Дипломная работа
«Социально-психологические аспекты адаптации ребенка в учреждениях образования»
- 93 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ 7
1.1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ АДАПТАЦИИ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
1.3.КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 42
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 52
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
2.2. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Актуальность исследования, на наш взгляд, заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
В период всей жизни человека – с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.
В детском саду ребенок познает новое окружение, новую обстановку, знакомится с новыми людьми. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) ребенка приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Разработка данной темы имеет большую значимость для общества, ведь именно успешная адаптация детей на раннем этапе (еще в учреждении дошкольного образования), является условием того, что ребенок, входящий во взрослый мир, станет уверенным, счастливым, умным, добрым и счастливым.
Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонково-Янпольская и др.) показывает, что в педагогике основательно изучена адаптация ребенка к условиям детского сада. Исследователями выделены степень адаптации ребенка, раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода, разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутова, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др.) .
Разработка данной проблемы, достаточно значимо для психологической науки. Особый интерес для психологии имеет вопрос адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе дошкольного образовательного учреждения, и, прежде всего, изучение факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса социальной адаптации, что негативно сказывается на социально-личностном развитии старшего дошкольника и его психологической готовности к школе.
Для практической психологии значимость изучения данной проблемы заключается в возможности разработки программ успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, а так же, в возможности разработки рекомендаций для педагогического коллектива ДОУ по оптимизации воспитательного процесса.
Целью исследования является изучение социально-психологических аспектов адаптации ребенка в дошкольных учреждениях образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучение и анализ литературы по данной проблеме;
2. Изучение основных теоретических подходов к проблеме адаптации личности;
3. Изучение особенностей социального развития детей дошкольного возраста;
4. Изучение особенностей социально-психологической адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению;
5. Описание концептуальной модели социально-психологической адаптации ребенка к ДОУ.
6. Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации личности.
Предмет исследования: социально-психологическая адаптация детей дошкольного возраста к образовательному учреждению.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой на процесс адаптации ребенка в ДОУ влияют внутрисемейные отношения, уровень общительности детей, а также уровень их тревожности.
Методологическая база исследования. Теоретическую основу исследования составили психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн и др.), философские, педагогические и социальные концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (Э. Дюркгейм, И.С. Кон, С.А. Беличева, Н.И. Шевандрин, Б.Д. Парыгина и др.)
Труды исследователей С.А. Козловой, Т.Д. Пашкевич и др. раскрывают психолого-педагогические особенности ознакомления детей с социальной действительностью, учитывая возможности и особенности детей дошкольного возраста в образовательном процессе в ДОУ, в том числе в процессе познавательного и социального развития.
При проведении исследования использованы следующие методы:
1. Теоретические методы - моделирование, анализ, синтез, которые позволили выявить специфические стороны исследуемого процесса, определить и обосновать деятельность по адаптации дошкольников.
2. Эмпирические методы - анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная работа.
В психодиагностической части исследования нами были использованы следующие методики:
Вопросник для выявления способности ребенка
адаптироваться к жизни (А. Фромм); Анкета для родителей; Анкета развития группы по Волкову А.С., Волковой А.Н.; Учет преобладающего настроения ребенка, Методика диагностики тревожности (Р. Сирса).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов для психологического просвещения педагогов ДОУ, родителей, а также для разработки программы по подготовке детей к детскому саду, с целью повышения эффективности процесса адаптации детей к образовательному учреждению.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 63 наименования, приложений. В работе содержится 4 таблиц, 3 рисунков.
Первая глава представляет собой обзор литературы по изучаемой проблеме. Здесь рассматривается понятие социально-психологической адаптации, проводится анализ теоретических подходов к изучению адаптации, рассматриваются особенности социального развития детей дошкольного возраста, особенности социально-психологической адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Вторая глава представляет собой эмпирическое исследование социально-психологической адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
В заключении приводятся выводы о проведенном исследовании.
По результатам проведенного нами изучения социально-психологических аспектов адаптации детей среднего дошкольного возраста к учреждению образования, можно сказать, что нами достигнута цель проекта и решены поставленные в начале проекта задачи.
Задачи, поставленные перед данной работой были решены путем теоретического исследования литературы по данному вопросу, также, путем экспериментального исследования поставленной проблемы.
По итогам проведенной нами работы можно сделать следующие выводы:
Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Проанализировав теоретические вопросы адаптации детей к условиям детского образовательного учреждения, мы выявили, что
Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Рассмотренные аспекты в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
Таким образом, на основе проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что для детей малообщительных свойственна выраженная и высокая степень тревожности. Для общительных детей характерна низкая, реже выраженная степень тревожности.
Было проведено между степенью тревожности и формой адаптации детей в детском саду.
На основе данного соотношения, можно сказать, что высокая тревожность характерна для детей с тяжелой адаптацией, для детей со средней адаптацией характерна выраженная, и легкая степень тревожности.
Для детей с легкой адаптацией характерна легкая, реже выраженная тревожность и отсутствует высокая тревожность
Проведенное нами эмпирическое исследование адаптации детей к ДОУ, дало следующие результаты:
Протекание периода адаптации зависит от многих причин:
- от отношения к ребенку в семье;
- от уровня общительности ребенка;
От уровня тревожности ребенка;
- от отношения к ребенку в ДОУ (это касается и отношения воспитателей и отношения других детей).
По сочетанию функциональных изменений, происходящих в организме детей, выделяют три группы детей по степени адаптации к ДОУ: 1 - группа «адаптировавшихся» детей, легкая форма адаптации; 2 – группа «с незавершенной адаптацией», средняя форма адаптации и 3 – группа «неадаптировавшихся» детей, тяжелая форма адаптации.
Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы был использован корреляционный анализ, позволяющий выявить наличие взаимосвязи между показателями.
Таким образом, выдвинутая гипотеза, согласно которой на процесс адаптации ребенка в ДОУ влияют внутрисемейные отношения, уровень общительности детей, а также уровень их тревожности, подтверждена частично. Из полученных при анализе данных, на процесс адаптации ребенка в ДОУ влияет уровень тревожности ребенка.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2000. 320с.
2. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие/Приложение к журналу "Управление ДОУ". М.: ТЦ Сфера, 2005. 80 с.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: ЦГЛ, 2003. 240 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 2002. 340 с.
5. Ануфриева В.Г. Профилактика социальной дезадаптации детей. М.:Управление ДОУ, 2003, № 4. С 97 - 103.
6. Арнаутова Е.П., Белая К.Ю. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Выпуск 4: Подготовка ребенка к школе. М.: Школьная пресса. 2009. 80 с.
7. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иваново, 1989. 290 с.
8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Ленинград, 1988. 150 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Наука, 1968. 320 с.
10. Божович Л.И.Проблемы формирования личности/ Д.И. Фельдштейн. М.:Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 270 с.
11. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Просвещение, 1977. 160 с.
12. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1984. 250 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: «Союз», 1997. 140 с.
14. Выготский Л. С. Собрание сочинений - в 6 т. М.: Просвещение, 1996. 170 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Наука, 1997. 150 с.
16. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. канд.психол.наук. Л., 1985. 22 с.
17. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Питер, 2001. 230 с.
18. Григорьева Г.Г. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в дошкольном учреждении. М.: Просвещение, 2010. 40 с.
19. Гуров, В.Н. Социальная работа ДОУ с семьей. М., 2003. 190 с.
20. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии. –1992. -№1-2. –С.22-33.
21. Дружинин, В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000. 250 с.
22. Задровская И.А. Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке ребенка к детскому саду // Научно-практический журнал "Управление ДОУ"- 2005. - №8. - с.46-49.
23. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. – Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. 370 с.
24. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2003. 144 с.
25. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. Пособие / Н.В. Кирюхина. М.: Айрис-пресс, 2005. 136 с.
26. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр«Академия», 2000. 160 с.
27. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. –2004. -№5. –С.9
28. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 130с.
29. Костюк Г.С. Движущие силы развития и воспитания ребенка// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. Барнаул, 1997. 150 с.
30. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста// Вопросы психологии. –1996. -№6. –С.64-76.
31. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования: Монография. Красноярск: Изд-во Красноярского Университета, 1994. 130 с.
32. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта как целостность личности// Вопросы психологии. –1996. -№6.-С.54-63.
33. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет.: Учеб. пособие - 3 е изд. М.: Изд-во УРАО, 1997. 245 с.
34. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 170 с.
35. Левитов Н. Д. Психология характера. М., 1969. 144 с.
36. Лисина М.И. Общение и психика ребенка/ Под ред. Рузской А.Г. М.: Изд-во Инст-т практической психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1997. 238 с.
37. Майер А.А. Видение развития ребенка в культурно-исторической парадигме// Дошкольное образование: начало века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 9-10 октября 2003 г. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. –С.122-130.
38. Маклаков А. Г. Общая психология. Питер.: СПб, 2001. 140 с.
39. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. М.: Академия, 2002.390 с.
40. Мельникова, Н. Адаптация малышей к детскому саду // Дошкольное образование. – 2002. - № 5 (77).
41. Мухина В.С., Венгер Л.А. .Психология. М.: «Просвещение», 1988.
42. Мухина В.С.Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогическихфакультетов вузов. М.: Институт практической психологии, 1998.
43. Мудрик А.В.Социальная педагогика. М., 2002.
44. Мудрик А.В. Социальная педагогика.: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 1999.
45. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений. В 3 т.-Т.1. М.: Просвещение, 1994.- Гл.14. 290 с.
46. Немов Р.С. Психология книга-2. М.: Издательство «Владос» 2004.
47. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989.
48. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1996.
49. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Головей Л.А. СПб., 2001.
50. Психологические науки в России XX столетия: проблемы теории и истории/ под ред. А.В. Брушлицского. М.: Институт психологии РАН, 1997. –С.166
51. Психология развития. Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. М.: Че.Ро., 2005.
52. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.
53. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара, 1998.
54. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан. Вестник СПбГУ.- №20.- С. 75
55. Ромашина С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. –204 с.
56. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995. С. 372.
57. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. // М., 1987.
58. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. М., 1980.
59. Социальная психология в вопросах и ответах. Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999.
60. Социальная психология /под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1987.
61. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. М., 1986.
62. Терновская, М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных сирот в системе патронатного воспитания / М.Ф. Терновская. М.: Владос, 2004.- С. 89
63. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
64. Харчева В.Г. Основы социологии. М.: Логос, 1997.
65. Хохлова А.П. Межличностное восприятие как один из психологических механизмов адаптации личности в группе. Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1981. С. 52-56.
66. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк.Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996.
67. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
Тема: | «Социально-психологические аспекты адаптации ребенка в учреждениях образования» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 93 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками
Дипломная работа:
Социально-психологические особенности инновационного процесса в организации
Дипломная работа:
Социально-психологические аспекты развития персонала в современной организации
Дипломная работа:
Формирование социального интеллекта в условиях учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломная работа:
Факторы, способствующие адаптации первоклассников к учебной деятельности