Дипломная работа
«Музыковед э. м. давыдова»
- 176 страниц
Введение….4
Глава I. Жизненный и творческий путь музыковеда Э.М. Давыдовой…11
Глава II. Научная деятельность музыковеда Э.М. Давыдовой ….29
2.1. Освещение деятельности Союза композиторов Республики
Башкортостан …30
2.2. Творческие портреты деятелей культуры и искусства Республики
Башкортостан ….…32
2.3. Статьи музыковеда Э.М. Давыдовой, посвященные изучению истории развития башкирской оперы и проявления в ней народно-песеных истоков на примере творчества композитора З.Г. Исмагилова ….….46
2.4. Составление, редактирование сборников статей и научных
справочных изданий, альбомов ….….63
Глава III. Культурно-просветительская деятельность музыковеда Э.М. Давыдовой … ….68
3.1. Газетные статьи….….68
3.1.1. Башкирский государственный театр оперы и балета….69
3.1.2. Композиторы…84
3.1.3. Фестивали, конкурсы ….94
3.2. Лекторская работа….104 3.3. Выступления на телевидении и радио….109
3.3.1. Теле-, радиопередачи….109
3.3.2. Киносценарии….114
Заключение….122
Список основных сокращений…126
Список литературы …. 132
Приложение. Справочник. Основные работы музыковеда Э.М. Давыдовой….145 1. Опубликованные научные работы….…. … ….145
а) статьи….145
б) буклеты….152
2. Редакторско-составительская работа ….….153
3. Культурно-просветительская деятельность: перечень газетных статей…156
4. Список лекций, прочитанных музыковедом Э.М. Давыдовой….169
5. Названия текстов радио, телепередач и киносценариев ….171
а) радиопередачи….171
б) телепередачи….171
в) киносценарии….174
6. Участие в работе жюри республиканских, региональных конкурсов…175
Сегодня, когда мы осознаём непреходящую ценность культурно-исторического прошлого, богатое творческое наследие музыковедов Башкортостана нуждается в изучении и пропаганде.
В первой половине XX века началась музыкально-просветительская деятельность композитора, певца, музыкально-общественного деятеля Г.С. Альмухаметова, композитора С.Х. Габяши, музыковеда-лектора, педагога М.В. Кугушевой, фольклориста, педагога И.В. Салтыкова и др. В 1933 году Г.С. Альмухаметовым был написан очерк «В борьбе за создание башкирской советской музыки» [1].
Большая просветительская работа велась в 40−60-е годы XX века в Башкирской государственной филармонии. Музыкальный лекторий организовывал лекции-концерты, музыкально-литературные вечера, музыкально-театрализованные композиции. В проведении мероприятий участвовали лекторы филармонии М.В. Кугушева, М.А. Черданцева, Л.П. Атанова, Л.Н. Троицкая, Д.К. Дмитриев и др. Позднее к данной работе подключились молодые музыковеды − Э.М. Давыдова, Г.Х. Ахметова и др. В 1950−1960 годы были опубликованы работы московских музыковедов Л.Н. Лебединского и Н.А. Шумской, посвященные башкирскому музыкальному искусству [135, 167].
Первой крупной работой в области изучения башкирского профессионального музыкального искусства стала диссертация музыковеда Н.Ш. Губайдуллина «История башкирской советской музыки» (1968). В последующие годы он принимал активное участие в написании статей для пятитомного свода «История музыки народов СССР» [49−53].
Во второй половине XX века в Башкнигоиздате вышли небольшие очерки музыковеда Л.П. Атановой о жизни и творчестве композиторов: «Халик Заимов», «Рауф Муртазин», «Масалим Валеев», «Жизнь как песня. Газиз Альмухаметов», «Раиф Габитов» [3, 5−8]. Большой интерес представляет и работа, написанная музыковедом М.З. Башировым, посвященная творчеству композитора и фольклориста Камиля Рахимова [20]. Перу музыковеда Н.А. Шумской принадлежит очерк «Хусаин Ахметов» [168].
60−80-е годы характеризуются тем, что на телевидении шли передачи, посвященные музыкальной культуре Башкирской АССР, творчеству композиторов, народной музыке и др. Авторами передач были музыковеды Л.П. Атанова, Г.Х. Ахметова, Н.В. Ахметжанова, Э.М. Давыдова, Л.Г. Кудоярова. На телевидении активно выступали фольклорист Р.С. Сулейманов, музыковеды Э.М. Давыдова, С.М. Платонова и др.
1973−1990 годы ознаменовались тем, что в Уфимском государственном институте искусств вышли сборники статей: «Научно-методические записки УГИИ» (Уфа, 1973), «Вопросы музыковедения» (Уфа, 1977), «Вопросы искусствознания» (Уфа, 1980), «Вопросы искусствоведения» (Уфа, 1983), «Вопросы истории башкирской музыкальной культуры» (Уфа, 1990) и др. Авторами научных статей сборников являлись педагоги института искусств, музыковеды − Г.Н. Ахмадеева, Н.В. Ахметжанова (Зинатшина), Г.С. Галина, Н.Ф. Гарипова, Н.А. Еловская, Р.Х. Исламгулова, Х.С. Ихтисамов, Ф.Х. Камаев, С.Ю. Каримова, Е.К. Карпова, Л.М. Пятых, Т.С. Угрюмова и др.
В конце XX − начале XXI века в пропаганду башкирского профессионального и народного музыкального искусства в ГТРК «Башкортостан» включились молодые музыковеды Л.К. Аралбаева, Г.Л. Галимова, М.А. Идрисова, Г.Ч. Хамитова и др.
С 1980 года выходят справочные библиографические издания музыковедов Л.П. Атановой («Композиторы Башкирии», 1982), Э.М. Давыдовой («Композиторы советской Башкирии», 1989) и др. [4, 77]. В 2002 году был напечатан сборник статей музыковедов, педагогов УГАИ им. З. Исмагилова «Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества», посвященный членам Союза композиторов Республики Башкортостан.
Конец XX − начало XXI века характеризуются выпуском ряда монографий музыковедов: Г.С. Галиной «Хусаин Ахметов. Жизнь. Творчество. Время» (1994), «Загир Исмагилов (К 80-летию со дня рождения)» (1997); С.М. Платоновой и З.Р. Мамалимовой «Рафаил Габдулхаевич Касимов» (Уфа, 2005); Е.Р. Скурко «Башкирская академическая музыка. Традиции и современность» (Уфа, 2005); Л.Р. Латыповой «Воспоминания о Наримане Сабитове» (Уфа, 2006), «Зеркало для маэстро» (Уфа, 2007); Н.В. Ахметжановой «Башкирская этномузыкология» (Уфа, 2008, 2009); М.А. Идрисовой «Газиз Альмухаметов» (Уфа, 2008); Э.М. Давыдовой «Я песней возвращусь… Посвящается Газизу Альмухаметову» (Уфа, 2009) и др.
Во всероссийской и республиканской прессе периодически издаются статьи − творческие портреты членов Союза композиторов РБ, посвященные музыкальной жизни г. Уфы, профессиональному музыкальному искусству Башкортостана. Их авторы − Э.М. Давыдова, Г.Х. Ахметова, Л.Р. Латыпова, С.М. Платонова и др.
В Башкирской государственной филармонии лекторами работают музыковеды В.Х. Аюпова, Л.Л. Головизнина, В.А. Симонова и в Национальном симфоническом оркестре − Э.М. Ижболдина.
Большой вклад в развитие музыковедческой школы республики вносит Лаборатория музыкальной семантики (ЛМС), созданная в 2001 году при Уфимском государственном институте искусств, ныне − УГАИ им. З. Исмагилова. Под руководством заведующей проблемной научно-исследовательской ЛМС, доктора искусствоведения, профессора Л.Н. Шаймухаметовой защищены кандидатские и докторские диссертации (И.В. Алексеева, Р.Г. Рахимов, А.И. Асфандьярова, П.В. Кириченко, И.М. Кривошей и т.д.). В ЛМС выпускается специализированный российский журнал «Проблемы музыкальной науки» и научно-методический вестник ЛМС «Креативное обучение в ДМШ».
На кафедрах истории и теории музыки, этномузыкологии УГАИ им. З. Исмагилова ведется большая работа по подготовке молодых музыковедов в аспирантуре. Под руководством профессорско-преподавательского состава кафедр студенты занимаются исследовательской деятельностью в области профессионального и народного музыкального искусства Башкортостана. Ныне выпускники кафедр работают преподавателями в ссузах и вузах, филармониях, на радио и телевидении как в Республике Башкортостан, так и за её пределами.
На сегодняшний день многогранная деятельность музыковеда Э.М. Давыдовой представлена статьями в справочных изданиях, журналах и газетах [4, 15, 25, 129, 133, 134, 137, 169, 172]. В них авторы не ставят своей целью полное исследование творчества Э.М. Давыдовой. Статьи содержат небольшие информативные данные о биографии, творческом пути и в отдельных случаях оценку культурно-просветительской деятельности. Поэтому предметом исследования дипломной работы является изучение творчества одного из ведущих музыковедов Башкортостана, заслуженного деятеля искусств РФ и РБ, члена Союза композиторов РФ и РБ Эльмиры Мингажевны Давыдовой.
Цель дипломной работы − систематизация и обобщение творческого наследия музыковеда Э.М. Давыдовой. Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи:
− воссоздать жизненный и творческий путь; ──
− выявить и собрать материалы из архивных фондов РБ;
− отобрать и систематизировать работы по научно-исследовательской и культурно-просветительской области;
− показать широту разносторонней культурно-просветительской деятельности;
− дать характеристику научно-исследовательским работам и материалам культурно-просветительского направления.
Материалом для написания дипломной работы послужили научные труды музыковедов Башкортостана, архивные материалы из фондов ГТРК «Башкортостан», СК РБ, БГТОиБ, Национальной библиотеки им. Ахмета-Заки Валиди, ИИЯЛ УНЦ АН РБ, из личного фонда музыковеда Э.М. Давыдовой и материалы республиканской и российской периодической печати.
Методологическую основу дипломной работы составили научные труды исследователей: Б.В. Асафьева, Т.Н. Ливановой, А.Н. Сохора, М.Е. Тараканова и др. Методологическим ориентиром явились работы отечественных музыкантов: композитора Д.Б. Кабалевского; музыковедов − Л.П. Атановой, Э.М. Давыдовой, Н.В. Ахметжановой, Е.Р. Скурко, Т.С. Угрюмовой, Г.Н Ахмадеевой (Республика Башкортостан); Ю.Н. Исанбет, З.Ш. Хайруллиной, З.Н. Сайдашевой (Республика Татарстан); Т.А. Эррэ (Чувашия); композитора и музыковеда Ю.Л. Толкача (Удмуртия). Из зарубежных музыкантов укажем на работы музыковедов З.З. Агагишевой (Дагестан), Т.С. Вызго (Узбекистан), Г.Н. Бисеневой (Казахстан) и др.
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что здесь впервые предпринимается попытка собрать и систематизировать материал о творчестве ведущего музыковеда Республики Башкортостан, заслуженного деятеля искусств РФ и РБ, члена СК РФ и РБ Э.М. Давыдовой. Данное исследование приурочено к 70-летию со дня рождения Э.М. Давыдовой.
Структура работы. Работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения, списка основных сокращений, списка литературы и Приложения.
Во Введении дается краткий исторический обзор о деятельности музыковедов РБ, определен предмет исследования, раскрываются цели и задачи, отмечаются научная новизна, методологическая основа и практическая значимость работы. Здесь же приводится структура дипломной работы.
Глава I − Жизненный и творческий путь музыковеда Э.М. Давыдовой − воссоздает её биографию и профессиональное становление на фоне происходящих в стране важнейших исторических событий.
Глава II − Научная деятельность − содержит характеристику научных работ Э.М. Давыдовой. Глава состоит из четырех подглав, посвященных деятельности СК РБ разных годов; рассмотрению творческих портретов деятелей культуры и искусства РБ; изучению истории развития башкирской оперы и проявления в ней национальных истоков на примере творчества композитора З.Г. Исмагилова; составлению и редактированию сборников статей и научных справочных изданий, альбомов.
Глава III − Культурно-просветительская деятельность − состоит из трех подглав. В первой из них рассматриваются статьи Э.М. Давыдовой, посвященные Башкирскому государственному театру оперы и балета, композиторам, фестивалям и конкурсам; во второй − характеризуется лекторская работа музыковеда; в третьей − деятельность Э.М. Давыдовой как автора сценариев теле-, радиопередач и киносценариев.
Заключение содержит краткую оценку разносторонней творческой деятельности музыковеда Э.М. Давыдовой.
Список литературы включает 172 наименований.
Приложение оформлено ввиде справочника. Здесь дан перечень научно-исследовательских, редакторско-составительских и культурно-просветительских работ музыковеда Э.М. Давыдовой.
Практическая значимость дипломной работы заключается в освещении творческого пути музыковеда Э.М. Давыдовой, внесшей весомый вклад в пропаганду и изучение башкирской музыкальной культуры на фоне широкой панорамы развития музыкальной культуры и профессионального искусства Республики Башкортостан, охватывающей 1960−2000 годы.
Данная дипломная работа может быть использована в качестве учебно-методического пособия для средних специальных учебных заведений и музыкальных факультетов вузов Республики Башкортостан при изучении предметов «История башкирской музыки», «История и культура Башкортостана», «Музыкальное краеведение» и др.
Глава I. Жизненный и творческий путь музыковеда
Э.М. Давыдовой
Эльмира Мингажевна Давыдова, заслуженный деятель искусств РФ и РБ, член Союза композиторов Башкортостана и России – одна из ведущих музыковедов Российской Федерации.
Э.М. Давыдова родилась 1 февраля 1940 года в семье служащих в селе Тепе-Курган Араванского района Ошской области Киргизской ССР.
Отец – Мингаж Хусаинович Давыдов (1913–1941) − уроженец села Усть-Уза Пензенской области. Мать – Софья Шафигулловна Хамидуллина (1913–1989) − родилась в г. Малмыж Кировской области. Вместе с двумя сестрами училась в Башкирском государственном медицинском институте. После окончания вуза муж увёз ее в Среднюю Азию. В 1941–1951 годы С.Ш. Хамидуллина работала врачом-маляриологом.
За четыре месяца до начала войны, 20 февраля 1941 года, семья потеряла основного кормильца – Мингажа Давыдова. Дедушка – Шафигулла Гизатуллович Хамидуллин − перевез любимую внучку в г. Уфу.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась жестокая Великая Отечественная война. Газета «Красная Башкирия» от 24 июня 1941 года писала: «В ответ на разбойничье нападение гитлеровцев мы готовы встать в ряды Красной Армии и отстаивать свободу и независимость Родины до последней капли крови» [131]. В кратчайшие сроки из западных районов страны в глубокий тыл эвакуировали промышленные предприятия, материальные ценности, население. В Уфу были переведены государственные, общественные, научные и культурные учреждения. Большую работу развернули Академия наук, творческие Союзы (писателей, композиторов, художников) Украины, в том числе Государственный академический театр оперы и балета УССР им. Т.Г. Шевченко. В Уфе жили и работали известные музыканты и композиторы, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и др.
Вступили в ряды Красной Армии учившиеся в башкирской студии при Московской государственной консерватории Р.Л. Габитов, Р.А. Муртазин, Х.Ш. Заимов, Ш.З. Кульбарисов, Ш.Ш. Ибрагимов, Х.Ф. Ахметов. С начала войны были призваны в армию М.З. Баширов, Л.П. Атанова и другие. Тяжелое ранение получил на полях сражений Р.А. Муртазин, погиб Р.Л. Габитов.
В Башкирском государственном театре оперы и балета осуществили постановку ряда национальных опер. Страницы героической истории башкирского народа отражает опера Н.К. Чемберджи «Карлугас», созданная на либретто Б. Бикбая. Опора на музыкальный фольклор ярко проявилась в операх А.А. Эйхенвальда «Мэргэн» и «Ашкадар». Мотивы эпического сказания «Акбузат» − памятника духовной культуры башкирского народа − легли в основу одноименной оперы Х.Ш. Заимова и А.Э. Спадавеккиа. По мотивам мелодий и народной легенды был написан балет Л.Б. Степанова и З.Г. Исмагилова «Журавлиная песнь». Премьера балета состоялась в 1944 году в г. Уфе. Украинский композитор Ф.Е. Козицкий вместе с музыкантом и драматургом Х.К. Ибрагимовым на либретто С. Кудаша создали оперу «За Родину!», поставленную на сцене театра 15 марта 1943 года. На сцене театра шли и русские классические оперы. В спектаклях выступали и известные украинские певцы И.С. Паторжинский, М. Литвиенко-Вольгемут. З.М. Гайдай, И. Масленникова, К. Лаптев и др.
Артисты Башкирской государственной филармонии выезжали с концертами на фронт, выступали в воинских частях, госпиталях, на предприятиях, в колхозах. В 1942 году большим событием стало исполнение 1-ой части Ленинградской симфонии Д.Д. Шостаковича в переложении для духового оркестра под руководством И.В. Петрова в Уфе и Белебее. На концерте присутствовал сам автор симфонии.
В 1941−1943 годы в Уфе находился Исполнительный Комитет Коммунистического Интернационала (ИККИ). Здесь работали видные деятели международного коммунистического движения: Долорес Ибаррури, Вильгельм Пик, Морис Торез, Вальтер Ульбрихт, Пальмиро Тольятти.
С началом войны в г. Уфу стали приезжать эвакуированные деятели культуры и искусства из разных уголков страны. Их стали заселять в квартиры жителей города. Тогда дедушка отвез внучку Эльмиру и бабушку Хадичу в деревню Курманкаево Давлекановского района. Здесь он снял заброшенный дом. Мама Эльмиры в то время работала на малярийной станции г. Уфы.
До окончания Великой Отечественной войны маленькая Эльмира с бабушкой – Хадичой Салахеевной Салахеевой жила в деревне. С детства Эльмира была любопытным ребенком. Долгими зимними вечерами она слушала рассказы бабушки об истории башкирского и татарского народов, народных преданий и легенд. В её памяти сохранились в изумительном исполнении любимой бабушки песни разных народов: башкирские − «Тевкелев», «Колый кантон», «Салават»; татарские − «Аккош» («Лебедь»), «Зайнабем». Прекрасно исполняла она и арию Нигмата из оперы Г.С. Альмухаметова, С.Х. Габяши и В.И. Виноградова «Эшсе» («Рабочий»), написанной по одноименной поэме М. Гафури. У нее был нежный и выразительный голос. «После исполнения татарской народной песни «Зайнабем» у меня непременно появлялись слезы на глазах», – говорит Э.М. Давыдова. Бабушка наизусть могла рассказывать на татарском языке произведения народного поэта Татарии Габдуллы Тукая – «Шурале», «Водяная» («Су анасы»), «Кисек баш». Но особенно она любила читать сочинения А.С. Пушкина: «Руслан и Людмила», «Золотой петушок» и др. Слушая рассказы бабушки, обладавшей уникальной памятью, удивительным импровизаторским даром, Эльмира часто донимала её своими вопросами, а после пересказа какой-либо сказки спрашивала бабушку: «А ты там была? Все сама видела?» Бабушка отвечала: «Да, да, была». Так Эльмира с малых лет полюбила народные сказки, песни, произведения классиков башкирской, татарской и русской литературы. Позже, уже самостоятельно, прочитав эти сказки, упрекала бабушку Хадичу: «Ты меня обманула. Оказывается, все это в книгах написано».
Дедушка – Шафигулла Гизатуллович Хамидуллин − был родом из Татарии. В летнее время каждый год приезжал в Башкирию подкрепить детей кумысом. Их у него было шестеро. В 1930 году он переехал на постоянное жительство в г. Уфу. Как коммерсант, до 1917 года он часто выезжал по торговым вопросам в заграничные командировки. Ш.Г. Хамидуллин объездил многие европейские страны и подолгу жил там: Глазго, Лондон, Париж, Берлин и др. Из поездок он всегда привозил с собой удивительные по красоте открытки, которые и сейчас бережно хранятся в семейном альбоме. Главным увлечением дедушки была игра на скрипке. Будучи самоучкой, он часами мог импровизировать на инструменте татарские и башкирские народные мелодии, поражая слушателей своей проникновенной игрой. В доме был и патефон. Дедушка привозил пластинки с записями известных арий из опер, романсов, народных песен в исполнении ярких представителей советского вокального искусства – С.Я. Лемешева, И.С. Козловского и др. По воскресеньям к ним приходили соседи, чтобы послушать прекрасные голоса известных певцов. Камерный репертуар С.Я. Лемешева и И.С. Козловского включал старинные романсы, русские и украинские народные песни. С высоким артистизмом исполняли они романсы М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и др. Особенно в памяти Э.М. Давыдовой запечатлелись русские народные песни и старинные романсы в исполнении Л.А. Руслановой: «Вот мчится тройка удалая», «Валенки», «Меж высоких хлебов», «Очаровательные глазки» и др. Проникновенно исполняла певица и песни советских композиторов: «По долинам и по взгорьям», «Под частым разрывом гремучих гранат» и др. «В доме у нас были и записи известного всему миру певца Ф.И. Шаляпина, – говорит Э.М. Давыдова. − Меня поражал его огромный репертуар. Пел он русские народные песни: «Эй, ухнем!», «Эх ты, Ваня!», «Ноченька», «Ты взойди, солнце красное», «Не осенний мелкий дождичек», «Былина об Илье Муромце», «Было у тещеньки семеро зятьев», «Лучинушка», «Из-под дуба, из-под вяза» и др. Богатый репертуар певца включал революционные песни «Солнце всходит и заходит» (ст. А. М. Горького), «Узник» (ст. А.С. Пушкина). Он пел и украинские народные песни: «Ой, зеленый в дубе, комарище», «Ой, у лузи» и другие».
Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне. Она показала всему миру силу Красной Армии, возросшее мастерство советских военачальников, крепость тыла, обеспечившего фронт достаточным количеством оружия, боевой техники. Вырос международный авторитет Советского Союза. Благодаря мужеству советского народа, 1944 год стал годом полного освобождения территории СССР от фашистских захватчиков.
1945 год… День Победы семья Хамидуллиных встречает в Давлеканово. По воспоминаниям Э.М. Давыдовой в этот день все жители поселка ликовали, обнимались. В семьях начали ждать возвращения родных и близких, ушедших на войну. «Помню, как около школы собрались все ученики и учителя с флагами, транспарантами. Все радовались, а моя бабушка плакала. Я тогда не понимала причину ее слез. Позже, когда подросла, узнала, что мой дядя − её сын Равиль − с фронта не вернулся. Он был танкистом и принимал участие в жестоком бою под Харьковом. Этот бой оказался для него последним. Дядя Равиль очень хорошо рисовал. Может быть, стал бы художником. Несколько его работ, написанных маслом, сейчас бережно хранятся в семье».
После окончания войны в семье Давыдовых появляется новый патефон и множество пластинок. Мама Эльмиры купила в этот год пластинки с новыми записями Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой. В доме были и записи татарских песен. Прекрасно звучали голоса исполнителей протяжных башкирских песен «озон кюй».
В 1949 году дедушка увозит внучку Эльмиру в г. Уфу и устраивает в 44-ю общеобразовательную школу. Во втором классе Эльмира, в отличие от сверстников, уже бегло читала и писала. «В годы учебы в школе мне особенно нравились уроки русского языка и литературы», – вспоминает Э.М. Давыдова. Учительницей русского языка в старших классах была Маргарита Николаевна Полякова. Она прекрасно знала произведения классиков русской литературы. В те годы Эльмире часто приходилось читать стихи на школьных концертах, культурных мероприятиях, проводимых в Кировском районе г. Уфы.
Мама Эльмиры очень любила посещать спектакли Башкирского государственного театра оперы и балета. Свою любовь к музыке она передала и дочери. В школьные годы любознательная Эльмира часто посещала оперные спектакли, филармонические концерты. «После окончания школы я уже не представляла себя без музыки. Я мечтала получить профессиональное музыкальное образование в Уфимском музыкальном училище», – говорит Э.М. Давыдова.
Уфимское училище искусств было основано в 1922 году. Сначала оно существовало как музыкальные курсы (1919), затем превратилось в музыкальный техникум, в котором были созданы отделения фортепиано, сольного пения, струнных инструментов. В 1926 году открылись театральное и художественное отделения. После этого учебное заведение было переименовано в Башкирский государственный техникум искусств. С 1936 по 1960 годы действовали два самостоятельных учебных заведения – музыкальное и театрально-художественное училища. В 1944 году в музыкальном училище появились отделения народных, духовых и ударных инструментов, позднее – хорового дирижирования и музыкально-теоретическое отделение. В 1960 году учебное заведение стало называться Уфимским училищем искусств.
Преподавание специальных музыкальных дисциплин было поставлено на высоком уровне. Музыкально-теоретические и исторические предметы (сольфеджио, гармония, анализ музыкальных произведений, музыкальная литература и др.) читали выпускники ведущих консерваторий страны. С 50-х годов здесь работали выпускницы Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных − музыковеды Э.С. Еремеева, Л.П. Атанова, выпускник Рижской консерватории композитор, баянист Н.Я. Инякин и др.
Еще в школьные годы Эльмира Давыдова ежегодно в летние каникулы ездила отдыхать в г. Сочи, где в санатории работала её тетя Раиса. Особенно ей запомнился отдых в 1957 и 1958 годах. Тогда на концертных площадках г. Сочи состоялись концерты симфонического оркестра под управлением дирижера Кирилла Кондрашина. С этим оркестром выступал американский пианист Ван Клиберн, сыгравший Первый концерт П.И. Чайковского и фортепианный концерт Э. Мак-Доуэлла. Ван Клиберн был победителем I Международного конкурса имени П.И. Чайковского, состоявшегося в 1957 году в Москве. Кроме того, симфоническим оркестром Ленинградской государственной филармонии дирижировали известные музыканты Константин Иванов, Арвид Янсонс, Курт Зандерлинг, Одиссей Димитриади и др. С большим успехом давали концерты пианисты Эмиль Гилельс, Наум Штаркман. Вела концерты молодой музыковед Светлана Виноградова. Она вдохновенно рассказывала о симфонической, оперной и камерной музыке, пробуждая интерес у многочисленной аудитории. В летнее время года в Сочи приезжали оперные театры из Армении, Грузии, Ленинграда, Москвы и др. Они привозили с собой оперные постановки: Дж. Верди «Травиата», «Риголетто»; Р. Леонкавалло «Паяцы»; П. Масканьи «Сельская честь» и др. Вспоминая, эти спектакли и концерты, Э.М. Давыдова говорит: «Как важно слушать хорошую музыку с малых лет в прекрасном исполнении. Все это побудило, наверно, во мне тягу и желание учиться, получать знания в области музыкального искусства».
В 1957 году Эльмира Давыдова узнает об открытии отделения теории музыки в Уфимском музыкальном училище искусств и подает туда документы. На вступительном экзамене выясняется, что она не обучалась в детской музыкальной школе, а посещала музыкальный кружок. Эльмира Давыдова решила не сдаваться и поступать в училище на следующий год.
«Летом, – говорит Э.М. Давыдова, − я присутствовала на спектакле Одесского театра музыкальной комедии «Белая акация». Здесь я увидела известного педагога, музыковеда Л.П. Атанову, которая была в приемной комиссии. Я ее сразу узнала и сказала: «Я все же хочу учиться музыке, посоветуйте, как мне быть». После этого начались занятия по теории музыки и фортепиано.
В то время бывшая фронтовичка, известный музыковед, педагог Л.П. Атанова (1920–1994) преподавала в Уфимском музыкальном училище. В годы Великой Отечественной войны она, добровольно вступив в ряды Советской Армии, воевала под Сталинградом. Войну завершила в августе 1945 года старшиной санитарок Отдельного Прожекторского батальона. После войны успешно окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. С 1945 года преподавала в Уфимском музыкальном училище.
Целый год требовательный педагог Л.П. Атанова обучала Эльмиру Давыдову музыкальным дисциплинам, игре на фортепиано. Вспоминая о годах занятий в её классе, впоследствии Э.М. Давыдова говорила, что «Людмила Петровна Атанова стала первым наставником в выборе профессии музыковеда, передав секреты мастерства, которые невозможно было воспринять без стремления овладеть ими, без постоянного совершенствования». Л.П. Атанова поручает Эльмире Давыдовой писать небольшие статьи, рецензии на концерты. «Иногда мой любимый педагог говорила мне, что если не принесу статью на урок, то не будет со мной заниматься! Чтобы урок состоялся, приходилось выполнять все требования педагога. Услышав, что при молодежной газете «Ленинец» создается школа юных корреспондентов, я записалась туда». Здесь журналисты читали лекции, проводили практические занятия, давали конкретные задания юным корреспондентам. Эльмиру увлекала такая работа. Вскоре в газете была опубликована ее первая статья под названием «Пианистка Людмила Алексеева».
В 1958 году приемную комиссию Уфимского музыкального училища возглавлял известный композитор, председатель Союза композиторов Башкирской АССР Загир Гарипович Исмагилов (1917–2003).
Еще в дни Декады башкирской литературы и искусства, состоявшейся в г. Москве (1955), с успехом была поставлена историко-героическая опера З.Г. Исмагилова «Салават Юлаев» (либретто Б. Бикбая). В этом же году З.Г. Исмагилову за выдающиеся заслуги в развитии советского искусства и в связи с Декадой башкирской литературы и искусства в Москве было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Председателю приемной комиссии музыкального училища З.Г. Исмагилову очень понравилось, что Эльмира Давыдова представила подборку своих публикаций в прессе, единственная из поступающих на теоретическое отделение. Это удивило и других членов комиссии. Тогда З.Г. Исмагилов в присутствии всех абитуриентов сказал: «Я вижу в этой девочке будущего представителя нашей национальной музыкальной культуры и искусства. Нам надо обучать именно такую талантливую молодежь».
На вступительном экзамене по русскому языку Эльмира Давыдова писала сочинение на тему «Почему я выбрала эту профессию». Ознакомившись с сочинением Эльмиры, композитор З.Г. Исмагилов сказал: «Учись, старайся, несмотря на трудности. Твоё призвание – это музыка!» Так в своё время видный композитор, общественный деятель, педагог З.Г. Исмагилов выделял талантливую молодежь, оказывал содействие в дальнейшем профессиональном росте.
В годы учебы в училище Э.М. Давыдова любила посещать лекции-концерты музыкального лектория Башкирской государственной филармонии. Здесь выступали лекторы Л.П. Атанова, Л.Н. Троицкая, М.А. Черданцева и др. Музыкальные отделы училища искусств часто проводили отчетные концерты, выезжали с концертами на заводы, фабрики г. Уфы и в районы Башкирии. Впоследствии, вспоминая о годах учебы в училище искусств, Э.М. Давыдова писала: «Преподаватели были играющие. По воскресеньям в филармонических концертах-лекциях выступали замечательные педагоги- пианисты училища М.А. Зайдентрегер, Е.П. Сеферова, М.А. Черданцева и более молодые − Л.И. Алексеева, Л.Г. Кудоярова, Э.С. Мартиросьянц. Тогда отчетные концерты училища искусств нередко проводились в переполненном зале летнего театра парка имени Луначарского (ныне Сад имени С.Т. Аксакова). Нас было, на курсе пять человек. Все по композиции занимались у баяниста-аккордеониста, композитора Николая Яковлевича Инякина (1932–1974). Наши лучшие сочинения были даже включены в программу Пленума Союза композиторов Башкирии и исполнялись в концертном зале Башкирской государственной филармонии. Мои песни прекрасно пели Нажия Аллаярова и Марат Хисматуллин – наши же студенты» [169]. В концертах участвовали студенты вокального отделения Флюра Нугуманова, Заки Махмутов, Зайтуна Газизова, Фания Халитова (Сулейманова), Ильфак Смаков, композитор и пианист Айрат Каримов и др. За годы учебы в Уфимском училище искусств Э.М. Давыдова и её однокурсники не пропускали ни одного оперного спектакля, идущего в Башкирском государственном театре оперы и балета. На сцене театра шли оперы П.И. Чайковского («Евгений Онегин»), А.С. Даргомыжского («Русалка»), Ж. Бизе («Искатели жемчуга», «Кармен»), Ш. Гуно («Фауст»), З.Г. Исмагилова («Салават Юлаев»); музыкальная комедия З.Г. Исмагилова «Кодаса» и др. Основная труппа театра состояла из певцов: Б.Н. Валеевой, Ш.В. Валиахметовой, Р.Р. Ахмадиевой, Х.Л. Галимова, З.З. Ильбаевой, О.Я. Сыртлановой-Калининой, Г.С. Хабибуллина, М.Х. Хисматуллина и других. На сцене театра блистали своим искусством и солисты балета − З.А. Насретдинова, Г.Г. Сулейманова, Т.Ш. Худайбердина, Х.Г. Сафиуллин, Ф.М. Саттаров, Ф.С. Юсупов и другие.
Музыковед, лектор, музыкально-общественный деятель, заслуженный
деятель искусств РБ и РФ, член Союза композиторов РБ и РФ Эльмира Мингажевна Давыдова внесла большой вклад в развитие музыкальной культуры Республики Башкортостан. Её имя стоит в ряду известных деятелей национальной культуры республики.
Творческая деятельность Э.М. Давыдовой началась в 1961 году в качестве музыкального редактора передач телевидения БАССР. С тех пор прошло почти пятьдесят лет. За эти годы с ее многогранной творческой деятельностью соприкоснулись многочисленные ценители профессионально-музыкального и театрального искусства республики. Где бы она ни работала (ответственным секретарем СК РБ, ГТРК «Башкортостан», УНЦ АН РБ, БГФ), везде проявляла себя инициативным, талантливым, неустанно работающим специалистом.
Высокие организаторские способности Э.М. Давыдовой особенно ярко проявились в долгие годы работы ответственным секретарем Союза композиторов Башкирии. Она − организатор пленумов, съездов СК БАССР (СК РБ), фестивалей композиторов автономных республик Поволжья и Урала, конкурсов юных композиторов, выездных концертных бригад в районы и села республики и т.д.
За полувековую научную и творческую деятельность Э.М. Давыдова опубликовала более двухсот шестидесяти работ, посвященных широкому спектру тем в области искусства. В многочисленных статьях, опубликованных в республиканской прессе, музыковед Э.М. Давыдова живо откликалась на происходящие знаменательные события культурной жизни республики, писала о новых постановках оперных, балетных спектаклей БГТОиБ, гастролерах, посетивших республику. Э.М. Давыдова не оставляла без внимания итоги съездов, пленумов и фестивалей СК РБ, юбилейные даты композиторов, певцов, инструменталистов и отдельных исполнительских коллективов; и др. Ее яркие, броские статьи, заметки, интервью о деятелях культуры и искусства увлекали читателей живостью и конкретностью изложения материала, тематическим многообразием, доступностью литературного языка.
Отдельной группой стоят статьи и буклеты Э.М.Давыдовой, в которых раскрываются творческие портреты композиторов разных поколений − Газиза Альмухаметова, Камиля Рахимова, Загира Исмагилова, Хусаина Ахметова, Наримана Сабитова, Мурада Ахметова, Рафаэля Касимова, Рима Хасанова и др. Автор знакомит читателей с жизненным путем и творческой деятельностью композиторов, интересуется их дальнейшими планами, дает оценку новым сочинениям. Статьи Э.М. Давыдовой публиковались в справочниках «Композиторы советской Башкирии» (1989), «Композиторы и музыковеды Башкортостана» (2002), сборниках статей «Композиторы Российской Федерации» (1983), «Вопросы башкирской фольклористики» (1978) и др. Ее статьи регулярно печатаются в журналах «Башкортостан кызы», «Бельские просторы», «Ватандаш», «Рампа» и др.
Среди научных работ музыковеда Э.М. Давыдовой выделяются очерки и статьи, посвященные характеристике творчества двух корифеев национального музыкального искусства − Г.С. Альмухаметова (1895−1938) и З.Г. Исмагилова (1917−2003).
Характеризуя творческую личность Г.С. Альмухаметова, музыковед Э.М. Давыдова в сборнике статей «Газиз Альмухаметов и музыкальная культура Башкортостана» пишет: «Газиз Альмухаметов − это уникальная личность. Выдающийся певец, талантливый музыкант, композитор. При этом − прекрасный организатор, крупный общественный деятель, много сил и энергии вложивший в становление башкирской и татарской национальной музыки, музыкальной культуры. Он является одним из самых ярких представителей первого поколения представителей деятелей искусства Башкортостана, на долю которых выпала и ранняя слава, и удача, и множество драм и трудностей, не отделимых от времени, в котором им пришлось жить и творить» [43, с.5].
В работах, посвященных видному композитору, педагогу, музыкально-общественному деятелю, основателю Уфимского государственного института искусств, ныне УГАИ им. З. Исмагилова, и среднего специального музыкального колледжа З.Г.Исмагилову, музыковед Э.М. Давыдова обращает внимание на формы проявления национальных истоков в его богатом вокальном и оперном творчестве. Она утверждает, что «каждое сочинение патриарха башкирской музыки Загира Исмагилова дышит любовью к своей земле, к своему народу, ради которого он творит» [125, с.82].
В 1970−1990 годы как лектор-музыковед Э.М. Давыдова с творческими группами по линии СК БАССР (СК РБ) объездила многие районы республики. За эти годы ею было прочитано более шестисот лекций. В концертах-лекциях, проводимых в клубах, школах, среди тружеников полей, на заводах и фабриках, Э.М. Давыдова знакомила слушательскую аудиторию с достижениями национального музыкального и театрального искусства, с лучшими представителями творческой интеллигенции. Ее выступления представляли краткие аннотации к исполняемым произведениям, включенным в программу. Они содержали также полные разъяснения творческого пути композиторов разных поколений, знакомство с премьерными спектаклями (опер, балетов), информацию о достижениях представителей музыкального искусства за пределами республики и др. В своих лекциях Э.М. Давыдова умела устанавливать контакт со слушательской аудиторией, увлекать в мир искусства ярким, образным, одухотворенным рассказом. Такая просветительская работа велась Э.М. Давыдовой на радио и телевидении ГТРК «Башкортостан».
Отдельной областью деятельности Э.М. Давыдовой является составление, редактирование научных сборников, статей, справочных изданий, книг-альбомов. Большая работа проводилась Э.М. Давыдовой по редактированию статей, посвященных музыкальному искусству в изданиях «Башкортостан. Краткая энциклопедия» (1996), «Башкирская энциклопедия» (2005−2009), учебнике «Башкирская музыкальная литература» (2005), книге «Музыка композиторов БАССР (СССР) и округа Галле (ГДР)» (1990) и др. Как составитель Э.М. Давыдова принимала участие в издании справочника «Композиторы советской Башкирии» (1989), книги-альбома «Жемчужина Урала» (2005) и др.
Обладая широкими познаниями по истории развития башкирского профессионального музыкального искусства, творчеству представителей разных направлений − композиторов, профессиональных и народных певцов, артистов БГТОиБ, БГФ музыковед Э.М. Давыдова щедро делится своими исследованиями и помогает молодым специалистам, посвятившим себя изучению национальной музыкальной культуры и искусства.
Известный музыковед Э.М. Давыдова, встретившая в 2010 году 70-летний юбилей, по-прежнему ведет активную работу. Ее так же волнуют вопросы пропаганды творчества деятелей культуры и искусства, события, происходящие в музыкальной жизни республики.
1. Альмухаметов Г. С. В борьбе за создание башкирской советской музыки / Г. С. Альмухаметов // Газиз Альмухаметов. Статьи. Воспоминания. Документы / авт.-сост. М. А. Идрисова. – Уфа: Китап, 2008. – С.107–120.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев // ред. и вст. ст. Е. Орловой. – М.: Музыка, 1965. – 151 с.
3. Атанова Л. П. Жизнь как песня / Л. П. Атанова. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1973. – 34 с.
4. Атанова Л. П. Композиторы Башкирии: кратк. биограф. справ. / Л. П. Атанова; отв. ред. Ф.Х. Камаев. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1982. – 128 с.
5. Атанова Л. П. Масалим Валеев / Л. П. Атанова. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1970. – 27 с.
6. Атанова Л. П. Раиф Габитов: очерк жизни и творчества / Л. П. Атанова; муз. ред. Г. Семенов. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1987. – 48 с.: нот.
7. Атанова Л. П. Рауф Муртазин / Л. П. Атанова; под ред. Н. Сабитова – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1967. – 27 с.
8. Атанова Л. П. Халик Заимов / Л. П. Атанова. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1967. – 15 с.
9. Ахмадеева Г. Н. Балеты Наримана Сабитова: очерк / Г. Н. Ахмадеева. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2003. – 36 с.: нот.
10. Ахмадеева Г. Н. Музыковедение / Г. Н. Ахмадеева, Г. С. Галина // Башкирская энциклопедия: в 7 т. −Уфа, 2008. – Т.4: Л – О. – С.279−280.
11. Ахметжанова Н. В. Башкирская этномузыкология: исследование. Ч.1. Изд., 2-е доп. / Н. В. Ахметжанова. – Уфа: Вагант, 2008. – 160 с.: нот.
12. Ахметжанова Н. В. Башкирская этномузыкология: исследование. Ч.2. / Н. В. Ахметжанова. – Уфа: Вагант, 2009. – 124 с.; нот.
13. Ахметжанова Н. В. В мире башкирской музыки: сб. ст. / Н. В. Ахметжанова. – Уфа, 1996. – 119 с.
14. Ахметжанова Н. В. Деятели культуры и искусства Башкортостана в годы Великой Отечественной войны / Н. В. Ахметжанова, Р. К. Ялалитдинова // Урал-Алтай: Через века в будущее. Материалы V Всероссийской научной конференции, посвящённой III Всемирному курултаю башкир (25–27 марта, 2010). II том. История. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН , 2010. – С. 18–22.
15. Ахметжанова Н. В. Её призвание – музыка / Н. В. Ахметжанова // Ватандаш. – 2009. – №3. – С.168–174.
16. Ахметжанова Н. В. Композиторы и этномузыкологи Башкортостана: избр. ст. / Н. В. Ахметжанова. – Уфа: Вагант, 2009. – 56 с.
17. Ахметова Г. Х. В каждой арии – частица души / Г. Х. Ахметова // Республика Башкортостан. – 2007. – 4 апр.
18. Ахметова Г. Х. Нариман Сабитов (камерно-вокальное творчество): музыковедч. очерк / Г. Х. Ахметова. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1982. – 96 с.
19. Башенев В.А. Музыкальное искусство Башкирской АССР в период развитого социализма: библиогр. указ. / В. А. Башенев. – Уфа, 1985. − 116 с.
20. Баширов М. З. Камиль Рахимов / М. З. Баширов. – Уфа, 1967. – 20 с.: ил.
21. Башкирская музыкальная литература: учеб. для сред. и старш. класс. ДМШ и ДШИ / под общ. ред. Л. Н. Шаймухаметовой– Уфа: РУМЦ МК и НП РБ, 2005. – 184 с.: нот., ил.
22. Башкирская народная музыка: нотограф. указ. (1897–1985). Ч.1 / сост. Н. В. Зинатшина, З. Н. Голова. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1988. – 58 с.
23. Башкирская профессиональная музыка: справ. изд. / сост. А. С. Рашитова, Г.Я. Байбурина; МК РБ, НБ РБ им. А.-З. Валиди [и др.]. − Уфа, 1994. − 167 с.
24. Башкирская энциклопедия: в 7 т. / гл. ред. М. А. Ильгамов. Т.1: А–Б, Уфа: «Башкирская энциклопедия», 2005. – 624 с.: ил., карт.
25. Башкирская энциклопедия. В 7 т. / гл. ред. М. А. Ильгамов. Т.2. В–Ж. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2006. – 624 с.: ил., карт
26. Башкирская энциклопедия. В 7 т. / гл. ред. М. А. Ильгамов. Т.3. З−К. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2007. – 672 с.: ил., карт.
27. Башкирская энциклопедия. В 7 т. / гл. ред. М. А. Ильгамов. Т.4: Л–О. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2008. – 608 с.: ил., карт.
28. Башкирская энциклопедия. В 7 т. / гл. ред. М. А. Ильгамов. Т.5: П – Уфа:
Башкирская энциклопедия, 2009. – с.: ил., карт.
29. Башкирские народные песни / сост.-ред., авт. и вступ. ст. и коммент. Х. Ф. Ахметов, Л. Н. Лебединский, А. И. Харисов. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1954. – 326 с.: нот.
30. Башкортостан. Краткая энцикл. − Уфа: науч. изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996. − 672 с.: ил.
31. Бернандт Г. Б. Кто писал о музыке: био-библиограф. словарь муз. критиков и лиц, писавших о музыке в дорев. России и СССР / Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский. − М., 1974. − Т.2. К−П – 313 с.
32. Бернандт Г. Б. Кто писал о музыке. био-библиограф. словарь муз. критиков и лиц, писавших о музыке в доревол. России и СССР / Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский. − М., 1979. − Т.3. Р−Ч. – 206 с.
33. Бисенева Г. Н. Музыкальная культура Казахстана / Г. Н. Бисенева. – Алма-Ата, 1955. – 120 с.
34. Валеева А. А. Диктор номер один / А. А. Валеева // Молодежная газета. – 2009. – 26 февр.
35. Вехи становления и развития Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова: информац-справ. сб. / авт. проекта и отв. редактор-составитель Гарипова Н. Ф. – Уфа: РИС УГАИ им. З. Исмагилова, 2008. – 392 с., илл.
36. Вопросы искусствоведения / ред.-сост. В. А. Башенев, Ф. Х. Камаев. УГИИ. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1983. – 92 с.
37. Вопросы искусствознания: сб. ст. / отв. ред. Е. С. Тейтельман; сост. Р. Зелинский. − Уфа: Башк. кн. изд-во, 1980. – Вып.4. − 114 с.
38. Вопросы истории музыкального искусства Башкирии: сб. тр. Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, / отв. ред.-сост. В. А. Башенев, Ф. Х. Камаев. – М., 1984. – Вып.71. − 112 с.
39. Вопросы музыковедения: сб. ст. / под. ред. В. Белякова; УГИИ – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1977. – Вып. 2. − 135 с.
40. Воспоминания о Н. Сабитове. Литературно-художественное издание / авт.- сост. Л. Р. Латыпова. – Уфа: Китап, 2006. – 160 с.
41. Вызго Т. С. Музыкальные инструменты Средней Азии: историч. оч. / Т. С. Вызго. – М.: Музыка, 1980. – 191 с., ил., нот.
42. Вызго Т. С. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой / Т. С. Вызго. – М.: Музыка, 1970. – 319 с.
43. Газиз Альмухаметов и музыкальная культура Башкортостана: сб. ст. / сост. Н. В. Ахметжанова, В. А. Шуранов. – Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, 2006. – 134 с.
44. Газиз Альмухаметов: Статьи. Воспоминания. Документы / авт.-сост. М. А. Идрисова. – Уфа: Китап, 2008. – 208 с.: ил.
45. Галина Г. С. Загир Исмагилов: к 80-летию со дня рождения: монография / Г. С. Галина. – Уфа: Китап, 1997. – 212 с.
46. Галина Г. С. Хусаин Ахметов: Жизнь, творчество, время: к 80-летию со дня рождения / Г. С. Галина. – Уфа: Китап, 1994. – 126 с.: ил.
47. Галлиев И. Творческий вечер композитора Хусаина Ахметова / И. Галлиев // Веч. Уфа. – 1980. − 26 янв.
48. Говорит Уфа. Радио Башкортостана. – 75 лет. – Уфа: Лето, 2004. – 200 с., с илл.
49. Губайдуллин Н. Ш. Башкирская АССР (1917– 1920) / Н. Ш. Губайдуллин // История музыки народов СССР. В 5 т. Т.1. – М., 1970. – С.105–106.
50. Губайдуллин Н. Ш. Башкирская АССР (1932–1941) / Н. Ш. Губайдуллин // Там же. Т.2. – М., 1970. – С.254–257.
51. Губайдуллин Н. Ш. Башкирская АССР (1941–1945) / Н. Ш. Губайдуллин // Там же. Т.3. – М., 1972. – С.265–269.
52. Губайдуллин Н. Ш. Башкирская АССР (1946−1956) / Н. Ш. Губайдуллин // Там же. Т.4. – М., 1973. – С.368–377.
53. Губайдуллин Н. Ш. Башкирская АССР (1956–1967) / Н. Ш. Губайдуллин // Там же. Т.5., Ч.1 – М., 1974. – С.434–442.
54. Давыдова Э. М. Автор знаменитых «Башмачков» / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 2000. – 20 июня.
55. Давыдова Э. М. А говорят, незаменимых не бывает! / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 2002. – 23 окт.
56. Давыдова Э. М. (Мингажева Э.) А может, Бетховен среди них? / Э. М. Давыдова // Республика Башкортостан. – 2003. – 3 апр.
57. Давыдова Э. М. А музыка… со знаком минус / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия. – 1991. – 12 апр.
58. Давыдова Э. М. А последний концерт состоялся в … тюрьме / Э. М. Давыдова // Республика Башкортостан. – 2006. – 12 янв.
59. Давыдова Э. М. Ах, как пел он «Башкирия, славься!» / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 1999. – 11 сент.
60. Давыдова Э. М. В ансамбле только ударные / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 1988. – 2 апр.
61. Давыдова Э. М. Вечно юный голос / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 2000. – 13 сент.
62. Давыдова Э. М. Волшебная палочка маэстро Муталова / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 2005. – 13 янв.
63. Давыдова Э. М. Все ансамбли в гости к нам: о конкурсе камерного ансамбля ДМШ и ДШИ РБ в г. Уфе / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 1993. – 21 апр.
64. Давыдова Э. М. Всегда молодая музыка: авторский вечер Х. Ахметова / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия. − 1985. − 25 февр.
65. Давыдова Э. М. Вслушиваясь в песни родного края: к 60 – летию композитора Х. Ахметова / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия. – 1974. – 25 янв.
66. Давыдова Э. М. Ғүмере аның моңлы бер жыр иде / Э. М. Давыдова // Кызыл таң. – 2001. – 5 апр.
67. Давыдова Э. М. Дирижёр Тагир Камалов: «Оркестр – моя судьба» / Э. М. Давыдова // Ватандаш. – 2002. − №3. – С.181 – 186.
68. Давыдова Э. М. Жемчужина Урала / Э. М. Давыдова // Жемчужина Урала; сост. Э. М. Давыдова, Г. Г. Галимова, О. А. Гилязетдинова. – Уфа: Китап, 2005. – 224 с.
69. Давыдова Э. М. Живы традиции великого певца / Э. М. Давыдова // Республика Башкортостан. – 2003. – 28 нояб.
70. Давыдова Э. М. Загир Исмагилов // Композиторы Российской Федерации: сб. ст. / Э. М. Давыдова; ред.-сост. В. Казенин. – М., 1983. – Вып. 3. − С.39–59.
71. Давыдова Э. М. Звени, моя мандолина / Э. М. Давыдова // Рампа. – 2004. – №5. – С. 7–8.
72. Давыдова Э. М. Звучала в столице башкирская музыка / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия. −1984. – 1 марта.
73. Давыдова Э. М. Имени Наримана Сабитова / Э. М. Давыдова // Истоки. – 2002. – март. − № 6.
74. Давыдова Э. М. И песнь неспетая была исполнена / Э. М. Давыдова // Республика Башкортостан. – 2004. – 15 дек.
75. Давыдова Э. М. Камиль Рахимов: буклет / Э. М. Давыдова − Уфа, 2001.
76. Давыдова Э. М. Когда поёт душа народа / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 1999. –27 янв.
77. Давыдова Э. М. Композиторы советской Башкирии / Э. М. Давыдова. – Уфа: УПГ БАССР, 1989. – 42 с.
78. Давыдова Э. М. Көй6әргә яңы һулыш бир6е / Э. М. Давыдова // Баш7ортостан. – 2001. – 7 апр.
79. Давыдова Э. М. Легенда о любви / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия. – 1963. – 20 дек.
80. Давыдова Э. М. Любимица публики / Э. М. Давыдова // Ватандаш. – 1994. – №5. – С. 148–153.
81. Давыдова Э. М. Музыкальные встречи / Э. М. Давыдова / Сов. Башкирия. – 1980. – 27 апр.
82. Давыдова Э. М. На конкурсе − лучшие / Э. М. Давыдова // Истоки. − 2008. − 2 апр.
83. Давыдова Э. М. Народная артистка / Э. М. Давыдова // Бельские просторы. – 2006. − №10. – С. 130–137.
84. Давыдова Э. М. Народно-песенные истоки вокальной лирики З. Исмагилова / Э. М. Давыдова // Вопросы башкирской фольклористики под ред. Л.Г. Барага и Н.Т. Зарипова. – Уфа, 1978. – С.101–114.
85. Давыдова Э. М. Народно-песенные традиции в башкирской опере / Э. М. Давыдова // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1978–1979 гг.: тез. докл. – Уфа, 1980. – С.177–179.
86. Давыдова Э. М. Национальные и интернациональные истоки башкирской оперы / Э. М. Давыдова // Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов СССР. – Казань, 1983. – С.275–282.
87. Давыдова Э. М. Наш гость – музыка / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 1984. – 6 нояб.
88. Давыдова Э. М. Не расставайтесь с надеждой, маэстро… / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 2006. – 4 апр.
89. Давыдова Э. М. Нельзя таланту в чёрном теле / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия . − 1992. − 28 янв.
90. Давыдова Э. М. Новая опера / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 1969. – 23 апр.
91. Давыдова Э. М. Обзор музыкальной жизни / Э. М. Давыдова // Музыка России.– М., 1980. – Вып.3. – С. 395 – 397.
92. Давыдова Э. М. Он одинаково блестяще выступал перед колхозниками и учёными / Э. М. Давыдова // Республика Башкортостан. – 2003. − 9 июля.
93. Давыдова Э. М. Освещённое окно / Э. М. Давыдова // Изв. Башкортостана. − 1994. − 11 марта.
94. Давыдова Э. М. Песнь о Салавате / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия. – 1977. – 10 июня.
95. Давыдова Э. М. Печальный рыцарь музыки / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 2001. – 4 апр.
96. Давыдова Э. М. Писал, потому что не мог не писать / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия. − 1994. − 11 марта.
97. Давыдова Э. М. Победы Уфимского баяна / Э. М. Давыдова // Истоки. – 2003. – 10 дек.
98. Давыдова Э. М. Праздник патриарха музыки / Э. М. Давыдова // Республика Башкортостан. − 2002. − 22 янв.
99. Давыдова Э. М. (Хамидуллина С.) Пятый Сабитовский. Сквозь призму впечатлений членов жюри / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 2002. – 28 марта.
100. Давыдова Э. М. Сабитовский конкурс может стать международным… / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа − 2000. – 21 марта.
101. Давыдова Э. М. Семь дней фестиваля / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 1988. – 1 апр.
102. Давыдова Э. М. С концертом к друзьям / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия. – 1984. – 22 апр.
103. Давыдова Э. М. Солнечная музыка / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия. – 1984. – 4 февр.
104. Давыдова Э. М. Сплетая голоса в едином хоре / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия. – 1984. – 20 мая.
105. Давыдова Э. М. Станет традиционным / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия. − 1987. – 25 апр.
106. Давыдова Э. М. Сцена – её судьба / Э. М. Давыдова // Танзиля Узянбаева / сост. З. М. Тимербулатов, Ф. А. Исхакова. – Уфа: Китап, 2009. – С.14−42.
107. Давыдова Э. М. Счастливый человек / Э. М. Давыдова // Истоки. – 2004. – 16 июня. - №24.
108. Давыдова Э. М. Сюрпризы «Музыкальной шкатулки» / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 1985. – 14 нояб.
109. Давыдова Э. М. Так искренно, нежно…/ Э. М. Давыдова // Рампа. – 2009. – №5. – С.14 – 15.
110. Давыдова Э. М. Творческий отчёт композиторов / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 1980. – 26 янв.
111. Давыдова Э. М. Театр поднимается вверх! / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия. – 1992. – 22 окт.
112. Давыдова Э. М. Тенор полного диапазона / Э. М. Давыдова // Рампа. 2007. – № 1–2. – С.8–9.
113. Давыдова Э. М. Уфа – баянная столица / Э. М. Давыдова // Республика Башкортостан. – 2003. – 12 нояб.
114. Давыдова Э. М. Уфа / Э. М. Давыдова // Музыка России. − Уфа: Сов. Композитор, 1980. − Вып. 3. − С.395−397.
115. Давыдова Э. М. Уфа / Э. М. Давыдова // Музыка России. − Уфа: Сов. Композитор, 1986. − Вып. 6. − С.363−365.
116. Давыдова Э. М. Фестиваль бара / Э. М. Давыдова // Баш7ортостан. – 1995. – 15 апр.
117. Давыдова Э. М. Фестиваль камерной музыки / Э. М. Давыдова // Сов. Башкирия. – 1987. – 10 апр.
118. Давыдова Э. М. Эдуард+Софья=фортепиано Алсу+Марат=скрипка / Э. М. Давыдова // Истоки. – 2000. – апр. №7.
119. Давыдова Э. М. Эстафета талантов. По следам Шестого открытого конкурса музыкантов – исполнителей имени Наримана Сабитова / Э. М. Давыдова // Республика Башкортостан. – 2004. – 26 мая.
120. Давыдова Э. М. Я всегда был запевалой / Э. М. Давыдова // Веч. Уфа. – 2000. – 13 апр.
121. Давыдова Э. М. Я с песней возвращусь… Посвящается Газизу Альмухаметову / Э. М. Давыдова. Уфа: РУМЦ МКНП РБ, 2009. − 76 с., ил.
122. Документальный фильм о жизни и творчестве выдающегося башкирского композитора Загира Исмагилова. – ГУП РБ Киностудия «Башкортостан». – 2007. Консультант и комментарии Э. М. Давыдовой.
123. Докучаева А. А. Святая к музыке любовь / А. А. Докучаева // Веч. Уфа. − 2000. − 29 янв. – С.2 – 3.
124. Докучаева А. А. Сто экземпляров необыкновенной биографии / А. А. Докучаева // Истоки. – 2010. – 24 февр.
125. Загир Исмагилов. Жизнь и творчество / сост. Л. З. Исмагилова, Н. В. Ахметжанова, Г. Г. Галимова. – Уфа: Китап, 2002. – 224 с.
126. Зайнаб Шайхулловна Хайруллина: к 75-летию со дня рождения / сост. –ред. вст. Ю. Н. Исанбет. – Казань, 1991. – 31с.
127. Исанбет Ю. Н. Газиз Альмухаметов и Султан Габяши в Казани: материалы и документы / Ю. Н. Исанбет. – Уфа: Каданс, 1995. – 175 с.
128. Исмагилов З. Г. Башкирские народные песни (32) / З. Г. Исмагилов. − УГИИ, фольклорный кабинет. – Сб. № 13, Инв. №11. – На правах рукописи.
129. Ихтисамов Х. С. Давыдова Эльмира / Х. С. Ихтисамов // Композиторы и музыковеды Башкортостана: очерки жизни и творчества / науч. ред. − сост. Е. Р. Скурко. – Уфа: Китап, 2002. – С.84 – 86.
130. Косарева Р. Композитор в гостях у студентов / Р. Косарева // Веч. Уфа. – 1980. – 7 февр.
131. Красная Башкирия. − 1941.− 24 июня.
132. Латыпова Л. Р. Зеркало для маэстро. Беседы с Рафаилом Касимовым / Л.Р. Латыпова. – Уфа, VIA print, 2007.−159 с.: фото.
133. Латыпова Л. Р. Спросите у Давыдовой / Л. Р. Латыпова // Рампа. – №3 (197). – 2010. – С.90.
134. Латыпова Л. Р. Хозяйка композиторского дома / Л. Р. Латыпова // Изв. Башкортостана. – 1999. – 14 янв.
135. Лебединский Л. Н. Композиторы Башкирии / Л. Н. Лебединский. – М.: Музфонд, 1955. – 37 с.
136. Ливанова Т. Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом / Т. Н. Ливанова; сост. Ю.К. Евдокимова. − М.: Музыка, 1980. − 280 с.
137. Мазитова Р. Праздник в будничный день / Р. Мазитова // Ленинец. – 1969. – 3 апр.
138. Махней С. И. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур) / С. И. Махней; УГАИ. − Уфа: Гилем, 2008. − 168 с.: нот.
139. Месягутов Ш. Загир Исмагилов. От курая до оперы / Ш. Месягутов − Уфа: Баш. кн. изд-во, 1967. − 52 с.
140. Музыкальное искусство Башкирской АССР в период развитого социализма: библиогр. указ. / сост. В. А. Башенев. – Уфа, 1985. – 116 с.
141. Музыкальное обозрение. – 1995. – янв.
142. Музыкальное обозрение. – 1997. – май.
143. Набиева Э. А. Из истории музыкальной культуры Уфы первой цоловины XX века (На примере жизни и творчества Марии Вячеславовны Кугушевой): предпринт доклада / Э. А. Набиева; ИИЯЛ УНЦ РАН; науч. ред. С. А. Халфин. −Уфа, 2007. − 56 с.
144. Нариман Сабитов. Композитор и дирижер / отв. за вып. Э. М. Давыдова, авт. статьи Г. Н. Ахмадеева, авт. − сост. Э. М. Давыдова. − Уфа, 1995. − 24 с.
145. Научно-методические записки: сб. статей / гл. ред. Л. Пятых.− Уфа: Башк. кн. изд-во, 1973. − Вып.1. −143 с.
146. Очерки по истории башкирской музыки: в 2-х вып. Вып.1. − Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. − 132 с.
147. Очерки по истории башкирской музыки: учеб. пос. − Вып.2. − Уфа: РИЦ УГАИ, 2006. − 153 с.
148. Платонова С. М., Произведения Рафаила Касимова для скрипки / С. М. Платонова, Л. К. Лебединская. − Уфа: РУМЦ МК РБ, 2006. − 32 с.
149. Платонова С. М. Рафаил Габдулхаевич Касимов: исслед. / С. М. Платонова, З. Р. Мамалимова. – Уфа, 2007. − 92 с.
150. Сайдашева З. Н. Татарская музыкальная этнография / З. Н. Сайдашева. – Казань: Тат. кн. изд-во, 2007. – 224 с.
151. Сайдашева З. Н. Татарская советская песня: исследование / З. Н. Сайдашева. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. – 216 с.
152. Скурко Е. Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность: уч. пособ. / Е. Р. Скурко. – Уфа: Гилем, 2005. – 320 с.
153. Скурко Е. Р. Очерки современной музыкальной литературы Башкортостана / Е. Р. Скурко. – Уфа: Узорица, 1997. – 156 с.
154. Созвездие талантов / сост. и авт. текста Н. Ф. Гарипова. − Уфа: Китап, 2008. − 356 с., илл.
155. Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество / А. Н. Сохор. − М: Музыка, 1965. − 822 с.
156. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства / А. Н. Сохор. − М.: Музыка, 1970. – 2-е изд., перераб. и доп. – 192 с.
157. Султанова А. Нам пишут / А. Султанова // Рампа. − №2−3 (№16 −17). − 1995.
158. Тамара Семеновна Вызго / сост. И. Головач. − Ташкент, 1986. − 16 с.
159. Тараканов М. Е. Музыкальная культура РСФСР / М. Е. Тараканов. − М.: Музыка, 1987. − 365 с.
160. Уфимскому государственному институту искусств 25 лет / сб. ст. – Уфа, изд. УГИИ, 1993. − 155 с.
161. Фоменков М. П. Очерки истории развития хорового искусства Башкортостана / М. П. Фоменков. – Уфа: Китап, 2001. − 192 с.
162. Хайруллин Р. Мастера оперного искусства Башкирии / Р. Хайруллин. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1963.
163. Хамидуллина С. (Давыдова Э.) Музыкальный конкурс имени Н. Сабитова / С. Хамидуллина // Истоки. − 2000. − №7. − апр.
164. Хамидуллина С. (Давыдова, Э.). Пятый Сабитовский. Сквозь призму впечатлений членов жюри / С. Хамидуллина // Веч. Уфа. – 2002. – 28 марта.
165. Хамидуллина С. (Давыдова, Э.) У композиторов каникул не бывает / С. Хамидуллина // Веч. Уфа. – 2000. – 11 июля.
166. Шарипов С. Һағынырмын Урал тау буй6арын / С. Шарипов // Совет Баш7ортостаны. – 1973. – 14 дек.
167. Шумская Н. А. Музыкальная культура Башкирской АССР / Н. А. Шумская // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. – М.: Музгиз, 1957. – С. 61 – 104.
168. Шумская Н. А. Хусаин Ахметов / А. Н. Шумская. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1968. – 31 с.
169. Эльмира Давыдова. Вместе с «Рампой» в мир искусства! // Рампа. − №12. − 1997. − С. 12.
170. Эрре Т. А. Опера в среднем Поволжье. Закономерности формирования жанра. − Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во.− 1990. − 264 с.
171. Юнусова В. Н. Ислам-музыкальная культура и современное образование в России: монография / В. Н. Юнусова. – М.: Хронограф, 1997. – 152 с.
172. Ялалитдинова Р. К. Преданность искусству / Р. К. Ялалитдинова // Кызыл та8. – 2010. – 27 янв.
Есть приложения.
Тема: | «Музыковед э. м. давыдова» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 176 | |
Цена: | 1900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Освоение новых заимствований из русского и европейских языков в региональной-татарской печати
ВКР:
Сложные именные метафоры: особенности образования и применения
Дипломная работа:
БашҠорт телендӘ неологизмдарҘыҢ структур-семантик ҮҘенсӘлектӘре ҺӘм уларҘы мӘктӘптӘ уҠытыу
ВКР:
Поэтический язык стихотворений х.такташа
Дипломная работа:
Ономастика фәне һәм аның тармаклары. Татар диалектлар системасында тепекәй сөйләше