Дипломная работа

«Формирование творческого мышления учащихся на основе обучающих музыкально-компьютерных программ»

  • 130 страниц
Содержание

Введение….….3

Глава I. Теоретические основы формирования творческого мышления учащихся на основе обучающих музыкально-компьютерных программ…8

1.1. Формирование творческого мышления учащихся как психолого-педагогическая проблема….…8

1.2. Особенности музыкально-творческой деятельности учащихся на основе компьютерных программ….….17

Выводы по первой главе….28

Глава II. Опытное экспериментальное исследование по формированию творческого мышления учащихся на основе обучающих музыкально-компьютерных программ….…30

2.1. Музыкально-компьютерных обучающие программы и методы их использования в системе дополнительного музыкального образования …30

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты …46

Выводы по второй главе….59

Заключение….62

Список использованной литературы…64

Приложение….72

Введение

Актуальность данной темы определяется тем, что компьютер прочно вошел в нашу жизнь и стал обязательным атрибутом школьного образования. Музыкально-компьютерные программы — одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. По рейтингу такие уроки музыки всегда выходят на первое место среди остальных предметов школьного цикла, причем, в опросе принимают участие не только ученики, но и их родители. И это уже не просто отдельный эксперимент, но реальность, результаты которой опубликованы.

Сегодня существует явная необходимость в создании условий, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности современных детей, то есть в вооружении учащихся знаниями в сфере компьютерно-музыкальной деятельности.

Кроме того, новое содержание музыкального образования, соответственно, требует новых подходов к обучению. Актуальным становится создание адаптированных методик и программ по изучению электронной музыки с целью формирования творческого мышления. Это обусловлено общественными потребностями в накоплении интеллектуально-творческого потенциала, с помощью которого общество сможет выйти на новые рубежи развития, так как только яркие творческие решения помогут найти выход из сложного переплетения экономических, политических и социальных проблем. Интеллектуальное творчество как основное свойство духовности является мощным фактором, противостоящим деструктивным общественным явлениям.

Однако стремительный рост количества учреждений детского художественного образования в России, в которых открываются классы синтезатора, ансамбля синтезаторов и студии компьютерной музыки, остро ставит проблему качества обучения, которое может способствовать или препятствовать творческому развитию обучаемых, развитию электронного музыкального творчества в системе ДМШ / ДШИ в целом.

В связи с этим, в центре нашего внимания находятся такие, связанные с качеством обучения, вопросы: как в процессе обучения развивается электронное музыкальное творчество, и в чем выражается музыкальное развитие обучаемых; как идет процесс формирования и развития электронного музыкального творчества в системе ДМШ / ДШИ и какие факторы оказывают стимулирующее и сдерживающее воздействие на процесс развития творческого мышления учащихся.

Материал, относящийся к педагогической сфере компьютерно-музыкальной деятельности, находится еще в немалой степени на стадии выявления и собирания. Обобщающие его характеристики в исследовательской литературе даются преимущественно с точки зрения общих достоинств применения компьютерно-технических средств в сфере обучения (индивидуальный характер обучения, активизация процесса приобретения знаний и навыков, фиксированность полученных результатов, доступность их изменения и т. д.). Данный материал, однако, уже и на нынешнем этапе исследования, может быть, подвергнут систематизации соответственно своему музыкальному содержанию, т. е. исходя из того, чему именно в рамках конкретных педагогических опытов производится обучение.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные для формирования творческого мышления младших школьников музыкально-компьютерные обучающие программы и методы их использования в системе дополнительного музыкального образования.

Объект исследования – процесс дополнительного музыкального образования в ДМШ.

Предмет исследования – музыкально-компьютерных обучающие программы и методы их использования в системе дополнительного музыкального образования.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать научную, методическую литературу по изучаемой проблеме;

2. Рассмотреть особенности формирования творческого мышления учащихся как психолого-педагогическую проблему;

3. Раскрыть специфику музыкально-творческой деятельности учащихся на основе компьютерных программ;

4. Рассмотреть музыкально-компьютерные обучающие программы и методы их использования в системе дополнительного музыкального образования;

5. Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.

Методологическую основу исследования составили:

- исследования в области развития творческого мышления (П.Я.Гальперин, З.И.Калмыкова, Я.А.Пономарев, В.Д.Шадриков);

- теории и технологии проблемного обучения (А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев и др.);

- работы, раскрывающие формирование и развитие электронного

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме;

- эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании эффективности музыкально-компьютерных обучающих программ и методов их использования для развития творческого мышления младших школьников в системе дополнительного музыкального образования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения данной работы для приобщения детей младшего школьного возраста к электронной музыке, а также применения рекомендованных музыкально-компьютерных обучающих программ и методов их использования для развития творческого мышления младших школьников в системе дополнительного музыкального образования.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы формирования творческого мышления учащихся на основе обучающих музыкально-компьютерных программ

1.1. Формирование творческого мышления учащихся как психолого-педагогическая проблема

Следуя цели и задачам, рассмотрим мнения разных авторов относительно творческого мышления, а также на показатели, которые характеризуют данный вид мышления; определим те, на которые в дальнейшем будет основываться педагогический эксперимент.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX века толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последнее зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового [69, 43].

Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность [50, 58].

С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы [77, 6].

По В.Н. Дружинину, творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее) [77, 7].

Процесс усовершенствования образования подчеркивает необходимость «направленности образования не только на получение определенной суммы знаний, но и на всестороннее развитие личности» Дополнительное образование детей в России в ее новом значимом понимании развивается уже более 10 лет. «Дополнительное» - означает мотивированное образование за пределами основного образования, где ребёнок формирует и реализует свои творческие идеи, потребности в физическом, нравственном и духовном развитии. Целью дополнительного образования является поиск таких педагогических методик образования с помощью которых развиваются творческие способности обучающихся. Создание условий для повышения эффективности процесса социализации является одной из задач дополнительного образовательного учреждения.

Творчество - неотъемлемая часть в жизни любого человека. Для подростка это важное условие социализации. Благодаря творчеству учащийся развивается, обнаруживает врожденные способности, приобретает специальный опыт. Творческие возможности заложены в каждом ребенке, творчество - природная, естественная функция мозга. Но развитие творческого стиля мышления происходит только в творческой деятельности. Именно, благодаря ей, учащийся развивается, приобретает специальный опыт, раскрывает свои природные таланты, удовлетворяет увлечения, круг интересов и потребности.

Понятие «творчество» предполагает умение человека из получаемого реальностью материала создавать нечто новое. По мнению Л. С. Выготского творчество – это непременная атмосфера бытия, и всё, что имеется за рамками привычек и в чем есть хоть малая доля новаторства, обязано своим появлением именно творческому действию человека[25,16].

«Процесс учащихся, когда они во время какой-либо деятельности что-то меняют, обогащают, создают, варьируют, делают «открытие», представляет собой творчество» [8, 22].

В качестве важной единицы измерения творческости мыслительного процесса, Я.А. Пономарев предлагает выявлять разность уровней, преобладающих при постановке и решении задачи.

И.Я. Лернер считает, что базовой основой творческого мышления являются: самостоятельное перенесение знаний и умений в другие обстоятельства; видение новых задач в уже знакомых, стандартных условиях. Кроме того, автор отмечает, что базовой основой творческого мышления также предстают: видение новой функции знакомого объекта; видение особенностей строения изучаемого объекта, то есть быстрый, иногда мгновенный охват всех частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение выявить альтернативу решение; умение сочетать разные способы решения задач с новыми способами и умение создавать своеобразные способы решения проблем при известности других[50, 128].

Овладев данным особенностями, можно формировать их до уровня, определенного природными задатками и старательностью. Однако приведенным особенностям присуща одна способность – «они не усваиваются в результате приобретения информации или демонстрации действия, их нельзя показать иначе как введением в деятельность, требующую проявления определенной творческой специфики».

Универсальной профессией является профессия учителя музыки, чья многофункциональная деятельность содержит обучение теории музыки, вокально-хоровую работу, концертмейстерство, организацию слушания музыки, исполнение музыкальных произведений, инструментальному музицированию, импровизации и др. В связи с этим, появляются обусловленные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке учителя музыки, о чем писал выдающийся педагог-ученый Д.Б.Кабалевский: «Помимо общепедагогической подготовки, он (учитель музыки – ред.) должен обязательно уметь играть на инструменте, владеть четкой и выразительной дирижерско-хоровой техникой, уметь петь, он должен иметь подготовку в области истории и теории музыки, уметь транспонировать по нотам и на слух, подобрать несложное сопровождение к мелодии. Словом, учитель музыки должен быть музыкально образованным педагогом» [1, с.17]. Таким образом, деятельность учителя музыки является интегративной по своей природе.

Кроме того, интегрированный подход в области музыкального образования определен самими особенностями музыкального искусства. Об этом также писал Д.Б.Кабалевский: «Здесь нет, и не может быть ни отдельных циклов, ни отдельных предметов… здесь на первый план выходит не относительная самостоятельность различных граней музыки, а их внутренняя связь, то их единство, в котором они предстают перед нами в самом музыкальном искусстве…» [1, с.16].

Установка на интеграцию в области музыкального образования ориентирует «на наибольшее применение в образовательном процессе гуманистического потенциала искусства, его способности объединять задачи образования с духовным, этическим, эстетическим воспитанием личности» [2, с.166]. С этих позиций, вспоминая известный тезис В.А.Сухомлинского, используемый Д.Б.Кабалевским, «музыкальное воспитание является не воспитанием музыканта, а воспитанием человека» [1, с.16], отметим, что музыка как особый вид искусства, как способ познания и оценки мира, сосредотачивает в себе ценностные и смысловые элементы культуры и обладает не только значительной эмоциональной силой воздействия, но и огромной преобразующей силой. Оно истолковывает значение и цели бытия, проявляет все богатство эмоциональной сферы личности и оказывать содействие наилучшему постижению окружающегомира и себя.

В связи с этим, музыкальное образование в настоящее время должно отойти от «знаниевой» парадигмы и не сводится к репродуктивному усвоению знаний, запоминанию и исполнению музыки. Обязательным условием улучшения профессиональной подготовки будущего учителя музыки представют новые концептуальные пути взаимодействия образования и современной социокультурной среды, одной из которых является интеграция. Мы считаем, что интегрированный подход даст возможность не только полноценно реализовывать процесс профессиональной подготовки, но и подготовить человека к жизни, профессиональной деятельности, а также воспитать «человека культуры» (В.С.Библер).

Д.Б. Богоявленской была выделена единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Под ней понимается синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, выражающихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Важнейшую роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях [77, 6].

Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной стороны, но и качественной стороны.

Таким образом, творческое мышление – мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые я буду основываться в своем исследовании следующее: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

На этих же показателях основаны тесты Е.П. Торренса на вербальное и невербальное творческое мышление, которые мы предлагаем использовать на первом этапе эксперимента.

Далее мы раскроем проблему развития творческого мышления.

В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия; 3) генотип – средового взаимодействие, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

В данной работе мы придерживаемся третьего подхода, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.

Однако и в этом подходе существует несколько направлений. В.Н.Дружинин и другие считают необходимым для развития творческого мышления:

- отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца, регламентированного поведения;

- наличие позитивного образца творческого поведения;

- создание условий для подражания творческому поведению и планированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

- социальное подавление творческого поведения.

Они выделяют между условиями и повседневной жизни индивида и достигнутым им уровнем творческого мышления. Идея эта заключается в том, что развитию творческого мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития творческой личности.

Дж. Вулвилл и Р. Лоу развитие творческого мышления не сводят к накоплению опыта, а представляют как структурное изменение операционного состава. Развитие (в рамках теории Ж. Пиаже) трактуется как возникновение уравновешенной структуры или уравновешивание (возникновение когнитивного конфликта). Творческое мышление развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запускаемым при возникновении когнитивного конфликта [65, 76].

П.Я. Гальперин разработал развивающий метод основанный на социальном взаимодействии [18]. Идея социального научения (А. Бандура) заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска.

Идея социоактивного конфликта предполагает, что взаимодействие между субъектами, обладающими разными точками зрения на вопросы и разными стратегиями решения задачи, приводят к возникновению внутреннего конфликта и неравновесия, что дает импульс творческому развитию индивида (В. Дуаз и Г. Мюньи).

Таким образом, существуют два направления проблемы развития творческого мышления:

- влияние условий воспитания и повседневной жизни;

- проведение развивающего эксперимента.

Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. В связи с этим существует возможность и необходимость говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

Важную роль в подготовке к творчеству имеют школьные спектакли. Это было выявлено впервые годы школьного обучения как психологическая основа для такой деятельности. Разработка воображения и фантазии, творческого мышления, образование интереса, создавать возможность наблюдать и анализировать это явление, сравнивать, а краткое изложение фактов, позволяет делать выводы, оценивать практическую деятельность, деятельность, инициативу школьников. Начинают появляться и дифференциация интересов и склонностей, которые необходимы для творчества, образования.

Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П.Б. Блонским были точно подмечены основные характерные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения [65, 83].

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неразрывно связано с созданием всеобъемлющей навыков исполнительства. Чем больше учащиеся обладают навыками игры на музыкальных инструментах, тем богаче их фантазия, их намерения, тем более сложные задачи выполняются детьми.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

- паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

- доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

- сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

- ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;

- неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

- формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

- стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

- высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

- индивидуализация – создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

- проблематизация – ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций [65, 87].

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.

Заключение

Только самостоятельная, творческая, социально-ответственная, конструктивно вооруженная личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приемы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ.

Современные технологии могут оказывать положительное педагогическое воздействие на воспитание музыкальной культуры у учащихся, а именно воспитанию музыкального мышления, развитию музыкальных знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности учащихся. Также мы можем говорить о формировании медиакультуры учащихся, осуществление диагностики результатов музыкально-образовательной деятельности, организации самоконтроля и усиление мотивации учения.

Музыкально-компьютерные технологии - одна из самых развитых областей информатики. В настоящее время уже накоплен многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования творческого потенциала ребенка, развития музыкально-познавательного интереса и гармонического развития личности в целом.

Безусловно, многие методы работы педагога-музыканта совпадают с общедидактическими методами. Однако специфика профессионально-педагогической деятельности учителя музыки имеет место. Основой музыкального образовательного процесса в школе, на наш взгляд, должно являться не терминологическое оформление педагогического процесса, а принципы, вытекающие из природы музыкальных технологий – музицирование, импровизация.

Использование музыкально-компьютерных технологий на уроке музыки позволяет не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дает доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живописью, музыкой, литературой. Освоение компьютерных технологий на уроках музыки помогает ребенку лучше усвоить материал, и развивает музыкально-познавательный интерес.

Результаты опытно-экспериментальной работы отслеживаются в диагностических картах, где отмечается различный уровень развития музыкально-познавательного интереса. С формированием познавательного интереса связывается развитие содержания таких форм и методов как музицирование на компьютере, музыкальные конструкторы, автоаранжировщики.

Содержание нового характера в музыкальном образовании требует и новых идей для обучения. На современном этапе выявляется явная потребность в новаторском подходе к музыкальному образованию подростков. Основой музыкального образования ставится удовлетворение потребностей подростков в данной дисциплине, а именно формирование знаний в музыкально-компьютерных технологиях.

В настоящее время урок музыки должен быть не просто уроком развития сенсорных музыкальных способностей, а это – урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д. Кроме этого, включение компьютеров в программу дополнительного музыкального образования способствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности.

С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту. Педагог должен знать такие программы и уметь ими пользоваться. Но кроме знания программ, видится необходимым введение в обучение будущих музыкантов-педагогов творческих заданий.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили позволили сформировать следующие выводы:

1. Конкретизировано понятие "творческое мышление", которое было выбрано в качестве рабочего.

2. Выделены особенности музыкально-творческой деятельности учащихся на основе компьютерных программ.

3. Выявлены наиболее эффективные музыкально-компьютерных обучающие программы и методы их использования в системе дополнительного музыкального образования.

4. Разработана технология развития музыкального мышления детей младшего школьного возраста, которая включала в себя два этапа.

I этап: развивающий – направлен на накопление умений и навыков развития музыкальных способностей, формирование интереса к дальнейшей музыкальной деятельности.

II этап: репродуктивно-творческий – носил более сложный и насыщенный характер. Он направлен на самостоятельное использование опыта музыкальной деятельности. Дети сочиняли, импровизировали на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

5. На основе разработанной технологии была составлена программа развития музыкального мышления младших школьников средствами обучающих музыкально-компьютерных программ, которая может быть использована в системе дополнительного музыкального образования, а также в образовательных школах, дошкольных учреждениях. Научно-методическое обеспечение данной программы поможет придать практической деятельности в этой области более конкретный, целенаправленный и актуальный характер. Это является попыткой сосредоточить внимание педагогов-практиков на решении ключевых проблем развития музыкального мышления младших школьников средствами обучающих музыкально-компьютерных программ, уточнить структуру, содержание, методики управления педагогическим процессом.

6. Таким образом, весь процесс работы с музыкальным компьютером делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Меняется роль ученика на уроке: он становится активным участником процесса обучения вместо пассивного слушателя в результате чего формируется положительное отношение к предмету. Использование компьютерных технологий способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства[33,17].

7. В заключение стоит отметить, что в настоящее время уровень информатизации общества является одним из основных критериев оценки степени развития государства, важнейшим фактором его экономического, политического и военного могущества. В связи с этим ведущие страны мира придают созданию информационной индустрии и использованию современных средств компьютерных технологий исключительно большое значение, направляя на решение этих задач громадные ресурсы и усилия.

Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [Текст] : учебник для студ. высших пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.

2. Абульханова Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности [Текст] / К.А.Абульханова - Славская // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. - С. 110-133.

3. Абульханова — Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А.Абульханова Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

4. Айдарова, И.Р. Компьютер как музыкальный инструмент [Текст] / И.Р.Айдарова // Вестник ПГИИК. 2005. - №1. - С. 102-108.

5. Айдарова, И.Р. Уроки творчества за музыкальным компьютером [Текст] / И.Р.Айдарова // Искусство в школе. 2008. - №1. - С.60-62.

6. Айдарова, И.Р. Электронный учебник на уроке музыки: мечта или реальность? [Текст]/ И.Р.Айдарова // Искусство в школе. 2008. - №4. - С.64-66.

7. Активная познавательная деятельность в целостном педагогическом процессе [Текст]: моногр. / Кол. авт.; С.М.Усманов, Ю.П.Правдин, Т.А.Черникова и др; Башк. гос. пед. ун-т, Бир. гос. пед. ин-т. М.; Уфа: Бир. гос. пед. ин-т, 2001. - 275 с.

8. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс [Текст]/ В.И.Андреев. Казань, 2003. - 608 с.

9. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избранные педагогические труды [Текст]/ Сост. М.Ю.Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

10. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / М.Ю. Бабанский. — М.: Педагогика, 1985. 208 с.

11. Балаховская, Т.Н. Три назначения мультимедиа [Текст] / Т.Н.Балаховская // Компьютер пресс. 1995. - №2. — С. 37.

12. Беспалов, П.В. Компьютерная компетентность в контексте лич-ностно-ориентированного обучения [Текст] / П.В.Беспалов // Педагогика. -2003.- №4. -С. 41-45.

13. Бороздин, А.О. Караоке на уроке: новые информационные технологии в общем музыкальном образовании [Текст] / А.О.Бороздин // Музыка в школе. 2006. - №5. - С. 69-72.

14. Бороздин, А.О. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе [Текст] / А.О.Бороздин // Музыка в школе. 2006. - №1. - С. 27-31.

15. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности [Текст]/ Л.Л.Бочкарев; Институт психологии РАН. М., 1997. - 352 с.

16. Важов, С. Школа игры на синтезаторе [Текст] / С. Важов. СПб.: Композитор, 1998. - 80 с.

17. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз Санкт-Петербург, 1997. – 94 с.

18. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука [Текст] / П.Я.Гальперин; под ред. А.И.Подольского. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 480 с.

19. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы [Текст] / Б.С.Гершунский. М.: Педагогика, 1987. - 264с.

20. Гибсон, Р. Обучающие игры: игры, обучающие чтению [Текст] / Р.Гибсон. М.: РОСМЭН, 1998. - 64с.

21. Гимро, А.Е. Развитие музыкального слуха у младших школьников в процессе электронного музицирования [Текст] / А.Е.Гимро // Музыка в школе. - 2005. - №3. - С.56-57.

22. Голенко О.Б. Компьютерные технологии и обучение детей игре на музыкальных инструментах [Текст]. – Брест: Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

23. Гура, В. Гуманитарный потенциал педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов [Текст] / В.Гура // Педагогика. -2007. №2. - С. 30-37.

24. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.

25. Дьяченко, Н.Г. Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы) [Текст]: диссертация . канд. искусств.: 17.00.02, 13.00.02. Киев, 1983. - 200 с.

26. Елисеева В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления //

27. Живакин, П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ [Текст]/ П.Л.Живакин. СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999. - 624 с.

28. Живакин, П.Л. Синтезатор — это основной элемент общего музыкального образования в будущем [Текст] / П.Л.Живакин // Музыка в школе. -2005. -№1.-С.4-6.

29. Заливадный М.С.Теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности (опыт комплексной характеристики) [Текст]: автореф. дисс. Канд.искусствоведения. – Спб., 2000. – 24 с.

30. Зауторова, Э.В. Компьютерная среда как средство организации познавательного интереса личности в области искусства [Текст]/ Э.В.Зауторова // Инновации в образовании. 2007. - №2. - С. 104-108.

31. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя [Текст]/ Д.Б.Кабалевский 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

32. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст]. — М.: Педагогика, 1981. — 200 с.

33. Красильников, И.М. Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования [Текст] / И.М.Красильников // Музыка в школе. 2000. - №4. - С. 14-19.

34. Красильников, И.М. Музицирование учащихся на электронных инструментах [Текст] // Искусство в школе. 2008. - №3. - С. 62-64.

35. Красильников, И.М. Музыкальное обучение на основе цифрового инструментария [Текст] / И.М.Красильников // Педагогика. 2006. - №6. - С.43-49.

36. Красильников, И.М. Обучение электронному музицированию на уроках в общеобразовательной школе [Текст] И.М.Красильников // Искусство в школе. 2003. - №3. - 47-51.

37. Красильников, И.М. Основные этапы освоения музицирования на клавишных синтезаторах [Текст] / И.М.Красильников // Искусство в школе. -2003.-№4.-С. 23-26.

38. Красильников, И.М. Особенности электронного музицирования как учебной деятельности в школе [Текст] / И.М.Красильников // Искусство в школе. 2003. - №2. - С. 78-80

39. Красильников, И.М. Подходы к обучению игре на синтезаторе в российской научно-методической и учебной литературе [Текст] / И.М.Красильников // Музыка в школе. 2007. - №6. - С.58-61.

40. Красильников И.М. Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств [Текст]. – М.: Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. – 55 с.

41. Красильников, И.М. Содержание и методы обучения музицированию на компьютере в общеобразовательной школе [Текст] / И.М.Красильников // Музыка в школе. 2003. - №1. - С.58-63.

42. Красильников, И.М. Цифровые технологии в музыке: педагогические творческие перспективы [Текст] / И.М.Красильников // Педагогика: научно-теоретический журнал. 2001. - №10. - С. 26-29.

43. Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования [Текст] / И.М.Красильников. Дубна: Феникс+, 2007. - 496 с.

44. Красильников, И.М., Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе [Текст] / И.М.Красильников, Н. Глаголева. М., 2004.-65 с.

45. Красильников, И.М. Электромузыкальные инструменты: учебное пособие [Текст]/ И.М.Красильников, ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, 2008. — 44 с.

46. Красильников И.М. Формирование и развитие электронного музыкального творчества в детских музыкальных школах и школах искусств.

47. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач. - М., 1975.

48. Латышев В.Л. Компьютерная технология обучения: учебное пособие [Текст] / В.Л.Латышев. М.: Изд-во МАИ, 1992. - 48 с.

49. Левина, И.Р. Творческое взаимодействие: теория и практика [Текст] / И.Р.Левина. М.: Современный университет, 2006. - 200 с.

50. Лернер, И.Я. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования [Текст] / И.Я.Лернер. М. Педагогика, 1978. - 208 с.

51. Лифановский, Б.И. Интернет для музыканта [Текст] / Б.Лифановский. -М.: Классика-ХХI, 2006.-213 с.

52. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении[Текст]. — М., 1998

53. Маханек Н.Б. Музыкально-компьютерные технологии в основном и дополнительном образовании [Текст] // Вестник Московского городского педагогического университета. – М.: Изд-во МГПУ, 2006. – С. 141 – 144.

54. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории [Текст] / М.И.Махмутов. М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

55. Машошина Г.С. Музыкальная педагогика в век компьютера [Текст] //Некоторые вопросы использования музыкально-компьютерных технологий в детском музыкальном образовании.

56. Медушевский, В.В. Компьютеризация музыкального образования как музыковедческая проблема [Текст] / В.В.Медушевский, А.А.Подражанская // ЭВМ и проблемы музыкального образования. - Новосибирск, 1989. - С. 23-31.

57. Моторин, В.В. Компьютерные технологии как фактор интеллектуально-творческого развития личности младшего школьника [Текст]: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01 / В.В.Моторин. — М., 2002. 165 с.

58. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под. ред. Е.С.Полат.-. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 272 с.

59. Оконь В. Основы проблемного обучения [Текст]. - М.: Просвещение, 1968. — 208 с.

60. Парнес, Д.Г. На фортепиано, синтезаторе по слуху [Текст]: самоучитель / Д.Г.Парнес, С.Е.Оськина. - М.: ACT, 2007. - 216 с.

61. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст] / B.И.Петрушин. М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 1997. - 384 с.

62. Пешняк, В.Г. Курс игры на синтезаторе [Текст]: учеб. пособие для детских музыкальных школ / В.Г.Пешняк. М.: Композитор, 2000. - 200 с.

63. Пешняк, В.Г. Самоучитель игры на синтезаторе[Текст]: учеб. пособие / В.Г.Пешняк. М.: Композитор, 2001. - 81 с.

64. Пешняк, В.Г. Уроки игры на синтезаторе: [Текст] : учеб. пособие для класса синтезатора детских музыкальных школ / В.Г.Пешняк.- Вып. 1. — М.: Композитор, 1998. 49 с.

65. Плаксеева, О.Н. Компьютерные технологии в процессе обучения музыке: на примере вокальной подготовки студентов педагогического факультета [Текст] : диссертация . канд. пед. наук: 13.00.02 / О.Н.Плаксеева. -М., 2008.-193 с.

66. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование [Текст]. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002.

67. Пономарев Я.А. Психология творчества [Текст]. - М.: Издательство "Наука", 1976. - 304 с.

68. Приселков, A.C. Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов [Текст]: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.02 / А.С.Приселков. Краснодар, 2003. - 177 с.

69. Пручкина Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся [Текст]: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Магнитогорск, 1999. - 169 c.

70. Тарачева, О. Компьютерные технологии на уроках музыки [Текст]/ О.Тарачева // Искусство в школе. 2007. - №6. - С. 43.

71. Ульянич В.С. Заметки о компьютерной музыке [Текст] // Музыкальная жизнь. — 1990. — № 15

72. Шавкунов, И.Г. Игра на синтезаторе: методика и программа обучения [Текст] / И.Г.Шавкунов. М.: Композитор, 2002. - 28 с.

73. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]. - М.:Логос,1996

74. Шебанов С.Г. Нотный редактор «Сибелиус» в обучении музыкальным дисциплинам [Текст] // Среднее профессиональной образование. – М.: Среднее профессиональное образование, 2011. – С 4 - 7

75. Шелехова, О.В. Формирование проективных умений студентов при использовании компьютерных технологий [Текст]: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В.Шелехова. Иркутск, 2004. - 177 с.

76. Шилов, B.JI. Словарь компьютерно-музыкальных терминов [Текст]/ В.Л.Шилов, А.А.Шаров. - М.: Современная музыка, 2003. - 400 с.

77. Юланова ДМ. Формирование познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий [Текст]: Автореф. дисс. канд.пед.наук. – Уфа, 2010. – 24 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование творческого мышления учащихся на основе обучающих музыкально-компьютерных программ»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 130
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика