Курсовая работа
«Влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками»
- 32 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ СТАТУС В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ….4
1.1. Анализ теоретических исследований социально-психологических аспектов адаптированности: понятия, виды, функции, основные характеристики…4
1.2. Социально-психологическая адаптация на этапе подросткового возраста….10
1.3. Статус подростка в структуре межличностных отношений со сверстниками….15
Выводы по первой главе….22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ СТАТУС В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ….24
2.1. Организация и методы исследования…24
2.2. Анализ результатов исследования…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….29
ЛИТЕРАТУРА….30
Актуальность темы исследования обусловлена социальной значимостью адаптированности подростков, которая представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.
Объект исследования - социально-психологическая адаптированность подростков.
Предмет исследования - влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.
Цель исследования - выявить влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.
Согласно поставленной цели определяем следующие задачи:
1) теоретически изучить социально-психологические аспекты адаптированности: понятия, виды, функции, основные характеристики;
2) выявить характеристики социально-психологической адаптации на этапе подросткового возраста;
3) эмпирически изучить влияния социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.
Гипотеза исследования состояла в предположении влияния социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
теоретические (анализ литературных источников);
эмпирически.
База проведения эмпирического исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Омска.
Выборка обследованных составила 20 человек.
С точки зрения социально-психологического подхода нарушение школьной адаптации и школьная дезадаптация рассматривается как следствие слабого развития коммуникативных навыков, необходимых для учебной деятельности, т. к. школьная адаптация неотделима от социально-психологической адаптации.
Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профессиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является источником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствовании здоровья.
Если ребёнок в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит» из школы, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально. Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений. [1,c.176]
Наиболее интенсивно процесс социализации и адаптации протекает в
подростковый период, когда ведущим видом деятельности в соответствии с
идеями Д. Б. Эльконина является интимно-личностное общение, определяющее формирование новообразований, характерных для будущей
зрелой личности. В ситуации, когда подросток испытывает серьезные затруднения в установлении личностных контактов с представителями референтной группы, он начинает искать иные формы адаптивного поведения.
Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения.
Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:
• состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);
• резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);
• истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).
Таким образом, успешная адаптация подростков связана для них с успешным вхождением в группу, которое требует значительных затрат и включения интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств личности.
Исследования особенностей адаптации человека к разным условиям, на разных этапах жизни всегда были в значительной мере представлены среди психологических исследований. Такая ситуация сохраняется и сейчас. Объясняется это тем, что условия существования человека постоянно меняются, вместе с ними изменяется и человек. Следовательно необходимы все новые и новые исследования, которые дают знания о факторах, позволяющих человек достичь гармонии со средой меньшей ценой, так как случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срыву профессиональной и учебной деятельности, антисоциальным поступкам.
Практика, а также научные исследования показывают, что человек обладает значительными адаптационными способностями в условиях природной и социальной среды.
Особое значение в последние десятилетия приобрел социально-психологический аспект адаптации. Современное общество очень динамично, изменения происходят с большой скоростью, особенно в России: меняется экономическая ситуация, меняется политическая ситуация ценности, на основе которых люди выстраивают отношения друг с другом.
Социально-психологическая адаптация личности - сложный и многомерный процесс взаимодействия представителей разных культур, в результате которого происходит формирование новой позитивной социальной идентичности, адекватной изменившимся социокультурным условиям; процесс развития личностного потенциала индивида по мере его активного включения в различные виды деятельности, систему межличностных отношений, социокультурную и социально-политическую жизнь общества, нахождение условий для реализации потребностей в самоуважении и самоактуализации личности.
Наиболее общим показателем успешного процесса адаптации можно считать взаимную удовлетворенность человека и социальной среды. Состояние личности, позволяющее достигать таких взаимоотношений с социумом, называется социально-психологической адаптированностью.
Успешная социально-психологическая адаптация подростков связана для них с успешным вхождением в группу, которое требует значительных затрат и включения интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств личности.
Анализ проведенного экспериментального исследования показал влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.
Выявлено, что подростки с адаптированностью и дезадаптированностью в классе отличаются разным уровнем межличностных отношений. Адаптированные подростки в большей степени ориентированы на совместную деятельность со сверстниками. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер.
Ученики с неблагоприятной адаптированностью (дезадаптированностью) в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того
неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками.
1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во: «Аспект Пресс», 2001
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] Ф.Б. Березин / Л., 1988.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности[Текст]/ Л.И. Божович . – М.: Изд-во «МОДЕК», 1995.
4. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь, 1975. №7. с. 134-142.
5. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал - 1994, № 3.
6. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. канд.психол.наук. Л., 1985. 22 с.
7. Гильяшева И. Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка[Текст] / И.Н. Гильяшева - М., 1994
8. Дохолян С.С. Роль внушаемости в динамике адаптации студента // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. науч. сообщ. сов.ученых к VI Всесоюз.съезду О-ва психологов СССР. М., 1983. Ч. II. С. 335-337.
9. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в условиях деятельности и общения[Текст] / А.Н. Жмыриков - Л., 1989.
10. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М., 1979. С. 219- 232.
11. Кон И.С. Психология старшеклассника. [Текст] / И.С. Кон - М.,1990
12. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. [Текст] / Я.Л. Коломинский –М., изд-во: Народная Асвета, 1984
13. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации [Текст] / П.С. Кузнецов - Саратов, 2000.
14. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография [Текст] / С.А. Ларионова. - Белгород, 2002. – 200 с.
15. Маслоу А. Мотивация и личность[Текст] / А. Маслоу - Спб., 1999
16. Немов Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов– М., 1994.
17. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. [Текст] / Л.Д. Столяренко – Р-на- Д., 2003
18. Сущность, формы и факторы социальной адаптации / Под ред. В.Э. Тамарина. Барнаул, 1977
19. Хохлова А.П. Межличностное восприятие как один из психологических механизмов адаптации личности в группе // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1981. С. 52-56.
Тема: | «Влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Влияние социально-психологического климата в трудовом коллективе на эффективность
Дипломная работа:
Роль народных игр в развитии межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Магистерская работа:
Влияние модульно-рейтинговой системы оценки знаний на межличностные отношения студентов
Дипломная работа:
Формирование межличностных отношений подростков на уроках музыки
Курсовая работа:
Взаимосвязь между социометрическим статусом и особенностями социальных взаимоотношений дошкольников