Дипломная работа
«Социально-психологические аспекты управления персоналом предприятия»
- 62 страниц
Введение….3
Глава 1.Социально-психолигические аспекты управления персоналом: теоретические вопросы….5
1.1. Методы управления персоналом…5
1.2. Социально-психологические методы управления персоналом….14
1.3. Формирование оптимального социально-психологического климата….22
Глава 2. Анализ социально-психологических аспектов управления персоналом на ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля»…26
2.1. Общая характеристика предприятия….26
2.2. Анализ социально-психологических методов управления персоналом…36
2.3 Рекомендации по совершенствованию социально-психологического
климата….44
Заключение…53
Глоссарий….55Список источников…58
Список условных сокращений….61
Приложения…62
В современных условиях эффективное управление организацией основывается на эффективном управлении человеческими ресурсами, человеческим капиталом. Человеческий капитал – это совокупность имеющихся у людей профессиональных способностей, навыков, знаний и мотиваций. Это, прежде всего, интеллектуальный капитал. Он индивидуален, связан с нравственными установками, постоянной готовностью к учебе и развитию. Он формируется и развивается при эффективном управлении им, а такое управление основывается на целом комплексе социальных и психологических методов управления персоналом.
Социально-психологические методы управления персоналом, а также все социально-психологические аспекты управления связанны с мотивацией персонала, управления его деловой карьерой. Это способы и методы морального воздействия на человеческие ресурсы с учетом особенностей социальных отношений в группе и психологии людей.
С социально-психологическим методам относятся следующие:
установление моральных санкций и поощрений;
формирование и развитие у сотрудников инициативы и ответственности;
регламентация социальных норм в трудовом коллективе;
формирование благоприятного коллектива;
предупреждение и устранение конфликтов;
удовлетворение культурных потребностей сотрудников;
привлечение сотрудников к процессам управления организацией и др.
Социально-психологические аспекты управления связанны с применением социального механизма управления. При этом используются в основном неформальные факторы, т.е. интересы личности и коллектива в процессе управления. Таким образом, социально-психологические аспекты управления являются неформальной частью управления персоналом. При этом используются основные закономерности и методы социологии и психологии. При помощи социологических методов воздействуют на группы, а при помощи психологических на отдельных людей.
Стоит отметить, что эффективное управление современными высокообразованными интеллектуальными ресурсами не возможно без знания и применения социологических и психологических методов.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается важностью изучения социально-психологических аспектов управления персоналом в организации.
Объект исследования- система управления персоналом на предприятии.
Предмет исследования – социально-психологические аспекты управления персоналом системы управления персоналом на предприятии.
Цель исследования-изучение теоретических вопросов социально-психологического управления персоналом и анализ значимых социально-психологических аспектов на конкретном предприятии.
Задачи:
провести анализ методов управления персоналом4
рассмотреть социологические методы управления персоналом;
проанализировать психологические методы управления персоналом;
рассмотреть вопросы формирования оптимального социально психологического климата на предприятии;
провести анализ социально-психологических методов управления на конкретном предприятии;
проанализировать социально-психологический климат;
разработать рекомендации по совершенствованию социально-психологического климата на предприятии.
Методология исследования основывается на работах ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области управления персоналом. В рамках исследования были использованы следующие общенаучные методы: аналитический, системный, а также частнонаучные: опроса, оценки кадрового потенциала и др.
В работе использовались общетеоретические методы исследования, такие как: системный анализ, структурно-функциональный анализ, а также частнонаучные методы анализа кадрового потенциала.
По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка источников, глоссария, списка условных сокращений, приложений.
В настоящее время руководители большинства отечественных организаций не уделяют должного внимания анализу морально- психологического поведения своих сотрудников, не отводят достаточного времени для изучения социально-психологического климата в коллективе и поддержания его положительного уровня. Что же необходимо для создания положительного социально- психологического климата? На этот вопрос Рональд Дотт, глава компании «Уотт руп» (Кливленд, шт. Огайо) ответил следующим образом: «Если вы хотите, чтобы ваша фирма быстро росла и развивалась, то рецепт успеха здесь прост. Подберите хороших людей и дайте им возможность поработать на вас, не мешайте им делать это, не водите их на коротком поводке. Будьте готовы оказать поддержку, будьте внимательны, будьте учителем и советчиком, но заставьте их почувствовать себя свободными в своих словах и поступках, дайте им понять, что они вольны говорить вам в лицо все, что считают нужным, разрешите им делать то, что они умеют».
На наш взгляд, это обязанность непосредственно как руководителей, так и сотрудников кадровых служб организаций. Ведь именно совершенствование технологии управления персоналом способно в будущем привести организацию к желаемым результатам. По мнению А.Я. Кибанова, технология управления персоналом – это «совокупность приемов, способов, форм и методов воздействия на персонал в процессе его найма, использования, развития и увольнения с целью получения наилучших конечных результатов трудовой деятельности, которая регламентируется специальными нормативно-методическими документами».
Эффективность управления персоналом зависит от взаимного согласования решения отмеченных групп целей. Блок социальных целей – это достижение желаемого сотрудником удовлетворения потребностей. С точки же зрения руководства тот же блок целей должен включать в себя целевые задачи эффективного функционирования организации и условий их решения.
Цель управления персоналом сводится к решению двух блоков проблем:
содействует решению конкретных потребностей работников, удовлетворения которых они вправе требовать у администрации;
решает проблему эффективного использования персонала путем создания благоприятных условий труда.
Нематериальное стимулирование является неотъемлемым компонентом современных концепций и практик менеджмента организации, обеспечивающим их общую эффективность. Система нематериального стимулирования, построенная на социально-психологических методах управления, представляет собой не набор традиционных действий по формуле «стимул — реакция», а целостный комплекс мер, дополняющий материальные факторы и обеспечивающий вовлеченность сотрудников в трудовой процесс.
На наш взгляд, помимо подбора, отбора, адаптации, обучения, оценки, карьерного роста и высвобождения персонала необходимо вести работу по созданию и поддержанию положительного социально-психологического климата в коллективе. Важно анализировать уровень удовлетворенности персонала работой и атмосферой в организации, а также выявлять причины, снижающие эту удовлетворенность. Ведь от этого будет зависеть желание сотрудника продолжать работать в данной организации в соответствии с установленной миссией и целями.
Анализ социально-психологических аспектов управления персоналом на предприятии показал следующее.
1.Организационная структура управления персоналом является довольно эффективной, соответствует численности персонала возможностям бюджета предприятия, в ней присутствуют группы, занимающиеся основными направлениями управления персоналом.
2.На предприятии есть все обязательные локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, которые разработаны в отделе кадров.
3.Анализ кадрового потенциала показал, что необходимо акцентировать внимание на совершенствовании системы развития и мотивации молодых кадров среди всех профессиональных категорий для их закрепления на предприятии.
Таким образом, основная задача совершенствования системы управления персоналом – это формирование организационно-экономического механизма закрепления на предприятии молодых сотрудников на основе управления деловой карьерой.
Был разработан комплекс мероприятий по привлечению и закреплению молодых кадров:
планирование карьеры с составлением карьерограммы для каждого молодого сотрудника;
обучение;
формирование кадрового резерва на основе ежегодной аттестации.
Косвенный экономический эффект от привлечения и закрепления молодых кадров:
омоложение коллектива;
трансляция опыта и сохранение квалифицированных рабочих редких узкоспециализированных специальностей;
повышение творческого научного потенциала;
повышение уровня качества выполняемых проектов;
сохранение научных кадров за счет трансляции опыта;
больший уровень оперативности в выполнение научно-производственных заказов от государства и частных предприятий.
Список использованных источников
1 Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. – М.: Изд-во РЭА; Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 356 с.
2 Веснин В.Р. Основы управления. – М.: Кнорус. 2014
3 Дуракова И.Б. Управление персоналом: стратегия, маркетинг – М.: Кнорус.2014
4 Захарова Л.Н. Психология управления – СПб.: Питер. 2014
5 Игошина И.А. Организационное поведение – М.: ИНФРА-М. 2014
6 Краснова В.Н. Развитие персонала организации. – М.: Академия. 2014
7 Литвинюк А.А. Управление персоналом – Ростов н/Д.: Феникс. 2013
8 Лифинец А.С. Основы управления персоналом. – Иваново.: Дом книги, 2010. – 256 с.
9 Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Кнорус. 2010. – 398 с.
10 Магура М. Моральное стимулирование / М. Магура М. Кубатова // Управление персоналом. 2007. № 13-14.
11 Магура М. Моральное стимулирование / М. Магура М. Кубатова // Управление персоналом. 2011. № 13 – С. 32-36
12 Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М.: ЛТД. - 2010. – 399 с.
13 Митрофанова Е. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. № 8. С. 21-28.
14 Мишурова И.В. Управление персоналом – Ростов н/Д .: Феникс. 2011. – 443 с.
15 Новиков Д.А. Методология управления. – М.: Кнорус. 2014
16 Одегов Ю.Г. Управление персоналом. – М.: Академия. 2012
17 Пихало В.Т. Управление персоналом организации – СПб.: питер. 2013
18 Положение об организационной структуре ОАО «МВЗ им. Милля»
19 Пугачёв В.П. Руководство персоналом организации. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 250 с.
20 Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. -Ростов - на-Дону, - 2012. – 397 с.
21 Семенов А.К. Современный менеджмент. М.: Экономика. - 2013. – 497 с.
22 Соколова М.И., Дементьева А.Г. Управление человеческими ресурсами. – М., Высшее образование. 2007. – 315с.
23 Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: Гардарики. 2010. – 283 с.
24 Травин В.В. Мотивационный менеджмент: учеб.-практ. пособие. 3-е изд., перераб. (серия: «Модульная программа «Руководитель XXI века». Модуль III) / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. М.: Дело, 2012. – 467 с.
25 Управление персоналом в условиях социально-рыночных отношений. /Под ред.Р. Марра, Г. Шмидта.М. - 2010 - 491 с.
26 Управление персоналом организации: Учебник / Под ред.А.Я. Кибанова. – 3 – ое изд., доп. и перараб. – М.: ИНФРА-М – М: 2013. – 446 с.
27 Хигир Б.Ю. Нетрадиционные методы подбора и оценки персонала. – М.: Институт проблем и развития предпринимательства, 2011. – 309 с.
28 Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб.: Питер, 2011. – 301 с.
29 Шалавин С. Технический прогресс и персонал предприятия // Служба кадров. – 2009. - №6. – с. 71
30 Шаш Н.Н. Управление персоналом: Пособие для сдачи экзамена. –М.: Юрайт-Издат,2011. –184 с.
31 Щёкин Г.В. Теория кадровой политики. – Киев, 2010. – 401 с.
есть речь защиты, ответы на возможные вопросы комиссии, раздаточный материал
Тема: | «Социально-психологические аспекты управления персоналом предприятия» | |
Раздел: | Управление | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 62 | |
Цена: | 1550 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Организация и методы управления персоналом предприятия моао «седин
Курсовая работа:
Социальная психология управления ОАО СЭГЗ
Отчет по практике:
Организация управления персоналом
Отчет по практике:
АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ (преддипломная практика)
Курсовая работа:
Социально-психологические методы руководства в таможенных органах