Дипломная работа
«Психологические аспекты подготовки беременных к родам»
- 59 страниц
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. Беременность как физиологический процесс
1.2. Роль мотивации беременных и ее развитие
1.3. Роль ситуационных факторов в развитии беременности
1.4. Психологические особенности личности в адаптации к беременности
ГЛАВА II. Модель психоэмоциональной предродовой подготовки 2.1. Особенности предродовой подготовки в формировании психологической готовности к родам по программе Амалтея с использованием биологической обратной связи
2.2 Комплексная психопрофилактическая подготовка беременных к родам
2.3 Метод функционального биоуправления (ФБУ) на основе биологической обратной связи и ее практическое применение
ГЛАВА III. Эмпирическое исследование роли психологической подготовки беременных к родам.
3.1. Организация исследования (цель работы предмет исследования методологические и теоретические основы исследования)
3.2. Психологическая диагностика
3.3. Анализ психофизиологических состояний беременных
до занятий по программе дородовой подготовки
3.4. . Эффективность дородовой подготовки по программе Амалтея
Выводы
Литература
Актуальность темы обусловлена возрастанием числа абортов, преждевременных родов, нарушений родовой деятельности, рождением больных и недоношенных детей. Ставится под сомнение характер оказания социально - психологической помощи беременным женщинам.
Возникает вопрос, насколько развита система психологической помощи для беременных женщин. Существуют ли специальные программы. Насколько они доступны населению. Нуждаются ли сами женщины в подобной помощи.
Снижение у женщин репродуктивного здоровья ставит перед программами по дородовой подготовке на первый план задачу по урегулированию психоэмоционального состояния, проведение мероприятий, направленных на коррекцию тревоги, страхов у беременных женщин, которые приводят к хроническому стрессовому состоянию у беременных. Эта работа находится в компетенции клинического психолога. Данная проблема звучит в работах: И.В.Добряков (Санкт-Петербург). Психотерапия и перинатальная психология И.Б.Каплун, В.В.Абрамченко (Санкт-Петербург). Особенности психосоматического статуса беременных женщин. Роль психогенных и эмоциональных факторов в формировании и развитии родовой боли. Ж.В. Завьялова (Москва). Психологическая составляющая периода беременности и родов.
Таким образом, мы ставим перед собой задачу изучить особенности воздействия комплексной программы, основанной на использовании биологической обратной связи, Амалтея на психологическое состояние беременных женщин.
Объект: беременные женщины - 60 человек, из них
- не имеющие опыта предродовой подготовки;
- прошедшие предродовую подготовку в «школе материнства»;
-прошедшие курс по специальной комплексной программе предродовой подготовки с биологической обратной связью «Амалтея».
Возраст: 60 % - от 20 до 25 лет, 40% - от 26 до 32 лет.
Образование: 50% женщин имеют среднее специальное, 25% женщин имеют высшее образование, 25% женщин имеют неоконченное высшее образование. Семейное положение: 80% женщин состоит в законном браке, 20% - в гражданском браке, 20% женщин имеют 1 ребенка, 80% женщин - первородящие.
Предмет исследования: влияние психопрофилактической подготовки беременных на формирование психологической защиты и характер адаптации рожениц.
Цель исследования – изучение формирования психофизиологической готовности беременных женщин к родам под влиянием комплексной предродовой подготовки с биологически обратной связью «Амалтея».
Задачи:
1. Охарактеризовать основные проблемы, встречающиеся в период родов.
2. Рассмотреть методику работы с беременными женщинами
3. Исследование психофизиологического состояния беременных женщин, выявления факторов риска.
4. Обсуждение результатов исследования женщин, проходивших курс предродовой подготовки по специальным программам «Амалтея», «Школа материнства».
5. Анализ успешности родоразрешения у женщин, проходивших подготовку по программе «Амалтея».
Гипотеза: формирование психологических защитных механизмов адаптации к родам у беременных зависит от эмоционального состояния, саморегуляции, волевого контроля над поведением в стрессовой ситуации, способствует нормализации родоразрешения.
В организме беременной женщины происходят грандиозные изменения на физиологическом уровне, которые, в свою очередь, влияют на психическую сферу женщины. От того, насколько женщина готова к материнству, будет зависеть степень выраженности этих влияний.
Кроме того, на женщину в период беременности воздействует множество обстоятельств, зависимых от нее и независимых. И то, насколько данные обстоятельства будут стрессогенными, определяется такими факторами как: тип реагирования на неудачу, состояние здоровья, личностные характеристики, стиль воспитания, наличие социальной поддержки, круг общения и др.
У беременных с психоэмоциональным стрессом возникают патологии следующего характера:
- токсикоз первой половины беременности;
- раннее развитие гестозов;
- хроническая плацентарная недостаточность в III триместре;
- новорожденные рождаются в состоянии гипоксии различной степени;
- беременность заканчивается срочными родами;
- преждевременными родами, выкидышами.
Таким образом, у беременных с психоэмоциональным стрессом нарушается формирование родовой доминанты.
Необходимость проведения предродовой подготовки для беременных очевидна. Беременная, хорошо осведомленная о родах, наученная родовому поведению, знающая о внутриутробной жизни ребенка, создает благоприятные условия для его рождения. В результате реализации программы по антенатальному воспитанию происходит редукция негативного эмоционального фона, страхов, тревог и других признаков стресса.
Методы исследования: изучение данной проблемы в литературных источниках, анализ карт ПАК Амалтея, экспериментальное исследование.
Практическая значимость: сравнение результатов исследования до занятий по предродовой подготовке дает нам право утверждать о преимуществах психопрофилактической работы. Исследование психологического реагирования женщин позволит оценить важность проведения психопрофилактической работы. Результаты исследования могут быть полезны для медицинского персонала женских консультаций, а также для медицинских психологов, работающих с беременными женщинами.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. Беременность как физиологический процесс
Беременность – это физиологический процесс, во время которого в организме женщины из оплодотворенной яйцеклетки развивается плод, способный к внеутробной жизни. Нормально протекающая беременность длится от 266 до 294 дней (т.е. 40 недель или 10 акушерских месяцев), считая от первого дня последней менструации до родов.
В организме беременной женщины происходит целый ряд изменений, способствующих правильному развитию зародыша и плода, подготовке к родам и кормлению новорожденного. Возникновение и течение разнообразных физиологических процессов, связанных с беременностью, регулируются нервной и эндокринной системами.
Развивающийся организм является раздражителем нервных окончаний матки; раздражения передаются в ЦНС (преимущественно в подкорковые центры), где возникают соответствующие реакции, приводящие к изменению деятельности различных органов и систем. Возбудимость подкорковых структур и спинного мозга во время беременности снижается, это способствует расслаблению мускулатуры матки и обеспечивает матке состояние покоя. Перед родами возбудимость спинного мозга и рецепторов матки резко повышается. [1]
Изменения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, взаимоотношений между корой и подкоркой, тонуса вегетативной нервной системы могут приводить к появлению таких симптомов, как сонливость, раздражительность, изменение аппетита, вкуса и обоняния, повышенное выделение слюны, тошнота (иногда рвота) и др. Обычно эти симптомы отмечаются в первые 2-3 месяца и выражены нечетко.[2]
Изменения в организме при наступившей беременности
Всевозможные особенности в психологическом состоянии женщин во время беременности можно рассматривать в качестве проявления адаптации организма и личности женщины к наступившей беременности и оценивать эти проявления с позиции различных уровней адаптации.
На биологический уровень адаптации в первую половину беременности заметное влияние оказывает один из яичников, во вторую - матка. Тонус вегетативной нервной системы по мере развития беременности повышается скачкообразно, обнаруживая образование своеобразных критических периодов для материнского организма. Так, в сроки до 12 недель преобладает тонус симпатико-адреналовой системы, во вторую половину 28-30 недель усиливается тонус обоих отделов, но с некоторым преобладанием холинэргических реакций. С позиции анализа нейродинамических процессов эмоциональное состояние беременных характеризуется тем, что при наличии положительного эмоционального фона в последние месяцы беременности имеет место активное состояние корковых процессов, приводящее к увеличению порога болевой чувствительности. В результате отрицательных эмоций, перенапряжения ЦНС ослабевает функциональная активность коры, снижается порог к болевым ощущениям. Как правило, эти состояния зависят от ожидания желанного или незапланированного ребенка, положительного или отрицательного настроя.
Непосредственно перед родами нарастает тревога, проявлением которой может быть гиперактивность беременной, желание ускорить события. Психологические расстройства в последнем триместре наблюдаются в 60 – 80 % случаев.[45]
1й период. Идентификация беременности
Этот период в большинстве случаев начинается и заканчивается еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины и непосредственно связан с осознанием факта беременности. В редких случаях беременность не осознается, несмотря на уже присутствующий соматический компонент. Изменение в самочувствии, задержка менструации и т.п. могут интерпретироваться как разного рода недомогания. Вопрос о полном неосознании женщиной своей беременности в таких случаях является очень сложным. Имеющиеся в литературе данные, особенно касающиеся женщин, отказывающихся от ребенка, свидетельствуют, что речь должна идти о различных формах игнорирования признаков беременности как варианте личностных защитных механизмов.
2й период. До начала ощущений шевеления
Этот период охватывает вторую половину первого триместра и начало второго. Физиологически он характеризуется появлением симптоматики беременности, неприятными физическими ощущениями, изменениями в эмоциональном состоянии. Считается, что в первом триместре наиболее выражена тревожность, резкая смена настроений, появляется раздражительность, снижается общая активность. Физиологической основой этих изменений является гормональная перестройка. Адаптивное значение изменения эмоционального состояния состоит в ограничении контактов с внешним миром, что способствует сохранению беременности и успешному развитию плода на первых неделях, наиболее в этом отношении опасных.
3й период. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка
Первые ощущения шевеления ребенка начинаются в середине второго триместра. Этот период является наиболее благоприятным относительно физического и эмоционального самочувствия матери. Стабилизируется гормональный фон, исчезают симптомы недомогания, еще нет ограничения подвижности и увеличения физической нагрузки. Настроение становится более устойчивым и в норме переходит от астенического к стеническому. Женщина уже свыклась с фактом беременности, неизбежностью изменений, у нее было время представить себе не только то, что она теряет, но и то, что приобретет с рождением ребенка. Появление шевелений позволяет конкретизировать образ ребенка и дает богатую пищу для интерпретации его субъективных состояний. Сроки начала ощущений шевеления могут быть от 15 недель до 28-30, в среднем 18-22 недели.
4й период. Седьмой и восьмой месяцы беременности
Третий триместр беременности как с медицинской, так и с психологической точки зрения, считается достаточно сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быстрее устает, затрудняется двигательная активность, часто ухудшается сон. Отмечается некоторое повышение тревожности, страхов родов, беспокойство по поводу послеродового периода. Наряду с этим ощутимо снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком. Повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду. Общее ограничение физической активности и одновременное повышение нагрузки.
5й период. Предродовой
Физиологически этот период является очень важным. Происходят изменения в тканях, костной системе, обеспеченные гормональным фоном и способствующие гибкости и эластичности костно-мышечной системы. Одновременно идет накопление энергетических запасов организма для родов и послеродового периода. На поведении и эмоциональном состоянии это отражается как снижение активности, общее расслабление, некоторое эмоциональное «отупение». Все это влияет и на ребенка. [45]
1.2. Роль мотивации беременных и ее развитие
Рождение ребенка не отдельное событие, представленное точкой на оси времени, а длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения.
Под перинатальными процессами целесообразнее понимать все происходящее вокруг рождения и связанное с ним.
Такой подход позволяет обращать внимание не только на изучение закономерностей возникновения и функционирования психики плода и новорожденного, но и мотивов зачатия, психологии беременных, сложных процессов в системах «мать — дитя», «семья, ожидающая ребенка», «семья новорожденного» и др.
Общеизвестно, что «беременность для женщины является периодом повышенного риска для соматического и психологического здоровья». Невротические состояния «легкого» регистра встречаются у 30—80% беременных и рожениц. К ним относятся астенические, депрессивные и истерические состояния, неврозы, психосоматические нарушения.
Соматическому здоровью в женских консультациях врачами (акушерами и терапевтами) уделяется достаточно внимания, в то же время предоставление психотерапевтической помощи вообще не предусмотрено. Еще до зачатия, при планировании деторождения, семья часто нуждается в консультации психотерапевта. Мотивы желания ребенка могут быть конструктивными, укрепляющими семью, создающими благоприятные условия для вынашивания беременности, родоразрешения и могут быть деструктивными и препятствовать этому.
Учитывая тот факт, что беременность не всегда планируется, немаловажное значение в решении вопроса о необходимости оказания психологической помощи является выяснение мотивов сохранения женщинами случайной беременности. Первые два мотива проявляются как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, остальные обычно не осознаются женщиной.
1. Сохранение собственного здоровья
2. Уход от настоящего.
3. Отказ от прошлого.
4. Сохранение отношений.
5. Протест. Женщины определяют этот мотив, как “беременность назло
6. Соответствие социальным ожиданиям. (Мотив обычно присущ молодым женщинам из хорошо обеспеченных семей.)
7. Ради любимого.
8. Беременность ради ребёнка. [26]
Понимание мотивов сохранения беременности женщиной помогает выбрать правильную тактику её ведения определить необходимость оказания психологической помощи.
Таким образом, можно сделать предположение о том, что эмоционально положительная роль беременности у женщин с мотивом материнства чрезвычайно высока и формирует позитивный психологический настрой, помогающий женщине адаптироваться к беременности.
1.3. Роль ситуационных факторов в развитии беременности
Беременность является, чуть ли не самым важным событием в жизни женщины. С детства она смотрит на свою мать и подсознательно и сознательно готовится в будущем тоже стать мамой. Даже первая ролевая игра у девочек, а иногда и мальчиков «Дочки - матери». И когда женщина вступает в брак, она примеряет на своего избранника роль отца.
Но даже такая многолетняя подготовка не может избавить женщину от состояния стресса, когда она узнает, что беременна. Все реагируют по-разному, кто радостью, кто разочарованием. Но у всех состояние необычное, волнующее.
Еще большее напряжение вызывает у женщины мысли о предстоящих родах. Справится ли она с болью, хватит ли у нее сил, успеет ли она в роддом, хороший ли попадется врач, родится ли нормальный ребенок и многое другое.
Сама беременность, даже протекающая без какой-либо патологии, является для женщины источником психологического напряжения и способствует возникновению разнообразных личностных реакций. Тревожные переживания являются одним из показателей нарушения адаптации к беременности.[34]
Современная женщина очень часто отягощена проблемами, связанными с такими факторами как:
- физиологической патологией (причины: экология, травмы, снижение иммунной зашиты и пр.);
- эмоциональной дисгармонией (причины: неадекватное в прошлом воспитание, эмоциональные травмы, неблагоприятное стечение жизненных обстоятельств):
- психологической дисгармонией (причины: нереализация возможностей и способностей, неумение общаться с людьми, проблемы саморегуляции и самоконтроля.[26]
Все это формирует невротические реакции и психосоматические нарушения у беременных женщин.
Патологическое протекание беременности, имеет группу причин:
а) независящие от женщины:
- тяжелыми внешними обстоятельствами (катастрофы, войны, теракты, стихийные бедствия и т.д.);
- тяжелые семейные обстоятельства (потеря близких, развод и т.д.)
б) зависящие от женщины:
- соматические болезни;
- личностные особенности;
- психопатологические состояния.
А.И. Захаровым (1994) систематизированы личностные факторы, способствующие появлению эмоционального стресса при беременности:
1. Эгоцентризм и нарциссизм (самолюбование) как нежелание приносить жертвы во имя ребенка.
2. Поведение типа А, когда приоритетными считаются погоня за успехом и профессиональные интересы, вступающие в противоречие с необходимостью временной самоизоляции в семье и сосредоточения на нуждах и воспитании ребенка.
3. Повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, когда любые стрессы надолго остаются в эмоциональной памяти, проявляясь в наиболее сенситивном периоде жизни женщины — беременности.
4. Тревожность — склонность к беспокойству и страхам.
5. Мнительность — подверженность частым сомнениям и недостаточная уверенность в себе.
6. Невротизация матери вследствие предшествующих неблагоприятных условий жизни в семье и нерешенных проблем в браке.
7. Восприятие родов как крайне болезненного, опасного и неприятного события жизни.[14]
Наиболее опасны такие эмоциональные состояния, как повышенная раздражительность, волнение, состояние эмоциональной неудовлетворенности и недовольства, переживания по поводу отношений с супругом, сильные испуги, повышенная утомляемость, плохое общее самочувствие.
Психологические стрессорные факторы:
1) отсутствие уверенности в прочности брака;
2) переживания из-за отношений с супругом, часто обусловленные конфликтными (внутри личностными) отношениями;
3) волнения в начале беременности;
4) повышенная раздражительность матери связана с ее утомляемостью и нарушениями сна, образуя своего рода неврастенический симптомокомплекс;
5) частые состояния эмоциональной неудовлетворенности образуют антенатальный стрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушения сна, подверженности испугам и семейным переживаниям;
6) перегрузки в учебе или на работе;
7) нарушения сна при беременности;
8) повышенная утомляемость при беременности, вне зависимости от причин, наиболее «продуктивна» в антенатальном стрессогенезе;
9) сильные испуги при беременности;
10) волнения в конце беременности, прежде всего обусловливают нарушения сна у матери;
11) страх перед родами.[14]
Страхи вокруг беременности, страхи перед беременностью
Почти каждая женщина, готовящаяся стать матерью, может испытывать многообразные, хотя в то же время и типичные, страхи. К наиболее распространенным относятся боязнь выкидыша, страх родить ребенка с физическими или психическими отклонениями, страх перед самими родами, страх перед сексом в период беременности, страх перед движениями плода или же, наоборот, перед отсутствием таковых.
Страхи во время беременности
Итак, женщина почувствовала себя беременной и столкнулась с новым для себя комплексом переживаний. Эти переживания проистекают из двух источников: с одной стороны, развивающийся плод уже с первых дней беременности оказывает влияние на эмоциональный мир матери, a c другой, мать часто оказывается во власти эмоций, обусловленных ее собственными представлениями о беременности и родах, а также влиянием на нее близких.
Надо сказать, что современной женщине труднее сохранить эмоциональный настрой в ходе беременности, чем женщине из архаического племени, слабо затронутого современной цивилизацией. Отсутствие медицинской технологии и инструментария побуждало людей больше доверять естественным силам природы, разрабатывая особую культуру психологической поддержки и самоподдержки беременной женщины. Можно сказать, что ставка на медицинскую технологию ослабила способность женщины доверять своей интуиции и опираться на внутренние источники энергии. А это, в свою очередь, усилило чувства неуверенности, тревоги и беспомощности и связанной с ними вины. Добавьте сюда еще усилия санпросвета, издающего для женских консультаций плакаты устрашающего содержания, и Вы поймете, что современной женщине сохранить душевное спокойствие во время беременности становится все труднее. Но и это еще не все.
На будущую мать обрушивается такой поток медицинской информации, содержащей в основном ограничения, которые трудновыполнимы в реальности (особенно касающиеся питания, физических нагрузок и образа жизни), что, продолжая привычный способ существования, она неминуемо оказывается во власти чувства вины, не вполне осознавая, что полностью выполнить все медицинские рекомендации не может ни одна женщина.
Во время беременности женщинам часто повторяют фразу, что мать и плод находятся в неразрывном единстве и все, что испытывает мать, непосредственно передается плоду. Отсюда часто делается вывод, что тревожность и страхи матери всегда передаются плоду, который страдает от этого. К счастью для них обоих, это не всегда так, как показали исследования последних лет, проведенные микропсихоаналитиками С. Киссинджером, С. Фанти и др.
Когда мать не может найти в реальной жизни причин для своего беспокойства, эта причина может быть обнаружена в весьма положительных для развития плода факторах его роста.
Поскольку мать считает такие свои состояния «беспричинными», то она опасается делиться ими со своими близкими и врачами, боясь услышать, что «Вам нельзя волноваться, так как этим Вы вредите Вашему будущему ребенку». В итоге она пытается подавить эти страхи, отчего они, конечно, не исчезают, а становятся более длительными, хроническими, создавая пониженный фон настроения, чувства вины и подавленности. Хотя минимума позитивной информации о причинах ее беспокойства достаточно, чтобы ее успокоить.
Но существуют стрессы, которые действительно могут негативно отразиться на развитии плода. Это относится, прежде всего, к хроническим конфликтным ситуациям в семье, причем именно к тем, где женщина чувствует себя жертвой, а не просто активно отстаивающей себя стороной. Если уж конфликта невозможно избежать во время беременности, то желательно, чтобы женщина в них помнила о необходимости активной защиты себя и будущего ребенка, а не занимала пассивно-страдающую позицию ради «мира любой ценой».
Важно, чтобы будущая мать отчетливо понимала, что ее ответственность за развитие плода велика, но не абсолютна. Иллюзия полного контроля над развитием плода мало чем ему может помочь, но легко спровоцирует у матери чувство вины и сомнения в правильности своих действий.
Страхи перед родами
Сама атмосфера медицинских учреждений, насыщенных медицинской аппаратурой и инструментами, о назначении которых женщина может только догадываться, провоцирует у нее чувство напряжения, беспомощности и страха. «Если все это тут находится, то оно, возможно, понадобится мне, значит, я нахожусь в предельно опасной ситуации». Только для незначительного количества женщин, свято верящих в чудеса современной медицинской технологии, созерцание подобной обстановки повышает чувство безопасности. Для большинства же более приемлемой оказывается обстановка, приближенная к домашней, которая создается во всех наиболее современных родильных центрах по всему миру.
Но в каких бы условиях ни протекали роды, этот процесс потребует от женщины большого напряжения, и поэтому ей стоит заранее эмоционально и интеллектуально подготовить себя к деятельному участию в нем. Кстати, такая позиция противостоит самоощущению пассивной жертвы и позволяет эффективно преодолеть напряжение и страх.
