Дипломная работа
«Консультирование в системе социально - педагогической деятельности»
- 66 страниц
Введение….3
Глава I. Теоретические основы консультирования как технологии социально-педагогической деятельности….…7
1.1. Сущность и содержание консультативной работы….6
1.2. Виды консультирования….13
1.3. Методика проведения консультативной беседы социальным педагогом…24
Выводы по первой главе….30
Глава II. Опыт консультативной работы в социально-педагогической деятельности (на примере СОШ №156 г.Уфы)…32
2.1 Место консультирования в системе работы социального педагога СОШ №156 г.Уфы….32
2.2. Консультативная работа социального педагога с неблагополучной семьёй….43
Выводы по второй главе….54
Заключение….56
Список литературы….59
Консультирование как вид практической деятельности является одной из ключевых областей психолого-педагогических, социальных, медицинских и других служб. Интенсивное развитие консультирования в педагогической практике обусловлено все возрастающей потребностью человека в усложняющихся условиях социального бытия обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена:
- потребностями педагогической практики в совершенствовании процесса консультирования в системе социально-педагогической деятельности.
- отсутствием углубленных научных исследований по данной проблематике. Кроме того, консультирование это востребованный и модный способ решения проблем и разрешения жизненных трудностей.
Таким образом, процессы преобразования социально-экономической, социально-культурной жизни общества обостряют потребность в специалистах, призванных осуществлять социально ориентированную деятельность по сопровождению взаимодействия общества и подрастающего поколения, по решению трудных жизненных ситуаций социально незащищенных слоев населения. Динамичность и изменчивость российского социума в последние десятилетия, законодательные акты Российской Федерации об изменении понятия и структуры государственного образовательного стандарта, проект «Российское образование-2020». Модель образования для экономики, основанной на «знаниях» очерчивают границы реформирования системы высшего социально-педагогического образования.
Стратегические задачи, обозначенные в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», актуализируют особые требования к социальному педагогу школы будущего как института, соответствующего целям опережающего развития, обеспечивающего изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.
Кроме того, деятельность социального педагога характеризуется множеством социальных проблем, которые подразумевают консультирование с различными категориями населения: детьми и взрослыми, учащимися и родителями, а также в различных направлениях, которые можно рассматривать в разных аспектах: возрастном - дети, молодежь, взрослые,; деятельностном - защита, профилактика, адаптация, коррекция, реабилитация, саморазвитие, самообразование и т.д.; проблемном - детская беспризорность, алкоголизм, дезадаптация, девиантное поведение подростков и т.д.
Степень научной разработанности. В последние годы в определенной степени были разработаны важнейшие проблемы социально-педагогической деятельности общеобразовательных учреждений в трудах ученых: исследования, определяющие сущностные черты педагогической деятельности образования (К. А. Абульхановой-Славской, И. Ю. Алексашина, В. А. Беликова, С. Г. Вершловского, А. Н. Ксенофонтовой, Т. А. Панковой, В. Г. Рындака и др.); исследования, раскрывающие специфику социально-педагогического образовательного процесса, в том числе проблемы специализации (Ю. В. Васильковой, М. А. Галагузовой, Ю. Н. Галагузовой, О. В. Вороновой, М. А. Емельяновой, А. В. Иванова, И. А. Липского, Р. А. Литвак, С. А. Расчетиной и др.).
В нашей стране впервые вопрос о консультировании был поднят в 20-40-е годы (Б. Г. Ананьев и др.). Однако специальные исследования начинают осуществляться только в 70-80-х годах (А. А. Головей, Н. А. Грищенко). В дальнейшем появляется множество монографий и статей ( Г. С. Абрамова, А. А. Бодалев, И. В. Дубровина, М. В. Зюзько, Л. М. Митина, В. В. Столин и др.), в которых обсуждаются вопросы организации, методов и принципов консультирования.
Таким образом, не смотря на то, что важнейшие проблемы консультирования достаточно исследованы в научной литературе, за рамками исследования осталась проблема педагогического консультирования в системе образования.
Объект исследования – консультирование как технология социально-педагогической деятельности.
Предмет исследования - процесс консультирования в системе социально-педагогической деятельности.
Цель исследования – выявить эффективные условия процесса консультирования в системе социально-педагогической деятельности.
Достижение поставленной цели обусловливает решение ряда задач:
1. Раскрыть сущность и содержание консультативной работы
2. Охарактеризовать виды консультирования.
3. Описать методику проведения консультативной беседы социальным педагогом.
4. Определить место консультирования в системе работы социального педагога СОШ №156 г. Уфы.
5. Проанализировать консультативную работу социального педагога с неблагополучной семьей.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, социально-педагогические методы (анкетирование, тестирование, опрос, интервью, беседы), метод стандартизированного наблюдения, а также свободного наблюдения.
Теоретическую основу исследования составили: теории социально-педагогической деятельности (М.А Галагузовой, А.В. Мудрика); теории консультирования (М. В. Шакуровой, Г. С. Абрамовой, А. А. Бодалева, И. В. Дубровиной); теория оказания консультативной помощи детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты содержание и особенности процесса консультирования неблагополучных семей в практике социального педагога.
Практическая значимость работы. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в деятельности общеобразовательных учреждений.
База исследования. Средняя образовательная школа № 156 г. Уфы.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретические основы консультирования как технология социально-педагогической деятельности.
1.1. Сущность и содержание консультативной работы
Идеалом, к которому стремится семья, школа и все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания» [17, с. 28].
Сегодня прилагается мало усилий и эпизодических мероприятий, чтобы удовлетворить все обостряющуюся социальную потребность. Ей отвечают идеи социальной педагогики, в частности, компетентность одного из ее конкретных субъектов - социального педагога. Он может успешно действовать при условии, если включен в целостную систему общественного по своей сущности воспитания. Вне такой системы он бессилен, как впрочем, и она резко ослаблена без него.
Социальное воспитание как система включает все то, что формирует человека, образует целостность разного[14] (рисунок 1). Очевидно, без школы не научиться жить среди людей, но ущербно и общественное воспитание вне органической связи со школой.
Рисунок 1
По мнению ученого А.В. Мудрика, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией [40, с. 88].
Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, консультирует родителей в вопросах касаемых их детей.
Социальный педагог как профессионал стремится по возможности предотвратить проблему, вовремя найти и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных факторов и явлений (социального, физического, психологического) плана. Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Социальный педагог развивает свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя её конкретным содержанием.
Содержание одного из основных направлений деятельности социального педагога – социально-педагогическое консультирование (рисунок 2) [14].
Рисунок 2
Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие.
Консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа [6, с. 45].
Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, посмотреть на проблему со стороны, обучает новому поведению, способствует развитию личности. Также акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
Процесс консультирования включает в себя как социальное обучение, так и социальное воспитание.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности, требующими консультативной помощи, являются:
- деятельность, направленная на профилактику явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации детей и взрослых посредством их личностного развития;
- деятельность по социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Так как проблема личности, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность включает две составляющие [7, с. 39]:
- непосредственную работу с личностью ребёнка или взрослого;
- посредническую деятельность в отношениях личности со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию. Деятельность социального педагога в школе предполагает социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, родителей, педагогов, классных руководителей по решению социально-педагогических проблем ребёнка, его профессиональному самоопределению, предпрофильной подготовке и т.д.
Социально-педагогическое консультирование осуществляется на принципах социального партнёрства: равноправия, уважения и учёта интересов, обязательности и ответственности сторон. От успешного консультирования нередко зависит успешность разрешения различных проблемных ситуаций в семьях учащихся. При этом немаловажную роль играет взаимодействие социального педагога со специалистами: психологами, юристами, медицинскими работниками, обладающими специальными знаниями для решения разных социальных проблем и вопросов.
Являясь членом экспертного совета, школьный социальный педагог должен объективно оценивать поведение учащихся в их окружении. Важным при этой оценке является всестороннее знание о ребёнке, с проблемами которого связано консультирование. Для его получения школьный социальный педагог использует разнообразные методы: наблюдение за ребёнком, беседы со сверстниками и родителями, близкими друзьями и учителями, соседями, визиты на дом и т.д.
В качестве консультанта он взаимодействует с администрацией школы и преподавательским составом, а также с органами ученического самоуправления по вопросам отношения учащихся к школе, к классному коллективу, к участию в общественной жизни.
Консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым в зависимости от его характера и направленности, а также от конкретных обстоятельств. Главное для социального педагога при проведении консультирования – понимать, что его целью является помощь и социально-педагогическая поддержка учащихся, их родителей и учителей.
Для родителей консультирование является одним из способов педагогического просвещения, помогающим в освоении приёмов и методов воспитания своих детей, в организации с ними педагогически целесообразного и благотворного взаимодействия. Оно должно способствовать и оптимизации связей школы с родителями и детей со школой. Это важно для решения многих проблем воспитания и обучения.
Но главными условиями, которые могут обеспечить эффективность консультирования, являются педагогическое мастерство и глубина профессиональных знаний консультирующего.
Таким образом, в результате консультирования, социальный педагог помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах и обозначить направления, среди которых клиент находит подходящие для него способы преодоления возникших трудностей, а также актуализирует личностные ресурсы и возможности, способствует нахождению новых путей решения проблем.
Для успешного осуществления своей деятельности, социальный педагог образовательного учреждения использует различные методы работы. В данном исследовании мы рассмотрели консультирование в системе социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическое консультирование - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработке социальных норм жизнедеятельности и общения. Процесс консультирования включает в себя как социальное обучение, так и социальное воспитание.
Интенсивное развитие консультирования в педагогической практике обусловлено все возрастающей потребностью человека в усложняющихся условиях социального бытия обратиться за помощью к специалисту-профессионалу. Анализ литературы по данному вопросу позволил нам сделать вывод о том, что в современной социально-педагогической науке существует большое количество разнообразных методов работы, которые имеют свою классификацию и состоят из приёмов. Среди основных методов социально-педагогической работы выделяется консультирование, которое имеет свои виды и приёмы.
Первая глава нашего исследования была посвящена теоретическим основам консультирования как технологии социально-педагогической деятельности. Мы рассмотрели сущность и содержание консультативной работы, виды консультирования, изучили методику проведения консультативной беседы социальным педагогом.
Во второй главе нашего исследования мы рассмотрели опыт консультативной работы в социально-педагогической деятельности на примере СОШ №156 г. Уфы. Изучили место консультирования в системе работы социального педагога СОШ № 156 и консультативную работу социального педагога с неблагополучной семьёй. Мы сделали вывод о том, что консультирование является эффективным и распространённым методом работы социального педагога, который имеет свои виды, объект и предмет и направлен на решение важных социально-педагогических задач. Социально-педагогическое консультирование проводиться после тщательной диагностической работы, которая позволяет выявить группу или личность для консультирования. Чаще всего социально-педагогическое консультирование бывает контактным, индивидуальным или групповым. В образовательных учреждения социально-педагогическое консультирование обычно проводиться по направлению классного руководителя или обращению родителей. Проанализировав современное состояние проблемы неблагополучия можно заметить, что данная проблема очень актуальна, так как число таких семей стремительно увеличивается. Консультативная деятельность социального педагога в школе №156 очень важна, практика показывает, что число неблагополучных семей с каждым годом растёт и в это тяжелое время правовой незащищенности, роста жестокости в семье и детской преступности, дети и их родители нуждаются в социально-педагогическом консультирований. Именно поэтому таким семьям необходима активная и продолжительная поддержка и помощь со стороны социального педагога. Социальный педагог в неблагополучных семьях выступает как посредник между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общение с ребёнком и его окружением. Задача социального педагога в работе с неблагополучной семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Консультативная работа социального педагога с неблагополучной семьёй - один из путей по предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей, способствующий полноценному функционированию семьи. Поэтому следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение. Социальный педагог консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Таким образом, описание опыта социально-педагогической работы позволил нам сделать вывод о том, что среди разнообразных методов работы социального педагога консультирование занимает одно из ведущих мест, так как оно направлено на решение широкого спектра социально-педагогических проблем и позволяет в короткие сроки оказать эффективную помощь личности или семье.
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2009. 21 января. Российская газета. Российская газета. 2008. 05 января.
2. Конституция Республики Башкортостан. Уфа, «Башкортостан», 2013.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» Издательство: Групп ISBN: 978-5-4252-0188-1. 2011.
4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012-2017 годы h**t://w*w.garant.r*/hotlaw/federal/400890/
5. Абдулатипов, Р.Г. О федеральной и национальной политике Российского государства. М.,2011.
6. Алмазов, Б. Н. Методика и технологии социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
7. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Ю.В. Василькова. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.
8. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под общ.редакцией М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
9. Зайнышев, И. Г. Технология социальной работы.: Учебное пособие для студентов учебных заведений [Текст] / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
10. Кажарская, С. Г. Аддиктивное поведение подростков: Учебник для вузов [Текст] \ С. Г. Кажарская. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 254 с.
11. Карбушева, Т. А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика» (Социальная педагогика) [Текст] / Т. А. Карбушева. – Благовещенск: БГПУ, 2010. – 97 с.
12. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] /А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с. : ил.
13. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник [Текст] / Л. В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
14. Мардахаев, Л. В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в трудной жизненной ситуации [Текст] / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 6. – С. 4-10.
15. Методика и опыт работы социального педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: w*w.lib4all.r* , свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.рус.
16. Методы работы социального педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: w*w.txtb.r* , свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.рус.
17. Методы работы социального педагога с неблагополучной семьёй [Электронный ресурс]. – Режим доступа: w*w.ped-kopilka.r* , свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.рус.
18. Методика и опыт работы социального педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: w*w.knowledge.r*, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.рус.
19. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед.вузов [Текст] / А. В. Мудрик. – М.: Издательский цент «Академия», 2003. – 2000 с.
20. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] / Ф. А. Мустаева. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.
21. Нестерова, Г. Ф. Технология и методика социальной работы: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст] / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр. – М.: Издательский цент «Академия», 2011. – 208 с.
22. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.
23. Педагогический словарь: под общей редакцией Коджаспировой Г. М., Коджаспирова А. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: w*w.slovo.yaxy.r* , свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.рус.
24. Петрухина, С. Р. Взрослые и дети, как преодолеть трудности в общении: учебно-методическое пособие [Текст] / С. Р. Петрухина, Г. А. Стюхина. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. – 64 с.
25. Сергеева Т. Социально-педагогическое консультирование подростков и родителей [Текст] / Татьяна Сергеева // Школьный психолог. – 2010. - № 10. – С. 27-29.
26. Трофимова, Е. В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие [Текст] / Е. В. Трофимова. – Уфа: Издательство БГПУ, 2010.
27. Формы и методы работы социального педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: w*w.schools.r* , свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.рус.
28. Холостова, Е. И. Технологии социальной работы: учебник [Текст] / Под общей ред. проф. Е. И. Холостовой. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
29. Шишковец, Т. А. Справочная книга социального педагога [Текст] / Т. А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с.
30. Шакурова, М. В. Методика и технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / М. В. Шакуров . – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
31. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
32. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009. – 350 с.
33 Волгина, Н.А. Социальная политика: Учебник / Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2008.- 201 с.
34 Гульчевская, В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / В.Г. Гульческая. - Москва: АРКТИ, 2010. – 323 с.
35 Групповая делинквентность как источник социальных рисков в современной России / Фатеев И. В. // Юрист ООО «Интерпак».
36 Бааль, Н.Б. Девиантное поведение в механизме формирования криминального экстремизма в молодежной среде / Бааль Н.Б. // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 4. С. 17-21.
37 Чухрова, М.Г. Девиантное поведение в некоторых молодежных субкультурах / Чухрова М.Г., Чухров А.С., Пивоваров А.В., Орлова Т.Г., Сафин Д.И. // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 291-295.
38 Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 1981.
39 Змановская, Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М.: Академия, 2004. -288 с.
40 Пискунова, А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / под ред. акад. РАО Москва: ТЦ «Сфера», 2009. – 410 с.
41 Константинов, Н.А. История педагогики / Н.А. Клнстантинов. - Москва: «Просвещение», 2008. – 280 с.
42 Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – Москва: Академия, 2008. – 410 с.
43 Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. - Москва: Просвещение, 1976. - 303 с.
44 Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983
45 Меновщиков, В.Ю Введение в психологическое консультирование. – М., 2000.
46 Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М., 2002.
47 Методология социологического исследования девиантного поведения российской молодежи в субкультурном мире / Стрельцов В.В. // Общество: политика, экономика, право. 2009. № 1-2. С. 93-104.
48 Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность / В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. – Москва: Роспедагентство, 2008. – 310 с.
49 Минияров, В.М. Психологическое консультирование по проблемам родительско-детских отношений. – Самара, 2005.
50 Молодежная девиантность и делинквентность на почве наркотизма современное российское общество все больше превращается в общество / Харсеева В.Л. // Общество и право. 2004. № 1 (3). С. 118-119.
51 Моховиков, А.Н. Телефонное консультирование. – М., 2001.
52 Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик. – Москва: Академия, 2009. – 410 с.
53 На пути к преступлению: девиантное поведение подростков и риски взросления в современной России / Позднякова М.Е., Рыбакова Л.Н., Моисеева (Брюно) В.В., Дьяченко А.П., Цымбал Е.И., Шурыгина И.И., Хагуров Т.А., Остапенко А.А., Чепелева Л.М., Войнова Е.А., Щипкова А.А. //«Опыт социологического анализа») / Москва - Краснодар, 2012.
54 Некоторые проблемы совершенствования законодательства в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних / Пухкалова М.О. // Теория и практика общественного развития. 2009. № 1. С. 153-158.
55 Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос. / А.А. Орлов, А.С. Агафонова. - Москва: Академия, 2008. – 420 c.
56 Особенности ценностно-нормативной структуры делинквентности личности / Маркиниди Е.В. // Наука. Инновации. Технологии. 2010. № 4. С. 31-38.
57 Пахальян, В.Э. Психологическое консультирование. – СПб., 2006.
58 Пахальян, В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании: Материалы к организации и проведению учебных занятий. – М., 2003.
59 Педагогика России. История и современность / А. Н. Джуринский/ - Санкт-Петербург: Реабилитация, 2011. - 320 с.
60 Педагогика и психология / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская - Санкт-Петербург: Гардарики, 2009. - 480 с.
61 Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов. - Санкт-Петербург: Гардарики, 2009. - 512 с.
62 Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – Москва, 1986.- 280 с.
63 Попов, И.Г. Молодежь в сфере криминогенного влияния // Социологические исследования. 1998. № 5.
64 Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М., 2002.
65 Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением/Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1999.
66 Психология и педагогика / И. В. Андреева, О. Б. Бетина. - Москва: Эксмо, 2008 г. - 224 с.
67 Социальная неопределенность как источник делинквентности в молодежной среде / Мерзаканов С.А. // Теория и практика общественного развития. 2008. № 2. С. 41-45.
68 Социология: Учебник для вузов. А. И Кравченко, В. Ф. Анурин. -СПб.: Питер. - 432 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»), 2003.
69 Социологический анализ подростковой преступности как одной из форм проявления делинквентного поведения несовершеннолетних: региональный аспект / Янченко П. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 133. С. 307-316.
70 Специфика социокультурного подхода к анализу делинквентности несовершеннолетних / А. П. Михайлов // Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 11 (62). Серия: Гуманитарные науки (юриспруденция). с. 46 – 47.
71 Специфика социокультурного подхода к анализу делинквентности несовершеннолетних / Михайлов А.П. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 11. С. 43-47.
72 Специальная психология и педагогика: учеб. пособие / Г.И. Колесникова. – Москва: Академия, 2010. - 250 с.
73 Техники консультирования и психотерапии/Под. Ред. У.С. Сахакиан. – М., 2000.
74 Факторы защиты и факторы риска делинквентного поведения подростков / Савина Н. Н. // Вестник ТГПУ.2009.Выпуск 4(82). с.92-95.
75 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва: Просвещение, 2010. – 135 с.
76 Фирсов, М.В. Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. – М., 2002.
77 Хозиева, М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. – М., 2002.
78 Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.
79 Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
Тема: | «Консультирование в системе социально - педагогической деятельности» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 66 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Роль государства в системе социальной защиты
Курсовая работа:
Методика социально-педагогического взаимодействия в системе социальных служб
Дипломная работа:
Этнокультурное развитие школьника в системе дополнительного образования на примере чувашской вышивке
Курсовая работа:
Технологизация социальной работы
Дипломная работа:
Опыт социальной работы с девиантными подростками из семей группы риска в условиях специализированной службы