Дипломная работа
«Развитие ловкости у младших школьников»
- 63 страниц
ВВЕДЕНИЕ….…3
ГЛАВА I АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ….5
1.1. Возрастные основы двигательной деятельности….7
1.2. Ловкость и методика её развития….13
1.3. Структура тренировки….15
1.4. Ошибки в двигательных действиях….….20
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ….…24
2.1. Цель и задачи исследования….24
2.2 Методы исследования….24
2.3 Организация исследования….29
ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ….33
3.1 Результаты тестирования…33
3.2 Обсуждение результатов тестирования….41
ВЫВОДЫ….….…46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… ….….48
Актуальность. Среди многообразия двигательных качеств: силы, быстроты, гибкости особое место занимает ловкость. Имея в быту ряд обозначений: сноровка, юркость, неповоротливость, она до сих пор не имеет общепризнанного определения, как среди практиков, так и среди ученых.
Ловкость представляет собой сложное, комплексное психофизическое качество. Она теснейшим образом связана с функцией управления, а это значит, что главную роль в проявлении этого качества играет центральная нервная система (ЦНС). Этим обстоятельством обусловлен и тот факт что ловкость является более разносторонним, гибким и универсальным качеством по сравнению с другими.
То, что называется ловкостью, не является чисто физическим качеством, как, например, сила, выносливость или быстрота. Сложно определить: чего в нем больше- физического или психического. Она образует как бы мостик в умственной деятельности и представляет собой концентрат жизненного опыта в области двигательной активности. Именно поэтому ловкость нередко повышается с годами в то время как другие физические качества заметно снижается.
Одной из наиболее актуальных проблем в физическом воспитании и спорте считается проблема развития ловкости у младших школьников.
Чем выше способность ученика к точному анализу движений, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями или перестроить их. Проведенные исследования показали, что дети младшего школьного возраста быстрее осваивают новые движения, основные элементы техники сложного упражнения, чем подростки и юноши.
Замечательный советский педагог, наш современник В.А.Сухомлинский писал: «Жизнь подсказала, что учить ловкости, пластичности, красоте движений необходимо- это один из важнейших компонентов физического и духовного развития». Пробелы в таком воспитании, по мнению В.А.Сухомлинского накладывают отпечаток не только на физическое, но и на умственное, эмоциональное, эстетическое развитие человека.
Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движения. Важнейшие требования к методике воспитания физических
качеств в период возрастного становления организма - всестороннее воздействие, соразмерность нагрузок и функциональных возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития [8].
Анализ литературных данных позволил углубить представление о ловкости как об одном из ведущих качеств школьников. Однако в литературе нет конкретных рекомендаций по использованию средств и методов развития ловкости у младших школьников.
Цель работы. Исследовать динамику развития ловкости у младших школьников.
Задачи: 1. Оценить уровень развития ловкости у младших школьников.
2. Сопоставить показатели в ходе тестирования.
3. Дать сравнительную характеристику развития ловкости в начале и конце педагогического эксперимента.
Объект исследования. Учебный процесс, направленный на развитие ловкости у младших школьников.
Предмет исследования. Методика развития ловкости.
Гипотеза. Мы предполагаем, что применяемые нами упражнения будут способствовать эффективному развитию ловкости у младших школьников.
ГЛАВА I АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе изучения литературных данных выяснилось, что проблеме развития ловкости младших школьников посвящено достаточно небольшое количество работ и практически отсутствуют конкретные рекомендации по развитию этого качества у младших школьников. Одной из наиболее актуальных проблем в физическом воспитании и спорте можно считать проблему развития ловкости.
Основополагающие работы [ 1,3,4 ] послужили началом исследований, которые дали физиологическое обоснование сущности ловкости, как качества двигательной деятельности и её развития. На базе педагогических исследований строились основы методики развития ловкости в разных видах спорта.
Изучение возрастных особенностей становления двигательной функции, развития физических качеств: быстроты, мышечной силы, выносливости, ловкости и гибкости – имеет большое значение. Под двигательной функцией мы понимаем совокупность физических качеств, двигательных навыков и умения детей, подростков и взрослых. Двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие условиям внешней среды. Физическими ( или двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека (по Новикову А.Д. и Матвееву Л.П., 1976 г.).
У младших школьников имеются все предпосылки к тому, чтобы приобрести также качества, как гибкость и ловкость. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата – высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба – способствует
6
повышению эффективности специальных упражнений для развития этих качеств.
Возраст от 7 до 10 лет характеризуется также высокими темпами развития ловкости движений. Этому помогают высокая пластичность центральной нервной системы, интенсивное развитие двигательного анализатора, выражающиеся, в частности, в совершенствовании пространственно- временных характеристик движения.
Использование в школьном уроке игр, требующих внезапного изменения действия в меняющихся игровых ситуациях, выполнение усложняющихся заданий, требующих координированных движений, а также упражнений с различными предметами совершенствуют ловкость детей.
В подростковом возрасте содержание средств воспитания физических качеств существенно изменяется. Увеличиваются упражнения, которые обеспечивают появление специфических для определенного вида спорта качеств. И все-таки основные методические направления в воспитании физических качеств сохраняются во всех возрастных группах.
Создатели учения о физическом развитии человека В.В. Бунак (1940) и П.Н. Башкиров (1962) трактуют физическое развитие как комплекс морфо – функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил. Применительно к детям физическое развитие определяется как процесс формирования структурно – функциональных свойств растущего организма. В.Г. Властовский (1976), один из наиболее авторитетных современных исследователей проблем, классифицирует физразвитие как комплекс морфо – функциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития ребенка.
Без сомнения, чем выше способность ученика к точному анализу движений, тем быстрее оно сможет овладеть новыми движениями или перестроить их. Проведённые исследования показали, что дети младшего
7
школьного возраста быстрее осваивают элементы техники сложного упражнения, чем подростки и юноши.
Таким образом, возраст 7- 10 лет можно считать самым благоприятным для закладки физического качества ловкости. [3,6] Однако в литературе нет конкретных рекомендаций по использованию средств и методов развития ловкости у младших школьников.
1.1 Возрастные основы двигательной деятельности
Движение - основная форма активности животных и человека, их взаимодействия с внешней средой. В основе двигательной деятельности лежат процессы координации движений (управления движениями). Они осуществляются в результате сложного взаимодействия различных отделов ЦНС на основе как врожденных, так и выработанных связей, с участием многих рецепторных систем. Сущностью координации движений является такая пространственная и временная организация процессов возбуждения в мышечном аппарате, которая обеспечивает выполнение двигательной задачи [45]. Сложное и комплексное качество ловкости. О нем уже трудно сказать, чего в нем больше — физического или психического [3].
Повседневный опыт говорит о том, что ловкость не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство, которое так же безнадежно рассчитывать заполучить, как изменить свой природный цвет глаз [1]. Ловкость поддается упражнению, ее можно выработать в себе и, уж во всяком случае, добиться сильного повышения ее уровня [3].
В управление движениями человека включены высшие формы деятельности мозга, связанные с сознанием, что дало основание называть их произвольными. Однако, несмотря на сложность и дифференцированность двигательной функции, в ее организации может быть выделен общий фактор, от которого в большой степени зависит иннервационная структура
8
движений. Это - биомеханические свойства двигательного аппарата, значение которых для координации движений показано Н. А. Бернштейном.
Важнейшим биомеханическим свойством опорно-двигательного аппарата позвоночных животных и человека является наличие в скелете большого количества степеней свободы вследствие его многозвенности и двух-, трехосности многих суставов. Большое количество степеней свободы обеспечивает чрезвычайное многообразие двигательных возможностей, но при этом делает управление движениями весьма сложной задачей [45].
Координация и есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения, т. е. превращение их в управляемые системы. Степени свободы, упоминаемые в этом определении, могут быть, как уже сказано, кинематические и динамические [3].
В каждом движении используются лишь некоторые из степеней свободы, но ЦНС должна постоянно контролировать (ограничивать) все остальные, чтобы обеспечить устойчивость позы. На конечный результат движения влияют не только силы, развиваемые мышцами, но и силы инерции масс участков тела, вовлекаемых в движение, эластическое сопротивление мышц-антагонистов и связок. Движение смещает различные звенья двигательного аппарата и положения тела, а, следовательно, по ходу движения изменяются моменты упомянутых сил. Вследствие изменения суставных углов меняются и моменты мышечных сил. На ход движения влияет также сила тяжести звеньев тела, моменты которой также меняются в процессе движения [45]. По чувствительным нервам всевозможных специальностей: осязательным, зрительным, нервам мышечно-суставной чувствительности, вестибулярным нервам уха, несущим сигналы, связанные с чувством равновесия и т. д., — текут непрерывные корректировочные потоки сигналов к мозгу, уведомляющие его, так ли течет начатое движение, как оно было спланировано, и в каком смысле требуются поправки. Каждая мышца, сокращаясь по ходу движения, раздражает этим какой-нибудь из
9
чувствительных аппаратов, который немедленно сигнализирует об этом мозгу. Каждый залп двигательных импульсов, прибывающих из мозга в мышцу, оказывается прямой причиной нового залпа импульсов, текущих уже в обратную сторону — от чувствительного аппарата в мозг. Там этот поток чувствительных сигналов преобразуется в соответствующие коррекции к движению, т. е., в свою очередь, является причиной возникновения новых двигательных импульсов, исправленных и дополненных, снова мчащихся из мозга в нужные мышцы. Перед нами, таким образом, замкнутый кольцевой процесс [3].
В практической деятельности человек вступает во взаимодействие с предметами внешнего мира - различными инструментами, перемещаемыми грузами и т. д., И ему приходится преодолевать силы тяжести, трения, инерции, упругости, возникающие в процессе этого взаимодействия. Немышечные силы вмешиваются в процесс движения и делают необходимым. Непрерывное согласование с ними деятельности мышечного аппарата. Все описанное выше делает принципиально необходимым участие в управлении движениями коррекций по ходу движения на основании показаний рецепторов [16].
Таким образом, в управлении движениями можно выделить два основных механизма. С одной стороны, при осуществлении любого движения в ЦНС на основе врожденных связей и связей, выработанных в процессе предыдущего двигательного опыта, формируется некоторая пространственно-временная структура возбуждения мышц, соответствующая данной двигательной задаче и исходному положению двигательного аппарата. С другой стороны, важнейшим компонентом управления движениями является внесение по его ходу коррекций в первоначальную структуру мышечного возбуждения. Для характеристики этих двух механизмов используют терминологию кибернетики, называя первый из них программой, второй - коррекциями на основе обратных связей [29].
10
1. По анализу литературных источников мы выявили физиологические особенности детей 9-10 лет. В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движения. Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится для детей привлекательным и доступным.
2. По результатам тестирования показатели учащихся экспериментальной группы оказались выше за счёт регулярных методически грамотно построенных занятий, которые проводились во время исследования.
3. После сравнения результатов, полученных в начале эксперимента и в конце, можно констатировать, что в экспериментальной группе они возросли на 10 % , а в контрольной – на 5 %. И если в начале разница составляла 15 %, то в конце она увеличилась до 20 %.
4.Тестирование показало, что воспитанием ловкости можно и нужно заниматься ещё в детских дошкольных учреждениях, где должны быть созданы благоприятные условия для занятий с детьми . Данную работу необходимо продолжать в начальных классах школы.
Систематически включать на занятиях упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры, которые оказывают влияние на формирование качеств личности: в них развивается воля, сообразительность, смелость, появляется возможность помериться с товарищами ловкостью, силой, смекалкой. Обогащается тактика поведения детей в играх. Игры более длительны по времени и более насыщены сложными движениями, что способствует воспитанию у подростков выносливости. Разработанный метод исследования дал положительный результат при тестировании. Уровень развития ловкости у детей экспериментальной группы оказался выше , чем у контрольной группы.
Существенную роль в успехе исследования играет современная и тщательная подготовка необходимого оборудования и инвентаря. В
дальнейшей своей работе можно смело применять разработанную методику по воспитанию ловкости у младших школьников.
К развитию ловкости у детей младших классов следует приступать как можно раньше. Материал, способствующий развитию этого качества, следует включать в каждый урок физической культуры[2].
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 1978- 46с.
2. Ашмарин Б. А. Теория и методики физического воспитания – М.: Просвещение,1990.–287с.
3. Бейлин В.Р. Искусство ловкости. - Брест, 1997. – 76с.
4. Бенджамин Лоу. Красота спорта / Пер. с английского И.П.Моничева, под ред. В.И.Столярова. – М.: Радуга, 1984. – 241с.
5. Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии.- М.: Физкультура и спорт, 1991
6. Белкин А.А. Физическая подготовка в спорте. – М.: Физкультура и спорт,1983.
7. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе.- М.: Физкультура и спорт, 1978. – 208с.
8. Боген М. М. Обучение двигательным действиям.- М.: Физкультура и спорт,1985
9 . Богданов Г. П. Уроки физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1978.
10. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств школьников./Под ред. З.И.Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1987. – С.153-177.
11. Былеева Л. С. Игра. – М.: Просвещение, 1980.
12. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу и выносливость. М.; Просвещение, 1981.-230с.
13. Валиахметов Р. М., Костарев А. Ю., Щемелинин В. И. Методика подготовки курсовых работ по Т и МФВ и спортивных дисциплин,- Уфа, БГПУ, 2001.-20с.
49
14. Виленский М. Д., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников // М.: Физическая культура в школе, 1990.-№12.
15. Голомазов С.В. Точность движений. – М.: ГЦОЛИФК, 1979. – 43с.
16. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников.- Минск, 1978.- 205с.
17. ГлобенкоТ. К. Подвижные игры на уроках физкультуры. - Нальчик.1971.-158 с.
18. Железняк Ю. Д., Петров П.А. Основы научно- методической деятельности физической культуры и спорта,- М.: Академия 2001.-221с.
18. Жуков М. Н. Подвижные игры.- М.: Физкультура и спорт, 1986.
20. Зациорский В.М. Физическое качество спортсмена. - М.: Физкультура и спорт,1979.
21. Ильин Е.П. Ловкость – миф или реальность?// Теория и практика физической культуры. – 1982.- №3. – С.51-53.
22. Коротков И. М. Подвижные игры в школе. – М.: Просвещение, 1979.- 192с.
23. Кукалевский Г.М. Граевская Н.Д. Основы спортивной медицины: Учебник для институтов физкультуры.-М.: Медицина, 1971.-368с.
24. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры по дисциплине Теория физической культуры – СПб.: СПб ГАФК, 1998.-76с.
25. Леонтьева Н. Н, Анатомия и физиология детского организма.- М.: Издательский центр "Академия ", 1999.- 448 с
26. Ломейко В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. Мн.: Нар. Асвета, 1980.
27. Ломейко В. Ф., Ищенко Н. С. Студенту о физическом воспитании.- Мн.: Нар. Асвета, 1980
50
28. Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и Лях В.И. Координационные способности школьников. – Мн.: Полымя, 1989. – 159с.
29. Лях В.И. Координационные способности школьников//Теория и практика физической культуры. - 2000 - №1.- С.24.
30. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей// Теория и практика физической культуры. - 1991.- №11.- С.17-20
31 . Лях В. И. Тесты в физическом воспитании.- М.: Просвещение, 1998, 75с.
32. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.- М.:1999-220с.
33. Матвеев Л. П. Теория и методики физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1988 .288 с.
34. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. – М.: Теория и практика физической культуры, 2001.- 332с.
35. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательной координации. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – 259с.
36. Озолин Н.Г. Молодому коллеге.- М,: Физкультура и спорт,1998.-122с.
37. Особенности построения тренировки юных спортсменов (Сб. науч. тр.) /ВНИИ физ. Культуры; Под ред. В. С. Топчияна и Н.А. Минаевой.- М.: ВНИИ ФК,1993.-115с.
38. Погодаев Г.Н. Проблемы физического воспитания школьника.- М.: Физкультура и спорт, 1998.-350с.
39. Тер Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания .- М.: Физкультура и спорт 1978.-20бс. с ил.
40. Туревский И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей. Автореф. дис…канд. пед. наук. – М.,1980. – С.33.
41.Фарбер Д.А., Корниенко И.А. Физиология школьника. – М.: «Педагогика». – 1990. – 64с.
51
42. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого.- 3-е изд. – М.: Медицина, 1985. – 544с.
43. Физиология человека / Под ред. Н.А. Фомина. – М.: Просвещение, 1982. – 320с.
44. Физическая культура. Общеобразовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы, 1-11 классы / Под ред. А.П.Матвеева. – М.: Радио и связь, 1995. – 215с.
45. Физическая культура./ Под ред. Загорского Е. И.- М.; Физкультура и спорт, 1989.-168с.
46. Физическое воспитание детей и подростков.- Сб. ст. выш. / Отв. ред. Б.Н. Никитский.- М.: Моск. обл. пед. ин-т, 1973.-59с.
47.Филин В.П. Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов.-М.: Физкультура и спорт,1996.- 119с.
48. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания.- М.: Физкультура и спорт ,1972.- 175с.
49. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. высш.учеб.заведений. – М.: Академия,2000.
50. Шмаков С.А. Её величество игра,- М.; Физкультура и спорт, 1992.-78с.
Тема: | «Развитие ловкости у младших школьников» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 63 | |
Цена: | 1900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Воспитание ловкости у школьников
Дипломная работа:
Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения «Окружающего мира»
Дипломная работа:
Особенности развития одаренности у младших школьников
Дипломная работа:
Музыкально-дидактические игры как способ развития креативных способностей младших школьников
Дипломная работа:
Развитие у младших школьников исследовательских навыков в процессе изучения «Окружающего мира»