Курсовая работа
«Проблемы психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. /специальная педагогика/»
- 51 страниц(ы)
- 2955 просмотров
- 0 покупок
Автор: krehm
Введение….….…
Глава I. Особенности готовности к школьному обучению
детей с задержкой психического развития ….…
1.1. Определение понятия “задержка психического развития”,
ее формы….…
1.2. Педагогического сопровождения детей с ЗПР….…
Глава II. Теоретические основы проблемы готовности к
школьному обучению детей.….….….
2.1. Виды готовности детей к школьному обучению, определение
понятия «психологической готовности»….….
2.2. Методики диагностики готовности детей к школьному
обучению….….…
Глава III. Педагогическое исследование проблемы готовности
детей к школьному обучению…
3.1. База и программа исследования…
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы….
Заключение….….….
Список используемой литературы….…
Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20-25 лет возросло в 2-2,5 раза (30% и более). Слабое здоровье дошкольников становится одной из причин, затрудняющих их адаптацию к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка (С.Г. Шевченко, 1999).
Ситуация усугубляется такими факторами, как создание сети гимназических, лицейских классов и внедрение усложненных программ, что вызывает отток более способных учеников в престижные классы и школы и, как следствие, тенденцию к преобладанию в общеобразовательной школе детей с проблемами в обучении и в развитии. Кроме того, нередко внедрение усложненных программ производится без должной предварительной подготовки.
Прежде всего, это выражается в отсутствии квалифицированной психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к обучению по той или иной программе. Причем следует особо отметить, что такая диагностика требует не столько определения уровня сформированности знаний, умений и представлений, сколько квалификации психического состояния ребенка, его психологической подготовленности к обучению по усложненной программе.
Итак, отсутствие или недостаточная глубина психолого-педагогической диагностики (ППД) при поступлении ребенка в школу вполне может стать одной из основных причин учебной дезадаптации либо дидактогении (школьного невроза).
Своевременное выявление причин и механизмов неуспеваемости детей, внедрение коррекционно-развивающих технологий реальная возможность повышения их учебной успешности, а следовательно, и возможность снижения или даже предотвращения возникновения нервно-психических расстройств и различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения, являющихся, как правило, следствием отрицательных эмоций и своеобразной компенсацией неуспеваемости.
Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР). Изучение таких детей и поиски продуктивных технологий их социальной адаптации продолжаются несколько десятилетий. Тем не менее, среди специалистов коррекционно-развивающего обучения отмечается неудовлетворенность результатами своей деятельности (С.Г. Шевченко, 1999).
Этому способствует целый ряд обстоятельств (проблем):
1. Недостаточная осведомленность специалистов о механизмах возникновения и сущности задержки психического раз вития. Несмотря на широкое освещение в специальной литературе этих вопросов, дефицит таких знаний сохраняется до сих пор.
С другой стороны, в процессе изучения детей с ЗПР получены детальные данные о сущностных характеристиках этого состояния, требующие серьезного обобщения. Однако в литературе, в основном, излагается классический подход к природе ЗПР, из которого можно почерпнуть сведения об изолированных ее вариантах. Между тем такие «чистые» варианты на практике встречаются довольно редко. Резкое ухудшение социально-экономической обстановки, нравственный кризис общества и снижение уровня здоровья населения приводят к тому, что механизмы возникновения дизонтогенеза, в том числе и задержанного развития, тесно переплетаются, нарушая стройность и однозначность классической типологии вариантов ЗПР.
2. Приоритетность нозологической (медицинской) диагностики в характеристике уровня психического развития ребенка: диагноз «Задержка психического развития» определяется исключительно в результате обследования психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК), где, несмотря на комплексность этого процесса, решающее слово остается за врачом-психиатром. При этом в ходе исследования, как правило, недостаточно глубоко раскрываются истинные причины школьной неуспеваемости, не определяются механизмы и перспективы индивидуального развития потенциалов ребенка.
3. Дефицит специально подготовленных кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР.
4. Отсутствие по-настоящему вариативных программ обучения детей с различными формами ЗПР.
5. Отсутствие связи, преемственности коррекционного и общеобразовательного обучения, вследствие чего дети, прошедшие курс специального начального обучения, в среднем общеобразовательном звене вновь попадают в число «слабых» либо неуспевающих учеников.
6. Сведение разработанных коррекционно-развивающих методов к единой технологии, нивелирующей как личность сопровождаемого ребенка, так и специалиста, осуществляющего этот процесс.
В силу указанных причин (их перечень можно значительно расширить) система коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР часто вызывает весьма негативное отношение как со стороны родителей, специалистов, так и со стороны общества в целом.
Объект исследования: .
Предмет исследования: .
Цель исследования: выявление особенностей готовности детей к школьному обучению с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Анализ данных литературных источников;
2. На основании существующих исследований по проблеме подобрать набор методик для определения компонентов и уровня школьной готовности;
3. Рассмотреть рекомендации для проведения работы по определению уровня готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению и примерные пути коррекции "незрелых" детей.
Гипотеза исследования: .
Недостаточная психологическая готовность детей с ЗПР приводит к значительному снижению уровня усвоения знаний.
Для эффективного сопровождения детей с ЗПР необходимо осуществлять своевременную диагностику по выявлению уровня готовности детей к школьному обучению.
Методологическая основа: изучением особенностей детей с задержкой психического развития занимались ряд исследователей - Т.А., М.С. , К.С. , В.И. и др.
Методы исследования: обзор и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, обработка данных.
Научная новизна работы состоит в.
Теоретическое значение исследования заключается в .
Практическая значимость: .
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Количество страниц в курсовой работе до приложений составляет 33 страницы.
(.)
В рамках каждой задачи определяют собственные направления, специфические для каждой из служб, но не противоречащие принципам единства и последовательности.
Коррекционно-развивающий абилитационный процесс это сложный синтез содружества специалистов и сопровождаемых ими детей, где конкретные методы и приемы должны стать пластичным и многофункциональным инструментом в ходе их взаимодействия, поэтому такой процесс не может строиться по универсальным технологиям.
Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983 – 180с.
4. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
5. Безруких, Марьяна Михайловна. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? / М. М. Безруких, С. П. Ефимова, М. Г. Князева. — М. : Новая школа, 1993. — 154 с.
6. Борякова, Наталья Юрьевна. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития : (организационный аспект) : методическое пособие / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына. — М. : В. Секачёв : ИОИ, 2004. — 65 с.
7. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 159 с.
8. Власова, Татьяна Александровна. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер ; Академия педагогических наук СССР. — М. : Просвещение, 1967. — 207 с.
9. Воспитание младшего школьника : пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л. В. Ковинько. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 1998. — 287 с.
10. Гатанова, Наталья Владимировна. Развиваю внимание : пособие для подготовки детей к школе / Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина. — СПб. : Питер, 2000. — 143 с.
11. Гуткина, Нина Иосифовна. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина. — М. : Академ.проект, 2000. — 190 с. Детская психодиагностика: [учебное пособие для студентов вузов / ред.-сост. Л. Д. Столяренко]. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 383с.
12. Захарова, Анастасия Владимировна. Развиваем! Формируем! Совершенствуем! : учебно-методическое пособие для педагогов, психологов, дефектологов, работающих в системе специального образования / А. В. Захарова. — М. : Книголюб, 2004. — 17 с.
13. Ильина, Маргарита Николаевна. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты / М. Н. Ильина. — СПб. : Дельта, 1999. — 222 с.
14. Крючева, Яна Владимировна. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : Спец.: 13.00.01 / Я. В. Крючева ; Тюменский государственный университет; Науч. рук. Ю. П. Строков. — Тюмень, 2004. — 26 с.
15. Мамайчук, Ирина Ивановна. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. — СПб. : Речь, 2003. — 400 с.
16. Настольная книга учителя начальных классов / Авт.-сост.Л.С.Бескоровайная,О.В.Перекатьева. — Ростов н/Д : Феникс, 2001. — 350 с.
17. Никишина, Вера Борисовна. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 126 с.
18. Основы психодиагностики : учебное пособие для студентов вузов / под общ. ред. А. Г. Шмелева. — Ростов н/Д : Феникс, 1996. — 541 с.
19. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. М. Трофимова [и др.]. — СПб. : Питер, 2005. — 304 с.
20. Пикалова, Г. М. Определение готовности ребенка к школе : (методическое пособие для практических психологов) / Г.М. Пикалова, А.Н. Свиридов. — Барнаул : БВПУ-к, 1995. — 66 с.
21. Полетаева, Ольга Витальевна. Организация образовательной среды для детей с невысоким уровнем готовности к школе : 13.00.01-общая педагогика: Автореф.дис.канд.пед.наук / КГУ. — Курган, 2000. — 19 с.
22. Психология детей с задержкой психического развития : изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия : [учебное пособие] / сост. О. В. Защиринская. — СПб. : Речь, 2003. — 431 с.
23. Руководство практического психолога : Готовность к школе: развивающие программы: Метод.пособие для дет.практ.психологов / РАО, Психол.ин-т;Под ред.И.В.Дубровиной. — 5-е изд. — М. : Академия, 1999. — 95 с.
24. Слепович, Елена Самойловна. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. — М. : Педагогика, 1990. — 96с.
25. Степанова, Наталья Анатольевна. Педагогические условия развития эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе : 13.00.08-теория и методика проф.образования:Автореф.дис.канд.пед.наук / Н. А. Степанова; МаГУ. — Магнитогорск, 2002. — 21 с.
26. Талызина, Нина Федоровна. Практикум по педагогической психологии : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н. Ф. Талызина. — М. : Академия, 2002. — 190 с.
теория и практика, работа оформлена по госту, почти готовый диплом
Тема: | «Проблемы психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. /специальная педагогика/» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 51 | |
Цена: | 700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
Не подошла эта работа?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
-
Контрольная работа:
Теоретические основы педагогического метода экологического воспитания
20 страниц(ы) 2012 2586 0 покупок
-
Дипломная работа:
Новая психотехника достижения изменённого состояния сознания комплексным сенсорным воздействием
87 страниц(ы) 2008 2410 0 покупок
-
Курсовая работа:
Изучение эффективности тренинга с трудными детьми.
58 страниц(ы) 2010 2525 0 покупок
-
Курсовая работа:
30 страниц(ы) 2009 2915 0 покупок
-
Контрольная работа:
Теории психоанализа. Концепция. Фрейда. Практическая значимость теорий психоанализа.
23 страниц(ы) 2011 2296 1 покупок
-
Курсовая работа:
Роль ведущего канала восприятия в установлении взаимопонимания в деловом общении
38 страниц(ы) 2012 2556 1 покупок
-
Курсовая работа:
35 страниц(ы) 2009 3017 0 покупок
-
Курсовая работа:
Социализация подростка в семье - Социальная педагогика
46 страниц(ы) 2010 2561 0 покупок
-
Дипломная работа:
Формирование женской идентичности. Победы и поражения
41 страниц(ы) 2011 1973 0 покупок
-
Курсовая работа:
Психологическая коррекция в рамках реабилитации детей с неврозами
60 страниц(ы) 2008 3135 2 покупок
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
-
Дипломная работа:
Работа практического психолога по коррекции познавательной деятельности детей младшего школьного возраста страдающих задержкой психического развития
70 страниц(ы) -
Курсовая работа:
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
54 страниц(ы) -
Дипломная работа:
Особенности организации психологической помощи дошкольникам с задержкой психического развития
69 страниц(ы) -
Дипломная работа:
Особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития
64 страниц(ы)