Курсовая работа
«Конфликтность в подростковом возрасте»
- 46 страниц
Введение 11
Глава 1. Теоретические основы конфликтности в подростковом возрасте 14
1.1 Личностные особенности подростка 14
1.2 Понятие, сущность и причины конфликтов 22
1.3 Конфликты подросткового возраста 34
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Эмпирическое исследование конфликтности в подростковом возрасте 40
2.1 Организация и методы исследования….40
2.2 Анализ результатов исследования 42
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Литература 52
Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении подростка позволяет наметить конкретные приемы воспитательной работы. Конфликтность личности определяется действием таких психологических факторов, как особенность темперамента, уровень агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также рядом социальных факторов – условиями жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры. Таким образом, конфликтность – это комплексный показатель, который связан с личностными предпосылками.
Методологической основой исследования явились работы Д.И. Фельдштейна, А. Бандура и Р. Уолтерс, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей. Ряд ученых, таких как П.П. Бельский, И.А. Невский, С.А. Беличева предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.
Цель работы: изучить особенности конфликтности в подростковом возрасте.
Объект исследования – конфликтность.
Предмет – конфликтность в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Описать личностные особенности подростков.
2. Охарактеризовать понятие, сущность и причины конфликтов.
3. Сформулировать виды конфликтов подростков.
4. Раскрыть методы диагностики конфликтности в подростковом возрасте.
5. Провести эмпирическое исследование конфликтности в подростковом возрасте.
6. Провести анализ результатов и обобщить выводы.
Гипотеза исследования: Самооценка конфликтных подростков отличается от личностных качеств неконфликтных. Мы предполагаем, что высокая самооценка говорит о высоком уровне конфликтности.
Методики исследования:
– методика Томаса К.Н.;
– опросник Казанцевой Г.Н. (самооценка);
– методика исследования самоотношения Пантелеева С.Р. (МИС);
– методика Кеттела.
Эмпирическая база исследования: ФБОУ СОШ №45, 9 Г класс, из которых 17 девочек и 13 мальчиков.
Практическая значимость. Проведенное исследование может быть использовано педагогами и воспитателями школ, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологами для составления программ психокоррекционной работы с подростками.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы с выводами, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические основы конфликтности в подростковом возрасте
1.1 Личностные особенности подростка
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства» [20].
Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушается прежняя слаженность в деятельности организма, которая еще не отрегулирована новой системой его функционирования, что является основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности [12].
Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные [13]. В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.
Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д. [7].
Подростковый возраст, по словам Л.С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении [8].
Л.С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества [3].
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, – это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом «бури и натиска», описал 3 типа развития отрочества:
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».
Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека – любовь и ее проявления в подростковом возрасте [16].
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие «серьезная игра». Примером «серьезной игры» могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство) [11].
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса «Кто я» может быть найдено только путем столкновения с действительностью [6].
Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:
1. Возникают трудности и отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне её.
2. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
3. Подросток начинает вести дневник.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости, равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными «взрослыми умениями» – социальная и интеллектуальная взрослость [23].
В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие (Шаповаленко 2005):
1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учёбы и т.д. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой возникновения таких реакций, - психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.
2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совершаемых как протестные.
3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актёру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.
4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребёнок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости – настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности и ранимости – к общественной деятельности и т.д.)
И.В. Шаповаленко (Шаповаленко 2005) отмечает, что собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:
1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из – под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.
2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.
3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определённым стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведения и быть причиной асоциальных поступков.
4. Реакция увлечения (хобби - реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков – мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально – эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому – либо определённому предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов [4].
5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.)
Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции.
Критериями патологичности поведенческих реакции считают распространённость этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации в целом. Очень важно вовремя дифференцировать патологические и непатологические формы нарушений поведения, поскольку они нуждаются в разных формах педагогической и социальной помощи, а в некоторых случаях требуется и медикаментозная терапия.
По мнению Х. Ремшмидта [21,156], важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоление проблем и трудностей. Часть из них складывается ещё в детстве для разрешения несложных ситуаций (неудачи, ссоры) и становятся привычными. В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями.
Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации выделяют конструктивные и неконструктивные стратегии [30].
Конструктивные стратегии решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникают чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем
Конструктивные способы, как считает И.В. Шаповаленко (Шаповаленко 2005) это:
• достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);
• обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой», «решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратилась к специалисту»);
• тщательное обдумывание проблемы и различных путей её решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно; «не делать глупостей»);
• изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);
• изменение в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сама»).
Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляет собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительно благополучия. И.В. Шаповаленко (Шаповаленко 2005) относит к неконструктивным способам:
– формы психологической защиты – вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на всё поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);
– импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);
– агрессивные реакции.
Итак, в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых, стремление противопоставить себя взрослому, резко выделить свою, особую позицию и свои права как независимого субъекта. Подросток одновременно и настаивает на признании принципиального равенства прав с взрослыми, и по – прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и значим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских» форм контроля, требований послушания, выраженной опеки. Опасностью этой стадии является ролевое смещение, потеря механизма интеграции собственных проявлений жизни. Для того чтобы компенсировать его, подростки развивают идентификацию со сверстниками, где сама принадлежность к группировке гарантирует переживания «своих» людей как «моих», где верность группе культивируется как верность себе.
Подросток потенциально готов к освоению морали, так как он уже переживает необходимость в интегративных механизмах, позволяющих сохранить его Я от воздействия других людей. У него уже есть готовность к организации своей жизни в соответствии с концепцией жизни, недаром мировоззрение подростков часто называют идеологизированным; он еще только определяет свое место среди людей, свое место в обществе, с которым он уже может общаться на равных. Он готов к воплощению идей лучшей организации жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликта показал, что наибольшее количество исследований принадлежит представителям зарубежной социологии и психологии.
Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. Большинство авторов указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешне средовых условий таких как, психолого-педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье, отношения к самому себе, отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.
В подростковом возрасте преобладают межличностные и внутриличностные конфликты. Проведенное нами исследование показало, что в нашей выборке преобладает поведение в конфликте – компромисс. Самооценка у испытуемых адекватная. Предполагаемая нами гипотеза не доказана.
Анализ результатов изучения общей самооценки показал, что половина наших подростков имеют адекватную самооценку
Методика исследования самоотношения Пантелеева С.Р. (МИС) показала, что в основном всех испытуемых преобладают средние показатели по всем шкалам.
Анализ методики Пантелеева С.Р. по выборке дает хорошие результаты. Мало испытуемых с критическими баллами, в основном самоотношение к себе положительное.
При анализе опросника Кеттелла мы опирались на фактор С, эмоциональная стабильность, куда входят и данные уверенность в себе.
При анализе и обработке данных наша гипотеза не доказана. Значит, самооценка конфликтных подростков не отличается от личностных качеств неконфликтных и высокая самооценка не говорит о высоком уровне конфликтности.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити, 2001. – 552 с.
2. Бабосов Е.М. Социальные конфликты и управление ими. Теория и практика менеджмента конфликтов. М.: Дикта, 2009. – 396 с.
3. Богданов Е.Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
4. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
5. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с.
6. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. - 288 с.
7. Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2012. – 432 с.
8. Еременко М.Я. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. М.: Панорама, 2008 . – 64 с.
9. Зазыкин В.Г., Оболонский Ю.В. Психологическая реальность конфликтов. М.: Институт психотерапии, 2013. – 384 с.
10. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов – на / Дону, 2008. – 234 с.
11. Здравомыслов А.Г., Социология конфликта М.: Аспект Пресс, 1996.- 318 с.
12. Кильмашкина Т.Н. Социальные конфликты: конфликтология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 287 с.
13. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2008. – 232 с.
14. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 2002. – 208 с.
15. Льюис Коузер. Основы конфликтологии. СПб: Питер, 1999. - 163 с.
16. Льюис Коузер. Функции социального конфликта. СПб.: Питер, 1996. – 230 с.
17. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. М.: Педагогическое общество России, 2004. – 160 с.
18. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассника: психологические тесты. М.: Феникс, 2008. – 187 с.
19. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. М.: Речь, 2009. – 544 с.
20. Реан А. Психология человека от рождения до смерти. Младенчество, детство, юность, взрослость, старость. М.: Прайм, 2010. – 411 с.
21. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Перевод с немецкого Г. И. Лойдиной. - Под редакцией Т. А. Гудковой. М.: Мир, 1994. – 319 с.
22. Серочудинов Е.С., Панасюк Д.О. Управление конфликтами: исследование и оценка методов. // Современные научные исследования и инновации, 2012, №2. – 5 с.
23. Слепухина Г.В. Нравственное развитие старшеклассников в социально – педагогическом процессе. М.: МПСИ, Багира – 2, 2006. – 188 с.
24. Справочник практического психолога. Психодиагностика. / Под ред. Посоховой С.Т. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – 671 с.
25. Титкова Л.С. Внутри групповая конфликтность студентов вузов и факторы, влияющие на нее. 2004. - 19 с
26. Цветков В.Н. Психология конфликта. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013. – 183 с.
27. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб: Питер, 2003. – 256 с.
28. Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. М.: Просвещение, 2001. - 236 с.
29. Хухлаева О.В. Кризисы взрослой жизни. М.: Генезис, 2008. – 302 с.
30. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
31. Шпрангер Эдуард // Новая философская энциклопедия: в 4 тт. / Под. ред. В. С. Стёпина. — М.: Советская энциклопедия, 2010. — 2816 с.
32. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2010. – 450 с.
33. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. – 456 с.
Тема: | «Конфликтность в подростковом возрасте» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 46 | |
Цена: | 1300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Конфликты в подростковом возрасте
Курсовая работа:
Особенности социальной адаптации в подростковом возрасте
Дипломная работа:
Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте
Дипломная работа:
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по профилактике конфликтов в подростковой среде
Дипломная работа:
Исследование коммуникативных способностей личности в подростковом возрасте