При этом страх перед болью является наиболее распространенным и типичным. Этот страх выступает в двух основных формах: как страх перед неизвестностью у впервые рожающей женщины и как страх повторения ужасных переживаний при повторных родах, если первые происходили при недостаточно благоприятной обстановке.[14]
1.4. Психологические особенности личности женщины в адаптации к беременности
Особенности психического состояния женщин в период беременности на протяжении многих лет привлекают внимание специалистов. При этом отмечается как эмоционально отрицательная роль беременности, так и положительная. О благоприятном влиянии беременности писал еще Гиппократ, указывая на то, что: «Истерическим девушкам я предписываю замужество, чтобы они излечились беременностью».
Как известно, при беременности у женщины изменяется психика, ее отношение к окружающим, беременная по особенному реагирует на внешние и внутренние раздражители. Психика беременной женщины заполнена своими собственными ощущениями, она влияет на функцию нейрогуморальной системы, нейротрофический метаболизм, а также на синтез ферментов и др. биохимические показатели. В значительной степени изменятся реактивность всего организма женщины, включая и психическую форму.[12]
Настроение беременной женщины переменчиво. В короткий отрезок времени оно может несколько раз меняться на прямо противоположное: то она счастлива, бодра, весела, то уже в следующий момент расстроена, огорчена, опечалена. Беременная женщина очень чувствительна и раздражительна, она гораздо острее, чем прежде, реагирует на окружающий мир, с трудом справляется с собой. Такую смену настроений можно понять, приняв во внимание все те изменения, которые происходят с ней во время беременности.
ГЛАВА III. Эмпирическое исследование роли психологической подготовки беременных к родам
3.1. Организация исследования (цель работы предмет исследования методологические и теоретические основы исследования)
Организация исследования
Цель исследования - изучение формирования психофизиологической готовности беременных женщин к родам под влиянием комплексной предродовой подготовки с биологически обратной связью « Амалтея».
Объект исследования: беременные женщины - 60 человек, из них
- не имеющие опыта предродовой подготовки;
- прошедшие предродовую подготовку в «школе материнства»;
-прошедшие курс по специальной комплексной программе предродовой подготовки с биологической обратной связью «Амалтея».
Возраст: 60 % - от 20 до 25 лет, 40% - от 26 до 32 лет.
Предмет исследования: влияние психопрофилактической подготовки беременных на формирование психологической защиты и характер адаптации рожениц.
Задачи:
1. Охарактеризовать основные проблемы, встречающиеся в период родов .
2. Рассмотреть методику работы с беременными женщинами
3. Исследование психофизиологического состояния беременных женщин, выявления факторов риска.
4. Обсуждение результатов исследования женщин, проходивших курс предродовой подготовки по специальным программам «Амалтея», «Школа материнства».
5. Анализ успешности родоразрешения у женщин, проходивших подготовку по программе «Амалтея».
Гипотеза: формирование психологически защитные механизмы адаптации к родам у беременных зависит от эмоционального состояния, саморегуляции, волевого контроля над поведением в стрессовой ситуации, способствует нормализации родоразрешения.
Исследование проводилось в 2014году на базе ЗГУЗ РБ Бирская ЦРБ в медико-социальном кабинете при женской консультации.
3.2. Психологическая диагностика
Курс психофизиологического тренинга с применением технологии ФБУ приводит к изменению психофизиологического и психоэмоционального состояния человека. Эти изменения могут быть отмечены с помощью стандартных и специальных психодиагностических методик.
Психодиагностика позволяет решить следующие задачи:
- уточнение данных о состоянии пациента на момент проведения психофизиологического тренинга;
- выявление групп, которым показана коррекционная работа по программе «Амалтея»;
Методики применяемые в программе «Амалтея»
1. Методика Цветопредпочтения (стандартный восьмицветный вариант).
2. Опросник «Сенсорные предпочтения» - разработан к.пс.н. Васильевой Н. Л. Методика определения структуры репрезентации сенсорных систем, позволяет выделить женщин акцентуированных по визуальному, аудиальному или кинестетическому каналам.
3. Методика оценки психологической адаптированности (АПА) - разработана Лединой В.Ю. Методика определения уровня и типа психологической адаптированности к беременности.
4. Методика выявления наличия и структуры тревожных переживаний беременной - разработана Лединой В.Ю. Методика выявления наличия и структуры тревожного состояния беременных.
МЕТОДИКА «ЦВЕТОПРЕДПОЧТЕНИЕ»
Методика «Цветопредпочтение» может применяться как индикатор изменений психофизиологического и эмоционального состояния. Тест может использоваться по разному. Во-первых, его можно проводить в начале и конце курса для оценки изменении психоэмоционального состояния пациента, в этом случае в основном нужно опираться на получаемые значения коэффициентов ВК и СО. Во-вторых, эта методика очень чувствительта к нюансам эмоционального состояния и является эффективным индикатором актуального состояния человека.
СО - основывается на понятии аутогенной нормы цветовых предпочтении по Вальфоверу [22] и является эталонным индикатором нервно-психического благополучия. Процедура численной оценки степени удаленности цветовых предпочтении испытуемого от аутогенной нормы предложена Юрьевым А.И.
ВК- введен венгерским психологом Шипочем К. и отражает энергетическую установку испытуемого.
ОПРОСНИК «СЕНСОРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ»
Методика «Сенсорные предпочтения» необходима для определения структуры репрезентации сенсорных систем. Автор методики Васильева Н. Л
В реальной жизни при нормальном развитии всех органов чувств человек, как правило, ориентируется на информацию, проходящую по одному или двум доминирующим (ведущим) сенсорным каналам. Основных сенсорных каналов у человека три - это визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (тактильный, сюда присоединяются ощущения органов осязания и обоняния).
Знание сенсорного профиля пациента (ведущего сенсорного канала) при работе с технологией функционального биоуправления чрезвычайно важно, поскольку позволяет точно определить вид сигнала обратной связи, который будет лучше восприниматься пациентом, следовательно, оптимизировать процесс выработки навыков.
Методика «Сенсорные предпочтения» позволяет выделить людей акцентуированных по визуальному, аудиальному или кинестетическому каналам.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН (АПА)
Методика позволяет оценить степень адекватности психологической адаптации к беременности, её индивидуальные особенности и отклонения. Выделяется 5 основных типов адаптированности:
1. адекватный,
2. эйфорический,
3. тревожный
4. избегающий
5. депрессивный.
Психологическая адаптированность, не что иное, как психологический компонент гестационной доминанты, которая характеризует степень направленности психоэмоциональных ресурсов женщины на сохранение беременности. Использование методики даёт возможность выявить не только наличие нарушений адаптации, но и определить характер этих нарушений, что способствует выработке оптимального режима психокоррекционной работы и подготовки к родам.
По результатам проведенного исследования, теоретического анализа и анализа самих женщин относительно их переживаний во время родов можно сделать вывод, что наступление беременности приводит к изменению психологического состояния, препятствующего принятию материнства во время беременности при этом происходит искажение гестационной доминанты, в результате чего осложняется адаптация женщин к беременности. Чем адекватней женщина принимает беременность, готовится к предстоящим родам. Ее позитивное отношение к ребенку, к себе в роле мамы. К особенностям, которые беременность привносит в жизнь женщины и ее семьи, позитивный настрой на предстоящие роды тем легче она справится с нагрузками родового процесса. Женщины с психологическими факторами риска развития дезадаптации рожениц, которые выражаются в переживании, страхах и неуверенности во время родов эмоционально неустойчивыми, не владеющих техниками дородовой подготовки. С нарушением эмоционального - телесного контакта с рождающимся ребенком, приводит к тяжелым радам. Методологический подход к психопрофилактической работе с беременными, включающий психокоррекционный, социально-психологический, физиологический, и сенсомоторный компонент обеспечивает адекватность психологической адптации к беременности. В результате реализации комплексной модели подготовки к родам улучшается психологическое состояние женщин, они испытывают уверенность во время родов, увеличивается частота эмоционально-телесного контакта между матерью и рождающимся ребенком; частота переживания чувства страха во время родов уменьшается. Уверенность в своем правильном поведении и эффективном использовании умений и навыков. Результативно решается задача об обучении женщины навыков саморегуляции, усвоенным и закрепленным на уровне памяти тела. Именно при таком условии возможно практически автоматическое воспроизведение полученных умений в стрессовой ситуации и родов. Практически это достигается путем правильного, последовательного, многократного повторения будущей мамой ранее необходимых упражнений. Применение ПАК <<АМАЛТЕЯ>> комплексной подготовки беременных к родам способствует значительному улучшению клинических показателей течения родов и может результативно применятся женских консультациях и роддомах.
1. Курепина М.М, Ожигова А.П., НикитинаА.А., Анатомия человека //Гиманитар. Из. Центр ВЛАДОС 2005.
2. Покровского В.М. Коротько Г.Ф. Физиология человека М. Пр. 2001.
