Дипломная работа

«Применение мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе»

  • 58 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы использования мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе 7

1.1. Мультимедийные технологии в музыкально-педагогических исследованиях 7

1.2.Особенности организации урока музыки с использованием мультимедийных технологий в общеобразовательной школе 15

Вывод по I главе 22

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по применению мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе 24

2.1. Содержание, формы и методы организации уроков музыки в общеобразовательной школе с применением мультимедийных технологий 24

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 31

Вывод по II главе 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Введение

Актуальность темы. В настоящее время музыкальное образование находится на важном этапе информатизации системы, внедрения в педагогику искусства инновационных методов, приемов и форм работы с обучающимися. В связи с этим музыкальное образование испытывает значительные преобразования, которые связаны с этим процессом, внедрением современного инструментария, а также с внедрением в педагогическую практику информационных компьютерных технологий.

Исследованиями в области внедрения информационно-коммуникационных технологий на разных ступенях музыкального образования, созданием компьютерных образовательных программ занимаются такие ученые и педагоги, как И.М. Красильников, И.В. Заболоцкая, Т.В. Надолинская, С.П. Полозов, Г.П. Сергеева, Г.Р. Тараева и другие. По мнению ученых, внедрение в музыкальную теорию и практику разных информационных средств помогает повысить эффективность обучения музыке, однако возникает проблема грамотного сочетания методики преподавания предмета с информационно-коммуникационными и мультимедийными технологиями обучения.

Анализ существующей практики по использованию мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе, изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы позволили выявить следующие противоречия между:

- необходимостью включения мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе, обладающих огромным информационным и дидактическим потенциалом, в содержание музыкального образования и отсутствие педагогов-музыкантов, владеющими

мультимедийными технологиями и внедряющих их в образовательный процесс на уроках музыки в общеобразовательной школе;

-необходимостью включения информационных технологий в образовательный процесс по освоению и слабой материально-технической базой общеобразовательной школы.

Данные противоречия актуализируют сложность исследования и направляют наше внимание на определение теоретических основ, целостного анализа проблемы. Проблема остается открытой и актуальной, что стало основным в данной работе и определило выбор темы исследования: "Применение мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе".

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы применения мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Объект исследования - мультимедийные технологии в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - содержание, формы и методы использования мультимедийных технологий на уроках музыки.

Гипотеза: процесс обучения на уроках музыки будет эффективным, если использование мультимедийных технологий в общеобразовательной школе будет последовательным, грамотно распланированным и на уроках музыки будут включены следующие педагогические условия организации учебного процесса:

- оснащение учебного класса необходимыми техническими, специализированными средствами обучения и оборудованием для использования мультимедийных технологий;

- разработка программно-методическое обеспечение в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом для предметов образовательной области "Музыка" с использованием мультимедийных технологий;

- обеспечение систематичность процесса использования мультимедийных технологий, а именно мультимедийных энциклопедий, электронных пособий и книг, музыкально-компьютерных программ.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы предполагается решить следующие задачи:

1. определить место мультимедийных технологий в музыкально-педагогических исследованиях;

2. выявить особенности использования мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе;

3. раскрыть педагогические условия организации уроков музыки в общеобразовательной школе с использованием мультимедийных технологий;

4. выявить критерии и показатели эффективности педагогической целесообразности использования мультимедийных технологий на уроках музыки;

5. провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.

Теоретико-методологическую базу исследования составили

исследования по вопросам:

- медиаобразования и специфики средств массовой информации (К. Бэзэлгет, Л. С. Зазнобина, С. Н. Пензин, А. В. Спичкин, А. В. Федоров, А. В. Шариков и др.);

- основные положения педагогики искусства по развитию обучающихся на уроках музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Т.В.Надолинская, Г.П. Стулова, Л.В. Школяр);

- внедрение в музыкальную педагогику мультимедийных образовательных технологий (И.М. Красильников, И.Б. Горбунова, С.П. Полозов, А.П. Мещеркин, А. Камерис, И.В. Заболотская, М.С. Дядченко, Н.С. Мошкарова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение в ходе уроков музыки, анкетирование на выявление динамики развития, беседа); экспериментальные (констатирующий, формирующий, результативный).

Теоретическая значимость исследования:

- обогащена теория использования мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе, сформулирована уточнение понятия "мультимедийная технология на уроках музыки";

- определена эффективность и педагогическая целесообразность использования мультимедийных технологий на уроках музыки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретическая основа, диагностические данные и программно-методическое сопровождение процесса могут быть использованы в практике образовательных учреждений учителями музыки, студентами-практикантами, а так же руководителями кружков дополнительного образования.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Бакалы.

Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы использования мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе

1.1. Мультимедийные технологии в музыкально-педагогических исследованиях

Двадцатый век вошел в историю как век так называемого "информационного взрыва", век появления новой информационной структуры. Средства массовой информации создают вокруг каждого из нас особое информационное поле, под влиянием которого формируются социальные, моральные, художественные, интеллектуальные ценности и интересы. Современный человек настолько привык к огромному количеству информации, объем которого постоянно растет, что не может представить свою жизнь без СМИ. Медиаинформация может одновременно воздействовать как на слух, так и на зрение, синтезируя в себе практически все методы общения, накопленные человечеством.

Различные аспекты внедрения медиаобразования и мультимедийных технологий представлены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых. В своих работах они обращают внимание на вопросы истории медиаобразования (К. Безельгат, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.А. Новикова, И.В. Челышева), рассматривают концепции и методы медиаобразования (Л.С. Зазнобина, С.Н. Пензина, А.В. Спичкина).Большой объем исследований направлен на изучение методов медиаобразования, выбор методов и средств его интеграции в различные общеобразовательные дисциплины (Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, А.А. Журин, М.Ф. Фомин, А.В. Шариков).

В настоящее время музыкальная педагогика и образование находятся на важном этапе информатизации системы образования, внедряя инновационные методы и формы работы с учениками в области педагогики

искусства. Исследованиями в области продвижения информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на разных уровнях музыкального образования, созданием компьютерных образовательных программ занимаются такие ученые и преподаватели, как И.М. Красильников, И.В. Заболотская, Т.В. Надолинская, С.П. Полозов, Г.П. Сергеева, Г.Р. Тараева и другие.По мнению ученых, внедрение теории музыки и практики помогает повысить эффективность преподавания музыки, однако возникает проблема грамотного сочетания методики преподавания предмета с информационно-коммуникационными и мультимедийными технологиями обучения.

Мультимедийные образовательные технологии - достаточно молодое и динамичное направление в музыкальной педагогике. В учебном процессе разработаны учебные планы доктора педагогических наук, члена Союза композиторов России И.М.Красильникова "Клавишный синтезатор", "Ансамбль клавишного синтезатора" и "Студия компьютерной музыки", рекомендовано Министерством культуры Российской Федерации (2002 г.), Министерством образования и науки Российской Федерации (2005 г.). На основании

Герценовского государственного педагогического университета, лаборатория "Музыка и компьютерные технологии" сотрудники которой, вместе с преподавателями Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова являются организаторами ежегодной международной научно-практической конференции "Современное музыкальное

образование". Сотрудники учебной лаборатории, такие как И.Б. Горбунова, С.Ю. Привалова, М.В. Демидов и С.В. Чибирев разработали инновационный учебно-методический комплекс "Музыкальная информатика". Этот комплекс можно использовать как "дополнительный модуль к стандарту образовательной программы в области музыки и информатики". Учебная программа относится к учебным материалам нового поколения, включает в себя активное использование современных технических средств воспроизведения звука, иллюстративных материалов, способных улучшить качество материала, представленного на уроках, для поддержки творческой деятельности обучающихся, тем самым оказав положительное влияние на воспитание детей. Эта музыкальная культура образовательного комплекса была успешно апробирована в пилотных регионах страны и внедряется в музыкально-образовательный процесс школ России.

В современных условиях основной задачей образования является не только приобретение детьми определенных знаний, но и формирование у них навыков и умений самостоятельно приобретать знания. Опыт показывает, что дети, активно работающие с компьютерами, обладают более высоким уровнем навыков самообразования, способностью концентрироваться на быстром потоке информации, умением выделять наиболее важные, обобщать и делать выводы, поэтому роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий очень важна.

Заключение

На основе анализа истоков и современных тенденций развития мультимедийных технологий в теории и практике выявлены основные подходы, сущность ключевых понятий, специфика мультимедийных технологий и условия их использования в процессе музыкального образования школьников. Установлено, что педагоги разных предметных областей эффективно развивают свои творческие идеи, методические подходы, ведут экспериментальную работу в общеобразовательных и музыкальных школах, в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах, используя технологии мультимедиа.

Мультимедийные технологии определяются как современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютере текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Внедрение мультимедийных образовательных средств остается актуальной задачей общей и музыкальной педагогики и практики, являются одним из наиболее перспективных направлений информатики.

С появлением мультимедийных технологий методика обучения музыке в школе получило возможность развиваться на принципиально новой основе. Мультимедийные технологии прочно вошли в систему общего и дополнительного музыкального образования школьников, предоставив учителям музыки возможность использования мультимедиа не только в качестве средства обучения, но и в качестве объекта изучения.

Использование мультимедийных технологий на уроках музыки является универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор обучающихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.

Таким образом, использование мультимедийных технологий на уроках музыки позволяет: сделать деятельность учителя и обучающегося более эффективной; сделать урок наглядным, красочным; значительно повысить уровень обученности, так как ученики проявляют большой интерес к урокам музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий. А интерес является прекрасным стимулом к учению вообще и приобщению к музыке в частности. При наличии интереса к урокам развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.

Следовательно, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью мультимедийных технологий, оправдывает себя во всех отношениях:

- он повышает качество знаний,

- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания -учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе,

- продвигает ребенка в общем развитии,

- помогает преодолевать трудности,

- обеспечивает подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества,

- реализует социальный заказ, обусловленный процессами глобальной информатизации.

Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности. Применяя информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Очень важно не превратить урок музыки в общение с компьютером, не сделать урок музыки похожим на любой другой урок. Используя информационные технологии необходимо использовать только те их достижения, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности учеников. Применяя информационные технологии на уроке необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях, т.к. при использовании видеоинформации идет большая зрительная нагрузка.

Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует реалиям сегодняшнего дня. Грамотное и систематическое применение информационных компьютерных технологий дает обучающимся, преподавателям, научным работникам возможность более эффективного распределения времени, реализовывать творческий потенциал.

Также применение мультимедийных технологий на уроках музыки решает ряд важнейших задач, прежде всего, - это повышение интереса к музыке, усвоение учебного материала, активизация познавательной

деятельности, реализация творческого потенциала обучающихся, воспитание активности и самостоятельности; формирование эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству; развитию теоретического мышления.

И в настоящее время уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет направить учебный процесс в более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности. И можно подтвердить эффективность использования мультимедийных технологий на уроках музыки. В результате всего выше сказанного, были сделаны выводы, что применение мультимедийных технологий на уроках музыки - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://sta**art.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://sta**art.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

3. Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб.пособие для студентов высш.пед.уч.заведений/ Э.Б.Абдуллин. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - с. 39-41.

4. Агатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н.В. Агатова М., 2006.-158 с.

5. Алексеева М.Б., Балан С.Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002

+ еще 27 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Применение мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 58
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика