Дипломная работа

«Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения «Окружающего мира»»

  • 92 страниц
Содержание

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3

1.1.Становление исследовательского подхода и сущность основных понятий. 3

1.2. Исследовательское деятельность в современном образовании 12

1.3. Исследовательский потенциал младшего школьного возраста 21

Выводы по I главе 28

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩИЙ МИРА 30

2.1.Возможности и условия развития исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения «Окружающий мир» 30

2.2 Технология формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения окружающий мир 41

Выводы по II главе 52

ГЛАВА III. ОПЫТНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИР 54

3.1 Определение уровня развития исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения окружающего мира 54

3.2.Организация работы по развитию у младших школьников исследовательских умений в процессе изучения окружающего мира 62

3.3. Анализ результатов опытно-педагогической работы 69

Выводы по III главе 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

Литература 80

Введение

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Становление исследовательского подхода и сущность основных понятий.

В Обучении исследовательский подход не является новым явлением в педагогической теории и практике. Известно что, еще древнегреческий философ применял его элементы. В значительной степени сущность исследовательского метода определяют условия его эффективного применения, в частности, место и роль обучающихся в учебном процессе, соотношение между деятельностью учителя и обучающихся, взаимосвязи с другими методами, то очень важно проследить его становление как дидактической категории. В XVII - первой половины XIX вв., теоретические предпосылки, разработки исследовательского метода заложены в трудах прогрессивных педагогов. В 1632 г. для педагогики исторической вехой в целом явилось опубликование «Великой дидактики». В школьном образовании великий чешский педагог-гуманист, выступивший против вербализма и схоластики, предложил ввести в учебный процесс самостоятельное исследование детьми наблюдаемых явлений. Ясно осознавали стимулирующее влияние такого обучения на умственное развитие школьников. Именно, он впервые чётко определил зависимость качества обучения от активности ребёнка, его стремления самостоятельно пройти по пути познания. Цель воспитания состоит в том, чтобы развивать познавательные способности обучающихся, прививать им любовь к науке, поиску, воспитывать у них умение самостоятельно работать, приобретать знания путём организации наблюдений, сбора и исследования материалов. О значении и необходимости исследовательского стимула, о роли привлечения обучающихся к добыванию знаний самостоятельным путём оказались важными для последующего развития педагогической мысли. Швейцарский педагог, рассматривал, в качестве самого важного момента учебного процесса, «стремление самого ребёнка к деятельности». Большое значение образованию у младших школьников понятий, формированию умений логически мыслить, сравнивать и обобщать факты и явления окружающей среды, выяснять соотношения между предметами. Одним из важнейших средств развития мышления у младших школьников, применение активных приёмов обучения. В методику формирования понятий включили: наблюдение и обобщение конкретного фактического материала, постоянно подчёркивая необходимость прочного усвоения обучающимися элементов знаний. В начале XIX веке педагоги-гуманисты продолжают поиск путей и средств воплощения идей развивающего обучения. Так определилась роль катехизации в обучении, главная задача, которой, состояла в том, чтобы побудить всех обучающихся логически приходить к неизвестным, новым выводам и обобщениям. Признавая недостаточность активности школьников в усвоении фактических знаний, ввёл понятие «эвристики». Отличительными особенностями этого метода считали: 1) возбуждение самостоятельности ученика; 2) его стремление получить полный ответ на самостоятельно поставленный вопрос; 3) исследование явлений; 4) поиск истины путём собственного размышления и исследования; 5) индуктивный путь разработки вопроса. Немецкий педагог-демократ, считает что, задачей дидактики является, возбуждение самодеятельности учеников, под которой он, в частности, понимал активность обучающихся, умение самостоятельно добывать знания, наблюдать, ставить опыты, работать над книгой. Сравнивая «сообщающий» метод преподавания с «эвристическим», Метод является, «развивающим», «отыскивающим», так как «представляет живой мыслительный процесс», вызывает у обучающихся стремление отыскать истину с помощью расследования, в то время как «сообщающий» или «объясняющий» метод реализуется путём догматического способа преподавания и вызывает только восприимчивость обучающихся. Во второй половине XVIII века идея исследовательского подхода в обучении впервые выдвинута была в России. Значение для его теоретической разработки и практической реализации имела деятельность революционеров-демократов.

Фрагмент работы

1.2. Исследовательское деятельность в современном образовании

В современном образовании активно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать, обещающему. Современных учителей в максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной практике. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения. С первого сентября 2011 года вступила действовать Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт предъявляет к предмету «Окружающий мир» такие требования: - освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); - развитие умения устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. В этом, безусловно, им должны помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. Это очень важное умение, как с образовательной точки зрения, так и с точки зрения исследовательского обучения. Развития исследовательского поведения, самым главным инструментом в образовании, выступает исследовательский метод обучения. Здесь относиться в арсенал методов обучения, применяемых современными педагогами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательского метода, а его доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Доминирование исследовательского метода в обучении, не означает полное исключение иных методов, оно предполагает лишь его преобладание. В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых преподавателем (или педагогом) Исследования влекут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. При сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного здания знаний и созидания в собственном сознании научной картины мира. Весь этот процесс - как процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, - окрашен положительными эмоциями. Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Основные его составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. При применении центр тяжести в обучении, исследовательского метода переносится на факты действительности, их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план. На современном этапе развития школы сущность этого метода, его функции и границы применения могут быть определены более точно. Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности. И, в-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают. Для этого недостаточно, одной деятельности, но без нее данная цель недостижима. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. При проведении проверочных работ по материалу прошедших уроков – исследований. Рассмотрим, общепринятую трактовку понятия «исследование» и специальный педагогический термин «исследовательское обучение». «Исследование» в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. С точки зрения теории и практики образования наибольший интерес представляют научные исследования, кратко остановимся на их специфике. Большое значение исследовательской деятельности для развития творческих способностей и исследовательских умений младших стимулирует широкое распространение и внедрение в образовательную практику различных форм исследовательской работы обучающихся. Для развития исследовательских умений младших школьников в образовательную практику внедряются различные формы проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Возникает основная пробле-ма, суть которой и заключается в том, чтобы у ребёнка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы, чтобы у него были такие познавательные интересы, которые по меткому выражению П. Флоренского, «держали его в плену». На самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе их познания испытать ра-дость творчества, восторг открытия. В этом смысле значение такого предмета, как «Окружающий мир», трудно переоценить. В то же время сам по себе предмет, какими бы содержательными возможностями он ни обладал, не может обеспечить развитие тех или иных познавательных интересов, исследовательского отношения к миру или исследовательских умений обучающихся. Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе освоения ими базовых программ начальной общего образования представляется сложной задачей. Её решение предполагает переосмысление учителем не только исходных педагогических позиций, но и представление о временных рамках урока. Организация урока – исследования становится более эффективной в случае двухчасового занятия, т.е. спаренного урока. Не трудно догадаться, что столь длительный объём работы может вызвать переутомление у детей. При использование, разнообразных видов деятельности решают данную проблему, делая урок отвечающим требованиям здоровье сберегающих технологий. Нужно отметить что, вариативность форм работы исследовательского обучения. Это может быть как индивидуальная работа, тогда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. При формирование исследовательских умений у младших школьников необходимо использовать как индивидуальную работу, так и групповую. Индивидуальная работа, прежде всего, направлено на формирование личности, готовой к исследовательской деятельности, умеющей искать, анализировать, синтезировать, делать выводы и т.д. В групповой же работе ребёнок либо выполняет одну функцию, либо все, но в наименьшем объёме. Но нельзя забывать и о преимуществах групповой работы. При групповой работе ребёнок учится применять свои умения, помогать другим, что является не менее важным умением, больше того, он готовиться применять всё, чему научился в будущем, для чего собственно и нужно образование. Так же можно сочетать обе формы работы. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, на экскурсии собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал. Своеобразным результатом исследовательского обучения, является исследовательская компетентность младшего школьника. Исследовательскую компетентность, как владение умениями и навыками исследовательской работы. Исследовательская компетентность проявляется в способности к деятельности и поэтому, в качестве типичных элементов исследовательской компетентности обучающегося мы выделяем способности человека осуществлять:

- целеполагание, т.е. выделение цели деятельности - целевыполнение, т.е. определение предмета, средств деятельности, реализацию намеченных действий; - рефлексию, анализ результатов деятельности, т.е. соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью. Обучающийся, занимающийся исследованием, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает поли функциональность, универсальность и над предметность исследовательской компетентности. Многомерность исследовательской компетентности подтверждается применением обучающимся в исследовании аналитических, критических, коммуникативных и других умений, а также здравый смысл. Данная компетентность мобильна, подвижна, вариативна в любой ситуации и на любом предметном материале. Исследовательская компетентность является ключевой, что определяет значимость её формирования. Исследовательская деятельность предъявляют обычно следующие требования: объективности, воспроизводимости, доказательности, точности. Результат исследовательской деятельности материализован в описании реальности, прогнозировании развития процессов и последствий событий. Это чаще всего происходит в форме текстов, содержащих словесные описания, формулы и другие способы выражения выявленных законов. Главное отличие исследовательской деятельности от всех других видов исследовательской практики человека обычно относят, по меньшей мере, три главные особенности:

1) в исследовательской деятельности всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;

2) непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному; 3) всегда определять место изучаемого в системе известного. Исследовательскую деятельность рассматривает, интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления. В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление. Для успешного осуществления требуется исследовательского поведения в ситуациях неопределенности. Сама исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего ее развития. При моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий — коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это, будучи проверено на практике и вновь оценено, выводит поисковую активность на новый уровень, и вновь вся схематически описанная последовательность повторяется. Успешное осуществление исследовательской деятельности субъекту требуются специфическое личностное образование — исследовательские способности. Исследовательские способности логично квалифицировать в соответствии с традициями отечественной психологии как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. «Способы и приемы исследовательской деятельности» - способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие, как: умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение давать определения понятиям и другие. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ученика к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовательского обучения - формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исходя из этого исследовательское обучение направлено на развитие у ученика в компетенции исследовательской деятельностью. Совершенствование собственного образования в процессе, максимально напоминающем исследовательской деятельности. Поэтому обогащенная развивающая среда, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру, становлению у него ис-следовательской позиции и важнейших исследовательских умений, предполагает не только предметное содержание, но и адекватное познавательным потребностям и возможностям ребёнка, но и: • метод обучения, моделирующий процесс открытия ребенком новых знаний о мире, — проблемно-исследовательский;

• субъект - субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания. Использование проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребёнка в процессе учения, такое построение учебного процесса, когда в его центре стоит ученик со своими вопросами и интересами, а не учитель с правильным» знанием, которое он должен передать детям в готовом виде».Проблемно- исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного обучающимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы групповою исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или про-ектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни. Таким образом, «исследовательское обучение» и «исследовательские методы обучения» в наше время понимаются как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательская деятельность – это творческая деятельность, которая даёт возможность проявления инициативы со стороны детей, делает работу более вариативной. Несмотря на всю увлекательность исследовательского обучения необходимо поддерживать мотивацию у детей. К исследованиям интерес может пропасть в связи с постоянными трудностями, с которыми дети не в состоянии сами преодолеть. Тут им на помощь должен прийти учитель. Задача учителя не рассказать ребёнку, что и как нужно делать, а сделать так, что бы ребёнок почувствовал, что это он сам смог решить проблему. Это не только сохранит его мотивацию, но и более того, повысит её.

1.3. Исследовательский потенциал младшего школьного возраста

В современном образование подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей. Самые ценные и прочные знания добываются ребёнком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Исследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ребёнка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребёнка. Главная их особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, поэтому передать обучающимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Младшие школьники имеют особые благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Развитие исследовательского отношения к миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые становился пусковым механизмом для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания - исследовательские умения. Во время поступления в школу ребенок уже: как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего объективно, т.е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. В это время у ребёнка отлично развиты такие качества, как любознательность, воображение и память. Для каких-то собственных открытий и практических и исследовательских работ, важнейшие качества с которыми он встретиться в школе. Внимание его уже более относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием и, наконец, в своих исследованиях. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита - легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой различные задачи, которые необходимо выполнить. Он уже сам знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Это же поможет ему и в практических работах, то есть пока ребёнок окончательно не убедится в достижении своей цели, он не отступится. Именно так и совершаются открытия. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она, в известной степени, грамматически правильна, выразительна. Ребёнок уже может обобщать, сравнивать и делать какие-то выводы, доказывать свою точку зрения. Из многолетнего опыта исследовательского обучения современные педагоги и методисты, такие как А.И. Савенков и Н.Б. Шумакова рекомендуют акцентировать внимание учителей на мотивации младших школьников и их самостоятельности на уроках. Д.Е. Фурсов подчёркивает важную роль информационно – коммуникационных технологий в исследовательском обучении. Рекомендации ведущих методистов и педагогов связаны не только с многолетним опытом исследовательского обучения, но и с изучением психологии младшего школьника. Дети младшего школьного возраста обладают огромным исследовательским потенциалом, который нужно активизировать на уроках – исследованиях. У детей нужно вызывать исследовательский интерес и постоянно его поддерживать. К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательское обучение, могут быть отнесены следующие принципы: Принцип ориентации на познавательные интересы обучающегося. Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение. Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения. Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения. Принцип использования авторских учебных программ. Возможности детей во время поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение. Формируются и элементарные личностные проявления. Во время поступления в школу дети должны, и обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца); делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Все выше сказанное оказалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону - субъективную психологическую готовность. В школе желание и стремление учиться, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия. Во время поступлением ребенка в школу, резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Учение - это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Особенно трудоёмки практические задания, где ребёнок непосредственно является «подвижником» исследовательского процесса. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Для школьника в новым, коллективе, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. В то же время, этом же коллективе ему придётся работать, в какой-то степени подстраиваться под него, или же наоборот руководить им. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню. В новом федеральном государственном образовательном стандарте предъявляют большие требования к психическому развитию у младшего школьника и активно стимулируют его развитие. Так же соответственно новые программы стали больше внимания уделять развитию исследовательских умений у младших школьников, так как они готовы к этому психологически. В начальных классах учебная деятельность стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание у младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны. Поэтому важнейшей задачей учителя является, сделать исследовательскую деятельность учеников как можно более интересной и привлекательной, так как это принесёт больше пользы. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, иногда и в второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. Следовательно, на первых ступенях обучения не стоит вовлекать детей в длительные практические работы, их внимание, а, следовательно, и интерес к работе пропадёт и всё будет бессмысленно. В младшем школьном возрасте, память развивается под влиянием обучения в двух направлениях - усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания, и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления. Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными. Это необходимо использовать при обучении младших школьников. В особую важность данных контексте и рассуждений приобретает вопрос индивидуальных различий в исследовательском поведении и уровнях развития исследовательских способностей. Дети, рождаются исследователями, но стоит им немного подрасти, как по этому параметру их несложно дифференцировать, на тех, кто наиболее склонен и способен к активному исследовательскому поиску, и тех, кого это меньше привлекает и у кого это хуже получается. Поэтому требуется рассмотреть вопрос, в какой степени исследовательские способности детерминированы генотипом, а в какой мере это свойство приобретается со временем под влиянием условий внешней среды. Природа экспериментирует постоянно, и каждый живой организм склонен к этому, что совершенно естественно. Исследовательский рефлекс — один из базовых, безусловных рефлексов. Очень важна биологическая роль в потребности исследовательском поведении. Эта потребность является пружиной, движущей силой развития и саморазвития. Благодаря её биологический организм становится активным соучастником прогресса своей популяции и всего живого. В исследовательском поведении, уровень развития потребности находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше уровень развития потребности в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм. Получается интересная закономерность: чем совершеннее нервная система, тем интенсивнее она себя совершенствует. Поисковая, исследовательская активность и является одним из основных механизмов, обеспечивающих это ускорение. Разный уровень склонностей и способностей к исследовательскому поведению у разных индивидов объясняется точно так же, как в общей психологии трактуется дифференциация в развитии любых других способностей. Результат развития исследовательских способностей, достигаемый на каждой его ступени, изначально не содержится в генотипе и фатально им не определяется, при этом он не может быть произвольным, свободным от генотипических влияний. Уровень развития исследовательских способностей естественно детерминирован и генотипом, и средой, но самое важное то, что этот уровень определяют не доминирующие генотипические или доминирующие средовые факторы, а их индивидуальное комбинирование в результате случайных и потому трудно прогнозируемых обстоятельств жизни индивида. На каждом этапе определяющим является на то, что достигнуто предыдущих уровнях, это — фундамент будущих достижений. Естественно, что упущено на одном этапе развития, может быть либо вообще невосполнимо в будущем, либо восполнено, но с существенными потерями. Таким образом, раскрыв сущность основных понятий по данной теме, исследовательское обучение – это формирование исследовательских умений и навыков через практическую деятельность под руководством учителя. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что задача учителя на уроках – исследованиях – направить в нужное русло исследовательский потенциал младшего школьника.

Выводы по I главе

Изучение исторического подхода и сущность основных понятий развития исследовательских умений показало, что важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начального общего образования, является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, исследования, обсуждение разных мнений и пр. Обучение младших школьников специальным умениям, а также у них общих умений, необходимых в исследовательской деятельности – одна из основных практических задач современного образования. Овладение этим важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности. Сам факт эффективного использования ребенком специальных знаний, а также общих умений и навыков исследовательского подхода, как важнейший индикатор познавательной потребности. Знакомство с возможностями реализации развития исследовательских умений младшего школьника в условиях ФГОС начального общего образования открывает учителю для начальных классов большое поле деятельности, развития у младших школьников исследовательских умений. Умения, необходимых для изучения абсолютно всех предметов школьной программы, которые пригодятся и в дальнейшем обучении и мировосприятии. Знакомство с окружающим миром, является стержнем, фундаментом для развития исследовательских умений у младшего школьника. Поскольку на этих уроках учитель может построить свою работу и работу своих «маленьких исследователей» таким образом, что итогом каждого урока, занятия может стать новое открытие. Изучение поставленной проблемы позволяет сделать вывод о необходимости принципиально нового подхода к проектированию и анализу, как целостного учебного процесса, каждого этапа, чётко продуманного отбора содержания, выбора форм и средств, и практической реализации, общей ориентации на достижение результатов образования, предусмотренных новым федеральном государственном образовательным стандартом. Таким образом, перед современной начальной общеобразовательной школой сегодня стоят серьёзные задачи осмысления и перехода на второе поколение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Заключение

Изучение и анализ литературы по данной теме позволил выяснить разработанность этой проблемы в науке. В России идея исследовательского подхода в обучении была впервые выдвинута во второй половине XVIII века. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении были раскрыты в трудах К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова, В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева, М. И. Демкова, В. Я. Стоюнина, Б. Е. Райкова. Ими была раскрыта сущность исследовательского обучения, механизмы развития, психологические, педагогические аспекты. Концептуальные идеи и теоретические разработки в области развития исследовательских умений у обучающихся описаны в трудах, он разработал схему развития исследовательских умений у обучающихся, в которой указана последовательность этапов проводимого ими исследования. В своей концепции развития исследовательских способностей определили знания, умения, навыки, необходимые в исследовательском поиске. В ходе исследования установлено, что проблема развития исследовательских умений в начальной школе, является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике. В работе описаны методические приёмы, которые способствуют развитию исследовательских умений у младших школьников: умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезу, умение задавать вопросы, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умение наблюдать, умение проводить эксперимент, умение делать выводы и умозаключения, умение структурировать материал, умение работать с текстом, умение защищать и доказывать свои идеи. Выявлены возможности и условия развития исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения окружающего мира в условиях реализации ФГОС НОО. Разработаны и представлены критерии оценки развития исследовательских умений у младших школьников: умение выводить следствия, находить проблему, умение представлять последствия событий и определены на их основе уровни развития исследовательских умений (высокий, средний, низкий). Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития исследовательских умений у младших школьников: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у обучающихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы обучающихся. При этом были учтены мотивированность исследовательской работы школьников; позиция и деятельность педагога по обеспечению систематичности и целенаправленности исследовательской деятельности обучающихся начальных классов. Разработана и апробирована в практике обучения программа кружка по развитию исследовательских умений у младших школьников, включающая организацию коллективных, групповых, индивидуальных учебных исследований, алгоритмизацию исследовательских этапов, преобладание игровых, проблемных, эвристических и исследовательских методов. Данная программа реализовывалась через специальные занятия на уроках при изучении окружающего мира и в кружке «Первооткрыватель». Целенаправленная систематическая работа, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Первооткрыватель», будет способствовать, по-нашему мнению, значительному повышению развития исследовательских умений у младших школьников. Описанные выше условия способствуют эффективному развитию у младших школьников исследовательских умений. Это доказывают полученные нами данные: на контрольном этапе эксперимента, обучающиеся показали, более высокие результаты развития исследовательских умений (76% обучающихся достигли высокого уровня, 24% - среднего уровня) по сравнению с констатирующим экспериментом 20 % - высокий уровень, 56% - низкий уровень. Целесообразно дать методические рекомендации учителям начальных классов: 1. При развитии исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения окружающего мира, использовать приёмы: - проведение экскурсий, наблюдений, опытов; - включать в содержание урока специальные задания, развивающие необходимые умение: искусство задавать вопросы и отвечать на них; ассоциации и аналогии; учимся видеть проблему; учимся выдвигать гипотезы; учимся задавать вопросы; как провести эксперимент; - организация творческой, проектной и исследовательской деятельности детей; - моделирование жизненных ситуаций, требующих применение полученных знаний и умений, поиска путей решения проблем; 2. Данные виды и приёмы работы использовать систематически, что позволяют условия реализации ФГОС НОО; 3. Изучение окружающего мира осуществлять на уроках «Окружающий мир», совмещая с внеурочной работой в кружке «Первооткрыватель». 4. Для организации исследовательской работы обучающихся, учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Список литературы

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. – С. 23 - (Стандарты второго поколения).

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.

3. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции [Текст] // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – С. 31 - (Стандарты второго поколения).

5. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

6. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2007 - С. 448.

7. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб: Питер, 2007. – С. 304.

8. Александрова В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.

9. Алоева М.А. Духовно-нравственное воспитание для школьников: методический материал / М.А. Алоева; ред. Г.Н. Сибирцова. - 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2003, 2007, 2008. – С. 320.: ил. - (Сердце отдаю детям). - Национальный проект "Образование"

10. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. / С.Ф. Анисимов.— М.: Мысль, 2008.- С. 253.

11. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80.

12. Ахмедьянова А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

13. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2008.

14. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68.

15. Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7. – С.75-78.

16. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. – С. 112.

17. Бахтина О. Б. Теория и практика образования в современном мире: — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.

18. Бердяев Н.А. Самопознание. Судьба России, смысл творчества, назначение человека. М., 2009. – С. 395.

19. Бердяев, Н.А. О назначении человека./ Н.А. Бердяев. – М: 1999. С.62-65.

20. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 192.

21. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. – М.: Просвещение, 2007. – С. 134.

22. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. – М., 2007. – С. 89.

23. Богашев А. Духовно – нравственное воспитание молодежи [Текст] /А. Богашев //Воспитание школьников. М.,2008.- №9.-С. 10-14.

24. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 2008.

25. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М., 2008.

26. Бондырева, С.К. Матрица духовности [Текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М., 2008.

27. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2007. - С. 254.

28. Бондарева О.Н. Культурно-исторический опыт становления духовно-нравственных качеств российских горных инженеров в XIX в. // Культурологические и этнопедагогические аспекты образования. / Под ред. А.Г. Козловой, А.П. Тряпицыной. СПб, 2006. – С. 236.

29. Буравова, О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников [Текст] / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25.

30. Васильева, Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей [Текст] / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011. - № 4.- С. 37 – 41.

31. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.

32. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье [Текст] /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.

33. Выготский Л.С. Педология подростка. – М: 1929, 1930.

34. Галицкая И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Текст] / И. А. Галицкая И. В.Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.

35. Гвоздарева Т. Понятие чистоты сердца в христианской этике: из учебного пособия «Духовно - нравственный смысл основных сюжетов Библии» [Текст] / Т. Гвоздарева // Духовно - нравственное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 48 - 52.

36. Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263.

37. Гирфанова, Л.П. Формирование общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска» [Текст]/ Л.П.Гирфанова. - Уфа, 2007.

38. Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст] / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.

39. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.

40. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/ В.В.Давыдов.- М., 1996.

41. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г. Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- С. 376.

42. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно - нравственного образования в современных условиях [Текст] / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг. - 2003. - № 3. - С. 9 - 12.

43. Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно – нравственная культура» [Текст] / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45.

44. Зеленский, К. Духовно - нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения [Текст] / К. Зеленский // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 213 - 219.

45. Зинченко, В.П., Моргунов, Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии [Текст]/ В.П.Зинченко, Е.Б. Моргунов.- М., 1994.

46. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)/ В.П. Зинченко - М: Гардарики, 2002, С.402.

47. Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. – С. 357.

48. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: ООО «Издательство ACT»,2003. – С. 694. - (Philosophy).

49. Ильичёва И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С. 208. (Серия «Библиотека студента»).

50. Иоанн Златоуст. Полн. Собр. Творений Св. Иоанна Златоуста. Т. 1-12. СПб, 2007.

51. Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. - 2010. - N 9. - С. 26-30.

52. Каирова А.И., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания» - М.: 2009. – С. 54.

53. Калимуллин Р.Х. Добрые деяния – основа развития духовности, нравственности молодёжи [Текст]: монография / Р.Х. Калимуллин .- Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – С. 180.

54. Калимуллин Р.Х. Духовно-нравственное воспитание - путь к развитию толерантности // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11, часть 5. — С. 1035-1039.

55. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. Сб. Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. – С. 414.

56. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- С. 144.

57. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса.- М.: Наука, 1993. – С. 80.

58. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.

59. Козлов, Э. П. Нравственное образование в средней школе [Текст] / Э. П. Козлов //Педагогика. - 2008. - № 9. – С. 104 - 107.

60. Кондаков, А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19.

61. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе: единство воспитывающих и обучающих технологий [Текст] / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 102 - 106.

62. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - N 11. - С.15-17.

63. Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа «Прогресс – «Энциклопедия», 1994.

64. Кузанский, Н. О мире веры // Вопросы философии.- 2002.- N5.

65. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С.3-6.

66. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - С.22-26.

67. Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.

68. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С.60 - 63.

69. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – С.231.

70. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 2005.

71. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Спб, 1999 – С.265.

72. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - N 7. - С.21-29.

73. Маслов, С. И. Дидактические основания духовно – нравственного воспитания [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.

74. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Текст] / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.

75. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. – С. 128.

76. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - С.436.

77. Немов Р.С. Психология. В трёх книгах. – М.: Владос,2000.

78. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М: Просвещение, 2005.- С.478.

79. Розина О.В. Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе// Наука и Слово. – М. 2006. - №3.

80. Романова, Е. Г. Правовые и социально - педагогические аспекты духовно - нравственного воспитания и просвещения школьников [Текст] / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 21 – 28.

81. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С.816. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

82. Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23.

83. Семыкина, Е. Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания [Текст] /Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 21 - 25.

84. Советова, Е. Концепция программы духовно – нравственного воспитания: окно в цветной мир [Текст] / Е. Советова // Управление школой. - 2010. - № 11. - С. 36 - 44.

85. Соловцова, И. А. Духовное воспитание: система понятий [Текст] / И. А. Соловцева // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 11 – 17.

86. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев,1972 – С.137.

87. Тельканова Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников [Текст] / Г. Тельканова // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 41 - 43.

88. Тюляева, Т. И. Духовно - нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски [Текст] / Тюляева Т. И. // Методист. - 2010. - № 7. - С. 7 - 12.

89. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника// Классный руководитель. 2000. - №6 – С.32-45.

90. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1983. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г.Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983.

91. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2001.

92. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 2003.

93. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд,, перераб. И доп. – М.: Высшая школа, 1990.

94. Холманская, Л. И. Духовность как творческий потенциал человека [Текст] / Л. И. Холманская, А. С. Холманский [Текст] // Начальная школа : плюс, до и после. - 2010. - № 12. - С. 45 - 47.

95. Шемшурина А В. Основы этической культуры школьников.// Народное образование. 2008. - №6 – С.64-65.

96. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал / Н.П. Шитякова // Начальная школа. - 2006. - N 12. - С.16-21.

97. Щетнева О. П. Программа нравственного воспитания младших школьников "Преображение" / О.П. Щетнева // Практика административной работы в школе. - 2006. - N 8. - С.46-49.

98. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. – М., 2006.

99. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников.// Нравственное воспитание школьников. 2002. –№12– С.104-105.

100. Уледов, А.К. Духовное обновления общества./ А.К. Уледов. – М., 1990.

101. Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19 - 21.

102. Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека - фактор духовно - нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 2. - С. 11- 18.

103. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков [Текст] / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 221 - 226.

104. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 2006.- С.371.

Программы духовно – нравственного воспитания и классные часы

108.Акимова, Е.С. Духовно - нравственные традиции русского народа : Программа [Текст] / Е. С. Акимова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 94 - 99.

109.Воронкова, Т. А. Программа духовного развития учащихся [Текст] / Т. А. Воронкова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 91 - 94.

110.Закирова, И. Г. Я среди людей: Программа по самосовершенствованию для 5 - 9 классов [Текст] / И. Г. Закирова // Классный руководитель. - 2009. - № 1. - С. 38 - 45.

111.Логинова, А. Нравственное воспитание подростков в художественно - эстетической деятельности : Программа [Текст] // Искусство в школе. - 2009. - № 3. - С. 70 - 73.

112.Безгодкова, Е. П. Русская народно - духовная культура : Программа [Текст] / Е. П. Безгодкова // Образование в современной школе. - 2009. - № 6. - С. 9 - 27.

113.Бечиева, Х. Э. Будьте добрыми и человечными: Классный час [Текст] / Х. Э. Бечиева // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 85 - 92.

114.Боброва, Л. В. Совесть - это нравственная категория…: Классный час [Текст] / Л. В. Боброва // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 98 - 103.

115.Большаков, С. В. Куда идешь,человек? : Классный час [Текст] / С. В. Большаков // Классный руководитель. -2009. - № 2. - С. 27 - 31.

116.Бухтинова, Н. С. Человек живет среди людей [Текст] / Н. С.Бухтинова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 70 - 73.

117.Веснина, Н. И. Жизненные ценности, или искусство жить достойно : Классный час [Текст] / Н. И. Веснина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 93 - 98.

118.Закирова, И. Г. Программа классных часов по культуре общения [Текст] / И. Г. Закирова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 12 - 15.

119.Кетова, Т. В. Классные часы духовно - нравственной направленности [Текст] / Т. В. Кетова // Начальная школа. – 2011. - № 9. – С. 76 – 78.

120.Пенькова, Е. Г. Спешите делать добро [Текст] / Е. Г. Пенькова // Завуч начальной школы. - 2008. - № 7. - С. 41 - 45.

121.Праздникова, Г. Всегда стремиться к выбранной цели : Уроки нравственности академика Д. С. Лихачева [Текст] / Г. Праздникова // Сельская школа. - 2008. - № 4. - С. 44 - 51.

122.Шишкина, А. В. Долг [Текст] / А. В. Шишкина // Завуч начальной школы. -2008. - № 7. - С. 90 - 94.

123.Янкина, И. В. Поговорим о дружбе и друзьях : [Текст] / И. В. Янкина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 54 - 55.

Статьи

124. Гирфанова Л.П. Системный подход к общечеловеческим ценностям как обобщенным целям образования. [Текст].

125. Гирфанова Л.П. К вопросу о духовно-нравственном становлении человека. [Текст].

126. Гирфанова Л.П. К вопросу о формировании ценностных представлений младших школьников средствами воспитывающего обучения. [Текст].

127. Фазылова А.А. Духовно-нравственное воспитание личности младших школьников. [Текст] / Р.Х. Калимуллин // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и Мы» 10 ноября 2013 г./ Под ред. С.С. Досановой, Т.4. – Кокшетау: КУАМ, 2013. – С. 142-147.

128. Фазылова А.А. Педагогические условия реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников. [Текст] / Л.П. Гирфанова // Материалы районной конференции «Восхождение» (дискуссионный клуб) 6 ноября 2014 г. – Уфа: изд-во НИМЦ РБ, 2014. – С.67.

129. Фазылова А.А. Организация духовно-нравственного воспитания в начальной школе. [Текст] / Л.П. Гирфанова // Материалы Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» 19 декабря 2014 г. – Уфа: изд-во БГПУ, 2014. – С. 52-54.

130. Фазылова А.А. Просветительская деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников. [Текст] / Л.П. Гирфанова // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2015» 15-31 марта 2015 г. – Москва: изд-во РАЕ РФ, «Международный студенческий научный вестник, 2015.

131. Добру откроются сердца // Досуг в школе. - 2008. - № 11. – С.32. - Содержание: "Если добрый ты - это хорошо!" / О. Н. Сухоносова. "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть" / Н. С. Нуриева. "Добру откроются сердца" / В. А. Халилуллина. Под грибком / Н. В. Ахметова. "Помни о других" / Н. В. Ахметова. "Волшебное слово" / Л. Л. Худякова. "С детства дружбой дорожи" / З. А. Гомжина. Дружба мнимая и настоящая / Т. Ю. Ковшарова. "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо" / Н. С. Крюкова.

132. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - С.45-57.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения «Окружающего мира»»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 92
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика