Дипломная работа
«Формирование социального интеллекта в условиях учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей»
- 167 страниц
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Феноменология понятия «социальный интеллект»
1.2 Морфология социального интеллекта
1.3 Социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.4 Особенности социально-психологического развития детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Методы исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования на базе ГБУ НСО «Областной Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
2.2.1 Констатирующий эксперимент
2.2.2 Описание результатов формирующего эксперимента
2.2.3 Контрольный эксперимент: анализ вторичной диагностики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛОСАРИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сводная таблица стандартов, которые в совокупности составляют единое, целостное развитие ребенка
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Расчет Т-критерия при сопоставлении уровня сформированности социального интеллекта
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Методика Нгуена М.А. «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Методика «Автопортрет»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Анализ результатов первичного психодиагностического исследования по методике «Автопортрет»
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Авторская программа развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Анализ результатов вторичного психодиагностического исследования по методике «Автопортрет»
ПРИЛОЖЕНИЕ З. Иллюстрация по методике «Автопортрет»
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Иллюстрация по методике Нгуена М.А. «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций»
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Иллюстрация к тесту Гилфорда Дж. и Салливена М. «Социальный интеллект» адаптированного варианта Харитоновой И.В.
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Федеральной Службы Государственной Статистики (далее Росстат), на 01.01.2007 год в России насчитывается 173 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вос-питывающихся в интернатных учреждениях (для сравнения: в 1990 году таких детей было 113 тыс., а в 1995 году- 140 тыс.) [72, с. 233].
По данным Росстата на 01.01.2008 год в Новосибирской области насчитывается более 2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 800 детей устроены в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение, остальные усыновлены или находятся под опекой (попечительством) [83, с. 16].
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неиз-бежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, социальных приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития личности ребенка [92, с. 14].Кроме того, неизбежная нестабильность и многочисленность социального окружения в сиротских учреждениях, отсутствие ключевой фигуры, принимающей на себя заботу о ребенке, создает крайне неблагоприятные условия для формирования эмоционального развития ребенка. У таких детей не формируется важнейшее для последующего психического развития чувство базового доверия к миру.
Дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная агрессивная позиция по отношению к другим людям. Такие дети в процессе общения оказываются неспособными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с окружающими людьми, критически и правильно оценивать чувства и настроение людей; а также понимать внутренние мотивы поведения [45, с. 28-29].Всего это говорит о несформированности социального интеллекта.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом развития социального интеллекта, так как в данном возрасте начинается формирование личности и межличностных отношений. Запорожец А.В. подчеркивал значение ценных психофизиологических свойств и качеств, приобретаемых дошкольником, для становления его личности. Развитие социального интеллекта способствует адаптации ребенка к школе, успешности включения в новую, более сложную, социальную среду. На этапе подготовки к обучению в школе возможно расширение ресурсов ребенка, необходимых для установления взаимоотношений с другими людьми. Именно в этот период закладываются и формируются свойства личности, влияющие на её социализацию [90, с.3].
Не вызывает сомнения, что наличие развитого социального интеллекта является одним из важных условий успешной социальной адаптации в обществе детей, оставшихся без попечения родителей. Источником и постоянным регулятором процессов формирования и развития социального интеллекта является социальная ситуация развития ребенка. Поэтому можно предположить, что особенности социального интеллекта у детей, оставшихся без попечения родителей во многом будут определяться теми условиями, в которых происходит его развитие.
Как показывают исследования, недостаточное развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте затрудняет личностное развитие ребенка, приводит к появлению нежелательных черт поведения. Ребенок привыкает к агрессивности или замкнутости как к средству адаптации в обществе [47, с. 53-57].
Формирование социального интеллекта определяют такие процессы, как социальная перцепция, социальная сензитивность, социальное мышление, рефлексия, эмпатия [12, с.49].
Несмотря на достигнутые результаты в исследовании социального ин-теллекта, актуальность данной проблемы не уменьшается, и это, прежде всего, связано с тем, что в настоящее время формированию социального ин-теллекта в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей уделяется недостаточное внимание, в то время как постоянно увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей с низким уровнем социального интеллекта.
Вследствие, проблема исследования определяется противоречием между потребностью в оказании помощи детям, старшего дошкольного возраста, оставшимся без попечения родителей в социально-личностном развитии и отсутствием эффективных технологий формирования социального интеллекта в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования: социальный интеллект у детей старшего до-школьного возраста, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: технологии формирования социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования: разработать социально-психологическую про-грамму по формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста для ГБУ НСО «Областного Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к проблеме социального интеллекта в практике социальной работы.
2. Изучить морфологию социального интеллекта.
3. Описать социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить особенности социально-психологического развития детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей.
5. Провести социально-психологическую диагностику на базе ГБУ НСО «Областной Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
6. Представить эффективную социально-психологическую программу по формированию социального интеллекта для детей старшего до-школьного возраста, оставшихся без попечения родителей.
7. Определить эффективность влияния разработанного психологиче-ского тренинга на развитие социального интеллекта старших до-школьников.
Гипотеза исследования: применение социально–психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей будет способствовать нормативному развитию социального интеллекта и успешному процессу социальной адаптации.
Методы исследования: сравнительный анализ теоретических представлений, метод анализа статистических данных, метод поперечных срезов, метод социально-психологической диагностики, эксперимент, метод коррекции.
Методологической основой исследования являются теоретические и экспериментальные разработки исследования социального интеллекта, как зарубежных авторов: Гилфорд Дж., Стернберг Р., Кантор Н., Олпорт Г., Торндайк Э., так и отечественных ученых: Емельянов Ю.Н., Южанинова А.Л., Ушаков Д.В., Кудрявцева Н.А., Куницына В.Н. и ряд других авторов.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения разработанной программы специалистами по социальной работе, социальными педагогами, психологами в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста, оставшимися без попечения родителей для формирования у них социального интеллекта.
В результате теоретического обзора исследований социального интел-лекта мы выявили более широкое толкование его отечественными психологами, то есть понимание социального интеллекта как способности человека понимать не только других, но и самого себя в постоянном видоизменении психических состояний и межличностных отношений, прогнозировать результаты поведения как собственного, так и партнёров по взаимодействию.
Имеющиеся в отечественной психологии работы затрагивают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности (Аминов Н.А., Молоканов М.В., Бобнева М.И., Емельянов Ю.Н., Кидрон А.А., Южанинова А.Л.), а так же описывают предполагаемую структуру и функции социального интеллекта.
Впервые попытку определения социального интеллекта в нашей стране предложил Емельянов Ю.Н. «Сферу возможностей субъект - субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [26, с.12]. Автор предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект. Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков.
Согласно Емельянову Ю.Н. формирование социального интеллекта способствует наличие сензитивности - особой, имеющей эмоциональную природу, чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Сензитивность, по мнению автора, в свою очередь предполагает эмпатию - способность в чувствовании, эмоционального резонанса на переживание другого. Онтогонестически эмпатия лежит в основе социального интеллекта [49, с.46-50].
Коллектив авторов под ред. Тутушкиной М.К., исследую феномен сензитивности, определяют ее как способность воспринимать окружающий и внутренний мирпозволяющую профессионалам различных уровней легко ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, гармонизировать свое поведение [15,с.11].
Таким образом, социальный интеллект рассматривается здесь с позиций базовых характеристик, способствующих его формированию. К числу основопологающих факторов социального интеллекта ряд авторов относят сензитивность, рефлексию и эмпатию.
Емельянов Ю.Н. так же, как и другие исследователи, связывает социальный интеллект и ситуативную адаптацию. Социальный интеллект предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, – всеми видами семиотических систем. Автор дополняет коммуникативную компетенцию элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека, и способность воздействовать на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других. Этот «акциональный» аспект коммуникативной компетенции требует осознания:
1. собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники лич-ной работы;
2. своих перцептивных умений, т.е. способность воспринимать окру-жающее без субъективных искажений и «систематизированных сле-пых пятен» (стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем);
3. готовности воспринимать новое во внешней среде;
4. своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур (реальный интернационализм);
5. своих чувств и психических состояний в связи с воздействием фак-торов внешней среды (экологическая психокультура);
6. способов персонализации окружающей среды (материальное воплощение «чувства хозяина»);
7. уровня своей экономической культуры (отношение к среде обитания, земле как источнику продуктов питания, родному краю, архитектуре и др.) [39, с. 48].
Говоря о пути повышения коммуникативной компетенции, Емелья-нов Ю.Н. замечает, что коммуникативные умения и интеллект межличностных отношений при их несомненной важности, тем не менее, являются вторичными по отношению к фактору совместной деятельности людей. Поэтому, ключевые способы повышения коммуникативной компетенции нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей [19, с. 235-242].
Южанинова А.Л. выделяет социальный интеллект как третью характе-ристику интеллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект - объектных отношений, а социальный интеллект – субъект-субъектных.
Она рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения.
Социально-перцептивные способности – это такое целостно-личностное образование, которое обеспечивает возможность адекватного отражения индивидуальных, личностных свойств реципиента, особенностей протекания его психических процессов и проявления эмоциональной сферы, а также точность в понимании характера отношений реципиента с окружающими. С другой стороны, учитывая связь рефлексивных процессов с социально-перцептивными, следует дополнить психологическое содержание данного феномена способностью самопознания (осознание своих индивидуально-личностных свойств, мотивов поведения и характера восприятия себя другими) [97, с. 47].
Социальное воображение – это способность адекватного моделирования индивидуальных и личностных особенностей людей на основе внешних признаков, а также способность прогнозирования характера поведения реципиента в конкретных ситуациях, точного предвидения особенностей дальнейшего взаимодействия.
Социальная техника общения – это «действенный» компонент, проявляется в способности принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужно для личности русле, в богатстве техники и средств общения. И высшим критерием проявления социально-интеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияния на формирование психических свойств окружаю-щих [97, с. 48-49].
Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с практи-ческим мышлением. Уманский Л.И. определял социальный интеллект как относительное независимое праксеологическое образование- то, что непросто можно определить как «практический - психологический ум».
Теплов Б.Ф. тоже использует понятие «практический ум», как направ-ляющий свое действие от абстрактного мышления к практике, от общих принципов к конкретным обстоятельствам; в отличие от теоретического ума, направленного от «живого созерцания к абстрактному мышлению» [15,с.12].
В работах последних лет выделяется исследование по изучению связи социального интеллекта и профессиональной направленности, предпринятое в 1992 году Аминовым Н.А. и Молокановым М.В. Авторы рассматривают социальный интеллект, как условие выбора профиля деятельности будущих практических психологов (исследовательская деятельность или практика). Ведущими компонентами способностей к психологический деятельности, к вдумчивой работе с людьми являются, по мнению исследователей, социальный интеллект и фасилитивность (поддерживающий стиль социальных отношений). Кроме того, оказываются важными энергетические характеристики, психическая выносливость в противоположность синдрому эмоционального «сгорания», при наличии которого происходит быстрое пресыщение общением, возникает недовольство собой и окружающими [85, с. 47-48].
Постепенно все большее место в изучении социального интеллекта стали занимать исследования, базировавшиеся на поведенческих, невербальных способах оценки социального интеллекта. Одними из первых объединили два этих подхода к рассмотрению и диагностике социального интеллекта американские психологи Космитский С. и Джон О.П. (1993 г.), предложив концепцию социального интеллекта, включающую семь составляющих. Эти составляющие они укомплектовали в две относительно самостоятельные группы: «когнитивные» и «поведенческие».
К когнитивным элементам социального интеллекта ими были отнесены оценка перспективы, понимание людей, знание специальных правил, откры-тость в отношениях к окружающим. К элементам поведенческим: способ-ность иметь дело с людьми, социальная приспособляемость, теплота в межличностных отношениях.
Тем самым подчеркивалась мысль о том, что социальный интеллект — это область, где тесно взаимодействует когнитивное и аффективное. Как несложно заметить, эта модель довольно полно отражает суть явления и определенно указывает на то, что подлежит диагностике и развитию [101,с.32-35].
Дошкольный возраст является важнейшим периодом развития социального интеллекта, так как в данном возрасте начинается формирование личности и межличностных отношений. Запорожец А.В. подчеркивал значение ценных психофизиологических свойств и качеств, приобретаемых дошкольником, для становления его личности. Развитие социального интеллекта способствует адаптации ребенка к школе, успешности включения в новую, более сложную, социальную среду.
Целью данной работы явилась разработка социально–психологической программы, направленной на формирование социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста для ГБУ НСО «Областного Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
Для достижения поставленной цели в работе нами было сделано следующее:
1. Рассмотрен теоретико-методологический подход к проблеме социального интеллекта в практике социальной работы. Проблема исследования социального интеллекта традиционна как для зарубежной, так и для отечественной психологии, но на сегодняшний день психологическая сущность и природа социального интеллекта изучена недостаточно, и представления о социальном интеллекте остаются противоречивыми. Несмотря на то, что отсутствуют четкие и доказательные, эмпирически проверенные подходы, в сфере изучения социального интеллекта, идет активный поиск базовых понятий, адекватных методик сбора эмпирических данных и их объяснения. Условно можно выделить три группы подходов к пониманию содержания социального интеллекта. Первый подход объединяет авторов, считающих, что социальный интеллект – это разновидность общего интеллекта. Второй подход рассматривает социальный интеллект, как самостоятельный вид интеллекта, обеспечивающий адаптацию человека в социуме и направленный на решение жизненных задач. Третий подход рассматривает социальный интеллект как интегральную способность общаться с людьми, включающую личностные характеристики и уровень развития самосознания.
2. В результате теоретического обзора исследований социального интеллекта мы выявили более широкое толкование его отечественными психологами, то есть понимание социального интеллекта как способности человека понимать не только других, но и самого себя в постоянном видоизменении психических состояний и межличностных отношений, прогнозировать результаты поведения как собственного, так и партнёров по взаимодействию. В российской психологической науке проблема социального интеллекта привлекла внимание исследователей примерно тридцать лет назад и рассматривалась в аспекте коммуникативной компетентности и профессиональной деятельности, являясь профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек», а также некоторых профессиях «человек – художественный образ».
3. Изучена морфология социального интеллекта. Социальный интел-лект - интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов. К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление, социальное воображение, эмпатия, социальное представление, социальная пластичность. Коммуникативно-личностный потенциал является основным стержнем социального интеллекта. К функциям социального интеллекта относится формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решение текущих задач; планирование межличностных событий и прогнозирование их развития; расширение социальной компетентности; саморазвитие, самопознание, самообучение; обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях.
4. Описаны социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 5-7 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Возникает новый опосредованный тип мотивации, развивается словесно – логическое мышление, происходит осознание своего социального «Я», формируется внутренняя социальная позиция, появляется внеситуативно–личностная форма общения, возникает произвольное поведение, формируется устойчивая структура мотивов, сюжетно - ролевая игра достигает своего расцвета. Формирование социального интеллекта стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребенка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных).
5. Изучены особенности социально–психологического развития детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. Характеристика психологического портрета детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей, позволяет сделать вывод о том, что именно категория детей, попадающих в учреждения социальной и психолого-педагогической поддержки детства, должна пройти очень интенсивный путь социализации, так как он позволит им быть готовым к самостоятельной жизни. А наличие развитого соци-ального интеллекта будет способствовать адаптации ребенка к школе, успешности включения в новую, более сложную, социальную среду.
6. Проведена социально-психологическая диагностика на базе ГБУ НСО «Областного Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей», которая показала что 80% респондентов имеют деформированную Я- концепцию: нарушения в акциональном компоненте, в социальном интеллекте по пункту «неумение понимать чувства и мотивы других людей» и низкий уровень развития эмоционального интеллекта. Таким образом, большинство респондентов могут испытывать трудности в общении, что указывает на целесообразность включения в работу с ними психологического тренинга развития социального интеллекта.
Наш опыт эмпирического исследования показал, что авторская про-грамма развития социального интеллекта, у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей является эффективной, т.к целенаправленно повышает уровень социального интеллекта в тренинговой группе для оптимизации процесса социально-психологической адаптации личности ребенка в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Программа была описана и апробирована в условиях экспериментального исследования на базе ГБУ НСО «Областного Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей». В результате были получены положительные результаты и подтверждена гипотеза исследования, о том, что применение социально – психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей будет способствовать нормативному развитию социального интеллекта и успешному процессу социальной адаптации.
Разработанная социально-психологическая программа может найти применение в практике работы специалистов по социальной работе, социальных педагогов, психологов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ.вузов. М.: Академический проект; Алма Матер, 2005. - 697 с.
2. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: Состояние и перспективы исследования: Часть 3. Социальные представления и мышление личности.- М.: Изд-во Института психологии РАН, 2004. – 489 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: пробле-мы и стратегии исследования // Психол. журн. – 2004.- № 4. – С. 23-25.
4. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.:ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 301 с.
6. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд.- М.: Академия, 2004. – 264 с.
7. Бандурко Ю.В. Психологические особенности детей и подростков «группы риска» / Ю.В. Бандурко, О.В. Глуздова. - Нижний Новгород, 2003. - 126 с.
8. Басилова Т.А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребневой. - М.: Полиграфсервис, 2005. -548 с.
9. Басова В.М. Социальная компетентность / В.М.Басова // Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности / Сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник.-М.:Сигналъ, 2004. - С. 186-194.
10. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. – 2003 с.
11. Бревнова В.М. Сиротство как социально-педагогическая проблема // Социальная педагогика: диалог теории и практики. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Т.А.Морозовой-Дорофеевой, Н.П.Кириленко, Т.Н.Черняевой – Сара-тов: Изд-во «Научная книга», 2006. - С.50-52.
12. Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта / Тони Бьюзен; перевод с англ.Е.Г.Гендель. - М.:Попурри, 2004. -208 с.
13. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Из-дательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
14. Геранюшкина Г.П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента: Дис. . канд. психол. наук - Иркутск, 2001. - 194 c.
15. Геранюшкина Г.П. Социальный интеллект: Методики оценки и развития / Г.П. Геранюшкина. - Иркутск: Байкал. гос. ун-т экономики и права, 2003. - 103 с.
16. Гейзина Е.С. Роль предполагаемой оценки в познании людьми друг друга // Проблемы оценивания в психологии: Межвузовский научный сборник / Отв. ред. Л.П. Доблаев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. – 595 с.
17. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта / Дж.Гилфорд // Психология мышления. Хрестоматия по общей психологии. - М.: МГУ, 1981. - С. 132-141.
18. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
19. Голоухова Г.Н. Основы формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста // Вестн. Поморского ун-та, Сер. Физиологические и психолого-педагогические науки. - 2006. - № 2 (10).- С. 235-242.
20. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психол. журн. – 2005. - № 6. - С.38-39.
21. Гранская Ю.В. Профессиональные особенности оценивания эмоциональных состояний по выражению лица // Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). Вып. 2 ч.2. / Под ред. А.А. Крылова. – Санкт-Петербург, 2005. – 533 с.
22. Деревянко С.П. Роль социального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов // Инновационные образователь-ные технологии. – Минск, 2007. – №1 (9). – С. 92-95.
23. Джос В.В. Уверенность и адекватность в феномене социальной перцеп-ции // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга: Межвузовский сборник статей / Под ред. О.Г. Кукосян. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 2001. – 668.с.
24. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. - М.: Просвещение, 1992. - 390 с.
25. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М.: Просвещение, 1993. - 402 с.
26. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции: Автореф. диссерт.на соиск. учен. ст. докт. психол. наук. - 1991. - 16 с.
27. Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психол. журн. – 2005. - № 6. – С. 47-50.
28. Завалишина Д.Н. Когнитивная функция практического мышления // Практическое мышление: функционирование и развитие: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д.Н. Завалишина. – М., 2000. – С. 112-113.
29. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. – 74 с.
30. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка / Шанталь Зауш-Гордон.-СПб.: Питер, 2004. – 123 с.
31. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: Избранные психологические труды / Б.В. Зейгарник. – М.: Московский психолого – социальный ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. – 416 с.
32. Иванов П.Н., Галкина Л.А., Метеличева Е. В. Доминирующая функция общения как реализация когнитивного стиля личности // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. – Ярославль, 2004. – 138 с.
33. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психол. журн. – 2006. - № 5. – С. 43-46.
34. Климов Е.А. Социальная перцепция: объяснение и понимание // Развитие социально-перцептивной компетентности личности. Материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика А.А. Бодалева / Под ред. А.А. Деркача. – М.: РАГС, 1995. – 248 с.
35. Корнилов Ю.К. Проблемы психологии практического интеллекта // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. – М.: «Академический проект», 2000. – 464 с.
36. Коробейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. - 2000. - №3. – С. 25-29.
37. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
38. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: Практическое пособие -М.:Генезис, 2003. - 208 с.
39. Кудинова И.Б. Социальный интеллект как предмет исследования: монография / И.Б. Кудинова, С.И. Кудинов ; Федер. агентство по образованию, Тольят. гос. ун-т, Гуманитар. ин-т - Тольятти, 2007. - 168 с.
40. Кудрявцева Н.А. Единство интеллекта. Научный отчет (Грант РФФИ 1993-1994).- СПб., 1995. – 478 с.
41. Куницына В.Н. Восприятие подростками другого человека и самого себя: Дис. … канд. психол. наук. / В.Н Куницына – Л., 1984. – 286 с.
42. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии: В 2-х ч. Ч.1. Теоретические проблемы психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова. СПб., 1995. – 480 с.
43. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В Казаринова., В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
44. Лабунская В.А. О структуре социально-перцептивных способностей личности // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О.Г. Кукосян. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1993. – 175 с.
45. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений // В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
46. Лаврентьева З.И. Антроподинамическая концепция реабилитации: Монография. – Новосибирск: Светлица, 2008. – 396 с.
47. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
48. Лужбина Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности : Автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.01 / Барнаул. гос. пед. ун-т. - Барнаул, 2002.- 22 с.
49. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004. - 658 с.
50. Максименко Ж.А. Особенности Я-концепции личности, связанные с коммуникативной успешностью // Вестник Университета (Государствен-ный Университет Управления). – 2007. - № 12 (38). - С.88-93.
51. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. / А.Р. Малер. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -176 с.
52. Михайлова Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет : автореф. дис. . канд. психол. наук / Михайлова Я.И. ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2001. - 22 с.
53. Михайлова (Алешина) Е.С. Диагностика социального интеллекта. Методическое руководство. СПб., 2003. - 167 с.
54. Михайлова Е.С. Соотношение социального интеллекта и защитных механизмов на разных этапах самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8. / Под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – 497 с.
55. Молокостова, А.М. Факторы, определяющие развитие социального интеллекта / А.М.Молокостова // Философия. Культура. Гуманизм: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. (Оренбург, 9-10 ноября 2006 г.). – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - 613 с.
56. Морозова Е.В. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам / Е.В. Морозова. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 56 с.
57. Нгуен Минь Ань. Развитие эмоционального интеллекта // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 5.- С. 14-16.
58. Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России (История и современность) - М.: Дом, 1994. - 176 с
59. Нишанов В.К. Особенности понимания в социальном познании // Объяснение и понимание в специальных общественных науках: Сб. статей. / Отв. ред. В.Г.Федотова. – М., 2004. – 186 с.
60. Олпорт Г. Становление личности [ Текст]: избранные труды.[ Пер. с англ. Трубицыной Л.В., Леонтьева Д.А]; Под общ. Ред. Леонтьева Д.А - М.: Смысл, 2002.- 462 с.
61. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 509 с.
62. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей- сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. - М.: Генезис, 2006. - 368 с
63. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник– 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395 с.
64. Панферов В.Н. Психологическая структура познания человека человеком // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: Сб. науч. тр. / Под ред. О.Г. Кукосян. – Кубан. гос. ун-т, 2001. – 235.с.
65. Практический интеллект Р. Стернберг, Дж. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
66. Прихожан Л.М., Толстых А.Н. Особенности психического развития школьников, воспитывающихся вне семьи// Вопросы психологии. - 1982. - №2. – С. 21-39.
67. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Развитие личности в условиях психиче-ской депривации // Формирование личности в онтогенезе.- М., 1991.- №6. - С.99-104.
68. Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.
69. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1. – № 4. – С. 3-26.
70. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с
71. Ронгинский М. Социальный интеллект: Возможен ли нормальный цивилизованный человек вне этого качества? / М. Ронгинский, М. Тутушкина // Диалог.- 1992. - № 3. – С. 12-14.
72. Российский статистический ежегодник. 2007.: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 826 с.
73. Ростовых Д.А. Социальный интеллект: актуальные проблемы исследования // Российское общество и государство в условиях информатизации: Мат. науч.-практ.конф.- М.: МОИУ, 2004. - С. 145-149.
74. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2006. – 713 с.
75. Савенкова С.В. Воспитание детей в детских социальных приютах: Дис. …канд. пед наук: 13.00.01 / Савенкова Свелана Владимировна. – М., 2005. – 187 с.
76. Сатаров Г.А. Социальный интеллект и динамика диспозиций / Г.А. Сатаров.- М.: Индем, 2003. – 49 с.
77. Селиванова Р.Г. Измерение и оценка эмпатийности как личностного образования // Проблемы оценивания в психологии / Отв. ред. Л.П. Доблаев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. – 299 с.
78. Семья Г. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. Семья // Развитие личности. – 2004. – № 1. – С. 71-87.
79. Серебренникова О.Д. Особенности социального развития детей 6-8-летнего возраста, воспитывающихся в семье и детском доме // Психолог в детском саду. - 2006. - № 2. – С. 11-13.
80. Сластенин В. А., Каширин В. П.Психология и педагогика 4-е изд.: Издательский центр "Академия", 2006. - 480 с.
81. Смит Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. – СПб.: Речь, 2001. – 256 с.
82. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М.:Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
83. Социальная защита населения Новосибирской области. Статистический сборник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. - Н., 2008 - 50 с.
84. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. – 658 с.
85. Стрелкова И.Э. Влияние личностных свойств на адекватность оценивания людьми друг друга // Проблемы оценивания в психологии / Отв. ред. Л.П. Доблаев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. – 120 с.
86. Стрелкова И.Э. Роль эмпатии в межличностном познании и общении студентов // Прикладные проблемы психологии личности: Межвузовский науч. сб. / Под ред. Л.П. Доблаева. – Саратов: Изд-во. Саратов. ун-та, 2005. – 491 с.
87. Трошихина Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности: Автореф. Дис….канд. психол. Наук.- Спб., 2003. - С. 24-25.
88. Флэйк - Хобсон К., Робинсон Б. Е. Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 511 с.
89. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 318 с.
90. Харитонова И.В.Особенности социального интеллекта старших дошкольников и его развитие средствами психогимнастики : автореф. дис. канд. психол. наук / Харитонова И.В. ; Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма - Краснодар, 2006. - 24 с.
91. Холодная М.А., Кострикина И.С. Особенности когнитивных стилей «импульсивность/рефлективность» и «ригидность/гибкость позна-вательного контроля» значениями IQ // Психол. журн. – 2002. - № 6. – 82 с.
92. Чепурных Е.Е. Значение патронатного воспитания как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан // Патронатное воспитание в России на современном этапе / Сост. Н. П. Иванова. - М.: ЦХС, 2002. – 270 с.
93. Чеснокова О. Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопр. психологии. – 2005. - № 6. – С. 24-30.
94. Чеснокова О.Б. Анализ феномена хитрости как формы социального интеллекта в детском возрасте // Психолог в детском саду. – 2007. - № 3. – С. 36-39.
95. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. - Изд-во: "Академия", 2005. – 188 с.
96. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 628 с.
97. Щут Г.М. К изучению социальной перцепции в зарубежной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Д. Парыгина. – Л., 2000. – 181 с.
98. Юркевич B.C. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. - 2005. - № 3 (4). Июль—сентябрь.- С. 4-10.
99. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта // Проблемы оценивания в психологии / Отв. ред. Л.П. Доблаев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. – 667 с.
100. Южанинова А.Л. Связь социального интеллекта с некоторыми индивидуально-личностными особенностями // Прикладные проблемы психологии личности: Межвузовский науч. сб. / Под ред. Л.П. Доблаева. – Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 2005. – .427 с.
101. Южанинова А.Л. Исследование сложности когнитивной дифференциации и интеграции в связи с уровнем социального интеллекта // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колга. – Таллин, 2006. – 252 с.
Кафедра теории и технологии социальной работы
Дипломная работа на 5. В тексте много диаграмм, таблиц,рисунков,большой исследовательский материал, очень много иллюстраций по различным методикам,написана авторская программа развития социального интеллекта.
Тема: | «Формирование социального интеллекта в условиях учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 167 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломная работа:
Рабочий стол социального педагога детского дома
Дипломная работа:
Правовая защита жилищных прав детей-сирот
Дипломная работа:
Анализ правового регулирования отношений по усыновлению детей-граждан России иностранными гражданами
Дипломная работа:
Формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы с опекунской семьей