Дипломная работа
«Формирование этно-художественной культуры художественная обработка текстиля»
- 73 страниц
Введение…3
Глава I. Теоретические основы разработки и создания учебно-методического пособия «Художественная обработка текстиля»…7
1.1.Текстиль. История развития…7
1.2. Способы и приемы обработки текстиля.….17
1.3.Особенности композиции в текстиле.….21
Глава II. Этапы работы над созданием учебно-методического пособия «Художественная обработка текстиля»….27
2.1.Подбор материала для создания учебно-методического материала ….27
2.2.Разработка макета пособия….32
2.3. Верстка и подготовка к печати…33
Глава III. Формирование этно-художественную культуру по проведению занятий художественным текстилем в педагогическом вузе на тему: Приемы обработки текстиля…48
3.1Методические рекомендации по проведению занятий художественным текстилем в педагогическом вузе….…48
3.2. Календарно-тематический план занятий по художественному текстилю в педагогическом вузе….51
3.3.План - конспекты занятий по художественной обработке текстиля….…52
Заключение….71
Литература….…73
Приложение…77
В настоящее время к лоскутному шитью относятся как к виду декоративного прикладного искусства. Лоскутная техника - одна из самых популярных видов рукоделия, поскольку не требует больших материальных затрат, позволяя использовать имеющие в каждом доме клочки тканей.
Многие женщины пытаются украсить себя и свое жилище красивыми, уникальными вещами, которые постоянно воздействуют на человека - создают настроение, формируют его отношение к окружающему миру. А так же каждая хозяйка мечтает отойти от привычного стандарта, диктуемого промышленным дизайном.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Работа, выполненная своими руками, несет в нашу жизнь новые впечатления. Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как выполненная работа своими руками. Выполняя изделие, учащиеся овладевают техникой, получают знания композиции ее особенности в текстиле, орнаментальных мотивов в композициях этнического костюма, цвет и фактура, использование основных средств выражения художественного образа в текстиле, узнают основы дизайна и художественного оформления.
Цель данной работы: Создать комплект методическое пособие «Художественной обработки текстиля». Изучить особенности техники шитья из ткани, углубить знания по декоративно-прикладному искусству и, систематизировать знания по шитью и, композиции, изучить особенности орнаментальных мотивов в композициях этнических костюмов, разработать на этой основе методические рекомендации по проведению занятий по художественной обработке текстиля.
Задачи:
• Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занятий по художественной обработке текстиля;
• Раскрытие понятия шитья и композиции;
• Применение на практике знаний и навыков, полученных в процессе университетского образования;
• Создание проекта с использованием теоретических и практических знаний;
• Изучение технологии текстиля;
• Разработка методических рекомендации к проведению занятий со студентами педвуза на занятиях «Художественная обработка текстиля».
Для эффективного решения вышеперечисленных задач, необходимо использование различных методов исследования:
-метод изучения учебной, педагогической и методической литературы;
- метод анализа изученной литературы;
- метод консультации;
-метод беседы;
-метод деятельности;
-метод теоретического обобщения;
-метод творческой деятельности;
-метод экспериментальной работы;
-метод наблюдения за процессом и производством изделий;
Практическая значимость данной разработанной методики повышает эффективность процесса формирование этно-художественной культуры студентов педвуза на занятиях «Художественной обработки текстиля».
- Предложенный подход к организации занятий позволяет приблизить их развитие к требованиям времени, делая возможным формирование у студентов эмоционально - оценочного отношения к гармонии окружающей среды и быта человека.
В дипломной работе даются рекомендации для проведения занятий по художественной обработке текстиля.
Методы, используемые при создании дипломной работы: поисковая работа. Анализ и синтез изученного материала, литературы, сбор наглядных материалов.
Практическая значимость: методические рекомендации имеют практическую значимость для педагогов.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы из 49 источников, приложения и учебно-методическое пособие «Художественная обработка текстиля».
Учебно-методический комплекс дает возможность студентам педвуза изучить художественную обработку текстиля на высоком профессиональном уровне.
Предмет исследования – создание учебно методического пособия «Художественная обработка текстиля».
Объект исследования: технология лоскутного шитья.
Состав работы:
-теоретическая часть, раскрывающая историю возникновения и развития лоскутной техники, также современное искусство лоскутного шитья, основные технологические приёмы и материалы для изготовления художественного обработка текстиля, методические рекомендации для проведения занятий.
-практическая часть: методические рекомендации имеют практическую значимость для педагогов дополнительного образования, руководителей студий и всех, кто хочет воспитать у детей интерес к искусству как к средству выражения чувств, мыслей, отношений и разнообразных замыслов, развивать у них специальные и творческие способности. А также формировать умения и навыки в области художественной обработки текстиля.
-планшет с проектом, книги 5 штук в твердом переплете и 10 штук в мягком переплете.
Глава I. Теоретические основы разработки и создания учебно-методического пособия «Художественная обработка текстиля»
1.1.Текстиль. История развития
Лоскутное шитье это рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, обучающее к аккуратности и, обогащает, развивает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. В народе всегда ценили ручную работу как художественный текстиль источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и другое особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.
Первые упоминания о лоскутном искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях XI в. Ткань это материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники очень условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Причиной появления лоскутного шитья явилась бедность, вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую одежду. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.
Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас. Шитье из лоскута называют обычно «лоскутная мозаика».
С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных трудных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, творчество. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.
Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветные лоскутные вещи притягивают наше внимание.
Коллекция изделий, выполненных в стиле лоскутной техники, имеются во Всероссийском музее декоративно - прикладного и народного искусства. Это рукоделие зародилось и развивалось, одновременно и независимо у разных народов. Декоративные лоскутные и стёганые изделия создавались во многих уголках мира и несли черты, присущие традициям и истории региональных культур. Очень трудно точно определить возраст лоскутного шитья. До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (пэчворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах (100 год до н.э.-200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера. Известно английское шёлковое лоскутное покрывало, датированное 1718 годом. В сборнике «Домострой», изданном во времена Ивана Грозного, есть упоминание о бережном обращении с лоскутками и обязательном использовании их в хозяйстве. С первыми переселенцами из Европы лоскутное шитьё попало в Америку, где изначально представляло собой скорее перешивание старых вещей с целью создания новых, и лишь позднее стало прикладным искусством.
Кроме внешних отличий лоскутных изделий, обусловленных национальными особенностями разных культур, есть ещё и различное понимание - что же такое лоскутное шитьё. Сегодня в мире принято следующее широкое определение, что же считать изделием в технике лоскутного шитья: это трёхслойное изделие, состоящее из лоскутного верха, наполнителя и изнанки, которые соединены между собой стёжкой.
Верх такого изделия может быть выполнен в технике лоскутного шитья, называемого также английским словом пэчворк, аппликации или представлять собой целый кусок ткани, по которому выполнена декоративная стёжка - квислинга. Для готового изделия существует ещё термин квилт. Если раньше стёжка служила для скрепления слоёв и фиксации наполнителя, то сегодня это отдельный декоративный приём. Ручная стёжка придаёт изделию индивидуальность, передаёт теплоту рук мастерицы. Свободная стёжка на швейной машине создаёт новую структуру поверхности текстильного изделия. А возможности современных швейных машин позволяют разнообразить техники стёжки и внешний вид изделий, дать волю фантазии мастерицы.
Традиционно и чаще всего для изготовления верха квилта используются хлопчатобумажные ткани. Однако прекрасные работы получаются и из других тканей - парчи, бархата, шёлка, сукна и множество других тканей.
Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.
Самые мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья, лоскутное одеяло, созданный, талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.
Можно сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.
В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.
Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).
Каждый метр текстильного материала, произведенного в наши дни, несет на себе память и знания, накопленные и аккумулированные веками и тысячелетиями, на протяжении которых человек занимался одной из древнейших технологий.
Археологические раскопки доказывают, что еще на самых ранних стадиях развития люди умели эти волокна выращивать и перерабатывать в различные изделия. Тем самым, участвуя в борьбе за свое существование с природой, приспосабливая ее к своим нуждам.
Уже шесть тысяч лет назад человек уже знал и использовал четыре важнейших природных волокна: лен, хлопок, шерсть и шелк.
Первым освоенным, окультуренным человеком волокном был лен. Еще пять тысяч лет до рождества Христова в долине реки Нил на территории современного Египта изо льна изготавливали ткани.
Вторым важнейшим волокном, которое освоил человек, была шерсть. Жители древнего поселения на территории современной Швейцарии разводили овец. Самая ранняя дата, связанная с овцеводством и производством шерсти, подтвержденная раскопками, соответствует 4000 лет до нашей эры. В долине Евфрата (Древняя Месопотамия) разводили овец, пряли шерсть и ткали примитивные ткани. [49]
Третье важнейшее волокно, освоенное человеком - хлопок. Первое материальное подтверждение его производства относится к 1000 лет до н.э., о чем говорят археологические раскопки поселения в Индии. Одной из загадок развития человеческой цивилизации остается вопрос, каким образом человек научился выращивать хлопок, прясть его и ткать из него ткани в одно и то же время на разных континентах (в Азии и в Южной Америке, в стране древних Инков - Перу). Таким образом, эти технологии были освоены еще в доисторические времена на разделенных друг от друга тысячами километров континентах. Такой текстиль, как хлопок, наиболее распространен во всем мире благодаря районам своего произрастания. Из беловатого вещества, которое покрывает семена растений, изготавливается тонкая нить, которая затем становится основой различных тканей, например, бельевых, технических, платяных и декоративных.
Четвертое важнейшее природное волокно - шелк. Вероятно, Родиной его производства был Китай. Легенда гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (примерно 2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрица поняла возможность использования этих нитей. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда. Технология выделывания шелковых тканей происходит или из Китая или других стран Дальнего Востока, и ее рождение соответствует примерно 3000 лет до н.э.
Работа над темой расширила все представления о мировой художественной культуре, обогатила понимание настоящего через прошлое. Представилась возможность выполнить творческую работу в технике, которая вдохновляет в дальнейшую творческую работу. Те знания, умения и навыки, которые приобретены в процессе работы над проектом, помогут и в дальнейшей работе. Осознание, что существует много других не менее интересных приемов художественного текстиля, полагаем, что их изучение позволит дальнейшую работу сделать более содержательной.
Художественный труд – это творческая работа человека с различными материалами. Этот труд способствует развитию фантазий, творческих способностей, развивает мелкие мышцы рук, способствуют воспитанию выдержки, настойчивости, умение доводить начатое до конца.
В дипломной работе было составлено учебно-методическое пособие, лекционная часть для студентов педвуза.
В основе предлагаемых методических рекомендаций по проведению занятий художественным текстилем положена ориентация на народное искусство, какая она бывает разная и интересно выполненная в различных техниках текстиля. И это не случайно. Ориентируясь в творческой деятельности на традиционные способы и приемы обработки текстиля, студенты открывают новые эстетические свойства, присущие тканям. Это способствует активному трудовому воспитанию. Студенты видят, что их творческая и трудовая деятельность проходит не зря, это вселяет в них уверенность, способствует появлению желания работать дальше.
Мы живем в мире высоких технологий, тем не менее, духовная потребность, выраженная в почитании искусства предков, не покидает нас. Люди неизменно возвращаются к прежним культурным ценностям, понимая, что будущее невозможно без знаний прошлого. Изделия, выполненные своими руками, всегда ценились, ценятся и, вероятно, будут цениться по сравнению с серийными промышленными изделиями, так как ручные работы - это источник эмоциональной духовности.
Решая задачи выпускной квалификационной работы, мы выполнили пособие посвящено раскрытию теоретических вопросов в области художественного текстиля, формирование этно - художественной культуры студентов педвуза на занятия «Художественная обработка текстиля».
1. Абражевич С. Самоучитель. Верстка на компьютере. - М.: Триумф Технолоджи-3000.-2008-352с.- ISBN5- 89392 -316-2.
2. Агапов И., Давыдов М. Пэчворк. Шьём из лоскутков. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010.
3. Андреев В.И. «Педагогика» Учебный курс для творческого развития: 2-е изд., Казань – 368с.
4. Аскова Е. Ткань. Декоративная ткань. Панно. Графика. – М.: Сов. Художник, 1986.
5. Афанасьев, А.Д. Становление университетской учебной книги как вида издания на стыке учебной и научной мысли.-М.: Московский государственный открытый университет.-2005.-42с.-ISBN 5-7045-0648-8.
6. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
7. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д., 2000.
8. Брингхерст Р. Основы стиля в типографии. – Издатель: А. Аронов: 2006. -434с. – ISBN 5-94056-014-8.
9. Буковецкая О.А. Готовим в печать журнал, книги, буклет, визитки. - М.: НГ Прес.-304с.-ISBN 5-477-00022-8.
10. Бурлаков М. CorelDRAW 12.-С.-П.:БХВ-Петербург-2004.-688с.-ISBN 5-94157-425-8.
11. Бурлаков М. Путеводитель по Adobe Photoshop CS2.-С.-П.: БХВ-Петербург-2005.-688с.-ISBN 5-94157-759-1.
12. Виноградов И.Б., Рукоделие в начальных классах. – М.: 1984.
13. Виноградова А.Р. «Художественное мастерство» - М.с.25,2001.
14. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. М. 1994.
15. Горина Г.С. «Народные традиции в моделировании одежды», Москва, 1974.
16. Добкин С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Книга. – 1985. – 208с.
17. Дорогова Л.Н. Декоративно-прикладное искусство. - М.: «Знание», 1970.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2000.
19. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом в 2 ч. (2-й. год обучения) под редакцией Т.Я. Шпикаловой-М, 1997.
20. Калина Е. Натура и фантазия в декоративной композиции. Журнал Юный художник, 1994.
21. Калинин С. Как правильно оформить выходные сведения издания: пособие для издателя. – М.: Экономить. – 2006-220с.-ISBN 5-98118-183-4.
22. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.
23. Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды: учебник для среднего специального заведения. – М.: Легпромбытиздат, 1990.
24. Колин Гейл, Ясбир Каур «Мода и текстиль, рождение новых тенденций» ООО Гревцов Паблищер, 2009.
25. Кондратьев И. Книжная верстка. - С.-П.: BHV-Санкт-Петербург.-2005.-320с.-ISBN 5-94157-830-x.
26. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд. Москва: «Академия», 2004. Стр. 3-5, 30, 113,410,443.
27. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд. Москва: «Академия», 2004. Стр.3-5,30,113,410,443.
28. Кулер Д. Лоскутное шитье. Покрывала, подушки, мелочи для кухни / Пер. с англ. Ю.К. Рыбаковой. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 112с.
29. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М., 2004.
30. Настольная книга издателя/Е.В. Малышкин, А.Э. Мильчин, Н32 А.А. Павлов, А.Е. Шадрин.-м.: АСТ; Олимп,2005.-96с.
31. Орленко Л.В. История текстиля и моды. М.: МГУС, 1998.
32. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М.: подарки, модели. – М.: 2002.
33. Ракитин В.И. Искусство видеть. – М., 1972.
34. Риверз Ш. Лучший дизайн книги. - М.: РИП-холдинг.-2008.-240с.-ISBN 5900045994.
35. Рогинская Ф.С. Советский текстиль. М., 1930.
36. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
37. Садыкова Ф.М. Текстильное материаловедение и основы текстильных производств. М.: Легпромбытиздат, 1989.
38. Сластенин В., Шлянов Е. Педагогика. Учебное пособие для ССУ-Зов.-М.:Март.-2006.-316с.-ISBN 978-5-241-00492-5.
39. Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи. Л.: Аврора, 1972.
40. Фокина Л.В. Орнамент: учебное пособие / Л.В. Фокина. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
41. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. – М.: Педагогика, 2000.
42. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. – М.: Просвещение, 1998.
43. Чихольд Я. Облик книги. - М.:Книга.-1980.-242с.-ISBW 978-5-98062-037-0
44. Шолохов Е.В. «Композиция».
45. Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1986.
46. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана. ХХ века: От тамги до авангарда. – Уфа: Китап. 2006.
47. w*w.krotov.info/lib. Верстка
48. w*w.narodko.r*. Народный костюм.
49. w*w.toprunet.com/article. Текстильные материалы.
Есть приложения. Авторская работа.
Тема: | «Формирование этно-художественной культуры художественная обработка текстиля» | |
Раздел: | Искусство и культура | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 73 | |
Цена: | 1900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Культура Древней Греции, Афины и Спарта
Дипломная работа:
Развитие художественного вкуса будущих дизайнеров
Дипломная работа:
Формирование этнохудожественной культуры будущего учителя
Дипломная работа:
Образ мусульманина в современной массовой культуре
Курсовая работа:
Формирование поликультурной компетентности у учащихся старших классов методами диалога культур в условиях общеобразовательной школы