Курсовая работа
«Проблемы психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. /специальная педагогика/»
- 51 страниц
Введение….….…
Глава I. Особенности готовности к школьному обучению
детей с задержкой психического развития ….…
1.1. Определение понятия “задержка психического развития”,
ее формы….…
1.2. Педагогического сопровождения детей с ЗПР….…
Глава II. Теоретические основы проблемы готовности к
школьному обучению детей.….….….
2.1. Виды готовности детей к школьному обучению, определение
понятия «психологической готовности»….….
2.2. Методики диагностики готовности детей к школьному
обучению….….…
Глава III. Педагогическое исследование проблемы готовности
детей к школьному обучению…
3.1. База и программа исследования…
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы….
Заключение….….….
Список используемой литературы….…
Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20-25 лет возросло в 2-2,5 раза (30% и более). Слабое здоровье дошкольников становится одной из причин, затрудняющих их адаптацию к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка (С.Г. Шевченко, 1999).
Ситуация усугубляется такими факторами, как создание сети гимназических, лицейских классов и внедрение усложненных программ, что вызывает отток более способных учеников в престижные классы и школы и, как следствие, тенденцию к преобладанию в общеобразовательной школе детей с проблемами в обучении и в развитии. Кроме того, нередко внедрение усложненных программ производится без должной предварительной подготовки.
Прежде всего, это выражается в отсутствии квалифицированной психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к обучению по той или иной программе. Причем следует особо отметить, что такая диагностика требует не столько определения уровня сформированности знаний, умений и представлений, сколько квалификации психического состояния ребенка, его психологической подготовленности к обучению по усложненной программе.
Итак, отсутствие или недостаточная глубина психолого-педагогической диагностики (ППД) при поступлении ребенка в школу вполне может стать одной из основных причин учебной дезадаптации либо дидактогении (школьного невроза).
Своевременное выявление причин и механизмов неуспеваемости детей, внедрение коррекционно-развивающих технологий реальная возможность повышения их учебной успешности, а следовательно, и возможность снижения или даже предотвращения возникновения нервно-психических расстройств и различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения, являющихся, как правило, следствием отрицательных эмоций и своеобразной компенсацией неуспеваемости.
Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР). Изучение таких детей и поиски продуктивных технологий их социальной адаптации продолжаются несколько десятилетий. Тем не менее, среди специалистов коррекционно-развивающего обучения отмечается неудовлетворенность результатами своей деятельности (С.Г. Шевченко, 1999).
Этому способствует целый ряд обстоятельств (проблем):
1. Недостаточная осведомленность специалистов о механизмах возникновения и сущности задержки психического раз вития. Несмотря на широкое освещение в специальной литературе этих вопросов, дефицит таких знаний сохраняется до сих пор.
С другой стороны, в процессе изучения детей с ЗПР получены детальные данные о сущностных характеристиках этого состояния, требующие серьезного обобщения. Однако в литературе, в основном, излагается классический подход к природе ЗПР, из которого можно почерпнуть сведения об изолированных ее вариантах. Между тем такие «чистые» варианты на практике встречаются довольно редко. Резкое ухудшение социально-экономической обстановки, нравственный кризис общества и снижение уровня здоровья населения приводят к тому, что механизмы возникновения дизонтогенеза, в том числе и задержанного развития, тесно переплетаются, нарушая стройность и однозначность классической типологии вариантов ЗПР.
2. Приоритетность нозологической (медицинской) диагностики в характеристике уровня психического развития ребенка: диагноз «Задержка психического развития» определяется исключительно в результате обследования психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК), где, несмотря на комплексность этого процесса, решающее слово остается за врачом-психиатром. При этом в ходе исследования, как правило, недостаточно глубоко раскрываются истинные причины школьной неуспеваемости, не определяются механизмы и перспективы индивидуального развития потенциалов ребенка.
3. Дефицит специально подготовленных кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР.
4. Отсутствие по-настоящему вариативных программ обучения детей с различными формами ЗПР.
5. Отсутствие связи, преемственности коррекционного и общеобразовательного обучения, вследствие чего дети, прошедшие курс специального начального обучения, в среднем общеобразовательном звене вновь попадают в число «слабых» либо неуспевающих учеников.
6. Сведение разработанных коррекционно-развивающих методов к единой технологии, нивелирующей как личность сопровождаемого ребенка, так и специалиста, осуществляющего этот процесс.
В силу указанных причин (их перечень можно значительно расширить) система коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР часто вызывает весьма негативное отношение как со стороны родителей, специалистов, так и со стороны общества в целом.
Объект исследования: .
Предмет исследования: .
Цель исследования: выявление особенностей готовности детей к школьному обучению с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Анализ данных литературных источников;
2. На основании существующих исследований по проблеме подобрать набор методик для определения компонентов и уровня школьной готовности;
3. Рассмотреть рекомендации для проведения работы по определению уровня готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению и примерные пути коррекции "незрелых" детей.
Гипотеза исследования: .
Недостаточная психологическая готовность детей с ЗПР приводит к значительному снижению уровня усвоения знаний.
Для эффективного сопровождения детей с ЗПР необходимо осуществлять своевременную диагностику по выявлению уровня готовности детей к школьному обучению.
Методологическая основа: изучением особенностей детей с задержкой психического развития занимались ряд исследователей - Т.А., М.С. , К.С. , В.И. и др.
Методы исследования: обзор и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, обработка данных.
Научная новизна работы состоит в.
Теоретическое значение исследования заключается в .
Практическая значимость: .
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Количество страниц в курсовой работе до приложений составляет 33 страницы.
(.)
В рамках каждой задачи определяют собственные направления, специфические для каждой из служб, но не противоречащие принципам единства и последовательности.
Коррекционно-развивающий абилитационный процесс это сложный синтез содружества специалистов и сопровождаемых ими детей, где конкретные методы и приемы должны стать пластичным и многофункциональным инструментом в ходе их взаимодействия, поэтому такой процесс не может строиться по универсальным технологиям.
Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983 – 180с.
4. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
5. Безруких, Марьяна Михайловна. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? / М. М. Безруких, С. П. Ефимова, М. Г. Князева. — М. : Новая школа, 1993. — 154 с.
6. Борякова, Наталья Юрьевна. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития : (организационный аспект) : методическое пособие / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына. — М. : В. Секачёв : ИОИ, 2004. — 65 с.
7. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 159 с.
8. Власова, Татьяна Александровна. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер ; Академия педагогических наук СССР. — М. : Просвещение, 1967. — 207 с.
9. Воспитание младшего школьника : пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л. В. Ковинько. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 1998. — 287 с.
10. Гатанова, Наталья Владимировна. Развиваю внимание : пособие для подготовки детей к школе / Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина. — СПб. : Питер, 2000. — 143 с.
11. Гуткина, Нина Иосифовна. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина. — М. : Академ.проект, 2000. — 190 с. Детская психодиагностика: [учебное пособие для студентов вузов / ред.-сост. Л. Д. Столяренко]. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 383с.
12. Захарова, Анастасия Владимировна. Развиваем! Формируем! Совершенствуем! : учебно-методическое пособие для педагогов, психологов, дефектологов, работающих в системе специального образования / А. В. Захарова. — М. : Книголюб, 2004. — 17 с.
13. Ильина, Маргарита Николаевна. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты / М. Н. Ильина. — СПб. : Дельта, 1999. — 222 с.
14. Крючева, Яна Владимировна. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : Спец.: 13.00.01 / Я. В. Крючева ; Тюменский государственный университет; Науч. рук. Ю. П. Строков. — Тюмень, 2004. — 26 с.
15. Мамайчук, Ирина Ивановна. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. — СПб. : Речь, 2003. — 400 с.
16. Настольная книга учителя начальных классов / Авт.-сост.Л.С.Бескоровайная,О.В.Перекатьева. — Ростов н/Д : Феникс, 2001. — 350 с.
17. Никишина, Вера Борисовна. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 126 с.
18. Основы психодиагностики : учебное пособие для студентов вузов / под общ. ред. А. Г. Шмелева. — Ростов н/Д : Феникс, 1996. — 541 с.
19. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. М. Трофимова [и др.]. — СПб. : Питер, 2005. — 304 с.
20. Пикалова, Г. М. Определение готовности ребенка к школе : (методическое пособие для практических психологов) / Г.М. Пикалова, А.Н. Свиридов. — Барнаул : БВПУ-к, 1995. — 66 с.
21. Полетаева, Ольга Витальевна. Организация образовательной среды для детей с невысоким уровнем готовности к школе : 13.00.01-общая педагогика: Автореф.дис.канд.пед.наук / КГУ. — Курган, 2000. — 19 с.
22. Психология детей с задержкой психического развития : изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия : [учебное пособие] / сост. О. В. Защиринская. — СПб. : Речь, 2003. — 431 с.
23. Руководство практического психолога : Готовность к школе: развивающие программы: Метод.пособие для дет.практ.психологов / РАО, Психол.ин-т;Под ред.И.В.Дубровиной. — 5-е изд. — М. : Академия, 1999. — 95 с.
24. Слепович, Елена Самойловна. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. — М. : Педагогика, 1990. — 96с.
25. Степанова, Наталья Анатольевна. Педагогические условия развития эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе : 13.00.08-теория и методика проф.образования:Автореф.дис.канд.пед.наук / Н. А. Степанова; МаГУ. — Магнитогорск, 2002. — 21 с.
26. Талызина, Нина Федоровна. Практикум по педагогической психологии : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н. Ф. Талызина. — М. : Академия, 2002. — 190 с.
теория и практика, работа оформлена по госту, почти готовый диплом
Тема: | «Проблемы психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. /специальная педагогика/» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 51 | |
Цена: | 700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Работа практического психолога по коррекции познавательной деятельности детей младшего школьного возраста страдающих задержкой психического развития
Курсовая работа:
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Особенности организации психологической помощи дошкольникам с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития