Дипломная работа

«Социально-психологические особенности инновационного процесса в организации»

  • 89 страниц
Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы инноваций и инновационной деятельности в организации 5

1.1. Понятие инновации и инновационного процесса 5

1.1.1. Понятие инновации, её сущность и основные критерии 5

1.1.2. Классификация инноваций 13

1.1.3. Общая характеристика инновационного процесса 16

1.2. Сущность и основные направления инновационной деятельности в организации 24

1.2.1. Понятие и основные направления инновационной деятельности 24

1.2.2. Организация управления инновационной деятельностью 27

1.2.3. Методы внедрения инноваций в организации 32

Глава 2. Социально-психологические особенности инновационного процесса в организации 38

2.1. Конфликтное изменение ситуации 41

2.2. Социально-психологические особенности инноваций 44

2.3. Социально-психологический климат в коллективе 59

Глава 3. Анализ деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы (на примере аптечной сети «Виола») 67

3.1. Общая характеристика организации 67

3.2. Анализ трудовых ресурсов 69

3.3. Инновационная деятельность в аптечной сети «Виола» 72

3.4. Анализ социально-психологического климата в коллективе аптечной сети «Виола» 73

3.4. Разработка и обоснование предложений по улучшению работы аптечной сети «Виола» 79

Заключение 82

Список литературы 85

Введение

Современные организации и учреждения, которые настроены на серьезную конкурентную состязательность, как на региональных, так и на международных рынках, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. Рассматривая историю рыночных эволюционных преобразований и взаимоотношений, можно заметить, что инновации являются непременными составляющими элементами бизнес-процесса для фирм, наиболее успешно действующих в конкурентной среде и ориентированных на сохранение и упрочение своих лидирующих позиций в обозримом будущем.

Слово «инновация» переводится на русский язык как «новизна», «новшество», «нововведение». [42] Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Новшество – оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности. [48, с. 14]

Нововведение – процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни общества и осуществления связанных с этим изменений. [4, с. 425]

Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью измене-ния объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. [48, с. 14-15]

Инновация – это идея, имеющая своей целью обрести экономическое содержание и быть востребованной обществом. От идеи до её реализации существует длительный путь, содержащий множество этапов и действий. Этот путь носит название инновационного процесса.

Инновационный процесс – деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание. [11, с. 11-12]

Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции.

Организации развиваются через нововведения. Но на их пути возникают различные барьеры-факторы: экономические, технологические, политические, правовые, социально-психологические и организационно-управленческие.

Цель данной работы состоит в раскрытии социально-психологических особенностей инновационного процесса в организации на примере аптечной сети «Виола», изучении возникающих при внедрении новой продукции про-блем и путей их решения.

Для достижения поставленной цели формируются следующие задачи:

а) дать определение понятиям «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность»;

б) изучить основные направления инновационной деятельности в организации;

в) изучить социально-психологические особенности инновационного процесса в организации;

г) охарактеризовать и проанализировать текущее состояние и особенности внедрения инновационных процессов в аптечной сети «Виола»;

д) выявить ключевые проблемы социально-психологического характера, возникающие в аптечной сети «Виола» в процессе внедрения инноваций;

е) выработать и обосновать предложения по улучшению работы аптечной сети «Виола».

Объект исследования - аптечная сеть «Виола».

Предмет исследования - социально-психологические особенности инно-вационного процесса в организации.

Актуальность данной работы заключается в том, что внедрение инновационной деятельности в организации и экономический успех напрямую зависят не только от грамотной постановки целей организации, но и от социально-психологического климата в коллективе, то есть разработки стратегии поведения руководителя.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили работы Веснина В.Р., Фатхутдинова Р.А.Э.Дандона, Лапина В.Н.Пригожина А.И. и др.; теоретические исследования российских и зарубежных специалистов, данные, опубликованные в научных и периодических изданиях, а также информация, собранная в процессе изучения и анализа объекта исследования.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе дипломной работы определена сущность понятий инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, её виды, методы внедрения, достоинства и недостатки.

Во второй главе дана характеристика социально-психологическим осо-бенностям инновационного процесса в организации, изучено конфликтное изменение ситуации, рассмотрены особенности социально-психологического климата в организации.

В третьей главе проведен анализ деятельности аптечной сети «Виола», выявлены социально-психологические особенности трудовых ресурсов организации, приведено обоснование предложений по улучшению работы исследуемой организации.

В заключении приведены основные выводы дипломной работы.

Практическая значимость исследования, несомненно, заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в деятельности по совершенствованию управления в организации, прогнозированию социально-психологических проблем в производственно-инновационной сфере организаций, в выработке конкретных предложений по усовершенствованию работы организации, а также в дальнейшем использовании его результатов для преподавания дисциплины «Менеджмент».

Фрагмент работы

1.1. Понятие инновации и инновационного процесса

1.1.1 Понятие инновации, её сущность и основные критерии

Термин «инновация» стал активно использоваться в отечественной и за-рубежной экономике как самостоятельно, так и для обозначения ряда родст-венных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. В литературе насчитываются сотни определений данному понятию. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.

В специальной литературе и официальных документах чаще всего ис-пользовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.

Определение «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов в XIX веке и означало тогда введение некоторых элементов одной системы в другую. Закономерности технологических нововведений стали изучаться только в начале XX века. Со временем толкование и основные подходы к трактовке этого понятия, как и сама теория инновационного управления, также претерпевают значительные изменения. Термин «инновация» был введен в научный оборот австрийским ученым Йозефом Алоиз Шумпетером в первом десятилетии XX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) И. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (то есть вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса. Он указал, что «…источником прибылей могут быть не только манипуляции с ценами и снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции…» [11, с. 11] Шумпетер выделял пять изменений в развитии: 1) использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обес-печения производства; 2) внедрение продукции с новыми свойствами; 3) ис-пользование нового сырья; 4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении; 5) появление новых рынков сбыта. Сам термин «инновация» Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века. При этом под инновацией И. Шумпетер подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Согласно Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

Со временем разные исследователи начинают трактовать эту экономическую категорию по-своему.

Заключение

Инновационная деятельность представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и стадиям.

Разработка и внедрение инновационной деятельности в организацию – длительный и очень дорогостоящий процесс. Инновационная деятельность характеризуется высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла.

В данной работе были отображены понятия инновационной деятельности, понятие инноваций, виды инноваций, изучены теоретические основы, основные принципы и актуальность инновационного процесса в организации. Действительно, в современных условиях организации немало значимым является социально-психологический аспект инновационной деятельности. Известно, что человеческий фактор в любом из процессов занимает главенствующую позицию, поэтому руководство любой из организаций, должно учитывать каким образом и какие нововведения повлияют на коллектив, не окажется ли цена внедрения новшества гораздо выше из-за того, что коллектив не примет его и окажет сильное сопротивление.

Данная работа показала основные принципы, которых нужно придерживаться, чтобы степень сопротивления оказалась не слишком высокой. Был сделан основной вывод, что для снижения степени сопротивления управляющее звено должно привлекать к проектированию изменений и принятию решений относительно характера изменений сотрудников организации.

В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от опти-мальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

Социально-психологические методы управления позволяют влиять на интересы людей. Регулировать межличностные отношения в коллективе, влияют на формы и развития трудового коллектива. Социально-психологические методы представляют собой совокупность приемов и способов социально - психологического воздействия на трудовой коллектив.

На примере аптечной сети «Виола» было продемонстрировано, что привлечение сотрудников на разных этапах внедрения изменений позволило руководству избежать внутренних и внешних конфликтов, опасности непринятия нововведения и, как следствия, угрозы деятельности всей организации.

Кроме того, нами были предложены обоснованные способы решения и усовершенствования социально-психологического климата в вышеуказанной организации, которые, мы надеемся, руководство аптечной сети «Виола» учтет оно пойдет только на пользу данной организации.

В заключении, необходимо еще раз подчеркнуть, что в современном, постоянно меняющемся мире, повышенной конкурентной борьбе организация не может выжить, если не будет соответствовать основным тенденциям, если не будет предоставлять услуги, соответствующие представлениям потребителей, если не будет использовать новые достижения научно-технического прогресса.

Все новые тенденции и веяния, требования со стороны потребителей и другое отражаются в инновационной деятельности организации.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Малышев А.А. Введение в конфликтологию. Как предупредить и разрешить межличностные конфликты. К.: МАУР, 1996. – 104 с.

2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. Спб.: Питер, 2004. – 224 с.

3. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. Учебник для вузов / А.В. Бусыгин. – М.: Финпресс, 2000. – 1056 с. – (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом).

4. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 2-у изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. – 504 с.

5. Веснин В.Р. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 240 с.

6. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – 296 с.

7. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учеб. Пособие. – М.: Дело, 1999. – 496 с.

8. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Ст. 138 / Кодексы и законы РФ. – СПб.: ИГ «Весь», 2007. – 992 с.

9. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во «ЭКСМО-ПРЕСС», 2001. – 420 с.

10. Дандон Э. Инновации: как определить тенденции и извлекать выгоду / Э. Дандон. – М.: Вершина, 2006. – 304 с.

+ еще 44 источника

Покупка готовой работы
Тема: «Социально-психологические особенности инновационного процесса в организации»
Раздел: Менеджмент
Тип: Дипломная работа
Страниц: 89
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика