Дипломная работа
«Особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития»
- 64 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие и характеристика детей с задержкой психического развития в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Особенности межличностных отношений у дошкольников с задержкой психического развития на современном этапе исследования 17
1.3 Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
Выводы по главе 1 34
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Методика исследования особенностей межличностных отношений у детей дошкольного возраста с ЗПР 35
2.2 Анализ констатирующего эксперимента 41
2.3 Методические рекомендации по формированию межличностных отношений 46
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время одним из актуальных проблем является существенный рост детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).
ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, которая формируется под влиянием наследственных, социальных, экологических и психологических факторов.
ЗПР возникает, как правило, из-за того, что неблагоприятные факторы окружающей среды приводят к нарушению скорости развития самых молодых отделов нервной системы. В большинстве случаев симптомы обратимы.
Возможные причины ЗПР у детей: легкие внутриутробные поражения, легкие родовые травмы, эндокринные нарушения, хромосомные аберрации (по последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями), тяжелые желудочно-кишечные заболевания на ранних стадиях жизнь ребенка, недоношенность, близнецы, алкоголизм родителей, психические заболевания родителей, патологические черты характера родителей, послеродовые заболевания воспалительного и травматического характера, асфиксия [1, c. 7]
Поскольку ЗПР имеет разную степень тяжести, не все дети с этим расстройством нуждаются в специально организованных условиях воспитания и образования.
В более мягких случаях, когда грамотное обучение родителей проводится своевременно, оказывается амбулаторная и психолого-педагогическая поддержка ребенка, устанавливается контакт с дошкольным учреждением, воспитание ребенка в условиях общего дошкольного образования. школьное учреждение возможно. Однако в этом случае также необходимо обращать внимание на конкретные образовательные потребности ребенка.
Во-первых, мы должны помнить, что ребенок с нарушениями развития не может развиваться продуктивно без ситуации успеха, которая создается и постоянно поддерживается взрослыми. Эта ситуация является жизненно важной для ребенка с ЗПР Взрослому человеку необходимо постоянно создавать педагогические условия, при которых ребенок может перенести усвоенные методы и навыки в новую или в новую значимую ситуацию. Это замечание относится не только к предметно-практическому миру ребенка, но и к формирующимся навыкам межличностного взаимодействия.
Во-вторых, необходимо учитывать потребности ребенка дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в контексте группы сверстников. Поэтому при работе с детьми этой категории индивидуальная работа должна проводиться параллельно с коллективными действиями [4, с. 34].
В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, зрительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических опухолей и развития личности ребенка в целом. Формирование всех видов детской деятельности происходит в дошкольных учреждениях компенсирующего типа в специальных классах, а затем переводится на свободную деятельность детей. Многолетние исследования показали, что только в ходе целевого обучения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями развиваются все виды детской деятельности [3, с. 2].
В дошкольном учреждении эта работа ведется специалистами - воспитателями, дефектологами, логопедами.
Успех педагогической работы с ребенком с ЗПР в ДОУ обеспечивается многими компонентами, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей.
Занятия с детьми проводят утром учитель-дефектолог с группой (10 человек) или в подгруппах (5-6 человек). Подгруппы организованы с учетом современного уровня развития детей и имеют подвижной состав. Занятия в подгруппах чередуются с работой, организованной педагогами. Учитель- логопед проводит динамический мониторинг успеваемости каждого ребенка, фиксирует результаты обследования детей в протоколах, что помогает ему планировать индивидуальные коррективные упражнения, направленные на развитие индивидуальных психических функций и операций. [5, с. 3]
Таким образом, основной задачей коррекционно-педагогической работы воспитателя ДОУ с детьми с ЗПР является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.
Дошкольное детство - это период наиболее интенсивного формирования личности в целом. К сожалению, часто бывает, что именно потенциал ребенка не дополучает необходимого развития в младшем возрасте своей жизни, это грозит ему тем, что он не сможет его полностью реализовывать в своей жизни Это особенно верно для детей с ZPR.
Развитие личности и сферы межличностных отношений у детей рассматриваемой категории отличается значительной оригинальностью [6]:
- -чаще всего это опущенная самооценка, а также отсутствие уверенности непосредственно именно в себе, в большинстве случаем это происходит именно из-за проблем которые возникают в межличностных отношений. Именно поэтому такие дети всегда не уверены в своих способностях, а чаще сего не верит в самого себя.;
- недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем понимании эмоций как окружающих, так и собственных по сравнению с нормально развивающимися детьми;
- Отставание в развитии эмоциональной сферы очень сильно влияет именн она развитие основных компонентов познания - ощущения, внимания, памяти, мышления.
Чаще всего у детей с умственной отсталостью возникают сильные трудности в общении, это связано непосредственно именно с отсутствием у ребенка возрастных форм общения, недоразвитием его структурных компонентов, замедлением темпа и качественной чертой эмоционального и личностное развитие [6].
Большинство детей с ЗПР, как показано в исследованиях Б. И. Айзенберга, Л.В. Кузнецова обнаружили повышенную тревожность по отношению к взрослым. Можно смела сказать, что таких детей чаще всего больше всего привлекает именно новый предмет вызывает больше внимание, нежели новый человек. В случае трудностей в работы такого рода дошкольник с огромной возможностью прекратит трудиться, не направиться за поддержкой к старшему.
Ребята практически никак не стараются приобрести оценку собственных свойств в наращенной фигуре с старшего; они как правило довольствуются оценкой в фигуре недифференцированных дефиниций, а кроме того непосредственным психологическим поощрением.
Взаимодействие с ровесниками у ребенка с узкими способностями в психофизическом формировании вынашивает нерегулярный вид. Общая игровая динамичность никак не создается: ребята не достаточно контактируют товарищ с ином в забаве, игровые ассоциации нестабильны, зачастую появляются инциденты, совместная забава никак не формируется. Ребята, никак не обладающие патологий формирования, как правило крайне редко контактируют с подобными ребенком и никак не получают их в собственные вид развлечения. Если ребята представляют совместно, их воздействия зачастую вынашивают разрозненный вид [2].
Возможно сказать о существенном отставании в создании коммуникативных способностей в ходе общения с дошкольниками с ЗПР. Данное запаздывание обусловлено равно как неразвитостью абсолютно всех психологических действий, таким образом и динамическими нарушениями абсолютно всех типов вербальный работы, выражающимися в неспособности 6
целиком и отчетливо соответствовать в проблемы, высокомерничать проблемы, сказать в наличии иных, выслушивать иных, продлевать диалог. В общении с ровесниками они зачастую никак не обнаруживают единый стиль, вследствие того то что стиль очень чувствительный. Подобным способом, характерные черты определения межличностных взаимоотношений у ребенка старшего дошкольного года с ЗПР с ровесниками выражаются в неполноценности абсолютно всех посылов, требуемых с целью развития и формирования хода общения: познавательной и вербальной работы, вербальной и познавательной работы недостаток развития абсолютно всех типов вербальный работы и её частей.
Общение со сверстниками у детей с ограниченными возможностями в психофизическом развитии носит эпизодический характер. Совместная игровая активность не формируется: дети мало общаются друг с другом в игре, игровые ассоциации нестабильны, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. Дети, не имеющие нарушений развития, обычно редко общаются с такими детьми и не принимают их в свои игры. Когда дети играют вместе, их действия часто носят несогласованный характер [2].
Можно говорить о значительном отставании в формировании коммуникативных навыков в процессе общения с дошкольниками с ЗПР. Это отставание вызвано как неразвитостью всех психических процессов, так и динамическими нарушениями всех видов речевой деятельности, выражающимися в неспособности полностью и четко отвечать на вопросы, задавать вопросы, говорить в присутствии других, слушать других, продолжать разговор. В общении со сверстниками они часто не находят общий язык, потому что язык слишком эмоциональный. Таким образом, особенности установления межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками проявляются в неполноценности всех предпосылок, необходимых для формирования и развития процесса общения: познавательной и словесной деятельности, словесной и познавательной
деятельности отсутствие формирования всех видов речевой деятельности и ее компонентов.
Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений со сверстниками дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: социальное развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также нормально развивающиеся дети.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений у дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: социальное окружение оказывает важнейшее значение по на формирование межличностных отношений детей с ЗПР в среде сверстников. Также на развитие межличностного общения влияют и особенности личности детей с ЗПР, их эмоциональная сфера.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности межличностного отношения у дошкольников с ЗПР:
а) в соотношении «ребенок-ребенок»,
б) «ребенок-взрослый».
3. Изучить особенности межличностного общения с нормально развивающимися детьми.
4. Подобрать методики по выявлению межличностного взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
5. Апробировать результаты исследования.
6. Разработать рекомендации по особенностям межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическая база исследования:
- общие закономерности развития детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся сверстников (Г.Я. Трошин, Л.С.ВЫГОТСКИЙ, В.И Лубовский, К.С.Лебединская);
- исследования психолого-педагогических особенностей дошкольников с задержкой психического развития (В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная и др.);
- исследования об особенностях межличностных отношений у дошкольников с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко, Л.М.Шамко, У.В.Ульенкова и др.).
Методы исследования. В исследовании употреблялся анамнестический способ, способ экспертных оценок, диалоги с детками, опросы родителей и преподавателей дошкольников, которые изучаются, использовались экспериментально-педагогическое исследование детишек, наблюдение, комплекс дидактических игр.
Практическая значимость работы. Разработан комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие и оптимизацию межличностных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития может быть полезен для педагогов и дефектологов при решении коммуникативных проблем у детей как старшего дошкольного, так и младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Апробация: по теме «Особенности межличностных отношений у дошкольников с задержкой психического развития» опубликована статья на сайте по ссылке http://pedag**centr.ru/publication/3/34/4436, сертификат прилагается.
База исследования: дети старшего дошкольного возраста д/c № 147 г. Уфы
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложении.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие и характеристика детей с задержкой психического развития в психолого-педагогической литературе.
Детское население в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающиеся дети; одаренные дети; дети с ограниченными возможностями в развитии различной степени, в том числе дети с ограниченными возможностями.
Согласно статистике из ряда стран, группа детей с нарушениями развития колеблется от 4,5 до 11%, в зависимости от того, какие нарушения принимаются во внимание. Число таких детей увеличивается из года в год из- за увеличения факторов риска, среди которых наиболее опасными являются: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные риски у родителей до ребенок рождается, курение у матери, беременность, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
По данным Научно-исследовательского института детства, 5-8% детей с наследственной патологией рождаются каждый год, 8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% - дети-инвалиды и значительное количество детей. имеют нарушения развития.
По данным Министерства обороны Российской Федерации, 85% детей - учеников детских садов и школьников нуждаются в медицинской, психологической или коррекционно-педагогической помощи. Около 25% детей нуждаются в специализированном (лечебном) уход [1; с. 44].
Особую озабоченность вызывает значительное увеличение числа детей с умственной отсталостью (ЗПР). Для них необходимы особые условия обучения, которые могут быть предоставлены в специальных школах, где наряду с общими задачами решаются задачи по исправлению недостатков умственного развития («Инструкции по приему детей в специальные школы- интернаты, школы с продленным днем»). для детей с умственной отсталостью »// Приказ Министерства образования СССР от 03.07.81 № 103.) Коррекционная направленность воспитательной работы выражается в структуре школы (наличие подготовительного класса, доброжелательный режим , увеличение продолжительности обучения), в учебном семестре (увеличение времени на изучение наиболее сложных разделов программы, на работу, заниматься развитием речи), содержание обучения (изучение основ наука сочетается с практической подготовкой студентов к освоению сложных разделов программы). Коррекционная направленность обеспечивается также системой и методами изучения учебного материала, учитывающими особенности развития детей.
В дошкольном возрасте дети с ограниченными возможностями не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту начала обучения в школе не достигают необходимого уровня готовности к школе. Дети этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в некоторой степени являются не сформировавшейся речевой системой и оперирующими элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможность перехода к овладению речью на более высоком уровне и к реализации сложных языковых моделей. Так, у дошкольников с ЗПР есть ряд пробелов в развитии фонетической стороны речи. Задержка формирования фонетического уровня у дошкольников с такой аномалией развития ко времени обучения затрудняет освоение программы на русском языке, может привести к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, и расстройства письменности. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений речи у детей с ЗПР в самом дошкольном возрасте является необходимым условием для подготовки этой категории детей к школьному обучению.
В заключение можно сделать следующие выводы: умственная отсталость - это концепция, которая говорит не о стойком и по существу необратимом умственном отсталости, а о замедлении его темпа, который чаще всего обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общих знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальности. сосредоточенность, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста.
Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ходе подготовительной работы нами была изучена и проанализирована специальная литература, которая помогла найти ответы по интересующей нас проблеме.
По полученным данным, из выше изложенного мы видим, что общительность детей дошкольного возраста с ЗПР обладает окружающими, однако зачастую не очень привлекательные черты характера (липкость, одержимость) скрываются за внешней формой поведения.
Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую среду и новое занятие, иногда превращаются в отрицательную сторону: ребенок меняет одну игрушку за другой, у него много друзей, но больше никого, он принимает все , но редко доводит это до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка является формирование у него устойчивых привязанностей и интересов.
По проведенному исследованию мы видим, что у детей с ЗПР в возрасте 6-7 лет формируются те же мотивы и формы отношений, что и при нормальном росте отношений, однако потребность в общении и отношениях выражена менее интенсивно.
В соответствии с отношениями предпочтений в общеобразовательных группах, в том числе и в дошкольных учреждениях, в качестве партнеров должны быть задействованы все заинтересованные стороны ; но чувственная незрелость детишек с ЗПР ведет к чувственной поверхности контактов, слабенькому сопереживанию и состраданию; контакты таковых детишек мимолетны, ситуативны и неустойчивы. Межличностные отношения с ЗПР не довольно развиты и требуют ранней психолого-образовательной корректировки. С помощью этого исследования были выявлены следующие особенности:
1. У старших дошкольников с ЗПР случается разрушение межличностных отношений в системах ребенок-взрослый и в системе ребенок-ребенок, которые связаны как с микросоциальными критериями, так и с уровнем развития когнитивной сферы.
2. Для детишек с ЗПР имеют место нарушения в передаче их собственных чувственных состояний и осознания чувств остальных людей, что в значимой степени отражается на их межличностных контактах, социальной приспособлении и осознании взрослых и ровесников.
3. По итогам способов и тестов, которые были проведены для исследования межличностных отношений и чувственной сферы, старшие дошкольники с интеллектуальной отсталостью имеют высококачественные и количественные отличия от собственных приемлимо развивающихся ровесников.
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию/ Г.С.Абрамова.- М.: Наука, 2014.- 397 с.
2. Агавелян O.K. современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики / О.К. Агавелян. - М.: Просвещение, 2000.-430 с.
3. Агеев В.С. Психология межличностных отношений / В.С.Агеев. - М.: Прогресс, 2013. - 500 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 384 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:2000,- 464с.
+ еще 45 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 64 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Нейропсихологическая коррекция познавательной сферы детей дошкольного возраста в задержкой психического развития
Дипломная работа:
Организация общения и игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Комплексный подход к коррекции наглядных форм мышления дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Развитие речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития