Дипломная работа
«Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по профилактике конфликтов в подростковой среде»
- 79 страниц
Введение….3
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактики конфликтов в подростковой среде….….….8
1.1. Ведущие положения педагогической конфликтологии, их характеристика….….8
1.2. Особенности конфликтов в подростковом возрасте.….19
1.3. Формы и методы профилактики конфликтов среди подростков в деятельности школьного социального педагога.26
Выводы по первой главе.38
Глава II. Опытная работа по профилактике конфликтов в подростковой среде….40
2.1.Организация первичной диагностики по выявлению уровня конфликтности в подростковой среде….41
2.2. Апробация гипотезы исследования с учащимися 7-х классов общеобразовательной школы….52
2. 3. Анализ результатов опытной работы….53
Выводы по второй главе…68
Заключение….69
Список литературы ….….72
Эволюция цивилизации сопровождается возникновением и развитием самых разнообразных конфликтов. Конфликты, являясь частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как индивидуального, так и социального характера: различные по масштабу, причинам, структуре, длительности. Они требуют единой методологии как при исследованиях, так при практическом их регулировании. Каждому человеку свойственно возникновение жизненных противоречий.
Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, резкой сменой настроения, тревожностью. В этом возрасте все противоречия в построении своего внутреннего мира, своего образа «Я» для человека реально проявляется в тех или иных особенностях взаимодействия с окружающими. Безудержная потребность в самостоятельности проявляется в конфликтах с родителями, когда главное – не принять какие-либо совместные решения, а «отстоять право свое»; присутствует противоречивость и неустойчивость самооценок, что находит выражение в неуравновешенном, «взрывном» поведении с друзьями. Происходит построение своей системы ценностей и поиск смысла жизни в «черно-белом», максималистском видении всех окружающих и мира в целом. Не случайно в традиционное представление о подростковом этапе развития личности входит представление о его повышенной конфликтности. Отсутствие системы психолого-педагогических знаний и умений, которые должны формироваться в подростковом возрасте, в зрелом возрасте приводят к появлению числа людей неспособных конструктивно разрешить конфликт, что демонстрирует социальная действительность, наличие напряженности в обществе, а также рост правонарушений, асоциальных поступков и т. д.
Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности учебного заведения. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на всю группу. В коллективе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, подростки плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в данных коллективах крайне необходимо.
Во-первых, профилактика конфликтов, будет способствовать повышению качества образовательного процесса. Учащиеся и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на разрешение конфликта, а на свою основную деятельность. Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учащихся и учителей.
В-третьих, именно в образовательном учреждении у учащегося формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.
Социальный педагог в профилактике конфликтов принимает самое непосредственное участие. Организация профилактической работы, в том числе профилактика конфликтных ситуаций, является целью деятельности социального педагога. Он способствует установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в коллективе, способствует созданию обстановки психологического комфорта. Социальный педагог выявляет трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает помощь и поддержку обучающимся, воспитанникам, детям. Проявлениями кризисного возраста является повышенная конфликтность, агрессивность, ведущая к возникновению отклоняющего поведения. Также отрицательный климат в коллективе, негативные взаимоотношения между сверстниками, частое возникновение конфликтов, особенно деструктивное их решение, способствуют возникновению в поведение подростка проступков или поступков, противоречащих принятым в обществе нормам, что свидетельствует о появлении девиантного поведения. Поэтому, особое внимание социальный педагог в образовательных учреждениях уделяет профилактике конфликтов в подростковой среде.
В психологической науке существуют различные взгляды на природу конфликтов и их социальную роль. Различные позиции представлены в трудах ученых-педагогов и психологов: Л.Я. Анцупов, Н. В. Гришина, А.И. Шипилов, Б.И. Хасан, М.М. Рыбакова, Л.Г. Агеева, Е.В. Буртовая, А.В. Дмитриев, М.С. Мириманова и т.д. Особенности подросткового возраста с физиологической и психологической точки зрения раскрывают: Е.П. Ильин, Д.В. Колесов, Мягков И.Ф., А.П. Краковский, В.С. Мухина и т.д. Несмотря на расхождения в подходах к содержанию подросткового возраста, психологи единодушны в том, что конфликты этого периода и их разрешение или неразрешение оказывают значительное влияние на формирование личности и ее социализацию.
Проблема профилактики конфликтов в подростковой среде, несмотря на свою актуальность и распространенность, мало освещается в психолого-педагогической литературе. Необходимость своевременной профилактики конфликтов в подростковой среде, поиск и подбор эффективных форм и методов профилактики конфликтов явилась основанием для выбора темы: «Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по профилактике конфликтов в подростковой среде».
Цель исследования: выявить эффективные формы и методы социально-педагогической профилактики конфликтов в подростковой среде.
Объект: процесс профилактики межличностных конфликтов.
Предмет: формы и методы социально-педагогической профилактики конфликтов в подростковой среде.
Гипотеза исследования: профилактика конфликтов в подростковой среде будет более эффективной, если:
- владеть достаточным уровнем теоретических знаний о сущности и природе конфликта, его причинах;
- анализировать конкретную предконфликтную ситуацию;
- подбирать формы и методы социально-педагогической профилактики конфликтов в соответствии с каждой сложившейся предконфликтной ситуацией.
Задачи исследования:
1. Раскрыть ведущие положения педагогической конфликтологии.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста, выделить особенности протекания конфликтов в этом возрасте.
3. Обосновать содержание работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике конфликтов среди подростков.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение научно-педагогической, социально-педагогической, психологической литературы); эмпирические (наблюдение); опросные (анкетирование, тестирование, беседа).
Теоретическую основу исследования составили ведущие положения педагогической конфликтологии (Н. В. Гришина, А.И. Шипилов, М.М. Рыбакова, Е.В. Буртовая, А.В. Дмитриев), возрастной психологии (Е.И. Рогов, А.П. Краковский, В.С. Мухина, Д.В. Колесов), теории социально-педагогической деятельности (М.В. Шакурова, Овчарова Р.В., Шишковец Т.А.), принципы осуществления профилактической работы с учащимися (Л.Я. Анцупов, М.И. Рожков, Б.И. Хасан, П.А. Шептенко, Е.П. Ильин).
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в деятельности социального педагога общеобразовательной школы.
База исследования: опытная работа осуществлялась на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Гимназия №2» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактики конфликтов в подростковой среде
1.1. Ведущие положения педагогической конфликтологии, их характеристика
Термин «конфликт» произошел от латинского «conflictus», что означает буквально «столкновение, серьезное разногласие, спор». Как показывает анализ специальной литературы, понятие «конфликт», не смотря на широкое распространение и актуальность, не имеет четкого и более или менее универсального определения. В современном психологическом словаре М.С. Мещерякова представлено следующее определение данного понятия: "конфликт – широкий термин, активно использующийся»в психологии, социологии, других науках, а также в философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом, чаще всего, понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположных направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов" [38, с. 135].
Авторы учебника по конфликтологии А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение конфликта: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия заключающихся в противодействие субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [6, с. 8].
Б. И. Хасан, один из известных отечественных исследователей конфликта, предлагает следующее понимание конфликта: «Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации» [67, с. 46].
В разное время многих педагогов и психологов волновала проблема конфликта. Некоторые считают, что их источником является фрустрация различных потребностей человека. Два основных вопроса теории конфликта: «Что именно сталкивается в нем?» и «Каким является характер этого столкновения?», разные авторы решают по-разному. Существует несколько наиболее популярных определений конфликта.
С одной стороны, конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. Противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство личности. [10, с. 4]. Эмоции "подогревают" человека, толкают его на борьбу. Вот почему при определенных условиях возникает противоборство. Отсюда следует определить конфликт как противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством. Каждая сторона чувствует себя правой и "идет" на конфликт.
С другой стороны, конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которыми могут быть конкретные лица или группы. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт - это и различие в понимании тех или иных ситуаций, действий противоположных сторон, противоречивых поведенческих реакций; реакция на те или иные препятствия в совместной деятельности [9, с. 58].
Конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида или межличностных действий индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями" [48, с. 153]. Такое определение, ориентированное на психологические особенности участников конфликта, должно быть дополнено определением конфликта как процесса, т. е. формально-динамическим. Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк предложили в конфликте выделять "конфликтную ситуацию" и "инцидент"[9, с. 57].
Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами [23, с. 42].
Конфликтная ситуация, как правило, складывается постепенно. В ней определяются позиции участников будущего конфликта, но до открытого столкновения дело еще не доходит. Составляющими конфликтной ситуации являются:
1). предмет конфликта - противоречие (проблема), которое противоборствующие стороны пытаются разрешить;
2). объект конфликта - проблемная ситуация на основе пересекающихся интересов оппонентов, которые желают контролировать ее и управлять ею;
3). субъект конфликта - конфликтная личность или проблемы, способные спровоцировать конфликт.
4). оппоненты - участники конфликта. Ими в конфликтной ситуации могут выступать отдельные лица, группы людей, организации. Участники могут иметь как минимум две взаимоисключающие позиции на предмет конфликта, занимая при этом определенную иерархию, в которой выделяются свои лидеры, инициаторы и более или менее пассивные сторонники.
Конфликт всегда предполагает открытое, осознаваемое его участниками столкновение, т.е. "инцидент". Смысл инцидента заключен в овладении предметом конфликта. Инцидент делает конфликт зримым, заставляя его участников быть более активными, чем при конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация не всегда может заканчиваться инцидентом, но сам по себе предмет конфликта при этом остается [9, с. 58].
Конфликт является процессом динамическим, предполагающим определенную последовательность нарастания событий. В связи с этим, выделяют следующие этапы развития конфликта:
1). постепенное нарастание напряженности в среде участников конфликта.
2). увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации.
3). повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц.
4). нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта.
5). изменение отношения участников конфликта к возникновению проблемной ситуации и к конфликту в целом.
Исток или первопричина всех конфликтов - препятствие к удовлетворению той или иной потребности. В этой связи выделяют факторы, которые способствуют возникновению конфликтов. Так, причиной конфликта могут стать различные барьеры, возникающие в процессе общения. К ним можно отнести личностные особенности партнеров по общению, различные способы реагирования, переживаемые эмоции и чувства, используемые психотехники общения и т.д.
Любой конфликт, где бы он ни происходил, вытекает из неумения партнеров увидеть чувства друг друга, распознать глубинные страхи, объяснить причины беспокойства. Следовательно, основным условием, порождающим межличностную напряженность и конфликт, всегда является агрессивность, сходство потребностей и ограниченная возможность их удовлетворения. Таким образом, психологической причиной многих конфликтов является стремление одного человека или одной стороны удовлетворить свои потребности за счет другого или других, а также эгоцентризм и узкогрупповая направленность сторон.
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.
По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные).
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.
М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:
«подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
«случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
«смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
«неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
«латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
«ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.
Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».
По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:
- развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
- способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.
По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.
Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу.
Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция.
Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.
Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений.
Подробнее рассмотрим межличностные конфликты.
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации [12, с. 165].
Межличностный конфликт предполагает наличие конструктивных и деструктивных функций. конфликта
К конструктивным функциям относят:
1). познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
2). функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
3). инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз-решения противоречий);
4). перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с
1). разрушением существующей совместной деятельности;
2). ухудшением или развалом отношений;
3). негативным самочувствием участников;
4). низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Межличностные конфликты являются неизбежным явлением во многих областях человеческой деятельности. Школа также не является исключением, конфликты здесь требуют повышенного внимания в их профилактике и практическом разрешении.
В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:
1). ученик – родитель;
2). ученик - ученик;
3). ученик - учитель.
1). Конфликты в системе «ученик – родитель». Данная разновидность конфликтов - одна из самых распространенных в повседневной жизни. Невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми [4, с. 356].
Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.
• Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
• Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
• Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.
• Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют также, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.
Основная масса детей школьного, а особенно подросткового возраста на первое место ставит непонимание родителями проблем ребенка, его внутренней позиции и только потом уже отмечаются социальные проявления негативного характера (аморальность семьи, физическое и моральное насилие, жесткая система наказании, гипер или гипоопека).
2). Конфликты в системе «ученик – ученик». Наверное, самая распространенная система конфликтов среди детей, так как основную часть своего времени они проводят со своими сверстниками, начиная от обучения в школе и заканчивая времяпрепровождением на улице.
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.
Конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.
К тому же в последние время обострились так называемые экономические конфликты между школьниками на почве материального благополучия, выраженные зачастую в различных формах агрессии: от вербальной до физической, что характерно для всей группы конфликтов «ученик – ученик».
Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей.
3). Конфликты в системе «ученик – учитель». Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению психолога М.М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
• деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
• поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
• отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей; в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников .
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие [56, с. 46].
Основная причина конфликтов в системе «ученик – учитель» зависит от двух составляющих: профессионализма учителя, его психологических качеств и педагогической культуры; и социально-культурного развития ученика, которое характеризуется степенью его социализированности на каждом возрастном этапе.
Школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности, к которым относятся учебная, процесс воспитания, управления коллективом, выстраивание статусов, общение, создание норм поведения и т.д. В ходе такого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций, которые его участники и образовательное учреждение в целом стремятся разными путями разрешать. С одной стороны, они ставят цель не выносить эти ситуации вовне, поскольку не хотят портить собственную репутацию и дальнейшую жизнь обучающегося, а с другой - не всегда находят эффективные пути работы с конфликтами [36, с. 86].
Таким образом, понятие конфликт достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Педагогический конфликт имеет различные причины и основания возникновения, а также многочисленные классификации, что может свидетельствовать о сложности природы конфликта, неоднозначности взглядов специалистов на суть и содержание конфликта. Все это говорит о сложностях профилактики и разрешения возникающих конфликтов в процессе образовательной деятельности, требующих от педагога конфликтологической компетенции, практических навыков и профессиональных умений.
Подводя итоги исследования по профилактике конфликтов в подростковом возрасте социальным педагогом образовательного учреждения, можно сделать следующие выводы:
- специфика конфликтов в подростковом возрасте определяется возрастной психологией, поэтому при организации профилактики конфликтов необходимо проводить диагностические обследования подростков для выявления тех или иных личностных особенностей и строить психопрофилактическую работу, опираясь на результаты диагностики;
- профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательном учреждении должна вестись одновременно по всем направлениям: создание условий, способствующих профилактике деструктивных конфликтов, создание благоприятных условий для успешного развития и обучения подростков; устранения социально-психологических и личностных причин конфликтов.
- создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к конструктивному развитию возникающих противоречий.
- содействовать нормализации межличностных отношений среди подросткового коллектива;
- повышать психолого-педагогическую грамотность педагогов образовательных учреждений, так как современный учитель должен использовать в своей профессиональной деятельности весь арсенал современных методов в профилактике конфликтов: убеждение, психогимнастика, ролевые и деловые игры, дискуссии, приемы активного слушания, «Я слышу».
Конфликты в подростковой среде неизбежны. Причинами выступают особенности возраста: повышенная противоречивость данного возраста, повышенная возбудимость, сниженная или завышенная самооценка, чувство взрослости, тревожность, неуравновешенность, резкая смена настроения. В этой связи большое значение имеет профилактическая деятельность. Основными направлениями профилактики конфликтов в подростковой среде выступают: создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, оптимизация организационно-управленческих условий работы школы, устранение социально-психологических причин возникновения конфликтов, блокирование личностных причин возникновения конфликтов, формами могут быть классный час, ток-шоу, социально-психологический тренинг, диспут. Известны следующие методы и приемы организации этой деятельности: групповая дискуссия и игровые методы, аутогенных тренировки, методы согласия, доброжелательности, метод сохранения репутации партнера, метод недопущения дискриминации людей, метод психологического подъема, приемы - оцени поступок, обсуждение статьи, прием доброго поступка, рассказ о себе и других, мой идеал, непрерывная эстафета мнений и т. д.
Выше перечисленные формы, методы и приемы на практике показали свою способность снизить уровень конфликтности в коллективе, содействовать формированию в группе дружелюбия, согласия, взаимопомощи, теплоты. Подростки стали более общительными, доброжелательными, уравновешенными, развилось умение слушать собеседника, уважение к другим и к самому себе, а также улучшился психологический климат в коллективе, что способствует созданию условий успешного разрешения конфликтных ситуаций.
Трудно переоценить значение работы социального педагога в этом направлении, он является не только непосредственным участником в профилактике конфликтов, но и координатором всех специалистов этой проблемы, повышает их психолого-педагогическую грамотность.
Полученные результаты в ходе опытной работы позволяют подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы. Действительно, для эффективной профилактики конфликтов в подростковой среде необходимо обладать достаточным уровнем знаний о сущности конфликтов, видах конфликтов, причинах их возникновения, владеть арсеналом форм, методов и приемов социально-педагогической профилактики конфликтов, уметь анализировать конкретную предконфликтную ситуацию, а также подбирать соответствующие формы и методы профилактики в каждом конкретном случае.
1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: учеб. по-собие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.
2. Агеева Л. Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие / Л. Г. Агеева. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 200 с.
3. Аксенова М. Т. Энциклопедия для детей. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Технология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. Ред. коллегия / М. Т. Аксенова, Л. К. Петрановская, Т. В. Каширина и др. – М.: Аванта+, 2005. – 640 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Аспект пресс», 2005. – 363 с.
5. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
6. Анцупов А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 552 с.
7. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе./ А. Я. Анцупов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
8. Аракелов Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч.-попул. / Г. Г. Аракелов, Н. М. Жариков, Э. Ф. Зеер и др.; Под ред. Г. Г. Аракелова. – М.: Высш. шк., 1990. – 304 с.
9. Арсентиева С.Н. Детские конфликты в образовательных учреждениях: сущность, причины и пути урегулирования // Воспитание школьников. – 2013. - №8. - С. 57-61
10. Башкатов И.П. Конфликты в образовательных учреждениях и пути их урегулирования /И.П. Башкатов, А.И. Сахаров, М.Н. Филиппов. - М.: Прометей, 1993. - 256 с.
11. Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие / Под ред. А.Б.Белинской. – М.: Прометей, 2000. – 212 с.
12. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. / Е.В. Буртовая. - М., 2002 . - 509 с.
13. Васильева И.А. Методика для выявления и предупреждения конфликтных ситуаций в классных коллективах // Классный руководитель. – 2014. - №1. - С. 79
14. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике: учебное пособие / Ю. В. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 145 с.
15. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2002 – 158 с.
16. Василькова Ю. В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю. В. Василькова – 3-е изд., переработано и дополнено. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.
17. Войтова С. А. Конфликтология: Учебник / С. А. Войтова, Е. Н. Зубань - СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 2001. – 190 с.
18. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с.
19. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
20. Горбунова М. Ю. Социальная психология / М. Ю. Горбунова. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006. – С. 139 – 147.
21. Гришина, Н. В. Психология конфликта: Учебник / Н. В. Гришина - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. – 215 с.
22. Гурина Ю. В. Конфликты в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Ю. В. Гурина - h**t://digest.subscribe.r*/children/education/n115759509.html
23. Давлетчина С. Б. Словарь по конфликтологии. / С.Б. Давлетчина. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. – 100 с.
24. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие / А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.
25. Журавлев В. И. Основы педагогической кофликтологии. / В. И. Журавлев. – М.: Педагогика, 2005. – 345 с.
26. Ильин А. С. Особенности подросткового возраста [Электронный ресурс] / А. С. Ильин - h**t://zdd.1september.r*/2003/22/2.htm
27. Ильин Е. П. Психология: Учебник для средних учебных заведений / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
28. Качур В.Ю. Занятие для подростков «Развитие конфликтной компетентности» // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2012. - №5. - С. 45 - 49
29. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 256 с.
30. Колесов Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 1986. - 80с.
31. Колесов Д.В. О психологии и физиологии подростка – учителю. / Д. В. Колесов. – М.: Просвещение, 2003. - 114 с.
32. Кондрашенко В. Т. По лабиринтам души подростка. / В. Т. Кондрашенко. – М.: Академия, 2003- 145 с.
33. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. / А. П. Краковский. – М.: Просвещение, 2003. - 125 с.
34. Крившенко Л. П. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко и др. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 432 с.
35. Леванова Е.А., Волошина А.Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / А. Г. Волошина, Е. А. Леванова, В. А. Плешаков, А.Н. Соболева, И. О. Телегина. - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.
36. Магдеев А.М., Мухадинов В.Р. Предупреждение и разрешение педагогического конфликта // Интеграция образования. – 2010. - №1. - С. 86-92.
37. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. – сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «академия», 2002. – 368 с.
38. Мещеряков Б. Г. Современный психологический словарь / сост. И общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: АСТ; СПб.: ПРАИМ – ЕВРОЗНАК, 2007. - 490 с.
39. Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. / В. А. Мижериков. – Ростов н /Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.
40. Мириманова М. С. Конфликтология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. / М.С. Мириманова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
41. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
42. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. / Ф.А. Мустаева. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 528 с.
43. Мухин, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. / В. С. Мухина – М.: Академия, 2000. – 456 с.
44. Наумова Л.Д. Формирование готовности старших школьников к продуктивному разрешению конфликта // Образование и наука. – 2010. - №10. - С. 48-53.
45. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн.- Кн.3. Психодиагностика. / Р. С. Немов . – М.: ВЛАДОС, 2000.- 168 с.
46. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
47. Олышанский В., Волжская Н. Школьные конфликты: как их предупредить и разрешить // Народное образование. – 2010. - № 8. - С. 110 - 115.
48. Петровский А.В. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1986. - 432 с.
49. Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие / Т. А. Ратанова. – М.: Флинта, 2005- 320 с.
50. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образов Учебное пособие. / Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
51. Рогов Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с.
52. Родионов В. А. «Я в обществе» тренинговые занятия для учащихся среднего школьного возраста [Электронный ресурс] / В. А. Родионов - h**t://w*w.psihologu.info/content/view/407/16/
53. Рожков М. И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
54. Рубанова И. В. Профилактика межличностных конфликтов в школе [Электронный ресурс] / И. В. Рубанова - h**t://abiturient.ncstu.r*/Science/conf/past/2010/sc-potenti
55. Рудакова И. А., Жильцова С.В., Филипенко Е. А. Конфликтология для педагогов. / И.А. Рудакова, С.В. Жильцова, Е.А. Филипенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 155 с.
56. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
57. Самыгин П. С. Социальная психология / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Е. П. Ларькова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 345с.
58. Сластенин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
59. Смирнова, Е. О. Психология ребенка. / Е. О. Смирнова – М.: Педагогика, 2007. – 546 с.
60. Сорокина, Е. Г. Конфликтология в социальной работе: учеб. пособоие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Г. Сорокина. – М.: издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
61. Столяренко, Л. В. Основы психологии / Л. В. Столяренко. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1996. – 736 с.
62. Фетискин, Н. П. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
63. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка. / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. – М.: Педагогика, 2006 – 240 с.
64. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. / К. Фопель. — М.: Генезис, 2002. — 336 с.
65. Фридман Н.Л. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
66. Хазиев Г. А. Профилактика конфликтов в системе: «Ученик-ученик», «учитель – родитель - ученик» [Электронный ресурс] / Г. А. Хазиева - h**t://kogalym.org/publ/252-1-0-913
67. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: учебное пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. – Красноярск – Москва, 2001. - 227 с.
68. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2013. 183 с.
69. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова. – 2-е изд., стереотип.– М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
70. Шаров Ф.Л. Конфликтология: Учебное пособие / Под ред. Ф.Л. Шарова . – М.: МИЭП, 2009. – 84 с.
71. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.
72. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы / авт.-сост Т.А. Шишковец.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ВАШ, 2007. - 336 с.
73. Штерн Е. Л. Профилактика конфликтов в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Е. Л. Штерн - h**t://festival.1september.r*/articles/511089
74. Шульженко Е. В. Феномен подросткового возраста [Электронный ресурс] / Е. В. Шульженко - h**t://w*w.slotos.r*/mo_shul_02.html
Тема: | «Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по профилактике конфликтов в подростковой среде» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 79 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по профилактике наркомании среди младших подростков
Дипломная работа:
Методы работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике агрессивного поведения младших подростков
Дипломная работа:
Формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей
Дипломная работа:
Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших подростков
Дипломная работа:
Формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы по формированию социальных навыков младших школьников