Дипломная работа
«Тревожность студентов»
- 70 страниц
Введение…
Глава I. Теоретический анализ проблемы экзаменационной тревожности студентов в сессионный период….
1.1. Понятие тревожности в психологии….
1.2.Особенности студенческого возраста….
1.3. Особенности проявления экзаменационной тревожности у студентов…
Выводы по первой главе….
Глава II. Экспериментальное исследование экзаменационной тревожности студентов в сессионный период….….
2.1.Организация и методы исследования….
2.2. Анализ результатов исследования….
2.3. Коррекционно-развивающая программа….
2.4.Психологические методы коррекции состояния тревожности у молодых людей…
Выводы….
Заключение….
Список литературы…
Приложения…
Актуальность темы исследования связана с тем, что у студентов высшей школы на современном этапе развития образования проявляется высокий уровень тревожности, особенно в сессионный период. Тревожность является препятствием для реализации умений и навыков выпускников, отрицательно влияя на все сферы жизнедеятельности (В.М.Астапов, A.M.Прихожан, Ч.Спилбергер, Ю.Л.Ханин и др.).
Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности. Развитию этой темы, в частности, посвящены работы Р.Х. Габдреевой, К.С. Лебединской, А.М. Прихожан, Н.Д. Твороговой, А.С. Спиваковской и других.
В современных условиях динамично развивающихся профессиональных технологий существенно меняется подготовка специалистов высокой квалификации, формируется запрос на выпускников высшей школы, адаптирующихся в ситуациях реальной деятельности, а также самообучаемость и саморазвитие личности.
В современном образовании особую актуальность приобретает исследование психологических средств коррекции тревожности студентов в условиях обучения в высшей школе, так как сложившиеся в настоящее время тенденции в мировой практике профессионального образования высшей школы позволяют изменить преподавание. Актуальность активных форм организации учебной деятельности распространяются на вузовское образование и учебную деятельность студентов. Этим требованиям отвечают тренинги как специфическая форма учебных занятий. В рамках социально-психологического тренинга возможно эффективное воздействие не только на тревожность, но и на комплекс социально – психологических характеристик личности, взаимосвязанных с ней (И.В.Вачков, Ж.В.Завьялова, Е.В.Сидоренко и др.). Следует отметить, что до сих пор не выявлена эффективность воздействия определенных техник социально-психологического тренинга на коррекцию ситуативной и личностной тревожности.
Анализ научных исследований и состояния проблемы профессионального становления будущих специалистов выявил недостаточность знаний об особенностях тревожности студентов, обучающихся на разных факультетах в высшей школе; потребностью практической психологии личности в определении наиболее эффективных средств коррекции тревожности студентов и недостаточности научных знаний о влиянии различных техник социально - психологического тренинга на тревожность.
Цель исследования: выявление и коррекция особенностей экзаменационной тревожности студентов в сессионный период.
Объект исследования – тревожность личности как психологический феномен.
Предмет исследования – особенности экзаменационной тревожности студентов 1 и 4 курса и эффективность методов социально-психологического тренинга в коррекции экзаменационной тревожности студентов.
Гипотеза исследования: в проявлении экзаменационной тревожности студентов наблюдаются следующие особенности:
1)экзаменационная тревожность студентов 1 курса выше, чем у студентов 4 курса,
2) экзаменационная тревожность студентов снижается в ходе коррекции.
Исходя из поставленной цели исследования были сформулированыследующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы и выделить особенности студенческого возраста,
2. Охарактеризовать особенности экзаменационной тревожности студентов,
3. Организовать и провести эмпирическое исследование тревожности студентов 1 и 4 курса.
4. Разработать и апробировать программу социально-психологического тренинга с целью снижения уровня тревожности студентов 1 курса.
5. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Теоретико-методологическую основу исследования составили подходы к определению студенчества как особой социально–психологической и возрастной категории (Б.Г.Ананьев, И.Ф. Демидова, И.Б.Лисовская и другие), позволившие подобрать комплекс соответствующих диагностических методик для определения тревожности,отечественные и зарубежные психологические теории и концепции, освещающие проблему феномена тревожности (Т.Ю.Артюхова, В.М.Астапов, Ф.Е.Василюк, В.К.Вилюнас, А.М.Прихожан, Ч.Спилбергер и др.); представления о психологическом тренинге и механизмах его воздействия как специфической форме учебных занятий и как средстве коррекции тревожности (И.В.Вачков, Ж.В.Завьялова, Е.В.Сидоренко и др).
Методы исследования.
Теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирическиеметоды: опрос, тестирование.
Статистические методы: U- критерий различий Манна-Уитни, Т- критерий сдвигов Вилкоксона.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные материалы могут оказать практическую помощь в консультативной, тренинговой и психокоррекционной практике при оказании психолого-педагогической помощи лицам юношеского возраста, испытывающим ситуативную и личностную тревожность.
База исследования: в исследовании принимали участие студенты, обучающиеся в БГПУ им.Акмуллыфакультета психологии в количестве 40 человек.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы.
Глава I. Теоретический анализ проблемы экзаменационной тревожности студентов в сессионный период
1.1.Понятие тревожность в психологии
Термин «тревожность» используется, как правило, в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся к совершенно различным понятиям. Чаще всего термин «тревожность» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны — активацией нервной системы. Среди наиболее общих причин возникновения тревожности можно перечислить: внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова); нарушения внутрисемейного взаимодействия (А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская и др.); соматические нарушения (Н.Г. Гаранян, П.И. Ивлева, А.Б. Холмогорова, Ю.В. Щербатых и др.);физиологические причины возникновения тревожности, в частности, нарушения процессов регуляции функционального состояния мозга, генетические предпосылки в виде слабости нервных процессов (Л.С. Выготский, В.С. Мерлин, И.П. Павлов, Я. Рейковский, И.М. Сеченов, Я. Стреляу); врожденные факторы, обусловленные неблагоприятным протеканием беременности (А.И. Захаров, В.П. Пертунек, Л.Н. Таран и др.).
“Психологический словарь” (1999) определяет тревогу как “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, реальную опасность, тревога- это переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы”.
Если понятия “тревога” и “страх” могут использоваться (особенно в быту, в обиходном разговоре) как синонимичные, взаимозаменяемые понятия, то термины ситуативная тревога (состояние субъекта в конкретный, определенный момент) и тревожность (как относительно устойчивое образование) разводятся уже в 30-50 гг. такими авторитетными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спилбергер и (несколько позже) Ю.Л. Ханин.
На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости и снижении порога чувствительности.
На психологическом уровне тревога проявляется как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и т.д.
Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревожность). Чрезмерно высокий уровень тревожности, как и чрезмерно низкий, называются дезадаптивной реакцией, которая проявляется в общей дезорганизованности поведения и деятельности.
Тревога и тревожность могут быть ослаблены произвольно, например, с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных приемов посредством релаксации, а также в результате действия неосознанных защитных механизмов.
По мере возрастания тревоги (и тревожности), выражающие их явления претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих явления тревожного ряда. Это понятие ввел в 1967 г. психолог Ф.Б. Березин [10, с.386], который определил феномен явлений тревожного ряда как эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания состояния тревоги. К 1988 году Березиным были сформулированы основные градации [явлений тревожного ряда] и дана исчерпывающая их классификация, в которой психолог выделил 6 уровней.
Первый уровень явлений тревожного ряда составляет ощущение внутренней напряженности, которому свойственна наименьшая интенсивность тревоги и наибольшая адаптационная значимость. Ощущение внутренней напряженности выражается в переживаниях напряженности, настороженности и дискомфорта. Это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений.
На втором уровне гиперстезические реакции сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную окраску. На этом основывается появление у человека недифференцированного реагирования, определяемого как раздражительность.
Третий уровень – собственно тревога - проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности.
Четвертый уровень – страх – возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу.
Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – возникает в результате продолжающегося нарастания тревоги и выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, ужасе.
При этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги. Подобные переживания может вызвать и неопределенная, но очень сильная тревога.
Шестой уровень явлений тревожного ряда – тревожно-боязливое возбуждение – выражается в “потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает при этом своего максимума”.
Теория дифференциальных эмоций, возникшая в середине 20 века, предполагает, что тревожность, как она типично описывается, состоит из доминирующей эмоции страха и взаимодействий страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием, гневом, виной, стыдом и интересом [27, с.33].
Тревожность, как и депрессия, может также включать потребностные состояния и биохимические факторы. “По-видимому,- полагает А.М. Прихожан [31, с.12], - можно говорить о формах тревожности, если для каждой такой формы точно выделены комбинации входящих в неё аффектов (например, страх - страдания - гнев, страх - стыд - вина). В контексте теории дифференциальных эмоций тревожность используется как термин, который относится к любой комбинации взаимодействий страха и других аффектов и определённых аффективно - когнитивных ориентаций. Это в лучшем случае удобный термин, который используется лишь тогда, когда назвать комбинацию аффектов более точно невозможно”.
Теория дифференциальных эмоций указывает на сочетание аффектов, которые можно назвать тревожностью. Например, “индивиды, которые подвержены чувству вины, могут иметь синдромы страх-вина или страх - стыд - вина. Другие при этом могут испытывать такие комбинации как страх - страдание, страх - гнев, или страх - страдание - гнев. Однако в любом случае доминирующей в синдроме тревожности эмоцией должен быть страх”.
От индивида к индивиду характер взаимодействия аффективных компонентов тревожности может варьировать. Например, ведущая составляющая страдания может у одних индивидов усиливать компонент страдания, а у других - компонент стыда. Большое разнообразие в динамике эмоций делает задачу тщательного анализа тревожности очень сложной.
Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает учебную деятельность человека.
Для плодотворной работы, для гармоничной, полноценной жизни определённый уровень тревоги просто необходим, уровень, который не изматывает человека, а задаёт тонус его деятельности. Такую тревогу называют конструктивной, и именно она присуща \"успешным\" учащимся.
Важнейшее качество, придающее тревоге конструктивность, - умение анализировать тревожную ситуацию спокойно, без паники разобраться в ней. С этим качеством тесно связано умение анализировать и планировать собственные поступки.
Факты показывают, что учащиеся, обладающие хорошо развитыми навыками саморегуляции, при наличии тревожности выполняют сложные экзаменационные задания не только не хуже, но даже лучше, нежели когда тревога или тревожность отсутствует.
Чувство тревожности из препятствия может превратиться в источник успеха. Однако это возможно, во-первых, только при наличии какой-то прочной, надёжной основы - глубинной уверенности в себе, а во-вторых, при владении определёнными знаниями, навыками и умениями в саморегуляции.
Критерием конструктивности тревоги служат не экзаменационные отметки, а умение дать себе отчёт в её причинах тревожности, не растеряться, не впасть в отчаяние в сложной ситуации, а наметить разумные пути к выходу из положения.
В результате проведенного экспериментального исследования выявлено, что у студентов 1 курса выявлено значительное снижение тревожности, особенно ситуативной. Данные сдвиги мы доказали статистически с использованием критерия сдвигов Вилкоксона.
Нами во всех случаях выявлены достоверные сдвиги в результатах исследования. Использованные игры и упражнения позволили снять излишнюю зажатость, повысить оптимизм, снять тревожность, импульсивность.
Подводя итог можно еще раз напомнить, что сложный мир подрастающего человека, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировке. Поэтому психологу надо чаще предлагать помощь в освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением ошибок.
Есть приложения.
Тема: | «Тревожность студентов» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 70 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Перфекционизм и прокрастинация как личностные факторы депрессивных и тревожных состояний
Курсовая работа:
Исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков
Дипломная работа:
Гендерные различия влияние школьной тревожности на успеваемость подростков
Дипломная работа:
Формирование антинаркотической компетенции у студентов - будущих педагогов
Дипломная работа:
Психологические и психофизиологические особенности адаптации студентов-иностранцев к обучению в вузе