3. Бангерская Т. Трудное счастье материнства//Семья и школа.- 1987.- №3.-с.29-32.
4. Батуев А.С. Психофизиолгичекие доминанты материнства. //Психология сегодня.-1996.-вып.4.-с.69-70.
5. Беременность и роды у первородящих женщин старшего возраста.- М.:Пр.1975.
6. Бестужев-Лада И. Ступени к семейному счастью.//Семья и школа.-1996.-№3.-с.30-33.
7. Бойко В.В. Малодетная семья.- М.:Пр.1988.
8. Бойко В.В. Счастье, семья, дети.- М.:Пр 1980.
9. Бойко В.В. Если ты жена и мать. -М.:Пр.1985.
10. Бурменская Г.В., Захарова Е.И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие для ВУЗов.-М.:Акадкмия,2002.
11. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. -М.: Пр.1991.
12. Брутман В.И., Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью.//Психология сегодня.-вып.4.-1996.-с.150-151.
13. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые результаты социологического обследжования женщин, отказавшихся от своих новорождённых детей.//Вопросы психологии.-1994.-№5.-с.24-27.
14. Брутман В.И., Панкратова М.Г.,Еникопов С.И. Некоторые результаты обследованияженщин, отказавшихся от своих детей.//Вопросы психологии.-1994.-№5.-с.31-36.
15. Брутман В.И. Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности//Вопросы психологии.-1997.- №7.-с.38-47.
16. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю.Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов//Вопросы психологии.-2002.-№1.-с.59-69, №3.-с.109-117.
17. Варга Д. Радость родительских забот.- М.:Пр.1983
18. Винникот Д.В. Разговор с родителями.- М.:«Класс»,1994.
19. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. -М.:Пр.1985.
20. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости//Cоцис.-2003.-№11.-с.78-83.
21. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России//Социс.-2000.-№11.
22. Караханова Т.М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени//Социс.-2003.-№3.-с.74-81.
23. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности//Воспитание школьников.-1998.-№4.-с.18-22.
24. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. К.:ВГГУ,2004.
25. Матвеева Е.В. Проект исследования на тему «Способы воспитания готовности к материнству и качество материнской позиции в российской и американской культурах современного общества».-Москва-Нью-Йорк.:2004.
26. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии.-2002.-№5.-с.18-27.
27. Минюрова С.А. Тетерлева Е.А Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства//Психологический журнал.-2002.-№5.-с.63-75.
28. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.:1984.
29. Орлевская М. Я хочу ребёнка//Cчастливые родители.-2004.-№3.-с.76-78.
30. Папушек Х., Папушек М. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития//Психологический журнал.-2000.-№3.-с.65-72.
31. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребёнком//Вопросы психологии.-2000.-№3.-с 67-81.
32. Смирнова Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет//Вопросы психологии.-2004.-№2.-с.15-19.
33. Филиппова Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь//Семья и школа,.-2001.-№3.-с.14-17.
34. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе//Психология сегодня.-вып.3.-1996.-с.36-38.
35. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.,2002.
36. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии//Вопросы психологии.-2001.-№2.-с.22-37.
37. Филиппова Г.Г. Трудная радость материнства//Семья и школа.-2001.-№1-2.
38. Филиппова Г.Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнк//Cемья и школа.-2003.-№2.-с.7-9.
39. Филиппова Г.Г. Сравнительно-психологический подход //Психологический журнал.-1999.-№5.-с.81-88.
40. Фридман.И. Взрослые в общении с детьми, дети в общении со взрослыми. Семья и школа.- М., 1996.
41. Фэнвик Э. Настольная книга для родителей. Л.,1995.
42. Пэрну Л. Я жду ребёнка. М.:Медицина,1986.
43. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка.- М.:«Педагогика»,1989.
44. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность//Человек.-1993.-№6.-с.24-37.
45. Перинатальная психология в родовспоможении // Сб. материалов конференции. - СПб.: Медицина, 1997. – 336 с.
46. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования. Автореф. дис…к. психол. н. - М., 2000. – 23 с.
Тема: | «Психологические аспекты подготовки беременных к родам» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 59 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимодействие семьи и ДОО при подготовке детей к школе
Дипломная работа:
Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
Курсовая работа:
Взаимодействие с родителями в процессе подготовки ребёнка к школе
Дипломная работа:
Подготовка студентов к концертному выступлению в оригинальном жанре
Дипломная работа:
Организационно-методические условия подготовки обучающихся к участию в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности