Дипломная работа
«Особенности профессиональной мотивации онлайн-занятых педагогов в сравнении с педагогами общеобразовательных школ»
- 100 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ 9
1.1. Сущность и понятие мотивации трудовой деятельности 9
1.2. Зарубежный и отечественный опыт решения проблемы мотивации трудовой деятельности 20
1.3. Особенности интернет-занятости 26
1.4. Особенности мотивации деятельности педагогов 32
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОНЛАЙН-ЗАНЯТЫХ ПЕДАГОГОВ И ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 43
2.1. Организация исследования 43
2.2. Результаты исследования мотивации деятельности онлайн-занятых педагогов 45
2.3. Результаты исследования мотивации деятельности педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях 52
2.4. Сравнительный анализ мотивации деятельности онлайн-занятых педагогов и педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях 60
Выводы по второй главе 63
ГЛАВА III. МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОТИВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТАЮЩЕЙ ОНЛАЙН 65
3.1. Основополагающие методы в организации мотивационной схемы сотрудников 65
3.2. Авторская мотивационная система для онлайн-занятых педагогов 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 86
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет есть основа ее адекватной интерпретации. В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.
Среди современных педагогических технологий и образовательных инноваций в настоящее время интенсивно развивается онлайн-образование. Онлайн-образование становится все более востребовано в современном обществе. К онлайн-образованию прибегают как родители детей- дошкольников, учащихся образовательных школ, так и студенты средних и высших образовательных учреждений. Под онлайн-обучением понимается форма обучения, способ организации образовательного процесса или его отдельного звена, характеризующийся типом коммуникативного взаимодействия между педагогическим работником и обучающимися посредством дистанционного общения на основе использования Интернета. Онлайн-занятость педагогов - это обеспечение реализации направлений работы, базирующейся на использовании Интернета.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Достойные цели, хорошая организация, перспективные планы будут малоэффективны, если не будет заинтересованности исполнителей в их реализации, т.е. мотивации. Поэтому руководители, заинтересованные в процветании и эффективности своей организации, не должны пренебрегать системой управления кадрами, а именно создания продуктивной системы стимулирования работников [4, с. 26].
Актуальность данной темы определяется, с одной стороны, необходимостью создания и развития системы мотивации труда онлайн- занятых педагогов, а с другой стороны, недостаточным вниманием со стороны руководителей к мотивации и стимулированию работников как функции управления.
Проблема определения структуры мотивации, а также мотивов поведения и деятельности как общепсихологическая рассматривается следующими авторами: В.Г. Асеев, Н.Ц.Бадмаева, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.Н.Леонтьев и др.
Проблеме мотивации профессиональной деятельности посвящены работы таких авторов, как С.Б.Каверин, А.Маслоу, Н.С.Пряжников, Э.А.Уткин, О.П.Чекмарев, С.А.Шапиро и др.
Несмотря на обилие научных взглядов по данной проблематике, вопросы, связанные с изучением мотивации онлайн-занятых, остаются малоизученными. Тем не менее, постановка проблемы мотивации в сфере онлайн-занятости прослеживается в работах таких ученых как М.Г. Бурлуцкая, И.Л. Сизова, Т.М. Хусяинов, А.В. Шевчук, М.О. Спирина и др.
Объект - мотивация онлайн-занятых педагогов и педагогов, работающих в общеобразовательной организации.
Предмет - мотивационное управление деятельностью онлайн-занятых педагогов и педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях.
Цель исследования - проведение сравнительного анализа мотивации деятельности онлайн-занятых педагогов и педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях и разработка модели по повышению эффективности трудовой деятельности персонала онлайн-школ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и понятие мотивации трудовой деятельности;
2. Обобщить зарубежный и отечественный опыт решения проблемы мотивации трудовой деятельности;
3. Выявить особенности мотивации деятельности педагогов;
4. Подобрать диагностические методики, выявить особенности мотивации онлайн-занятых педагогов и педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях;
5. Провести сравнительный анализ мотивации онлайн-занятых педагогов и педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях;
6. На основе результатов исследования разработать авторскую мотивационную схему для онлайн-занятых педагогов.
Гипотеза исследования: существуют отличия в мотивации деятельности онлайн-занятых педагогов и педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях. Для формирования эффективной трудовой мотивации необходимо комбинировать различные методы стимулирования с учетом потребностей работников, периодически изучая и пересматривая их, что приводит к повышению результативности труда как отдельного педагога, так и всей образовательной организации в целом.
Эмпирическая база проведения исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Школа 110» г. Уфа и онлайн школы Skyeng.
Методологические основы и методы исследования.
Методологическую основу исследования составили теории мотивации трудовой деятельности в зарубежных и отечественных исследованиях по управлению (О.С. Виханский, Е.П. Ильин, Э.А.Уткин, С.А. Шапиро), теория потребностей (А. Маслоу), теория ERG Клейтона Альдерфера; теория потребностей МакКлелланда; двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга; теория постановки целей Э.Локи и теория ожидания.
Методы исследования: теоретические (исторический, структурно-функциональный), анализ и обобщение, эмпирические (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана, методика Т.Н.Сильченковой, тест мотивации достижения А. Мехрабиана, шкала субъективного благополучия А. Перуэ- Баду (модификация М. В. Соколовой), анкета «Определение удовлетворенности личности своим трудом» (А.В. Батаршева).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изучено понятие «мотивация». Предлагается следующая формулировка - процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
2. Рассмотрена специфика термина «стимулирование» и дано следующее определение - это побуждение работников той или иной организации к заинтересованности в результатах своего труда, воздействие на людей при помощи поощрения или мер принуждения, обеспечивающих повиновение. Стимулы - внешние раздражители, которые способствуют росту мотивов в деятельности человека, если не требуется неосуществимых действий.
3. Отмечено, что мотивационный механизм носит характер процесса активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду.
4. Для того, чтобы мотивировать сотрудников к продуктивной работе, занятых онлайн, необходимо создать систему мотивирования с учетом потребностей работников данной сферы, которые должны быть изучены.
Теоретическая и практическая значимость. На основе проведенного исследования раскрыта сущность, особенности мотивации профессиональной деятельности, проведен сравнительный анализ мотивации деятельности онлайн-занятых педагогов и педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях. Проведена систематизация материала, необходимого для создания мотивационной среды в образовательной организации.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и анализе факторов мотивации сотрудников образовательных онлайн организаций, а так же в создании мотивационной системы для онлайн-занятых.
Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты анализа и выводы, полученные в ходе исследования, изложены и опубликованы в трех научно-практических изданиях конференций: XVIII международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные науки сегодня» (North Charleston, USA, 2019); международная научно-практическая конференция «Современная информационно-образовательная среда. Психологический и педагогический взгляд» (Воронеж, научно-издательский центр «Аэтерна», 2020); Международная научно-практическая конференция «Общество-Наука-Инновации» (Самара, Международный центр инновационных исследований «Omega science»).
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 54 позиции. Общий объем работы составляет 81 страниц.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
1.1. Сущность и понятие мотивации трудовой деятельности
Управление кадрами в любой организации является частью общей системы управления, однако единой модели управления персоналом не существует. Для того чтобы человек трудился с высокой отдачей, продуктивно и добросовестно, он должен быть заинтересован в этом или, говоря иначе, мотивирован.
Поэтому основной задачей кадровой службы становится формирование мотивационного механизма, позволяющего эффективно использовать в работе потенциал людей. Мотивационный механизм понимается здесь как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду.
В основе мотивационного механизма находятся потребности - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Ощущение дискомфорта влияет на поведение, чувства и мышление людей и может полностью подчинить человека себе [28, c.21].
Потребности нельзя увидеть и замерить. Только в определенных условиях можно понять об их существовании по поведению людей.
Потребности по содержанию бывают материальными, духовными и социальными. В определенный момент обычно преобладает одна какая-либо потребность, однако человек побуждается к деятельности не только ею, но и другими, которые часто трудно различить. Удовлетворенная потребность уже не влияет на эффективность деятельности [33, с.73].
На сегодняшний день известно достаточно большое количество различных теорий мотивации. Мы рассмотрим лишь некоторые из них - так называемые «классические», которые составляют основу, на которой базируются современные теории и имеют базовый характер для управленческой психологии. К ним относятся: иерархия потребностей А. Маслоу; теория ERG Клейтона Альдерфера; теория потребностей МакКлелланда; двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга; теория постановки целей Э. Локи и теория ожидания Э. Врума.
В работе Абрахама Маслоу описывается теория мотивации, которая широко используется в сфере управления персоналом. Согласно его теории человек мотивирован в своей жизнедеятельности потребностями:
1. Физиологические потребности
В большинстве (но не всегда), это мотивация на утоление жажды, голода, потребности в убежище, сне и др. Данные потребности связаны с поддержанием физиологических процессов в организме человека для выживания.
2. Потребность в безопасности
Потребность в безопасной окружающей среде, которая не несет угрозы здоровью и жизни человека, желание стабильности и постоянства, потребность в порядке, законе и др. (схожа с первой потребностью, т.к. основывается на инстинкте самосохранения).
3. Потребность в принадлежности и причастности какой-либо социальной группе, потребность в общении.
Человек хочет быть любимым и воспринятым обществом, не быть одиноким. Быть понятым в обществе, испытывать чувство поддержки. Желание принадлежать группе, нации.
4. Потребность в признании и самоутверждении.
Гордость за свои достижения, желание признания со стороны окружающих, желание свободы действий и свободы слова - это проявления такой потребности.
5. Познавательная потребность
Жажда знаний, жажда познания, любопытство и желание его удовлетворить, желание понимания, систематизации и обобщения информации (см. рис.1) [27, с.165].
С позиции психологии мотивация - побуждение к действию; процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, устойчивость и активность; способность человека удовлетворять свои потребности.
С точки зрения менеджмента мотивация - это процесс побуждения человека или группы людей к трудовой деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация является основной внутренней причиной любого сотрудника, определяющей направление деятельности человека, в частности работника, поэтому, применяя ее, можно добиться многократного повышения или понижения эффективности результатов труда. Это означает, что мотивация является важнейшей функцией управления. В то же время, являясь сложным психологическим явлением, мотивация, в том числе экономическая, требует понимания ее сути, структуры и следующих отсюда эффективных приемов воздействия на неё. Это означает, что мотивация является и объектом управления.
Система мотивации и стимулирования профессиональной деятельности существует в любой организации, фирме, предприятии, но не всегда она оказывается эффективной. Поэтому, как следствие, возникает текучесть кадров, неудовлетворенность своей работой, наличие конфликтов.
Трудности управления мотивацией работников вызваны многогранностью личности человека. Человек по своей природе уникален и неподражаем, как отпечатки его пальцев. Поведение человека, в том числе и в области трудовой деятельности, определяют его собственные увлечения, желания, способности, цели, потребности, ценности, стремления, ожидания. В условиях рыночной экономики возрастает роль экономических методов.
Однако для каждого конкретного работника характерен индивидуальный набор, персональный комплекс мотивирующих факторов. Привести разных работников к единому эталону даже в рамках одной профессии, специальности, квалификации невозможно, да и не нужно, чтобы не потерять личностное начало в человеке.
Один из самых острых и болезненных вопросов последних десятилетий - мотивация педагогов. К преподавателям общество всегда предъявляет очень высокие требования. Наиболее умные и талантливые люди, которые просто обязаны быть педагогами, уходят в высокооплачиваемые сферы деятельности, а также в сферу онлайн-занятости.
Онлайн-занятость представляет собой одну из наиболее удобных форм деятельности для работников интеллектуального труда, которая создает условия свободного труда и позволяет выстраивать индивидуальную профессиональную стратегию. В мотивации онлайн-занятых возможно выделить два основных типа мотивации деятельности:
- внешний, содержащий такие мотивы как стремление к заработку, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, стремление работать в лучших условиях труда, свобода в управлении своим временем и географическим местоположением;
- внутренний, порождаемый в сознании человека самой трудовой деятельностью (удовлетворение, которое приносит работа, осознание общественной значимости своего труда).
Сравнительный анализ мотивации деятельности онлайн-занятых педагогов и педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях, позволяет сделать следующие выводы:
1. Существуют достоверные различия во внутренней мотивации и во внешней положительной мотивации у онлайн-занятых педагогов и педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях. Различия во внешней отрицательной мотивации отсутствуют. У педагогов, работающих в образовательной организации, преобладает внутренняя мотивация, у онлайн- занятых - внешняя положительная. Онлайн-занятые педагоги более ориентированы на материальное стимулирование, в то время как у педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях, интерес к работе преобладает над финансовой стороной.
2. Для педагогов, работающих в образовательном учреждении, и для онлайн-занятых педагогов ведущим мотивом является такой мотив, как желание обучать данному предмету.
3. У педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях, преобладает мотив стремления к достижению успеха и первостепенным является благополучие и стабильность их эмоционального состояния, их социальное окружение.
4. Для онлайн-педагогов характерны высокие показатели удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами и с руководством.
Анализ литературы и результаты исследовательской работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Современным руководителям любой образовательной организации для эффективной организации мотивационного управления персоналом педагогов необходимо знать теоретические положения о потребностях, мотивах деятельности и мотивационном механизме труда.
2. Наибольшей эффективности система мотивации персонала достигается при использовании комплексного подхода, путем сочетания материального и нематериального стимулирования, коллективных форм и индивидуальных.
3. Положительное подкрепление результативнее отрицательного.
4. Грамотно выстроенная модель или система мотивации персонала является инструментом, повышающим результативность организации - через повышение эффективности труда отдельно взятого работника, всего коллектива в целом и снижение затрат на подбор и адаптацию персонала.
5. Даже в самую совершенную систему мотивации необходимо вносить коррективы, для чего требуется регулярно отслеживать изменения в мотивирующих факторах персонала.
1. Акмаева, Р.И. Компенсационный менеджмент: управление вознаграждением работников/ Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова. - Москва : Прометей, 2018. - 584 с. - Режим доступа:. - URL: http://bib**oclub.ru/index.php?page=book&id=483180 / 23.09.2020.
2. Базжина В. Развитие нестандартных форм занятости в современной России/ В. Базжина, И. Цыганкова, О.Никитина // Российское предпринимательство , 2014. - № 24(270). - С.71-86. - Режим доступа:
URL: http://bibli**lub.ru/index.php?page=book&id=362669. /28.09.2020
3. Бакирова, Г.Х. Психология развития и мотивации персонала : учебное пособие / Г.Х. Бакирова. - Москва : Юнити, 2015. Режим доступа:. - URL: http://bibli**lub.ru/index.php?page=book&id=118125 / 23.09.2020.
4. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов / А. Б. Бакурадзе; Отв.ред.М.А. Ушакова .-М. : Сентябрь,2005.-188с.
5. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход // Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ./Г.Беккер. -М.: ГУ ВШЭ, 2003. -672 с.
+ еще 49 источников
Тема: | «Особенности профессиональной мотивации онлайн-занятых педагогов в сравнении с педагогами общеобразовательных школ» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 100 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы по формированию социальных навыков младших школьников
Дипломная работа:
Егэ в начальной школе:особенности подготовки и проведения
Дипломная работа:
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по профилактике конфликтов в подростковой среде
Дипломная работа:
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству
Дипломная работа:
Формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы с опекунской семьей