Дипломная работа

«Психологические и психофизиологические особенности адаптации студентов-иностранцев к обучению в вузе»

  • 56 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ…. 7

1.1. Закономерности адаптации организма к новым воздействиям…. 7

1.1.2. Понятие психологической адаптации… 15

1.1.3. Понятие психофизиологической адаптации…. 19

1.2. Особенности образовательного процесса в ВУЗе…. 24

Выводы по первой главе. 28

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ….

30

2.1. Организация исследования …. 30

2.2. Методы и методики исследования …. 33

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования…. 35

Выводы по второй главе. 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…. 49

Введение

Актуальность. Процессы глобализации, характерные для современного мира, сопровождаются увеличением в разных странах числа людей, желающих мигрировать в другую страну для языковой практики, получения образования, в поисках работы, в целях расширения кругозора и даже в целях смены места жительства. Россия в этой связи является одной из привлекательных для иностранных студентов страной, что обусловлено ее экономическим положением, а также культурными достижениями. К тому же, одним из аккредитационных показателей вуза является количество обучающихся из иностранных государств.

Цели и задачи в области обучения иностранных граждан определены Концепцией государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. Одним из приоритетных направлений указанной концепции является подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств в целях обеспечения долговременных политических и экономических интересов России во всех регионах мира. По данным ФМС России за 2012 год, на территории страны обучалось около 250 тыс. иностранных студентов. Из них 46% – это граждане стран СНГ и Балтии, 40% – студенты из Африки и Азии, около 14% иностранных студентов – выходцы из Европы и Латинской Америки.

Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М. Акмуллы за время своей работы обучил и выпустил более 150 иностранных студентов. Уровень подготовки показывают профессиональные достижения иностранных студентов: работа в крупных корпорациях, высокий статус, достойная заработная плата и продвижение по картерной лестнице.

Поскольку переезд для обучения в другую страну предъявляет серьезные требования к организму студентов при адаптации к климатическим условиям, новой культуре, другому образу жизни, иным отношениям, возникает необходимость психологического и психофизиологического сопровождения адаптации студентов к новой среде.

Цель исследования: выявить особенности психологической и психофизиологической адаптации студентов-иностранцев к обучению в ВУЗе.

Объект исследования: психологическая и психофизиологическая адаптация студентов-иностранцев.

Предмет: особенность психологической и психофизиологической адаптации иностранных студентов к обучению в ВУЗе.

Гипотеза: процесс адаптации будет проходить эффективнее, если студенты-иностранцы будут использовать психофизиологические тренинги на основе БОС-технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. По данным научной литературы определить закономерности процесса адаптации студентов-иностранцев к новым воздействиям.

2. Оценить психологический и психофизиологический статус студентов иностранцев.

3. Разработать программу повышения психофизиологической адаптации студентов-иностранцев.

4. Выявить особенности психологической и психофизиологической адаптации студентов-иностранцев к обучению на фоне применения разработанной программы.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

I. Методы теоретического исследования проблемы: изучение, анализ научной литературы по исследуемой проблеме и ее обобщение.

II. Методы эмпирического исследования:

1. Вариационная кардиоинтервалометрия (ВКМ).

2. Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР).

3. Методика Ч.Д. Спилбергера-Ханина для определения ситуативной и личностной тревожности.

4. Опросник «САН» (Марищук В.Л., 2000).

5. Адаптация личности к новой социокультурной среде определялась по тесту Янковского Л.В. (2003).

6. Психофизиологический тренинг на основе БОС-технологий.

Теоретико-методологической основой исследования являются подходы к пониманию связи функционального состояния организма в процессе адаптации к учебной деятельности и высокой учебной нагрузки (Н.А. Агаджанян, В.В. Глебов), функциональных возможностей организма (Р.М. Баевский, В.И. Медведев, Ф.З. Меерсон, Н.А. Фомин).

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы преподавателями предвузовской подготовки и преподавателями факультетов с целью повышения эффективности адаптации иностранных студентов. Также их можно использовать для разработки программ и тренингов, направленных на успешное включение иностранных студентов в учебную деятельность.

Эмпирическая база исследования: иностранные студенты Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, факультета психологии; количество – 32 человека в возрасте от 18 до 22 лет.

Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на конференциях Международный семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» по теме «Диалог культур в едином образовательном пространстве: Традиционные ценности и инновационные решения» (Москва, 2014), «Психологический калейдоскоп (Уфа, 2015).

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (56 источников) и приложений. Общий объём работы без приложений - 55 страниц.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

1.1. Закономерности адаптации организма к новым воздействиям

О связи функционального состояния организма в процессе адаптации к учебной деятельности и высокой учебной нагрузки, требующей дополнительного напряжения адаптационных возможностей организма, свидетельствуют многочисленные физиолого-гигиенические исследования последнего времени [2,12].

Известно, что прежде чем путем изменения функционального состояния организма достигается уровень оптимальной работоспособности, в любой деятельности этому периоду предшествует период врабатываемости. При этом используются различные приспособительные механизмы, однако период врабатываемости может инициировать негативные изменения деятельности регуляторных систем. Нарастание этих проявлений способствует постепенному снижению степени адаптации к внешним условиям и сопровождается снижением функциональных возможностей организма [6].

В начальном периоде обучения создаются достаточные предпосылки для утомления студентов, благодаря которому происходит включение защитно-приспособительных реакций организма. В условиях перестройки системы высшего образования в РФ актуальность этой проблемы определяется задачами оптимизации процесса адаптации к учебной деятельности [15].

Слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие методик и организации учебного процесса, большой объём информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают повышенное эмоциональное напряжение [14].

Это часто приводит к разочарованию в выборе будущей профессии и снижению мотивации на учебную и предстоящую профессиональную деятельность. Концепция, разработанная академиком В.С. Новиковым, базируясь на системном подходе, определяет профессиональное здоровье как способность организма человека сохранять свои компенсаторные, адаптационные и защитные свойства в любых условиях профессиональной деятельности. В основе профессионального здоровья лежат функциональные резервы и индивидуальные адаптивные реакции. Динамической составляющей здоровья является: функциональное состояние, предопределяющее уровень профессиональной работоспособности и формирующееся при воздействии на человека условий, факторов среды и средств профессиональной деятельности [44].

Возраст поступления в ВУЗ (17-18 лет) сам по себе характеризуется несколько повышенным напряжением адаптационных механизмов, является критическим этапом в онтогенезе, что связано как с нейрогуморальными изменениями в организме, так и со специфическим психологическим содержанием этого периода, что также повышает риск развития адаптационных нарушений [23, 33].

Снижение адаптационных возможностей организма связывают и с выраженным уменьшением функциональных резервов, резким ослаблением физиологической «меры» против болезни и устойчивости организма по отношению к стрессорным воздействиям. Поэтому оценка функциональных резервов является одним из обязательных условий оценки функционального состояния организма и уровня его здоровья [7].

Во взаимодействии психических и физиологических компонентов приспособительных реакций формируется многоуровневая функциональная система адаптации [21].

Соотношение целей адаптации (сохранить гомеостаз и выполнить задачи деятельности) определяет вклад каждого из этих компонентов. Течение адаптационного процесса, таким, образом, определяется спецификой адаптогенного фактора и величиной «психофизиологического потенциала индивида» в структуру которого входят характер, интеллект, энергетические и регуляторно-адаптационные возможности человека [9,10].

В условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма студентов очевидна необходимость применения индивидуального подхода к прогностической оценке эффективности приспособительной деятельности. Коррекция чрезмерного напряжения адаптационных механизмов существенно повышает их эффективность [3,12].

Для успешного приспособления к выполняемой деятельности и устойчивые свойства человека и динамические характеристики должны быть интегрированы в некую единую систему, помогающую успешно и с наименьшими затратами овладевать знаниями. Наиболее подробные описания такой системы даны в научных трудах В.И. Медведева в рамках разработки концепции функционального состояния (ФС) - системной реакции организма в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик тех функций и качеств индивида, которые прямо или косвенно-обусловливают выполнение деятельности [36,38].

Скорость формирования, устойчивость и надёжность предопределяются свойствами составляющих его обязательных компонентов (энергетического, сенсорного, информационного, эффекторного, активационного).

Энергетический компонент представляет собой те физиологические функции, которые обеспечивают требуемый уровень энерготрат.

Сенсорный компонент характеризует наличные возможности приёма и первичной обработки поступаемой информации.

Информационный компонент обеспечивает дальнейшую обработку поступившей информации и принятие решений на ее основе.

Эффекторный компонент отвечает за реализацию принятых решений в поведенческих актах.

Активационный компонент определяет направленность и степень напряженности деятельности.

В начальный период адаптации у человека с использованием функциональных частей физиологических, психологических и социальных уровней, которые уже установленных начальных операций. Это, главным образом, из-за регуляторных механизмов натяжения, направленных на нарушение гомеостаза (компенсационный регулирование).

Через 2-3 месяцев постоянного воздействия внешних механизмов для определения реконструкцию начинается морфофизиологических регулирование (собственно адаптация). В ходе адаптации к новым условиям и новым видам деятельности значительно снижается напряжение регуляторных механизмов и так называемые "психологические стоимости" деятельности.

Одним из вариантов такого дифференцированного подхода может быть комплексное изучение вегетативных и психических особенностей и их роли в изменении функционального состояния организма в начальном периоде обучениям в высшем учебном заведении.

При воздействии среды на организм изменяется уровень функционирования определенных его систем с одновременным включением регуляторных механизмов, которые мобилизуют функциональные резервы. Регуляторные механизмы управляют расходованием функционального резерва для обеспечения гомеостатического режима взаимодействия систем, участвующих в реакции на воздействующий фактор. Если автономные механизмы не обеспечивают поддержания необходимого уровня функционирования отдельных систем, мобилизация стратегических резервов осуществляется центральными регуляторными механизмами. Важно отметить способность центральных механизмов регуляции обеспечивать реакции, компенсации, т.е. при недостатке функциональных резервов одной из систем активизировать расход функциональных резервов другой, связанной с ней» системы, что позволяет получить необходимый конечный результат различными путями. [6,11,38].

В достижении устойчивой и совершенной адаптации немалую роль играют перестройка регуляторных приспособительных механизмов, мобилизация физиологических резервов, а также последовательность их включения на разных функциональных уровнях. Первоначально, как известно, включаются обычные физиологические реакции, а затем – реакции напряжения механизмов адаптации, требующие значительных энергетических затрат с использованием резервных возможностей организма [39, 52, 54].

В конечном итоге это приводит к формированию специальной функциональной системы адаптации, обеспечивающей конкретную деятельность человека [55].

Не вызывает сомнений огромное значение физической подготовки, обеспечивающей развитие необходимого уровня физических и морально-психологических качеств, двигательных навыков, функциональных возможностей организма, а также укрепление здоровья студентов.

Кроме того, общая физическая подготовка является важным средством повышения устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды в период адаптации. В последнее время многие исследователи указывают на пассивное отношение выпускников школ к занятиям физической культурой и спортом [42, 45]. Рядом авторов установлена целесообразность внесения коррекций в управление процессом физического воспитания абитуриентов на основе изучения личностных аспектов сложившейся системы ценностей. Авторы указывают на необходимость нетрадиционных форм педагогического воздействия, на формирование внутренней мотивационной активности личности [38].

Начальный период обучения в ВУЗе соответствует стадии профессионального обучения как целенаправленного освоения системы знаний, практических навыков и умений в избранной профессиональной деятельности, а также ценностных представлений. Это сопровождается развитием и наполнением предметным содержанием мотивов и целей будущей деятельности, формированием профессиональной пригодности как к обучению профессии, так и к реальной практической деятельности. И базируется это на основе развития профессионально важных качеств и профессионально ориентированных психологических структур личности. А именно: операционной основы профессионального самоопределения, элементов профессионального мышления, памяти, психомоторики и т.д. Длительность процесса адаптации и выраженность при этом различных затрат организма влияет как на успешность обучения, так и на течение процесса профессионального становления [44, 47]. Чтобы учебная деятельность не вызывала патологические реакции, а обеспечивала полное восстановление израсходованных ресурсов организма в период отдыха между нагрузками, реакция организма должна находиться в пределах физиологической адаптации без превышения порогов компенсации. Для практической реализации этого положения должны быть выработаны определенные показатели, которые могут контролироваться в условиях реальной учебной деятельности. Один из возможных подходов к решению этой задачи заключается в использовании зависимости между нагрузкой, утомлением, напряжением и текущим состоянием здоровья [51, 56].

Физиологическая стоимость деятельности значительно разнится в зависимости от периода (фазы адаптации).

Начальное и обязательное звено в цепи реакций приспособления – реакция первичного ответа. Величина и продолжительность реакции первичного ответа обусловлена с одной стороны характеристиками адаптогенных факторов, с другой – состоянием внутреннего фактора адаптации, то есть состоянием физиологических структур, обеспечивающих реакцию.

На этой фазе адаптации организмом используются, как правило, готовые программы (генотипические и те из фенотипических, которые уже были приобретены человеком в процессе индивидуального опыта).

Поскольку реакция первичного ответа требует биохимических и физиологических затрат, а так же в какой-то мере перестройки функций, то вслед за этой реакцией развивается вторая – плата за первичный ответ. Основная задача, которой – обеспечить эффективное восстановление энергетических и функциональных затрат. Естественно, что чем более выражена первичная реакция, тем в большей степени организму приходится за нее расплачиваться.

Если действие продолжается или повторяется, то происходит минимизация реакции платы, то есть, иначе говоря, уменьшение физиологической стоимости реакции первичного ответа.

Реакция первичного ответа и реакция платы за ответ – обязательные компоненты любого процесса приспособления, который далее развивается как привыкание или как адаптация.

Следует ответить на вопрос, в чем отличие привыкания от адаптации?

Для привыкания характерно, что после некоторого отклонения функций происходит их возврат к исходному уровню, то есть восстановление. Это очень, характерно для профессиональной деятельности. Однако восстановление этих функций сопровождается напряжением системы гомеостатического регулирования, то есть снижением величины функциональных резервов и увеличением физиологической стоимости деятельности.

Для адаптации обязательна перестройка системы гомеостатического регулирования, которая имеет своей целью не только обеспечить простое выполнение деятельности, но именно выполнение этой деятельности с наименьшими затратами для организма, то есть с наименьшей физиологической ценой. Поэтому в этом случае говорят об адекватности реакции, об её оптимальности.

Вслед за фазой срочной адаптации, которая включает в себя реакцию первичного ответа, реакцию платы за первичный ответ и реакцию привыкания при продолжении действия адаптогенных факторов наступает следующая переходная фаза.

В переходной фазе адаптации выделяют два этапа (или стадии):

 этап разрушения старых программ гомеостатического регулирования;

 этап создания новых программ гомеостатического регулирования.

На первом, этапе этой фазы происходит распад старых программ регулирования, оказавшихся несостоятельными. Характерные признаки этого периода: гиперреакция на нагрузки малой или средней интенсивности, отказ от выполнения нагрузок большой интенсивности, появление рецидивов заболеваний, характерна так называемая поведенческая адаптация, с помощью которой человек активно создает ситуации, минимизирующие действие адаптогенных факторов. Таким образом, формируется состояние превентивной адаптации.

На втором этапе вырабатываются новые программы по одному из следующих вариантов: постепенное усложнение и максимальная мобилизация. А создаваемая программа на этом этапе переходной фазы направлена на поиск оптимального сочетания и взаимодействия всех уровней адаптации – от клеточного до поведенческого.

Эта фаза адаптации может быть длительной, программа постепенно совершенствуется, показатели функций стабилизируются и наступает последняя фаза – фаза стабильной адаптации.

В фазе стабильной адаптации определяется экономичность функционирования организма в целом, физиологическая стоимость деятельности значительно снижается. Появляется свойство перекрестной адаптации, например, адаптация к физическим нагрузкам —>адаптация к гипоксии —> адаптация к холоду и т.д.

Оценка стоимости деятельности может служить интегральным индикатором направленности, скорости и качества адаптации студентов к обучению в ВУЗе.

Заключение

Актуальность темы исследования состоит в необходимости улучшения психологической и психофизиологической адаптации студентов-иностранцев к обучению в ВУЗе, поскольку переезд в другую страну предъявляет серьезные требования к организму и личности студентов.

В большинстве подходов под адаптацией понимается процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Психологическая адаптация определяется как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности.

Под психофизиологической адаптацией понимается приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям учебы.

Адаптация к обучению – это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и затруднений.

После эксперимента мы выяснили, что в экспериментальной группе повысились некоторые показатели. Следовательно, можно сделать вывод что, применение БОС-технологий эффективно сказывается на успешной адаптации студентов-иностранцев к обучению в ВУЗе.

Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы преподавателями предвузовской подготовки и преподавателями факультетов для адаптации иностранных студентов. Также их можно использовать для разработки программ и тренингов, направленных на успешное включение иностранных студентов в учебную деятельность.

Список литературы

1. Агаджанян Н.А. Стресс и теория адаптации [Текст] / Н.А. Агаджанян. – М.: Наука, 2005. – 233 с.

2. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье [Текст] / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Изд-во РУДН, 2006. — 284 с.

3. Александровский Н.А. Адаптация и резервы организма [Текст] / Н.А. Александровский. – М.: Медицина, 2003. – 272 с.

4. Аникина Е.В. Акмеологический подход в изучении адаптации личности в условиях экологии большого города [Текст] /Е.В. Аникина, В.В.Глебов, Я.В. Кузьмина // Научно-практический журнал «Акмеология». – 2011. – №3 – С. 200-203.

5. Анохин П.К. Избранные труды [Текст] / П.К. Анохин. – М.: Наука, 2008. – 270 с.

6. Баевский P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / P.M. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина, 1997. – 265 с.

7. Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации [Текст] /Р.М.Баевский // Вестн. АМН СССР. – 1989. – №8. – С. 73-78.

8. Байгужин П.А. Закономерности психофизиологической адаптации организма студенток с различной пластичностью нервной системы в условиях учебно-профессиональной деятельности [Текст]: автореф. дис. д-ра биол. наук / Байгужин Павел Азифович. – Челябинск, 2012. – 46 с.

9. Байгужина О.В. Особенности адаптивных реакций вегетативной нервной системы и нейродинамических процессов организма студенток 19 – 20 лет в зависимости от типа ментальной нагрузки [Текст]: дис. канд. биол. наук / Байгужина Ольга Вадимовна – Челябинск, 2008. – 148 с.

10. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. – М.: Наука, 2008. – 270 с.

11. Глебов В.В. Процессы академической адаптации иностранных студентов к процессу вузовского образования в России [Текст] /В.В.Глебов //Вестник РУДН Вестник РУДН, серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». – 2012. №5. – С.8-10.

12. Глебов В.В. Психофизиологические показатели адаптации африканских студентов в условиях Москвы // Вестник международной академии наук (Русская сессия): материалы международной конференция «Экологической культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий» Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова 14-15 ноября 2012. - С. 252-254.

13. Глебов В.В. Адаптация студентов из КНР в условиях экологии столичного мегаполиса /В.В.Глебов, Е.А.Сошников // Вестник международной академии наук (Русская сессия): материалы международной конференция «Экологической культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий» Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова 14-15 ноября 2012. - С. 254-257.

14. Глебов В.В. Динамика адаптации сердечно-сосудистой системы китайских студентов в условиях столичного мегаполиса /В.В.Глебов, Е.А.Сошников // Вестник международной академии наук (Русская сессия): материалы международной конференция «Экологической культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий» Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова 14-15 ноября 2012. - С. 257-261.

15. Дворяшина М. Д. Особенности интеллектуального развития студентов в 1 процессе обучения [Текст] / М. Д. Дворяшина // Ученые записки. – СПб.: СПбГУ, 2003. Вып. 13. – С. 97–105.

16. Дмитриева М.С. Управление процессом адаптации студентов к обучению в высшей школе /М.С.Дмитриева // Научная организация труда студентов. – М., 2004. – Вып.З. – С. 92-98.

17. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. диссер. канд. психол. наук. – М.: МГУ, 2005. – 21 с.

18. Жаренкова A.A. Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям вуза: автореф. диссер. канд. психол. наук. – М.: МГУ, 2005. – 22 с.

19. Захаров С.М. Новые возможности реабилитационных комплексов с использованием биологической обратной связи «Реакор» и «Реакор-Т» /С.М. Захаров, А.А.Скоморохов

20. Иванова М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: автореф. диссер. докт. психол.наук. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 40 с.

21. Илюхина В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека [Текст] / В. А. Илюхина.– СПб.: Изд-во Н-Л, 2010. – 368 с.

22. Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога [Текст] / Е.И. Исаев // Психологический журнал. – 2000 – № 6. – С. 57 – 65.

23. Казин Э.М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности [Текст] / Э.М. Казин, В.И. Иванов, H.A. Литвинова // Физиология человека. – 2002 – Т. 28. – № 3. – С. 23 – 29.

24. Казин Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты [Текст] / Э.М. Казин – Кемерово: КРИПК и ПРО, 2010. – 214 с.

25. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации /В.П.Казначеев. – Новосибирск: Наука, 2001.-191 с.

26. Кирсанов В. М. Показатели психологической адаптации студентов творческих специальностей на завершающем этапе обучения [Текст] / В. М. Кирсанов // Вестник Южно-уральского государственного университета. – Челябинск, 2012. – Выпуск 31, № 21 (280). – С. 57 – 62.

27. Кирсанов В. М. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе [Текст] / В. М. Кирсанов, Д. З. Шибкова // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2012. – № 9. – С. 127 – 132.

28. Кирсанов В. М. Психофизиологический статус студентов в период адаптации к обучению на факультете коррекционной педагогики [Текст] / В. М. Кирсанов, Д. З. Шибкова // Вестник Кемеровского государственного университета. – Кемерово, 2012. – № 1 (49). – С. 99 – 104.

29. Кирсанов В.М. Динамика энергетического потенциала мозга в условиях использования активных форм обучения [Текст] / В.М. Кирсанов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2011. – № 7(77). – С. 85 – 92.

30. Кирсанов В.М. Направленность в структуре личностных свойств студентов различных профилей обучения [Текст] / В.М. Кирсанов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – М., 2013. – № 3. – С. 31 – 36.

31. Кирсанов В.М. Показатели порога активности студентов различных профилей обучения [Текст] / В. М. Кирсанов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2012. – № 10. – С. 53 – 61.

32. Кузьмина В.М. Особенности социально-психологической адаптации студентов в ВУЗе: автореф. диссер. канд. психол. наук. – Курск, 2006. -23 с.

33. Литвинова H. A. Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровня подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга [Текст] / H. A. Литвинова, М. Г. Березина, A. M. Прохорова // Валеология 2003. – № 3. – С. 26 – 32.

34. Литвинова Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности. [Текст]: автореф. дис. … д-ра биол. наук : 03.00.13. / Литвинова Надежда Алексеевна. – Томск, 2008. – 38 с.

35. Марищук В.Л. Методы оценки функциональных состояний и работоспособности [Текст] / В.Л.Марищук // Психические состояния. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

36. Медведев В.И. Адаптация человека [Текст] / В. И. Медведев. – СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. – 150 с.

37. Медведев В. И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации [Текст] / В. И. Медведев // Физиология человека. 2000. – Т. 24. – № 4. – С. 7-13.

38. Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и стресслимитирующие системы [Текст] /Ф.З.Меерсон // Физиология адаптационных процессов. – М.: Медицина, 1986. – С. 521-621.

39. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика [Текст] /Ф.З.Меерсон. – М.: Наука, 1981. – 278 с.

40. Мельникова H.H. Социально-психологическая адаптация личности как процесс: монография [Текст] /Н.Н.Мельникова. – Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2006. – С 15-18.

41. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство [Текст] / М.П. Мороз. – СПб.: ИМАТОН, 2007. – 40 с.

42. Николаева Е.И. Сравнительный психофизиологический анализ функционального состояния студентов разных форм обучения в педагогическом Вузе [Текст] / Е.И.Николавева // Вопросы психологии. – 2011. – №4. – С. 24-32.

43. Новиков B.C. Закономерности адаптации как физиологическая основа реабилитации /В.С. Новиков // Совершенствование форм и методов медицинского контроля за функциональным состоянием и работоспособностью летного состава. – Л.: ВМедА. – 1990. – 72 с.

44. Пейсахов Н.М. Изучение личности студента /Н.М.Пейсахов// Психологические и психофизиологические особенности студентов. -– Казань, 2006. – С. 56-82.

45. Попова Т. В. Роль и место психофизиологии в системе образования [Текст] / Т. В. Попова // Вестник психофизиологии, 2013. – №3. – С. 41 – 44.

46. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] / Райгородский Д.Я. – М.: Бахрах-М, 2006. – 656 с.

47. Реан А.А. Психология адаптации личности: учебно-научное издание [Текст] /А.А.Реан, А.Р.Кудашев, А.А.Баранов. – СПб.: Медицинская пресса, 2002.

48. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст] /С.И.Розум. –СПб, Речь, 2006. -– 365с.

49. Русалов В. М. Дифференциально-психофизиологический анализ интеллектуального поведения человека в вероятностной среде [Текст] / В. М. Русалов, С. А. Кошман // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. – М.: Наука, 2010. – С. 7-56.

50. Седин В.И. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты [Текст] /В.И.Седин, Е.В.Леонова // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 83-89.

51. Сошников Е.А. Состояние психофизического здоровья и адаптация иностранных студентов к условиям большого города [Текст] /Е.А.Сошников, Е.В.Аникина, В.В.Глебов // Материалы международной научно-практической конференции «Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология». 5-9 июня 2012, Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 246-247.

52. Судаков К.В. Общая физиология функциональных систем организма /К.В.Судаков // Основы физиологии функциональных систем. – М, 1983. – С. 6-30.

53. Судаков К.В. Основные принципы общей теории функциональных систем /К.В.Судаков // Функциональные системы организма. – М., 1987. – С. 26-48.

54. Тихомирова Л.М., Тен Г.К. Прогнозирование динамики функционального состояния организма студентов при адаптации к физическим нагрузкам //Гигиена и санитария. – 1991. – №10. – С.59-61.

55. Фомин H. A. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы [Текст] / H. A. Фомин. – М.: Теория и практика физ. культуры, 2003. – 383 с.

56. Шаяхметова Э.Ш. Использование технологий биологической обратной связи в тренировочном процессе боксеров высокой квалификации [Текст] /Э.Ш.Шаяхметова, Р.М.Муфтахина, А.Л.Линтварев, С.Т.Аслаев //Фундаментальные исследования. – 2015. Т.1. – С.526-532.

57. Шаяхметова Э.Ш. Использование технологий биологической обратной в качестве средства повышения устойчивости к стрессу боксеров высокой квалификации [Текст] /Э.Ш.Шаяхметова, Л.М.Матвеева, Р.М.Муфтахина //Нейронаука для медицины и психологии: одиннадцатый международный междисциплинарный конгресс в рамках подготовки к XXIII Съезду Российского Физиологического Общества им. И.П. Павлова (Санкт-Петербург, 2017), посвященному 100-летию создания этого общества Иваном Петровичем Павловым. – Судак, 2015.

58. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие [Текст] /М.С.Яницкий. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. – 84 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Психологические и психофизиологические особенности адаптации студентов-иностранцев к обучению в вузе»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 56
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика