Дипломная работа

«Особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития»

  • 64 страниц(ы)
  • 365 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Понятие и характеристика детей с задержкой психического развития в психолого-педагогической литературе 10

1.2 Особенности межличностных отношений у дошкольников с задержкой психического развития на современном этапе исследования 17

1.3 Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28

Выводы по главе 1 34

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Методика исследования особенностей межличностных отношений у детей дошкольного возраста с ЗПР 35

2.2 Анализ констатирующего эксперимента 41

2.3 Методические рекомендации по формированию межличностных отношений 46

Выводы по главе 2 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время одним из актуальных проблем является существенный рост детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).

ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, которая формируется под влиянием наследственных, социальных, экологических и психологических факторов.

ЗПР возникает, как правило, из-за того, что неблагоприятные факторы окружающей среды приводят к нарушению скорости развития самых молодых отделов нервной системы. В большинстве случаев симптомы обратимы.

Возможные причины ЗПР у детей: легкие внутриутробные поражения, легкие родовые травмы, эндокринные нарушения, хромосомные аберрации (по последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями), тяжелые желудочно-кишечные заболевания на ранних стадиях жизнь ребенка, недоношенность, близнецы, алкоголизм родителей, психические заболевания родителей, патологические черты характера родителей, послеродовые заболевания воспалительного и травматического характера, асфиксия [1, c. 7]

Поскольку ЗПР имеет разную степень тяжести, не все дети с этим расстройством нуждаются в специально организованных условиях воспитания и образования.

В более мягких случаях, когда грамотное обучение родителей проводится своевременно, оказывается амбулаторная и психолого-педагогическая поддержка ребенка, устанавливается контакт с дошкольным учреждением, воспитание ребенка в условиях общего дошкольного образования. школьное учреждение возможно. Однако в этом случае также необходимо обращать внимание на конкретные образовательные потребности ребенка.

Во-первых, мы должны помнить, что ребенок с нарушениями развития не может развиваться продуктивно без ситуации успеха, которая создается и постоянно поддерживается взрослыми. Эта ситуация является жизненно важной для ребенка с ЗПР Взрослому человеку необходимо постоянно создавать педагогические условия, при которых ребенок может перенести усвоенные методы и навыки в новую или в новую значимую ситуацию. Это замечание относится не только к предметно-практическому миру ребенка, но и к формирующимся навыкам межличностного взаимодействия.

Во-вторых, необходимо учитывать потребности ребенка дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в контексте группы сверстников. Поэтому при работе с детьми этой категории индивидуальная работа должна проводиться параллельно с коллективными действиями [4, с. 34].

В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, зрительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических опухолей и развития личности ребенка в целом. Формирование всех видов детской деятельности происходит в дошкольных учреждениях компенсирующего типа в специальных классах, а затем переводится на свободную деятельность детей. Многолетние исследования показали, что только в ходе целевого обучения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями развиваются все виды детской деятельности [3, с. 2].

В дошкольном учреждении эта работа ведется специалистами - воспитателями, дефектологами, логопедами.

Успех педагогической работы с ребенком с ЗПР в ДОУ обеспечивается многими компонентами, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей.

Занятия с детьми проводят утром учитель-дефектолог с группой (10 человек) или в подгруппах (5-6 человек). Подгруппы организованы с учетом современного уровня развития детей и имеют подвижной состав. Занятия в подгруппах чередуются с работой, организованной педагогами. Учитель- логопед проводит динамический мониторинг успеваемости каждого ребенка, фиксирует результаты обследования детей в протоколах, что помогает ему планировать индивидуальные коррективные упражнения, направленные на развитие индивидуальных психических функций и операций. [5, с. 3]

Таким образом, основной задачей коррекционно-педагогической работы воспитателя ДОУ с детьми с ЗПР является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.

Дошкольное детство - это период наиболее интенсивного формирования личности в целом. К сожалению, часто бывает, что именно потенциал ребенка не дополучает необходимого развития в младшем возрасте своей жизни, это грозит ему тем, что он не сможет его полностью реализовывать в своей жизни Это особенно верно для детей с ZPR.

Развитие личности и сферы межличностных отношений у детей рассматриваемой категории отличается значительной оригинальностью [6]:

- -чаще всего это опущенная самооценка, а также отсутствие уверенности непосредственно именно в себе, в большинстве случаем это происходит именно из-за проблем которые возникают в межличностных отношений. Именно поэтому такие дети всегда не уверены в своих способностях, а чаще сего не верит в самого себя.;

- недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем понимании эмоций как окружающих, так и собственных по сравнению с нормально развивающимися детьми;

- Отставание в развитии эмоциональной сферы очень сильно влияет именн она развитие основных компонентов познания - ощущения, внимания, памяти, мышления.

Чаще всего у детей с умственной отсталостью возникают сильные трудности в общении, это связано непосредственно именно с отсутствием у ребенка возрастных форм общения, недоразвитием его структурных компонентов, замедлением темпа и качественной чертой эмоционального и личностное развитие [6].

Большинство детей с ЗПР, как показано в исследованиях Б. И. Айзенберга, Л.В. Кузнецова обнаружили повышенную тревожность по отношению к взрослым. Можно смела сказать, что таких детей чаще всего больше всего привлекает именно новый предмет вызывает больше внимание, нежели новый человек. В случае трудностей в работы такого рода дошкольник с огромной возможностью прекратит трудиться, не направиться за поддержкой к старшему.

Ребята практически никак не стараются приобрести оценку собственных свойств в наращенной фигуре с старшего; они как правило довольствуются оценкой в фигуре недифференцированных дефиниций, а кроме того непосредственным психологическим поощрением.

Взаимодействие с ровесниками у ребенка с узкими способностями в психофизическом формировании вынашивает нерегулярный вид. Общая игровая динамичность никак не создается: ребята не достаточно контактируют товарищ с ином в забаве, игровые ассоциации нестабильны, зачастую появляются инциденты, совместная забава никак не формируется. Ребята, никак не обладающие патологий формирования, как правило крайне редко контактируют с подобными ребенком и никак не получают их в собственные вид развлечения. Если ребята представляют совместно, их воздействия зачастую вынашивают разрозненный вид [2].

Возможно сказать о существенном отставании в создании коммуникативных способностей в ходе общения с дошкольниками с ЗПР. Данное запаздывание обусловлено равно как неразвитостью абсолютно всех психологических действий, таким образом и динамическими нарушениями абсолютно всех типов вербальный работы, выражающимися в неспособности 6

целиком и отчетливо соответствовать в проблемы, высокомерничать проблемы, сказать в наличии иных, выслушивать иных, продлевать диалог. В общении с ровесниками они зачастую никак не обнаруживают единый стиль, вследствие того то что стиль очень чувствительный. Подобным способом, характерные черты определения межличностных взаимоотношений у ребенка старшего дошкольного года с ЗПР с ровесниками выражаются в неполноценности абсолютно всех посылов, требуемых с целью развития и формирования хода общения: познавательной и вербальной работы, вербальной и познавательной работы недостаток развития абсолютно всех типов вербальный работы и её частей.

Общение со сверстниками у детей с ограниченными возможностями в психофизическом развитии носит эпизодический характер. Совместная игровая активность не формируется: дети мало общаются друг с другом в игре, игровые ассоциации нестабильны, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. Дети, не имеющие нарушений развития, обычно редко общаются с такими детьми и не принимают их в свои игры. Когда дети играют вместе, их действия часто носят несогласованный характер [2].

Можно говорить о значительном отставании в формировании коммуникативных навыков в процессе общения с дошкольниками с ЗПР. Это отставание вызвано как неразвитостью всех психических процессов, так и динамическими нарушениями всех видов речевой деятельности, выражающимися в неспособности полностью и четко отвечать на вопросы, задавать вопросы, говорить в присутствии других, слушать других, продолжать разговор. В общении со сверстниками они часто не находят общий язык, потому что язык слишком эмоциональный. Таким образом, особенности установления межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками проявляются в неполноценности всех предпосылок, необходимых для формирования и развития процесса общения: познавательной и словесной деятельности, словесной и познавательной

деятельности отсутствие формирования всех видов речевой деятельности и ее компонентов.

Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений со сверстниками дошкольников с задержкой психического развития.

Объект исследования: социальное развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также нормально развивающиеся дети.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений у дошкольников с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: социальное окружение оказывает важнейшее значение по на формирование межличностных отношений детей с ЗПР в среде сверстников. Также на развитие межличностного общения влияют и особенности личности детей с ЗПР, их эмоциональная сфера.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Изучить особенности межличностного отношения у дошкольников с ЗПР:

а) в соотношении «ребенок-ребенок»,

б) «ребенок-взрослый».

3. Изучить особенности межличностного общения с нормально развивающимися детьми.

4. Подобрать методики по выявлению межличностного взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

5. Апробировать результаты исследования.

6. Разработать рекомендации по особенностям межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Теоретико-методологическая база исследования:

- общие закономерности развития детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся сверстников (Г.Я. Трошин, Л.С.ВЫГОТСКИЙ, В.И Лубовский, К.С.Лебединская);

- исследования психолого-педагогических особенностей дошкольников с задержкой психического развития (В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная и др.);

- исследования об особенностях межличностных отношений у дошкольников с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко, Л.М.Шамко, У.В.Ульенкова и др.).

Методы исследования. В исследовании употреблялся анамнестический способ, способ экспертных оценок, диалоги с детками, опросы родителей и преподавателей дошкольников, которые изучаются, использовались экспериментально-педагогическое исследование детишек, наблюдение, комплекс дидактических игр.

Практическая значимость работы. Разработан комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие и оптимизацию межличностных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития может быть полезен для педагогов и дефектологов при решении коммуникативных проблем у детей как старшего дошкольного, так и младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Апробация: по теме «Особенности межличностных отношений у дошкольников с задержкой психического развития» опубликована статья на сайте по ссылке http://pedag**centr.ru/publication/3/34/4436, сертификат прилагается.

База исследования: дети старшего дошкольного возраста д/c № 147 г. Уфы

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложении.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Понятие и характеристика детей с задержкой психического развития в психолого-педагогической литературе.

Детское население в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающиеся дети; одаренные дети; дети с ограниченными возможностями в развитии различной степени, в том числе дети с ограниченными возможностями.

Согласно статистике из ряда стран, группа детей с нарушениями развития колеблется от 4,5 до 11%, в зависимости от того, какие нарушения принимаются во внимание. Число таких детей увеличивается из года в год из- за увеличения факторов риска, среди которых наиболее опасными являются: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные риски у родителей до ребенок рождается, курение у матери, беременность, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

По данным Научно-исследовательского института детства, 5-8% детей с наследственной патологией рождаются каждый год, 8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% - дети-инвалиды и значительное количество детей. имеют нарушения развития.

По данным Министерства обороны Российской Федерации, 85% детей - учеников детских садов и школьников нуждаются в медицинской, психологической или коррекционно-педагогической помощи. Около 25% детей нуждаются в специализированном (лечебном) уход [1; с. 44].

Особую озабоченность вызывает значительное увеличение числа детей с умственной отсталостью (ЗПР). Для них необходимы особые условия обучения, которые могут быть предоставлены в специальных школах, где наряду с общими задачами решаются задачи по исправлению недостатков умственного развития («Инструкции по приему детей в специальные школы- интернаты, школы с продленным днем»). для детей с умственной отсталостью »// Приказ Министерства образования СССР от 03.07.81 № 103.) Коррекционная направленность воспитательной работы выражается в структуре школы (наличие подготовительного класса, доброжелательный режим , увеличение продолжительности обучения), в учебном семестре (увеличение времени на изучение наиболее сложных разделов программы, на работу, заниматься развитием речи), содержание обучения (изучение основ наука сочетается с практической подготовкой студентов к освоению сложных разделов программы). Коррекционная направленность обеспечивается также системой и методами изучения учебного материала, учитывающими особенности развития детей.

В дошкольном возрасте дети с ограниченными возможностями не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту начала обучения в школе не достигают необходимого уровня готовности к школе. Дети этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в некоторой степени являются не сформировавшейся речевой системой и оперирующими элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможность перехода к овладению речью на более высоком уровне и к реализации сложных языковых моделей. Так, у дошкольников с ЗПР есть ряд пробелов в развитии фонетической стороны речи. Задержка формирования фонетического уровня у дошкольников с такой аномалией развития ко времени обучения затрудняет освоение программы на русском языке, может привести к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, и расстройства письменности. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений речи у детей с ЗПР в самом дошкольном возрасте является необходимым условием для подготовки этой категории детей к школьному обучению.

В заключение можно сделать следующие выводы: умственная отсталость - это концепция, которая говорит не о стойком и по существу необратимом умственном отсталости, а о замедлении его темпа, который чаще всего обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общих знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальности. сосредоточенность, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста.

Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ходе подготовительной работы нами была изучена и проанализирована специальная литература, которая помогла найти ответы по интересующей нас проблеме.

По полученным данным, из выше изложенного мы видим, что общительность детей дошкольного возраста с ЗПР обладает окружающими, однако зачастую не очень привлекательные черты характера (липкость, одержимость) скрываются за внешней формой поведения.

Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую среду и новое занятие, иногда превращаются в отрицательную сторону: ребенок меняет одну игрушку за другой, у него много друзей, но больше никого, он принимает все , но редко доводит это до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка является формирование у него устойчивых привязанностей и интересов.

По проведенному исследованию мы видим, что у детей с ЗПР в возрасте 6-7 лет формируются те же мотивы и формы отношений, что и при нормальном росте отношений, однако потребность в общении и отношениях выражена менее интенсивно.

В соответствии с отношениями предпочтений в общеобразовательных группах, в том числе и в дошкольных учреждениях, в качестве партнеров должны быть задействованы все заинтересованные стороны ; но чувственная незрелость детишек с ЗПР ведет к чувственной поверхности контактов, слабенькому сопереживанию и состраданию; контакты таковых детишек мимолетны, ситуативны и неустойчивы. Межличностные отношения с ЗПР не довольно развиты и требуют ранней психолого-образовательной корректировки. С помощью этого исследования были выявлены следующие особенности:

1. У старших дошкольников с ЗПР случается разрушение межличностных отношений в системах ребенок-взрослый и в системе ребенок-ребенок, которые связаны как с микросоциальными критериями, так и с уровнем развития когнитивной сферы.

2. Для детишек с ЗПР имеют место нарушения в передаче их собственных чувственных состояний и осознания чувств остальных людей, что в значимой степени отражается на их межличностных контактах, социальной приспособлении и осознании взрослых и ровесников.

3. По итогам способов и тестов, которые были проведены для исследования межличностных отношений и чувственной сферы, старшие дошкольники с интеллектуальной отсталостью имеют высококачественные и количественные отличия от собственных приемлимо развивающихся ровесников.

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию/ Г.С.Абрамова.- М.: Наука, 2014.- 397 с.

2. Агавелян O.K. современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики / О.К. Агавелян. - М.: Просвещение, 2000.-430 с.

3. Агеев В.С. Психология межличностных отношений / В.С.Агеев. - М.: Прогресс, 2013. - 500 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 384 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:2000,- 464с.

+ еще 45 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 64
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика