Дипломная работа
«Развитие художественного вкуса будущих дизайнеров»
- 99 страниц
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 15
Профессиональная подготовка дизайнеров в системе высшего образования 15
1.2. Развитие художественного вкусабудущих дизайнеров как составная часть профессиональной подготовки 24
1.3. Педагогические условия развития художественного вкуса будущих дизайнеров.в системе высшего профессионального образования 38
Выводы по первой главе 58
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 60
2.1. Измерение первоначальных уровней развития художественного вкуса студентов 60
2.2. Реализация педагогических условийразвития художественного вкуса будущих дизайнеров в процессе обучения художественной росписи по ткани. 75
Выводы по второй главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
Актуальностьтемы исследования определяется наличием противоречия между необходимостью развития художественного вкуса у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы в теории и практике высшегопрофессионального образования.
Глубокие изменения последнего десятилетия в социальной, экономической и политической жизни страны оказали большое влияние на процессы в образовательной сфере. Резким изменениям подверглись ценностные ориентации студентов, их умонастроения, мотивы получения образования, отношение к окружающему миру, своему призванию.
Разработка новых педагогических технологий, совершенствование системы управления социокультурной средой образования в настоящее время требуют глубокого осмысления вопросов обучения и воспитания профессионала нового поколения, выявление и использование в многообразных направлениях механизмов развития его общих и специальных способностей, профессиональных качеств.
В то же время, уровень профессионализма и качественные характеристики современного дизайнера – эстетическая культура, уровень развития эстетического и художественного вкуса – не всегда отвечают потребностям современного общества.
Компетентность в каком-либо виде искусства и умение применять художественно-эстетические знания в практических ситуациях не являются достаточными для будущего дизайнера.
Вопросы развития художественного вкуса личности являются предметом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, педагогики, искусствоведения, эстетики.
Философские аспекты представлены в трудах Ж.А. Вартановой, Г.А. Василеску, В.И. Волкова, В.К. Касимова, А. Молчановой и других.
Проблему вкуса в области психологии исследовали В.Г. Ананьев, J1.C. Выготский, A.B. Запорожец, C.JI.Рубинштейн, Б.М. Теплов.
В социологических работах И.С. Левшиной, И. Лукшина, П.В. Соболева, А.Н. Сохора и др. определена социальная типология художественного вкуса, представлена классификация его аномалий.
В педагогике вопросы развития художественного вкуса рассматривали А.И. Ахмедов, С.Б. Барило, Г.П. Климова, Л.Л. Литвиненко, В.Н. Шацкая и другие. Формирование художественной культуры студентов, способности к оценочной деятельности, а также их эстетические и художественные потребности освещены в работах В.А. Кудрина, О.В. Лармина, О.П. Рудницкой,A.Н. Семашко, З.В. Синкевич, У.Ф. Суны. В исследованиях А.И. Ахмедова,B.А. Лисовской, С.Г. Мацояна, Г.Я. Фешиной и других раскрывается профессиональная значимость эстетических качеств будущих дизайнеров.
Широко в отечественной науке рассмотрены категории эстетического: эстетические потребности (И.И.Джидарьян, В.М., В.Н. Банников, П.М. Якобсон); эстетическое восприятие (O.A. Куревина, A.A. Мелик-Пашаев, A.B. Запорожец, П.М.Якобсон).
Проблему развития художественного вкуса можно научно разрешить только в том случае, если рассматривать вкус не только как способность к созерцанию, но и как способность к активному творчеству. На это указывают В.В. Давыдов, Е.П. Крупник, O.A. Куревина, А.Н. Леонтьев, A.A. Люблинская, Н.Д. Мордовская, М.Н.Скаткин.
В нашем исследовании развитие художественного вкуса студентов изучалось на материале ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Развитие вкуса – составная часть эстетического воспитания. Вкус формируется и развивается как системой искусств в целом: живописью, музыкой, театром, кино, литературой, прикладными художественными формами, так и всем эстетически организованным окружением человека. Среди средств, влияющих на развитие вкуса, наиболее существенными являются визуальные объекты. Из всех специально гармонизированных визуальных структур задачам развития художественного вкуса наиболее соответствует изобразительное искусство. Роль изобразительного искусства в эстетическом развитии личности общеизвестна. Его колоссальный воспитательный потенциал может являться основой собственно-эстетического воспитания, а так же усиливать любой другой воспитательный процесс.
Не умаляя значения самых различных сфер, развивающих вкус человека, мы придаем все же решающее значение искусству, могущественному средству эстетического воспитания людей и носителю художественного совершенства, выявлению специфических особенностей воздействия искусства на развитие художественного вкуса студентов способствуетобучение декоративно-прикладному искусству. В связи с этим представляется целесообразным обратиться к исследованиям, посвященным данному понятию.
Всовременнойэстетикесложиласьследующаяклассификациявидовизобразительногоискусства:архитектура,скульптура,графика,живопись,декоративно-прикладноеискусство.Всвоемисследованиимыобращаемся к декоративно-прикладному искусству.
Вэстетикеиискусствознаниивопросыиспользованияназванныхвидовизобразительногоискусства в целях развития личностииихпедагогическаязначимостьрассмотренывисследованияхВ.В.Алексеева,A.B.Бакушинского,A.B.Иконникова,Б.В.Лихачева,Б.М.Неменского,Б.П.Юсоваидругих.
Внастоящеевремявпедагогикевыявленыследующиенаправленияиспользованиявидовизобразительногоискусствавработесостудентами:
-занятиярисункомсостудентамисцельюформированияунихграфическогохудожественногообраза(Г.М.Белютин,Л.Г.Медведевидр.);
-воздействиескульптурыкаквидаизобразительногоискусстванаформированиеэстетическогоотношениякдействительностивообщеихудожественноговкусавчастности(A.C.Голубкина,В.В.Ермонская,М.Я.Либман,Т.Ф.Попова);
-воздействия произведенийживописивпроцессеформированияхудожественнойобразованностиличностистудента(С.С.Алексеев,Г.В.Беда,Т.Брилл,Ж.Вибер);
-формированиеэстетическоговосприятияпризнакомствестудентовскнижнойиллюстрацией,шрифтовымикомпозициями,гравюрой(Н.В.Кузьмина,В.А.Фаворский,А.Капро).
Итак, в педагогической литературе рассматривались отдельные аспекты использования различных видов изобразительного искусства в развивающих, воспитывающих, образовательных целях. Остаются малоисследованными вопросы интегрированной роли художественной росписи по ткани в развитии художественного вкуса будущих дизайнеров.
Батик – роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Занятия батиком требуют не только развитого художественного мышления и цветового вкуса, но и отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у студентов цветовосприятия и цветового вкуса. Занятия росписью по ткани способствуют формированию у студентов психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира и закрепляются, как правило, в активных формах деятельности.
Характеризуя состояние изученности вопросов развития художественного вкуса применительно к будущим дизайнерам, приходится констатировать, что в исследованиях разных авторов затрагиваются только общие аспекты эстетического воспитания. Процесс же формирования компонентов эстетического и художественного вкуса будущих дизайнеров недостаточно раскрыт и изучен. Остаются малоисследованными вопросы критериев оценки уровней развития художественного вкуса, как способности личности, его структуры и функционирования в профессиональной подготовке будущего дизайнера, экспериментальных методик его изучения и развития. Между тем, как показывает анализ научной литературы и практики высшего образования по формированию художественного вкуса студентов-дизайнеров, данная проблема является недостаточно изученной, особенно с точки зрения использования для ее решения средств декоративно-прикладного искусства.
Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:
- наличием достаточно большого количества научных теорий по вопросам подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса целенаправленного развития художественного вкуса студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки;
- возможностями средств декоративно-прикладного искусства в развитии художественного вкуса студентов и их неполной реализацией в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров.
С учетом этого была сформулирована проблема исследования, которая заключается в раскрытии сущности, структуры, психолого-педагогических предпосылок развития художественного вкуса будущих дизайнерови педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.
Актуальность исследуемой проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие художественного вкуса будущих дизайнеров в процессе обучения художественной росписи ткани».
Целью данного исследования является разработка и теоретическое обоснование педагогических условий развития художественного вкуса будущих дизайнеров в процессе обучения художественной росписи текстиля.
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов направления «дизайн» в системе высшего профессионального образования.
В качестве предмета исследования выступает процесс развития художественного вкуса студентов-дизайнеров в ходе обучения художественной росписи ткани.
В основу диссертационного исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития художественного вкуса будущих дизайнеров в ходе обучения художественной росписи ткани будет более успешным, если:
- выявлена и реализована совокупность педагогических условий, обеспечивающая развитие художественного вкуса(создание творческой атмосферы, обсуждение выставок, сотворчество и т.д.);
- регулярно проводится анализпроизведения декоративно-прикладного искусства для формирования оценочных критериев;
- постоянно развивается запас технологических умений, обеспечивающих основу творческой деятельности.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы по проблеме исследования;
2) уточнить сущность, содержание и структурные компоненты понятий «художественный вкус», «художественный вкус дизайнера» и выявить психолого-педагогические предпосылки развития художественного вкуса студентов-дизайнеров;
3) разработать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию художественного вкуса будущих дизайнеров в процессе обучения художественной росписи ткани;
4) выявить и апробировать совокупность педагогических условий, развивающих художественный вкус будущих дизайнеров в процессе обучения художественной росписи текстиля.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- труды ученых в области педагогики и психологии искусства (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, A.A. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- труды педагогов о развитии способностей и качеств личности в процессе обучения и развития средствами изобразительного искусства (С.С. Аверинцев, С.С. Алексеев, В.Ф. Асмус, A.B. Бакушинский, Г.В. Беда, Т. Брилл, H.H. Волков, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев,М.С. Каган, B.C. Кузин, Г.В. Лабунская, С.Х. Раппорт, С.Л. Рубинштейн, К.Г. Юнг, П.М. Якобсон и другие); теоретические положения в искусствознании, определяющие художественную природу, духовную ценность и место изобразительного искусства в культуре (М.М. Бахтин, Г.Д. Гачев, А.Я. Гуревич, М.С. Каган, Ю.М. Лотман и другие);
- документы в области образования, программное обеспечение процесса преподавания художественной росписи по ткани в системе профессиональной подготовки студентов;
- концепция профессиональной деятельности А.И. Ахмедова, В.А. Лисовская С.Г. Мацоян, А.К. Марков, К.К. Платонов, В.А. Сластенин, Г.Я. Фешина и др.
В ходе научного исследования для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались научно-исследовательские методы:
- теоретические – анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
- эмпирические – наблюдение, опрос, беседа, экспериментальная работа, включенная в естественный образовательный процесс; обобщение опыта собственной практической работы; анкетирование, методы оценивания; анализ творческих работ студентов.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в уточнении понятия «художественный вкус будущих дизайнеров», под которым мы понимаем профессионально значимое качество личности, позволяющее будущему дизайнеру адекватно воспринимать и оценивать произведения изобразительного искусства и выражающее его отношение к ним;
- в определении структуры художественного вкуса дизайнера;
- в определении содержания педагогических условий для развития художественного вкуса студентов-дизайнеров.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана модель развития художественного вкуса студентов-дизайнеров;
- выявлена, теоретически обоснована и экспериментально проверена совокупность педагогических условий функционирования модели развития художественного вкуса будущих дизайнеров средствами декоративно-прикладного искусства.
Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев и показателей оценки развития художественного вкуса студентов-дизайнеров. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями других вузов, учителями общеобразовательных школ, работниками образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественный вкус дизайнера – это профессионально значимое качество личности, позволяющее будущему дизайнеру адекватно воспринимать и оценивать произведения изобразительного искусства и дизайна и выражающее его отношение к ним.
2. Развитие художественного вкуса студентов-дизайнеров – это целостный педагогический процесс,предполагающийпоследовательныепрогрессирующие количественные и качественные изменения его структурныхкомпонентов, обеспечивающие адекватность и полноту восприятия и оценки произведений изобразительного искусства и дизайна, а также объективность этой оценки.
3. Модель развития художественного вкуса в процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров, включающая формы, методы, средства.
4. Успешность функционирования разработанной нами модели развития художественного вкуса в процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеровобеспечиваетсяреализацией совокупности педагогических условий, включающих:использование подлинных изделий декоративно-прикладного искусства для формирования эталона качества; формирование внешней ивнутренней рецептивной установки на восприятие произведенийдекоративно-прикладного искусства, основанный на объективных критериях (композиция, цветовое решение, стилизация и т.д.)
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются его адекватностью исходным методологическим положениям; целостным подходом к решению проблемы; анализом и учетом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; выбором иреализацией комплекса методов, соответствующих цели исследования, объекту,предмету, задачам и гипотезе; репрезентативностью полученных экспериментальных данных.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Профессиональная подготовка дизайнеров в системе высшего образования
В системе современного отечественного образования на всех уровнях происходят кардинальные изменения. Особенно заметны они в сфере высшего профессионального образования. Выполняя социальный заказ на подготовку компетентного высококвалифицированного специалиста, высшая школа ставит перед собой цель – подготовить творчески мыслящего человека, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способного ориентироваться как в потоке современной информации, так и умеющего творчески адаптировать накопленный предшествующими поколениями опыт.
Профессионально-художественная подготовка дизайнера проходит через ряд определенных изменений. Это выражается, прежде всего, в изменении системы обучения, когда трансформируется сама система организации учебного процесса. Важными задачами этой системы является обеспечение качественного образования, его личностной ориентации, создание условий для обновления содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, внедрение образовательных инноваций и информационных технологий, профессионального самосознания и т.п.
Проблеме формирования и моделирования содержания обучения уделяется достаточное внимание в современных психолого-педагогических исследованиях. Анализ литературы показывает, что научно-методическое обеспечение профессионального образования также находится на должном уровне. Однако, профессиональное художественное образование еще не вполне разработано именно в области подготовки дизайнеров.
Одной из методологических основ профессиональной подготовки является стратегия ее построения, которая заключается в общем плане учебной деятельности, способе достижения поставленной цели. Важной методологической базой являются также концептуальные теоретические положения, которые задают как основу образовательным явлениям, так и способы и пути понимания собственно учебного процесса.
Основными теоретическими положениями, обусловливающими формирование концептуальной модели профессионально-технического образования является следующее:
- профессионально-художественная подготовка дизайнера должна иметь личностно-ориентированную основу, которая предусматривает гармоничное сочетание так называемой внешне- и внутренне-ориентированного образования;
- профессионально-художественная подготовка является структурным образованием в системе профессиональной подготовки дизайнера и поэтому находится в тесной связи с другими составляющими, задавая и основные принципы учебно-воспитательного процесса;
- основой учебного процесса является личностно-ориентированная технология, которая основывается на принципах дифференциации и индивидуализации обучения, что позволяет создать условия для формирования так называемой индивидуальной образовательной траектории студента;
- профессионально-художественная подготовка обеспечивает обусловленность профессионально-художественных знаний и умений личностной системой творческих ценностных ориентаций студента, способствует переходу от проектной деятельности в профессиональную.
В то же время анализ специально-проектной подготовки студентов свидетельствует о том, что будущий дизайнер должен быть готов к реализации широкого спектра функций, а именно: исследовательской, проектно-художественной, композиционной, аналитической, контролирующей, формообразующей, технологической, экспозиционной и т.п.
Например, в соответствии с основными функциями проектно-художественной деятельности определяют следующие задачи профессионально-художественного образования: изучение студентами предметов профессионально-художественного цикла, формирование системы профессионально-художественных знаний, умений и навыков, систематическое включение студентов в практическую проектно-производственную деятельность (технологические и проектно-конструкторские практики), формирование навыков самостоятельной профессиональной деятельности, создание соответствующих педагогических условий, обеспечивающих перерастание познавательного интереса в профессиональный.
Так, профессионально-художественная подготовка будущего дизайнера является составной педагогической системы в целом и базируется на общих педагогических принципах обучения и воспитания, к которым мы относим:
1. Принцип системности и связанный с ним системный подход является важным методологическим принципом в проектно-технической подготовке дизайнеров, поскольку, специфика системного подхода заключается именно в том, что целью исследования является изучение закономерностей и механизмов образования сложного объекта.
2. Следующим принципом системного исследования является принцип целостности. Сущность целостности профессиональной подготовки заключается в подчинении всех компонентов, составляющих, как и функций, главному – формированию целостной личности будущего дизайнера. Итак, целостность пронизывает все специальное образование, включая учебные дисциплины профессионально-технического цикла.
3. К составляющим системного принципа следует отнести принцип построения модели, т.е. последовательное включение систем более низкого уровня к системам высшего уровня. Иными словами, системой является непроизвольное множество предметов и связей между ними, а упорядоченная целостная структура как единый сложный процесс.
С позиций системного подхода следует рассматривать и сам комплекс составляющих, составляющих содержание профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. Чтобы реализовать его, нужно разработать такое содержание подготовки будущего дизайнера, которое основывается на комплексной целевой программе и ориентировано на конечный результат, а не является обычной суммой независимых друг от друга автономных дисциплин. Поэтому содержание каждой дисциплины мы рассматриваем как органическую часть целостного содержания всесторонней подготовки дизайнера.
1. Первым компонентом содержания профессиональной подготовки, его ядром является аудиторная подготовка, то есть речь идет об изучении обязательных профессионально-художественных дисциплин.
2. Следующим компонентом содержания профессиональной подготовки является производственная квалификационная практика. Прохождение практики обеспечивает ситуацию погружения студента в реальный производственный процесс, помогает более глубокому пониманию специфики изготовления изделий. Следует учитывать то, что вхождение студента в ситуацию практического изготовления изделий происходит постепенно, сначала прохождения технологической, а дальше проектно-конструкторской практики.
1. Исследование носит теоретико-практический характер и направлено на решение одной из важных проблем - повышение эффективности развития художественного вкуса будущих дизайнеров. Актуальность темы исследования обусловлена социальным заказом, ее недостаточной разработанностью в теории и практике профессионального образования. В решении данной проблемы ведущая роль принадлежит высшей школе, которая выступает основным звеном в системе развития художественного вкуса студентов.
2. Изучение философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы позволило конкретизировать понятия: «художественный вкус», который понимается как относительно устойчивая способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства и выражать личностное эмоциональное отношение к ним. «художественный вкус дизайнера», который определяется профессионально значимым качеством личности, позволяющим будущему дизайнеру адекватно воспринимать и оценивать произведения изобразительного искусства и выражающим его отношение к ним.
3. Развитие художественного вкуса будущих дизайнеров представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на становление художественного вкуса как профессионально значимого качества личности, представляющего совокупность избирательного эмоционально-положительного отношения к произведениям изобразительного искусства и способности адекватно воспринимать и оценивать их.
4. В качестве психолого-педагогических предпосылок развития художественного вкуса студентов в процессе профессиональной подготовки выступают:
- совершенствование произвольного внимания и способности к абстрактному мышлению;
- развитие потребности в эмоциональном насыщении;
- развитие эмоциональной сферы;
- наличие возможности понимания широких обобщений и отвеченных законов.
Результаты экспериментальной работы подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы.
Общие и конкретные выводы направлены на оказание помощи вузам в повышении уровня развития художественного вкуса студентов в современных условиях. Проблема развития художественного вкуса студентов средствами художественной обработки текстиля не исчерпана полностью настоящим исследованием и требует, на наш взгляд, дальнейшего раскрытия вопроса.
1. Абзианидзе К. Роль искусства в структуре эстетического переживания. Вопросы истории и теории эстетики. Вып. 4-5. - М, 1970. - 443 с.
2. Аванесов B.C. Применение статистических методов и ЭВМ в педагогических исследованиях //Введение в научное исследование в педагогике. Учебное пособие для студентов пед.институтов /Под ред. В.И.Журавлева. - М., 1988. - С. 139 - 154.
3. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. //Вопросы психологии: ООО «Вопросы психологии», 1999. - № 6. - С. 100-109.
4. Акмалов А.Ю. Педагогические технологии в обучении. //Вестник Челябинского университета. - Челябинск: ЧГАУ , 2002.
5. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974.
6. Альбом «Государственная Третьяковская галерея. Искусство 2-ой половины 19 и начала 20 века». - М.: «Изобразительное искусство». 1970.
7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: Изд. АПН. РСФСР, 1960.-486 с.
8. Андреев А.Н. Место искусства в познании мира. - М.: Политиздат, 1988. -255 с.
9. Аничкин С.А. Об управлении процессом эстетического воспитания школьников. //Актуальные проблемы педагогики эстетического воспитания. -М.: Педагогика, 1973. - С. 16-20.
10. Антонова Л.А. Эстетический вкус в аспекте структурно-функциональной
характеристики общественного сознания. Автореф. Дис канд. пед. наук.
-М.: 1987.-21 с.
11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. -
392 с.
12. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994. - 352 с.
13. Астахов И.Б. Содержание и форма художественного произведения. - М., 1963.-111 с.
14. Ахметов И.А. Роль эстетического воспитания в формировании эстетического вкуса. Автореф. Дис. .канд. пед. наук. - М., 1986. - 16 с.
15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982.
16. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды.-М., 1981.-348 с.
17. Барило СБ. Воспитание художественного вкуса старшеклассников в процессе внеурочных занятий по искусству. Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 -М., 1987. -202 с.
18. Барц А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970. С. 7.
19. Барышникова А.П., Лямин И.В. Основы композиции. Трудрезервиздат, М., 1951.
20. Барышникова Л.П. Художественное воспитание студентов в процессе восприятия архитектурно-художественной среды. Автореф. Дис.канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1982.-21 с.
21. Басейн Ф.В. и др. О проявлении активности бессознательного в художественном творчестве //Вопр. философ. - 1978. - № 2. - С. 63-69.
22. Батышев А.С. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта. - Ташкент, 1978.
23. Беда Г.В. Живопись: Уч. пособ. для студентов. - М.: Просвещение, 1986. -190 с.
24. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - Л.: Учпедгиз, 1953.
25. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. - 2-е изд., доп. - М.: Советская Россия, 1987.-232 с.
26. Бенуа А.Н. История русской живописи в ХIХ веке. - М.: Республика, 1998. 448с.
27. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. - М, Искусство, 1979. - 237 с.
28. Бессараб В.Ф., Неустроев Г.Н. Особенности формирования личности инженера-педагога в техническом вузе /Под общей ред. СЕ. Матушкина;Ю.-Уральск. Научно-образовательный центр РАО. - Сер. «Педагогическое образование». - Вып. 1. - Челябинск, 2000. - 140 с.
29. Блудова В.В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. Вып. 4. 1977. С. 114-152.
30. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. - М.: АПН РСФСР, 1955.-260 с.
31. Большая советская энциклопедия. «Советская энциклопедия». Т. 10. -1972.
32. Бонди Ю. Художественное воспитание. О художественном воспитании. -М.: Работник просвещения, 1924. - С. 13.
33. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. Доп. - М., 1988. - 496 с.
34. Брилл Т. Воздействие на произведение изобразительного искусства. /Пер. с англ. М.: Мир, 1982. - 304 с.
35. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. - М., 1956. - 292 с.
36. Бучило Н.Ф. Художественное восприятие. - М.: знание, 1989. - 48 с.
37. Вагнер Г.К. Вхожу, ваятель в твою мастерскую. - М.: Иностранная литература, 1963.
38. Валлон А. От действий к мысли: Пер с франц. - М.: Иностранная литература, 1956. - 238 с.
39. Ванслов В.В. Что такое искусство. - М.: Искусство, 1988. - 326 с.
40. Василенко В.М. Ильин М.А., Балдина О.Д. Русское советское народное искусство и художественная промышленность. - М.: Изд. Моск. Ун-та, 1980.
41. Василенко В.М. Сущность эстетической культуры личности, диалектика ее формирования и развития (философский и социологический анализ). Дис.доктора фил. наук. - М., 1993. - 240 с.
42. Венер Л.А. Восприятие и обучение. - М., 1969. - 365 с.
Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972. - С.22-37.
44. Вибер. Ж. Живопись и ее средства. - М., 1976.
45. Виноградова Н.Ф., Кулакова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг - М, 1993. -128 с.
46. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. - М., 1970. - 590 с.
47. Волков Б.С. Психология ранней юности: особенности становления личности в юношеском возрасте. М.: Творческий центр «Сфера», 2003 г.
48. Волков В.И. Соотношение идеала, вкуса и зрителя. Оценки искусства. Дис. .канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1970.
49. Волков Н.Н. Восприятие картины. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1976.
50. Волков Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х част. - М.: Иск-во, 1977, ч. 1. -263 с. ил. 4.2.-215 с.
51. Волкова Е.В. Произведения искусства в мире художественной культуры. -М., 1985. -99 с.
52. Вольтер Ф. Эстетика: статьи, письма, предисловие и рассуждения /сост. Вступ. Статья и комментарии В.Л. Бакушинского/. - М: Иск-во, 1974. - С. 279-390.
53. Вопросы теории эстетического восприятия /Под рук. Г.Запресяна. - М., 1970.-110 с.
54. Воробьева Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Автореф. Дис. .канд. Пед .наук. - Л., 1983. - 20 с.
55. Выготский Л.С. Психология искусства (фрагменты) //Иск-во в шк. - 1996,-№3.-С.56-60.
56. Выготский Л.С. Психология искусства. Ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
57. Гадамер Г.Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988. - С. 33-85.
58. Гегель. Эстетика в 4-х томах. - М, 1968. - Т. 1. - С.40.
59. Гигейнешвили М.Ш. Развитие художественного вкуса средствами музыкального искусства у учащихся 4-6 кл. общеобразовательной школы. Дис. канд. пед. Наук: 13.00.01.-Тбилиси, 1986.
60. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., 1976.-495 с.
61. Голубкина А.С. Как создается скульптура. Неск. слов о ремесле скульптуры. М.: Искусство, 1965.
62. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. - М., 1970. -519 с.
63. Горская И.Ю. Педагогические условия становления оценочных суждений учащихся музыки в процессе хормейстерской подготовки. Дис. .канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1997. - 147 с.
64. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. - М.: Прогресс, 1970.-271 с.
65. Громов В.Е. Виды искусства и особенности их воздействия на человека //Художественная культура и гармоничное развитие личности. - Киев, 1982.-С. 120-152.
66. Громов Е.С. Природа художественного творчества. - М., 1986.
67. Громов Е.С. Эстетический идеал. - М.: Госполитиздат., 1961. - 64 с.
68. Громяк Р.Т. Гносеологические основы процесса восприятия произведений литературы: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. 09.00.08. - Киев, 1968. - С. 18-36.
69. Груздев Г. Груздева В. Педагогические технологии эвристического типа //Высшее образование в России. - 1996. - № 1. - С. 117-121.
70. Губарев А.В. Вопросы психологии восприятия изобразительного искусства школьниками и методика эстетического воспитания в художественном музее //Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. - М., 1973.-Ч. 1.-С. 171-199.
71. Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. Очерки психологии порождения смысла произведения живописи и графики. РИА «Мы и мир». - 1999.
72. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. - М., 1976. - 36 с.
73. Дидактика средней школы. /Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982; Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - М., 1970.
74. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. Очерки. - М.: Дет. Лит., 1988.-326 с.
75. Дремов А.К. О художественном образе. - М., 1956. - 226 с.
76. Дубовес Д.М., ХоменкоК.Е. Вопросы психологии восприятия в трудах А.В.запорожца. //Вопросы психологии. - 1985., № 5. - С. 117-123.
77. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры. - М.: Искусство, 1964. -56 с.
78. Есарева з.Ф. особенности деятельности преподавателя высшей школы. -Л., 1974.
79. Жуленков М.Г. Формирование художественного вкуса в процессе изобразительного творчества школьников (на материале школ Киргизской ССР) Автореф. Дис. .канд. пед. наук. - Фрунзе, 1981. - 23 с.
80. Запорожец А.В. Развитие восприятия //Избранные психологические труды. В 2 т. - Т.!. /Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. - М., 1986. - 316 с.
81. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие. //Вопросы психологии. - 1962. -№2.-С65.
82. Зись А.Я. Виды искусства. М.: Искусство, 1979.
83. Ивасив Б.И. Воспитание эстетического вкуса учащихся начальных классов в процессе комплексного воздействия искусства. Дис. .канд. пед. наук.: 13.00.01.-М., 1983.
84. Из истории английской эстетической мысли 18 века. - М.: Искусство, 1982. -365 с.
85. Изард К.Э. Психология эмоций (Пер. с англ. - Питер, 2000. - 464 с.
86. Ильина Т.В. История искусств. Западно-Европейское искусство. - М.: Высшая школа, 1983 - 317 с.
87. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М.: Искусство, 1962.
88. Инновационные процессы в высшей школе: Материалы 8 Всероссийской научно-практической конференции, 19-21 сент., 2002 г. - Кубанский гос. Технолог. Ун-т, 2002. - 212 с.
89. Искусство и учащаяся молодежь: Сб. научных и методических трудов. Кафедры искусств. М-во образован. Рос. Федерации. Барнаульский гос. пед. ун-т. - 2002.
90. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5-ти Т.2. -М.:Иск-во, 1965.-835 с.
91. Каган М.С. О связи и различии эстетической и художественной культуры //Акт. Проблемы эстетики и эстетического воспитания. - М., 1987. - С. 30-32.
92. Каган М.С. Социально-психологические функции искусства. - Л.: Общ. «Знание», 1978. - 34 с.
93. Кандинский В.В. О духовном искусстве. - М.: Искусство. 1991. - С. 29-57.
94. Кант И. Критика способностей суждения. Соч. В 6- ти Т. - ,т.5 - М.: «Мысль», 1966. - 564 с.
95. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М.: Правда, 1988.
96. Картанов А. Система эстетического воспитания студентов. - В кн.: Эстетическое воспитание студентов. - М.: Высшая школа, 1980
97. Качество высшего образования в начале 21 в.: Материалы Всероссийской научно-методической конференции 13-15 сентября. - Тюмень: Изд-во Тюм. гос. Ун-та, 2002. - 264 с:
98. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория эстетического воспитания. - М.: Искусство, 1979. - 75 с.
99. Климова Г.П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства. Дисс.канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1996. - 134 с.
100. Кобыляцкий И.И. Основы педагогики высшей школы. - Киев-Одесса: Выща школа, 1973.
101. Коган Л.Н. Художественный вкус опыт конкретно-социологического исследования. - М.: Мысль, 1966. - 213 с.
102. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. Для студ. Образоват. Учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 352 с.
103. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989
104. Коновец СВ. Совершенствование оценочной деятельности младших подростков средствами книжной графики. Дисс. .канд. пед. наук: 10.00.01. - Киев, 1990. - 168 с.
Ю5.Конухова Е.Н. Формирование представлений о художественном образе у младших школьников в художественном музее. Автореф. Дис. канд. пед. наук.-М., 1987.-16 с.
106. Конышева Н.М. Содержание и структура профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию школьников. - В кн.: Формирование личности учителя в системе высшего образования. - М., 1979.
107. Коробко Е.Н. Воспитание художественного вкуса будущего учителя: (На материала музыкального искусства): Автореф. Дисс.канд. пед. наук: 13.00.01. -Киев, 1989. - 184 с.
108. Костерин НА. Учебное рисование. - М., 1984.
109. Котельникова Г.Н. Формирование интереса к трудовой деятельности у младших школьников в процессе выполнения профессиональных проб. Дис. .канд. пед. наук. - М., 1996 с.
ПО.Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя /под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 233 с.
111. Кременцова О.В. Из опыта эстетического образования и воспитания будущих учителей. - М.: Советская педагогика, 1976.
112. Кремлев Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. - М.: Музыка, 1070.-С 11-62.
113. Крупник Е.П. Психологические механизмы воздействия изобразительного искусства на личность //Псих. Журн., 1988, № 4. - С. 89-99.
114. Крупник Е.П Психологическое воздействие искусства на детей школьного возраста: Дис. .канд. псих, наук: 19.00.07. - М.: НИИ. Худ. Восп., 1990. -С.103-166.
115. Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства //Вопр. Психологии. - 1989. - № 4. - С. 102-109.
116. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - 3-е изд. - М.1998.
117. Кузин B.C. Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл. - М., 1997., 3-4 кл. - М., 1998.
118. Кузин B.C. Новые подходы к эстетическому образованию младших школьников. //Нач. шк. - 1989. - № 3. - С. 63-70.
119. Кузин B.C. Психология. - 3-е изд. - М. 1997.
120. Кузнецов В.И. Эстетическое чувство и его роль в формировании личности. Автореф. Дис канд. пед. наук. -М., 1976. - 18 с.
121. Кузьмина Н.К. Очерк психологии труда учителя. - Л.: Изд-во ЛТУ, 1967.
122. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. «Путешествие в прекрасное». - М.: «Баллас», 1999. - 64 с.
123. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. - М., 1974. - 208 с.
124. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1986. -Т.1.-392 с.
125. Либман М.Я. О скульптуре. М.: Советский художник, 1962. 56 с
126. Литвиненко Л.Л. Воспитание художественных вкусов учащихся в процессе ознакомления с различными видами искусства. Дисс .канд. пед. наук. -М, 1977. -158 с.
127. Лифшиц М.А. Об идеальном и реальном //Вопр. Философии. - 1984. - № 10.-С. 42-44.
128. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. - М., 1965. -375 с.
129. Лукшин И.П. Эстетический вкус. Социологический подход //Социология культуры. - М., 1975. Вып. 2,. С.48-83.
130. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников.- Дис. канд. пед. наук., М., 1996.
ІЗІ.Майеос Девид. Социальная психология. /Перевод с англ. - Санкт-Петербург: Изд-во «Питер-Пресс», 1997. - 684 с.
132. Максимова Н. Пространство, материал, форма. .//Искусство в школе. -1995.-№3.-С.47-48.
133. Мак-Уинни Г. Обзор исследований по эстетическим измерениям //Семиотика и искусствомерия. - М., 1972.
134. Мальченкова И.А. Установка художественного восприятия. - структура, функционирование, формирование: Дис. .канд. псих. наук. - М.,1997.
135. Материалисты Древней Греции. Собрание сочинений Гераклита. Демокрита и Эпикура. - М., 1985. - С. 42.
136. Маца И.А. Об эстетическом вкусе. - М.: Молодая гвардия, 1963. - 36 с.
137. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного оьраза на занятиях по рисунку. - М.: Просвещение, 1986.
138.Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников //Вопр. Психологии. -1986. -№1.- С. 15-24.
139. Митлянский Д. Образ, построение, мысль. М.: «Советский художник», 1977.-16 с.
140. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования /Под ред. Е.Э. Смирновой. - Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1984.
141.Молчанова А.С. На вкус, на цвет.: Теоретический очерк об искусстве. -М., 1965. -200 с.
142. Монтескье Ш. Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства
//История эстет. - Т.2. - Христом. - М., 1965. - 835 с.
143. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. -М.: Знание, 1997.
144.Неменский Б.М. Воспитание искусством //Социально-политические науки.
-1991.-№4.-С. 51-53. 145.Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического
воспитания. -М., 1981.
146. Неустроев Г.Н. Методическое пособие по статистической обработке результатов психолого-педагогических экспериментов. - Челябинск: РИО ЧГАУ 2002.- 45 с.
147. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Учеб. Пособие для философ. Университетов и вузов искусства. - М., 1978. - 336 с.
148. Оганов А.А. Произведения искусства и художественный образ. - М., 1976. -62 с.
149. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. - М., 1975. - 22 с.
150. Орлова Т.И. Гносеологический анализ природы художественного мышления. Автореф. Дис. .канд. пед. наук.-Киев. 1981.
151. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. Академика АПН СССР А.В.Петровского. - Изд-во Московского ун-та, 1986.
152. Основы эстетики и искусствознания. Пособ. Для учителя под. ред И.Л Люблинской м В.К.Скатерщикова. Изд. 2-е перераб и дополн. - М.: Просвещение, 1879.
153. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, - Т.1. -М.: Учпедгиз, 1951. - С. 428-429.
154. Паперный З.С. О художественном образе. - М., 1961. - 72 с.
155. Пархоменко М.Н. Актуальные проблемы социологического реализма. - М.: Знание, 1972.-64 с.
156. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002 - 640 с.
157. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с: ил.
158. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань: Изд-во КГУ, 1976.
159. Петрова Ю.Н. Динамика эстетического развития личности в процессе ее общения с искусством //Искусство в эстетическом воспитании молодежи /Под ред. В.Г. Кисунько и др. - М., 1981. - С. 137-166.
160. Подольская З.Л. Развитие художественного вкуса личности в условиях взаимовлияния культур: Автореф. Дис.канд. пед. наук: 09.00.01. -Ташкент, 1984. - 209 с.
161.Подъянова СМ., Стерхова Н.С. Педагогический практикум по предметам «Изобразительное искусство и художественный труд в начальных классах». Методические рекомендации для студентов-практикантов факультета педагогики и методики начального образования. - Шадринск: ШГПИ, 2002. - 52 с.
162. Полуянов Ю.А. Эстетическое воспитание и художественный музей. /В сб. Культура и искусство СССР., М., 1984
163. Попова Т.ФБеседы о русской скульптуре. М.: Просвещение, 1964.
164. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура. //Искусство в школе, 1992.-№ 1.
165. Претте М.К. Как понимать искусство: живопись. Скульптура. Архитектура. История, эпохи и стили /Мария Карла Претте. Альфонсо Де Джорджис; Пер. с итал. - м.: ЗАО «Интербук-бизнес», 2002. - 432 с: ил.
166. Проблема цвета в психологии //Сб-к. отв. Ред. А.А. Митькин, Н.Н. Корж. -М„ 1993.-204 с.
167. Протопопов Ю.Н. Психолого-педагогические исследования художественного восприятия //всесоюзная научная конференция - семинар музейных работников «Роль художественных музеев в эстетическом воспитании молодежи в свете решений 27 съезда КПСС». - Л., 1986. - 366 с.
168. Психологический словарь /под ред. В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
169. Психология восприятия. Материалы совет-норвеж. Симпоз. /отв. Ред. Б.Ф.Ломов. - М.: Наука, 1989. - 57 с.
170. Психология интеллекта //избранные психологические труды. - М., 1969. -СПб.-123.
171. Разумный В.А. О хорошем художественном вкусе. М.: Госполитиздат, 1961.64 с.
172. Раппорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и функционирует произведение искусства. - М., 1978.
173. Рождественский Б.П. Эстетическое воспитание учителя //Сов. Педагогика. 1968.- №8.-С. 25-56.
174. Романов Е.В. Моделирование образовательных процессов в учебной творческой деятельности студентов //Образование и наука. - 2000. - № 4. -С.61-75.
175. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998.
176. Рубинштейн С.Л Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. -424 с.
177. Рубинштейн С.Л Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969. - С. 348-365.
178. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во АН СССР, 2957. - 328 с.
179. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. /Психология личности. Тексты. - 1982.
180.Рудковская А.А. Рисование в начальной школе. - Спб «Издательство Дом» Нева»; М.: «Олма-пресс», 2001. - 192 с.
181. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. - Л.- М.: Искусство, 1959. - 256 с.
182. Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. 1977, с. 16.
183. Симонов П.В. теория отражения и психофизиология эмоций. - М., 1970. -208 с.
184. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. - М. 1974. - 95 с.
185. Скатерщиков В.П. Твой эстетический вкус. - М., 1963. - 48 с.
186.Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976, с. 22.
187. Словарь современного русского литературного языка в 17 т. под ред. Чернышева В.И., Бархударова С.Г. и др. 1954. С. 307.
188. Смирнов И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность. - М.: Графф-Пресс, 2002.-419 с: ил.
189. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Изд. Центр «А кадемия», 2001. - 304 с.
190. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 1998.
191. Сорокин Г.М. Проблемы вузовского воспитания студентов. - М.: Недра, 2002. - 70 с.
192. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. - Ярославль, 1976; Инструктивно-методические материалы по пед. практике (для студентов предвыпускного и выпускного курсов). Под ред. Проф. Т.Н. Мальковской. - М, 1979.
193. Стародынова СМ. Формирование представлений о человеке в юношеском возрасте //Познание и самопознание личности. - Витебск: ВОКС, 1997, -С.22-36.
194. Степанов Е.А Взаимодействие видов искусств. - М., 1983.
195.Стерхова Н.С. Воспитание художественного вкуса у старших
дошкольников посредством приобщения к архитектуре. Автореф. Дис. На соискание ученой степени канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999.
196.Стерхова Н.С., Подъянова СМ. Педагогический практикум по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальных классах: Методические рекомендации студентам-практикантам факультета педагогики и методики начального образования. - Шадринск: ШГПИ, 2002. - 52 с.
197. Суворов Н.Н Пути создания художественного образа творчестве. -М., 1984.
198.Суна У.Ф. Эстетическое воспитание студентов в учебном процессе:
Межвузовский сборник научных трудов. - Латвия.: Латвийский гос. Ун-т.,
2002 г. 199. Теория и практика педагогического эксперимента. /Под ред. А.И
Пискунова, Г.В. Воробьева. - М.: 200.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия и
вопросы художественного воспитания. - М., 1947. - Вып. 2. - С. 7-17, 29. 201.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М. - Л.: Изд. АПН
РСФСР, 1947.-335 с. 202. Терентьев В.А. Раскрытие сюжета художественной картины в процессе ее
восприятия: Дисс. .канд. псих. наук. 19.00.01. -Калинин, 1972. - 145 с. 203.Торшилова Е.М., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и
структура личности //Творческий процесс и художественное восприятие. -
Л., 1978.-С. 174-190.
204. Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. - С. - Петерб. Гос. Ун-т. Спб.: Изд-во С. - Петерб. Ун-та, 2000.
205. Узнадзе Д. Экспериментальные основы психологической установки. -Тбилиси.: Изд. АН груз. ССР, 1961.-234 с.
206. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. - М.: Просвещение, 1973.
207. Устенко Л.Н Формирование творчества студента педколледжа средствами изобразительного искусства в процессе профессионально педагогической деятельности. - Автреф. Дис. . канд. пед. наук
208. Фаворский В.А. Рассказы художника - гравера. М., 1987.
209. Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1970. с. 383.
210. Философский словарь. М., изд «Политическая литература», 1972, стр. 68.
211. Хадченсон Ф. И др. Эстетика. - М.: Искусство, 1973. - 478 с.
212.Хебб Д. Об образах (Сб. переводов зрительные образы: феноменоогия и эксперимент. - Душанбе, 1972. - 722 с.
213.Холмовская В.В. Формирование зрительной оценки пропорций у детей
дошкольного возраста. Автореф. Дис. .канд. психол. наук. - М., 1967. -
18 с. 214. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического
исследования. - М.: Музыка, 1972. - 206 с. 215.Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской школе. М.,
1987. с. 16-30. 216. Чолокуа А.Г.Искусство и человек. (О механизме художественного
воздействия). - Сухуми: Ала-шара, 1977. - 74 с. 217.Чуракова Н.А. Единство атеистического и эстетического воспитания
молодежи средствами искусства. Автореф. Дис. .канд. пед. наук. -
13.00.01.-М, 1988 г.
218. Шацкая В.Н. Идейное воспитание Средствами музыкального искусства в советской школе. Дис.канд. пед. наук. - М., 1974. - 150 с.
219. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. - М., 1989.
220. Щербина В.Р. Эпоха и человек. Литературно-критические очерки. - М.: Сов. Писатель, 1961. - 178 с.
221. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. -464 с.
222. Энциклопедический словарь юного художника (Сост. Н.И. Платонова, В.Д.Синюков. - М.: Педагогика, 1983. - 416 с.
223. Эстетика: Словарь /Под ред. А.А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. -С. 42-43.
224. Юм Д. Сочинения в 2-х томах. - м„ 1965. - Т.2. - С.739.
225.Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания школьников. Автореф. Дис. доктора пед. наук. - М., 1984. - 32 с.
226. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М., 1964. - 86 с.
227. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. - М.: Знание, 1986.-64 с.
228. Яковлева A.M. Кич и художественная культура. - М., 1990. - 64 с.
229. Ahmad P.J. Visual art preference studies a review of contradictions/ Visual art/ Rrsearch, 1985. V. II (2: issue 22). P. 100-107.
230. Derlune D.E. Veasures of Aesthetik Preference. Jn "Psychology and the visual Arta» ed. By James Hogg. London 1970.
231. Voltaire Montesqieu a Alembert cout - Encyclophedie t 7 p 1757 Русскийпереводстатьисм. В кн.: о вкусе творения г. Жерарда, с приобщением рассуждений о том же предмете Г.Д.Аламбера, Вольтера и Монтескье. - М., 1803.
232. Gohen Т. Aesthetik (поп Aesthetik and the concept of faste: a, critique of Sibbley position. Theoria vol xxxlx (1973). Parts 1-3. - P. 13-152.
233. Dicrie Q. Tast and althide argin of the aesthetic. Theoroa vol XXXIX (1973). Parts 1-3. - P. 153-170.
234. Sibbley F. Aesthetic concepts//The philosophical Reueu LXVII (1959).-P 421-450.
Тема: | «Развитие художественного вкуса будущих дизайнеров» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 99 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие художественного вкуса будущих дизайнеров
Магистерская работа:
Развитие коммуникативных компетенций будущих дизайнеров интерьера в вузе
Дипломная работа:
Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Магистерская работа:
Индивидуальный подход как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.
Курсовая работа:
Формирование компонентов личности дизайнера