Курсовая работа

«Особенности мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте»

  • 85 страниц
Содержание

ВВEДEНИE….….3

ГЛAВA I. ТEOPEТИЧECКИE ACПEКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Мотивационно-волевая сфера, основные мотивационные теории и классификация мотивов .6

1.2. Психологические особенности подросткового возраста ….…20

Вывoды пo I глaвe.….….29

ГЛAВA II. ЭМПИPИЧECКOE ИCCЛEДOВAНИE ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Oбщaя хapaктepиcтикa выбopки и мeтoдoв иccлeдoвaния….30

2.2. Aнaлиз и oбoбщeниe peзультaтoв эмпиpичecкoгo иccлeдoвaния….33

Вывoды пo II глaвe….….….….42

Зaключeниe….…44

Cпиcoк литepaтуpы….….….….46

ПPИЛOЖEНИE

Введение

Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационно-волевая сфера человека. В данную сферу входят потребности, желаний, стремления, цели и намерения человека. Как отмечала Л.И. Божович, потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходимость в возникновении и совершенствовании способов и средств, направленных на поиск и нахождение предметов их удовлетворения.

В зависимости от развития мотивационно-волевой сферы осуществляется развитие познавательных способностей ребенка, его навыков, умений, привычек, его характера.

Мотивация является одним из важнейших условий успешности или неуспешности учения ребенка. Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности, он более динамичен, чем познавательная и интеллектуальная сферы, изменения в мотивации происходят быстро. На динамичность, изменчивость мотивов указывал В.С. Мерлин.

Относительная динамичность, подвижность мотивации таит в себе и опасность. Если ей не управлять, может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Особенно опасным в этом отношении подросткового возраста, являющиеся переходным. Не сформированность мотивационно-волевой сферы может оказать влияние на все последующую жизнь подростка. Поэтому столь важно изучить особенности данной сферы в подростковом возрасте.

Тaким oбpaзoм, пpoблeмaтикa выявления особенностей мотивационно-волевой сферы подростков важна и актуальна во все всремена, так мотивация населения имеет свойство меняться со временем. В этой связи тpeбуeт cвoeгo дaльнeйшeгo изучeния, чтo и oпpeдeлилo выбop тeмы иccлeдoвaния: «Особенности мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте».

Цeль иccлeдoвaния: изучить особенности мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте.

Oбъeкт иccлeдoвaния: мотивационно-волевая сфера.

Пpeдмeт иccлeдoвaния: особенности мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте.

В cooтвeтcтвии c цeлью в диплoмнoй paбoтe пocтaвлeны зaдaчи:

1. Пpoaнaлизиpoвaть пpoблeму мотивационно-волевой сферы, рассмотреть основные мотивационные теории и классификация мотивов.

2. Oпиcaть психологические особенности подросткового возраста.

3. Изучить особенность мотивационно-волевой сферы подростков.

4. Сделать научные выводы.

Гипoтeзa иccлeдoвaния: мы предположили, что мотивационно-волевая сфера в подростковом возрасте имеет свои особенности.

В paбoтe иcпoльзoвaны тpи гpуппы мeтoдoв иccлeдoвaния:

1. Тeopeтичecкиe мeтoды: aнaлиз и oбoбщeниe литepaтуpы пo пpoблeмe иccлeдoвaния.

2. Эмпиpичecкиe мeтoды: пcихoдиaгнocтичecкиe мeтoды. C цeлью иccлeдoвaния особенностей мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте в были иcпoльзoвaны cлeдующиe мeтoдики:

1) методика определения направленности личности (автор Б.Басс),

2) методика диагностики личности на мотивацию к успеху (автор Т. Элерс),

3) методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (автор Т. Элерс),

4) методика ценностных ориентаций (автор Ш. Шварц).

3. Мeтoды мaтeмaтичecкoй oбpaбoтки дaнных – U-критерий Манна-Уитни.

Эмпиpичecкaя бaзa иccлeдoвaния: иccлeдoвaниe пpoвoдилocь в среднем oбpaзoвaтeльном учpeждeнии №1 Кигиского района. В нeм пpиняли учacтиe 60 испытуемых. Из которых 23 девочки и 37 мальчиков. Было организовано две группы испытуемых: подростков (30 человек) и юношей (30 человек). Средний возраст подростков 14 лет, юношей 17 лет.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы расширяют существующие представления об особенностях мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте.

Пpaктичecкaя знaчимocть иccлeдoвaния состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы преподавателями и психологами вузов и колледжей при планировании и методической подготовке учебных курсов, анализе успешности прохождения учебного материала, в учебно-воспитательной работе со студентами.

Cтpуктуpa paбoты: курсовая paбoтa cocтoит из ввeдeния, двух глaв, вывoдoв, зaключeния, cпиcкa литepaтуpы из 46 иcтoчников и пpилoжeния. Oбъeм paбoты 51 лиcт.

Фрагмент работы

ГЛAВA I. ТEOPEТИЧECКИE ACПEКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Мотивационно-волевая сфера, основные мотивационные теории и классификация мотивов

Мотивационно-волевая сфера включает в себя потребности, интересы, цели, мотивы, которые реализуются всегда только благодаря волевой компоненте. Воля – это способность человека к достижению своих целей. Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевое регулирование поведения человека детерминировано условиями, в которых он живет и трудится. Воля не является изолированным свойством психики человека, и поэтому рассматривается во взаимосвязи с другими сторонами сознания.

Рассмотрим подробнее понятие о мотивационной сфере.

Прежде чем определить понятие «мотивационная сфера личности», попробуем разобраться, что такое мотив и мотивация. Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Проблема мотивов и мотивации поведения – одна из центральных и наиболее трудных в психологии. Б.Ф. Ломов [29] считает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации принадлежит одна из ведущих ролей. Трудность здесь состоит в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического, они выступают как интегральные формы психического отражения. Интегральный подход к рассмотрению сущности и структуры мотивации и мотива, снимает большинство имеющихся противоречий. Этот подход позволяет посмотреть на ряд положений по другому, а также обосновать положение С.Л. Рубинштейна, что мотивы составляют ядро личности человека. Таким образом, зная особенности личности, можно в более значительной мере судить о мотивационной сфере человека, а изучая мотивационную сферу, мы тем самым изучаем и саму личность [39].

Между различными школами современной психологии намечаются существенные расхождения в некоторых конкретных деталях, связанных с трактовкой понятия мотив. Можно даже сказать, что и само определение мотива представляет определенную научную проблему. Прежде всего, возникла терминологическая неясность: предположено и даже как синонимы употребляются термины «мотивация» и «мотив».

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

В различных определениях мотивации выражается позиция психологов по такому вопросу о соотношении энергетической и содержательной сторон мотивации. Нередко встречается одностороннее понимание мотивации как чисто энергетического источника активности, не включающего в себя содержательную сторону. Так З. Фрейд все мотивационные закономерности понимал только как динамически - энергические; Фрейд считает, что мотивация - это энергетический аспект опыта и реакций; Браун и Фарбер определяют мотивацию как энергетическую, динамическую функцию в отличие от обучения как ассоциативной, регулятивной функции [18].

Многие российские психологи в понимании и в самом определении мотивации исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации. С.Л. Рубинштейн писал: «Мотивация –это через психику реализующая детерминация. Мотивация – это опосредованная процессом её отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности. Мотивация – по своему движущая сила человеческого поведения, занимающая ведущее положение в структуре личности, пронизывая её основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы. Некоторые из качеств характера выражают чисто динамические характеристики (устойчивость побуждений, переключаемость, возможности волевого подавления импульсивных влечений), другие, кроме динамической стороны выражают и некоторые содержательные характеристики (дисциплинированность, сознание ответственности, общительность) [39].

Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. В качестве мотива назывались самые различные психологические феномены. Это - намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (Х. Хекхаузен); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалёв); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин). Недаром А.Н. Леонтьев писал, что работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации – до такой степени различны те значения, в которых употребляется термин – мотив, и что понятие мотива превратилось в большой мешок, в который сложены самые разные вещи. Так любая причина поступка, исторического и экономического развития человечества называется мотивом [27].

В ряде работ, мотив рассматривается исключительно как интеллектуальный продукт мыслительного процесса. Ж. Годфруа пишет, что мотив - это соображение, по которому субъект должен действовать [11]. Х. Хекхаузен в книге «Мотивация и деятельность» [41], которая представляет собой фундаментальное исследование по мотивационным процессам, говорит: мотив - это конструкт мышления, то есть теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен. Он пишет, что в действительности никаких мотивов не существует, они ненаблюдаемы непосредственно и поэтому не могут быть представлены как факты действительности. А.Н. Леонтьев считал, что мотивы относятся только к деятельности, но не к действиям, хотя в 1956 году он отмечает, что мотив побуждает отдельное, частное действие. Далее, в более поздних работах он утверждал, что действие не имеет самостоятельного мотива, и рассматривал его только в рамках деятельности, каждое действие в составе деятельности не имеет собственного мотива, но это не значит, что эти действия не мотивированны [27]. Просто для деятельности и действий, входящих в неё, имеется общий мотив. Однако цель деятельности и цель каждого действия, входящего в эту деятельность, не совпадают, хотя и те и другие обусловлены смыслом деятельности как своеобразным стержнем осуществляемой программы. Но может ли быть немотивированным сознательно совершаемый поступок? Поэтому самостоятельные действия должны иметь мотив. В то же время само действие может выступать в качестве деятельности, если оно выполняется в процессе работы. Рассматривая подобные случаи, А.Н. Леонтьев пишет, что когда одни и те же действия становятся деятельностью, то эта деятельность приобретает самостоятельный мотив. Подобные случаи он обозначает как «сдвиг мотива на цель» [27].

Согласно же представлениям Р.А. Пилояна, мотив, психологией, получила широкое распространение точка зрения, согласно которой под мотивом следует понимать именно опредмеченную потребность [34]. Автор психологической концепции деятельности А.Н. Леонтьев [27] отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность. Разработанная в трудах известных российских психологов концепция личности и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) исходит из того, что за мотивами стоят те или иные потребности. При всех разночтениях, имеющихся в современной психологии, понимание мотива как побудительной причины поступков и деятельности, связанной с удовлетворением потребностей, не вызывает сомнения. А.А. Реан считает, что объединять в структуре мотивации потребности и мотивы, значит лишить термин «мотив» какого-либо самостоятельного содержания [39].

Итак, под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.

Исходя из современных психологических представлений о мотивации (В.К. Вилюнас, В.И. Ковалёв, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.), мы будем понимать под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определённую иерархию и выражающих направленность личности.

Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен (но разный у разных авторов).

Монистические представления о сущности мотива

Мотив как потребность

Соотношения между потребностями и мотивами, исходя из высказанных в психологической литературе точек зрения, можно систематизировать следующим образом:

потребность даёт толчок к возникновению мотива;

потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, то есть после нахождения предмета, могущего её удовлетворить;

потребность - часть мотива (В.А. Иванников [17], например, считает, что если побуждение принять за мотив, то частью этого побуждения является потребность);

потребность и есть мотив (Л.П. Божович, А.Г. Ковалёв, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и многие другие).

Е.П. Ильин считает, что отождествить мотив с потребностью не позволяет следующее:

1) потребность не полностью объясняет причину конкретного действия или поступка, ведь одна и та же потребность может быть удовлетворена разными средствами и способами;

2) мотив - потребность отделяется от идеальной (представляемой человеком цели, поэтому не ясно, почему мотив имеет целенаправленность;

3) принятие потребности за мотив ведёт к тому, что говорят об удовлетворении мотива, потребности, о цели как средстве удовлетворения мотива, а не потребности, о наследственных и приобретённых мотивах [18].

Таким образом, при принятии потребности за мотив остаётся много вопросов, неясностей и появляется некорректность в использовании терминов и словосочетании. Поэтому закономерны попытки ряда психологов подойти к пониманию мотива с других позиций. Однако в современности потребности фактически отделяются от мотива.

Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности).

С.Л. Рубинштейн [39] предмет удовлетворения потребности рассматривает как цель, когда говорит о том, что, включаясь в практическое осознание субъектом отношения к его потребности, предметы становятся объектами его желаний и возможными целями его действий. Поэтому, когда А.Н. Леонтьев [27] и сторонники его точки зрения говорят о предмете, могущем удовлетворить потребность, как о мотиве, правомерно отнести эту точку зрения к той группе представлений, в которой в качестве мотива выступает цель (хотя сам А.Н. Леонтьев и его последователи в большинстве высказываний этот мотив отделяют от цели, принимая в качестве последней только действие по удовлетворению потребности или вообще не уточняя её). Следует отметить, что мотивом деятельности он называл как идеальный (представляемый), так и материальный предмет потребности. Поэтому для А.Н. Леонтьева стакан с водой тоже является мотивом.

Некоторая прямолинейность высказываний А.Н. Леонтьева даст основание для фактически буквального их понимания, что, естественно, вызывает критику его представлений о мотиве со стороны ряда психологов (К.А. Абульханова-Славская, Т.Ш. Ангуладзе, Л.И. Божович, И.В. Имедадзе).

Такая позиция А.Н. Леонтьева близка представлениям К.Левина, писавшего, что вещи и события мира для нас не нейтральны: многие из них предъявляют по отношению к нам определённую волю. Сила требований, с которыми подступают к человеку вещи, может быть различна: от непреодолимого влечения до слабого «напрашивания». Но К. Левин ставит побудительную силу вещей в связь с потребностями субъекта: изменение «характера требований» протекает соответственно изменениям потребностей и интересов человека [18].

Заключение

Проведенный нами теоретический обзор литературы по проблеме особенностей мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте позволил сделать следующие выводы:

1) мотивационно-волевая сфера включает в себя потребности, интересы, цели, мотивы, которые реализуются всегда только благодаря волевой компоненте. Воля – это способность человека к достижению своих целей. Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

2) на сегодняшний момент до конца не ясно как определить понятия мотив и мотивация. Различные авторы оперируют разными термины. Единого мнения о сущностной характеристи мотивации нет.

3) проанализировав источники, можно выделить некоторые условия, влияющие на протекание подросткового возраста: отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, физиологические особенности, школьная успеваемость, степень развития познавательной сферы и сформированность творческих интересов.

4) с важностью изучения мотивационно-волевой сферы подростков соглашаются все исследователи, т.к. особенность этой сферы определяется основными характеристиками возраста. В нем происходят кардинальные изменения в личности человека. Эти изменения могут приобретать как положительный, таки отрицательный характер.

После проведенного эмпирического исследования особенностей мотивационно-влевой сферы подростков мы можем сделать вывод о том, что:

1) ведущей направленностью личности в группе подростков является направленность на себя у 53% – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, агрессивность в достижении статуса, властность и у 55% выявлена направленность на общение – это стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, на социальное одобрение, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. У 35% подростков – направленность на деятельность – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. В группе юношей у 45% выявлена направленность на общение, у 65%– направленность на деятельность и у 47% испытуемых– направленность на себя. Однако статистически значимых различий выявлено не было.

2) в группе подростков преобладает у 64% испытуемых умеренно высокий уровень мотивации к успеху – желание хорошо, правильно выполнять задание, получить нужный результат. У 25% – средний уровень, у 11% испытуемых – слишком высокий уровень мотивации к успеху, то есть преобладает ориентация на качество и результативность обучения. Низкий уровень мотивации к успеху в данной группе студентов не выявлен. В группе юношей у 75% преобладает средний уровень мотивации к успеху, у 25% испытуемых выявлен умеренно высокий уровень мотивации к успеху. В данной группе не выявлено слишком высокого и низкого уровней мотивации к успеху. Были выявлены статистически значимые различия.

3) в группе подростков преобладает у 57% испытуемых умеренно высокий уровень мотивации к избеганию неудач. У 32% – средний уровень, у 11% студентов - слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач. Низкий уровень мотивации к избеганию неудач в данной группе студентов не выявлен. В группе юношей у 75% преобладает средний уровень мотивации к избеганию неудач, у 17% испытуемых выявлен умеренно высокий уровень мотивации к избеганию неудач и у 8% – низкий уровень. В данной группе не выявлено слишком высокого уровня мотивации к избеганию неудач. Были выявлены статистически значимые различия.

4) для подростков значимой являются такие типы ценностных ориентаций как самостоятельность, достижение – это независимость мышления и выбора действий, творчество, личный успех, любознательность. Для юношей значимы типы ценностных ориентаций гедонизм – это такие ценности как удовлетворение желаний, развлечения, удовольствие, стремление к новизне, смелость, изменчивая жизнь. Были выявлены статистически значимые различия.

5) имеются существенные различия между группами подростков и юношей в мотивациях избегания неудач и мотивации успеха, а также ценностных ориентациях. Что говорит о том, что наша гипотеза подтвердилась.

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2005. – 272 с.

2. Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера [Текст] / Ю.М. Антонян, В.В. Юстицкий. – М., 2000.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. [Текст] / В.Г. Асеев. – М.: Мысль, 2006. – 158 с.

4. Бодалев А.А. Мотивация и личность [Текст]: Сборник научных трудов / А.А. Бодалев. – М.: АПН СССР, 2007. – 387 с.

5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: «Питер Пресс» ООО, 2009

6. Божович Л.И., Благонадёжина А.А. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович, А.А Благонадёжина. – М.: Педагогика, 2007. – 180 с.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов – СПб.: Питер, 2008. – 528 с.

8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. – М.: МГУ, 2005. – 288 с.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. [Текст] / Том 4. Детская психология. Педология подростка. – М.: Говорящая книга, 2005.

10. Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / Я.И. Гилинский // Бюллетень защиты прав ребенка. – СПб.: Питер, 1994. – С.10.

11. Годфруа Ж. Что такое психология. [Текст] / Ж.Годфруа. Т.1. – М.: Мир, 2008. – С 101-110.

12. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения [Текст] / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 2006.

13. Девиантное поведение подростков. Наркотизм, криминальность, экстремизм [Текст] . – М.: Анахарсис, 2004.

14. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности [Текст] / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С.126 – 130.

15. Драгунова Т.В. Некоторые вопросы формирования личности в подростковом возрасте [Текст] / «III Всесоюзный съезд Общества психологов СССР», т. 2, – М., 1968.

16. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. – 336 с.

17. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А.Иванников. – М.: Просвещение, 1991. – 274 с

18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 512 с.

19. Имедадзе И.В. Потребность и мотив в поведении человека [Текст] / И.В. Имедадзе // Человек в системе наук / Под ред. И.Т. Фролова. –- М., 2005. – 450 с.

20. Иовчук И.М., Северный А.А. Депрессии у детей и подростков [Текст] / И.М. Иовчук, А.А. Северный. – М.: Школа - Пресс, 2006.

21. Кле М. Психология подростка. Психосексуальвое развитие [Текст] / М. Кле. – М.: Педагогика, 1991.

22. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность [Текст] / В.И. Ковалев. – М.: Наука, 2008. – 192 с.

23. Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации [Текст] / И.Г. Кокурина. – М.: Изд-во Моск.ун-та, – 2000. – 56 с.

24. Кокурина И.Г. Социально-психологический анализ смыслообразующей функции мотивации жизнедеятельности социального индивида [Электронный ресурс] / И.Г. Кокурина // Режим доступа: h**t://w*w.psy.msu.r*/science/public/kokurina/kokurina2007.pdf

25. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.

26. Краткий психологический словарь [Электронный ресурс]: сл. /Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд.,расш.,испр.и доп. – Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 2008.// Режим доступа: h**t://shp.by.r*/psy/lit/psy_enc/txt/m48.shtm.

27. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 2003. – 304с.

28. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во Эксмо-Пресс, 2000.

29. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 2004. – 432с.

30. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте [Текст] / О.П. Макушина // Вопросы психологии. – №5. – сентябрь-октябрь 2002.

31. Мартин П., Ричи Ш. Управление мотивацией [Текст] / П.Мартин, Ш. Ричи. – М.: Юнити, 2004. – 399 с.

32. Маслоу А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.

33. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека [Текст] / В.С. мерлин. – Пермь, 1972.

34. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 2006. – 256 с.

35. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм [Текст] / Ю.Б. Можгинский. – СПб, 2003.

36. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка [Текст] / Н. Ньюкомб. – СПБ.: Питер, 2003.

37. Психология подростка [Текст] / под ред. Реана А.А. – М.: Прайм-Еврознак, 2008.

38. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб.: «Питер», 2000.

39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 712 с.

40. Файзулаев А.А. Принятие мотива личностью [Текст]/ А.А. Файзулаев // Психологический журнал. – 2005.– №4.– С.44-51.

41. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб.: Питер; – М.: Смысл, 2003. – 860 с.

42. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения [Текст] / В.Д. Шадриков. – М., Логос, 2003. – 136 с.

43. Шахова В.А., Шапиро С.А.Мотивация трудовой деятельности [Текст] / В.А. Шахова, С.А. Шапиро. – М.: Альфа-Пресс, 2006. – 332с.

44. Эльконин Д.Б. Психическое развитие школьников [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 1976.

45. Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис» [Текст] / Э .Эриксон. – М.: «Прогресс», 2006.

46. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П.М. Якобсон. – М.: 1989. – 471с.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 85
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика