Курсовая работа

«Влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками»

  • 32 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ СТАТУС В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ….4

1.1. Анализ теоретических исследований социально-психологических аспектов адаптированности: понятия, виды, функции, основные характеристики…4

1.2. Социально-психологическая адаптация на этапе подросткового возраста….10

1.3. Статус подростка в структуре межличностных отношений со сверстниками….15

Выводы по первой главе….22

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ СТАТУС В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ….24

2.1. Организация и методы исследования…24

2.2. Анализ результатов исследования…26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….29

ЛИТЕРАТУРА….30

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена социальной значимостью адаптированности подростков, которая представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Объект исследования - социально-психологическая адаптированность подростков.

Предмет исследования - влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.

Цель исследования - выявить влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.

Согласно поставленной цели определяем следующие задачи:

1) теоретически изучить социально-психологические аспекты адаптированности: понятия, виды, функции, основные характеристики;

2) выявить характеристики социально-психологической адаптации на этапе подросткового возраста;

3) эмпирически изучить влияния социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.

Гипотеза исследования состояла в предположении влияния социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

 теоретические (анализ литературных источников);

 эмпирически.

База проведения эмпирического исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Омска.

Выборка обследованных составила 20 человек.

Фрагмент работы

С точки зрения социально-психологического подхода нарушение школьной адаптации и школьная дезадаптация рассматривается как следствие слабого развития коммуникативных навыков, необходимых для учебной деятельности, т. к. школьная адаптация неотделима от социально-психологической адаптации.

Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профессиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является источником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствовании здоровья.

Если ребёнок в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит» из школы, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально. Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений. [1,c.176]

Наиболее интенсивно процесс социализации и адаптации протекает в

подростковый период, когда ведущим видом деятельности в соответствии с

идеями Д. Б. Эльконина является интимно-личностное общение, определяющее формирование новообразований, характерных для будущей

зрелой личности. В ситуации, когда подросток испытывает серьезные затруднения в установлении личностных контактов с представителями референтной группы, он начинает искать иные формы адаптивного поведения.

Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения.

Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:

• состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);

• резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);

• истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).

Таким образом, успешная адаптация подростков связана для них с успешным вхождением в группу, которое требует значительных затрат и включения интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств личности.

Заключение

Исследования особенностей адаптации человека к разным условиям, на разных этапах жизни всегда были в значительной мере представлены среди психологических исследований. Такая ситуация сохраняется и сейчас. Объясняется это тем, что условия существования человека постоянно меняются, вместе с ними изменяется и человек. Следовательно необходимы все новые и новые исследования, которые дают знания о факторах, позволяющих человек достичь гармонии со средой меньшей ценой, так как случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срыву профессиональной и учебной деятельности, антисоциальным поступкам.

Практика, а также научные исследования показывают, что человек обладает значительными адаптационными способностями в условиях природной и социальной среды.

Особое значение в последние десятилетия приобрел социально-психологический аспект адаптации. Современное общество очень динамично, изменения происходят с большой скоростью, особенно в России: меняется экономическая ситуация, меняется политическая ситуация ценности, на основе которых люди выстраивают отношения друг с другом.

Социально-психологическая адаптация личности - сложный и многомерный процесс взаимодействия представителей разных культур, в результате которого происходит формирование новой позитивной социальной идентичности, адекватной изменившимся социокультурным условиям; процесс развития личностного потенциала индивида по мере его активного включения в различные виды деятельности, систему межличностных отношений, социокультурную и социально-политическую жизнь общества, нахождение условий для реализации потребностей в самоуважении и самоактуализации личности.

Наиболее общим показателем успешного процесса адаптации можно считать взаимную удовлетворенность человека и социальной среды. Состояние личности, позволяющее достигать таких взаимоотношений с социумом, называется социально-психологической адаптированностью.

Успешная социально-психологическая адаптация подростков связана для них с успешным вхождением в группу, которое требует значительных затрат и включения интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств личности.

Анализ проведенного экспериментального исследования показал влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками.

Выявлено, что подростки с адаптированностью и дезадаптированностью в классе отличаются разным уровнем межличностных отношений. Адаптированные подростки в большей степени ориентированы на совместную деятельность со сверстниками. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер.

Ученики с неблагоприятной адаптированностью (дезадаптированностью) в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того

неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во: «Аспект Пресс», 2001

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] Ф.Б. Березин / Л., 1988.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности[Текст]/ Л.И. Божович . – М.: Изд-во «МОДЕК», 1995.

4. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь, 1975. №7. с. 134-142.

5. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал - 1994, № 3.

6. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. канд.психол.наук. Л., 1985. 22 с.

7. Гильяшева И. Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка[Текст] / И.Н. Гильяшева - М., 1994

8. Дохолян С.С. Роль внушаемости в динамике адаптации студента // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. науч. сообщ. сов.ученых к VI Всесоюз.съезду О-ва психологов СССР. М., 1983. Ч. II. С. 335-337.

9. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в условиях деятельности и общения[Текст] / А.Н. Жмыриков - Л., 1989.

10. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М., 1979. С. 219- 232.

11. Кон И.С. Психология старшеклассника. [Текст] / И.С. Кон - М.,1990

12. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. [Текст] / Я.Л. Коломинский –М., изд-во: Народная Асвета, 1984

13. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации [Текст] / П.С. Кузнецов - Саратов, 2000.

14. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография [Текст] / С.А. Ларионова. - Белгород, 2002. – 200 с.

15. Маслоу А. Мотивация и личность[Текст] / А. Маслоу - Спб., 1999

16. Немов Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов– М., 1994.

17. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. [Текст] / Л.Д. Столяренко – Р-на- Д., 2003

18. Сущность, формы и факторы социальной адаптации / Под ред. В.Э. Тамарина. Барнаул, 1977

19. Хохлова А.П. Межличностное восприятие как один из психологических механизмов адаптации личности в группе // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1981. С. 52-56.

Покупка готовой работы
Тема: «Влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика