Дипломная работа
«Гендерные различия влияние школьной тревожности на успеваемость подростков»
- 190 страниц
Введе-ние_ 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы гендерных различий
1.1. Анализ исследований отечественных и зарубежных психологи по проблеме гендерных разли-чий_7
1.2. Гендерные различия и социализа-ция_18
1.3. Ограничение, накладываемые традиционной женской и мужской ролью_21
1.4. Гендер в разных культурах_27
Глава II. Теоретические аспекты проблемы школьной тревожности и ее влияние на успеваемость
2.1. Анализ исследований отечественных и зарубежных психологи по проблеме тревожности _30
2.2. Зависимость тревожности от психических свойств личности _34
2.3. Изучение природы тревожности и уровни тревожности _41
2.4. Причины тревожности и их последствия у школьников _45
1.5. Внешние и внутренние источники тревожности _54
1.6. Психологические особенности учебной деятельности
подростков _66
Выводы _73
Глава III. Эмпирические исследование гендерных различий тревожности и ее влияние на успеваемость школьников
3.1.Общая характеристика выборки и методов исследования_75
3.2Анализ результатов исследова-ния_80
Вы-вод_95
Заключе-ние_97
Литература _100
Приложение _105
В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.
Анализ литературных данных позволяет сделать вывод о недостаточности исследований, описывающих структуру и характер взаимодействий биологических, личностных и социальных детерминант гендерных различий. Данной проблемой занимались такие исследователи как Джоан Скотт, И. Кон, Шон Берн, Л. Попова.
Исследования тревожности является также актуальной проблемой современной психологической науки. Решению проблем и вопросов свя-занных с изучением уровней тревожности посвящены работы как зарубеж-ных, так и отечественных психологов.
Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоциональности. В целом, тревожность-это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по–разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогения», «дидактогенные неврозы». Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации. И естественно, что по профилактике школьной тревожности, связанна с учебной деятельностью, должна проводится прежде всего преподавателями, учителями и родителями, а робота эта начинается с первого дня пребывания обучающегося в учебном заведении.
В отечественной литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях
Чрезвычайно важным в этой связи исследователи считают коррекцию ожиданий родителей по отношению к учебной деятельности своего ребенка, поскольку, как показали специальные исследования, именное повышение ожидания родителей основной источник тревожности [15].
В отечественной психологии отсутствует единое мнение об определе-нии, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследованиях психических состояниях тревожности. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами с одной стороны, и психическими свойствами с другой. Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических процессов, черт характера и свойств личности [46]. Особенно актуальна проблема изучения состояния и уровней тревожности применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и обучения является одним из существенных сторон деятельности. Развитию этой темы, в частности, посвящена работа А. М. Прихожан [39]. Также можно выделить таких исследователей как В.С. Мерлин, В.Р. Кисловская, Р.С. Немов, С.С. Степанова, Р.В. Овчарова.
Цель исследования: изучить гендерные различия и влияния школьной тревожности на успеваемость у подростков.
Объектом исследования: школьная тревожность.
Предметом исследования: гендерные различия влияние школьной тревожности на успеваемость у подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что имеются гендерные различия влияния школьной тревожности на успеваемость школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать исследования зарубежных и отечественных психологов по проблеме тревожности.
2.Проанализировать исследования зарубежных и отечественных психологов гендерных различий у подростков.
3.Подобрать диагностические методики, разработать и провести эм-пирические исследования влияние тревожности на успеваемость.
4.Обобщить результаты исследования и сделать выводы.
Для решения поставленных задач использовались следующие группы методов исследования:
1.Теоретические: изучение и анализ психологической, педагогиче-ской литературы.
2.Эмпирические: тестирование
а) Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожно-сти (Филлипса).
б) Шкала самооценки тревожности и шкала личностно тревожности (Ч.Д.Спилбергера).
в) Методика самооценки тревожности (Д.Моудсли).
г) Школьный тест умственного развития (К.М. Гуревич и др.).
3.Методы статистической обработки результатов: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Эмпирическая база исследования: исследования проводились в Бижбулякском районе, село Базлык. В исследовании приняли участие 40 подростков, учащие 9-х классов.
Практическая значимость работы состоит в том, что в нашей работе в ходе тестирования подростков выявили уровень тревожности, кроме того выявили уровень ситуативной тревожности и самооценку тревожности. Наше предложение состоит в том что высокий уровень тревожности, зафиксированной в личностной самооценке связан с общей успеваемостью и общению со сверстниками. Мы предполагаем, что чем выше уровень тревожности, тем более негативно он влияет на общее состояние подростка и наоборот. Иными словами – чем ближе общее состояние подростка к оптимальному уровню тревожности, тем выше результаты.
Проведенные нами наблюдения и сделанные на основе собранного материала выводы могут заинтересовать родителей, учителей, препода-вателей, непосредственно занятых практической психологической работой в учебном учреждении (школе), а также студентов психологических и педагогических специальностей изучающих проблему тревожности.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, литература (67), приложения в количестве 8, таблицы (8) и диаграммы (6).
Глава III. Эмпирическое исследование гендерных различий влияние тревожности на успеваемость школьников
3.1. Общая характеристика выборки и методов исследования
Исследование проводилось в декабре – апреле 2008/2009 года
Эмпирическая база исследования: исследования проводились в Бижбулякском районе, село Базлык. В исследовании принимали участие школьники 9-х классов, 20 мальчиков и 20 девочек. (40 подростков).
Цель исследования: изучить влияние школьной тревожности на успеваемость у подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что имеются гендерные различия влияния школьной тревожности на успеваемость школьников.
Методы исследования: эмпирические и метода статистической обра-ботки результатов (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
В нашей работе использовались следующие методики:
1.Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности (Филлипса)
2. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревож-ности (Ч.Д. Спилбергер )
3. Методика самооценки тревожности (Д. Моудсли)
4.Школьный тест умственного развития ( К.М. Гуревич и др.).
1. Оценка уровня тревожности с помощью теста
школьной тревожности (Филлипса)
Цель методики (опросника)- состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьно-го возраста.
Шкалы: уровень тревожности; общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
1.Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ре-бенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2.Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ре-бенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3.Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4.Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5.Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий нега-тивный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьни-кам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требу-ется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Полное описание методики в приложении 1 [50].
По результатам проведенного нами исследования можно сделать сле-дующие выводы:
1. Высокий уровень тревожности у мальчиков, в то время как у девочек только. Большое количество испытуемых со средним уровнем тревожности у мальчиков, у девочек. С низким уровнем тревожности больше девочек, чем мальчиков.
2. Высокий уровень ситуативной тревожности имеют только мальчики, девочек с высоким уровнем нет. Средний уровень ситуативной тревожности примерно одинаков у девочек, и у мальчиков. А с низким уровнем тревожности имеются существенные различия. Большое количество девочек с низким уровнем тревожности, а у мальчиков лишь.
Значит, существуют гендерные различия в проявлении тревожности у подростков.
3. Большое количество с высоким уровнем ситуативной тревожности среди мальчиков, а девочек наоборот очень мало всего. Средний уровень тревожности намного больше у девочек, мальчиков. А с низким уровнем ситуативной тревожности нет ни мальчиков, ни девочек.
4. Высокий уровень самооценки тревожности у юношей и де-вушек существенно не отличается мальчики, девочки. В отличие от преды-дущего средний уровень имеет значительные отличия, мальчики, а девочки. В низком уровне самооценки тревожности также имеются отличия от предыдущего, мальчики, а девочки.
5. Наиболее успешны по учебной деятельности девочки, а у маль-чиков. Большое количество по средней успешности мальчики, а девочки. Малоуспешных одинаковое количество, как среди мальчиков, так и среди девочек.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования о том, что имеются гендерные различия влияния школьной тревожности на успеваемость школьников, подтверждена.
Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, свя-занное с ожиданием неблагополучия, с предчувствие грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента
Ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человеком в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль.
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.
В зарубежной психологии понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители пси-хоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.
В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».
Немаловажную роль в гендерно– ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют стереотипные женские и мужские образы.
В опытах современных зарубежных и российских психологов накоплено достаточно фактов, убеждающих в том, что поведение ин-дивидов в критических ситуациях зависит от свойственных им типов нервной системы, особенностей темперамента и эмоционально–волевой сферы.
Личностная тревожность не обязательно проявляется непосредственно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающей психику.
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность – индивидуальная психологи-ческая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объек-тивные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В девять–одиннадцать лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после двенадцати лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно среди мальчишек встречаются ребята с серьезными нарушениями в этой сфере. Различаются девочки и мальчики тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются.
Ведущей причиной тревожности старших подростков (в особенности мальчиков) является возможность несчастного случая, а в результате физической травмы или увечья. Старшие подростки несколько чаще, чем младшие, тревожатся за родителей.
Таким образом, чем старше подростки, тем ярче определяется тип "мальчиковой" или "девочковой" тревожности.
Нами проводилось исследование влияния школьной тревожности на успеваемость у подростков.
Результаты, полученные нами во время исследования, подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что имеются гендерные различия влияния школьной тревожности на успеваемость школьников, подтверждена.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология- Екатеринбург,1999.
2.Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. –Минск: Пропилеи, 2000.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Уч. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000.
4.Бергер П., Лукман Е. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Academia-Центр, Медиум,2000.
5.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь- справочник по психодиагностики. –Спб., 2000
6.Введение в гендерные исследования. Часть 2: Хрестоматия. / Под ред. Жеребкина В.С. - Харьков: ХЦГИ, 2001; -СПб.: Алетейя, 2001.
7. Воронина О.А. // Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002.
8.Воронцов Д.В. Социально-психологическая концепция полового поведения // Психологическая адаптация личности к условиям рыночной экономики / Под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромека. - Ростов-на-Дон, 2000.
9. Выготский Л.С. Возрастная психология -М., 2001.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под ред. Давыдова В.В. -М.: Педагогика-Пресс, 2000.
11. Грищенко Н.А., Головей А.А. К разработке теоретических и практических проблем профориентации //Психологический журнал. -1987 -№1.
12. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб.: Издательство "Речь", 2002
13.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности -СПб.: Питер, 2000.
14.Жеребкина И.А. "Прочти мое желание": Постмодернизм, психоанализ, феминизм. - М.: Идея-Пресс, 2000.
15. Заваденко Н.С., Петрухин А.С. Школьная дезадаптация: нейропсихологические исследования.// Вопросы психологии -1999- №4.
16. Зарубежная психологи. Психология личности. 1том.- Самара, 1999.
17. Закаров А.И Как помочь наших детей избавиться от страхов. -Спб., 1995.
18.Здравомыслова Е. Темкина. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью // Гендерные исследования.- 2000-№5
19Клецина И.C. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.
20. Знаков В.В. Понимание подростками ситуации насилия// Во-просы психологии -1990-№1.
21. Козлова В.Т. Диагностика лабильности мыслительной речевой деятельности по тестам и самооценки// Вопросы психологии. -1993 -№4.
22. Кон И.С. Обсуждение темы “Проблемы и перспективы развития гендерных исследований в бывшем СССР”//Гендерные исследования. № 5. 2000. с.27-33.
23. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире//Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие./Под ред. И.Жеребкиной. Харьков-СПб., 2001.с. 562-605.
24.Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002.
25. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология – М., 2004.
26. Л.А Головей, Е.Ф Рыбалко. Практики по возрастной психологии. –Спб., 2002
27. Л. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности. –Спб., 2003
28. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб.: Питер, 2001.
29. Маргон У.П., Экиксон К.А. Ситуативная тревога и результа-тивная деятельность.//Вопросы психологии. -1990 -№3
30. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. –Пермь, 1999
31. Метры мировой психологии. Сальваторе Мадди Теория личности. –Спб., 2002
32. Мухина В.С. Возрастная психология. -раздел 3 -М., 1997.
33. Немов Р.С. Психология. -3-е издание -М.,2000
34. Немов Р.С. Общая психология. Возрастная психология (педагогическая психология): учебные планы и программы курсов. -М.: Флинта, 2002.
35. Осмицкий А.К. Психологический анализ агрессивных прояв-лений // Вопросы психологии – 1994-№3 .
36.Овчарова Р.П. Справочная книга школьного психолога. -М., 1999.
37. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эф-фективностью их интеллектуальной деятельности //Психологический журнал, т. 17- 1996- № 1
38. Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С.119-130.
39. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // ж. Вопросы психологии – 1996-№1.
40. Практические психодиагностика, методика и тесты./ Под. Ре-дактор Д.Л Райгородский. - Самара, 2001
41. Практическая психология образования. /Под ред И.В. Дубровина. -М., 2002.
42. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психоло-гическая природа и возрастная динамика.- М.,2000
43. Психология современного подростка./ Под ред. Д.И. Фельд-штейна. -М., 1987
44. Прихожан А.М. Причины и профилактика и преодоление тревожности.// Психологическая наука и образование. – 1998 -№2.
45. Прихожан А. М, Толстых Н.Н. Подросток в учебе и в жизни. –М.,2000
46. Прохорлв А.О. Психические состояния и их функции. –Казань, 1999
47.Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. – Казань, 1991.
48. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина – Том1. -М.,1999
49. Психологический словарь./ Под ред. В.П.Зинченко Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.
50.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- К.1.- М.,1999
51. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – Спб., 2001.
52. Словарь. Психология. /Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского - М.,1990
53. Сосновинова Ю.Ч. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека //Вопросы психологии. -1998 -№6.
54. Степанова С.С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. - М.,2001.
55.Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
56. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии. -М., 1982.
57.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. (Тридцать третья лекция. Женственность).
58. Хорни К. Сборник сочинений в 3-х томах. Т.2. -М.,1992.
59 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность./ Переведен с немец., под ред. Б.М. Величковского. - М.,1986
60. Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований»- М.,2000.
61. Хрестоматия по психологии. Психические состояния./ Соста-витель Л.В. Куликов – СПб., 2001.
62. Хрестоматия. Тревога и тревожность./ Под ред. В.М. Астапова -Спб., 2001.
63. Шон Берн «Гендерная психология» СПб, 2001.
64. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. –Прага, 1978.
65.Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.,1999.
66.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 2000.
67. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. -М.,2002.
Тема: | «Гендерные различия влияние школьной тревожности на успеваемость подростков» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 190 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Сравнительный анализ самооценки младших подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях
Доклад:
Влияние организации внеурочного времени на успеваемость
Курсовая работа:
Гендерные особенности ценностных ориентаций личности
Дипломная работа:
Взаимосвязь тревожности и мотивации достижения успеха в старшем подростковом возрасте
Реферат:
Тревожность младшего школьника и ее причины. Проявления тревожности.