Дипломная работа

«Развитие у младших школьников исследовательских навыков в процессе изучения «Окружающего мира»»

  • 95 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

1.1. История развития исследовательских навыков у младших школьников…. 8

1.2. Исследовательская деятельность в свете введения Федерального Государственного стандарта второго поколения… 18

1.3. Педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников….…. 25

Выводы по первой главе.…. 33

ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»…. 2.1. Определение уровня сформированности исследовательских навыков у младших школьников при изучении «Окружающего мира» … 35

2.2. Организация исследовательской деятельности учащихся начальных

классов…. 46

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских навыков у младших школьников…. 62

Выводы по второй главе….…. 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 69

ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ…. 73

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ…. 75

ЛИТЕРАТУРА…. 77

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность исследования. На протяжении многих десятилетий ученые и практики ведут интенсивный поиск наиболее эффективных путей и способов разрешения противоречия между достаточно предписанным содержанием обучения, заданными формами организации образовательного процесса и необходимостью развития индивидуальности учащихся, их творческого потенциала и самостоятельности, в том числе в познавательной деятельности.

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

При изучении педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и недостаточным количеством разработок по организации исследовательской деятельности младших школьников.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: Каковы условия развития у младших школьников исследовательских навыков в процессе изучения «Окружающего мира»?

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие у младших школьников исследовательских навыков в процессе изучения «Окружающего мира»».

Цель исследования: определить педагогические условия развития у младших школьников исследовательских навыков в процессе изучения «Окружающего мира».

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: процесс развития исследовательских навыков у младших школьников при изучении «Окружающего мира».

Гипотеза исследования: процесс развития исследовательских навыков школьников будет более эффективным, при условиях:

- ознакомления младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований;

- формирования у учащихся навыков самостоятельной работы;

- развития творческих способностей и инициативы учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития исследовательских навыков у младших школьников в психолого – педагогической и методической литературе;

2. Определить уровень развития исследовательских навыков младших школьников при изучении курса «Окружающий мир»;

3. Провести опытно - экспериментальную работу по развитию исследовательских навыков у младших школьников;

4. Проанализировать результаты опытно – экспериментальной работы и разработать методические рекомендации по теме исследования.

Методологическая основа исследования. Обоснование обучения, направленного на формирование навыков добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным, И.С.Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым. Методологические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича.

Теоретическая основа исследования. Теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах отечественных педагогов В.П.Вахтерова, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и зарубежных Дж.Бруннер, А.Дистервег, Дж.Дьюи, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе и других; вопросы развития исследовательских навыков рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П. Ушачевым; использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным.

Методы исследования:

Теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

Наблюдение, интервьюирование учеников, анализ продуктов деятельности учащихся;

Сравнение, изучение документации;

Организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы.

Этапы исследования: - первый этап – констатирующий, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы;

- второй этап – формирующий, разработка комплекса мероприятий по формированию исследовательской деятельности, обработка полученных результатов, проверка гипотезы;

- третий этап – контрольный, проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены современное состояние проблемы исследовательских навыков у младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по развитию исследовательских навыков у младших школьников на уроках «Окружающего мира».

Апробация исследования: на Всероссийской научно - практической конференции молодых ученых имеется публикация на тему «Формирование исследовательских умений у учащихся при изучении Окружающего мира»/отв. ред. В.М. Янгирова, И.Н. Нурлыгаянов. – Уфа: РИЦ БашГу, 2011.- С.18-21.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, глоссарий по категориальному аппарату, глоссарий по персоналиям, литература и приложения.

Во введении раскрывается актуальность исследования развития у младших школьников исследовательских навыков в процессе изучения «Окружающего мира». Выявляются проблема и противоречия. Сформированы тема, цели, задачи, объект и предмет исследования. Определена практическая и теоретическая значимость.

В первой главе рассматривается исторический аспект развития исследовательских навыков у младших школьников, исследовательская деятельность в свете введения ФГОС второго поколения, педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Во второй главе описывается опытно – экспериментальная работа по развитию исследовательских навыков у младших школьников при изучении «Окружающего мира». Проведён анализ развития исследовательских навыков в ходе эксперимента.

Заключение содержит итоги работы, выводы, разработаны методические рекомендации по применению метода исследования в начальных классах.

Фрагмент работы

ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

2.1. Определение уровня сформированности исследовательских навыков при изучении «Окружающего мира» у младших школьников

Для организации исследовательской деятельности младших школьников на базе лицея №21 г. Уфы был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 14 человек (см.Приложение 1). Учащиеся были разделены на две группы, в каждой группе по 7 человек.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – диагностика исследовательских навыков младших школьников.

2 этап – организация исследовательской деятельности младших школьников.

3 этап – анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников.

Выявили пять групп исследовательских навыков младших школьников:

1. Навыки организовать свою работу (организационные);

2. Навыки и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

3.Навыки работать с информацией, текстом (информационные);

4. Навыки оформлять и представлять результат своей работы.

5. Навыки, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Таким образом, исследовательские навыки детей младшего школьного возраста определяются как интеллектуальные и практические навыки, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Оценить сформированность исследовательских навыков учащихся начальных классов позволяют выявленные критерии:

1. Практическая готовность ученика к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся рассматривается как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения навыков исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся младших классов, выявленных и описанных в работе:

1. Исходный уровень определяем как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных навыков, полученных за время обучения в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, навыки исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими навыками осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; навыки оригинально представить результат деятельности (см. Таблица 1).

Для определения уровня сформированности исследовательских навыков у младших школьников использовались следующие диагностические методы:

- педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на уроках по различным дисциплинам, на занятиях исследовательской деятельностью;

- анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);

- опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных навыков, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.

Оценка имеющегося уровня сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся производилась с помощью разработанных опросников для учащихся. Основная задача данного этапа - констатировать исходный уровень, характеризующий наличие исследовательских навыков у учеников, который складывается, из двух слагаемых: спонтанного исследовательского опыта детей, полученного в процессе жизнедеятельности, и опыта, полученного за время обучения.

Как и предполагалось, большинство учащихся оказались на исходном уровне. В части практической готовности в реализации учебного исследования у школьников отсутствовали знания и конкретные навыки исследовательской деятельности, мотивация исследовательской деятельности на низком уровне, во время исследовательской деятельности младшие школьники могли действовать только по аналогии, отсутствовала самостоятельность в осуществлении исследовательской работы.

Подготовительная работа к выполнению исследования началась с постановки задач:

Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.

В работе использовали специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Первый этап-это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.

С первых дней занятий рассматривались методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.

Заключение

Развитие исследовательских навыков следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

В результате исследования были рассмотрены история развития исследовательских навыков у младших школьников, выявлены педагогические условия организации исследования младших школьников.

В ходе исследования установлено, что проблема формирования исследовательских навыков в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории. Учебно-исследовательская деятельность направлена на формирование разных групп исследовательских навыков. В работе описаны пять групп исследовательских навыков учащихся начальной школы, которые соответствуют содержанию и этапам учебно-исследовательской деятельности: навыки организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать учебно-исследовательскую деятельность.

Разработаны и представлены критерии оценки сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся начальной школы и определены на их основе уровни сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования исследовательских навыков младших школьников: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, формирование навыков самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся. При этом были учтены возрастные особенности при организации обучения исследовательской деятельности; мотивированность исследовательской деятельности школьников; позиция и деятельность педагога-организатора учебно-исследовательской деятельности по обеспечению систематичности и целенаправленности исследовательской деятельности учащихся начальных классов путем реализации технологии организации исследовательской деятельности.

Описанные выше условия способствуют эффективному формированию у учащихся младших классов навыки осуществлять учебное исследование, находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу и работу одноклассников. Это доказывают полученные данные: учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты сформированности навыков исследовательской деятельности.

Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Методические рекомендации учителю по организации исследовательской деятельности:

1) Развивать мотивацию научной деятельности младших школьников;

2) Заинтересовать и повысить интерес учебно-исследовательской деятельности младших школьников;

3) Овладение понятийным, терминологическим аппаратом;

4) Умения создавать научные исследования;

5) Глубокое знание научной дисциплины, лежащей в основе содержания учебного предмета;

6) Глубокое знание педагогики, психологии и частных дидактик;

7) Владение методикой научных исследований;

8) Организовать творческие конкурсы;

9) Проводить экскурсии и занятия в музеях, библиотеках;

Работа над исследовательской деятельностью зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, т.е. благодаря совместной работе складывается временный творческий коллектив.

Список литературы

1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых [Текст] // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68 -74.

2. Бережнова, Е. В., Краевский, В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст]. – М.: Академия, - 2005. – С. 128.

3. Богоявленская, А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31.

4. Брыкова, О.В., Громова, Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст].- Москва, Чистые пруды, 2006.- С. 93.

5. Варганова, Э.М. Формирование у младших школьников исследовательских умений и навыков [Текст]. -М.,1982.- С. 178.

6. Волкова, В.И. Экологическое образование через уроки природоведения. [Текст] / Начальная школа, - 1995. –№ 6. - С. 53.

7. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.

8. Давыдов, В. В., Слободчиков, В. И., Цукерман, Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. [Текст] // Вопросы психологии. — 1992. — № 3–4. — С. 14 – 19.

9. Днепров, Э.Д., Аркадьев, А.Г. Сборник нормативных документов. [Текст] Начальная школа. – М., 2007. – С. 75.

10. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. [Текст] // Начальная школа – 2006. - № 10. - С. 8 - 12.

11. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е. М. Карпов [Текст] // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54 -63.

12. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе. [Текст] // Начальная школа. - 2004. - № 1. – С. 57.

13. Кочнин, П.П. Задачи и основные понятия логики научного исследования [Текст] // Логика научного исследования. – М., 2003г. С. – 51.

14. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. [Текст] // Народное образование, - 1999. - № 10. – С. 34 - 41.

15. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. – [Текст]. Ростов-на-Дону: Феникс, - 2005. – С. 192.

16. Поддьяков, А. Н. [Текст] Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. — М.: ПЕР СЭ, 2000. — С. 240.

17. Попова, С.А. Особенности организации исследоватльской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», [ Текст ] 2003. т.1,-138 С.

18. Полат, Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. М.: Просвещение. – [ Текст ] 2000. –№6- с.2.

19. Полат, Е.С. Типология телекоммуникационных проектов / Наука и школа. [ Текст ] 1997. – №4. – с. 21.

20. Полат, Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., [ Текст ] 2004. – 312С.

21. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение. [ Текст ] – 2008.- 382С.

22. Проектные задачи в начальной школе. /под ред. А.Б. Воронцовой. – М.: Просвещение [ Текст ] – 2010.- 176 С.

23. Прокофьева, Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, [ Текст ] 2006.- 184 С.

24. Психология: учебное пособие для начальной школы. Ш-IY классы / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – М., [ Текст ] 2004.– 224 с.

25. Савенков, А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. [Текст] // Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 2. — С. 38 – 49.

26. Савенков, А.И. Маленький исследователь. [Текст] Как научить младшего школьника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, - 2002. –С. 208.

27. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С. 204.

28. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006.- С. 434.

29. Семенова Н.А. Эволюция дидактических представлений об исследовательской деятельности в отечественной педагогической теории и практике [Текст] /Н.А.Савенков// Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации». – Томск, 2003. –С.191-195.

30. Семенова, Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе. [Текст] /Н.А.Семенова//Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования»:Томск:Изд-во ТГПУ,2004.- С.58-61.

31. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.

32. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности в начальной школе [Текст] /Н.А.Семенова// «Наука и образование».- Томск: Издательство ТГПУ, 2002.- С.40.

33. Семенова, Н.А. Условия развития исследовательских умений школьников [Текст] /Н.А.Семенова// Материалы международной научно-практической конференции. – Томск, 2003.- С. 188-191

34. Слободчиков, В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования [Текст] /В.И.Слободчиков //Исследовательская работа школьников. – 2006. - №1. – С.34 – 38.

35. Скаткин М.Н., Воробьев Г.В. Совершенствование теоретических исследований в развитии педагогической науки [Текст]// Педагогика.-2001. №12-С.59-72.

36. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. [Текст] // Начальная школа. – 2007. - № 2. - С. 45.

37. Степанова, Т.И. Научное исследование и опытно-экспериментальная работа [Текст]// Наука и школа. – 2000. – № 6 - С. 125.

38. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей [ Текст] / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. – С. 96 с.

39. Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С.116-123.

40. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? [Текст] /Н.А. Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.

41. Разагатова, Н.А. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку и литературному чтению Н.Разагатова [Текст] //Четвертые Ознобишенские чтения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Изд-во «НТЦ», 2006. – 186 с.

42. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как здоровьесберегающая технология [Текст] /Н.Разагатова// Образование и психологическое здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ «Региональный социологический центр», 2006. - 128 с. - С. 39-44.

43. Роджерс, К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. – М., 2002. – С.124.

44. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.

45. Румянцева, Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников. [Текст] / Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 1999. – С. 234.

46. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст]. М.:3нание, 2005.-С. 96.

47. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] /Л.А.Тысько// Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. – С. 14-22.

48. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений [Текст]. М.:3нание,2000.- С. 79.

49. Файн, Т.Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников [Текст] // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 7. - С. 35 - 40.

50. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя – [Текст] М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, - 2000. – С. 298.

51. Чечель, И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе,1998.

52. Якиманская И.П. Исследовательский метод в школьном обучении [Текст]. М.: Л, 1929.-168с. И.С. обучение. М.:Просвещение, 2003. С.221.

53. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51.

54. . Активизация познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Под ред. Осиповой, М.П. Качановской, Н.И. - Минск: Народная Асвета, - 1987.- С. 111.

55. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей [Текст] // Под общей ред. канд.психол.наук. Обухова, А. С. — М.: НИИ школьных технологий, - 2006. — С. 612.

56. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» [Текст ] / авт. – сост. Осипова, Г. И. – Волгоград: Учитель,

57. Федеральный государственный стандарт 2 поколения [Текст]/ Савинов, Е. С. // Издательство «Просвещение». 2010.-С.39-41.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие у младших школьников исследовательских навыков в процессе изучения «Окружающего мира»»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 95
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика