Дипломная работа

«Социально-педагогическая деятельность по организации свободного времени подростков»

  • 75 страниц
Содержание

Введение … 3

Глава I. Теоретические аспекты организации свободного времени подростков…10

1.1 Общая характеристика досуга….10

1.2 Социально-психологические особенности подросткового возраста…17

1.3 Формы организации свободного времени подростков. 29

Выводы по первой главе….43

Глава II. Содержание работы социального педагога по организации свободного времени подростков….45

2.1 Специфика деятельности социального педагога по организации свободного времени подростков….45

2.2 Опыт деятельности социального педагога МБОУ СОШ с.Раевский РБ по организации свободного времени подростков….52

Выводы по второй главе….67

Заключение….70

Литература….73

Введение

Актуальность исследования. Масштабность социально-экономических изменений в России на рубеже ХХ-ХХІ веков, их сложность и противоречивость обусловливают возрастание значимости проблем социального воспитания, обучения и развития детей и подростков, составляющих будущее нации. Именно этой категории населения предстоит определять направления и содержание развития государства, его перспективы и место в мировой цивилизации. Переход общества к рыночным отношениям в конце XX века потребовал новых технологий работы всех социальных институтов. Процесс трансформации сложившейся социальной инфраструктуры, развития культуры и цивилизации обострил проблему социальной и индивидуальной адаптации подростков к быстро меняющимся условиям жизни, эволюции в этих целях различных форм их обучения, воспитания и развития.

Важное место в жизнедеятельности детей и подростков занимает свободное время, содержание и направленность которого во многом определяются ценностными ориентациями личности. Именно в свободном времени реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками. Все это обусловливает необходимость оптимизации содержательного наполнения свободного времени подростков, повышения качества деятельности социальных институтов в социуме. Свободное время отражает потребности, ценностное отношение человека к жизни, где само использование времени есть существенный признак социальной зрелости и условие культурного развития личности. Свободное время человека по праву считается общественным богатством, однако действительным богатством оно становится только тогда, когда деятельность человека в это время способствует развитию личности, раскрытию и совершенствованию ее индивидуальности. Лишь в этом случае общество умножает свой духовный потенциал. Сущность свободного времени, по мнению большинства ее исследователей, является свободная деятельность.

Интересы и способности школьников проявляются в жизнедеятельности, но наиболее ярко выражаются и развиваются в свободное время, т.е., когда организуется чтение книг, просмотр телепередач, кинофильмов и их обсуждение, подвижные и спортивные игры, проводятся музыкальные занятия, занятия изобразительным творчеством, хореографией, техническим конструированием. Для того, чтобы обеспечить развитие духовного мира человека, необходимо научить его использовать свободное время для себя и для окружающих, сформировать навыки культуры проведения свободного времени.

Значение свободного времени в формировании личности очень противоречиво: оно может быть пространством для всестороннего развития, а может служить и базой для антисоциальных занятий, оказывающих отрицательное воздействие для развития человека. Эту особенность необходимо учитывать, прежде всего, в работе с подростками, чей духовный мир еще активно формируется и открыт для различных влияний. Как правило, подросток, не найдя занятий в свободное время, оказывается в компании подростков с так называемым асоциальным поведением.

Задача современного общества, государства и социальных педагогов состоит в том, чтобы способствовать правильному выбору жизненного пути подростка, в создании необходимых условий для творческого и интеллектуального развития подростка путем досуговой деятельности, способствовать формированию, воспитанию и развитию достойных граждан общества, будущего нашей страны.

Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания.

Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философами рассматривается свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь со временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер, и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.

Существенный вклад в осмысление сущности досуга, внесли ученых как Дж. Дюмазедье, М.А. Ариарский, Д. М.Генкин, Б.А. Грушин, А.А. Гордон, В.Г. Давыдович, Г.А. Евтеева, В.Т. Лисовский, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, А.Н. Кротова, Б.Г. Мосалев, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин, И.А.Новикова, С.Н.Лебедева, Л.П. Подоба, А.П.Марков, Б.А.Титов, А.Ф.Воловик, А.Д. Жарков, А.А. Сукало и др.

Несмотря на всё богатство теоретических материалов, системных исследований, посвященных рассмотрению культурно-досуговой деятельности как средства развития социальной активности проблема досуга подростков остаётся недостаточно разработанной и до настоящего времени особо острой не только для теоретиков, но и для специалистов-практиков, так как большой объём неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют его возрастом "второго рождения личности. Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни.

Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего для ребенка, для подростка возникает мир. Сегодня этот мир сложен, как никогда. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. В интеллектуальной деятельности подростков основной особенностью является нарастающая способность к абстрактному мышлению. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научение подростков умениям и навыкам самоорганизации - актуальная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками самоорганизации.

Досуг подростков, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, подростки, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития.

Существует противоречие между потребностями подростков использовать свой досуг как сферу самореализации, полноценного общения, активного проявления самостоятельности и неумением реализовать себя в досуге в силу серьезных недостатков в организации со стороны взрослых и недостаточностью создания условий и среды для научения подростков азам досуговой деятельности. Школа, клубы, другие внешкольные досуговые объединения в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания «человека культуры» и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни подрастающего поколения, не реализуют в полной мере свои объективные возможности по формированию культуры досуга. На решение этих и других проблем должна быть направлена деятельность социального педагога. Организуя плодотворный досуг подростков и в частности младших подростков, он, таким образом, предупредит многие вероятные проблемы у данной категории воспитанников.

Объектом исследования является культурно-досуговая деятельность подростков.

Предмет исследования работа социального педагога по организации свободного времени подростков.

Цель исследования – выявить эффективные направления и формы работы социального педагога по организации свободного времени у подростков.

Задачи исследования:

а) дать общую характеристику досуговой деятельности;

б) рассмотреть социально-психологические особенности подросткового возраста;

в) проанализировать специфику деятельности социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности подростков;

г) описать опыт деятельности социального педагога по организации свободного времени подростков на примере общеобразовательной школы с. Раевский РБ.

Теоретическую основу исследования: составили работы отечественных педагогов, психологов посвященные осмыслению сущности досуга (М.А. Ариарский, Д. М.Генкин, Б.А. Грушин, А.А. Гордон, В.Г. Давыдович, Г.А. Евтеева, В.Т. Лисовский, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, Б.Д. Парыгин, А.Н. Кротова, Б.Г. Мосалев, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин, И.А.Новикова, С.Н.Лебедева, Л.П. Подоба, А.П.Марков, Б.А.Титов, А.Ф.Воловик, А.Д. Жарков, А.А. Сукало и др). Проблема свободного времени как фактора развития личности (Л.Н.Абакумова, М.Г.Бушканец, Е.М.Горенкова, А.Я.Журкина, Л.И.Новикова, Е.С.Тощенко и др.). В социально-педагогической науке также предпринят ряд усилий по решению задач активизации воспитательного потенциала внешкольных учреждений (О.Й. Грекова, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова, А.И. Щетинская). Эффективность взаимодействия школы и среды, педагогического управления этим процессом, взаимосвязи системы воспитания учащихся по месту жительства с воспитанием всего населения микрорайона исследовали В.И. Беляев, В.Г. Кузь, Л.Ю. Лялюгене, М.П. Трофанова и др. Психолого-педагогические аспекты организации свободного времени, влияние его на развитие личности и формирование мировоззрения школьной молодежи рассматриваются в работах К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, И.А.Зимней, И.С.Кона, А.В.Мудрика, Н.Л.Селивановой, Н.П.Станченковой, а также Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, Е.С.Махова, М.К.Мамардашвили, К.С.Романова, Е.С.Тощенко и др.

Среди педагогических исследований, посвященных организации и проведению свободного времени учащейся молодежи, представляют интерес работы В.Н.Бушканца, Н.Н.Водомерова, Ф.А.Гимадеевой, С.Ш.Зиганшина, Р.О.Карапетяна, В.Х.Лукмановой, М.В.Мухамедьяновой, Л.К.Петровой, Б.А.Трегубова, Г.И.Фроловой, С.А.Шмакова, Л.И.Швецовой.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в обобщении теоретических положений проблемы социально-педагогической деятельности по организации свободного времени подростков;

- охарактеризованы социально-психологические особенности подросткового возраста;

- расширено представление об основных формах работы социального педагога с подростками по организации свободного времени подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что определено содержание деятельности социального педагога по организации свободного времени подростков, результаты работы могут быть использованы в работе социальных педагогов и классного руководителя.

Методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез, сравнение); эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анализ документации, описание опыта работы социального педагога).

Опытной базой исследования Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение, средняя общеобразовательная школа с.Раевский, Альшеевского района Республики Башкортостан.

Структура исследования состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактики конфликтов в подростковой среде

1.1. Ведущие положения педагогической конфликтологии, их характеристика

Термин «конфликт» произошел от латинского conflictus, что означает буквально «столкновение, серьезное разногласие, спор». Как показывает анализ специальной литературы, понятие «конфликт», не смотря на широкое распространение и актуальность не имеет четкого и более или менее универсального определения. В современном психологическом словаре М.С. Мещерякова представлено следующее определение данного понятия: «конфликт – широкий термин, активно использующийся»в психологии, социологии, других науках, а также в философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом, чаще всего, понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположных направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов [37, 135].

Авторы учебника по конфликтологии А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение конфликта: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий ,возникающих в процессе взаимодействия заключающихся в противодействие субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [6, 8]. Одним из известных отечественных исследователей – Б.И. Хасаном дана трактовка, в которой подчеркивается динамический аспект. Он считает: «Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации» [66, 46].

Конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида или межличностных действий индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями" [47, 153]. Такое определение, ориентированное на психологические особенности участников конфликта, должно быть дополнено определением конфликта как процесса, т. е. формально-динамическим. Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк предложили в конфликте выделять "конфликтную ситуацию" и "инцидент" [9, 57].

Конфликтная ситуация, как правило, складывается постепенно. В ней определяются позиции участников будущего конфликта, но до открытого столкновения дело еще не доходит. Составляющими конфликта, конфликтной ситуации являются участники и предмет конфликта. Участники могут иметь как минимум две взаимоисключающие позиции на предмет конфликта, занимая при этом определенную иерархию, в которой выделяются свои лидеры, инициаторы и более или менее пассивные сторонники.

Конфликт всегда предполагает открытое, осознаваемое его участниками столкновение, т.е. "инцидент". Смысл инцидента заключен в овладении предметом конфликта. Инцидент делает конфликт зримым, заставляя его участников быть более активными, чем при конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация не всегда может заканчиваться инцидентом, но сам по себе предмет конфликта при этом остается.

В разное время многих педагогов и психологов волновала проблема конфликта. Некоторые считают, что их источником является фрустрация различных потребностей человека. Два основных вопроса теории конфликта: что именно сталкивается в нем и каким является характер этого столкновения, разные авторы решают по-разному. Существует несколько наиболее популярных определений конфликта.

С одной стороны, конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. Противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство личности. [10, 4]. Эмоции "подогревают" человека, толкают его на борьбу. Вот почему при определенных условиях возникает противоборство. Отсюда следует определить конфликт как противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством. Каждая сторона чувствует себя правой и "идет" на конфликт.

С другой стороны, конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которыми могут быть конкретные лица или группы. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт - это и различие в понимании тех или иных ситуаций, действий противоположных сторон, противоречивых поведенческих реакций; реакция на те или иные препятствия в совместной деятельности[9, 58].

Психологи представляют конфликт как интеллектуальное взаимодействие сторон, как противоположность целей. В этом - внутренняя природа конфликта. Он возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекратится, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно (себе дороже) [46, 110].

Конфликты бывают продуктивные, способствующие достижению целей каждой из сторон, и деструктивные, когда один или оба участника ощущают утрату чего-то [46, 111].

Различают внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. В любом случае - это борьба двух сторон по различным поводам. Конфликты вездесущи, меняются лишь их формы, участники, шансы на выигрыш [46, 110].

Исток или первопричина всех конфликтов - препятствие к удовлетворению той или иной потребности. В этой связи выделяют факторы, которые способствуют возникновению конфликтов. Так, причиной конфликта могут стать различные барьеры, возникающие в процессе общения. К ним можно отнести личностные особенности партнеров по общению, различные способы реагирования, переживаемые эмоции и чувства, используемые психотехники общения и т.д.

К причинам конфликтов также относятся:

- ограниченность ресурсов;

- взаимозависимость решаемых задач (когда один человек или группы зависят от выполнения чего-либо другим человеком или группой);

- различия в целях;

- различия в представлениях и ценностях (зависящих от желания достигнуть определенной цели);

- различия в манерен поведения;

- недостатки коммуникации (дефицит необходимой информации, плохая подача информации и т.д.)

Что касается конфликтов в образовательных учреждениях, то практика и научные исследования показывают, что причины конфликтов учащихся условно разделить на три группы:

1. Причины, вызванные недостатком организации деятельности педагога, воспитателя, учащихся, всего учебного процесса.

2. Причины, вызванные неправильными действиями членов коллектива (педагогов, воспитанников и т.д.)

3. Причины, вызванные особенностями членов коллектива (возраст, уровень профессиональной подготовленности, несовпадение взглядов и т.д.)

В причинах конфликтов следует также выделять объект и субъект. Причины, вытекающие из свойств субъекта, это

1. Отсутствие в коллективе сознательной дисциплины.

2. Наличие в коллективе социально-вредных индивидов.

3. Большая сопротивляемость новизне, связанная с инертностью работы в коллективе.

К причинам, вытекающим из субъекта, следует отнести:

1. Профессиональную подготовленность руководителя (в том числе слабую подготовленность, неопытность в работе с людьми, что ведет к недостаткам в организации труда).

2. Недостатки моральной воспитанности членов коллектива, выражающиеся в нечестности, педантизме, грубости, черствости.

3. Неадекватность стиля руководства уровню развития коллектива.

Любой конфликт, где бы он ни происходил, вытекает из неумения партнеров увидеть чувства друг друга, распознать глубинные страхи, объяснить причины беспокойства. Следовательно, основным условием, порождающим межличностную напряженность и конфликт, всегда является агрессивность, сходство потребностей и ограниченная возможность их удовлетворения. Таким образом, психологической причиной многих конфликтов является стремление одного человека или одной стороны удовлетворить свои потребности за счет другого или других, а также эгоцентризм и узкогрупповая направленность сторон.

Отечественными педагогами М. М. Рыбаковой, Л.В. Симоновой, В.И. Журавлевым, И.А. Рудаковой, С.В. Жильцовой, Е.А. Филиппенко, В.Я. Якупиным, С.Ю. Теминовой и другими представлена классификация потенциальных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе школы.

Поскольку до настоящего времени наиболее изученными и описанными являются педагогические конфликты, то именно они с момента возникновения педагогической конфликтологии и стали преимущественным объектом систематизации.

Так, М.М. Рыбакова выделяет следующие педагогические конфликты:

- деятельностные (возникают, как правило, по поводу невыполнения учеником учебных заданий, текущей и итоговой успеваемости по предметам, а также результатов внеучебной деятельности);

- поведенческие (конфликты поступков) (связаны с нарушением учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, а также в процессе проведения учителем внеклассных мероприятий);

- личностно-значимых отношений (формируются непосредственно в процессе взаимодействия учителя и ученика) [55, 25].

Л.В. Симонова предлагает рассматривать следующие виды педагогических конфликтов:

- учебные (выступают реакцией субъектов педагогического процесса на создание препятствий к достижению целей учебной деятельности и, как правило, являются следствием плохой подготовки ученика к уроку, несогласия с полученной отметкой и т.д.);

- ожиданий (возникают как реакция субъектов педагогического процесса на поведение, не соответствующее уровню их ожидания, вызывают рассогласование взаимосвязей ролевого характера, при котором нарушается этичность взаимоотношений и, как следствие, унижается достоинство учителя или ученика);

- личностной несовместимости (связаны с личностными качествами учителя и ученика, особенностями характера и темперамента, и вызываются несдержанностью, грубостью, самоуверенностью, придирчивостью, обидчивостью и др.) [43, 51].

И.А. Рудаковой, С.В. Жильцовой, Е.А. Филиппенко выделены непосредственно проявляющиеся в сфере педагогического общения конфликты:

- восприятия (вызваны, например, стереотипами, которые порождают позитивное или негативное отношение к учащимся, оборачиваются в педагогическом общении субъективизмом преподавателя);

- коммуникации (выражаются в проявлении вербальной и невербальной коммуникации);

- взаимодействия (предопределяют общение и межличностные конфликты, причинами которых выступают предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов) [54, 51].

Школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности, к которым относятся учебная, процесс воспитания, управления коллективом, выстраивание статусов, общение, создание норм поведения и т.д. В ходе такого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций, которые его участники и образовательное учреждение в целом стремятся разными путями разрешать. С одной стороны, они ставят цель не выносить эти ситуации вовне, поскольку не хотят портить собственную репутацию и дальнейшую жизнь обучающегося, а с другой - не всегда находят эффективные пути работы с конфликтами [35, 86].

Таким образом, понятие конфликт достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Педагогический конфликт имеет различные причины и основания возникновения, а также многочисленные классификации, что может свидетельствовать о сложности природы конфликта, неоднозначности взглядов специалистов на суть и содержание конфликта. Все это говорит о сложностях профилактики и разрешения возникающих конфликтов в процессе образовательной деятельности, требующих от педагога конфликтологической компетенции, практических навыков и профессиональных умений.

Заключение

В первой главе данной работы, содержащей три параграфа, нами были решены следующие задачи. Первой задачей мы поставили – дать общую характеристику досуговой деятельности. В ходе решения этой задачи выяснили, что досуг – это часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.

Под досугом современного человека подразумевается «время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений». Данное определение мы использовали в нашей дипломной работе как основное. Также было выяснено, что досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей, так как способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, а также признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей, помогая ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.

Досуг младших подростков характеризуется: ярко выраженными физиологическим, психологическим и социальным аспектами, добровольностью при выборе рода занятий и степени активности, свободной творческой деятельностью, формированием и развитием личности подростка в совокупности когнитивных, социальных, психологических и пр. мотивов, своеобразной «зоной ограниченного вмешательства взрослых».

В процессе решения второй задачи, были рассмотрены социально-психологические особенности подросткового возраста. Среди прочих наиболее важными в рамках данного исследования признаны следующие: высокий уровень развития всех познавательных процессов, данный возраст характеризуется повышенной противоречивостью, а отсюда – конфликтностью, зачастую возникает чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка, центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Вследствие перечисленных особенностей можно выделить основные реакции подростка: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения. Главная новая черта, появляющаяся в психологии младшего подростка по сравнению с ребенком, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Выступая как важный этап становления личности, младший подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Так младший подростковый возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, и одним из наиболее сложных для педагогического воздействия.

В рамках решения третьей задачи, мы анализировали формы организации свободного времени подростков. В результате констатировали, что организация свободного времени подростков может стать серьезной альтернативой детской и подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, и одной из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления. Особую значимость организация свободного времени подростков приобретает в каникулярное время года, когда высвобождается масса свободного времени. В частности нами были рассмотрены основные формы летнего времяпрепровождения подростков: оздоровительные лагеря, кинопоказы, тематические дни, клубы и гастроли, привлечение к трудоустройству и благоустройству села и т.д. Что касается свободного времени в течение неканикулярного периода учебного года, нами были рассмотрены такие формы организации свободного времени подростков как дискотека, посещение библиотек, спортивные мероприятия, организация трудовых мероприятий.

Во второй главе нами была представлена опытная работа по организации свободного времени подростков, которая включала в себя такие этапы, как подготовительный, который заключался в подборе диагностического инструментария; основной (проведение диагностики) и заключительный - обработка и анализ результатов.

В процессе анализа деятельности социального педагога по организации свободного времени младших подростков, было выяснено, что основной целью работы социального педагога в области организации свободного времени подростков является создание системы внеурочной воспитательной работы с подростками.

Функциональными обязанностями социального педагога являются: планирование и организация воспитательной деятельности, оказание помощи классным руководителям, организация работы школьного самоуправления, консультирование классных руководителей, разработка и реализация методических разработок классных часов, сценариев, праздников и других школьных мероприятий. Т.е. социальный педагог является одним из основных субъектов воспитательной работы школы.

Видами внеурочной деятельности, которые возможны в школе являются: познавательная деятельность, ценностно-ориентированная, общественная, эстетическая, досуговая. Каждый из видов имеет собственную специфику и тесно связан с учебным процессом в школе. Кроме того, деятельность социального педагога представляет собой четко организованную и целенаправленную систему, где основными принципами являются: принцип преемственности, массовости, последовательности, непрерывности.

Содержание системы внеурочной досуговой деятельности включает в себя единство умственной, нравственной, трудовой, эстетической, физической работы учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов. Это содержание реализуется многообразными формами и методами, - от самых простых, таких как организация общения со сверстниками, до более сложных, требующих сложной системы методов – клубы, кружки и т.д.

В ходе нашего исследования мы изучили деятельность социального педагога по организации свободного времени подростков.

На основном этапе опытной работы исследования, были проведены беседы, классные часы, игра – вертушка, направленные на формирование умений организовать собственное свободное время, зная собственные потребности и особенности. На заключительном этапе исследования нами были разработаны рекомендации по организации свободного времени подростков.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута посредством реализации поставленных задач.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации".

2. Федеральный закон « О дополнительном образовании». Постановление ГД ФС РФ от 15. 11. 2000 №798.

3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. Правительством РФ от 7 марта 1995г. №233) ( с изменениями от 22 февраля 1997г., 8 августа 2003г., 1 февраля 2005г., 7 декабря 2006г.).

4. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».

5. «Программа развития образования в РФ на 2013 – 2020 годы», утвержденная Правительством РФ от 22.11. 2012 № 2148 – р.

6. Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление дополнительного образования детям». Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 21 мая 2012 года №900 зарегистрировано Управлением Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 15 августа 2012 года № 2155.

7. Артемьев, Т.И. Развитие личности и ее способностей [Текст] / Т.И. Артемьев - М.: Вагант, 2009.-110с.

8. Байярд, Р., Байярд, Д. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р. Байярд, Д.Байярд - Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: 2011. – 123с.

9. Беспятов, Н.К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации: практическое пособие [Текст] / Н.К. Беспятов. - М.:, 2004. – 154с.

10. Болотов, В. А. Становление общероссийской системы оценки качества образования [Электронный ресурс] / В. А. Болотов. - h**t://w*w.obrnadzor.gov.r*/files/attest2007/ 46316820.doc

11. Бреева, Е.Б. Дети в современном обществе [Текст] / Е.Б. Бреева- М.: Издательство; Эдиториал УРСС, 2007.-94с.

12. Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей [Текст] // Л.Н.Буйлова, Н.В. Кленова. - Дополнительное образование. – 2008. – № 12. – С.18.

13. Бунин, С.И . Признаки успешной социализации человека [Текст] // С.И. Бунин. – Вопросы гуманитарных наук. – 2007. - №4 – С.239.

14. Вараксин, В.Н, Организация отдыха и досуговой деятельности детей: пособие для работников детских оздоровительных центров [Текст] / В.Н. Вараксин.- М.: Школьная пресса, 2006. – 96с.

15. Верб, Л.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. [Текст] / Л.А.Верб -Л.:2011.-75с.

16. Вишняк, А.И. Культура молодежного свободного времени [Текст] / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко - Киев; Издательство; Высшая школа, 2007.-125,187с.

17. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. М.: Издательство 2010.-75с.

18. Воловик, А.Ф. Педагогика свободного времени [Текст] / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик- М.: Издательство; «Флинта» 2001.- 593,691с.

19. Галагузова, М.А. Социальная педагогика [Текст] / М.А. Галагузова - М.: Гуманит.изд. центр Владос. 2000.- 412с.

20. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студентов [Текст] / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004.- 239с.

21. Горский, В.А. Методологические основы содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования [Текст] // В.А. Горский. - Дополнительное образование. – 2009. –№6.- С. 29.

22. Горский, В.А., Журкина, А.Я., Ляшко, Л.Ю., Усанов, В.В. Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей института общего среднего образования РАО [Текст] // В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов. - Дополнительное образование. - 2007. - №1. - С. 7.

23. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: Книга для учителя [Текст] / В.С. Грехнев - М.: Издательство; 2005.-144с.

24. Евладова, Е.Б. Организация дополнительного образования детей: практикум [Текст] / Е.Б. Евладова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 352с.

25. Ерошенков, И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками [Текст] / И.Н. Ерошенков - М.: Издательство;2012.-65с.

26. Железнова, Л. Б. Результативность образовательной деятельности в сфере ДО [Электронный ресурс] / Л. Б. Железнова / h**t://bank.orenipk.r*/Text/t43_1.htm.

27. Кабкова, Е.М. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей [Текст] / Е.М. Кабкова. – М.: Просвещение, 2011. – 176с.

28. Каменец, А.В. деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие [Текст] / А.В. Каменец- М.: Издательство; 2002.- 41с.

29. Каргина, З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских творческих объединений [Текст] // З.А. Каргина. - Внешкольник. – 2009. – № 4. – С.56.

30. Кашепов, М.В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования [Текст] М.В. Кашепов. - Внешкольник. – 2007. – № 2. – С.23.

31. Колесов, Д.В., Мягков, И.Ф. О психологии и физиологии подростка [Текст ] / Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков- М.: Издательство 2011.-85с.

32. Краковский, А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка [Текст] / А.П. Краковский- М.: Издательство 2010.-112с.

33. Крестьянов, В.П. Методика работы клуба с детьми и подростками [Текст] / В.П. Крестьянов- М.: Издательство; 2003.-96с.

34. Куприянов, Н.Н. Взгляды на общее и особенное в детских общественных организациях [Текст] // Н.Н. Куприянов. – Дополнительное образование и воспитание. – 2008. - №11. С.3.

35. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей [Текст] / В.О. Кутьев. – М.: Просвещение 1999. – 126 с.

36. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / О.Е. Лебедева.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 256с.

37. Липский, И.А. , Никитина, Л.Е. Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования [Текст] //И.А. Липский, Л.Е. Никитина. – Дополнительное образование.- 2009.- №8.- С.64.

38. Лукманова, Х.Х. Свободное время подростка и его педагогический эффект [Текст] / Х.Х. Лукманова.- Уфа: изд. в автр. ред. 2002. – 241с.

39. Мандель, Б.Р. Игра как социокультурный феномен: исторический аспект [Текст] // Б.Р. Мандель. – СОТИС. – 2008. - №4. – С.25.

40. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник [Текст] / Л.В. Мардахаев .- М.: Гардарики, 2005. – 269с.

41. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. [Текст] / Л.В. Мардахаев. – М., Академия, 2009.– 368 с.

42. Махов, Ф.С. Когда подростку интересно. Подросток в школе и в клубе [Текст] / Ф.С. Махов- М.: Издательство 2011.-76с.

43. Михайлова, Т.В. Педагогический мониторинг деятельности детского объединения [Текст] // Т.В. Михайлова. - Дополнительное образование. – 2002. – № 12. –С6.

44. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик - М.: Педагогика; 2012.-78с.

45. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов пед. вузов [Текст] / А.В.Мудрик. – М.: Академия, 2000. – 200 с.

46. Небахарева, Э.В. Мониторинг личностного развития ребенка в учреждении дополнительного образования детей [Текст] // Э.В. Небахарева. - Внешкольник. – 2011. – № 2. – С.47.

47. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед . учебных заведений. В 3 кн. Кн.2. [Текст] / Р.С.Немов. – 2- е изд. М.: Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 496с.

48. Ремшмидт, Х. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Х. Ремшмидт- М.: Издательство; 1999.-67с.

49. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения икоррекционные программы [Текст] / Н.В.Самоукина- М.: Новая школа; 2012.-98с.

50. Сгибнева, Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10 – 11 классах [Текст] / Е. П.Сгибнева, Т.Б. Солдатова. – Ростов н/ Д: Феликс, 2003. – 384с.

51. Симонова, Г.И. Мониторинг деятельности учреждения дополнительного образования по социальной адаптации личности [Текст] // Г.И. Симонова. - Дополнительное образование. – 2009. – № 5. – С.27.

52. Соколова, В.Н., Юзефович, Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире [Текст] / В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович - М.: Высшая школа; 2010.- 78с.

53. Сластёнин, В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576с.

54. Титов, Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга [Текст] / Б.А. Титов- СПб; 2012.-136с.

55. Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление [Текст]/ Б.А. Трегубов- СПб,2011. – 226с.

56. Трусов, С.В. Муниципальная система дополнительного образования детей: становление, современное состояние, перспективы развития [Текст] / С. В. Трусов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 283с.

57. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования : учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений [Текст] / И.И. Фришман

58. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн - М.: Вопросы психологии, 2012. - №1.

59. Яковлев, Д.Е. Дополнительное образование: словарь - справочник [Текст] / Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002. – 112с.

60. Яковлев, Д.Е. Организация и управление деятельностью учреждений дополнительного образования детей: метод. пособие [Текст] / Д.Е. Яковлев. – М.: АйРИС – пресс, 2004. – 110с.

Покупка готовой работы
Тема: «Социально-педагогическая деятельность по организации свободного времени подростков»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика