Дипломная работа

«Реализация прав школьников на благоприятную окружающую среду в образовательной организации»

  • 74 страниц(ы)
  • 2117 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение….….….….

ГЛАВА 1. Благоприятная окружающая среда общеобразовательной школы как условие развития здоровья школьников….….

1.1. Здоровье школьников как эколого-педагогическая проблема ….

1.2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие общеобразовательных учреждений как условие здоровья школьников…

1.3. Право школьников на благоприятную окружающую среду в общеобразовательном учреждении….

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня окружающей среды и организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан…

2.1. Организация и методы исследования…

2.2. Результаты исследования по проведению урока ОБЖ с использованием здоровьесберегающих технологий….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

ПРИЛОЖЕНИЕ….…

Актуальность исследования. Актуальность данной темы становится очевидной, так как человеческое развитие на протяжении всех периодов связано с окружающим его миром. Право на благоприятную окружающую среду, в том числе в общеобразовательных учреждениях - одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. От экологического состояния окружающей среды, ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости и эстетического богатства зависит здоровье человека, которое является важнейшим показателем благополучия общества и государства.

Однако сегодня все общество и специалисты всех областей озабочены по поводу роста заболеваемости среди выпускников образовательных учреждений, среди которых хронические болезни, ухудшение зрения, увеличение числа групп риска, нарушение осанки и искривление позвоночника, нарушение органов пищеварения и дыхания. В большинстве случаев не соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в общеобразовательных учреждениях становится причиной основных заболеваний школьников. К ним относится плохое оснащение учебных кабинетов, физкультурного зала и спортивной площадки необходимым оборудованием и инвентарем, несоблюдение организации питания и учебного процесса, объема учебной и внеурочной нагрузки учащихся, физкультурно-оздоровительной работы и другое. Болезни у школьников чаще стали возникать из-за увеличения умственной нагрузки и недостаточной двигательной активности. Не стоит забывать, что роль школы в предупреждении болезней школьников неоценима, так как именно она может повлиять на выработку у школьников режима дня, режима питания, учебного и рабочего процесса, пренебрежительного отношения к вредным привычкам.

Названные причины существенно влияют на самочувствие, настроение и работоспособность школьников, стали основанием для исследования проблемы и выбора темы исследования: «Реализация прав школьников на благоприятную окружающую среду в образовательной организации».

Цель работы – на основе теоретического анализа проблемы выявить особенности реализации прав школьников в общеобразовательных учреждениях г. Уфы.

Объект исследования – санитарно-эпидемиологическое благополучие общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования – здоровьесберегающая организация учебного процесса школьников на уроках ОБЖ и физическая культура.

Задачи исследования:

 изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме здоровья школьников;

 проанализировать санитарно-эпидемиологические условия общеобразовательных учреждений как условие здоровья школьников;

 выявить основные санитарно-эпидемиологические нарушения в общеобразовательных учреждениях лишающие права школьников на благоприятную окружающую среду.

В процессе исследования мы исходили из следующей гипотезы: окружающая среда общеобразовательной школы положительно сказывается на здоровье школьников и на качество освоения ими знаний, если в ней соблюдаются санитарно-гигиенические условия обучения, нормируется учебная нагрузка и применяются здоровьесберегающие технологии.

Методологической основой исследования стали статистические данные, теоретические и практические разработки по проблеме здоровья человека (Г.В.Залевский, Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев, Ю.В.Кузьмина, В.Ф.Костюченко, Ю.П.Лисицын, и др.); по основам безопасности жизнедеятельности (Р.И.Айзман, Н.С.Шуленина, В.М.Ширшова А.С.Ахиезер); по проблемам санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в общеобразовательных учреждениях (А.А.Горский, В.А.Гуров, Н.А.Иорданская, С.Е.Квасов, В.М.Калинин, С.Д.Сокова, М.Х.Шрага, Л.И.Кудря, Е.Ф.Фефилова); по вопросам формирования здоровьесберегающих технологий в условиях образовательных учреждений (Ю.В.Науменко и др.) и по вопросам физического развития школьников (А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина, Г.С.Решетников, Н.В.Ефимова, И.Г.Погорелова, О.Ю.Катульская, Т.М.Параничева, Е.А.Бабенкова, Е.В.Тюрина, К.В.Орлов, В.И.Щеголь).

Также в работе были использованы законодательные документы, регламентирующие права школьников на благоприятную окружающую среду в общеобразовательных учреждениях как Конвенция о правах ребенка [15], Гражданский кодекс Российской Федерации [7]; федеральные законы: «Об охране окружающей среды» [30], «О техническом регулировании» [32], «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [33], «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [31]; СанПиНы - «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [27], «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [28], «Общественные здания и сооружения» [29], Экологическая доктрина Российской Федерации от 31 августа 2002 г. [39], а также законодательные образовательные документы – федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [34], программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [6], Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [16] и другие.

Теоретическую основу исследования составили научные труды, тематические публикации в периодической печати, материалы научных конференций и семинаров отечественных и зарубежных авторов по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных учреждений как основного права школьников.

Для реализации поставленных в работе целей и задач использовались теоретические (анализ, синтез и обобщение литературы по исследуемой проблеме) и эмпирические методы исследования (анкетирование, эксперимент).

Базой исследования стали МБОУ СОШ №2 Кармаскалинского района, МБОУ СОШ №1 Карламанского района и МБОУ гимназия №39 г. Уфы.

Практическое значение исследования состоит в том, что результаты исследования можно использовать при проведении внеклассных мероприятий в старшем звене общеобразовательной школы.

Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования, показана степень разработанности проблемы, определены объект и предмет исследования, цель и задачи исследования.

В главе 1 раскрыты санитарно-эпидемиологические условия общеобразовательных учреждений как основное право школьников, влияющее на их здоровье.

В главе 2 раскрыта опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня окружающей среды и организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан, подведены результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению санитарно-эпидемиологических нарушений в общеобразовательной школе, негативно сказывающиеся на здоровье школьников.

В заключении сделаны выводы по всей выпускной квалификационной работе.

1.1. Здоровье школьников как эколого-педагогическая проблема

Сегодня здоровье школьников, которое с каждым годом ухудшается в результате негативного влияния факторов окружающей среды, несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации питания, процесса воспитания и обучения и распространения вредных привычек, становится одной из центральных эколого-педагогических проблем. Достаточно частыми у школьников стали хронические заболевания, ухудшение зрения, нарушение осанки и искривление позвоночника, повышение у них давления, заболевания органов пищеварения и дыхания, увеличение болезней эндокринной, мочеполовой, костно-мышечной систем, кожи и подкожной клетчатки, врожденные аномалии, симптомы и признаки отклонения от нормы и многие другие заболевания [37]. Хотя общеизвестно, что важнейшим показателем благополучия общества и государства, характеризующим настоящую ситуацию современного общества, динамику экономического развития и его перспективности, является состояние здоровья подрастающего поколения, к которым в основном относятся школьники.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вообще можно говорить о трех видах здоровья: физическом, психическом и нравственном (социальном). Если физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем, то психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе [11].

Сегодня об ухудшении здоровья населения, в том числе обучающихся говорит обширный научный материал, который доказывает губительное воздействие на него множества факторов окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка). К отрицательным факторам относятся несоблюдение режима дня, режима питания, учебного и рабочего процесса, недостатки калорийности питания, тяга к вредным привычкам, плохая наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения.

Анализ данных проблем заставляет задуматься о роли школы и образования в целом в развитии и поддержании физического, психического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения. Ребенок будет здоров, если он наилучшим образом приспособлен к условиям меняющейся среды. Важную роль в этом играют следующие компоненты здоровья: духовно-нравственное воспитание детей, которое заключается в создании базовой культуры личности, основ гуманизма, воспитании любви к земле, уважении других национальных традиций (духовно-нравственный компонент школьника выражается в умении творчески реализовывать себя в различных сферах деятельности); соматический компонент, куда входит гигиеническое воспитание и посильные физические нагрузки, что является фундаментом для достижения активного долголетия; психический компонент, или устойчивость к стрессам, гармония интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер деятельности человека.

Важно заметить, что сегодня интенсивное развитие современной науки и практики привело к увеличению учебной нагрузки в школе и отходу от принципа природосообразности в построении и обеспечении педагогического процесса, последствием которых стало - нарушение здоровья школьников, Физические и психоэмоциональные перегрузки школьников стали негативно сказываться на адаптационных возможностях их организма, а также способствовать значительному уменьшению возможностей к обучению и воспитанию и снижению их интеллектуального развития.

Сегодня выделяется следующая классификация состояния здоровья школьников. Первая группа - здоровые дети. Вторая - практически здоровые, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Третья и четвертая - больные в разной степени проявления и компенсации болезни. Пятая - обучающиеся с тяжелыми хроническими заболеваниями. Согласно медицинской статистике, к завершению школьного обучения заметно увеличивается численность обучающихся, относящихся к третьей и четвертой группам, за счет уменьшения первой и второй групп здоровья. Ослабление растущего организма болезнями существенно замедляет умственное и физическое развитие школьников, пагубно сказывается на их учебной и общественной активности [41].

Проведенные исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет не готовы к систематическому обучению (32 %). Так, В.И.Щеголь отмечает, что сегодня 8-10% российских детей дошкольного возраста по их физическому состоянию не готовы к началу занятий в школе; по итогам организации обучения у 23% школьников наблюдалось переутомление; организация обучения с углубленным изучением иностранного языка (дополнительные 1-2 часа в неделю) приводила к утомлению в 35% случаях [38].

О нарастании частоты хронических отклонений здоровья у детей свидетельствуют следующие данные. За период обучения в школе с 1-го по 8-й классы число здоровых детей снижается в 4 раза. Число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%, с нервно-психическими расстройствами с 15 до 40%, с гастроэнтерологическими заболеваниями в 2 раза. За время обучения число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с заболеваниями крови - в 2,5 раз, с нервными болезнями - в 2 раза. А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина говорят о том, что в современной школе лишь 10% учащихся здоровы, каждый второй имеет морфофункциональные отклонения, а 40% детей страдают хроническими заболеваниями [3].

Неблагоприятная ситуация в области здоровья обучающихся отмечается в школах нового типа: гимназиях, колледжах и др. До 50% гимназистов заканчивают рабочий день с признаками выраженного переутомления. В общеобразовательных школах доля таких детей не превышает 20 - 30%. К концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%. Повышенная невротизация обнаружена у большинства обучающихся (55 - 83%) школ нового вида. Функциональные резервы организма снижаются у 30% младших школьников, у 24% обучающихся 5 - 9 классов и у 20% старшеклассников.

По научным данным, процент «школьной дезадаптации» у детей младшего школьного возраста достигает у мальчиков 25,7%, у девочек – 10,8%. Число практически здоровых детей и подростков (I группа) составляет всего 13,2%. Установлен рост численности детей (в динамике за период обучения) со II и III группами здоровья, что свидетельствует о негативном влиянии интенсификации учебного процесса на состояние здоровья детей [18].

За последние 5-7 лет отмечается увеличение общей заболеваемости детей до 14 лет, более чем на 20%. Значительно нарастает смешанная патология во всех возрастных группах детского населения. В 1,4 раза увеличилось число детей с задержкой физического и биологического уровня развития. Значительную часть среди заболеваний среди лиц до 14 лет выросла в 2012 году на 19%, а от 15 до 17 лет – на 21%. За год количество заболеваний на 1 ребёнка составило 3,9%, а на одного подростка – 4,95%.

Заболеваемость в возрастной группе подростков от 15 до 17 лет за год возросла по всем показателям. Наибольший рост отмечен по таким показателям, как инфекционные и паразитарные болезни (+63,6%), новообразования (+125%), болезни эндокринной системы (+23%), болезни нервной системы (+18,5%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (+15%). Самыми распространёнными заболеваниями в подростковой группе являются болезни эндокринной, нервной и системы кровообращения, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни костно-мышечной системы.

В младшей возрастной группе детей до 14 лет ухудшения отмечены практически по всем показателям заболеваемости. Самые высокие показатели: инфекционные и паразитарные болезни (+29,2%), болезни нервной системы (+55,1%), болезни системы кровообращения (+38,1%), болезни органов пищеварения (+22,4%), болезни глаза и его придаточного аппарата (+12,6%).

Продолжается рост показателей болезней крови и кроветворных органов, анемий, болезней органов дыхания, мочеполовой системы, нервной системы, врожденных аномалий. Сохраняются высокие уровни алиментарнозависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет).

Анализ структуры распространенности заболеваний в 2012 году детей от 1 года до 14 лет показывает, что 1 место, как и в 2011 году, занимают болезни органов дыхания, 2 место – болезни костно-мышечной системы, 3 место – болезни глаза и его придаточного аппарата, 4 место – болезни органов пищеварения, 5 место – кожи и подкожной клетчатки.

По данной оценке в 2012 году, состояние здоровья детей значительно меняется с возрастом. Отмечается, что если в 3 года удельный вес абсолютно здоровых детей, имеющих 1-ю группу здоровья, составляет 28 %, то в 14 лет – 20 %. И наоборот, чем старше ребенок, тем выше удельный вес детей с хроническими заболеваниями (3-я группа). В 3 года таких детей 5,7 %, в 14 лет уже 10,4 % [26].

Так, еще Ю.П.Лисицын отмечал, что здоровье человека определяется процессами, которые требуют определенных условий - гармонии, уравновешенности как внутри организма (органов, систем, биохимических процессов), так и гармонии с окружающей средой [19]. С данного направления, здоровье является ценностью, которую необходимо оберегать и соответственно направлять интересы личности на программу ее сохранения, соблюдая правильный ритм жизнедеятельности. Здоровье как качественная характеристика личности, влияет на достижение ею многих потребностей и целей. С другой стороны, здоровье зависит от самого человека, от его сознания и поведения. И.И.Брехман отмечал, что «…здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам» [4].

Забота государства о здоровьесбережении школьников отражается в Законе «Об образовании в Российской Федерации» [34], в котором отмечается, что система образования строится на приоритете жизни и здоровья человека. Национальная доктрина образования [24], Федеральная программа развития образования на 2013-2020 гг. [6], Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [16] и другие нормативные документы в качестве приоритетного направления выделяют создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей и реализации здоровьесберегающих технологий.

Государственные стандарты общего образования призваны обеспечивать защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования: 1) нормализация учебной нагрузки обучающихся, устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье, 2) соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования; личностная ориентация содержания образования, 3) повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и др. [36]

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. В рамках общего образования планируется приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода. В области основного общего образования в перечень обязательных для изучения учебных предметов входит физическая культура.

Недостаточная двигательная активность имеет следствием падение обмена веществ и кинетической энергии, ослабление иммунитета, ухудшение работы органов дыхания и кровообращения, снижение продуктивности физической и умственной деятельности - внимания, памяти, мышления, закрепления полученных знаний и др. Многочисленными исследованиями установлено, что гигиеническая норма двигательной активности, обеспечивающей здоровье и нормальное развитие детей школьного возраста, находится в пределах от 6 до 15 только педагогически организованных часов, т.е. проводимых педагогом, занятий в неделю. Если же исходить из общей двигательной потребности растущего организма для обеспечения здоровой жизнедеятельности школьника, то суммарные показатели педагогически организованных и самодеятельных форм двигательной активности в упражнениях, подвижных и спортивных играх, прогулках и развлечениях со сверстниками должны составлять от 12 до 30 часов в неделю, в зависимости от возраста. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее двух часов. Такой объем двигательной активности слагается из участия школьников в комплексе мероприятий дня каждой школы: проведения гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в группах продленного дня, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

Вместе с тем, реальная двигательная активность современного российского школьника не превышает 4-6 часов в неделю. Урок физической культуры способен удовлетворить двигательную потребность лишь на 11-13%. Из этого следует слабое здоровье, пониженная работоспособность, неудовлетворительная успеваемость, общая социальная пассивность обделенных жизненно необходимыми движениями школьников.

Доля учебных часов по предметам «Физкультура», «Физкультура и здоровье» в базовом полном среднем девятилетнем образовании составляет 10 - 11% учебного времени и предполагает 11 обязательных зачетов. Уроки физкультуры или физкультуры и здоровья организуются по принципу «здоровье прежде всего». С 7 по 9 класс они могут сочетаться с какой-либо спортивной деятельностью. Более того, воспитание здорового образа жизни пронизывает все учебные дисциплины.

Исследования состояния здоровья старших школьников России показывают, что положительной динамикой в улучшении их здоровья не наблюдается. Этот факт становится предметом острой общественной и педагогической тревоги. Учеными обсуждаются общие вопросы здоровья юношей и девушек, влияние социальных, медицинских, биологических факторов на формирование здорового образа старших школьников, формирование их здорового образа жизни. На школы, обеспечивающие социальное развитие личности, ложится, помимо образовательных и воспитательных задач, сохранение психического, физического и нравственного здоровья юношества. Среди заболеваний старших школьников доминирует патология органов зрения, органов пищеварения, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, мочеполовой систем. В старших классах средней школы юношами приобретается опыт курения.

Следовательно, нами теоретически было проанализировано, что сегодня распространенность, динамика и причины болезней детей школьного возраста ухудшается в результате негативного влияния факторов окружающей среды, несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации питания, процесса воспитания и обучения и распространения вредных привычек и становится одной из центральных эколого-педагогических проблем. Достаточно частыми у школьников стали хронические заболевания, ухудшение зрения, нарушение осанки и искривление позвоночника, повышение у них давления, заболевания органов пищеварения и дыхания, увеличение болезней эндокринной, мочеполовой, костно-мышечной систем, кожи и подкожной клетчатки, врожденные аномалии, симптомы и признаки отклонения от нормы и многие другие.

В сложившихся условиях сохранение и улучшение здоровья как основное право детей стало важнейшей государственной задачей и является одним из основополагающих прав каждого человека на земле, независимо от его расы, вероисповедания, политических убеждений, материального или социального статуса в обществе.

Практически, невозможно устранить все губительные внешние факторы экологической среды. Однако изменение окружающей экологической обстановки общеобразовательных учреждений и обеспечение в них условий может сказаться положительно на формировании и развитии здоровья обучающихся и позволит избежать многие причины сопутствующие их болезням. Такая работа по реализации благоприятной среды в образовательном учреждении должна состоять из организации:

 здоровьесберегающей инфраструктуры;

 рациональной организации учебного процесса;

 организация физкультурно-оздоровительной работы;

 санитарно-гигиенического образования и воспитания учащихся;

 санитарно-гигиенического образования и воспитание педагогов и родителей;

 профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья.

Наиболее интенсивно развивающимся направлением здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях является соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения; нормирование учебных нагрузок; применение образовательных методов и методик с учетом физиологических возможностей ребенка; создание благоприятного эмоционального и психологического фона занятий (психологическая безопасность), а также дальнейшее совершенствование нормативной и методической базы, разработка технических регламентов, содержащих основные гигиенические требования к организации воспитания и обучения детей, безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, производству и обороту продуктов детского питания, их пищевой ценности.

Воздействия таких показателей, как санитарная ситуация территории образовательного учреждения, набор, площади и оборудования помещения, санитарное оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, организация учебно-воспитательного процесса, физического воспитания, медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях может способствовать развитию функциональных отклонений, снижению резистентности организма, что в свою очередь повышает восприимчивость детей к инфекционным заболеваниям.

Отсюда нами был организован педагогический эксперимент в 2013-2014 гг. на базах МБОУ СОШ №2 Кармаскалинского района, МБОУ СОШ №1 Карламанского района и МБОУ гимназия №39 г. Уфы для того чтобы проанализировать санитарно-эпидемиологические условия общеобразовательных учреждений как условие здоровья школьников и выявить в них основные санитарно-эпидемиологические нарушения, лишающие права школьников на благоприятную окружающую среду.

Исходя из полученных результатов, нами было выявлено, что МБОУ гимназия №39 г. Уфы имеет высокие показатели по уровню организации условий для обучения школьников (30 баллов), МБОУ СОШ №2 Кармаскалинского района – находится на ниже среднем уровне (23 балла) и МБОУ СОШ №1 Карламанского района на низком уровне (16 баллов).

Таким образом, гипотеза о том, что окружающая среда общеобразовательной школы положительно сказывается на здоровье школьников и на качество освоения ими знаний, если в ней соблюдаются санитарно-гигиенические условия обучения, нормируется учебная нагрузка и применяются здоровьесберегающие технологии подтверждена.

1. Агранович, М. От парты до обеда. - URL: h**t://w*w.rg.r*/2011/03/15/shkola.html/ - Дата обращения: 12.02.14.

2. Айзман, Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности / Р.И.Айзман, Н.С.Шуленина, В.М.Ширшова. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. – 256 с.

3. Баранов, А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина - М НЦЗД РАМН, 2008 - 216 с.

4. Валеология. Культура здоровья: книга для учителей и студентов педагогических специальностей / Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев. - М.: БАХРАХ-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2003. – 268 с.

5. Горский, А.А. О санитарно-эпидемиологическом благополучии детей и подростков в Российской Федерации / А.А. Горский // Здоровье населения и среда обитания: информ. бюл. / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное гос. учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора. - № 2. – 2008. - С.7-10.

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы – URL: h**t://ipk74.r*/virtualcab/norm/gosudarstvennaya-programma-rossijskoj-federacii-razvitie-obrazovaniya-na-2013-2020-gody. - Дата обращения: 17.02.14.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). – URL: h**t://base.garant.r*/10164072/. – Дата обращения: 03.12.13.

8. Гуров, В.А. Новые СанПиНы: больше, чем закон? / В.А.Гуров // Народное образование. – 2011. - №5. - С.144-148

9. Дзятковская, Е.Н. Общее экологическое образование: изучение экологии или приобщение к экологической культуре? / Е.Н.Дзятковская // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - 2010. - N 3. - С.47-50.

10. Ефимова, Н.В., Погорелова И.Г., Катульская О.Ю. Мониторинг физического развития и функционального состояния детей и подростков: учебное пособие / Н.В.Ефимова, И.Г.Погорелова, О.Ю.Катульская. – Иркутск: Научный центр реконструктивной и восстановительной хирургии Сибирского отделения РАМН, 2013. – 78 с.

11. Залевский, Г.В. Школа и здоровье учащихся: «Школьный невроз» как следствие деструктивного поведения учителя / Г.В.Залевский, Ю.В.Кузьмина // Сибирский психологический журнал. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2010. - №36. – С. 7-14.

12. Иорданская, Н.А. Гигиеническое обоснование оптимизации медико-педагогического процесса в образовательной школе / Н.А.Иорданская, С.Е.Квасов // Медицинский альманах. - 2009. - № 1. - С. 36-39.

13. Калинин, В.М. Оценка технического состояния зданий: учебник / В.М.Калинин, С.Д.Сокова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 268 с.

14. Киселева, В.Т. Вопросы экологии в школьном образовании / В.Т.Киселева, С.Н.Булатова, В.Р.Сулаянц // Научный потенциал регионов на службу модернизации. - 2012. - N 2. - С.77-80.

15. Конвенция о правах ребенка. – URL: h**t://w*w.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml. - Дата обращения: 20.12.13.

16. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. – URL: h**t://rpp.nashaucheba.r*/docs/index-12590.html - Дата обращения: 17.02.14.

17. Костюченко, В.Ф. Здоровье - категория социокультурная // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность: материалы Международной научно - практической конференции памяти П.И.Петренко. - Пятигорск: ПГЛУ, 2005.- С.81 - 87.

18. Леванович, В.В. Формирование здоровьесберегающих технологий в условиях образовательных учреждений / В.В.Леванович, К.Н.Серов, Г.А.Суслова, С.Н. Львов, Э.В.Хрулев, Д.А.Земляной // Материалы VII Российского форума с международным участием «Здоровье детей: профилактика и терапия социально-значимых заболеваний Санкт-Петербург – 2013» 13-14 мая 2013 г. – СПб., 2013. - 247 с.

19. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. / Ю.П.Лисицын. - М.: ГЭОТАР- МЕД, 2002. - 520 с.

20. Мамедов, Н.М. Экологическое образование: социокультурный контекст / Н.М.Мамедов // Вестник КРАУНЦ. - 2012. - №2. – С.6-12.

21. Марченко, М.Н. Основы государства и права: учебник для ВУЗов / М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. - 360 с.

22. Морозова, Н.В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры / Н.В.Морозова // Фундаментальные исследования. - 2012. - N 3. - С.300-304.

23. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы текст. / Ю.В. Науменко // Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 37-44.

24. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. – URL: h**t://sinncom.r*/content/reforma/index5.htm. - Дата обращения: 17.02.14.

25. Параничева, Т.М. Состояние здоровья детей младшего школьного возраста / Т.М.Параничева, Е.А.Бабенкова, Е.В.Тюрина, К.В.Орлов // Альманах «Новые исследования» - М.: Вердана, 2011. - №3. – С. 33-37.

26. Рост заболеваемости остановить не удаётся. – URL: h**t://newsland.com/news/detail/id/1188862/. – Дата обращения: 18.12.13.

27. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2883-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменения №1 к СанПиН 2.4.2.2821-10 утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г. № 85) // Гарант: информационно-правовой портал. – URL: h**t://w*w.garant.r*/products/ipo/prime/doc/70011370/#ixzz2sZ5ENLjZ. - Дата обращения: 03.12.13.

28. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от от 15 мая 2013 г. №26 // Гарант: информационно-правовой портал. – URL: h**t://w*w.rg.r*/2013/07/19/sanpin-dok.html. - Дата обращения: 03.12.13.

29. СанПиН 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». – URL: h**t://base.garant.r*/6180507/. - Дата обращения: 03.12.13.

30. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 28 декабря 2013 г. N 409-ФЗ)// Гарант: информационно-правовой портал. – URL: h**t://base.garant.r*/12125350/. – Дата обращения: 05.02.14.

31. Федеральный закон от 2 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Гарант: информационно-правовой портал. – URL: h**t://ivo.garant.r*/SESSION/PILOT/main.htm. - Дата обращения: 03.12.13.

32. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 28 декабря 2013 г.) // Гарант: информационно-правовой портал. – URL: h**t://ivo.garant.r*/SESSION/PILOT/main.htm. - Дата обращения: 03.12.13.

33. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 25 ноября 2013 г.) // Гарант: информационно-правовой портал. – URL: h**t://ivo.garant.r*/SESSION/PILOT/main.htm. - Дата обращения: 03.12.13.

34. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – URL: h**t://w*w.rg.r*/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. - Дата обращения: 17.02.14.

35. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды - Т.2. - М.: изд-во МПСИ-Воронеж: МОДЭК, 2005. - 324 с.

36. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В,Козлова, А,М.Кондакова.-М.: Просвещение, 2009 - 48 с.

37. Шрага, М.Х. Экология образовательного учреждения: управление здоровьем Менеджмент в образовании: опыт, проблемы, инновации / М.Х.Шрага, Л.И.Кудря, Е.Ф.Фефилова; Отв. Редактор Ю.Ф.Лукин – Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова, 2004. – С. 36-52

38. Щеголь, В.И. Физическая культура как главный фактор сохранения и укрепления здоровья школьников // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы IV Международной научной конференции. - М. - Эрланген, 2009. - С.731-740.

39. Экологическая доктрина Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р – URL: h**t://w*w.bstpress.r*/article.asp?issue=820&article=1. - Дата обращения: 05.02.14.

40. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» – URL: h**t://w*w.rg.r*/2009/11/27/energo-dok.html. - Дата обращения: 03.12.13.

41. Инновационные подходы к организации здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. 18 ноября 2013 г. / Гл. ред. И.В.Романова – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. – 150 с.

42. Итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. – Режим доступа: h**t://rudocs.exdat.com/docs/index-49111.html. - Дата обращения: 03.03.2014.

Покупка готовой работы
Тема: «Реализация прав школьников на благоприятную окружающую среду в образовательной организации»
Раздел: Безопасность жизнедеятельности
Тип: Дипломная работа
Страниц: 74
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика