В общем случае под задачей понимается формулировка направления деятельности, осуществление которой позволит достичь поставленную цель. Например, в качестве задачи может служить следующее требование: повысить конкурентоспособность в следующем квартале. Однако применительно к компьютерам общие формулировки должны быть конкретизированы. Так как любая задача решается с определенной целью, для достижения которой должны быть выделены средства, то формально ее можно представить в виде:
3 = <Ц, Р,0>,
где 3 – наименование задачи; Ц – цель, которая должна быть достигнута в результате решения задачи; Р – средства (ресурсы), необходимые для достижения цели; О – операции (действия, мероприятия), которые следует выполнить, чтобы задача была решена. В упрощенных случаях экономические задачи удобно представить в следующем виде:
3 = < дано А, следует получить В >.
Исходные данные А задаются в различных формах: базы данных, базы знаний, отельных показателей, таблиц, управленческих документов, сигналов. Результаты В могут иметь форму таблиц, ведомостей, отчетов, диаграмм и т.д.
Операции О могут принимать различные формы: инструкций, рецептов, компьютерных программ, методик, директив и т.д. В более общих случаях задача заключается не в поиске операций, необходимых для превращения исходных данных в результирующие, а в достижении целей управления.
Экономические задачи можно представить с помощью некоторой иерархии системы: на высшем уровне находится общая задача, отражающая общие цели руководства, далее подзадачи структурных подразделений, зависящие от общей цели и отражающие цели следующего уровня в иерархии руководства, и т.д.
Задачи, решаемые с помощью компьютеров, по объему логических и вычислительных операций можно разделить на два класса: информационные и вычислительные (рис. 1.8).
Информационные (управленческие) задачи предназначены для поддержки управленческих функций. Они характеризуются большим объемом исходной информации, обработка которой в основном происходит за счет логических операций (сортировка, группировка, считывание и перезапись данных из одних таблиц в другие и т.д.) и операций ввода/вывода. При этом собственно вычислительных операций немного.
Вычислительные задачи ориентированы на поиск решений различного рода уравнений (дифференциальных, алгебраических, стохастических), поиск оптимальных решений, управление движением различных объектов и т.д.
В области экономики преобладают информационные задачи, которые по характеру вычислительных процедур можно разделить (рис. 1.9) на:
• поисковые;
• расчетные (транзакционные);
• аналитические;
• интеллектуальные.
Поисковые задачи, для решения которых разработаны специальные информационно-поисковые системы (ИПС), вначале периода использования компьютеров в экономике занимали незначительное место. В основном задачи такого рода решались в библиографических, патентных, правовых и других сферах. Однако вместе с развитием электронного документооборота, а также глобальной, локальных и других сетей ситуация кардинально стала меняться. Наличие электронных архивов, больших хранилищ данных, ресурсов Интернета стимулировало разработку соответствующих инструментальных средств, что существенно повлияло на статус информационно-поисковых систем.
Класс расчетных задач наиболее распространен в экономике, так как в него входят задачи обработки учетной информации, а также определения планов, базирующихся на оперативной и нормативно-справочной информации. Их решения предназначены для составления отчетов и отчетности (месячной, квартальной, годовой). Это те задачи, без решения которых не может обойтись ни одно предприятие или организация.
В практике решения такого рода задач часто используются понятия «трансакция» и «транзакция». Введем их определение:
• трансакция – элементарный акт хозяйственной, финансовой и другой деятельности, который отражается на каком-либо материальном носителе;
• транзакция – операция или их множество для обработки данных с помощью компьютера в процессе удовлетворения информационных потребностей пользователя.
В дальнейшем будем пользоваться понятием «транзакция», так как оно имеет непосредственное отношение к компьютеру.
В рамках данного класса задач в экономике приходится решать в основном прямые задачи. Они предназначены для определения результатов, полученных в процессе обработки исходных условий хозяйствования («что будет если?.»). Прямые задачи – констатация фактического состояния управляемого объекта путем расчета обобщенных (интегрированных) экономических показателей.
Следующий класс задач предназначен для получения аналитической информации, необходимой для принятия решений. Здесь в основном используются обратные задачи, так как требуется определить новые исходные условия хозяйствования, которые позволят получить нужные результаты («как сделать, чтобы?.»). Если воспользоваться примером прямой задачи, реализующей следующее требование – определить рентабельность предприятия на основе показателей месячной бухгалтерской отчетности, то обратная задача имеет противоположное назначение и позволяет ответить на вопрос: какими должны быть показатели месячной бухгалтерской отчетности, обеспечивающие повышение рентабельности по сравнению с базовым периодом например, на 5%?
Важнейшим методом защиты информации является маскировка. Маскировка осуществляется с программными средствами, к которым относятся:
• криптографические средства;
• уничтожение результатов решения задачи;
• регистрация работы технических и программных средств;
• разграничение доступа по паролям и ключам доступа;
• электронная подпись.
Криптография является основой любой защищенной сети. В общем смысле это технология составления закодированных сообщений и их расшифровки. С помощью криптографии решают задачи обеспечения целостности и конфиденциальности данных, а также идентификации пользователя.
Криптографический механизм включает две составляющие: алгоритм и ключ. Алгоритм шифрования не является секретным, более того, он широко известен. Секретным является ключ. Надежность шифрования данных зависит от способа выбора ключа, и прежде всего от его длины. В системах компьютерной безопасности используются три метода:
• симметричное шифрование;
• асимметричное шифрование;
• односторонние хэш-функции.
При использовании симметричного шифрования получатель и отправитель сообщения выбирают единый алгоритм, который будет использоваться для шифрования и расшифровки данных, и общий секретный ключ. Понятно, что секретный ключ должен передаваться по защищенному каналу связи (почта, курьер и т.п.).
В настоящее время широко используются алгоритмы DES (Data Encryption Standard) и IDEA (International Data Encryption Algorithm). DES был опубликован в 1977 г. и фактически стал стандартом шифрования в системах защиты коммерческой информации.
Алгоритм использует комбинацию подстановок и перестановок для шифрования 64-битовых блоков данных с помощью 64-битового ключа. Дешифрование выполняется путем повторения операций шифрования в обратной последовательности.
Если длина сообщения превышает 64 бита, то оно разбивается на блоки, над которыми выполняются операции шифрования. Для этого разработаны четыре метода: электронная кодовая книга (ЕСВ – Electronic Code Book), сцепление блоков шифра (СВС – Cipher Block Chaining), обратная связь по шифр-тексту CFB (Cipher Feed Back), обратная связь по выходу OFB (Output Feed Back). Первый метод – самый простой. Файл разбивается на 64-битовые блоки, каждый из которых шифруется алгоритмом DES независимо от применения ключа шифрования. Зашифрованные блоки соединяются последовательно, образуя зашифрованный файл. Дешифрование выполняется аналогично. Другие методы используют специальные алгоритмы сцепления исходных 64-битовых блоков данных.
Достоинства алгоритма DES:
• простота и высокая скорость шифрования;
• распространенность, т.е. зашифровать сообщение можно с помощью одной программы, а расшифровать с помощью любой другой, соответствующей стандарту DES.
Алгоритм IDEA также оперирует с 64-битовыми блоками данных, но использует ключ длиной 128 бит. Соответственно он более безопасен и устойчив к криптоанализу.
Отечественный стандарт шифрования определен в ГОСТ 28147-89. В стандарте используется 64-битовый блочный алгоритм с 256-битовым ключом.
Симметричное шифрование чаще всего используется для обеспечения конфиденциальности данных, хранящихся на машинных носителях. Для эффективного применения этого метода пользователю необходимо часто менять секретные ключи, так как всегда существует риск их случайного раскрытия. Процесс является достаточно трудоемким для генерации и распространения секретных ключей.
Асимметричное шифрование называют еще системой шифрования с открытым ключом. Здесь для шифрования данных используется один ключ, а для расшифровки другой. Первый ключ является открытым и свободно распространяется. Все пользователи системы применяют этот ключ для шифрования отправляемых данных. Расшифровать данные с помощью открытого ключа невозможно. Получатель информации осуществляет дешифрование данных с помощью второго ключа, который является секретным. Секретный ключ нельзя получить из открытого ключа. Открытый ключ еще называют общим, а секретный – частным. Генерация ключей производится у получателя с тем, чтобы не пересылать секретный ключ по открытым каналам связи. В общем случае схема работы метода асимметричного шифрования выглядит следующим образом. Получатель данных вычисляет пару ключей и отправляет открытый ключ отправителю. Отправитель шифрует данные открытым ключом и отправляет их получателю, который на основе секретного ключа осуществляет дешифрование. Алгоритмы шифрования и дешифрования являются открытыми.
Алгоритмы методов асимметричного шифрования реализованы на основе применения однонаправленных функций. Наиболее известные алгоритмы: RSA, схема шифрования Полига–Хелмана, схема шифрования – Эль Гамаля.
Системы асимметричного шифрования характеризуются высокой безопасностью, но существенно меньшим быстродействием по сравнению с симметричными системами. Процесс генерации пары ключей также требует значительных затрат процессорных мощностей компьютера. На практике совместно применяют два метода. Асимметричный метод используется для шифрования и передачи секретного ключа для симметричного метода. Собственно данные шифруются и дешифруются симметричным методом. На комбинированном методе построена технология электронного цифрового конверта.
Пусть пользователь А должен передать сообщение пользователю Б. Пользователь А выполняет следующие действия:
• получает или имеет в распоряжении открытый ключ пользователя Б;
• генерирует секретный симметричный ключ, называемый сеансовым ключом;
• шифрует сообщение сеансовым ключом, применяя симметричный метод шифрования;
• шифрует сеансовый ключ асимметричным методом, используя открытый ключ пользователя Б;
• передает по открытому каналу связи пользователю Б зашифрованное сообщение и зашифрованный сеансовый ключ.
Пользователь Б в свою очередь:
• расшифровывает, используя свой секретный ключ, асимметричным методом сеансовый ключ;
• расшифровывает сообщение пользователя А асимметричным методом, используя сеансовый ключ.
В каждом сеансе связи применяется новый сеансовый ключ.
Односторонней хэш-функцией называется функция, которую легко рассчитать, но обратное преобразование требует непропорционально больших усилий. Сообщение любой длины может быть пропущено через хэш-функцию, на выходе будет получена последовательность битов фиксированной длины, называемая хэш. Для вычисления хэш-функций применяются алгоритмы: Message Digest 4 (MD4), Message Digest 5 (MD5), алгоритм безопасного хэша (SHA – Secure Hash Algorithm). Отечественный алгоритм вычисления хэш-функции определен в ГОСТ 34.11-94. Этот стандарт использует блочный алгоритм шифрования в соответствии с ГОСТ 28147-89.
Односторонние хэш-функции лежат в основе технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП). Электронная цифровая подпись, как и рукописная на бумажном носителе, используется для аутентификации текстов и выполняет следующие функции:
• гарантия целостности сообщения;
• удостоверение того, что текст принадлежит лицу, поставившему подпись;
• лицо, поставившее подпись, признает обязательства, связанные с подписанным текстом.
Физически ЭЦП представляет собой дополнительную цифровую информацию, которая передается вместе с подписанным текстом.
В технологии ЭЦП для каждого абонента генерируется пара ключей: секретный и открытый. Секретный ключ используется для формирования ЭЦП. Открытый ключ известен всем другим абонентам и предназначен для проверки ЭЦП получателем документа. Принципиальным является то, что невозможно подделать ЭЦП отправителя без знания его секретного ключа.
Технология ЭЦП включает следующие этапы:
1) формирование ЭЦП – выполняет отправитель;
• вычисление хэш-функции подписываемого текста, т.е. «сжатие» текста до одного числа;
• шифрование полученного числа (последовательность битов) секретным ключом отправителя;
• отправка текста письма и ЭЦП;
2) проверка ЭЦП – выполняет получатель:
• повторное вычисление на основе текста хэш-функции;
• расшифровка при помощи открытого ключа отправителя ЭЦП;
• проверка на совпадение вычисленного и расшифрованного значений.
Помимо собственно цифровой подписи к передаваемому тексту «прикрепляется» дополнительная служебная информация: дата, срок окончания действия ключа подписи, информация о лице, подписавшем текст.
Наиболее известные алгоритмы цифровой подписи:
• RSA;
• EGSA (El Gamal Signature Algorithm);
• DSA (Digital Signature Algorithm).
Отечественный стандарт цифровой подписи определен в ГОСТ Р 34.10-94.
В любой криптографической системе важнейшим элементом является ключ. Получив доступ к ключу, злоумышленник получает доступ ко всей информации. Поэтому управление ключами – необходимая составная часть технологии шифрования. В управлении ключами выделяют три функции: генерация, хранение, распределение. Для генерации ключей применяются аппаратные и программные средства, обеспечивающие получение ключей необходимой длины случайным образом. Функция хранения ключей, помимо собственно хранения, включает действия по учету и удалению ключей. Храниться ключи могут на традиционных магнитных носителях, а также на специальных устройствах: USB-брелок, пластиковые карты и т.д.
В ряде случаев для повышения безопасности применяется метод иерархии ключей: главный (мастер) ключ, ключи шифрования ключей, ключи шифрования данных.
Собственные данные шифруются ключами шифрования данных. Они также используются для аутентификации сообщений и шифрования информации в каналах связи. Ключи шифрования ключей используются только для защиты ключей шифрования данных при их хранении и передаче по открытым каналам. Мастер-ключ применяют для защиты ключей шифрования ключей при их хранении на магнитном диске. Мастер-ключ распространяется среди участников неэлектронным способом. Ключи каждого уровня имеют свой срок службы. Распределение ключей осуществляется либо прямым обменом между пользователями, либо создаются специальные центры распределения ключей.
В случае когда пользователи используют симметричный метод шифрования, они должны иметь общий секретный ключ. Для передачи секретного ключа можно применить комбинированный метод, как было описано выше, или воспользоваться системой открытого распределения ключей Диффи–Хеллмана. Система Диффи–Хеллмана позволяет пользователям использовать открытые каналы для получения общего секретного ключа.
Существует два способа криптозащиты: с открытыми и закрытыми ключами.
Рассмотрим процедуру создания криптограммы с помощью закрытого ключа. Создание криптограмм предполагает замену символов исходного текста, записанного в одном алфавите, на символы другого алфавита. В упрощенном варианте происходит замена исходных символов символами из того же алфавита.
Воспользуемся таблицей Вижинера (рис. 12.3) – квадратной матрицей, в первой строке которой записываются буквы в порядке очередности их в алфавите; во второй тоже, но со сдвигом влево на одну позицию и т.д.
Устанавливается ключ – некоторое слово или набор букв, например МОРЕ.
Процесс шифрования состоит в следующем (рис. 12.4):
1. Под каждой буквой шифруемого текста записываются буквы ключа, повторяющие ключ требуемое число раз.
2. Буква шифруемого текста определяет столбец таблицы, а буква ключа – ее строку. Зашифрованная буква находится на пересечении строки и столбца.
Пример.
Шифруемый текст – ЗАЩИТА.
Закрытый ключ – МОРЕМО.
Текст после замены букв – УОИОЭО.
Схематично эту операцию можно представить следующим образом (расшифровка предполагает выполнение обратной процедуры):
1. Над буквами зашифрованного текста сверху последовательно записываются буквы ключа.
2. Буква ключа определяет строку таблицы, а буква зашифрованного текста – его столбец. Буква, находящаяся в первой строке таблицы, является буквой расшифрованного текста.
12.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ДАННЫХ В СРЕДЕ MS ACCESS
Непременной функцией любой развитой СУБД является обеспечение защиты данных от несанкционированного доступа. Опишем на примере MS Access те подходы, которые применяются в СУБД для обеспечения программной защиты данных. MS Access обеспечивает два способа защиты базы данных:
• установка пароля, требуемого при открытии базы данных;
• защита на уровне определения прав конкретного пользователя.
Кроме того, можно удалить изменяемую программу Visual Basic из базы данных, чтобы предотвратить изменения структуры форм, отчетов и модулей, сохранив базу данных как файл MDE.
Установка пароля на открытие базы данных представляет собой простейший способ защиты. После того как пароль установлен (функция меню Сервис → Защита → Задать пароль базы данных), при каждом открытии базы данных будет появляться итоговое окно, в котором требуется ввести пароль. Этот способ достаточно надежен (MS Access шифрует пароль, так что к нему нет прямого доступа при чтении файла базы данных). Однако проверка проводится только при открытии базы данных, после чего все ее объекты становятся полностью доступными. В результате установка пароля обычно оказывается достаточной мерой защиты для баз данных, которые совместно используются небольшой группой пользователей или установлены на автономном компьютере.
Гораздо более надежным и гибким способом организации защиты является защита на уровне пользователей. Он подобен способам, используемым в большинстве сетевых систем. Процесс задания защиты на уровне пользователей состоит из двух принципиальных этапов:
• создание системы пользователей, объединенных в группы (Сервис → Защита → Пользователи и группы);
• задание прав доступа различных пользователей и групп по отношению к объектам базы данных (Сервис → Защита → Разрешения). Информация о системе пользователей сохраняется в специальном файле, называемом файлом рабочих групп. По умолчанию это файл System.mdw.
Различные базы данных можно ассоциировать с различными файлами рабочих групп. При запуске Access от пользователей требуется идентифицировать себя и ввести пароль. Отдельные пользователи могут объединяться в группы, причем один и тот же пользователь может являться членом различных групп. В файле рабочих групп Access по умолчанию создаются две группы: администраторы (группа Admins) и группа Users, в которую включаются все пользователи. Допускается также определение других групп. Процесс создания системы пользователей и определения их принадлежности к группам показан на рис. 12.5.
Как группам, так и пользователям предоставляются разрешения на доступ, определяющие допустимые для них действия по отношению к каждому объекту базы данных. Набор возможных прав, очевидно, определяется спецификой объекта. Так, к примеру, список градаций разрешений на работу с экранной формой показан на рис. 12.5.
По умолчанию члены группы Admins имеют все разрешения на доступ ко всем объектам базы данных. Поскольку группа Users объединяет всех пользователей, то ей имеет смысл присваивать некоторый минимальный набор прав. Далее имеется возможность установить более разветвленную структуру управления, создавая собственные учетные записи групп, предоставляя этим группам соответствующие разрешения и добавляя в них пользователей. Процесс задания прав доступа пользователей по работе с формами базы данных TradeTest показан на рис. 12.6.
Итак, эффективная реализация систем зашиты возможна только на основе подробного изучения функциональной структуры автоматизируемого объекта и тщательного проектирования системы управления данными.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Перечислите этапы жизненного цикла компьютерного вируса.
2. Дайте характеристику загрузочным вирусам.
3. Дайте характеристику вирусам-мутантам.
4. Дайте характеристику макрокомандным вирусам.
5. Дайте характеристику антивирусным программам.
6. Дайте характеристику программе-вирусу.
7. Дайте характеристику вирусу «троянский конь».
8. Дайте характеристику вирусу «червь».
9. Перечислите рекомендации по антивирусной защите.
10. Назовите методы и средства защиты информации.
11. Какие компоненты входят в межсетевые экраны?
12. Назовите методы криптографической защиты.
13. Каким образом используются электронные цифровые подписи?
14. Опишите процедуру использования открытого ключа.
15. Каким образом устанавливается защита данных в среде MS Access?
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ARCnet (Attached Resourse Computing network) – вычислительная сеть с подключенными ресурсами.
ATM (Asynchronous Transfer Mode) – асинхронный режим передачи.
ASCII (American Standard Code for Information Interchange) – американский стандартный код для обмена информацией.
В2А (Business-to-Administration) – модель «бизнес–администрация», ориентирована на сделки между компаниями и правительственными организациями (администрацией).
В2В (Business-to-Business) – модель «бизнес–бизнес», реализует взаимодействия между компаниями.
В2С (Business-to-Consumer) – модель «бизнес-потребитель», ориентирована на конечного потребителя. Основу этого направления составляет электронная розничная торговля.
С2С (Consumer-to-Consumer) – модель «потребитель–потребитель», ориентирована на взаимодействия между большим количеством конечных потребителей.
С2А (Consumer-to-Administration) – модель «потребитель–администрация», ориентирована на организацию взаимоотношений между физическими лицами (конечными потребителями) и государственными службами (администрацией).
С2В (Consumer-to-Business) – модель «потребитель–бизнес». К таким моделям относятся системы обработки ценовых заявок, по которым конечные потребители хотели бы приобрести товар и услуги.
CRM-стратегия (Customer Relationship Management) – управление отношениями с клиентами, бизнес-стратегия, предназначенная для оптимизации доходов, прибыльности и удовлетворенности клиентов.
CSMA/CD (Carrier Sense Multiple Access with Collision Detection) – метод множественного доступа с контролем несущей и обнаружением конфликтов.
СТВ (Click to Buy) – отношение числа посетителей, воспользовавшихся рекламируемой услугой, например купивших товар, к общему числу пользователей, посетивших сайт.
СТI (Click to Interest) – отношение числа посетителей, заинтересовавшихся Web-сайтом, к общему числу посетивших Web-cam пользователей.
DDI (Fiber Distributed Data Interface) – распределенный интерфейс передачи данных по волоконно-оптическим кабелям.
DHTML (Dynamic HTML) – расширение языка HTML, позволяющее делать изображение динамичным, т.е. моментально реагировать на запросы пользователя.
DNS (Domain Name Service – служба доменных имен) – часть программного обеспечения, предназначенная для образования IP-адресов в легко запоминаемые пользователями имена.
EBCDIC (Extended Binary Coded Decimal Interchange Code) – расширенный двоично-десятичный код обмена информацией.
ERP-системы (Enterprise Resource Planning) – интегрированные системы управления и планирования ресурсов корпорации.
Frame Relay – ретрансляция кадров.
FTP (File Transfer Protocol) – протокол передачи данных, регламентирующий процедуру передачи файлов между компьютерами.
Gopher – служба Интернета, позволяющая производить поиск по ключевым словам и фразам в названиях файлов и каталогов.
HTML (Hyper Text Markup Language) – язык разметки гипертекста, использующийся при подготовке Web-документов. Представляет собой достаточно простой набор команд, описывающих структуру документа.
HTTP (Hyper Text Transfer Protocol) – протокол передачи гипертекстовых документов, обеспечивающих прием и передачу Web-страниц.
IP-адрес – уникальный номер компьютера, состоящий из четырех чисел, разделенных точками, каждое из которых лежит в пределах от 0 до 255.
ISDN (Integrated Services Digital Network) – цифровая сеть с интеграцией услуг.
IP (Internet Protocol) – межсетевой протокол. ISOC (Internet Society) – Интернет-сообщество.
Java – язык программирования, предназначенный для написания различных программ, называемых апплетами.
JavaScript – язык написания сценариев, выстроенный в Web-браузеры.
LAN (Lokal-area networks) – локальная вычислительная сеть.
MAN (Metropolitan-area networks) – территориально-распредеденная, региональная сеть.
NNTP (Network News Transfer Protocol) – протокол передачи сетевых новостей.
OLE – технология (Object Linking and Embedding) – технология связывания и внедрения объектов, один из наиболее эффективных способов обмена данными между приложениями.
OSI (Open System Interconnection) – эталонная модель взаимодействия открытых систем.
POP (Post Office Protocol) – почтовый протокол, который используется для приема электронных сообщений.
SELECT– основной элемент языка SQL, может содержать множество различных параметров, с помощью которых можно определить самые различные критерии отбора информации из базы данных.
SET – см. Протокол SET.
SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) – простой протокол передачи почтовых сообщений. Почтовый протокол, который используется для отправки электронных сообщений.
SQL (Sequel Query Language) – язык запросов, который используется основными СУБД.
TCP (Transmission Control Protocol) – протокол, определяющий размер пакета передаваемых данных и проводящий тонкую настройку параметров передачи.
TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol) – семейство протоколов, определяющих, как данные разбиваются на пакеты для передачи по сети и как приложения могут пересылать пакеты.
Telnet – протокол, использующийся для терминального доступа к удаленному компьютеру. С помощью Telnet можно соединиться с конкретным удаленным компьютером и обмениваться с ним информацией.
URL (Uniform Resource Locator – универсальный адрес ресурсов) – имя, обозначающее адрес конкретного Web-сайта: название файла и каталога, адрес компьютера и метод доступа к файлу.
UUCP (Unix to Unix Copy Protocol) – протокол копирования данных в ОС Unix.
VBA – язык программирования, позволяющий конструировать профессиональные приложения, решающие большинство задач, которые могут встретиться в среде Windows.
VbScript (Visual Basic Scripting Edition) – язык сценариев, разработанный на основе языка программирования Visual Basic.
WAN (Wide-Area Networks) – глобальная сеть.
WAIS (Wide Area Information Server) – всемирный информационный сервер.
WHERE – параметр, определяющий условие, которому должны отвечать отбираемые запросом данные. В WHERE-условиях пользователь может применять операторы сравнения, а также логические операторы ALL, ANY, BETWEEN, EXISTS, LIKE и отрицание NOT.
WWW (World Wide Web) – всемирная паутина.
Основная литература
1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях, защите информации» ФЗ-149 от 27 июля 2006 г.
2. Информатика: Учебник. 3-е изд., перераб. / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Информатика для экономистов: Учебник / Под общ. ред. В.М. Матюшка. - М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Информатика: Учебник / Под ред. А.Н. Дангула. – М.: Изд-во РАГС, 2004.
5. Есипов А.С. Информатика. – СПб.: Наука и техника, 2003.
6. Елизарова В.В., Огородников П.И., Попов А.А. Информатика. – Оренбург: Изд-во ОГА, 2001.
7. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем. – М.: ИНФРА-М, 2005.
Дополнительная литература
1. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике. – М.: Вузовский учебник, 2006.
2. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в экономике. – М.: ЮНИТИ, 2000.
3. Одинцов Б.Е. Обратные вычисления в формировании экономических решений. – М.: Финансы и статистика, 2004.
4. Дайитбегов Д.М., Черноусов Е.А. Основы алгоритмизации и алгоритмические языки: Учеб. пособие. 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1992.
5. Карр Н. Дж. Блеск и нищета информационных технологий: Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом. – М.: Изд. Дом «Секрет фирмы», 2005.
6. Калашян А.Н., Калянов Г.Н. Структурные модели бизнеса. DFD-технологии. – М.: Финансы и статистика, 2003.
7. Черемных СВ., Семенов И.О., Ручкин B.C. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. – М.: Финансы и статистика, 2001.
8. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: Учеб. для вузов. 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1998.
9. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2003.
10. Microsoft Word для Windows ХР. Шаг за шагом: практическое пособие: Пер. с англ. - М.: ЭКОМ, 2002.
11. Эд Ботт. Microsoft Office для Windows ХР. (серия «Без проблем!»): Пер. с англ. - М.: БИНОМ, 2002.
12. Роберт Шнейдер. Access для Windows ХР. (серия «Без проблем!»): Пер. с англ. - М.: БИНОМ, 2002.
13. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. 7е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, НПО «Информатика и компьютеры», 2002.
14. Острейковский В.А. Информатика. – М.: Высшая школа, 2004.
15. Айден К., Колесниченко О., Крамер М. [и др.]. Аппаратные средства PC. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 1998.
16. Фролов A.B., Фролов Г.В. Сети компьютеров в вашем офисе. – М.: Диалог МИФИ, 2001.
17. Берлинер Э.М., Глазырин Б.Э., Глазырина И.Б. Microsoft Window ХР. Русская версия. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ABF, 2002.
18. Йенсен К., Вирт Н. Паскаль: Руководство для пользователя / Пер. с англ. и предисл. Д.Б. Подшивалова. – М.: Финансы и статистика, 2000.
19. Информатика. Базовый курс / Симонович СВ. [и др.]. Изд-во «Питер». 2001.
20. Банковские информационные технологии: Учебник / Под. ред. В.В. Дика. - М.: Маркет ДС, 2006.
21. Барсегян А.А., Куприянов М.С., Степаненко В.В., Холод И.И. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
Тема: | «Информатика в экономике» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Шпаргалка | |
Страниц: | 255 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методические рекомендации по проведению уроков информатики
ВКР:
Разработка тестовых заданий для проверки знаний по математическим основам информатики в 9-х классах
ВКР:
Контроль и оценка результатов обучения по информатике в начальной школе
ВКР:
Реализация инновационной технологии дополненная реальность в курсе информатики
ВКР:
Создание сайта в условиях реализации проектной деятельности по информатике в средней школе